А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?.. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя (Рим. 2, 1–4; 6, 2–4, 17). Путь к возрождению духовному, предлагаемый нам Евангелием, — это покаяние, «греч.» радикальная перемена жизни, смерть для греха в полном смысле этого слова. Без смерти невозможно воскресение. Без отказа от осуждения ближнего, без осознания себя «нищим духом», без погребения всего существа своего, ориентированного на греховное служение кумирам нашего горделивого века — нет духовного обновления, нет подлинной любви и истинной культуры, нет следования за Христом. Обновив наши души, став «во Христе новой тварью», мы сможем нести подлинную гармонию во все сферы жизни человеческой, преображая мир на началах милосердия, любви и добра. «Стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил преподобный Серафим Саровский, подвижник XVIII–XIX столетий. Невозможно строить мир в обществе, не создав его в своей душе. Сколько предлагалось путей разрешения конфликтов, возникающих между национальными и социальными группами! Забыт только библейский путь — путь, рекомендующий начинать исправление общества с исправления глубин души человеческой. Такая задача может показаться нереальной, требующей усилий, невыполнимых в те экстренные сроки, которые ставит перед нами тревожная ситуация в нашей стране и во всем мире. Но если не осознаем необходимости исцеления наших душ, — мы до конца дней своих будем лечить лишь симптомы общественных недугов, даже не пытаясь понять природы вируса, породившего их.

http://pravoslavie.ru/29456.html

А сколько новых учреждений и служений на пользу больных, несчастных, умалишенных и преступных вызвало к бытию и поддерживает доселе христианство. Преобразования философов обыкновенно начинаются сверху – с образованных классов – и идут вниз, пока они не достигнут того общественного слоя, ниже которого они уже не в состоянии проникнуть. Христианское возрождение общества ведет свое дело снизу вверх; оно обращается к беднейшим из бедных и достигает монархов на их тронах. «Любовь Христова обдержит нас» ( 2Кор.5:14 ): вот чем объясняли апостолы свое рвение к благотворению, наполнявшее их сердца; энтузиастический гуманизм – произведение христианской эпохи, хотя в древней истории буддизма было немало попыток установить начала гуманности к бедным и несчастным, но они остались там бесплодны. Между тем христианское служение бедным послужило началом и родоначальником тех систематических усилий возвысить их положение и облегчить их скорби и страдания, которые составляют отличительные черты христианских обществ, и сделались особенно настойчивыми в последнее время. Превосходнейшая социальная картина, начертанная самим Спасителем: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:35–36 ), – эта величественная картина всеобъемлющего христианского милосердия осуществлена миром в объеме поразительном. Рабству первый и окончательный приговор произнесен еще апостолом Павлом в послании к Филимону. Сотни тысяч друзей человечества и сестер милосердия, тысячи больниц, домов для сумасшедших и исправительных заведений, детских приютов и благотворительных школ вызваны к жизни Христом, чтобы горькие воды земной жизни растворять сладостью христианского сочувствия и милосердия. Поскольку «вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Когда апостол Павел писал: «верующие Ахаии и Македонии благоволили сделать некоторое вспоможение бедным святым в Иерусалиме» ( Рим.15:26 ), – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

А тем, кто готовит атомные бомбы, скажем мы: «Позор для христианского мира в том, что забыты страшные слова Господа нашего Иисуса Христа: «Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле?» Где же вера, неотъемлемая от любви у тех, которые закон любви, великий закон Христов, забыли, и точно сами хотят приблизить исполнение страшного пророчества Христова о приближении Страшного Суда: «Восстанет народ на народ и царство на царство»; не боятся страшного апокалипсического всадника на рыжем коне с большим мечом, которому дано отнять мир на земле, и чтобы убивали друг друга (Откр 6:4). Не их ли предупреждал апостол Павел: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5:14–15). Источник: ЖМП. 1948. 1 (январь). С. 61–64. Защитим мир служением добру Господь наш Иисус Христос поставил перед нами закон высшего духовного совершенства, закон любви к Богу и ближним. Поэтому тот, кто идет за Христом, не может быть защитником социальных несправедливостей, не может равнодушно взирать на то, как бедняков эксплуатируют, подавляют и унижают богатые и сильные; он всегда будет на стороне угнетенных, будет другом свободы, другом всякой правды; он не будет равнодушно взирать на то, как льется кровь голодных крестьян, которые посмели пахать землю, пустовавшую у помещиков. Не могут быть христиане и на стороне колониальных держав, творящих кровавую неправду, поддерживающих ужасы фашизма, насилующих волю народа. Не первейшая ли обязанность каждого христианина, обязанность Церкви заботиться о бедных, творить дела милосердия, ограждать всеми способами тех, кого угнетают? Разве не наша христианская обязанность заботиться о стариках, бездомных, о покинутых детях, о неизлечимых больных? Поэтому не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего в невиданных масштабах эти элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности.

http://blog.predanie.ru/article/k-miru-p...

А что, если предположить, что все священники, а может даже епископы, а за ними и миряне стали бы членами этого профсоюза? Этого нельзя отрицать, так как в иерархической структуре Церкви каждый оказывает подчинение более высокой инстанции, а патриарх и епископы подотчетны соборам. С кем бы тогда вел диалог этот профсоюз? Весь процесс превратился бы во внутрецерковную дискуссию. Так зачем же ее было изначально выносить за пределы Церкви? В данном случае уместно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Кор. 6, 1-5). Между прочим,внешний мир, провозглашая демократию своей ценностью, отнюдь не отказывается от иерахичности системы управления. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительсности они намного выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Например, насколько румынские священники исчерпали внутренние церковные механизмы решения проблем своего социально-экономического положения? Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно,а потому они только сейчас выстраиваются, и верующие учатся ими пользоваться.Почему же не направить свою творческую энергию на созидание внутренних механизмов Церкви для решения возникающих проблем? Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присуствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

http://pravoslavie.ru/52061.html

А что если предположить, что все священники, а может даже епископы, а за ними и миряне стали бы членами этого профсоюза? Этого нельзя отрицать, так как в иерархической структуре Церкви каждый оказывает подчинение более высокой инстанции, а Патриарх и епископы подотчетны Соборам. С кем бы тогда вел диалог этот профсоюз? Весь процесс превратился бы во внутрицерковную дискуссию. Так зачем же ее было изначально выносить за пределы Церкви? В данном случае уместно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Кор. 6:1-5). Между прочим, внешний мир, провозглашая демократию своей ценностью, отнюдь не отказывается от иерархичности системы управления. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительности они намного выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных Соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Например, насколько румынские священники исчерпали внутренние церковные механизмы решения проблем своего социально-экономического положения? Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно, а потому они только сейчас выстраиваются и верующие учатся ими пользоваться. Почему же не направить свою творческую энергию на созидание внутренних механизмов Церкви для решения возникающих проблем? Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присутствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

http://patriarchia.ru/db/text/2058669.ht...

Аборт – это не только социальная проблема, связанная с гибелью некоей этнической группы. Это, в первую очередь, – проблема греха! Грех этот – вовсе не личный грех людей, делающих аборты, но и грех всего народа, допускающего такое беззаконие. Мы видим, что именно в православных странах врагами вселенского православия делается все для того, чтобы смертность превысила рождаемость. В нехристианских странах ситуация несколько иная. Как будто бы кто-то подыгрывает силам зла, стремящимся уничтожить православное христианское народонаселение. Это – великая трагедия. Жизнь человека начинается во чреве его матери, и этот священный дар Бога никто не имеет права отнять. Эта жизнь принадлежит Богу и уже во чреве имеет свои мистические религиозные особенности. В Библии говорится об этом достаточно категорично: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер.1:5 ); Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было ( Пс.138:15–16 ). В Послании Варнавы (19, 5) сказано: Бог, Господь жизни, поручил людям высокое служение сохранять жизнь, и человек должен его исполнять подобающим образом. Поэтому жизнь с самого зачатия должна быть оберегаема с величайшей заботою; аборт и детоубийство являются ужасными преступлениями. Вспомните Иоанна Крестителя, который младенцем взыграл во чреве матери своей, когда Дева Мария пришла в дом своей сродницы. Вспомните преподобного Сергия Радонежского, который возгласил во чреве своей матери во время божественной литургии. Можно предположить, что Господь в сегодняшней нашей жизни не благословляет нас, посылая тяжелые испытания именно по причине большого числа абортов и детоубийств. Как и в древнем Израиле, грехи отдельных людей имеют значение для судьбы народа в целом. Итак, по благословению Божию рождается Каин, а после него – брат его Авель. Мы видим, что Бог не перестает заботиться о людях, провинившихся перед Ним и изгнанных Им из рая. Не позволяя грешникам самочинно проникнуть к древу жизни, дабы они не вкусили от него и не стали жить вечно, для чего и поставлен был у ворот сада Едемского страж с пламенным мечом, Бог посылает человеку свои благословения на продолжение рода, дает возможность в потомках своих искупить грех. Призвание людей к служению. Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Абсолютное обязательство Церкви защищать достоинство и отстаивать интересы мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища, четко сформулировано в Окружном Послании Святого и Великого Собора: «Современная проблема беженцев и миграции, постоянно усугубляющаяся по политическим, экономическим и экологическим причинам, находится в центре внимания мира. Православная Церковь неизменно относилась и продолжает относиться к изгнанникам, ко всем пребывающим в опасности и нужде, основываясь на словах Господа: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36) и «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). На протяжении всего своего исторического пути Церковь находилась на стороне «труждающихся и обремененных» (Мф. 11:28). Никогда церковное человеколюбие не ограничивалось лишь совершаемыми время от времени актами благотворительности по отношению к нуждающимся и страждущим, но ставило своей целью устранение причин, повлёкших за собой социальные проблемы. «Дело служения» Церкви (Еф. 4:12) признается всеми. Таким образом, мы направляем наш призыв прежде всего к тем, в чьей власти устранить причины возникновения кризиса беженцев, с тем чтобы они приняли надлежащие положительные решения. Мы призываем политические власти, православных верующих и прочих граждан стран, в которых нашли и продолжают находить пристанище беженцы, предоставить им любую возможную помощь, даже из последних средств»  56 . Поэтому Церковь выражает признательность народам, которые приняли мигрантов и беженцев и предоставили убежище ищущим его. Более того, она напоминает христианам повсюду, что такое гостеприимство зиждется на библейской заповеди, превосходящей интересы светских правительств. Современное национальное государство не является священным институтом, даже если порой оно и служит делу справедливости, равенства и мира.

http://predanie.ru/book/220026-za-zhizn-...

Апостол Павел свое важнейшее обозначение Церкви как тела Христова использует также для того, чтобы связать смерть и воскресение Иисуса Христа со своим пониманием Церкви как общины верующих во Христа. Согласно Апостолу, физическая смерть Господа Иисуса есть спасительное событие, в котором осуществился Божественный замысел о спасении людей. Для него то, что Бог воскресил Иисуса — оправдание Его соблазнительной для иудеев и безумной для эллинов смерти как истинно мессианской. Церковь верующих в действительности принимает участие в “событии Христа”, через которое она вступает в обетованный Новый спасительный век. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:4). Верующие во Христа и соединяющиеся с Ним примиряются с Богом и друг с другом (2 Кор 5:11–21; Еф 2:11–22). Теперь они ведут христоподобную жизнь, которая характеризуется свободой от греха, от смерти, от закона и от всего того, что отлучает людей от любви Божией (Рим 5–8). Так же, как исторический Иисус был телом, то есть некой целостной единой личностью, так и Церковь — одно Тело в Нем. Соединение в крещении двух тел, верующего и Христа, подчеркивает единство во Христе всей Церкви верующих. Человеческие различия упраздняются. Во исполнение древних пророчеств образуется община равных (Гал 3:26–29). История телесной жизни Христа на земле становится парадигмой для истории самой Церкви. Поскольку Христос был верным, послушным Богу (до смерти крестной — Флп 2:8), спасительная правда Божия явилась и открылась в истории (Рим 3:21–26) через смерть и Воскресение Иисуса Христа (Флп 2:9–11). То же самое обещается и эсхатологической Церкви. И ее надежда состоит в том, что благодаря ее вере во Христа Бог в эсхатоне примет и прославит ее. Обязанность Церкви в настоящее время — в “подражание” Христу приносить в жертву ее собственное “тело”. Конкретно это должно выражаться в открытом служении Богу, не сообразуясь (не вступая в конформизм) с текущим социальным порядком. Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим 12:1–2).

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

Апостол Павел следующим образом наставляет своего ученика, апостола Тимофея: Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим.2:22 ). Священник – это распятый человек. Люди смотрят на священнослужителя через увеличительное стекло. Стоит ему допустить какую-то ошибку, сказать не то слово, его сразу же начинают осуждать как верующие, так и особенно неверующие. А ведь не надо забывать, что священник тоже человек из плоти и крови. Истинный пастырь никогда не удовлетворен самим собой, он всегда борется со своими страстями, чтобы быть лучше, чтобы быть образцом для паствы. Пастырю приходится совершать свое служение в различных культурных слоях общества, поэтому он должен быть не только духовным, хорошим богословом, но и высококультурным и образованным человеком. Пастырь всегда живет жизнью своей паствы, он не может быть оторван от социальной, культурной и научной жизни общества. Пастырь всегда должен быть миротворцем, любящим духовным отцом и милосердным самарянином. Я кратко коснулся семи таинств, чтобы еще раз сказать вам, что Церковь – это единственный духовный корабль, на котором должен находиться каждый христианин, заботящийся о своем спасении. Все в Церкви имеет глубокий смысл и содействует тому, чтобы через духовное очищение и умиротворение отобразился в нас Христос, чтобы мы стали Богоносцами. Духовные и материальные проблемы постоянно сопутствуют нам. Они неразлучны, как евангельские сестры Марфа и Мария. Погружаясь в эти проблемы, мы постоянно слышим предостерегающий голос Агнца: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его ( Откр. 22:12 ). «Слава Богу за все», – произнес св. Иоанн Златоуст . Подобно ему, и мы за все благодарим Бога: за Крест, за испытание, за Его безмерную любовь, за Его к нам сострадание. Да благословит вас всех Господь. 1988 Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. ( Ин.11:25 ) Тайна жизни и смерти повсюду сопутствует нам. Сегодня Господь снова сподобил нас встретить Божественную тайну победы жизни над смертью, великую тайну Воскресения Христова. Евангелист Матфей повествует о том, как жены-мироносицы, придя рано утром ко гробу Господа, увидели ангела, который сообщил им радостную весть: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес... пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых ( Мф.28:5–7 ). И вот радость Воскресения Христова передается из уст в уста уже в продолжение двадцати веков и достигла до нас. Преисполненный этой неземной радостью, я с любовью приветствую всех вас:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостол свидетельствует: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Воспитанный в православной традиции, опытом жизни я научился доверять поставленному надо мной церковному руководству и духовникам, и удостоверился, что в случае нужды, если они переоценят мои силы, Сам Господь внесет необходимые коррективы в их планы, и все закончится благополучно. Не теоретические знания, а живой личный опыт, пусть маленький и скромный, рождает в душе упование, которое не посрамит. Главным утешением на пути служения были духовники, наставлениями которых я имел счастье пользоваться. Вначале архимандрит Наум (Байбородин), затем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архиепископ Алексий (Фролов) в течение многих лет молитвой и советами помогали мне проходить путь служения Святой Церкви. Пребываю в сыновней уверенности, что молитвы этих духовников будут хранить меня, как и прежде. Настоятельство на бедном сельском приходе приучило меня со вниманием относиться  к каждому человеку. Этого требует Евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); но также сама жизнь в сельской глубинке подсказывала, что без бережного отношения к маленьким людям приход запустеет, не выживет. Знать положение дел на каждом приходе, лично познакомиться с церковными тружениками в Каменской епархии вскоре будет моей прямой обязанностью. Епископам, как предстоятелям и свидетелям о церковной жизни и духовном опыте всей вверенной их попечению паствы, надлежит принимать участие в работе Архиерейских Соборов, выносить решения по самым важным вопросам церковной жизни и вероучения. Будучи настоятелем труднодоступного сельского прихода, не предполагал, что мне придется столкнуться с такой «экзотикой», как наркомания, но в 1998 году наш приход приступил к практической деятельности по реабилитации наркозависимых. Весной 2010 года мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концептуального документа по церковной реабилитации наркозависимых в рамках работы Межсоборного присутствия, а с осени того же года я руководил Координационным центром по противодействию наркомании в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/3536060.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010