1 . Утешение: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди ее да уповают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно ( Притч. 5:18,19 ). Бог создал секс; Бог сделал так, что это приятно; это – Его благой дар, который мы призваны с благодарностью принять. Библия содержит одну из наиболее ярких эротических поэм в мировой литературе – «Песнь Песней». 2 . Проявление взаимной принадлежности супругов: Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена ( 1Кор. 7:3, 4 ). При этом апостол Павел проявляет здравый реализм. Не все люди призваны к безбрачию; если их сексуальность не найдет удовлетворения в браке, то может получиться совсем нехорошо: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а (потом) опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Апостол запрещает супругам уклоняться от близости (разве что по взаимному согласию и на ограниченный срок), так как, если человек будет лишен близости в браке, сатана тут же подсуетится и направит его сексуальность на какие-нибудь скверные пути – чему есть немало печальных примеров. Некоторых людей Бог призывает отказаться от брака, чтобы полностью посвятить себя служению, но это – особое Божие призвание, которое вовсе не является обязательным для всех. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор. 7:7 ). А что христиане говорят о противозачаточных средствах? Относительно противозачаточных средств (отмечу особо – неабортивных) среди христиан есть разные мнения: Католическая церковь их решительно осуждает, протестанты считают вполне допустимыми, Православная Церковь (в « Основах социальной концепции ») дипломатично так высказывается, что это, мол, не приветствуется, но жесткого запрета нет. Автор рассказывает о своем пути к вере

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

2016 год по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посвящен развитию церковного социального служения и работе в молодежной среде. Как нам выполнить эти задачи? Для того чтобы усилия преподавателей, катехизаторов, миссионеров были благоуспешными, необходимо помнить: По слову апостола Павла, «вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). Это означает, что необходимо учитывать способность восприятия наших слушателей. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота» 3 . Нужно избежать нарочито наукообразного и отяжеленного богословскими понятиями изложения предмета. Сама тональность нашего преподавания должна быть исполнена благоговения: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр.3:15 ). Необходимо учитывать, что «клиповое восприятие» наших слушателей требует убедительного видеоряда. Нужно всегда помнить о том, что на евангельские сюжеты написаны шедевры мирового уровня. Знакомство с ними одновременно приобщит учащихся к христианской мировой культуре. 2016 год для белгородцев имеет особое значение, так как 200 лет назад в селе Сурково (нынешнего Шебекинского района) родился выдающийся церковный историк, богослов, исследователь в области канонического права Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . Жизнь этого выдающегося человека может стать примером того, как благодаря вере во Христа и личным трудам из сельского мальчика, воспитанного в бедной священнической семье, вырос человек Церкви – великий Московский митрополит. Желаю всем участникам Иоасафовских чтений обильных милостей от Господа! Надеюсь, что предложенные темы, обмен мнениями, дискуссии обогатят всех нас для благовестия Евангелия Царствия Божьего. Литература 1 . Амвросий Оптинский , прп. 15 мудрых мыслей святого Амвросия Оптинского . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/62719.html

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20;29–30) «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас … и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.» (Матф. 24;4–13) «Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.» (Марка 13;5–6) Итак, обратимся теперь непосредственно к анализу основных ошибок, недостатков и проблем современной практики катехизации. 1) Первоочередной проблемой в деле катехизации является нежелание духовенства иметь на приходе штатную оплачиваемую единицу «катехизатор» , который мог бы не только готовить людей к Таинству Святого Крещения, но и совмещать должность чтеца-алтарника, преподавателя воскресной школы, проповедника в социальных и педагогических учреждениях, координатора приходского служения милосердия. Но круг его обязанностей должен быть конкретизированым и оплачиваемым. 2) Серьезной проблемой в деле катехизации в настоящее время является отсутствие четкого понимания и определения того, что такое катехизация, и отсутствие единого подхода к катехизаторской деятельности. (Например, при проведении огласительных бесед некоторые считают основной целью объяснение обязанностей восприемников, далее этой цели беседа может не простираться.) 3) Отсутствие церковного контроля в отношении деятельности катехизаторов и учебных заведений по подготовке катехизаторов. (Например, в настоящее время Синодальный отдел религиозного образования и катехизации не только не имеет единых образовательных стандартов, но к великому сожалению, не имеет точной информации об учебных заведениях, которые непосредственно должны относиться к отделу катехизации, в результате каждое образовательное учреждение устанавливает свои стандарты, соотнесенность которых с церковным вероучением остается под вопросом.) 4) Отсутствие учебных и методических пособий для катехизаторов, которые могли бы существенно помочь в деле катехизации.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

20. 1-16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом. VI.6. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: " Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое " (1 Кор. 9. 7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом. Священное Писание говорит: " Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха " (Втор. 24. 14-15); " Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его " (Иер. 22. 13); " Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа " (Иак. 5. 4). Вместе с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, " чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих " (Втор. 24. 19-22). Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств. VII. Собственность VII.1. Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право управления и получения дохода, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

20. Ответ на 19, Лев: Лев: «Попробую дать определение: " Мировые религии " - это религиозные учения, исповедующие в своих нравственных установках…» /////////// Не... Не надо. Нравственность оставим «идеологиям». 19. Ответ на 17: " А что – «основные мировые религии» «равнозначны» по духу? В таком случае, о каком «духовном братстве людей» может идти речь? " Мировые религии имеют различное социальное назначение: буддизм учит достижению духовной свободы (независимость от внешних факторов); христианство учит самоотверженности (на основе культа любви); ислам проповедует " покорность " перед Волей Бога. Но все эти религии имеют общие нравственные черты и потому рассматриваются как мировые. Попробую дать определение: " Мировые религии " - это религиозные учения, исповедующие в своих нравственных установках взаимопощь между людьми и обращенные с проповедью своей веры ко всем людям, не разделяя их по сословиям, этносам, материальному достатку 18. О мировоззрениях Мировоззрений всего два. Это мировоззрение людей «рождённых свыше», и мировоззрение людей «рождённых сниже». Почему? В беседе с Никодимом (Ин.3:1-21), Иисус говорит ему, Никодиму: " истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия " (Ин.3:3). Что значит «родиться свыше»? Иисус поясняет это словами: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». – Словами ап. Павла, это люди, «которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим.8:1-9). Епископ Василий Кинешемский (Преображенский) в своей книге «Беседы на Евангелие от Марка» говорит о «рождении свыше» как о покаянии, которое есть «решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/09/my...

3. К настоящему времени война унесла десятки тысяч жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. 4. Необходимость сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке и возвращения беженцев требует обеспечения безопасности, восстановления социальной инфраструктуры и жилья, создания условий для служения духовенства и восстановления разрушенных храмов. 5. Мы обращаемся к международному сообществу с просьбой предпринять незамедлительные действия для поддержки христиан и других групп населения Ближнего Востока. Широкомасштабная гуманитарная помощь необходима страдающим людям и многочисленным беженцам, в том числе тем, кто оказался в странах Европы и Америки. Священное Писание говорит, что «милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притчи 11:17). 6. Вопрос послевоенного восстановления Сирии и Ирака является важнейшей темой для практического сотрудничества между христианами на ближайшие годы. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», говорит апостол Павел (Гал. 6:2). 7. Мы не должны забывать о профилактике идеологии экстремизма, под влиянием боевиков распространяющейся, подобно эпидемии, по всему миру. Призываем религиозных и политических лидеров во всем мире объединить усилия для поиска эффективного способа противодействия экстремизму. Важным аспектом такого соработничества является межрелигиозный диалог. Различия в вероучении не должны препятствовать представителям разных религий жить в мире и согласии, которые являются залогом доброго будущего для всего мира. 8. Выражая солидарность с христианами Ближнего Востока, обращаемся к ним апостольскими словами: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете» (2 Фес. 1:3-5).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5067106...

4. Обеспечение финансовой поддержки епархиальным миссионерам при проведении ими миссионерской деятельности (например, путем образования специализированного епархиального миссионерского фонда или иных епархиальных финансовых учреждений, имеющих миссионерские цели и задачи). Миссионерская ответственность священников, на которых епархиальным архиереем возложены соответствующие обязанности в рамках прихода/благочиния, предполагает: 1. Организацию миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян, находящихся на территории пастырской ответственности данного прихода/благочиния. 2. Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению. 3. Ориентирование воскресных школ на миссионерскую деятельность. 4. Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера. 5. Введение практики миссионерских поручений на приходе и обеспечение их ответственного исполнения. Миссионерская ответственность мирян предполагает: 1. Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода. 2. Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3.15 ). 3. Внесение, при надлежащем попечении духовников, личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками». «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», – пишет величайший христианский миссионер и апостол. И далее он вопрошает: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим. 10.13–15 ). Итак, в деле приведения человека к спасению ключевая роль отводится Господом благовествующему: «Как слышать без проповедующего?» – восклицает учитель языков. В словах апостола видна определенная целенаправленность миссионерского дела от послания миссионера к спасению слушающего. Безусловно, послание предполагает и определенное задание, своеобразный план. Посланный не блуждает бесцельно. Он знает, куда и зачем идти. Сам ап. Павел был уполномочен на дело миссии у язычников Апостольским Собором. Безусловно, апостольская миссия была под особым водительством Духа Святого. Но ошибочно представление о том, что миссия апостольской Церкви была хаотична. Апостолы, по преданию, разделили мир на миссионерские уделы и каждый отправился в свою область. И сам ап. Павел осуществлял свою миссию по определенному плану. Он тщательно продумывал свои путешествия и умело организовывал своих учеников и сотрудников, что во многом и способствовало такому удивительному росту основанных им общин.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

5, 1). И Сам Господь говорит: вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15). Очевидно, что это никакое не рабство в прямом значении слова, но — добровольное, сыновнее, любовное служение. Нам дана заповедь — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30); к этой заповеди, разумеется, невозможно никого принудить (что, собственно, и было бы рабством). Но когда человек начнёт свободно выполнять её, он обнаруживает, что Богу можно принадлежать только всецело. Вот эта всецелость, сочетаясь с сознанием своей абсолютной от Бога зависимости (не в подчинительном, но в онтологическом смысле) и со стремлением во всём принадлежать и служить Ему, заставляет нас употреблять это, не нравящееся Вам, выражение. При этом нужно отметить следующее. Те понятия, которые обычно вызывают непонимание у людей, не знакомых опытно с христианской жизнью — такие, как: страх Божий, смирение, или предмет нашего разговора (рабство Богу) — суть, во–первых, выражение иерархии христианских ценностей, вне контекста которых они непонятны; а во–вторых, суть обозначения религиозных чувств. Религиозное чувство — это не нечто такое, просто относящееся к сфере религии, но совместная жизнь, совместное действие, встреча человеческой души и Бога, — то, что называется словом синергия (со–действие, со–творчество). Так, страх Божий — это не боязнь начальника, и не испуг перед неизвестным, и вообще не что бы то ни было, что человек вкладывает обычно в понятие «страх», а, с человеческой стороны, благоговейное сыновнее непосредственно и реально переживаемое чувство, что Бог есть мой Бог; со стороны же Бога — очевидная для души реальность (неизмеримо превосходящая всякую земную реальность), что я — Его, что Он любит меня и заботится обо мне. Это драгоценнейшее достояние христианина, ради которого он готов и на смерть пойти; а люди внешние думают: что это за страх такой? что, Бог запугивает, а христиане ненормальные какие-то, унижаются, прямо мазохисты? Как смирение — это не приниженность и неспособность постоять за себя, но взаимное с Богом чувство — мира, правды, мудрости, любви, так и рабство Богу: оно не есть социальное явление, человеческое порабощение, но именно религиозное чувство, которое не так-то просто описать человеку, не имеющему опыта религиозной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

5.2. Доверие. Воцерковление молодых людей возможно только на основе искренних и доверительных отношений. Важно давать молодым возможность выбирать и нести ответственность за свой выбор. При работе с новообращенной молодежью важно опираться на приходскую молодежь, доверяя ей привлекать и приобщать воцерковляющихся к молодежному служению, выступая примером христианской жизни: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ). 5.3. Добровольность. Господь даровал и хранит свободу человека, но через разные обстоятельства жизни призывает его к Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3:20 ). Молодежное служение может быть только откликом на доброе произволение человека и его готовность пойти за Христом, Который трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ( Мф. 12:20 ). 5.4. Ответственность. Соглашаясь на участие в жизни молодого человека, пастырь не должен забывать о взятой ответственности за него. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, уровень светского образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие. Обращаем внимание, что на первых этапах воцерковления необходимо прислушиваться и присматриваться к молодым людям и поостеречься накладывать тяжкие и неудобоносимые бремена послушаний. 5.5. Компетентность и адекватность. Ответственные за молодежную работу должны быть подготовлены к этому церковному служению, иметь личный опыт духовной жизни. Им важно уяснить смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность. Кроме того, им важно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области христианской антропологии, педагогики и психологии. Для организации молодежной работы и служения необходимо адекватное соотнесение целей и задач с возможностями, силами и ресурсами, как молодых христиан, так и всей церковной общины. Выбор форм молодежной работы должен определяться ее эффективностью в конкретных случаях и в отношении конкретных людей, стремящихся войти в Церковь и послужить ей.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

5. Исполняемость заповедей Христа ребенком, юношей, девушкой, взрослым человеком в современных условиях. Сущность всех заповедей кратко изложил Сам Господь Бог наш Иисус Христос: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40). Об этих Евангельских словах много сказано и написано. Но мы часто забываем слова любимого ученика Христова Иоанна Богослова: кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин 4: 20–21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе — в этих словах весь пафос второй главы Соборного послания святого апостола Иакова (Иак 2:17). С самых ранних лет детей надо учить делам любви. Их сызмальства следует приучать думать и заботиться о других. Очень многие родители при живых детях оказались брошенными в квартирах и домах инвалидов: они все отдавали детям, но не приучали их любить и заботиться о матери, об отце и о других людях . Когда говорят в проповеди о делах любви и милосердия, обычно приводят примеры из жизни святых первых веков и прошедших столетний. Гораздо действеннее примеры из более близкого к нам времени. Важно рассказывать о делах любви и милосердия, которые совершались потаенно в Русской Православной Церкви в эпоху последних жесточайших гонений. Эти дела требовали и большой любви, и большого мужества. Активное милосердие входит в повседневную жизнь многих приходов Русской Православной Церкви. Поучителен опыт православного сестричества при храме святого царевича Димитрия в 1-й Градской больнице города Москвы (настоятель протоиерей Аркадий Шатов). В настоящее время при многих больницах имеются православные храмы или домашние церкви, например, при Елизаветинской больнице Санкт-Петербурга и так далее. При некоторых приходах появляются детские дома. Многие священники и их прихожане отдают свои силы детям-инвалидам. На 4-м семинаре воскресных школ Москвы был интересный обмен опытом православной работы с такими детьми. Большую и сложную деятельность осуществляет Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, возглавляемый архиепископом (ныне — митрополитом — Ред .) Солнечногорским Сергием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010