Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» 4 сентября, 2013 28 октября Церковь вспоминает икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: история Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию. Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным — Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав — снопы ржи. По сравнению с другими образами Божией Матери, «Спорительница хлебов» считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ «Иверской» Божией Матери восходит к евангелисту Луке. Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции. Читайте также — Иверская икона Божией Матери «Вратарница» — с пронзенным ликом История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей. Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ «Спорительницы хлебов». Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным. Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», начался дождь и засуха закончилась.

http://pravmir.ru/ikona-sporitelnica-xle...

(К. К. и.). Из составленного в XVII в. Сказания о К. К. и. известно, что она являлась списком Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. В 1627 г. от Вязниковской Казанской иконы исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Симеонова Судовщикова, жена калужского купца, «московского гостя», Тимофея Никитина Судовщикова по прозвищу Смирной. В память о чуде она повелела сделать список иконы с изображением чудес от явленного в Казани образа. Обложив новописаную икону драгоценным окладом, Судовщикова принесла ее в Калугу и поставила в деревянной Преображенской ц., что под горой, близ Оки. Здесь хранилось рукописное Сказание нач. XVIII в. о принесении иконы в Калугу, в к-ром имелись правки по списку Сказания XVII в. 22 окт., в день празднования «осенней Казанской», в Преображенскую ц. из Троицкого собора Калуги стали совершаться крестные ходы (Крестные ходы, ежегодно совершаемые в Калужской епархии с чудотворными и особо чтимыми св. иконами//Памятная книжка и Адрес-календарь Калужской губ. на 1916 г. Калуга, 1915. С. XX). Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. К. К. и. была хорошо известна царскому дому. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича в хоромы царицы Наталии Кирилловны знаменитому царскому иконописцу Симону Ушакову велено было написать список чудотворной К. К. и. с указанием размера (50,6×42 см) ( Успенский А. И. Царские иконописцы. 1910. Т. 2. С. 352). В том же году боярин Б. М. Хитрово, в ведении к-рого с 1655 по 1680 г. находилась Оружейная палата Московского Кремля, приложил к К. К. и. в Преображенской ц. небольшой (16,5×13,8 см) гравированный Казанский образ Божией Матери на серебряной позолоченной пластине с вкладной надписью на обороте (КОКМ) ( Пуцко. 2009. С. 174-175; Чугреева. 2009. С. 178). Этот образ упомянут в описи Преображенской ц. 1800 г., составленной благочинным Калуги иереем Преображенской ц. Иоанном Сомсоновым. Подобный резной образ (21,7×18,1 см, ГИМ) с изображением К. К. и. в 1665 г. был вложен царем Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной Милославской о здравии их сына Симеона в Успенский собор Тулы. Об особом значении К. К. и. для царской фамилии говорит то, что главной вкладчицей в строительство калужской каменной Преображенской ц. 1709-1717 гг. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери была сестра царя Петра I, царевна Наталия Алексеевна, пожертвовавшая 1 тыс. р. К чудотворной К. К. и. несли св. реликвии, драгоценные приклады. По описи 1800 г., икона стояла в Казанском приделе Преображенской ц. (к-рую по приделу часто называли Казанской) с южной стороны от царских врат в большом, обложенном серебром деревянном резном кузове-киоте, имеющем вид храма с 7 главками. Икона имела серебряный позолоченный оклад с камнями и жемчугом, к 1800 г. он был уже ветхим, с осыпающимся жемчугом, о чем на полях листа описи была сделана приписка.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В день праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери Патриарх Алексий совершил Божественную литургию Москва, 11 августа 2005 г . 10 августа, в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой " Одигитрия " , Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . У Преображенских врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Исаева), первый заместитель председателя правительства Московской области И.О.Пархоменко. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, епископы Илиан и Видновский Тихон. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и крестный ход. По окончании молебна и крестного хода на площади перед Смоленским собором Святейшего Патриарха Алексия приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка Ювеналий преподнес Его Святейшеству чтимый список Смоленской иконы Божией Матери XIX века. Затем Святейший Патриарх Алексий обратился к архиереям, священнослужителям и богомольцам с Первосвятительским словом. Смоленский собор – древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря. Собор был заложен 13 мая 1524 года и освящен 28 июля 1525 года. День освящения собора считается датой основания обители. Главной святыней Смоленского собора стала Смоленская икона Божией Матери. Почитание этой иконы было связано с возвращением в лоно русских земель Смоленска, где хранился древний чудотворный образ Богородицы, по преданию, принесенный на Русь из Константинополя в 1046 году. Плененная литовцами, Смоленская икона в 1430 году попала в Москву и оказалась в Кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 году древняя икона была возвращена смолянам, а для Благовещенского собора Кремля изготовлен список с чудотворного образа, который в 1525 году был перенесен в Новодевичий монастырь. Ныне этот список хранится в Оружейной палате Московского Кремля. 11 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14234.html

Церковь Коневской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Коневской иконы Божией Матери была построена в первой половине XIX века, является подворьем Коневского монастыря. Престольный праздник: 23 июля, Коневской иконы Божией Матери. Содержание История [ править править код ] История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы. Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде. В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом. Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список. В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский. Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Коневс...

Подпишитесь на наш Телеграм 6 ноября Православная Церковь вспоминает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века) Какой образ чудотворнее: петербургский или московский? Икона прославилась в Москве в 1688 году, благодаря чудесному исцелению Евфимии Петровны Папиной — сестры патриарха Иоакима — от долго не заживавшей раны в боку. Евфимии явилась Пресвятая Богородица и обещала исцелить ее. После молебна перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость» из храма Преображения Господня на Ордынке, позднее ставшего известным как Скорбященская церковь, женщина исцелилась. Существует два образа, от которых могло произойти чудо: московский и петербургский. Дело в том, что в 1711 году сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна, переезжая с двором в Санкт-Петербург, забрала из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». По одной версии, она взяла оригинал, а вместо него оставила список. По другой, царевна забрала список, который также находился в храме. Вторая икона осталась в Москве. Оба образа одинаково почитались верующими и прославились чудесами. Преображенский храм на Ордынке. Был перестроен в конце XVIII века и после пожара Москвы в 1812 г. Московский список хранился в храме Преображения на Ордынке, где в 1713 году для него был устроен придел. В 1930-е годы храм закрывали до 1948-го. Считается, что икона, которая сейчас находится в храме, — тот самый прославленный чудотворный образ. Но есть версия, что это его точная копия второй половины XVIII века, переданная в храм патриархом Алексием I. Петербургский список Наталья Алексеевна поместила в домовом храме Воскресения Христова при своем дворце на Шпалерной улице за Литейным двором. Позже храм стал относиться к богадельне, был перестроен и переименован в церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После закрытия храма в 1932 году судьба образа неизвестна. Чтимая икона Божией Матери, находящаяся сейчас в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, не является подлинным образом Натальи Алексеевны: она не соответствует сохранившимся фотографиям, описаниям и литографиям.

http://blog.predanie.ru/article/vseh-sko...

В Казанский Чимеевский монастырь Курганской епархии возвращена обновленная икона Божией Матери 6 ноября 2019 г. 17:24 31 октября 2019 года обновленный образ Чимеевской Божией Матери был торжественно передан в Казанский Чимеевский мужской монастырь Белозерского района Курганской области. Святыня была доставлена митрополитом Курганским и Белозерским Даниилом накануне праздника Казанской иконы Божией Матери — престольного праздника обители, который отмечается 4 ноября. Перед новообретенным образом владыка Даниил в сослужении духовенства Курганской епархии и братии монастыря в священном сане совершил молебен Божией Матери. По окончании богослужения архиерей поздравил присутствовавших со знаменательным событием: «Сегодня, в этот снежный день, мы привезли сюда список Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы. Теперь он будет находиться здесь, от него и через него люди будут снова получать Ее милость. Это для нас радостно и утешительно… Хотел бы поблагодарить святую братию, которая молилась и ждала этого момента, и людей, которые здесь находятся, особенно Сергея Николаевича Муратова за его труды. Каждому из нас я желаю заступничества и покрова Пресвятой Богородицы, чтобы Она всегда нас одаряла своей милостью и любовью». Глава Курганской митрополии  также подчеркнул, что в обитель вернулся образ Богородицы, а Сама Божия Матерь никуда не уходила: «Божия Матерь всегда с нами, главное, чтобы мы открыли для нее свое сердце». Новый список Казанской Чимеевской иконы Божией Матери написал иконописец протоиерей Андрей Ваньков, настоятель прихода Покрова Божией Матери села Колташево Кетовского района Курганской области. В список вставлены сохранившиеся фрагменты прежней иконы. «Как одна капля святой воды делает всю воду святой, так и здесь — несгоревшие частички органично вписались в новую икону», — сказал председатель совета директоров НПО «Курганприбор» С.Н. Муратов, один из самых активных участников финансирования восстановительных работ в монастыре. По его словам, новый образ — точная копия сгоревшего, даже в мелочах. «Мы сегодня обрели этот замечательный образ и имеем возможность молиться перед ним Пресвятой Богородице. Я думаю, у нас появился еще один повод объединиться, сплотиться вокруг строительства храма», — отметил С.Н. Муратов. 3 июля с.г. в Казанском Чимеевском мужском монастыре произошел пожар , в результате которого сгорел уникальный деревянный храм, в котором находилась монастырская святыня — Казанская Чимеевская икона Божией Матери. После пожара чудотворный образ был найден в сильно поврежденном состоянии. Уже 12 июля был создан  благотворительный фонд  «Чимеевская святыня», задачей которого стал сбор средств на восстановление монастырского храма. Общая стоимость проекта по строительству новой церкви на месте сгоревшей составляет около 31 миллиона рублей; к 29 октября на счете фонда было 11 096 890 рублей. Курганская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5527423.ht...

Вместе с тем, И.М. Покровский без каких-либо пояснений заявил, что «причислять к своим единомышленникам московского археолога Н. Снегирёва, прот[оиерея] Левшина и Невоструева у свящ[енника] Романского положительно нет никаких оснований».(81) Язвительно отметив, что у священника Н.А. Романского «в качестве пособия для историко критических исследований главную ценность имеют проповеди», И.М. Покровский, не вдаваясь в подробности, «прошёлся» и по сторонникам явленности («подлинности», «оригинальности») «Санкт-Петербургской» Казанской иконы Божией Матери. «Священники Сиземский, Сабинин, Якимов, протоиереи Войтковский, Грамматин, Дебольский,(82) архимандрит Владимир с их проповедями, - писал он, - являются единственными единомышленниками свящ[енника] Романского, такими единомышленниками, которые не разделяют взгляда о нахождении подлинной явленной иконы казанской Божией Матери в Казани, и с своей стороны переносят явленную икону из Москвы в Петербург».(83) При этом И.М. Покровский признавал, что «такого же ошибочного мнения» придерживался и архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру - П.В. Лебедев), что нашло своё отражение в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданном в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом (в котором тот председательством в бытность епископом Ладожским, викарием Санкт-Петербургской епархии), а также «в своём слове, сказанном в Казани 22 октября 1890 г.».(84) Помимо этого, священник Н.А. Романский предположил, что летописец (летописцы) подразумевали под «списком» список (копию) Одигитрии, каковой признавалась явленная Казанская икона Божией Матери, а не список (копию) самой иконы. Любопытно, что ранее Г.З. Елисеев в «Кратком историческом сказании о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» несколько двояко высказался на сей счёт: «Обретённая икона, - писал он, - была, как оказалось впоследствии, список с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии».(85)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (108) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-15) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-15, анонимно. Описание: Вязниковская в Калуге Казанская икона Божией Матери, копия старинной, мастерская «София» 1704 год. Калуга Хранится в Государственном Историческом музее. Данная икона является списком с почитаемого в Калуге образа, который был в свою очередь сделан с чудотворной иконы из города Вязники. Список («в меру и подобие») был написан калужским мастером Романом Родионовым для московского храма Спаса в Чертольском переулке в 1704 г. На полях помещены изображения святых Тихона (XV в.) и Лаврентия (конец XV- начало XVI в.) Калужских. Вязниковская Казанская икона Божией Матери " ...чудотворный список с Вязниковской иконы, находившийся до революции в Казанской церкви г. Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в библиотеке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Т.Н. Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед Вязниковской иконой, впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в церкви Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Н.В. Гоголя. История калужского храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В храме были святыни, которым поклонялись не только Калужане, но и приезжий люд, главная из которых — старинная чудотворная икона Казанской Божией Матери, прославившаяся помощью молящимся в самых разных нуждах. Икона была с любовью украшена серебряной ризой с жемчугом, на которой было много драгоценных камней. Не только православные, но и раскольники прочитали эту святыню. Невозможно перечислить все случаи чудотворения.

http://pravicon.com/image-33681

Чудотворный список Нямецкой Богородицы прибыл в Одессу из Закарпатья Одесса, 8 марта 2005 г. Фото с сайта www.neamt.ro Чудотворный список Нямецкой иконы Божией Матери прибыл в Одессу из Закарпатья, сообщает корреспондент Православия.ru Сергей Степанов со ссылкой на агентство «Репортер». Первыми в Одессе встретили чудотворный список монахи Свято-Иверского монастыря. Здесь икона пробудет до Прощенного воскресенья – 13 марта. Затем образ Богородицы объедет все храмы города, чтоб как можно большее количество верующих одесситов смогли помолиться Божией Матери перед ее чудотворным образом. Одесса. Свято-Иверский монастырь Наместник Свято-Иверского мужского монастыря отец Диодор отметил, что «у этой иконы получают просимое все с верой обратившиеся, но особо через этот образ Божия Матерь дает помощь в тяжелых семейных и материальных обстоятельствах». В Закарпатье чудотворный список хранится в монастыре во имя первомученика архимандрита Стефана. Монахи этой обители привезли икону в Одессу по приглашению Одесской епархии и отца Диодора. Напомним, что Нямецкая икона Богородицы находится в Румынии в храме, построенном и названном в ее честь. Из истории известно, что греческий император Андроник Палеолог, сын Мануила, передал икону Молдавскому господарю Александру Воеводе в 1399 году. Фото с сайта www.neamt.ro В последующее время один из Молдавских князей подарил помещику Черткову точную копию с чудотворной Нямецкой иконы. В 1846 году один из владельцев слободы Михайловки Иван Чертков подарил эту икону крестьянам слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. Образ принесли в Михайловку торжественно, с крестным ходом, и поставили в приходской Христорождественской церкви. Икона написана на полотне древним искусным писанием. Румыния. Нямецкий монастырь На ней сребропозолоченная риза весом в 9 фунтов и 83 золотника. На иконе есть надпись на молдавском языке, а на обратной стороне находится перевод: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году». 8 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12899.html

В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку. Структура храма [ править править код ] ОБОЗНАЧЕНИЯ Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Петербургский список чудотворной иконы Богородицы " Казанская " [ править править код ] Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в нашем Отечестве. И хотя ее первообраз, некогда обретенный в Казани, исчез, но сохраняется множество списков, прославленных чудотворениями. Один из таковых пребывает в Казанском соборе Петербурга. Казанская икона Божией Матери, для которой, собственно, и сооружался великолепный Казанский собор,являлась одной из наиболее почитаемых святынь Петербурга с самого момента его основания. Однако сведения о ней, имеющиеся в дореволюционных описаниях Казанского собора, весьма противоречивы. В некоторых изданиях прямо утверждается, что это та самая икона, что была в 1579 году явлена в Казани, в других о происхождении иконы не говорится ровным счетом ничего, в третьих — петербургский чудотворный образ Пресвятой Богородицы именуется одним из списков с первообраза, обретенного в Казани. Последняя точка зрения представляется современным исследователям наиболее достоверной. Предполагается, что петербургский список был создан для царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В 1710 году овдовевшая царица перебралась по настоятельному приглашению Петра I (с которым имела весьма добрые отношения) на жительство в Петербург и привезла с собой список с Казанской иконы. Неизвестно, когда этот список явил свои чудотворные свойства, но, видимо, вскоре после смерти Прасковьи Федоровны (а она была погребена, кстати, именно в праздник Казанской иконы, 22 октября 1723 года) он уже пользовался широким почитанием, которое впоследствии лишь укреплялось. В Казанском соборе чудотворный образ Божией Матери, одетый великолепной ризой, находился вплоть до его закрытия, после чего был перенесен в Успенский собор на Сенной площади, принадлежавший тогда обновленцам, а затем — в церковь на Смоленском кладбище, известную тем, что строить ее помогала, по преданию, блаженная Ксения Петербургская. В 1940 году этот храм закрыли, и икону переместили в Князь-Владимирский собор, остававшийся действующим на протяжении всей советской эпохи (не считая краткого периода в 1926—1927 годах). Здесь образ Царицы Небесной пребывал вплоть до 2001 года, когда он вновь занял свое историческое место в Казанском соборе. Храм-памятник [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010