Тесен и прискорбен путь этот; надобно быть всегда настороже касательно всех мыслей своих, слов и поступков, надобно постоянно сдерживать и обуздывать себя и отказывать себе во многом; зато он короток и ведет прямо в небо. Коротким я называю его потому, что и вся-то жизнь человеческая, как и один краткий миг, малое, незаметное мгновение в сравнении с вечностью, с тем, что будет за гробом. Тесен и прискорбен путь, но, кроме него, нет другого, и по нему благополучно прошли уже многие тысячи людей всех возрастов, званий и состояний, и притом он кажется таковым только издали и сначала, когда необходимо бывает преодолевать прежние наклонности и привычки, а чем более будет человек подвизаться на нем, тем чаще будет ощущать в себе новые силы и помощь свыше. Ибо Господь близ всех, призывающих Его! Возьмись за Него одной рукой, и Он обнимет тебя обеими, Он и павшего поднимет, и совершенно изнемогшего возьмет на свои плечи и донесет до двора Отца Небесного. Ибо Он не хочет погибели и смерти грешника, а желает, чтобы спаслись все! Ужели же и из православных христиан в наше время идет кто путем предателя Иуды, спросите вы, может быть. Нечего греха таить, страшно сказать, а надобно признаться, что и из нас, братия, именующих себя христианами православными и каждого причащающихся Святых Тайн, иные, может быть, и несознательно, и по неведению, а многие и сознательно идут путем пространным и широким, вводящим в погибель, путем предателя Иуды, и не только идут сами, но соблазняют и привлекают к тому других своим примером и разговорами. Многие из так называемых образованных и ученых людей судят и рядят, например, о делах церковных, как им вздумается, не справляясь ни с Священным Писанием, ни с канонами соборов и правилами церковными. По их словам, и то у нас не так и это излишне, не надо монашества, не нужны посты, не требует Бог золотых сосудов и облачений церковных, какая кому польза от множества горящих в церкви свечей, расписанных ее стен и других пожертвований на храм? Не лучше ли, не полезнее ли было бы употребить эти деньги на богадельни, больницы и училища? Но не так ли же думал и предатель Иуда, когда одна женщина помазала Господа Иисуса Христа дорогим миром, не его ли это слова: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Об Иуде евангелист сделал такое замечание: «...сказал же он это не потому, чтобы о нищих заботился, но потому, что был вор».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Храм есть богоучрежденная врачебница духовная. Итак, смело требуй врачевства. Никогда не отчаивайся в исцелении. Для нашего Врача нет неизлечимых больных. Только не оставляй употреблять средств, тебе предписываемых... Тут всегда течет источник здравия душевного – все оживляющая Кровь Богочеловека и благодать Духа Святого. Храм есть богоучрежденное всемирное судилище духовное. Итак, мирись с Небесным Соперником, пока ты еще на пути ( Мф.5:25 ) сея жизни. Толкай в двери милосердия, пока не настал час суда и наказания. Не пренебрегай властью Церкви: она от Бога... Храм есть место свидания с существами неземными. Итак, вы, кои лишились близких вашему сердцу, вместо бесплодных сетований и слез, спешите чаще к подножию алтарей Господних... Храм есть место присутствия и лицезрения Божия. Итак, стой во храме перед Богом хотя бы так, как бы ты стоял пред царем земным. Оставляй за порогом дома Божия всякое житейское попечение». 310 Храм – Божие установление Скиния (подвижной храм). Храм Соломона. Храм Зоровавеля. В храме приносились жертвы Богу. Храм есть святыня. Храм называется в Священном Писании высокими именами: Бог требует почтения к храму: Храм почитали: Пророчества о новозаветных храмах. Отношение Господа Иисуса Христа ко храму. Христианские храмы. Опровержение возражений. Скиния (подвижной храм) Сам Бог повелел Моисею устроить скинию: «и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). Бог указал материал для скинии ( Исх.26 гл.) и для устройства ее назначил особых лиц ( Исх.31:1–7 ). В скинии были священные изображения ( Исх.25:18–22, 40, 26:1, 31 ). По освящении скинии облако покрыло ее, и слава Господня наполнила ее ( Исх.40:34 ). Царь Давид устроил новую скинию и перенес в нее ковчег Господень ( 2Цар.6:17 ). Приготовил он материал, чертежи и думал построить храм неподвижный, но Бог сказал ему: «не строй дома имени Моему, потому что ты – человек воинственный и проливал кровь...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Части Скинии Во дворе Скинии только одна сторона его была занята священными предметами, а другие три стороны были пустыми, что было прообразом того, что в будущем в Церковь войдут другие народы и эти пустые стороны будут ими заняты 28 . Так это объясняет свт. Кирилл Александрийский : «Не это ли есть древле ясно обетованное устами Исайи, явившейся в последние времена церкви: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города ( Ис.54: 23 ): ибо стесняемая в начале церковь Христа, затем уже расширяется к востоку и западу, северу и югу и доходит до всякого места» 29 . Принадлежности Скинии По мнению свт. Григория Двоеслова Ковчег Завета был прообразом Церкви: «Что означает ковчег, как не Святую Церковь ? К нему велено присоединить с четырех углов четыре золотых кольца, потому что Церковь распространяется на четыре стороны света, а также, без сомнения, прообразуется, что она будет окружена четырьмя книгами святого Евангелия» 30 . Устройство стола для хлебов предложений (ц-слав. трапезы) , обшитого золотом, с золотыми кольцами для переноски, а также изготовление различных сосудов для трапезы стало прообразом престолов храмов и Таинства Евхаристии 31 . Свт. Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Сеннописует Он нам таинство Христа, говоря: и сотвориши трапезу из чистого золота ( Исх.25:23 )… и способы устройства ее, с помощью которых она могла бы получить в высшей степени отличный вид, Он говорит: и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно ( Исх.25:30 ). Повелел также, чтобы золотыми были и сосуды ее: блюда и кадильницы, кружки и чаши ( Исх.25:29 ). Не очевидно ли указываем здесь был нам хлеб с небесе, имевший быть предложенным по времени на святых трапезах церквей и дает жизнь миру? ( Ин.6:33 )» 32 . Золотой светильник и все его устройство прообразует собой Христа и Церковь 33 . Центральная ветвь светильника указывает на Христа, говорившего: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Три ветви по одну сторону указывают на еврейский народ, к которому пришел Христос, а три ветви с другой стороны прообразуют народы языческие, которые вошли в Церковь в Новом Завете. Миндальные цветки и яблоки указывают на дары Святого Духа в Церкви, семь лампад на полноту совершенства 34 . По мнению свт. Григория Двоеслова центральный ствол светильника означает Церковь , а боковые ветви Церковных проповедников: «Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь , которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

– Через несколько времени после этого, Навуходоносор приказал вылить из золота большого истукана и поставить его на поле. По повелении царя, на это поле должны были собраться все начальники и весь народ, и при звуках музыки все должны были пасть пред идолом и поклониться ему. Царю донесли, что Анания, Азария и Мисаил не исполнили его приказания и истукану не поклонились. Царь прогневался и приказал привести их. Он сказал им, что если они не поклонятся его идолу, то он велит бросить их в раскаленную печь. Но не смотря на угрозы царя, Анания, Азария и Мисаил не поклонились идолу, а возложили свою надежду на Господа Бога. Царь приказал бросить их в печь, которая была так раскалена, что пламя умертвило служителей казни. Между тем огонь не коснулся праведников, брошенных в печь. Навуходоносор с удивлением увидел, что их охраняет муж, имеющий божественный вид. Он подошел к печи и приказал им выйти из огня. Все начальники и царедворцы обступили их и уверились, что волосы их не опалились, и даже гарью от них не пахло. Навуходоносор прославил Бога израилева и дал повеление, чтобы тот, кто будет злословить Бога Анании, Азарии и Мисаила, был погублен и дом его разграблен, потому что нет другого бога, который бы мог спасать так, как их Бог . После этого царь поставил Ананию, Азарию и Мисаила начальниками над всеми иудеями, жившими в вавилонском царстве. Один из преемников Навуходоносора был Валтасар. Этот гордый царь однажды пировал с своими вельможами и приказал принести священные сосуды, которые Навуходоносор похитил из храма иерусалимского. Но когда они начат пить из этих сосудов и прославлять своих идолов, явилась рука, которая написала на стене слова, никому непонятныя. Царь испугался, и никто не мог объяснить написанное. Царица вспомнила о Данииле. Призвали пророка. Он прочел слова и объяснить царю, что они значат: дни царства твоего сочтены, дела твои взвешены, и царство твое будет разделено мидянам и персам. Нечестивый царь был убит в туже ночь, а царство его вскоре было покорено Дарием мидянином.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Чтобы уверить людей, что Он обещанный Спаситель и Сын Божий, Иисус Христос творил много чудес, то есть таких необычайных дел, которые обыкновенными силами человек сделать не может и которые могут быть совершены только особенною Божественною силою. Многие из евреев уверовали в Иисуса Христа и толпами ходили за Ним, слушая Его Божественное учение. Другие же, особенно вожди еврейского народа, фарисеи, саддукеи, старейшины и священники, желая властвовать и господствовать над людьми, имея злые сердца, не захотели принять Его истинного учения и поверить, что Он Спаситель, и сделались врагами Христа. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Иоанна, гл. 1, 29-51; от Луки, гл. 4, 14-15, 32-37; от Матфея, гл. 4, 17; от Марка, гл. 1, 22; от Матф. гл. 5, 6 и 7; гл. 13, 34-35; от Марка, гл. 4, 3-34; Матф. 11, 4-6; гл. 5, 23-25; гл. 21, 45-46; гл. 26, 3-4. Первое чудо Иисуса Христа Вскоре после призвания Спасителем первых учеников, в городе Кане, недалеко от Назарета, был брак. На этот брак был приглашен Иисус Христос с Пречистою Матерью и учениками. Во время брачного пира не хватило вина. Матерь Божия заметила это и сказала Иисусу Христу: " у них нет вина " . Но Иисус ответил: " еще не пришел час Мой " . Из этого ответа Мария поняла, что еще не пришло время, чтобы явить Ему Свою божественную силу. Но Она знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, и потому сказала слугам: " что скажет Он вам, то сделайте " . В доме находилось шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения. Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водою. И когда наполнили их до верха, сказал слугам: " теперь почерпните и несите к распорядителю пира " . Слуги почерпнули и принесли к распорядителю. Распорядитель попробовал и увидел, что это самое лучшее вино. Тогда он позвал жениха и сказал: " всякий человек сперва подает хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до сих пор " . Так говорил распорядитель потому, что еще не знал, откуда это вино. Знали только слуги, черпавшие воду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

9 и 10; но так как в 11 ст. говорится общо: «всех сосудов золотых и серебряных 5400», то в этой сумме мы можем разуметь и сосуды помимо полученных Шешбацаром от Мифредата 108 . Возможность таких сосудов предполагается пунктом указа Кира, приглашавшего жителей к пожертвованиям в пользу желающих возвратиться и особенно в пользу «дома Божия, что в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1:4 ), а их действительность констатируется историком: «и все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом» и т. д. 1Ездр. 1:6 . Слово «сосуды» здесь обозначено евр. существительным , им же обозначаются и сосуды, выданные Мифредатом в 1Ездр. 1:7,11 . Поэтому естественнее всего предположить, что в ст. 11 дается итог не только сосудов, выданных Мифредатом, а и сосудов, пожертвованных частными лицами. Первые сосуды, как священные и выданные полномочным лицом, сданы были и по особому реестру, а пожертвованные сосуды прямо были присоединены к общему счету. Конструкция перевода 1, 6 в нашем русском тексте прямо дает основание видеть, что сосуды жертвовались частными лицами для храма. Проф. Гуляев так переводит 1Ездр. 1:11 «всех же сосудов»... Правда, при этом предположении возможны недоумения: почему, напр., говорится лишь о пожертвованиях «серебряных сосудов» ( 1Ездр. 1:6 ) и почему число пожертвованных сосудов превосходит значительно сумму выданных Мифредатом, если Мифредат выдал 2499, а жители пожертвовали 2991 (5400–2499), тем более если принять в соображение, в каком значительном количестве храмовые сосуды были принесены из Иерусалима ( Иер. 52:18–19 ). Но эти недоумения не неразрешимы: упоминание о пожертвованных серебряных сосудах не исключает возможности и золотых сосудов («золото» 1Ездр. 1:6 =вообще, «золотыя вещи», по Гуляеву), но если говорится о сосудах, как сделанных по преимуществу из серебра, то это очень естественно при предположении их как даров для храма со стороны частных благотворителей. Если же этих пожертвованных сосудов было больше, чем выданных Мифредатом, то их преимущественное общее количество сглаживается и относительною металлическою ценностью, как сосудов большею частью серебряных, да и само по себе указанное количество неудивительно, так как не пожелавших вернуться в Палестину было очень много, и они главным образом принадлежали к состоятельному в материальном отношении классу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чины освящения различных предметов, молебны и молебные пения Издания Требника содержат многочисленные чины освящения тех или иных предметов, молебны и молебные пения на разные случаи. Обозреть весь этот обширный материал не представляется возможным, тем более что состав Требника варьируется в зависимости от времени и места издания. В XVII веке киевский митрополит Петр Могила собрал, как кажется, все известные в его время чины, а также составил некоторые новые, включив их в свой Требник, изданный в 1646 году. Многие из включенных в этот сборник молитвословий впоследствии вышли из употребления. С другой стороны, на протяжении всего периода с середины XVII века вплоть до настоящего времени продолжалось создание новых чинов, молебнов и молитвословий. В нижеследующем обзоре мы остановимся лишь на некоторых чинопоследованиях Требника, сохранившихся в употреблении. Освящение предметов церковной утвари и икон Предметы церковной утвари освящаются через чтение специальных молитв и окропление их святой водой. Для освящения комплекта богослужебных сосудов (дискоса, чаши, звездицы, лжицы и трех покровцов) используется Чин благословения и освящения сосудов служебных, состоящий из начала обычного, псалма 23, двух молитв и окропления сосудов святой водой. Сходный чин употребляется при освящении каждого из богослужебных сосудов в отдельности, однако молитва в каждом случае читается особая. Имеется также Чин благословения новых сосудов церковных, употребляемый для освящения предметов литургического обихода (кадила, сосудов для воды и иных принадлежностей алтаря). Для освящения илитона – плата, в который заворачивается антиминс, – используется Чин благословения илитона. Облачения священника освящаются посредством Чина благословения или освящения новых священнических одежд, а облачение на престол – посредством Чина благословения индитий. Каждый из этих чинов включает начало обычное, псалом, две молитвы и окропление святой водой со словами «Освящается (название) благодатию Всесвятаго Духа, кроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда жертвенник каждений, хотя остававшийся во святом, но, как уже не исполнявший в этот момент своей функции каждения, переставал существовать для святого и существовал для святого святых. Та же причина, по которой апостол Павел исключил жертвенник каждений из числа сосудов святого ( Евр.9:2 ), именно подвижность жертвенника и возможность перенесения его из одного отделения скинии в другое, могла подать повод выделению жертвенника каждений из ряда других сосудов святого и в самом законодательстве Моисея. Из указанного особенного значения жертвенника каждений объясняется и его отношение к другим сосудам святого. О положении других сосудов, стола предложений и светильника, законодатель выражается, что они стояли вне завесы святого святых ( Исх.26:35 ), один против другого, и притом стол при северной стене скинии, а светильник при южной. Так как, рядом с этим выражением о других сосудах, о жертвеннике каждений говорится, что он стоял не вне (хотя это выражение и о нем могло быть употреблено), но пред лицем святого святых и ковчега завета, то, по прямому смыслу текста, это может значить: а) что стол и светильник стояли дальше от завесы святого святых, а жертвенник ближе, и б) что жертвенник каждений стоял по средине широты скинии, а стол и светильник по сторонам, один направо, другой налево от жертвенника. Впрочем о расположении сосудов святого были высказаны еще и другие мнения. Иосиф Флавий, а за ним Фридерих (см. рис. 21 на стр. 73) ставят все три сосуда рядом на одной линии; может быть такой порядок Иосиф видел когда нибудь в храме Ирода. Но, не говоря уже о несоответствии такого порядка с текстом книги Исход, рядом поставленные эти сосуды затрудняли бы движение в скинии, при ее малых размерах, и доступ к завесе святого святых. Еще более противно тексту основывающееся на языческом представлении объяснение Филона, что к лицу Божию ближе всех сосудов святого должен был стоять стол с хлебами. Наконец, раввинское объяснение (Ярхи, Кимхи, Абарбанел, а за ними Лундий), что жертвенник каждений не только не был в особенной близости к святому святых, но и наоборот отстоял от него дальше всех сосудов святого, сделано в прямом противоречии тексту, только для соблюдения аналогии с положением внешнего жертвенника всесожжений при другом сосуде двора, и в экономических соображениях, для сокращения пути священникам от внешнего жертвенника к внутреннему, при обряде кропления жертвенною кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Подсвечники и лампады, стоящие перед такой иконой, не должны быть ближе чем на 1–1,5 м; причем в местах постоянного хранения икон перед ними должны гореть только восковые свечи (из отбеленного воска с хлопчатобумажным фитилем). 1.4. Храмовая утварь В состав храмовой утвари входит довольно много предметов, по крайней мере, все то, что находится в храме. Собственно богослужебная утварь в основном находится в Алтаре – богослужебные сосуды, предметы для совершения Проскомидии, облачения клириков и Престола. Храм наполнен иконами, подсвечниками, аналогиями. а. Богослужебные сосуды Следует отметить новинку в изготовлении богослужебных сосудов. Обычно сосуды изготовлялись из медесодержащих сплавов или серебра с последующим золочением химическим способом. Теперь чисто серебряные и золотые сосуды большая редкость, а то, что массово изготавливается, покрывается сусальным золотом, которое быстро стирается от частого употребления. Ныне имеется возможность покрывать любые металлы солями нитрида титана. На внешний вид это покрытие имитирует золото, но в отличие от золота оно имеет достаточно большой запас прочности и поэтому рекомендуется для применения в украшении священных сосудов. Технология такого покрытия разработана для нужд космической техники, для тех инструментов, которые находятся в агрессивных химических и физических средах. Сегодня на рынке довольно много предложений по обработке металлов, и можно найти приемлемые условия доработки священных сосудов еще не бывших в употреблении. В общем случае, священные сосуды – область заботы священника, который руководствуется церковными правилами на этот счет и сам решает все вопросы, связанные с их содержанием и пользованием. Тем не менее следует сформулировать ряд советов для организации хранения, использования и ремонта церковной увари, изготовленной из металла. Предметы из металла наиболее устойчивы к воздействию окружающей среды. Некоторые из них – евхаристические наборы, подсвечники и лампады – постоянно бывают в употреблении. При использовании евхаристических сосудов и иных металлических предметов церковной утвари следует учитывать вид металла, из которого они изготовлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

879 Самое замечательное собрание уцелевших сосудов с золотыми фигурами, находится в Ватиканской библиотеке; не столь значительные – в музеях Кирхеровом и Propaganda Pia. Небольшие коллекции можно, также, видеть в музеях Лондона, Парижа, Флоренции, Неаполя, равно как и у частных лиц; так, например, в собрании г. Базилевского находятся несколько замечательных экземпляров, подобного рода, украшенных сосудов. 880 На языческих стеклянных чашах изображены боги мифологии, герои, атлеты, кучера цирка, охоты, разные ремесла и торговли, семейные сцены и т. д., на еврейских – священный семисвечник, кивот завета и другие еврейские символы. Многие из языческих сосудов были открыты в катакомбах, куда они могли быть принесены христианами, и где сохранились лучше, чем на поверхности земли. 885 Он был открыт в катакомбах и находится теперь в христианском музее при ватиканской библиотеке. 888 До открытия в Кельне упомянутого выше обломка блюда, не могли объяснить назначение этих небольших медальонов с золотыми изображениями, так как они слишком малы, чтобы составлять донышко чаши. 889 Lubke, Geschichte der Plastik, zweite stark vermehrte und yerbesserte Auflage, Leipzig 1871. – Kinkel, Geschichte der bildenden Kunste bei den christlichen Volkern, Bonn 1845. – Schnaase, Geschichte der bildenden Kunste, zweite verbesserte und vermehrte Auflage, 3-er Band. – Carriere, die Kunst in Zusammenhang der Culturentwickehing und die Ideale der Menschheit, Leipzig 1868, 3-er Band. – J. Burckhard, Die Zeit Constantini des Grossen, Basel 1553. – H. G. Hotho, Geschichte der christlichen Malerei, Stuttgart 1867. – G. B. de Rossi Roma Sotterranea cristiana, Vol. 3 – Martigngy, Dictionnaire des antiquites chretiennes; Explication d’un Sarcophage chr. du Musee lapidaire de Lyon. – Revue Archeologique. Decembre 1878; – P. R. Garrucci Storia dell’arte cristiana. 893 Bayet, Recherches pour servir a l’histoire de la peinture et de la sculpture en Orient. – Revue arch. Novembre 1876. 894 К тому, что мы сказали в 3-й части этого сочинения о языческом происхождении фигуры доброго Пастыря, надо прибавить еще следующие примеры существования этого типа до христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010