Сотворение человека. Мозаика базилики СанМарко, Венеция. XIII в. Обратимся к содержанию рассматриваемой части анафоры. Она начинается с благодарения за сотворение человека. Речь идет прежде всего о том первом творении первых людей, о котором рассказывается в Библии ( Быт.1:26–30; 2:7 ). О сотворении мира и людей из ничего говорится и во 2-й Книге Маккавейской, где приводятся слова матери, обращенные к одному из сыновей, которым грозила смерть за отказ от несоблюдения отеческих законов: «…Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» ( 2Мак. 7:28 ). Однако судьба каждого конкретного человека неотделима от судьбы первых людей. Именно поэтому в молитве использовано местоимение «нас», указывающее на то, что молящийся отождествляет себя с Адамом и Евой, включает свою собственную историю в их историю. Поэтому и благодарение за сотворение человека включает в себя благодарность каждого молящегося за дар жизни, полученный от Бога. В современном мире доминирует представление о рождении как результате физиологического процесса, который можно регулировать при помощи разного рода медицинских и иных средств. В библейской традиции сохраняется понимание жизни как священного дара, который каждый человек получает от Создателя. Мать из 2-й Маккавейской книги говорит своим сыновьям: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» ( 2Мак. 7:23–24 ). Здесь выражено то благоговение перед тайной рождения, которое проистекает из религиозного мировоззрения. Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Фрагмент иконы «Сотворение человека». XVII в. (ПереславльЗалесский музей-заповедник) Грехопадение первых людей стало причиной их изгнания из рая ( Быт.3:1–24 ), однако Бог, как говорится в анафоре, не отступил от них, делая всё необходимое для их спасения. О каких действиях Бога идет речь? Ответ мы находим в анафоре Василия Великого , где эти действия перечисляются: «Пророки послал еси, сотворил еси силы святыми Твоими, в коемждо роде благоугодившими Тебе, глаголал еси нам усты раб Твоих пророков, предвозвещая нам хотящее быти спасение, закон дал еси в помощь, ангелы поставил еси хранители. Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим…» Вся ветхозаветная история человечества являет Промысл Божий о спасении людей, выражавшийся в том, что Бог вновь и вновь посылал им Своих вестников. Когда же пришла полнота времени, послал к ним Своего Единородного Сына ( Гал.4:4 ), что стало последним и наивысшим Откровением, дарованным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В сотворении мира явлено Триединство Бога. В Новом Завете говорится, что Бог Отец творил через Своего Сына: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… через Которого и веки сотворил» ( Евр 1:1–2 ). Сын Божий — то Слово, через Которое мир был приведен в бытие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин 1:1–3 ). По словам апостола Павла, Сын Божий «есть образ Бога невидимого… ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол 1:15–17 ). Священномученик Ириней Лионский образно называет Слово и Дух двумя «руками» Отца, которыми Он действовал при сотворении Поясняя участие каждого Лица Святой Троицы в творении, святитель Василий Великий говорит: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, Сын — причина созидательная, Дух Святой — причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается… Посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего По словам преподобного Иоанна Дамаскина, в сотворении мира «мысль [Бога Отца], дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится Бог сотворил мир по любви  — по Своему свободному произволению. Не было никаких внешних причин, которые вынудили бы Бога сотворить мир. Бог самодостаточен по Своей природе и не нуждается в творении ( Деян 17:25 ); Он вечно существовал до того, как появился мир ( Пс 89:3 ). Возникновение мира является следствием свободного Божественного волеизъявления: Бог, «не принужденный кем-либо, но по Своей воле и свободно сотворил Будучи Любовью ( 1Ин 4:8 ), Бог сотворил мир по преизбытку любви; Он привел в бытие мир, чтобы мир приобщился Его любви. Любовь Божия выражается и в сотворении мира, и в том, что Бог продолжает заботиться о нем.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

А кто же? Творение мира Итак, если не Бог, то кто же тогда сотворил такой, как только что описанный, мир, в котором мы живем? Ответ на этот вопрос - чисто религиозный, христианский. И начнем мы с цитаты, со слов Самого Христа: Грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин.14:30). Это славянское евангельское изречение непривычно русскому уху, не привыкшему к церковнославянскому языку. Трудно передать в переводе глубину его значения: и во Мне не имать ничесоже; по-русски - куда слабее: " ничего во мне не имеет " . Если мы сопоставим это с другим церковнославянским изречением из Символа веры, то нам станет яснее: Им же вся быша - " Им все стало быть " . Другими словами: " Все, что существует, стало существовать благодаря Ему " . По древнему преданию Церкви, с первого века, с апостола Павла, его современника Ерма, тогдашнего епископа города Рима Климента (или автора его послания) и до IV века, когда был составлен Символ, христиане верили, что мир сотворен Отцом в Сыне и через Сына, силою Духа Святаго. Каковая вера нам и завещана. " Князь мира " - по тому же церковному преданию - это Сатана. Другими словами, " Князь мира " , властитель мира сего, Сатана не имеет ничего в том, что коренится " во Мне " , " сотворено Мною " - Им, Богом Христом. Отсюда: " мир " князя мира сего - Сатаны - не Мой, не Мною он так сотворен. " Ныне - суд миру сему, ныне князь мира сего, - говорит Христос ученикам перед страданиями, - изгнан будет вон " . (Ин.12:31). Комментатор русского Евангелия толкует это так: " Держава Сатаны будет сокрушена добровольной жертвой Агнца Божия - Христа " . И далее (продолжает Христос): " князь мира сего осужден " (Ин.16:11). Прямо сказано: " князь мира сего " , этого, а не того. Не того, который сотворен " Мною " , Христом; сей мир - не Божий, не " Мой " , - говорит Христос. Предание Церкви о том, что в совершенстве сотворенный Богом мир, " тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее " , то есть Сатаны, в таком виде впервые вкратце изложил ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

   8. Церковь, говорит (Св. Мефодий), называется так потому, что она вызвала на бой чувственные удовольствия.    9. Святый (Мефодий) говорит: мы допустили в предыдущем две творческие силы, одну творящую то, что она хочет творить, из ничего чистым хотением, без промедления, вместе с хотением; это — Отец; другую — устрояющую и украшающую уже созданное по подобию первой (силы); это — Сын, всемогущая и крепкая десница Отца, которою Он, по создании вещества из ничего, устрояет его.    10. Святой (Мефодий) говорит, что книга Иова есть Моисеева.    11. Не погрешил бы тот, кто сказал бы, что в словах: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), начало есть сама Премудрость, говорит (Св. Мефодий). Ибо она у одного из мужей божественного сонма говорит о себе самой таким образом: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (Притч. 8:22). Всему, что получило бытие, следовало и прилично было — быть позднее ее, как происшедшему чрез нее. Вникни и в изречение Евангелиста: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1—2); не имеет ли и оно такого же значения? Ибо началом, от которого произросло точнейшее Слово, надобно назвать Отца и Творца всего, в котором оно было; а выражение: оно было в начале у Бога, кажется, означает властительное достоинство Слова, которое оно имела у Отца еще прежде дарования бытия миру, называя власть — началом. Таким образом, после собственно безначального начала — Отца, оно становится началом всего прочего, которым все созидается.    12. Ориген, после многих баснословий о вечности вселенной, прибавляет и следующее: и так не со времени Адама, как говорят некоторые, не существовавший прежде человек создан тогда впервые и вошел в мир; равно и мир не за шесть дней до сотворения Адама начал твориться. Если же кому угодно будет не соглашаться с этим, тот наперед пусть подумает, не лучше ли по книге Моисея, принимая ее в таком виде, считать от сотворения мира (один день) за один век, так как пророческий голос об этом взывает: «от века и до века Ты — Бог; ибо пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи»? (Пс. 89:3, 5) Если в очах Божиих тысяча лет составляет один день, то от сотворения мира до покоя, до нас, как утверждают опытные в искусстве счисления, составится шесть дней. Следовательно, говорят, от Адама доселе продолжается шеститысячный год; а в седьмой тысячелетний год, говорят, будет суд; таким образом всех дней от нас до начала, когда Бог сотворил небо и землю, насчитывается тринадцать, прежде которых, по их безумному мнению, Бог, не творив ничего, лишался достоинства Творца и Вседержителя. Если же в очах Божиих от сотворения мира только тринадцать дней, то как же говорит Премудрость у Сираха: «песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит?» (Сир. 1:2) Вот, что старается говорить Ориген, и смотри, как он пустословит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3655...

Церковь (Εκκλησα), говорит (Св. Мефодий), называется так потому, что она вызвала на бой (εκκαλω) чувственные удовольствия. Святый (Мефодий) говорит: мы допустили в предыдущем две творческие силы, одну творящую то, что она хочет творить, из ничего чистым хотением, без промедления, вместе с хотением; это — Отец; другую — устрояющую и украшающую уже созданное по подобию первой (силы); это — Сын, всемогущая и крепкая десница Отца, которою Он, по создании вещества из ничего, устрояет его. Святый (Мефодий) говорит, что книга Иова есть Моисеева. Не погрешил бы тот, кто сказал бы, что в словах: в начале сотворил (Бог) небо и землю (Быт. 1:1), начало есть сама Премудрость, говорит (Св. Мефодий). Ибо она у одного из мужей божественного сонма говорит о себе самой таким образом: Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий своих, искони (Притч. 8:22). Всему, что получило бытие, следовало и прилично было — быть позднее ее, как происшедшему чрез нее. Вникни и в изречение Евангелиста: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; оно было в начале у Бога (Ин. 1:2); не имеет ли и оно такого же значения? Ибо началом, от которого произросло точнейшее Слово, надобно назвать Отца и Творца всего, в котором оно было; а выражение: оно было в начале у Бога, кажется, означает властительное достоинство Слова, которое оно имела у Отца еще прежде дарования бытия миру, называя власть — началом (αρχ). Таким образом, после собственно безначального начала — Отца, оно становится началом всего прочего, которым все созидается. Ориген, после многих баснословий о вечности вселенной, прибавляет и следующее: и так не со времени Адама, как говорят некоторые, не существовавший прежде человек создан тогда впервые и вошел в мир; равно и мир не за шесть дней до сотворения Адама начал твориться. Если же кому угодно будет не соглашаться с этим, тот наперед пусть подумает, не лучше ли по книге Моисея, принимая ее в таком виде, считать от сотворения мира (один день) за один век, так как пророческий голос об этом взывает: от века и до века Ты — Бог; ибо пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи? (Пс. 89:5) Если в очах Божиих тысяча лет составляет один день, то от сотворения мира до покоя, до нас, как утверждают опытные в искусстве счисления, составится шесть дней. Следовательно, говорят, от Адама доселе продолжается шеститысячный год; а в седьмой тысячелетний год, говорят, будет суд; таким образом всех дней от нас до начала, когда Бог сотворил небо и землю, насчитывается тринадцать, прежде которых, по их безумному мнению, Бог, не творив ничего, лишался достоинства Творца  и Вседержителя. Если же в очах Божиих от сотворения мира только тринадцать дней, то как же говорит Премудрость у Сираха: песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? (Сир. 1:2) Вот, что старается говорить Ориген, и смотри, как он пустословит. Слово в неделю Ваий 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Церковь (Ε " xxληδα), говорит (Св. Мефодий), называется так потому, что она вызвала на бой (xxαλω) чувственные удовольствия. Святый (Мефодий) говорит: мы допустили в предъидущем две творческие силы, одну творящую то, что она хочет творить, из ничего чистым хотением, без промедления, вместе с хотением; это – Отец; другую – устрояющую и украшающую уже созданное по подобию первой (силы); это – Сын, всемогущая и крепкая десница Отца, которою Он, по создании вещества из ничего, устрояет его. X. Святый (Мефодий) говорит, что книга Иова есть Моисеева. XI. Не погрешил бы тот, кто сказал бы, что в словах: в начале сотворил (Бог) небо и землю ( Быт. 1, 1 ), начало есть сама Премудрость, говорит (Св. Мефодий). Ибо она у одного из мужей божественного сонма говорит о себе самой таким образом: Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий своих, искони ( Npumч. VIII, 22 ). Всему, что получило бытие, следовало и прилично было – быть позднее ее, как происшедшему чрез нее. Вникни и в изречение Евангелиста: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; оно было в начале у Бога ( Иоан. 1, 1. 2 ); не имеет ли и оно такого же значения? Ибо началом, от которого произрасло точнейшее Слово, надобно назвать Отца и Творца всего, в котором оно было; а выражение: оно было в начале у Бога, кажется, означает властительное достоинство Слова, которое оно имело у Отца еще прежде дарования бытия миру, называя власть –началом (ρχ). Таким образом, после собственно безначального начала – Отца, оно становится началом всего прочего, которым все созидается. XII. Ориген , после многих баснословий о вечности вселенной, прибавляет и следующее: и так не со времени Адама, как говорят некоторые, не существовавший прежде человек создан тогда впервые и вошел в мир; равно и мир не за шесть дней до сотворения Адама начал твориться. Если же кому угодно будет не соглашаться с этим, тот наперед пусть подумает, не лучше ли по книге Моисея, принимая ее в таком виде, считать от сотворения мира (один день) за один век, так как пророческий голос об этом взывает: от века и до века Ты – Бог; ибо пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи ( Псал. 89, 3.5 )? Если в очах Божиих тысяча лет составляет один день, то от сотворения мира до покоя, до нас, как утверждают опытные в искусстве счисления, составится шесть дней. Следовательно, говорит, от Адама доселе продолжается шеститысячный год; а в седьмой тысячелетний год, говорят, будет суд; таким образом всех дней от нас до начала, когда Бог сотворил небо и землю, насчитывается тринадцать, прежде которых, по их безумному мнению, Бог, не творив ничего, лишался достоинства Творца 140 и Вседержителя. Если же в очах Божиих от сотворения мира только тринадцать дней, то как же говорит Премудрость у Сираха: песок морей и капли дождя и дни вечности кто изчислит ( Сир. 1,2 )? Вот что старается говорить Ориген , и смотри, как он пустословит. Краткие отрывки из сочинений:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

И вот эта проблема чаще всего исчезает из поля зрения богословов, обращающихся к экзегезе Шестоднева.» Знаете, Вы не привели ни одного противоречивого высказывания отцов относительно собственно творениия. Что же касается мироустройства, то сказать, что о нем существуют «взаимоисключающие или серьезно ограничивающие» идеи у кого бы то ни было, это – самый банальный труизм. «Если мы будем к каждому его слову относиться как к непреложной истине, исходящей из уст авторитетного богослова, то мы не сможем составить внутренне непротиворечивую систему естественнонаучных воззрений Григория Нисского.» Зачем говорить такие смешные вещи?! Мы не к его слову о тверди или чем-то еще относимся как к истине. Как к истине и мы и Свят. Григорий относимся с словам «В начале Бог сотвори небо и землю... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.» «Отсюда следует главное: мы не можем на основании одних только святоотеческих творений составить окончательную и непротиворечивую систему знаний о сотворении и устройстве мира.» Об устройстве действительно не можем, но с этим никто и не спорит. Но на чем основано Ваше утверждение о сотворении? Откуда Вы вообще можете узнать что-то о сотворении (советую обратиться к работам К. Поппера о происхождении научного знания)? Вот зачинается человек, рождается, растет, статьи пишет, болеет и умирает. И что это само по себе говорит нам о его сотворении? «Разница во времени обязывает нас подходить к святоотеческому наследию творчески, мы должны научиться «переводить» мысли отцов на современный язык.» Молю Бога, чтобы Вы случайно не добрались до какой-то ответственной должности в отделе катехизации. Вот Вы там напереводите – дрожь по коже бежит. «Если мы будем выдавать мнение отцов по этому вопросу за абсолютную истину и именно как мнение отцов Церкви, то мы окажемся в большой опасности навлечь и на себя, и на святых отцов обвинения в реакционности.» По английски это называется «red herring», т.е. заведомо ложная идея, которая выдвигается исключительно в демагогических целях.

http://pravoslavie.ru/31197.html

   Не следует думать и так, будто человека Бог сотворил, а скотам просто повелел (быть), и они явились; но как его, так и их Он сотворил Своим Словом, чрез Которое все «начало быть». А так как это Слово есть Его премудрость и сила, то Оно называется и Его рукою, но не как видимый член, а как созидающая сила. Ибо то самое Писание, которое говорит, что Бог создал человека из праха земного, также говорит и о том, что Он «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их» (Быт. 2:19). А если из земли образованы и звери, и человек, то какое иное имеет человек превосходство, как не то, что он создан по образу Божию? Но таким он сотворен не по телу, а по уму, о чем мы еще поговорим ниже.    Впрочем, и в самом теле своем он имеет некоторую, указывающую на это особенность, а именно: он сотворен с поднятым вверх станом, что свидетельствует о том, что не должно ему, подобно животным, тяготеть к земному; ведь все удовольствия животных происходят от земли, почему они и наклонены и распростерты на брюхо. Таким образом, и тело человека соответствует его разумной душе, но не чертами и формами членов, а тем, что оно поднято прямо к небу для созерцания тех предметов, которые в системе видимого мира занимают наивысшее место; так и разумная душа должна устремляться к тому, что в области духовных предметов наиболее превосходно по своей природе, дабы услаждаться не земным, но горним. Глава XIII    Но каким Бог создал человека из праха, т. е. создал ли в уже совершенном, взрослом или юношеском возрасте, или же таким, каким он и теперь образует (нас) в утробе матери? Ведь никто другой, а именно Он совершает и это, как сказано: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер 1.5), так что Адам имел только ту особенность, что был рожден не от родителей, а сотворен из земли. Впрочем, возможно, нам не следует углубляться в исследование этого предмета, ибо каким бы не был сотворен Адам, во всяком случае Бог сотворил его так, как приличествовало сотворить его всемогущему и премудрому Богу. Правда, родам и качествам вещей, которые должны из скрытого состояния стать видимыми, Он сообщил известные временные законы, однако же сделал это так, что воля Его остается выше этих законов. Своим всемогуществом Он даровал твари числовые сроки, но не соединил с этими числами Своего всемогущества. Ибо если Дух его носился над миром при сотворении (Быт. 1:2), то носится Он и над уже сотворенным миром, — носится не в смысле пространственных перемещений, а в смысле превосходства властью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

б) называется первым, альфой, началом всего: Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса (Ис. 48:12—13); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8); ибо все из Него, Им и к Нему (Римл. 11:36); в) и что сотворение мира почитается одним из отличительных признаков Бога истинного: мужи! что вы это делаете , воскликнули Павел и Варнава, когда язычники в Листре, принявши их за нисшедших на землю своих богов, хотели принести им жертвы, — и мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деян. 14:15; ср. Ис. 45:18). Святые Отцы и учители Церкви, кроме того, что, на основании Слова Божия, догматически проповедовали эту истину верующим, старались иногда раскрывать ее и при свете естественного разума. С одной стороны, они положительно доказывали, что мир сотворен Богом. «Все существа, говорит, например, святой Иоанн Дамаскин, или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то без сомнения и изменяемы: ибо что начало бытие свое с изменения, то необходимо и будет подвержено переменам, то есть, или тлению, или произвольному изменению. Если же не сотворены, то по естественному следствию должны быть и неизменяемы, ибо существа, противоположные по бытию, имеют и образ бытия противоположный, то есть, и свойства противоположные. Но кто не согласится, что все существа, не только подлежащие нашим чувствам, но и сами ангелы подлежат переменам, делаются другими и имеют разнообразное движение? Духовные существа, то есть, ангелы, души, демоны изменяются по своему произволению, когда преуспеяние их в добре и уклонение от добра усиливается, или ослабевает. Все же прочее изменяется посредством телесного рождения и разрушения, приращения и уменьшения, посредством перемен в качестве и местного движения. Но что изменяемо, то необходимо и сотворено; если же сотворено, то сотворено кем-нибудь. А Творец должен быть уже не сотворен, ибо если и Он сотворен, то непременно сотворен кем-нибудь, а сей другим, и так далее, пока не дойдем до чего либо несотворенного. Итак Творец должен быть не создан, а следовательно и неизменяем. Но неизменяемый что есть иное, как не Бог?.» С другой стороны, древние пастыри опровергали все противоположные мнения. И в том числе-

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

б) называется первым, альфой, началом всего: Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса ( Ис. 48:12–13 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Откр. 1:8 ); ибо все из Него, Им и к Нему ( Римл. 11:36 ); в) и что сотворение мира по­читается одним из отличительных признаков Бога истинного: мужи! что вы это делаете, воскликнули Павел и Варнава, когда язычники в Листре, принявши их за нисшедших на землю своих богов, хотели принести им жертвы, – и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них ( Деян. 14:15 ; ср. Ис. 45:18 ). Святые Отцы и учители Церкви, кроме того, что, на основании Слова Божия, догматически проповедовали эту истину верующим, старались иногда раскрывать ее и при свете естественного разума. С одной стороны, они положительно доказывали, что мир сотворен Богом. “Все существа, говорит, например, святой Иоанн Дамаскин , или сотворены, или не сотворены. Если сотво­рены, то без сомнения и изменяемы: ибо что начало бытие свое с изменения, то необходимо и будет подвержено переменам, то есть, или тлению, или произвольному изменению. Если же не сотворены, то по естественному следствию должны быть и неизме­няемы, ибо существа, противоположные по бытию, имеют и образ бытия противоположный, то есть, и свойства противополож­ные. Но кто не согласится, что все существа, не только подлежащие нашим чувствам, но и сами ангелы подлежат переме­нам, делаются другими и имеют разнообразное движение? Духовные существа, то есть, ангелы, души, демоны изменяются по своему произволению, когда преуспеяние их в добре и уклонение от добра усиливается, или ослабевает. Все же прочее изменяется посредством телесного рождения и разрушения, приращения и уменьшения, посредством перемен в качестве и местного движения. Но что изменяемо, то необходимо и сотворено; если же сотворено, то сотворено кем-нибудь. А Творец должен быть уже не сотворен, ибо если и Он сотворен, то непременно сотворен кем-нибудь, а сей другим, и так да­лее, пока не дойдем до чего-либо несотворенного. Итак Творец должен быть не создан, а следовательно и неизменяем. Но не­изменяемый что есть иное, как не Бог?”. 1025 С другой стороны, древние пастыри опровергали все противоположные мнения. И в том числе-

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010