Святая благоверная княгиня Ольга 11 (24) июля (Успение блаженныя и великия княгини Ольги, бабки великого князя Владимира. Прол. Июля 11) Нашу святую Русь прославили своим благочестием и ревностью по вере не одни святые мужи, но и некоторые из жен. И эти последние украшали себя иногда подвигами Апостольскими и являли собою поучительные примеры благочестия. Святая благоверная княгиня Ольга, родом Псковитянка, была женою Игоря, князя всей Русской земли, престол которого был в Киеве. За ним княжил Святослав, сын его. Люди на Руси тогда были почти все идолопоклонники, истинного Бога не знали и угодное дьяволу творили. Блаженная же Ольга, будучи мудрою, видя всех прельщенными дьяволом, скорбела о них. Услышавши же о Греческой вере, она пошла в Царьград, узнала истины христианской веры и была просвещена Святым Крещением от патриарха Фотия и возрадовалась душою. Патриарх и еще поучил ее христианской вере и затем, прощаясь с нею, в заключение сказал: «Благословенна ты в женах российских и благословят тебя в роды родов русские люди». Во Святом Крещении имя ей было наречено – Елена. Потом, принявши от патриарха крест и взявши с собою священника, она возвратилась в свою землю. Она обошла всю русскую страну, устанавливая везде порядок, сокрушая идолов, и была как истинная ученица Христова. Она раздавала много милостыни не только православным, но и язычникам, чтобы Бога сделать своим должником. И Господь за сие так ее прославил, что даже и тело ее увенчал нетлением. Перед смертью она призвала сына своего Святослава и заповедала ему никаких языческих обрядов при погребении ее не справлять. Скончалась она семидесяти пяти лет. Возблагодарим Бога, братие, воздвигшего земле Русской, и из числа жен, такую великую просветительницу, а следовательно, и благодетельницу. Она своим примером открыла, так сказать, путь к просвещению и Крещению и всего народа Русского. И труды для себя в этом деле она понесла великие: идет в далекую страну, изучает истины христианской веры, принимает Св. Крещение, обходит всю свою землю с проповедью Евангельской, сокрушает идолов и своим милосердием пленяет в послушание Христово и язычников, до нее не знавших истинного Бога и не почитавших Его. Итак, слава и тебе, Ольга приснославная! Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Благотворность молитвы за умирающих 12 (25) февраля (Из слова святого Григория, папы Римского , о монасе, иже дан бысть змиеви на снедь греха ради, и молитвами братии избавлен бысть) Все мы, братья, обязаны по христианской любви, молиться друг о друге во всякое время, как и говорит Апостол: молитеся друг за друга ( Иак. 5, 16 ); но молитва наша должна быть особенно усердною и горячею за тех из ближних наших, которые приближаются к смерти. Умирающие особенно нуждаются в молитве, и усердная молитва за них освобождает их от ужасов часа смертного, а иногда и выздоровление им приносит. Св. Григорий, папа Римский , рассказывает следующее: «В моем монастыре жил один благочестивый инок. К нему однажды пришел брат его и также стал проситься в монастырь. Приняли. Но, увы! Пришелец повел жизнь иную, чем брат его. Он нисколько не заботился о душе, не исполнял устава, осуждал, наряжался и терпеть не мог, когда кто начинал говорить ему о загробной жизни и о покаянии. Несколько раз собирались гнать его, но каждый раз, по нежеланию огорчить благочестивого брата его, оставляли. Но вот чрез несколько времени постигла нерадивца жестокая болезнь, и он слег на смертный одр. Когда тело его стало охладевать, братия окружили его и стали молиться. В это время умирающий вдруг вскричал: «Уйдите, уйдите от меня! Ужасный змей держит в страшной пасти мою голову и только вас ради пожрать совсем не может. Отойдите же, чтобы перестать мне мучиться; пусть он пожрет меня и окончит мои страдания». «Что ты? перекрестись», – сказали ему. «Да не могу, – отвечал он, – ибо змей давит меня». Иноки тогда стали еще усерднее молиться, и молитва их осталась не тщетна. Скоро больному стало лучше, и он, обрадованный, сказал: «Слава Богу! Вот змей, которому я предан за грехи мои, оставил меня и бежит. Помолитесь же еще обо мне; я от сердца хочу исправиться и начать новую жизнь». И помолились. И что же? Жизнь его была пощажена, он совершенно исправился и в покаянии и благочестии пребыл до смерти. Видя отсюда благотворность молитвы за умирающих, спешите с ней к одру их. Очень может быть, что она спасет болящего, и воздвигнет его Господь; но уже совершенно несомненно, что молитва ваша принесет духовную пользу, облегчит ему борьбу с предсмертными диавольскими искушениями и поможет ему умереть по-христиански, да и вам облегчит скорбь разлуки с ним. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Против зависти 11 (24) августа (Поучение святого Василия о зависти) Святый Василий, в Поучении о зависти, между прочим говорит: «Зависть есть скорбь сердцу, тля души, сушило телу, разорение любви, ко всем вражда, отлучение роду, спона добродетели, залог мучению, лишение будущей жизни, геенне наследие». Из этого видно, что святый учитель смотрит на зависть как на величайшее зло. Так ли на самом деле? Без сомнения, братие. Чтобы убедиться в этом, стоит только раскрыть Священную историю, и мы из нее сейчас же увидим, что зависть нередко доводила людей до страшных преступлений, а чрез это убедимся и в том, что и сама она поэтому величайшее зло. Вот Каин и Авель принесли Богу жертву. Авелева жертва приятна Богу, а Каинова нет. Каин начал завидовать брату, и зависть, несмотря на предостережение Божие, довела его до того, что он брата своего вызвал в поле и умертвил. Вот и Исав после того, как Иаков первый получил благословение отца, также завидует Иакову и с завистью соединяет мысль об убийстве. И братья Иосифа сначала из зависти не могут дружелюбно говорить с ним; а когда рассказал он им свои сны, то и прямо уже говорят: «Вот идет сновидец; убьем его и бросим в какой-нибудь ров». Саул, после победы Давида над Голиафом, начинает завидовать Давиду и также ищет убить его. То, как бы в безумии, бросает в него копьем; то ищет, чтобы он погиб в неравной борьбе с Филистимлянами; то, наконец, и открыто гонит его. Вот, много богатств у Ахаава: но он снедается скорбью, не вкушает пищи, и сон бежит от его очей, при виде малого вертограда Навуфеева. И тут тоже совершается убийство, и Навуфей побивается камнями. Вот первосвященники, книжники и фарисеи завидуют славе Господа, которую Он стяжал в народе Своим учением и чудесами, и убивают Безгрешного. Итак, примеры прямо доказывают, что святый Василий справедливо видит в зависти страшное зло. Но истину взгляда его доказывает и слово Божие. Идеже бо зависть и рвение, говорит апостол Иаков, ту нестроение и всяка зла вещь ( Иак. 3, 16 ). А отсюда что же? Если зависть, как видим, есть величайшее зло и может доводить до страшных преступлений, то и должны, конечно, мы бегать ее, как губительной язвы. А чтобы бегать ее, будем размышлять: «Из зависти я могу сделаться злодеем: что может быть ужаснее сего? Зачем же, потому, я стану завидовать? Зависть терзает сердце. Зачем же я стану ею мучиться? Ближний – брат мой, и в воле Божией было дать ему то или другое. Зачем же завистью я пойду против воли Божией?» Такими и подобными размышлениями и гоните от себя этот ужасный порок, и, поверьте, если чаще будете размышлять так, то благополучие ближних, вместо зависти, будет для вас источником веселья, побуждением к большим подвигам и преуспеянием к добродетели, которая есть щит, отражающий стрелы зависти. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Монах не по призванию 21 марта (3 апреля) (Слово Космы пресвитера) Кто идет в монастырь без предварительного приготовления к монашеской жизни, без рассуждения, не по призванию, тот плохой монах, да, пожалуй, и монахом-то его нельзя назвать. Это видно из следующего. Косма, пресвитер, говорит: «Многие уходят из мира в монастырь; но, не желая выносить утомительных служб и трудов монастырских, убегают из монастыря в мир и возвращаются как псы на свою блевотину, впадают в отчаяние и горше первого согрешают. А иные из них шатаются по городам, мятутся, как безумные, туда и сюда, едят даром чужой хлеб, проводят время в непростительной праздности и назирают, где пирове бывает, делаясь рабами не Бога, а чрева. И бывает для них последнее хуже первого. А то иные, не желая семью кормить, бегут в монастырь даже от жены и детей. И такие не любви Божьей ищут, но хотят сна и насыщения чреву и веры не имеют. И такое, по слову Апостола, хуже язычников. И осиротевшие и голодные дети клянут их, говоря: «Зачем нас родили отец и мать? Зачем оставили нас в таких страданиях и в такой беде?» Если Господь велит и скотов миловать, тем более своих родных детей не забывать. И если кто живет по закону Божию, тот и без монастыря спасется. И черные ризы не спасут нас, и белые не погубят, если мы будем творить богоугодные дела. Итак, братие, сами видите теперь, что монах не по призванию – плохой монах, или, лучше, и вовсе не монах. В самом деле, какая это жизнь таких монахов? Это не монашеская жизнь, а надругательство над монашескою жизнью, это позор, это соблазн! Скажем более: это даже кощунство! – Но мне возразят: кто же после этого и монахом может быть? А, вот кто. «Аще ли себе видиши всякия страсти могуща терпети, тогда отыди в монастырь, и поработися Игумену, яко Богу, Христа ради волю твою всю отверг, и того волю снабди до смерти твоея. Чти игумена, яко Бога, и братию, яко ангелы, и не даждь воли сердцу твоему взыскати Рима или Иерусалима, но преданныя ти молитвы игуменом твори в келии твоей». Вот такой человек смело может идти в монахи, и из него, правда, и выйдет хороший монах. А монахи, про которых мы говорили в начале слова, пусть вместо праздности возлюбят труд, вместо бесстрашия пусть вселят в сердца свои страх Божий, вместо пьянства пусть возлюбят воздержание, вместо беготни пусть затворятся в своей келии; пусть всецело подчинят себя воле игумена: И тогда, можно надеяться, что и из них хорошие монахи выйдут. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

К прихожанам, пред началом Великого поста, о покаянии 28 января (10 февраля) (Слово Святого Ефрема о покаянии. Прол. янв. 28) Скоро, братие, у нас наступит св. Великий пост , и вы должны поэтому теперь позаботиться о приготовлении себя к исповеди и причащению. Дело это, по нашему мнению, нелегкое для вас; а потому мы, как пастыри Церкви, должны позаботиться о том, как лучше приготовить вас к великим Таинствам покаяния и причащения. Мы и озабочиваемся. Но так как сразу обо всем не скажешь, то сегодня мы побеседуем с вами об одном только Таинстве покаяния. Как же нужно приготовляться к нему? Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Друг мой! Очистив душу и тело, приступи к Спасителю, исцеляющему тебя. Восстань же и не ленись прийти к Нему. Исполнись смирения и умиления, постись и сокрушайся о грехах твоих... Подражай жене, которая слезами омыла ноги Спасителю и власами главы своей отерла их. Подражай ей, смири в себе гордыню, и спасешься. Чувство нераскаянности побеждай в себе примером Содома и Гоморры. Чтобы приблизить себя к искреннему покаянию, смотри на Ниневитян. Они обречены были на гибель: но поскольку покаялись, то Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ( Ион. 3, 10 )... Помни, что Господь готов на милость и на исцеление: скор на помощь и прилежен на избавление. Просящим Он дает, толкущим отверзает. Умоляющим Его подает прощение, дает милости просящим их, сретает ищущего Его, щадит падших и подает им руку помощи». Итак, вот в чем, по слову св. Ефрема Сирина , должно состоять приготовление себя к Таинству покаяния. Христианин должен очистить душу и тело от всякой скверны; укрепить в душе своей чувства смиренья, сокрушения о грехах и умиления, и помнить, наконец, что милосердие Божие и цена заслуг Христовых беспредельны. Да, так и на самом деле должно быть, братья мои! Не приидох, говорит Господь, призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф. 9, 13 ). Тако возлюби Бог мир, говорит Он же, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ). Спешите же к благодатному источнику! Врачуйте ваши душевные недуги. Спешите и не отлагайте до неопределенного времени очистить вашу совесть покаянием и старайтесь пользоваться наступающим благоприятным временем. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

К молодым инокам о послушании 9 (22) ноября (Слово от патерика о Иоанне монахе Колове и о послушании его) Для того, чтобы лучше навыкнуть вам, молодые иноки, послушанию и узнать, в чем должно состоять истинное послушание, выслушайте следующее повествование из жизни преподобного Иоанна – Колова. Однажды этот преподобный пришел к великому старцу Павлу Фивейскому и стал просить, чтобы он принял его к себе на житье. Павел спросил: «А будешь ли во всем послушен мне?» – «Буду», – был ответ. Тогда Павел оставил у себя Иоанна и, чтобы испытать его в послушании, сделал следующее. Павел взял ветвь одного плодового дерева, посадил ее на горе и велел Иоанну поливать ее до тех пор, пока она возрастет в древо и принесет плод. Так как вода была далеко и ходить за нею приходилось чуть не целый день, то это послушание для Иоанна было чрезвычайно трудным, но, однако, он не ослабел в нем. Три года поливал он посаженную ветвь и, наконец, дождался того, что ветвь стала деревом и принесла плоды. Когда последние созрели, Павел взял их, принес на братскую трапезу и, подавая их монахам, сказал: «Примите, ядите: вот плоды послушания!» В другой раз старец сказал Иоанну: «Близ монастыря мы видели щенка гиены: поди, принеси мне его». – «Но как же я принесу его, отче, ведь гиена бросится на меня " ». Павел же, улыбнувшись, сказал: «Ну, так и саму гиену свяжи и тоже приведи сюда». Иоанн беспрекословно повиновался и пошел к логовищу гиены. Когда он подошел к нему, гиена выбежала из него и бросилась бежать от Иоанна. Но он нагнал ее, связал и привел к Павлу. Старец удивился; но, желая смирить Иоанна, взял палицу и стал бить ею Иоанна, говоря: «Зачем ты, негодный, пса привел ко мне? отпусти ее». Иоанн тотчас исполнил повеление старца. Поняли ли теперь из этого примера, молодые иноки, то, в чем состоит истинное послушание? Если не поняли или поняли не совсем, то мы разъясним вам, что нужно. Из примера видно, что истинно послушливый монах есть тот, которому приказывают, он не рассуждает и не противоречит; дают повеление, и он не извращает его; бьют даже, и он не гневается. Он готов на всякое дело, ему начальником заповеданное, с самоотречением. И вот теперь, зная это, как поступал в отношении к своему старцу Иоанн, так же в отношении к игумену и своим старцам поступайте и вы. Почтительно и охотно принимайте советы и наставления их; исполняйте беспрекословно повеления их и будьте всегда к ним уважительны в поступках, в словах и чувствах. И когда станете поступать так, тогда и спасение ваше будет обеспечено, ибо так говорит о сем преподобный Ефрем Сирин : «Блажен, в ком есть послушание; потому что, будучи подражателем Господу, он делается и Его сонаследником» (Ефрем. Сир. ч. 1, изд. 3, стр. 20–21). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Против отвергающих бесовские козни. 20 февраля (5 марта) (Из слова от Лимониса о брани бесовстей с монахи) Люди века сего часто отвергают существование искушений от дьявола. Они уверены, что дьявол не имеет на них ни малейшего влияния, что он их никогда не беспокоит и что верить козням диавольским не следует. Правы подобные люди или нет? По моему мнению, с одной стороны, правы, но с другой – совсем нет. Что дьявол им козней не строит, это очень может быть; но что он уже и ни на кого не воюет, это несправедливо; ибо на то, что он именно с ними не воюет, есть причина особенная. Авва Маркелл рассказывал однажды братии следующее. Однажды, когда встал он ночью на молитву, вдруг услыхал трубный звук и шум, как бы от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал: откуда несется этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Когда он стал так размышлять, вдруг предстал пред ним бес и вскричал: «Что задумался? Подлинно здесь брань есть; но если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали, то ступай и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело лишь с постниками и с бдящими в молитвах. Лишь с ними у нас брань». Сами теперь видите, братья, почему дьявол грешников не беспокоит. Зачем, в самом деле, дьяволу воевать с теми, которые и без того в его власти, и что ему заботиться об удержании этой власти, когда сами они о выходе из-под нее и не думают? Нет, братие, такие люди не по его части. Ему надобны Иовы, Иоанны многострадальные, Антонии, Марии Египетские, Иоанны Новгородские, Пимены, Макарии и подобные им, а не те, которые сами по себе желают быть его покорнейшими слугами. Непреложно свидетельство слова Божия, что диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр.5. 8 ); что несть наша брань противу плоти и крови, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6. 12 ). Будем помнить это и, подобно воинам, будем постоянно облекаться во вся оружия Божия ( Еф. 6, 11 ) на случай нападения дьявола. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

О неосуждении священников 4 (17) февраля (Слово Иоанна Златоустаг о. Прол. февр. 4) Раскольники говорят: «Какие стали у вас ныне священники? Все обмирщились, все осуетились и во грехах погрязли. Можно ли к таковым ходить? Можно ли у таких причащаться? Можно ли у таковых учиться? Да мы и из-за одних священников не пойдем к вам!» Что на это ответить раскольникам и чем вразумить их и доказать ложь, заключающуюся в словах их? Ответим им словами святого Златоуста. Не образумятся ли? «Если священник право учит, то не жития его смотри, а словес». Но ты мне скажешь: «Как же? Меня учит, а сам своих слов не исполняет! На это я скажу тебе: «Это не твое, а его дело; он грешит, он и отвечать будет, а если послушаешь его добрых слов, то не осудишься». Господь говорит: слушаяй вас, Мене слушает; а отметайяся вас, Мене отметается. А кто хулит вас, Мене хулит. Нет, братья, не должно овце пастыря злословить. Ведь пастырь за тебя и за твоих присных службу Богу приносит, утром и вечером молится за тебя в церкви и вне церкви. И вообще молитва его за тебя постоянна. Обо всем этом рассуди и почитай его как отца. Но скажешь еще: «Он скверны исполнен и зол!» Да что тебе-то до этого? Если ты сам будешь зол, то и хороший священник тебе не поможет; а если сам будешь хорош, то и злой священник тебе не повредит. Всякая благодать исходит от Бога; священник же только уста отверзает, все же творит Бог. Что после сего сказать глаголемым старообрядцам? Скажем, чтобы они прежде решения спора, кто лучше: наши ли священники или их пастыри, оглянулись на самих себя. У нас, так или иначе, совершает Таинства священник, законно рукоположенный; а у них кто? Или бывшие священники, лишенные священства, или люди, которым все равно, был бы хлеб, или люди, вовсе никакой веры не имеющие! Тут ли судить других? Что видиши, говорит Господь, сучец во оце брата своего, у себя же бревна не чуеши? Да, лучше бы и не говорить о сем. Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих! Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010