Тем более не должно бы нам злословить друг друга, хотя бы при негодовании богоугодном; ибо и Михаил архангел, когда говорил с дьяволом , споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь ( Иуд.1:9 ). Потому и Павел говорит Тимофею: рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти, незлобиву 54 ( 2Тим.2:24 ). Наблюдайте за собою, – говорит всем нам Господь наш, – если согрешит против тебя брат твой, выговори ему: и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится и скажет: признаюсь, что худо сделал, – прости ему грех его ( Лк.17:3, 4 ). Чтобы кто не подумал, что действительно до семи только раз нужно прощать кающегося брата, Господь сказал Петру: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:21, 22 ), т. е. сверх всякого счета. Если вы будете прощать людям согрешения их, – говорит еще Господь, – то и вам простит Отец ваш небесный; а если не будете прощать, то и Он не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14, 15 ). Вот какой договор с нами поставил Судья небесный, Которому Бог Отец отдал все во власть (Ср. Ин.17:2 ). И чтобы мы яснее могли познать эту истину, Господь Спаситель наш сказал нам еще притчу. Некоторый царь захотел произвести суд над своими должниками, и был представлен царю имеющий на себе долгу десять тысяч талантов. Царское одолжение и долг для подданного неоплатный! Десять тысяч талантов – это по нашему счету 25 миллионов 800 тысяч рублей. Должник же не имел чем заплатить, и царь приказал продать его, и жену его, и детей его, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал пред царем и, кланяясь, говорил: «Государь, потерпи на мне, и все тебе заплачу». Такою просьбою умилосердился царь, отпустил его и весь долг простил ему. Раб же тот, вышедши, встретил одного должника своего, который должен ему был сто динариев (цена динарию 21 коп. с половиной), долг незначительный, всего 21 руб. 50 копеек. Но жестокосердый, схватив за горло своего должника, давил его и говорил: «Отдай мне, что должен». «Потерпи на мне, – умолял должник, – и все отдам тебе». Но тот не хотел, повел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Видевшие это товарищи его весьма огорчились, и пошли, и сказали царю. Царь, призвав заимодавца, гневно сказал: «Злой раб! простил я тебе весь долг, потому что ты упросил меня; не следовало ли и тебе простить, пожалеть должника своего, как я пожалел тебя?» И отдал его истязателям, пока не уплатит всего долга. Так и Отец Мой небесный, – говорит Господь, – поступит с вами, если не простите каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Ср. Мф.18:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вс к вцы заблдихомъ: человкъ пт своег заблд, и гдь предад єго грхъ ради нашихъ. 6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Ст. 6. Люди блуждали, подобно стаду овец, не имеющих пастыря ( Числ.27:17 ; 2Пар.18:16 ), каждый шёл своей дорогой ( Рим.1:24 ), и Господь пригвоздил в Отроке Господнем, как пастыре их, лукавство всех их, ср. Зах.13:7 . 1Пет.2:25 . Евр. выражение: =в р.-с. и Господь возложил на Него вину всех нас, Симм. переводит: κα κριος καταντσαι πιησεν ες υτν τν νομαν πντων μν, бл. Иероним et Dominus posuit in eo iniquitatem omnium nostrum. «Или, – говорит бл. Иероним по сему поводу, – Он предал Его за грехи наши, чтобы он вместо нас понёс то, чего мы, по причине слабости сил, не могли понести». В основу выражения положен образ, взятый из обряда возложения первосвященником в день очищения на голову козла отпущения грехов и беззаконий сынов израилевых ( Лев.16:21–22 ). з. И той, зан бысть, не верзаетъ устъ своихъ: к вча на заколенїе ведес, и к агнецъ пред стригщимъ єго безгласенъ, так не верзаетъ устъ своихъ. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ст. 7. Сурово влекомый и поносимый, Отрок Господень не отверзает уст Своих, – подобно овчати, ведомому на заклание, подобно агнцу, безгласному пред стригущим Его (ср. Ис.11:19 ). Этот ст. и последующий читал тот эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, когда, по внушению Духа Божия, подошёл и пристал к его колеснице св. Филипп, который и благовествовал ему об Иисусе, наченъ писанї сег ( Деян.8:28–35 ). Древнехристианские экзегеты видели в этих словах пророчество о молчании Иисуса Христа во время суда над Ним. «Он, – говорит блаж. Феодорит, – до Своего страдания говоривший ночью и днём, произнося полезное учение, во время страдания молчал». Ср. Мф.16:62–63; 27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10. 1 -е сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. «истязуем был», 70 оставили без перевода. Сим Пешито Иерон. Тарг. читали здесь почему Сим. προσηνχϑη, Вульг. oblatus est, Пеш. kreb.; но Тарг. – просил, молился, – разумея здесь приближение к Богу для молитвы. В 5 евр. код. читается также .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

33. Ин. 13:33 . Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Ин. 7:34, 8:21, 13:37 . Дети: собственно – детки или деточки, – слово, не встречавшееся ещё в Евангелиях. Это нежное, глубоко задушевное название вылилось из глубокого чувства предстоящей скоро разлуки с ними, разлуки при тяжёлых и искусительных для их веры обстоятельствах. – Не долго уже Мне быть с вами: в таком виде и в таких отношениях, какие продолжались доселе не долго, потому что оставалось уже немного часов до того часа когда Его насильственно возьмут от них в саду Гефсиманском осудят и предадут смерти; по воскресении же Своём Он будет уже в ином образе и в других отношениях с ними, только являясь им по временам, а потом видимым образом совершенно оставит их и вознесётся на небо. К этому времени – по вознесению – Господь обращает теперь взор их, говоря: будете искать Меня, т. е. возжелаете последовать за Мной, чтобы найти Меня и быть со Мной, но этого до времени не нужно; вы должны оставаться в мире для распространения и утверждения на земле Царства Моего, а потому вы не можете теперь последовать за Мной и прийти туда, куда Я иду, на небеса в славное, торжествующее на небесах Царство Мессии. – Как Я сказал Иудеям (ср. 7:34; 8:21): с тем различием, что Иудеям сказано это в угрозу и наказание при прямом указании, что они не найдут Его никогда, если не уверуют в Него, и умрут во грехах своих, тогда как апостолы не могут прийти к Нему только до времени, а потом Он возьмёт их к Себе, чтобы и они были там, где и Он (14:3). «Иудеям Он говорил это с тем, чтобы устрашить, а апостолам – чтобы воспламенить в них любовь» (Злат.). 34. Ин. 13:34 . Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Ин. 15 д.; 1Ин. 2 д.; 1Ин. 3:11, 14:23, 4:20 д. 35. Ин. 13:35 . По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Мф. 7:12 ; Гал. 6:2 ; Рим. 13 д. Заповедь новую даю вам: оставляя вас для деятельности в распространении и утверждении в мире сем Царства Моего, доколе не возьму вас к Себе (14:3), Я для руководства вам в вашей деятельности даю вам новую заповедь, исполнением которой вы будете отличаться от всех, как именно Мои ученики, и по исполнению которой вас будут все узнавать именно как Моих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В) Дух Святой в первохристианской общине Мы видим действие Духа Святого на протяжении всего времени становления апостольских общин: в их зарождении, их медленном росте, в существующем в них разнообразии даров и служений, в свидетельстве об умершем и воскресшем Христе, в повседневной евхаристической жизни, где созидается христианская община. 1 . Признаки Духа. Мы знаем, в какой степени апостольская проповедь сопровождалась необычайными явлениями Духа Святого. Апостол Павел напоминает солунянам о первых признаках Духа: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением... И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого» ( 1Сол.1:5–6 ). Отличительные черты апостола, говорит Павел коринфянам, были явлены среди вас: долготерпение, чудеса и знамения ( 2Кор.2:12 ; 1Кор.2:4 ). Подчеркнем здесь особое место, отводимое в этом перечне даров Святого Духа терпению: «при многих скорбях с радостью Духа Святого». Можно также отметить пневматологический финал заповедей блаженств в первом послании Петра: «Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас» ( 1Пет.4:14 ; ср. 1Пет.3:14 ). Удивительным образом в послании продолжается та богословская тема, которая начата апостолом в первых главах книги Деяний. В них, в качестве центра его учения, выделяется тема непорочного Агнца, кровью Которого мы «искуплены от суетной жизни» ( 1Пет.1:18–20 ). Тот самый апостол, который в дни земной жизни Спасителя хотел отговорить Его от крестного пути ( Мф.16:21–23 ), который хотел увековечить момент Фаворской славы ( Мф.17:4 ), который утверждал, что последует за Христом до конца, и который был готов поднять меч за Него ( Мф.26:35, 51–54 ), но трижды отрёкся в ночь Страстей, этот апостол, когда познает тайну Искупления, будет восстановлен в любви Воскресшего Господа. Слезы покаяния и исповедание ( Ин.21:15–17 ) сокрушат его сердце и оставят в нем неизгладимый след. То, что было труднее всего принять в учении Христа: Откровение о тайне заколаемого непорочного Агнца, Мессии Страждущего и исполненного Духом ( Мф.12:18 , ср. Ис.42:1 ), – именно это, после схождения Святого Духа в день Пятидесятницы, станет основной темой проповеди апостола Петра и всех апостольских писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Лк.10:21 .  В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Лк.10:22 .  И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Лк.10:23 .  И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Лк.10:24 .  ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Эти слова, согласно евангелисту Матфею, были произнесены при других обстоятельствах ( Мф.11:25–27, 13:16–17 ). Можно думать, что настоящее место изречениям Христа именно здесь, где их приводит евангелист Лука, потому что они вполне отвечают контексту речи. «В тот час», т.е. в час возвращения 70-ти. «Возрадовался», как отец, радующийся успеху его детей (Феофилакт). «Духом» – по лучшему чтению: «Духом Святым». Дух Святой исполнял Христа ( Лк.4:1 ) и был, так сказать, постоянным возбудителем Его к Мессианской деятельности. А в настоящий раз Христос и выступает именно как Мессия, Царь Своего Царства, раздающий награды Своим верным служителям. «Сие», т.е. то, что возвещали ученики Христа. «Кто есть Сын», т.е. кто Он по Своему существу. «Особо» (стих 23). Ясно, что при этом разговоре Христа с 70 присутствовали и посторонние слушатели. «И цари» (стих 24). Это выражение находится только у Луки. Лк.10:25 .  И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? При беседе Христа с 70 присутствовали и посторонние лица (стих 23). Среди таких лиц был один законник (см. Мф.5:20, 22:35 ). Ему не понравилось, что Христос так много приписывает Себе значения (стих 24), и он встал, показывая, что хочет говорить: ранее он, очевидно, сидел в числе других слушателей Христа. Он хотел искусить Христа, побудить Его сказать что-либо прямо в осуждение Закона Моисеева и затем, конечно, выступить против Него с обвинением (Евфимий Зигавин). Ср. Мф.22:35 14

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша ( Мф.21:35 ). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых ( Мф. 21:36 ). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг ( Мк.12:2–5 ; Лк 20:12 ). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков ( Евр.1:1 ). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер.7:25 ). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» ( Иер. 7:25 ср. Иер.44:4–5 ). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона ( Деян. 7:52 ). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф.23:30 ). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Еще более прямые указания на страдания и смерть Мессии, как – искупительную жертву, содержатся в пророчествах. Так, пр. Исаия изображает «Мужа скорбей», Мессию, страждущим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение (53, 4–6), и сравнивает Его с агнцем, ведомым на жертвенное заклание (7 ст.): Господь возложил на Него грехи наши, и Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Пр. Даниил говорит, что Христос Владыка имел пострадать и умереть, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная (9, 24). На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии свидетельствовал о Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он Сам говорил Своим ученикам: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих ( λτρον ντ πολλν – Мф 20, 28; сн. Мк.10:45 ). Слово λτρον, особенно в связи с αντ, обозначает цену или плату, за которую, напр., посвящавшиеся на служение Богу первенцы освобождались от этого ( Чис.18:15–16 ), военнопленные и рабы получали свободу ( Лев 19, 20; 25, 51 ; Ис.45:13 : ср. 1Кор.6:20; 7, 23 ), преступники, обязанные нести по закону наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания ( Исх.21:30 ; Чис.35:31–32 ; Притч.6:35 ). Такое же значение имело и пожертвование И. Христом Своею жизнью: мы обязаны были нести, как наказание за свои грехи, смерть; но Его смерть явилась выкупной платой, или средством для освобождения нас ( ντ – вместо) от этого наказания, заменой нашей смерти ( αντλλαγμα – обмен, замена у Мф.16и Мк.8:36–37 – то же, что λτρον). В притче о добром пастыре Он говорил: Аз есмь добрый Пастырь; пастырь добрый полагает душу свою за овцы… И Аз… душу Мою полагаю за овцы… Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе ( Ин.10:11. 17–18 ). Таким образом добровольная смерть И. Христа есть смерть за людей, цена нашего избавления или искупления от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Первоначальная проповедь Иоанна Предтечи уже предвозвещает близкое пришествие Духа, но еще не разъясняет его (ср. Лк.3:16 ). Сам Господь также обещает тем, кто будет гоним за Него, что «Святой Дух научит... в тот час, что должно говорить» ( Лк.12:12 ). Спаситель восстает против обвинения, что Он изгоняет бесов силою веельзевула и торжественно утверждает, что Он совершает исцеления «перстом Божьим» ( Лк.11:19–20 ). В параллельном месте в Евангелии от Матфея – «Духом Божьим» ( Мф.12:28 ). Б) Дух Святой во Христе Иисусе 1 . В Воплощении. Особого внимания здесь требует Евангелие от Луки, ибо тема Духа проходит в нем красной нитью и освещает нам тайну Христа и Его служения. Предтеча Христов Иоанн исполнен Духом Святым еще от чрева своей матери ( Лк.1:15 ), предвосхищая сошествие Святого Духа на Пречистую Деву Марию, Которую Он осеняет, подобно тому, как Слава Божия сходила на Синай или наполняла храм в Ветхом Завете: «Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). При посещении Девой Марией Елизаветы, последняя исполнилась Духом, и «младенец взыграл во чреве ее» ( Лк.1:41–42 ), и она благословила Марию и Ее Младенца. Мария, а затем и Захария, воспевают песнь хвалы, вдохновляемые Святым Духом ( Лк.1:47, 68 ). Старец Симеон, также по наитию Духа, встречает Младенца Иисуса в храме и провозглашает в Нем исполнение обетований Божьих, данных пророками Израиля ( Лк.2:25–32 ). Мы встречаем здесь исключительное совпадение между излияниями Духа и рождением Христа. Дух Святой открывается как Дух Воплощения, Тот, в Котором и чрез Которого Слово Божие внедряется в рамки исторического бытия, Тот, Который приуготовляет Ему человеческое тело, имеющее быть храмом «полноты Божества» ( Кол.2:9 ). Евангелисты сходятся в утверждении о личном действии Святого Духа в Боговоплощении: «Родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» ( Мф.1:20–21 ). «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лк.1:35 ). «Рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). Отныне Духом Святым будет раскрываться достоинство Богосыновства в человеческой природе Спасителя. Только в Евангелии от Луки упоминается «возрастание» Отрока Иисуса, Который «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Мы встречаемся здесь с одной из самых трудных и даже противоречивых проблем христологического богословия: как сочетать возрастание Иисуса в премудрости и в любви с христианской верой, что в вся полнота Божественной премудрости и святости обитала в Нем с первого мгновенья Боговоплощения? Созерцая тайну «почивания» Духа Святого во Христе, мы и можем не столько разрешить эту тайну, сколько проникнуть в нее очищенным и трепетным взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Левит, в 16 главе, где описывается обряд, который совершался Евреями в великий день очищения. Этот обряд состоял в следующем. В день очищения Аарон брал двух козлов и поставив их вред входом в скинию собрания, бросал жребий о обоих козлах, чтобы узнать, какой из них – , для Господа, и какой – ( Лев. 16:7, 8 ) 192 . Того козла, на которого выпал жребий для Господа, он приносил в жертву за грех (ст. 9) и кровь его вносил во Святое Святых (ст. 15). Другого же козла, на которого выпал жребий , поставлял живым пред Господом (ст. 10) и, возложив на голову его обе руки свои и исповедав над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их, отсылал его с нарочным человеком в пустыню (ст. 10:21). В названном здесь слов , Азазель, и можно находит указание на знакомство Евреев с идеей о злом духе уже в глубокой древности, так как под этим словом разумеется злой дух, или диавол, к которому посылается в день очищения козел с возложенными на него беззакониями народа израильского. Что действительно под упоминаемым здесь Азазелом нужно разуметь злого духа, или диавола, в пользу этого говорят следующие данные 193 : 1 . Противопоставление Иеговы и Азазель в 8 стихе 16 главы кн. Левит. Аарон бросает жребий о обоих козлах, чтобы узнать, какой из них – , Иегове, и какой – , Азазелу. Из такого противопоставления Иеговы и Азазела следует, что Азазел есть личное и при том злое существо. 2 . Самое место, пустыня, куда отводится козел, на которого выпал жребий , для Азазела, может говорить также в пользу представленного объяснения. Как видно из различных мест Св. Писания, пустыня считалась местом пребывания злых духов. По словам Спасителя, нечистый дух, вышедши из человека, ходит по безводным местам, ища покоя ( Мф. 12:43 . Ср. Лк. 8:27 и дал.). В Откровении Иоанна Богослова разрушенный Вавилон представляется жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу ( Откр. 18:2 ). Ср. Вар. 4:35 ; Ис. 13:21, 34:14 . 3 . Производство слова , Азазель, говорит также за то, что под ним нужно разуметь злого духа, или диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Целью многочисленных очистительных обрядов, которые предписывал Закон еврейскому народу (см. Лев.), было очищение от греха (через искупительную жертву, омовение: «Буду омывать в невинности руки мои…» — Пс.25:6 , ср. 72:13). Тяжкий грех человекоубийства смывался только кровью — это самое древнее установление: «…кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…» ( Быт.9:6 ). Его подтверждает и Закон Моисеев: «Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее» ( Чис.35:33 , см. также 35:16–34; Втор.19:11–13 ; 2Цар.3:28 ; Иер.26:15 ; Дан.13:46 ; Иона1:8, 14 ; Деян.18:16 ). В случаях, когда убийца был неизвестен, совершался обряд омовения рук, в знак невиновности (чистоты) перед Господом тех, на чьей земле был обнаружен убитый. «Если в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого; и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма, и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; и придут священники… и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля… и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать доброе и справедливое пред очами Господа Бога Твоего» ( Втор.21:1–9 ). Именно этот обряд и совершает Понтий Пилат на глазах иерусалимской толпы, когда по ее требованию он из двух осужденных (Иисуса и Вараввы) отпускает Варавву. Когда в последний раз Пилат спросил у толпы: «Какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:23–25 ). Ф Фарисей

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010