Иного почти и не оставалось делать в ту мрачную эпоху, когда идеал правильного государственного устройства был еще не выработан, а перемена того или другого князя на том или другом княжеском пре столе для общего блага Руси в сущности почти ровно ничего не значила. Одного только могли желать русские архиереи, чтобы по возможности меньше лилась кровь христианская. Поэтому всюду, где они выходят на политическую арену, они являются в качестве миротворцев и врагов кровопролития. Так в 1135 г. м. Михаил успел примирить враждующих в. князя Ярополка и Олеговичей, убедив великого князя отдать Олеговичам то, чего они требовали (т. е. отчину их, города по Сейму). Олеговичи подступили уже под самый Киев; Ярополк с большим войском готов был их отразить, как мир был заключен ходячю межи ими честному митрополиту Михаилу с крестом 10 . В 1138 г. 8 ноября умер Ярополк, великий князь Киевский. Место его занял брат его Вячеслав, и благослови его преосвященный Михаил, митр. Киевский и всея Руси. Не прошло еще трех недель, как на Киевский престол явился новый претендент в лице Всеволода Ольговича, который, подступив к Киеву с большими силами, послал сказать Вячеславу: «поиди добром из града Киева». Что было делать? Вячеслав, по совету митрополита, во избежание кровопролития, согласился без боя уступить своему сопернику; преосв. же Михаил, м. Киевский и всея Руси, смири их и утверди их крестом честным 11 . В 1149 г. воевали между собою Юрий Долгорукий и племянник его Изяслав, великий князь Киевский. Таки как великий князь находился тогда в Переяславске, то дело миротворца взял на себя Евфимий, епископ Переяславский. «Княже», говорил Евфимий Изяславу, «мирися с дядею своим, да благо будет ти от Христа Бога и державу свою избавиши от великих бед». Изяслав не послушался неоднократных внушений епископа и потерпел решительное поражение 12 . Любовь к миру и отвращение от кровопролития простирались в русских архиереях до такой степени, что они предлагали мир и забвение обид даже там, где справедливость требовала бы наказания за преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

– Слич. 518 и 519. 518. Василько (Василий) Ярополкович 518. Василько (Василий) Ярополкович, князь-изгой (безудельный), Карамзину «неизвестный» (Ист. Гос, Рос. т. II, прим. 332), г. Соловьевым не упоминаемый и во всех родословных княжеских пропущеный, но, по нашим соображениям, кажется, единственный сын Ярополка Владимировича, также князя-изгоя ), младшего брата Ростислава, князя тмутараканского ), следственно, правнук Ярослава I Владимировича, великого князя киевского 198) и двоюродный брат Ростиславичей; Володаря (Владимира), князя перемышльского 568) и Василька (Василия), князя теребовльского 50). – Именуется летописно однажды, как посланный Владимирком Володаревичем (Владимиром Владимировичем), князем галичскпм 51), своим двоюродным племянником, к Андрею Юрьевичу (Георгиевичу), князю пересопницкому, впоследствии Боголюбский и святый 20), с приглашением прибыть на совещание, в 1150 г. – Примечание. Отец Василька, Ярополк Владимирович, именуется, сколько нам известно, только в одной родословной княжеской – летописной, по Воскресенскому списку (Полн. Собр. Рус. Летоп. т. VII, с. 232 Изд. 1856 г.). Слич. 517 и 519. 519. Василько (Василий) Ярополкович 519. Василько (Василий) Ярополкович, князь михайловский (городка Михайлова, бывшего близ Киева), по Карамзину, г. Соловьеву и даже родословной летописной – впрочем, в том месте именно, где упоминается он, очевидно спутанной (см. прим. к с. 232, т. VII, Полн. Собр. Рус. Летоп. Изд. 1856), – сын Ярополка Изяславича, князя бужско-Волынского ), правнука Мономахова 53), от брака с дочерью Святослава Олеговича (по Карамзину, то Олеговича, то Всеволодовича. См. Ист. Гос. Рос., т. II, прим. 415 и т. III, с. 8. Изд. 1842), князя черниговского ), неизвестной по имени; а как думаем мы – сын Ярополка 11 Владимировича, великого князя киевского 195), сына Мономахова, от брака с Еленой, пленной половчанкой, дочерью неизвестного отца 86). О времени и месте его рождения сведений нет; именуется летописно впервые по тому случаю, что он избил Половцев на р. Роси, и взял себе «искупа много на них», в 116S г. (мог ли сделать это сын отца, женившегося, как Ярополк Изяславпч, правнук Мономахов, только в 1166 г.?1; но смерти Ростислава-Михаила Мстиславича, ве-ликого князя киевского (ЛЕ 167 от имени его родного, а своего двоюродного, племянника, Мстислава Изяславича, князя Волынского, потом великого князя киевского (ЛЕ 144), занял Киев и распоряжался в нем до прибытия Мстислава, в 1267 г, (при этом одна Густнпская летопись называет Василька

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В этих словах сказалось традиционное мнение, которым в течение веков было проникнуто русское духовенство. Как только начиналась ожесточенная борьба между князьями, владыка уже начинает «ходить между ними», как образно выражается летописец. В 1135 году митрополит Михаил успел помирить великого князя Ярополка Владимировича с его врагами, черниговскими князьями Ольговичами. Ольговичи подступили под Киев, и Ярополк готов был отразить их. Но в дело вмешался митрополит Михаил, «ходячю межи ими честному митроп. Михаилу с крестом»; значит, он с крестом в руках переходил из одного враждующего лагеря в другой, примиряя противников. Митроп. Михаил добился того, что великий князь Ярополк уступил Ольговичам и отдал те города, которые они требовали; из этого видно, что он действовал не согласно с видами великого князя, но сообразно справедливости. Тот же митроп. Михаил через три года, в 1138 году, после смерти Ярополка благословил на великое княжение брата его Вячеслава, но через три недели является под Киев с войсками черниговский князь Всеволод Ольгович. Митрополит снова «заходил» между князьями, и дело кончилось мирным уходом Вячеслава из Киева. Вообще во всех советах, во всех случаях вмешательства высшего духовенства: в междукняжеские отношения всегда выставлялся один и тот же аргумент – желание избежать кровопролития, чтобы не гибла русская земля. Несмотря на высокое положение владыки в древнерусском обществе, несмотря на то, что громадное большинство архиереев были русские люди, незаметно с их стороны стремления вмешиваться в политику. При слабости княжеской власти это казалось бы очень важным. Очевидно, древне-русские чернецы выходили из стен монастыря и вступали на кафедру, проникнутые интересами обще-русской жизни, исключающей местные выгоды той или другой области. Владыка стоял выше узких местных интересов и советовал князьям одно – блюсти мир в интересах общерусских. В одном только Новгороде владычная кафедра более активно вмешивалась во внутренние и внешние дела своей земли. И здесь владыка занимает место прежде всего блюстителя мира, удаляясь от той или другой партии. Но для самого соблюдения мира владыке приходилось постоянно вмешиваться в текущую деятельность земли. Первым новгородским епископом, близко принимавшим участие в земских делах, был знаменитый Нифонт, епископствовавший с 1130 по 1156 г. Нифонт, по-видимому, не был природным новгородцем – он был из иноков Киево-Печерского монастыря, но он весь был проникнут новгородскими интересами и много сделал для водворения спокойствия в Новгороде. Он призывает в Новгород митроп. Михаила для успокоения волнений в городе, он отправляется с новгородскими выборными к вновь избираемым князьям, хлопочет у Юрия Долгорукого «мира деля,» вмешивается в обще-русские дела и приходит в Киев для того, чтобы помирить киевлян с черниговцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По предположению исследователей, митрополит Иоанн написал несколько произведений о проблемах нравственности в русском обществе. Одно из них – «Церковное правило» – содержало перечень норм поведения не только для монахов и священников, но и мирян: князей, бояр, купцов, простых людей. Оно свидетельствовало о живом интересе митрополита к повседневной жизни русских людей и его желании дать им наставления для улучшения нравственности. После смерти Всеволода в 1093 году Анна-Янка осталась жить в своем монастыре. Ее помощницей стала младшая сестра Екатерина, правда, в летописях указан только год ее смерти – 1108-й, а даты пострига нет. В Киеве осталась и вдова Всеволода Анна, которая в конце жизни также стала монахиней Яниева монастыря. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь воодушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. По летописям, святая Анна скончалась 3 ноября 1112 года. Ее кончина отмечена в летописи особой статьей: «Том же лете (1112) преставися Янка, дщи Всеволожа, сестра Володимера, месяца ноября в 3 день; положена бысть у церкви святаго Андрея, юже бе создал отец ея; ту бо ся бе и постригла у церкви тоя, девою сущи». Также и в рукописных святцах о ней сказано: «В Андреевском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преставися в лето 6624 (1116 г.), месяца мая в 18 день». Но это, вероятно, было время обретения ее мощей. Вполне вероятно, что даже после смерти игуменьи ее монастырь был процветающим и почитался всеми родственниками. Поэтому великий князь Ярополк Владимирович, приходившийся Анне-Янке племянником, завещал похоронить себя в ее монастыре, хотя мог построить свою церковь , как другие киевские правители. По поводу кончины Ярополка в летописи сделана такая запись: «Того же лета (1139) преставися князь Ярополк, месяца февраля в 18 день, и положен бысть в Янцине манастыре у святаго Андрея».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В том же году Новгородцы задумали идти военным походом на Суздальское княжество. Митрополит Михаил II прибыл в Новгород, чтобы убедить своевольный народ не начинать братоубийственного междуусобия. Он предсказывал, что если его увещаний не послушают, то война принесет новгородцам страшные бедствия. Однако, слово святителя не вразумило, а озлобило как бояр, так и простой народ и, чего до того времени на Руси не бывало, новгородцы дерзнули схватить митрополита и посадить его в темницу. Зимой 1135/1136 г. новгородское войско выступило в поход на Суздальскую землю, который завершился кровавой битвой у Ждановой горы. В этом сражении пало огромное число людей, но победы ни та, ни другая сторона не добились. Заключив мир, новгородцы повернули назад, множество их во время обратного похода погибло от лютых морозов и метелей. Пророчество митрополита Михаила таким образом сбылось и, устрашенные, новгородцы немедленно выпустили святителя из темницы. В 1136 году разразилась новая междоусобная война – Черниговские Ольговичи – Всеволод и Игорь пошли войной на великого князя Ярополка Владимировича, нанесли ему поражение в битве у реки Супой и подступили к Киеву. Ярополк хотел дать бой у стен столицы, но митрополит Михаил II убедил его заключить мир, уступив Ольговичам город Курск и часть Переяславского удела. Святитель сам пошел в стан черниговцев, убеждая их не возобновлять кровопролития и дать «крестное целование» не вести более братоубийственной войны. На сей раз князья вняли увещеваниям митрополита, но мир длился недолго. В 1139г. умер великий князь Ярополк Владимирович. Ему наследовал его брат, Вячеслав Владимирович, бывший до того князем в Переяславле. Митрополит Михаил вместе с духовенством и народом встретил его 22 февраля 1139 г. в Киеве, как государя. Однако Всеволод Ольгович немедленно двинул войска к Киеву, перешел по льду Днепр и, окружив город, стал жечь предместья. У Вячеслава не было достаточно сил для борьбы. Видя это, митрополит убедил его смириться и уступить. Михаил II сам взял на себя миссию посла и, прийдя в стан Всеволода, объявил, что Вячеслав Владимирович согласен уступить Ольговичам великое княжение и уйти в г.Туров. Вновь кровопролитие было предотвращено. Вячеслав вышел из города, а Всеволод вступил в него, пожертвовав храмам и монастырям богатую милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Praha. 1974. Ro. 43, seš 1 S. 28–46. 849 Константин VIII и Василий II. – императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) и Константин VIII (976–1028 гг.). 852 ...поживе... 28 лтъ. – Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет». 853 На другое лто по крещении къ порогамъ ходи... – В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Византию. 854 ...на третье Корсунь город взя... – 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения – Василев (см. «Повесть временных лет» под 988 г.). 855 ...цьрьквь камену... заложи... – 990 г. В летописях закладка церкви относится ко времени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.). 856 ...на пятое лто Переяславль заложи... – 991 г. В «Повести временных лет» – 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви). 857 ...въ девятое лто десятину... Богородиц. – 995 г. А. А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г. 859 Ярополк – старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Святослав выделил ему Киев. 860 ...угнетоша Олга... – второй сын Святослава. Получил Древлянскую землю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет собой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представлена как несчастный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судьба не дала ему времени заслужить великодушие дяди или снова быть неблагодарным. Он чрез несколько дней погиб от руки злодея, на пути в Червенский Звенигород: сей преступник, именем Нерядец, ехал за ним верхом вместе с другими Княжескими Отроками и вонзил саблю в бок своему Государю, покойно лежавшему на колеснице. Ярополк встал, извлек из себя окровавленное железо, громко сказал: «Умираю от коварного врага» – и скончался. Летописец не объясняет тайной причины злодейства, сказывая только, что убийца бежал в Перемышль к Рюрику, старшему из Ростиславичей, которым Всеволод уступил сей город в Удел и которые, приняв изменника, навлекли на себя гнусное подозрение, более несчастное, нежели справедливое. Отроки Ярополковы привезли тело убиенного в Киев, чтобы воздать ему честь погребения там, где лежали кости его родителя: Всеволод, Мономах, Ростислав (меньший сын Великого Князя), Духовенство и народ встретили оное с искренним изъявлением горести. – Летописец говорит, что Ярополк, добродушный подобно отцу своему, давал всегда церковную десятину в храм Богоматери, исполняя завещание Владимира Великого; завидовал святости Бориса и Глеба и желал также умереть мучеником. Давид Игоревич наследовал область Владимирскую. г.] Между тем как Всеволод занимался восстановлением порядка и тишины в ближних областях, Камские Болгары взяли Муром. Не имея духа воинского, любя торговлю, земледелие и в случае неурожая питая восточный край России, они хотели, вероятно, отмстить жителям Муромской области за какую-нибудь обиду или несправедливость: по крайней мере сия война не имела дальнейшего следствия, и взятый ими город недолго был в их власти. г.] Великий Князь не мог утешиться всеобщим спокойствием. Междоусобие прекратилось; но бедствия иного рода посетили Россию. От беспрестанных, неслыханных жаров везде иссохли поля, и леса в болотных местах сами собою воспламенялись, к ужасу сельских жителей; голод, болезни, мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве умерло от 14 Ноября до 1 Февраля 7000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Недостатки, зависевшие от господствовавшего духа времени, духа междоусобий, кровопролития, жестокости, не только не ослабевали, но по временам обнаруживались даже сильнее. Излишне было бы перечислять самые междоусобия с их неизбежными спутниками: коварством, злобою, вероломством и другими подобными пороками, но не можем не остановиться на некоторых особых случаях, показывающих, до чего доводили иногда эти кровавые распри наших князей и до чего простиралась иногда жестокость нравов. В 1169 г. войска Боголюбского и других одиннадцати князей, его союзников, взяв Киев приступом, в продолжение трех дней грабили не только жилища киевлян, но и храмы — Софийский, Десятинный и все другие, равно как и монастыри, и похитили из них все сокровища, иконы, ризы, книги, колокола и прочую утварь, а некоторые церкви даже зажгли — такого открытого неуважения к святыне прежде не бывало. Племянник Боголюбского Ярополк, выгнав после кровавого междоусобия дядю своего Михаила из Владимира и заняв (1175) его престол, в первый день своего княжения не только отнял волости и доходы у соборной владимирской церкви, пожалованные ей Боголюбским, но насильно взял все ее золото и серебро, хранившиеся на церковных палатях, и лишил ее величайшего сокровища — чудотворной иконы Богоматери, подарив эту икону зятю своему Глебу рязанскому. В 1177 г., когда два племянника Всеволода владимирского Мстислав и Ярополк Ростиславичи, воевавшие против него, взяты были в плен и посажены в темницу, владимирцы с такою яростию восстали против них, что, несмотря на сопротивление своего князя, извлекли их из темницы и ослепили. В 1211 г. галичане, движимые ненавистию к бывшим своим князьям Роману, Святославу и Ростиславу Игоревичам, умолили венгров, завладевших Галичем, выдать им этих князей и повесили их. В 1217 г. Глеб, князь рязанский, и брат его Константин условились между собою погубить всех своих родственников, чтобы одним владеть Рязанскою областию, и воспользовались первым представившимся к тому случаем. Князья съехались в поле для общего совещания. Глеб пригласил всех их к себе на пир в свой шатер, и они, ничего не подозревая, явились окруженные многочисленными свитами. Но едва пир открылся и гости начали пить и веселиться, как Глеб и Константин обнажили свои мечи и при помощи своих слуг и половцев, которые дотоле были скрыты близ шатра, бросились на свои жертвы и умертвили шестерых князей и бесчисленное множество их бояр и челяди .

http://sedmitza.ru/lib/text/435846/

1175 г. Видя же, что все Бояре держат сторону слабых Государей – видя, что Ростовцы и Суздальцы нечувствительны к народным обидам или терпеливы до излишества, – граждане Владимирские тайно призвали Михаила из Чернигова. «Ты внук Мономахов и старший из Князей его рода, – говорили ему Послы: – иди на престол Боголюбского; а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя, мы на все готовы, и с Божиею помощию никому не уступит». Михаил с братом Всеволодом и сыном Князя Черниговского был уже в Москве, где ожидали их усердные Владимирцы и сын Андрея Боголюбского (скоро по смерти отца принужденный выехать из Новагорода): тогда Ярополк сведал о грозящей ему опасности; хотел встретить Георгиевичей, но разошелся с ними в дремучих лесах и написал к брату, Мстиславу Суздальскому: «Михалко болен; его несут на носилках: спеши отразить малочисленных неприятелей от Владимира, я пленю их задний отряд». Михаил, будучи действительно весьма нездоров, приближался к Владимиру, когда полк Суздальский, выступив из-за горы в блестящих латах и распустив знамя, с воплем устремился на его дружину. Устроенная Михаилом, она изготовилась к сражению; стрелки с обеих сторон начали битву; но Суздальцы – изумленные стройным ополчением неприятелей – вдруг обратили тыл, бросив хоругвь Княжескую. Летописцы говорят, что ни те, ни другие воины не отличались никаким особенным знаком и что сие обстоятельство спасло многих Суздальцев: ибо победители не могли распознавать своих и неприятелей. Михаил июня 1175 г.] с торжеством въехал в город Владимир: пред ним вели пленников. Духовенство и все жители встретили его с живейшею радостию. Ярополк ушел к зятю своему в Рязань, а Мстислав в Новгород (где княжил юный сын его, Святослав, после Георгия Андреевича); но мать и жены их остались пленницами в Владимире. Скоро Послы от Суздаля и Ростова явились во дворце Михаиловом и сказали именем всех граждан: «Государь! Мы твои душою и сердцем. Одни Бояре, преданные Мстиславу, были тебе врагами. Повелевай нами как отец добродушный!» Таким образом Михаил наследовал Великое Княжение Андреево; объехал разные области; везде учредил порядок; везде пекся о народном спокойствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 1073 г. Святослав и Всеволод подступили со своими войсками к Киеву. Изяслав бежал в Польшу, а затем уехал в Германию. Он пытался выпросить у императора Генриха IV военную помощь, чтобы вернуть себе престол, но безуспешно. Тогда Изяслав направил в Рим своего сына Ярополка для встречи с папой Григорием VII Гильдебрантом, который был главным поборником идеи «диктата» римских пап над государями и народами христианского мира. За оказание помощи Ярополк от имени Изяслава обещал папе подчинить ему Русскую Церковь . Сохранилось письмо папы Григория VII князю Изяславу, в котором он писал: «Сын твой Ярополк пожелал принять ваше царство из наших рук, как дар Св.Петра, и мы вручили от имени Св.Петра правление вашим царством.» В конце 1076 г. занявший Киевский престол после изгнания Изяслава Святослав Ярославич умер. Это дало возможность Изяславу вернуться в Киев, однако привести в исполнение свои обещания папе Григорию VII он не смог, так как знал, что его могущественный младший брат Всеволод, который в это время, заняв Черниговский стол, объединил под своей властью большую половину Руси, не позволит этого сделать. Условия, вызвавшие необходимость открытия митрополичьих кафедр в Чернигове и Переяславле, существовали до тех пор, пока в 1078 г. не умер Изяслав. Вся полнота власти на Руси сосредоточилась в руках ставшего великим князем Всеволода. Летописи свидетельствуют, что 1091 году правящие архиереи Черниговской и Переяславской епархий – Иоанн и Ефрем уже носили титулы не митрополитов, а епископов. Каноническая территория русской Церкви вновь стала единой. Митрополит Георгий скончался в 1076 году. Митрополитф Иоанн II (1077–1089), Иоанн III (1090–1091) и Николай (1092–1104) После того, как Изяслав возвратился в Киев, а Всеволод завладел Черниговом, они лишили сыновей Святослава Олега и Ростислава права на наследство уделов в бывших владениях их отца. Между старшими Ярославичами и их племянниками Святославичами началась междоусобная война, в которой на стороне последних выступили пришедшие из Прикаспийских степей орды половцев. Поддержал Олега Святославича также Византийский император Алексей Комнин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010