Нарядившись в великолепнейшее платье, в сопровождении своей служанки, она перешла в стан Олоферна, который, пленясь ее красотой и умом, принял ее с восторгом, и дал ей совершенную свободу исполнять обряды своей веры. П о прошествии четырех дней, он пригласил ее на великолепный пир, целью которого было открытие ей пламенной страсти, которую он восчувствовал к ней. Иудифь явилась на оный; но ела и пила только, что приготовила ей служанка ее. Олоферн, восхищенный тем, что видел ее у себя за столом, пил весьма много и вскоре опьянел. Все удалились: одна только Иудифь и служанка ее остались в ставке военачальника; а как он заснул глубоким сном, то святая вдова приблизилась к его ложу, взяла его меч, обратилась к Богу, Которого не преставала призывать, и отсекла голову сему врагу Религии и отечества. После сего великого деяния, она возвратилась в Ветилую, и прибытие ее исполнило радостью унылых жителей сего города. Благодарственные песнопения вознеслись к небесам, и Иудифь осыпана была многочисленными благословениями. Голову Олоферна повесили на городской стене; воспользовавшись ужасом, произведенным сим событием в стане осаждающих, преследовали их, разбили на голову, и обогатились их корыстями. Первосвященник Иоаким, правивший тогда Царством Иудейским именем Манассии, узнавши сию счастливую весть, отправился в Ветилую, дабы видеть святую и мужественную вдову, которая, прославивши милосердие Всемогущего удивительною песнею, и посвятивши во Храме Его оружия и богатые утвари вождя Вавилонского, возвратилась в свое уединение, где жила препрославленною до ста пяти лет своей жизни. Амон, сын Манассии, подражал нечестию, но не покаянию отца своего. За то Бог оставил его. Собственные рабы его восстали против него, и умертвили его во второе лето его царствования. Народ отмстил смерть его на тех, кои были виновниками оной, и возложил венец на главу Иосии, сына умерщвленного Государя, восьмилетнего юноши, который обнаруживал уже те счастливые расположения, кои соделали его одним из мудрейших Иудейских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

От пленения до времен Царей Асмонеев или Маккавеев правление у них было Аристократическое, то есть, составленное из совета, в котором председательствовали Вожди народа, каковыми были Зоровавель, Ездра и Неемия, а потом Первосвященники, и в котором также участвовали старейшины, и лучшие из граждан. Но они зависели от Царей Сирийских, которые принуждали их платить дань, и поступали с ними как с народом завоеванным. При Маккавеях, кои восстановили Царство, они возвратили-было некоторую тень свободы; по царствование сих вождей было кратковременно. Явились Римляне, и Иудеи принуждены были преклонить главу под иго сих завоевателей, покоривших столько народов. Ирод, родом Идумеянин, возведен был, по распоряжению сих властителей, на престол Давидов и Маккавейский. Царствование сего иноплеменного Государя было блистательно; но, по смерти его, не было более власти во Иудеи: Дети его вскоре были лишены слабых остатков его величия; а в царствование Императора Веспасиана Иудеи, пытавшиеся свергнуть с себя владычество Римлян, были побеждены, изгнаны из своей земли, и доведены до того состояния, в каком ныне находятся. Власть домашняя Отцы семейств имели большую власть над невольниками и детьми своими. У Израильтян было два рода невольников, Евреи и иностранцы: сих последних повелевалось употреблять более в работу, и они навсегда оставались в рабстве; между тем как природные Евреи, возвращали себе свободу в год субботный. Если невольник Евреянин не хотел пользоваться благодеянием закона; то он являлся к начальству и подавал оному объявление: тогда господин его отводил его обратно в свой дом и прокалывал ему ухо шилом, поставив его при двери на пороге, и сей неводьник навсегда терял свободу. Невольник Евреянин, получивший свободу, отпускался в том же платье, какое он имел при вступлении в услужение к своему господину, и, ежели он имел жену, то она отходила вместе с ним, буде не была дана ему его господином; ибо тогда жена и дети, если он имел их, принадлежали сему последнему. Господин его обязан был снабдить его всем нужным на дорогу, и обходиться с ним как с братом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Симмах так перевел это место: И принесши из одежд твоих, ты сделала себе высокие многоцветные и любодейтвовала с ними, чего не было и не будет. Вместо сшитых и разноцветных и высоких, или идолов, Акила и Феодотион перевели κμβολσματα, что означает различные, там и сям сшитые куски и идола, сделанного на подобие заплаты (emplasmri), как бы одежду πολαφον (сшитую из многих кусков). Я одел, говорит, тебя в разноцветные [одежды] и облек в виссон и в многонитное и узорчатое [платье]. А ты взяла свои одежды, которые даны тебе Моей щедростью, и сделала себе идолов или возвышения, которые по-еврейски называются bamoth, чего никогда прежде не было и не будет, так что полученное тобой для украшения ты перенесла на оскорбление даровавшего [тебе это]. Это можно буквально понимать в отношении к Иерусалиму, потому что все заповеди закона и богатство и всяческое изобилие он посвящал идолам, чего другой народ не делал и не будет делать. Ибо все народы, от начала служившие идолам, не были виновными в таком преступлении. Что же касается нашего Иерусалима, означающего видение мира, то он раздирается еретиками, так как они, вырывая то или другое свидетельство из своего места, стараются пришить к тому, с чем не могут согласовать. К ним и выше было сказано, как читаем у этого же самого пророка: горе сшивающим возглавийцы под всякий локоть руки и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста ( Иез. 13:18 ), и, воспрещая делать это, Господь говорит в Евангелии: никтоже приставляет приставления плата не белена ризе ветсе: возмет бо кончину от ризы своея, и горша дира будет; ниже вливают вина нова в мехи ветхи ( Мф. 9:16–17 ). Таковы назареи, старающиеся соблюдение ветхого закона согласовать с евангельской благодатью, и все еретики, которые свидетельство, соответствующее одной мысли, стараются пришить к другой, между тем как хитон Господень, весь тканый сверху, не может быть разодран, но сшитый Духом Святым, не допускает никакого раздирания. А что говорится по [переводу] LXX: и не войдешь и не будет, то это означает следующее: так как ты сделала себе идолов превратных учений, которых считаешь высокими, и любодействовала с ними, веря в то, что сама измыслила: то не можешь войти в храм Божий, и кумиры твои не будут существовать и пребывать вечно, как говорит апостол: вемы, яко идол ничтоже есть в мире ( 1Кор. 8:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На этом пути освобождения от плоти, как представляется, и находятся те трансгендерные «проблемы», охватившие теперь страны так называемого «цивилизованного» мира. «Проблемы», в своей метафизической основе содержащие пресечение человеческого рода. Это и есть вырождение человека. Это и свидетельствует о том, что гибель человеческой цивилизации грозит в первую очередь не от сотворённого человеком оружия, не от экологических проблем, а от утраты человеком своей духовной природы, того высшего и самого драгоценного, что и делает его человеком. Об этом – у А. Блока: «Много нас – свободных, юных, статных – умирает не любя…». Заметим, что это вырождение именно духовное, а не интеллектуальное. С интеллектом, кажется, всё в порядке. Изощрённый и лукавый человеческий разум, да ещё бесконтрольный, уже натворил столько и такого, что несколько раз может уничтожить человеческую цивилизацию. Он даже пытается изобрести нечто такое, что может заменить самого человека. Как видим, это нежелание человека быть самим собой, освободиться от своей природы, имеет в конечном счёте гендерную природу… На этом пути человечество неизбежно ждёт «конец истории», то есть неспособность осмыслить этот мир и происходящее в нём. И в конечном итоге – его гибель. Вся сложность уяснения такого исхода состоит в том, что он ни логически, ни как-то иначе недоказуем. Только по страшным последствиям мы узнаём, что это действительно возможно… Стремление человека не быть самим собой, отказаться от своей духовной природы, как одного из аспектов брани духовной, не является особенностью только более поздних, «цивилизованных» времён. Это свойственно человеку изначально и всегда. Иначе почему это предупреждается и осуждается в Ветхом Завете: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзость пред Господом, Богом Твоим, всякий делающий сие» (Второзаконие», 22: 5). Понятно, что смена одежды здесь и всегда символизирует смену самой сущности. И если о ней предупреждалось, если она осуждалась, значит стремление к смене сущности существовало изначально. Имело однозначную оценку – неприятие. И весь вопрос состоит в том, что такая смена получает легитимность и преобладание в обществе или не получает их. За этим следует вырождение человека и как следствие – прекращение его существования и как природного, и как социального вида.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/14/...

Сами обряды молитв кроме поклонов, указанных нами, состояли еще из некоторых специальных действий, прямо относящихся к идолам. Впрочем, об этом очень мало имеем положительных сведений. Мы знаем только, что идолам древние арабы совершали курения благовониями; мазали идолов разными благовонными мазями и медом. На этот обычай, указывают толковники Корана при объяснении К32:72, гласящей: «истинно, те, которых призываете вы в молитвах, кроме Бога (т.е. Идолы), не сотворят ни одной мухи, хотя бы для этого собрались они вместе; и если, вот, эта муха похитит что-нибудь у них, они не могут отнять того у неё». Толковники и разумеют здесь именно обычай арабов-язычников мазать идолов благовонными мазями и медом, которые и привлекали мух, поедавших мази и мед. 2003 Был также обычай на идолов и предметы, чтимых как идолы, надевать платье и различные украшения. По всей вероятности, на это украшение идолов драгоценными одеждами указывают иногда сравнения у поэтов женщин с идолами. Мы уже имели случай указать, на эти сравнения 2004 и заметили, что, вероятно, арабские поэты сравнивали женщин с идолами по форме этих последних, которая им представлялась верхом совершенства. Хотя это кажется нам верным, однако, с другой стороны, не может подлежать сомнению, что иногда поэты сравнивали женщин с идолами в виду изящных сравнительно и драгоценных одежд, какими были облекаемы идолы. Так, например, в этом не может оставлять никакого сомнения следующий стих поэта 2005 : «И белые (девицы) подобно идолу облечены в длинные, влачащиеся по земле плащи, украшенные золотом и камнями». У Ибн-Гишама также приведен один стих Кааба-бну-Малик-Аль-Ансари 2006 : «Забыты Лата, Узза и Вудд, и мы лишили их ожерелья и серег». Выше мы сказали о почитание в Наджране за божество одной пальмы. Эту-то пальму, во время торжества при ней, арабы облекали прекрасными материями и женскими украшениями 2007 . Таким образом, несомненно, что обряд облекать своих идолов и другие обожаемые предметы разными драгоценными одеждами и украшениями не только существовал в Аравии, но и имел в ней широкое распространение. Этот обычай встречается также и во многих других местах древнего языческого мира, его мы находим у египтян, греков, римлян и у многих других народов. На египетских идолах мы встречаем богатые одежды, ожерелья, браслеты и разные другие драгоценные принадлежности облачения 2008 . Об украшениях идолов у других народов свидетельствует Лукиан, Тертулиан, Плавт и многие другие 2009 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Для меня достаточно собственного сознания. Бог желает чистого сердца. Зачем мне воздерживаться от брашен, которые Бог сотворил для употребления?» Когда же они хотят повеселиться и попраздновать, то, упившись цельным вином и с нетрезвостью соединяя поругание святыни, говорят: «Да не будет того, чтобы я удалялась от приобщения крови Христовой». А когда увидят женщину бледную и печальную, то называют ее окаянной и манихейкой, справедливо рассуждая, что пост по манихейским побуждениям есть ересь. Это те, которые на виду у всех проходят через площадь и, тайно помавая очами, влекут за собой толпы юношей; это те, к которым всегда обращено пророческое слово: У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд (Иер. 3, 3). Только пурпур на одежде тонкой и голова слегка перевязанная, чтобы рассыпались волосы, легкий башмак и развевающаяся за плечами гиацинтового цвета шубка, подвязные рукавички, прикрепленные к плечам, да выделанная походка с вывернутыми коленами— вот в чем состоит все их девство. Пусть у них будут свои хвалители, помогающие им под именем девиц погибать за более дорогую цену. Я же со своей стороны очень желал бы им не нравиться. Стыдно указать на неприличные, печальные, но действительные факты: откуда вошла в Церкви язва Агапет? Откуда именование жен без брака? Откуда новый род наложниц? Скажу более: откуда единомужние блудодейцы? Пребывают мужчина и женщина в одном доме, в одной спальне, часто на одной постели и называют нас подозрительными, если мы думаем что-нибудь. Брат оставляет сестру девицу, девушка удаляет от себя неженатого родственника, называет братом чужого, и, притворяясь оба для одной цели, они ищут духовного утешения на стороне, чтобы дома иметь телесное общение. Таких людей изобличает Соломон в притчах, говоря: Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч. 6, 27–28). Теперь, покончив речь о тех, которые хотят казаться, но не быть девами, я обращусь исключительно к тебе, первой из знатных дев Рима, которая уже поэтому должна особенно стараться, чтобы не лишиться благ и настоящих, и будущих.

http://pravoslavie.ru/2712.html

21 Какая же нужда может заставить старообрядца носить немецкое платье? Уж не сделано ли это ограничение в тех видах, чтобы не нанести ущерба профессии г-на Боева? 22 Обеден на Рогожском Кладбище, как мы сказали, раскольнические попы не служат, но причащают народ за часами, употребляя запасные дары, приготовленные на служениях вне Кладбища, что, при множестве существующих теперь в Москве раскольнических церквей, весьма удобно для них. 23 Биография его, составленная на основании документов Калужской Консистории С. М. Марковым, напечатана в Брат. Сл. за 1884 г. (т. 11, стр. 447–453). 24 И приведенное злобное слово о троеперстии он сказал потому, что его спрашивали «наедине»; а при других обстоятельствах, конечно, не сказал бы, и не скажет. 25 Об этом здравомыслящем старообрядце неоднократно упоминается в биографии Зубарева: см. Брат. Слово 1889 г. т. I, стр. 301–332. 28 Т. е. собственно в толковании 55-го правила, которое, однако, в глазах старообрядцев имеет такую же важность, как и самое правило. 34 Вот это именно и странно, что якобы исповедуя православную веру по Символу, Швецов однако же проповедует учение о Боге, несогласное с Символом веры . В Символе читает: (верую) в «Сына Божия единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век», а защищает и проповедует еретическое учение, что Бог Отец существовал до рождения Сына, пребывая в молчании, и Сын родился от него вместе с веками. Швецов должен был сделать одно из двух – или веровать по Символу и отказаться от своего лжеучения, или оставаться при своем лжеучении и отвергнуть православный Символ веры . А он хочет и держаться Символа, и сохранить свое еретичество! Это признак или помрачения ума, или свойственного еретикам лукавства. 35 Однако выражением: «Отец, пребывавший дотоле в молчании, родил Сына в первом наречении: да будут вецы, указывается именно рождение Сына по времени, и притом указывается время, соответствующее сотворению веков, то есть Сын Божий признается именно не собезначальным Отцу, и рожденным во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Меншикова. (Прим. изд.). 364 Описывая свое скудное житье-бытье в Курляндии, племянница пишет дяде, что «с собою она ничего не привезла в Митаву, ничего не получила и стояла некоторое время в пустом мещанском дворе, того ради, что надлежало до двора, поварни, конюшни и лошади и прочее все покупать вновь. А приходу мне с данных деревень деньгами и запасами всего 12680 талеров, и с того числа в расходе по самой крайней нужде к столу в поварню, в конюшню и на жалованье на Либерию служителям и на содержание драгунской роты всего 12254 талера, а в очистке всего только 426 талеров. С таким остатком как себя платьем, бельем, кружевами и по возможности алмазами, серебром, лошадьми и прочим в новом пустом доме, не только по своей части, но и против прежних вдовствующих герцогинь курляндских весьма содержать себя не могу, также и партикулярные шляхетские жены ювелы и прочие уборы имеют неубогие, из чего мне в здешних краях не бесподозрительно есть. И хотя по милости Вашего Величества пожалованными мне в прошлом 1721 году деньгами управила я некоторые самые нужные домовые на себя уборы, однако, имею еще на себя долгу за крест и складень бриллиантовый, за серебро и за обои камор и за нынешнее черное платье 10000 талеров, которых мне ни на котором образе заплатить невозможно, и впредь для всегдашних нужных потреб принуждена в долг больше входить, а не имеючи платить и кредиту нигде не буду иметь. А ныне есть в Курляндии выкупные амбты, за которых из казны Вашего Величества заплочено 87 850 талеров, которые отданы в аренду от 1722 за 14612 талеров в год, имеют окупаться в шесть лет. Я всепокорно прошу Ваше Величество сотворить милость: на оплату вышеписанных долгов пожаловать вышеписанные амбты мне в диспозицию на 10 лет, в которые годы в казну вашего Величества я заплачу все выданные за них деньги погодно, а мне будет на вышеписанные мои нужды оставаться по 5875 талеров в год». (Государственный Архив. Письма Анны Ивановны). 365 Князь Гр. Фед. Долгорукий заступился за дочь. Возникло дело, которое не окончилось, прежде чем царь Петр Алексеевич успел помереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Уже на первых страницах Библии мы встречаем господ и слуг. Патриарх Ной, узнав о непочтительности к нему сына его Хама, пророчески предсказал, что потомки Хама будут служить потомкам братьев его Сима и Иафета, как господам своим. Но дохристианская древность почти не знала слуг в собственном смысле, т.е. слуг лично свободных, служащих по добровольному найму, такие слуги были большою редкостью. Обыкновенно же слугами были рабы, т.е. люди не имеющие свободы располагать собою, своею жизнию, силами и трудом, – люди вполне и всецело подчиненные своему господину, воля которого единственный для них закон. И в Библии мы гораздо чаще встречаем рабов, чем слуг ( Быт.12:5–16 ; Быт.14:14 далее: Быт.26:13–19, 29, 43 ). О рабах и рабынях говорится в 10-й заповеди самого Десятословия. Так, рабство было обычным явлением не только у языческих народов древнего мира, но и у богоизбранного народа еврейского. Обращаясь к размышлению о самом начале и происхождении рабства, в Библии же мы находим ответ, что источник его, как и источник всякого зла, – ни в естественном неравенстве, ни в войне, ни в договоре, как полагали некоторые, но в грехе, породившем всевозможные бедствия. Св. Иоанн Златоуст , рассуждая о рабстве Хама, говорит: «В древности не было раба; Бог созидая человека, сотворил его не рабом, но свободным... Откуда же произошло рабство?.. Спустя немного времени (после потопа) взошел проклятый сын его и увидел наготу отца. Следовало бы прикрыть ее, накрыть платьем ради старости, ради горя, ради несчастия, ради того, что это – отец его; а он вышедши разгласил и сделал из того печальное зрелище. Но прочие его братья, взяв одежду, вошли, смотря назад, чтобы не видеть того, о чем тот разглашал, и прикрыли отца. Отец, вставши, узнал все и начал говорить: проклят Ханаан отрок, раб будет братиям своим ( Быт.9:25 ). Смысл слов его такой: ты будешь рабом, потому что обнаружил срамоту отца своего. Видишь ли, что рабство – от греха, что от нечестия произошло рабство?» 668 Если же рабство, по учению св. Златоуста, есть, таким образом, результат проклятия и греха, то оно, очевидно, по своему существу неестественно. Даже после первородного греха люди долго еще жили, не зная рабства, и когда оно явилось как особое состояние, самое тягостное и униженное, то поддерживалось ничем иным, как только алчностью и насилием. В каком лучезарном свете выступает здесь великий святитель по сравнению даже с таким светилом языческой философии, как Аристотель, который в своей «Политике» признает рабство явлением естественным, имеющим своё происхождение в естественном превосходстве господ над рабами, как низшими по самой своей природе 669 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Боже мой, Господь моей хвалы, Боле Своего не дли молчанья, Накатились на меня валы Нечестивой лжи, коварной брани. Платят злом мне за благодеянья Люди, что и сами не белы; Господи, пошли им наказанья. Ты над ними власть поставь такую, Что грешней и нечестивей всех, Пусть диавол встанет одесную, Пусть молитва им вменится в грех. Если судия их призовет, Пусть, сочтя виновными, ославит, Пусть их скарб возьмет заимодавец, Плод трудов их пусть сосед возьмет. И да будут годы их суровы, Пусть останутся их жены вдовы, Пусть не привечают их сирот, Будут пусть их отпрыски голодны, Если и женаты, то бесплодны, Чтоб навечно их пресекся род. И еще: пусть пред лицом Творца Беззаконье грешных не простится, Вспомнятся деянья нечестивцев, Матери грехи, грехи отца. На того, кто дарит всем презренье, Пусть в свой час презрение падет, Тех, кто не дает благословенья, Пусть благословенье не найдет. И того, кто шлет проклятье братьям, Как елей, помажет пусть проклятье Или, словно ризой, облечет, Пусть проклятье облачит, как платье, Всех, кто зло против меня речет. Мне же милость, если суждено, Сотвори, я нищ, и сердце наго, И оно во мне уязвлено. Для меня же милость Божья — благо, Я истаиваю, словно тень, От постов дрожат мои колена, Туки тленной плоти постепенно От меня отходят всякий день. Стал посмешищем я для людей, Указует на меня прохожий, Помоги мне, Господи, мой Боже, И спаси по милости Твоей. И поймут враги, рукою Чьей Я спасен, и устыдятся, может. Пусть клянут меня повсюду люди, Ты же, Господи, благослови, Восстающий да пристыжен будет, А исполненный к Тебе любви Пусть весь век свой в радости пребудет. Пусть враги в бесчестье, как в одежи, Облачатся, Господи мой Боже, Мне же петь Тебя и прославлять. Господи, стоишь Ты рядом с каждым, Чтоб от осуждающих спасать Тех, кто беден, или тех, кто страждет. Н. Басовский - 109-й псалом (Давида) Боже хвалы моей, не молчи, ибо коварны уста злодея! Он подкрался, как вор в ночи, от ненависти ко мне холодея. Эта ненависть — мне за любовь, за моё добро он злом ответит,

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010