Великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии жаловалная грамота на деревню Мартаково з деревнями за красною веслою печатью. Писана 7130-го году октября в 30 день. Припись дьяка Семена Головина. Справа подьячего Ивана Горохова. Великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии жаловалная грамота на вологодской двор, что на Изосимском берегу подле Евфимьевского двора. Писана 7102-го году февраля в 28 день. А которого дьяка припись, того не написано. Великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца жаловалная грамота с прочетом. Велено конские пошлинные деньги збирать на монастыре. Писана лета 7182-го февраля в 20 день. Припись дьяка Василья Бобинина. Справа подьячего Бориса Протопопова. (Л. 34 об.) Великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца жалованная грамота. Велено с товаров, которые бывают на ярмонке в том монастыре, пошлины имать в монастырскую казну. Писана 188-го июля в 6 день. Припись дьяка Ивана Шапкина. Справа подьячего Ивана Уланова. Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцев жаловалная грамота с прочетом. Велено с товаров, которые бывают в Нуромском монастыре, пошлинные деньги имать в монастырскую казну. Писана 7192-го апреля в 15 день. Припись дьяка Петра Иванова. Справа подьячего Ивана Алексеева. Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца, грамота с прочетом Вологодского уезду Обнорской волости Спасова Нуромского (Л. 35) монастыря десятой денги с шалашей имать не велено. Писана 7208-го декабря в 24 день. Припись дьяка Алексея Горчакова. Справа подьячего Аксена Васильева. Сотная выпись писца Федора Измаилова да подьячих Якова Абросимова, Михаила Бухарова 129-го году февраля 22-го числа на Нуромской монастырь и на вотчины за печатью писца Федора Измаилова. За приписью подьячих Якова Абросимова да Михаила Бухарова.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Нечёткость изображений не позволяет точно определить святых, изображённых на иконах, однако общая композиция может быть описана достаточно точно. Левая створка. Нижний ряд – изображения святых, отличавшихся в своей земной жизни особенной любовью к Божией Матери. Двое из них держат в руках развёрнутые свитки с обращёнными к Ней молитвами. Левый из них, облачённый в диаконский стихарь, может с большой долей уверенности быть идентифицирован как святой Роман Сладкопевец . А сам текст как начало Рождественского кондака «Дева днесь Пресущественного раждает...» 151 . Святые стоят на земле, отмеченной холмами и возвышениями. Выше в круге, внешнюю часть которого составляет кольцо, образованное шестикрылыми серафимами огненно-красного цвета, находится изображение восседающей на престоле Богоматери с Младенцем Иисусом. Круг поддерживается двумя коленопреклонёнными ангелами. По сторонам – изображения двух святых со свитками в руках: святителя в фелони и омофоре со специфической восточной митрой на голове – справа (от Богородицы) и преподобного в мантии – слева. Над кругом – поясное изображение Спаса, окружённого сонмом небесных сил бесплотных. Ещё выше, прямо под верхней килевидной кромкой, – поддерживаемая по краям ангелами лента с надписью: «Достой есть яко воистину блажити Тя Богородице». Вторая слева створка имеет сходную композицию, однако отличается существенными деталями. Внешняя часть круга ограничена кольцом шестикрылых херувимов присущего им зелёного цвета. В центре круга – ростовое изображение Божией Матери – Нерушимая Стена, или Оранта без Младенца. Слева и справа от круга – по три святых со свитками. Справа от Богоматери угадываются апостолы. Слева – ветхозаветные пророки. Над кругом – поясное изображение Спаса – Великого Архиерея с поясными же изображениями предстоящих архангелов. На ленте сверху надпись: «Присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего». Третья слева створка имеет самую сложную четырёхрядную композицию, напоминающую «Шестоднев». Нижний ряд образован сонмом ангелов и святых. Второй снизу ряд образован шестью архангелами с зерцалами и мерилами в руках, стоящих по трое слева и справа от Богородицы. Между ними, ниже Богоматери – два шестикрылых херувима. Третий снизу ряд так же образован двумя тройками: святители в саккосах, омофорах и митрах. Второй слева (от Богородицы) в мантии, крайний слева – в фелони. Между двумя группами святителей – два шестикрылых херувима. На фоне второго и третьего ряда – ростовое изображение Божией Матери с Младенцем Иисусом, помещённое в восьмиконечную звезду, образованную овалом и двумя ромбами с вогнутыми сторонами. Верхний ряд состоит из двух троек святых, разделённых композицией из пяти херувимов. Справа от Богородицы – группа святых воинов, облачённых в доспехи, слева – святые, которых трудно идентифицировать. Одинокий ангел держит ленту с надписью: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ненавистники «противятся» (сатан ) Мессии. Кто «противник» всякого добра, всякой молитвы и любви в мире Божественном и человеческом? Сатан-диавол, известный в Писании под многими именами 510 . Пс.108:6             Поставь на него – нечестивого,                         и сатана да станет – справа от него. «Поставь на него нечестивого» – как судью на суде (ст.31). «Сатана да станет справа него» – как обвинитель 511 . Также у пророка Захарии ( Зах.3:1 ) сатана стоит справа – одесную – «Иисуса, иерея великого» (это прообраз Мессии). Таким образом, и великий праведник, и последний из предателей имеют справа от себя сатану. Но в Мессии-Христе сатана «не имеет ничего» ( Ин.14:30 ) – никакой своей части, чтобы обвинить Его. В предателе веры сатана имеет своего адепта, владеет им целиком и отнюдь не снабжает его никакой помощью, наоборот, его же – став справа – и обвиняет. Так распределяются роли на этом суде (поистине страшном): судья – нечестивый, обвинитель – диавол. Никакого договора с диаволом быть не может: он ищет, чтобы целиком поглотить 512 . Диавол пожирает своих детей. Над предателем веры не будет суда как разбирательства: он до суда осужден ( Ин.3:18 ): Пс.108:7             Когда судиться ему, – да выйдет он нечестив,                         и молитва его – да будет в грех. «Да выйдет нечестив». – Судья на суде – «нечестив» (ст.6), как и тот, кто судится. Это еще одна деталь суда: судья и подсудимый – тождественно нечестивы. «Молитва в грех» будет, прежде всего, у того 513 , кто произносит имя Божье, знает и толкует Писание. «Нечестивому сказал Бог: что тебе изъяснять уставы Мои, а ты носишь Завет Мой на устах твоих?» ( Пс.49:16 ). Здесь «нечестивый» – это религиозный авторитет; Господь говорит ему: что Мне растолковывать тебе уставы, что ты сам такое, чтобы толковать уставы? Завет Божий у нечестивцев только на устах. Они «смотрят и не делают» ( Мф.23:3 ), как иудеи. Сама молитва таковых будет в грех , как предупреждает Третья заповедь: «не оставит чистым Яхве того, кто поднимает имя Его впустую» ( Исх.20:7 ): человек не останется «чистым от» (корень ) преступления и вины (ср. Исх.23:7 ). Иудеи в Вавилонском плену вразумились, что раньше молитва их была в грех: «доколе Ты будешь дымить [гневом] на молитву нашу» ( Пс.80 /79:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Монастырские ворота состояли из трех частей. Их центральная часть — самые большие ворота — были закрыты. Открывались они только в большие монастырские праздники и для крестных ходов. Стены в этих больших воротах были расписаны картинами из жития святого князя Даниила. В моей памяти остались две картины: «Исцеление юноши на могиле князя Даниила» и «Явление князя Даниила на его могиле боярину Ин. 3 ». Эти картины были выполнены очень хорошо, в искусной реалистической манере. Справа и слева от центральных ворот имелись ворота поменьше. Ворота справа были заделаны, и в них была устроена монастырская лавка по продаже книг и репродукций духовного содержания. Для повседневного прохода в монастырь служили ворота слева. Внутренние стены и своды этих ворот были расписаны библейскими сюжетами. Запомнилась роспись правой стены: «Архистратиг Михаил охраняет могилу пророка Моисея». Святой Архистратиг огненным мечом ниспроверг диавола, который в ужасе летит в бездну. Во всей фигуре диавола огромное напряжение. Глаза его горят страхом и злобой. Архистратиг в опаловой дымке. Вид его торжествен, жест мечом легок, но мощен. Мне по-детски представлялось, что диавол получил хорошую затрещину от Архистратига. Впечатление усиливалось гулко раздававшимися под сводами ворот нашими шагами. Получалось как бы эхо этой затрещины. Мне всегда было весело и радостно проходить мимо этой картины, может быть потому, что Архистратиг Михаил — мой Ангел. В проходе ворот у стен лежали старинные пушки. Удивительно: эти пушки сразу, «с порога», делали монастырь родным. Пройдя ворота, мы пошли по выложенной плиткой дорожке, ведущей влево, наискосок от ворот. В конце ее виднелось крыльцо храма Вселенских соборов. Прямо в глубине крыльца были двери в Покровский храм, построенный Иваном Грозным. Справа и слева от этих дверей две широкие лестницы, облицованные чугунными плитами, вели в храм Вселенских соборов; справа — придел Бориса и Глеба, слева — придел Кассиана Римлянина. Приделы отделялись от главной части храма стенами с арками для прохода. У самого иконостаса главного алтаря, справа и слева от него, имелись еще две малые арки. Через правую арку можно было пройти из Борисоглебской части храма на правый клирос. На стене этой арки находилась богато украшенная, чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Почти напротив этой иконы, у самого амвона Борисоглебского придела, стояли за службами ученики нашей школы. В левой арке, между иконостасом главного алтаря и Касьяновским приделом, находилась серебряная рака с мощами святого князя Даниила Московского, основателя монастыря. Рака занимала всю арку, и поэтому в задней стене арки была небольшая ниша, в которой становился дежурный иеромонах у мощей.

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

изображение утрачено изображение утрачено Богоматерь с предстоящими ей девами (композиция не опубликована, известна только по описанию) изображение не опубликовано изображение утрачено Стоящая Богоматерь с Младенцем на руках, по обеим сторонам от нее девы в нимбах, слева – в простых, справа – в царских одеждах изображение сохранилось фрагментарно Стоящая Богоматерь Оранта между двумя группами дев Стоящая Богоматерь между двумя группами дев, среди которых некоторые в царских одеждах (композиция не опубликована, известна только по описанию) Богоматерь на троне, поднимающая руки подобно Оранте, но несимметрично, и по сторонам от нее две группы дев (по Белградской Псалтири). Стоящая Богоматерь со спеленутым Младенцем Христом на руках, за ней две Марии, перед ней три девы в царских коронах Стоящая Богоматерь Оранта, справа девы в монашеских облачениях и Мария Египетская, слева монахи Богоматерь, стоящая на подиуме, держит над головами двух групп дев красный омофор; все девы, кроме одной, в монашеских облачениях Кондак XI, строфа υ (20) къ множъству многыхъ щедрод твоих, равночислъны бо песка псалмы и аще приносим ти ц(а)рю с(вя)тый, ничтоже творим достоино их же далъ еси въпищим, аллилуйа: … 1 изображение утрачено изображение утрачено изображение утрачено Икона Богоматери Одигитрии. Справа епископ с кадилом и певчие, слева два монаха, первый из них с кацеей изображение не опубликовано Христос на престоле со свитком в левой руке и поднятой к груди правой, справа апостолы, левая часть композиции не сохранилась В центре Христос на престоле (композиция сохранилась фрагментарно Богоматерь, стоящая на подиуме в позе Оранты, но переданной несимметрично, справа и слева две группы людей – духовенства и знати Два сбора певчих стоят по сторонам от шестигранного аналоя, на вершину которого поставлены две доски для текстов; вверху полуфигурное изображение Богоматери Стоящий на подиуме под киворием Христос с Евангелием и две группы предстоящих – певчие и духовные лица; из духовных лиц выделены два архиерея в полиставрионах. Содержит донаторские портреты

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма), которая отверзается и затворяется в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения, а открытие царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Царские врата открываются в наиболее торжественные моменты богослужения, и через них входят в алтарь священнослужители, а также при открытых царских вратах священник произносит некоторые молитвословия. Во всех остальных, менее торжественных случаях священнослужители для входа и выхода из алтаря пользуются боковыми дверьми – северной и южной. На царских вратах в центре помещается образ Благовещения Пресвятой Богородицы (слева изображен Архангел Гавриил, справа – Дева Мария), а по углам царских врат размещены образы четырех евангелистов. Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним – образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Далее находится южная боковая дверь, через которую входят в алтарь священнослужители (в частности, диакон после произнесения ектений) и церковнослужители. На боковых, северной и южной, дверях алтаря изображаются, как правило, или Архангелы Михаил и Гавриил, или святые диаконы (архидиаконы Стефан и Лаврентий). Однако если иконостас небольшой (в малых храмах), то сразу справа от иконы Спасителя может помещаться южная дверь; в таком случае храмовая икона находится сразу справа от южной двери. Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Далее слева от иконы Божией Матери располагается северная дверь (опять-таки, в зависимости от размеров иконостаса, в малых храмах северная дверь может находиться рядом с иконой Божией Матери, а в больших храмах между иконой Божией Матери и северной дверью могут располагаться другие иконы). Остальные иконы первого ряда иконостаса – изображения наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий. Во втором ряду иконостаса над царскими вратами помещается образ Тайной Вечери – важнейшего события священной истории, являющегося основанием Евхаристии и Христовой Церкви. Этот образ указывает также, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной Вечере, и что через царские врата для причащения верующих выносятся Тело и Кровь Христовы. Справа и слева от этой иконы находятся образы двунадесятых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Даниил Московский и св. Савва Звенигородский… На углах Храма: справа преподобный Сергий благословляет великого князя Димитрия Донского… слева преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина… МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ МОСТОВСКИЙ (вторая половина 14 в.) – писатель; сотрудник канцелярии Комиссии для построения храма Христа Спасителя. А.М. Копировский. Росписи Покровского храма 77 в Севастополе 78 Купол «Троица» Андрея Рублева, вокруг – огненные шестокрылы, они же – между окнами в барабане (через 1 пролет). Надпись по кругу: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Барабан Во втором ярусе барабана чин свв. архангелов в рост. В основании барабана текст молитвы к Пресвятой Троице («Пресвятая Троице, помилуй нас…»). Центральная арка Текст «Тебе поем…», выше – огромный огненный шестокрыл. Паруса 4 евангелиста. Алтарная апсида Богоматерь (поясное изображение) с покровом, ниже – огненные шестокрылы. На алтарных столбах – Благовещение (раздельно архангел Гавриил и Богоматерь), под фигурой архангела – тропарь Благовещению, под фигурой Богоматери – текст «Взбранной Воеводе…». В западной части собственно храма (затем храм переходит в трапезную) справа – Рождество Богородицы с тропарем внизу, слева – Рождество Христово с тропарем. В боковых арках перед ними справа – собор всех святых, ниже – Спас в силах, слева – собор новомучеников и исповедников Российских (на переднем плане – царская семья), ниже – Богоматерь Державная. Левый придел 79 Житие вмч. Пантелеймона и отдельные фигуры святых в рост. Трапезная Правая стена: над окнами – различные иконографии Богоматери с Младенцем, ниже – праздники (Брак в Кане, Сретение, Встреча Марии и Елизаветы). На столбах и в арках – различные святые. На западной стене справа – Сошествие Св. Духа, слева – Преображение. На восточной стене справа – Снятие с креста, слева – Положение во гроб. На левой стене трапезной – различные иконографии Богоматери с Младенцем, ниже – праздники (Зачатие Пресвятой Богородицы, Введение во храм, композиция «Поклонение волхвов»), на столбах и в арках – различные святые. В первой арке – Адам и Ева в опоясаниях, во второй и третьей – пророки (по два). На арке перед входом в храм из трапезной – Христос, благословляющий Иоакима и Анну.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Общественная редактура в XV–XVII вв. обходилась почти без сверки с греческими текстами. Тут главным критерием был смысловой и молитвенный анализ (если так можно выразиться). Внимание к богослужебному тексту, к богослужебному слову определялось умением людей молиться, вкладывать ум в слова молитвы. Непонятность или двусмысленность текста воспринималась как кощунство , поэтому постепенно все подобные места «снимались». Редактура всегда утверждалась в процессе «молитвенной обкатки» исправленного места. Главы 27 и 28 Стоглава говорят о добрых преводех,с которых полагается писцам переписывать книги, да написав правили, потом еще бы поправили, а не правив бы книг не продавали. Здесь говорится о трех этапах редакторской работы над книгой: выбор оригинала, первая (редакторская) справа, вторая справа (корректура) – почти как в современном издательском процессе. Неоднократно говорили о критериях справы и добрых переводов, о которых говорится в этих статьях. Сверка с греческими текстами в этот период почти не производилась, поэтому соответствие греческому тексту вообще не было редакторским критерием в XV–XVI вв. Редакторским критерием на всех трех этапах могли быть только понятность и недвусмысленность, а также традиционность текстовой редакции. Эти принципы редактирования теоретически могут показаться ненаучными, но они предельно подходили к духу времени и соответствовали главной цели богослужения – понятной молитве. Церковь, живущая в Духе, имеет полное право менять и формировать собственную молитву без постоянной и детальной сверки с иноязычным оригиналом. Наступил период секуляризации, и общество отучалось молиться, жить богослужением, жить богослужебным текстом. Текст превращался в памятник, святыню – во что угодно еще, но переставал быть средой бытия. Перемены происходили не только в обществе в целом, но и в каждой христианской душе: был потерян навык вкладывать ум в слова молитвы, собираться, сосредотачиваться и проч. Итак, никоновская справа маркировала конец жизни богослужебного текста – позже он уже не менялся и не редактировался, текст умер, общество перестало жить им. Почему получилось так? Никоновская справа подвела черту под средневековой святой Русью, началось Новое время, главным в котором была секуляризация и десакрализация средневекового бытия.

http://bogoslov.ru/article/2428709

Над иконой Знамения был помещен образ Господа Саваофа. Его же изображение находилось и в клейме в куполе восьмерика. За левым клиросом в большом резном и сплошь золоченом под стиль иконостаса киоте помещалась икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Рядом на северной стене находился образ святителя Николая. Риза и поля этой иконы были «резаны по дереву травами и вызолочены». 10 декабря 1918 года археологическая комиссия признала икону святителя Николая памятником старины, подлежащим охране. Зимний теплый храм был с двумя приделами. Правый придел, расположенный с южной стороны, освящен во имя Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость. В алтаре придельного храма, по описи, имелось шесть икон: на жертвеннике икона Рождество Богородицы, за престолом справа в простенке — образ Божией Матери Казанской, слева — Божия Матерь с предстоящими Прокопием и Иоанном Устюжскими чудотворцами, на правой стене — Божия Матерь Одигитрия, на левой — Божия Матерь Владимирская, в киоте над царскими вратами — икона Спасителя. Иконостас в храме был о двух ставах, столярной работы, гладкий, крашеный белилами, с витыми золочеными колонками и золоченой резьбой. На царских вратах изображен был крест, повитый резными золочеными виноградными гроздьями и листьями, в середине креста располагался живописный образ Благовещения Божией Матери. Размещение икон в иконостасе было следующим: в нижнем ставе справа от царских врат — образ Господа Вседержителя и образ святителя Стефана Пермского, слева — икона Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость в золоченой ризе с изображениями вокруг нее по полю святого Иакова Исповедника, святого Иоанна Новгородского, святой праведной Анны, святого Александра Невского и над ними — коронование Божией Матери. На пономарской двери в алтарь имелось живописное изображение святого апостола архидиакона Стефана. В верхнем ряду над царскими вратами находилось изображение Тайной вечери, а справа и слева от него в киотах стояли иконы Спасителя и Божией Матери. В этом же храме по левой стене в трех киотах под стиль иконостаса были помещены иконы с изображением Воскресения Христова и страстей его. В притворе, в небольшом иконостасе того же стиля размещались: справа от арки — образ Нерукотворенного Спаса и икона Спасителя в терновом венце, слева от арки — живописная икона Божией Матери с изображениями на полях ее святителей Петра, Алексия и Ионы Московских чудотворцев и святителя Николая. Над аркой располагались малые иконы: в центре — Знамение Божией Матери, справа от нее — Димитрий митрополит Ростовский, слева — Божия Матерь Казанская.

http://sobory.ru/article/?object=10238

К этому кресту в позднейшее время приделаны восемь медных малой величины литых образов. Когда именно начаты эти приделки, неизвестно. При составлении описания Павло-Обнорского монастыря в 1810-х годах для Истории российской иерархи уже были у верхней части этого креста две припаянные иконки (два малых креста), см. История российской иерархи, том V, издание 1813 года, с.432. Следовательно, остальные шесть образов приделаны в новейшее время. Опишем этот крест с приделками в нынешнем его виде. Средний крест, данный преподобным Сергием Радонежским, есть восьмиконечный, длины четверть аршина, с выпуклыми краями; в середине его Распятие; по сторонам главы Распятого у края средней поперечины креста, надпись, – слева (от зрителя): «ЦАРЬ IC.», справа: «ХС. СЛАВЫ»; под правой рукой Распятого погрудные изображения Божией Матери и Марии Магдалины; под левой – таковые же Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского; над главой Распятого два парящие плачущие Архангела с надписью над ними: «МИХ. ГАВРИИЛ», под стопами Спасителя изображение Адамовой головы (в опрокинутом виде). У верхней части креста изображение Нерукотворного Образа и внутри его ушко, в которое продевался шнурок для ношения креста на шее. Приделаны к этому кресту следующие малые образа: а).над средней поперечиной креста справа (от зрителя) четвероконечный вышиной в один вершок крест с изображением Распятия и над ним Нерукотворного Образа; слева такой же величины крест, на котором в середине вместо Распятия изображён (по мнению Императорского Русского Археологического Общества, которое в своих известиях, том III, 1861 года, с.142, напечатало рисунок Павло-Обнорского креста с объяснением изображений на нём) святой мученик Никита, поражающий палицей диавола; по сторонам этого изображения два погрудные лика, вероятно, Божией Матери и Иоанна Богослова; в верхней части этого креста – Нерукотворный Образ; в нижней поясный лик Угодника Божия, с надписью «СЕРГ.». – У оконечностей средней поперечины большого креста припаяны малые, круглые, величиной с медную копейку, серебряные два образа, с изображением на одном Божией Матери, на другом Иоанна Богослова. Под средней же поперечиной справа и слева круглые же, величиной немного более двух вышеупомянутых, два образа: на одном из них Святая Троица (в виде трёх Ангелов), на другом – Знамение Божией Матери с кругострочным изображением начальных слов песни: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину…» К нижней поперечине креста приделаны справа и слева два образа: один четвероугольный, вышиной полвершка, с поясным изображением Святого Николая Чудотворца, другой такой же величины, имеющий верхнюю часть закруглённую, с изображением мученика Никиты, поражающего палицей диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010