Это начало Суда. Теперь послушайте, как будет он совершаться. Нелицемерный Судья, Господь Иисус Христос , сядет на Престол славы Своея. Тогда отверзется книга жизни ( Апок.20:12 ), та самая книга, какую каждый из нас теперь незримо пишет на своей совести, когда он что-либо делает, думает, желает или замышляет; эта книга лежит теперь в сердце каждого из нас до самого Страшного Судного дня, но тогда раскроется перед Всевидящим Господом, перед собором Ангелов и святых наша совесть, и будет явна и обнажена вся проведенная нами жизнь. За откровением каждого из нас последует окончательная участь наша, и после этого праведные будут навеки отлучены от грешников. Теперь и плевелы, и пшеница (см. Мф.13:25–29 ), и порок живет на счет добродетели, являясь под ее покровом, как сорная трава, появившаяся между цветами, заглушает их. Но во время жатвы ( Мф.13:30 ) при кончине века настанет разлука вечная грешных с праведными. Между теми и другими утвердится навек неизмеримо – глубочайшая и великая пропасть. И тогда праведники восприимут от Господа своего Спасителя и Искупителя награду за свои добрые дела. Приидите, благословенные Отца Моего ( Мф.25:34 ), – скажет Он им,– «вы плакали, вам тяжело жилось, вас не ласкала жизнь – теперь торжествуйте победу над злом: возрадуйтесь! А вы? Вы были кротки и смирены, вас позорила клевета, вы молчали, вас мучила ложь и неправда, вас одолевала тоска, соблазн, вас распаляли страсти, а вы боролись и искали только царствия Божия. А вы? Вы не могли без сострадания пройти мимо раздетого, безмолвного, вы были жалостливы к должнику, сострадательны к заключенным в темнице, вы не обидели и не обсчитали ни вдовы, ни сироты, вы были милостивы. Приидите же ныне, Я вам дам блага, которых не видало человеческое око, о которых не слыхало человеческое ухо и до которых не простиралось человеческое воображение ( 1Кор.2:9 ). А вы? О, это чистые сердцем, вы всю жизнь горели любовью к Богу и ближним; вы все искали чистой, бескорыстной любви, которая уносит человека на крыльях бессмертия в небо и вечность; вам не удалось испытать на земле это чувство, вам было трудно не запачкать чувства грязной чувственностью и плотской страстностью, однако сердце ваше устояло: вы не ходили в «похоти сердца» (см. Рим.1:24 ), вы не глядели на то, что делали другие, что делают все, но горели, как яркий и чистый светоч, постоянным огнем любви к Богу, ко всему истинному и прекрасному. Приидите же ныне, войдите, труженики и труженицы, и все обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«Люби ближнего, как самого себя, – сказал ангел, – такова заповедь Господа. Старайся прощать другим их недостатки – и ты будешь счастлив на земле и прощен на том свете». Человек исполнил повеление ангела, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то, что рассмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в них только хорошие стороны и чрез это сам делался лучше и счастливее. – Поняла ли ты мою сказочку, Саша? – спросила мать. – Будем и мы с тобой смотреть на себя в те волшебные очки, а на других в простые стекла. Нам заповедано любить ближних, а не искать их недостатки. Довольно с нас и того, если узнаем и исправим наши собственные. 30. Сорная трава По «Воскресному чтению» Одна благочестивая мать вместе со своими маленькими дочерьми занималась в своем небольшом огороде вырыванием сорной травы. Работа шла скоро и весело; дочери поспешно рвали сорную траву, росшую среди овощных растений, и не замечали, как текло время, потому что, кроме своей работы, они были заняты рассказами матери о древних христианских подвижниках. Перед окончанием работы младшая девочка окинула своим взглядом очищенное место, и ей жаль стало той травы, которая так красовалась прежде среди гряд, испещряя весь огород разнообразными цветочками. – Милая матушка, – сказала она, – я не буду полоть всей этой гряды. Мне грустно взглянуть теперь на наш огородик: тут так прекрасно расцветали и репейник, и анютины глазки, и клевер, а теперь все как будто мертво, и нечем мне полюбоваться. Мать согласилась и уважила желание своей еще мало понимавшей дочери: полгряды огурцов остались покрыты сорными травами. Недели через две в огороде стали созревать плоды. Младшая из девочек более всех томилась ожиданием, когда же придет возможность сорвать свеженький огурчик или выдернуть вкусную морковку... Каково же было ее удивление, когда на оставленной ей не выполотой грядке она не нашла ничего, кроме отцветшей, потому и не красивой более травы?! С печальным видом возвратилась она к своей доброй матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

К сему-то Отцу пусть и сама она обращается с молитвой о детях, пусть научит и их взывать к Нему: «отец мой... оставил меня, но да приимет меня Господь» ( Пс.26:10 ); пусть поставит себе задачей при воспитании детей возрастить их в славу Божию, приготовить из них истинных сынов Церкви и отечества. Для достижения этой цели ей придется пролить немало слез, вынести немало тяжелых трудов, но она должна утешать себя надеждой, что, сея слезами, она радостью пожнет. Здесь приведем один рассказ, относящийся к этому предмету. Один почтенный муж оставил после себя вдову и несколько малолетних детей. Ей предстоял тяжелый труд заняться их воспитанием. Однажды, легши спать, она никак не могла заснуть от волновавших ее тревожных дум о сиротах: всю ночь она проплакала и только к утру заснула. Ей приснилось, будто она находится в саду, в котором было много молоденьких дерев; у корней их росла сорная трава, истощавшая почву; она наклонившись, стала полоть эту траву и при этом столько пролила слез, что смочила землю. Сон прервался и, и спустя минуту, она опять заснула. Во сне она опять очутилась в том же саду, возле тех же деревьев. Но теперь: она с удивлением заметила, что они высоко поднялись, широко распустили свои ветви, покрытые роскошными листьями и обремененные плодами. Она села под тенью этих дерев, и вот повеял ветерок, потряс ветви, и с них упало к ее ногам множество спелых плодов. Она отведала этих плодов, нашла их вкусными, и сказала: «теперь я не жалею, что положила столько трудов на эти деревья и орошала их слезами, потому что теперь я могу спокойно сидеть под их тенью и наслаждаться их плодами». Вдова пробудилась. Сон произвел глубокое впечатление на нее. Желая узнать, не имеет ли он какого значения, она рассказала содержание его священнику, и выслушала от него следующее истолкование: «молодые деревья – это твои дети. С ранних лет ты должна, не жалея никаких трудов и усилий, искоренять в их сердцах терние зла и умягчать эти сердца слезами молитвы. Твои труды и слезы не пропадут даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К сожалению, очень много дисгармоничных православных семей. Это и семьи, которые сконцентрированы на формальном исполнении обрядов, и семьи, где родители находятся в конфликте из-за различия взглядов на воспитание, в том числе на то, надо ли их ребенку участвовать в жизни Церкви. Другие родители настолько увлечены собственной религиозной жизнью, что дети растут как сорная трава, на них никто не обращает внимания. И таких примеров, к сожалению, множество. – Какова статистика суицидов? Наблюдается ли рост их числа? – Да, некоторый рост наблюдается, но он не критический, это не всплеск. С 1960–1970-х годов идет стабильное постепенное повышение со своими спадами и подъемами. Перелома в тенденции и снижения статистики пока нет. В 2011 году уровень самоубийств в России составил 27,3 человек на 100 тыс. населения. При этом надо учитывать, что суицидальная статистика достаточно завуалирована: что-то списывается на несчастные случаи. В статистику попадают только случаи, которые невозможно расценить иначе, как самоубийство. В юношеском возрасте на 100 суицидальных попыток может быть 8 завершенных самоубийств, а эти суицидальные попытки ни в какую статистику не попадут. Чем дальше мы удаляемся вглубь времен или от центра европейской цивилизации, тем гуще все покрыто мраком. Великолепная статистика мусульманских стран во многом такова из-за отсутствия регистрации случаев самоубийств. В 1990-х годах, особенно в 1993, 1994 годах, был всплеск: уровень суицидальности почти вдвое превышал так называемый безопасный порог. В 2000-х годах этот уровень, напротив, сильно снизился: у людей появилась надежда. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), относительное благополучие – это не более 20 суицидов на 100 тыс. населения. Повышение этого уровня – показатель глобального неблагополучия общества. Причем есть регионы со стабильно высоким уровнем суицидальности. Например, социально благополучные скандинавские страны входят в первую категорию стран с высокими суицидальными показателями. Или, например, Венгрия, которая демонстрирует хорошие экономические показатели по сравнению с окружающими ее странами бывшего соцлагеря. Среди республик бывшего СССР сейчас неблагополучна Белоруссия, отличающаяся очень высоким уровнем суицида, хотя она относительно экономически стабильна, и страны Прибалтики, которые накрыл экономический кризис. Общее ощущение бесперспективности или наличия перспективы очень важно для человека.

http://pravoslavie.ru/52408.html

Здесь приведем один рассказ, относящийся к этому предмету. Один почтенный муж оставил после себя вдову и несколько малолетних детей. Ей предстоял тяжелый труд заняться их воспитанием. Однажды, легши спать, она никак не могла заснуть от волновавших ее тревожных дум о сиротах: всю ночь она проплакала и только к утру заснула. Ей приснилось, будто она находится в саду, в котором было много молоденьких дерев; у кор­ней их росла сорная трава, истощавшая почву; она, наклонившись, стала полоть эту траву и при этом столько пролила слез, что смочи­ла землю. Сон прервался, и минуту спустя она опять заснула. Во сне она очутилась в том же саду, возле тех же деревьев. Но теперь она с удивлением заметила, что они высоко поднялись, широко распусти­ли сюи ветви, покрытые роскошными листьями и обремененные плодами. Она села под тенью этих дерев, и вот повеял ветерок, по­тряс ветви, и с них упало к ее ногам множество спелых плодов. Она отведала этих плодов, нашла их вкусными и сказала: «Теперь я не жалею, что положила столько трудов на эти деревья и орошала их слезами, потому что теперь я могу спокойно сидеть под их тенью и наслаждаться их плодами». Вдова пробудилась. Сон произвел на нее глубокое впечатление. Желая узнать, не имеет ли он какого значе­ния, она рассказала содержание его священнику и выслушала от него следующее истолкование: «Молодые деревья – это твои дети. С ран­них лет ты должна, не жалея никаких трудов и усилий, искоренять в их сердцах терния зла и умягчить эти сердца слезами молитвы. Тюи труды и слезы не пропадут даром. Твои дети возрастут во славу Бо­жию, сделаются плодоносными древами в саду Церкви Христовой, а вместе твоим утешением и радостью на старости твоих лет». Это предречение сбылось в точности. Братья и сестры Как приятно Богу семейное согласие Как приятно Богу мирное и согласное житие в семье, о том свидетельствует одно обстоятельство из жизни преподобного Макария Египетского . Однажды во время молитвы этот подвиж­ник Христов услышал голос: «Макарий! Ты еще не сравнился в совершенстве и святой жизни с двумя женщинами, которые жи­вут в одном недальнем от тебя городе».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Фома. Что касается человеческой природы, то я уже слышал, что человек от природы существо доброе и потому при его воспитании ничего не нужно, как только продолжать возделывание готовой пригодной почвы, не употребляя при этом ни религии, ни её целительных средств. Священник. Это так же верно, как если бы крестьянин сказал: поле от природы хорошо и плодоносно, для него ничего более не нужно, как только от времени до времени оказывать ему помощь посредством сохи и боронить, ибо оно носит в себе добрые семена и только ветер наносит на него некоторое терние. Пётр. Опыт показывает, что на поле от природы произрастает сорная трава, терние, а не доброе семя, и что сор необходимо глушить и исторгать в течение всего года, если хотят, чтобы на поле выросло настоящее доброе семя. Священник. Очень похожее с этим происходит также и с человеком. Он подобен полю, которое от природы испорчено и носит в себе терние дурных наклонностей и страстей. Чтобы из него вышел настоящий истинный человек, в воспитании необходимо обратить особое внимание на это его нравственное качество, то есть должно постоянно подавлять и удалять уже существующую сорную траву и в то же время сеять доброе семя святого учения. А чтобы с большим успехом истреблять сорную траву, для этого необходима неутомимая, настойчивая работа со стороны воспитателей, которая состоит в увещаниях и предостережениях, в правильном руководстве и наказании. Без известной строгости при воспитании немного или даже совсем ничего нельзя сделать. В особенности непоколебима должна быть власть отца, к которому дети должны иметь надлежащее уважение. Пётр. Да, мать никогда не должна допускать напрасных угроз, когда она, например, шаловливому дитяти говорит: «Я скажу отцу». Такую угрозу непременно нужно привести в исполнение, и ни один серьёзный поступок не должен оставаться без серьёзного взыскания. Священник. Опыт свидетельствует, что редко можно встретить дитя, которое жаловалось бы на то, что имело строгого отца, но что весьма много людей, которые в последующей жизни чувствуют себя несчастными и обездоленными, потому что слабый, безвольный отец испортил их. Как часто случалось уже, что преступники своему отцу или матери приписывали вину в том, что они по своей нравственной развращённости совершили такие преступления, которые привели их в тюрьму или на эшафот. Думаю, что вам приходилось слышать рассказ о том преступнике, который перед своей смертной казнью подозвал к себе мать свою, желая якобы проститься с ней – но когда она подошла к нему, он вместо поцелуя откусил ей нос, сказав при этом: «Ты, злодейка, причина моей казни».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Земля – жилище человека, воздух же – жилище злых духов. А как тесно соединен воздух с землею! Как между хорошей травою растет и сорная трава, между пшеницей – плевелы, так злые духи и люди смешались между собой. Как злым духам естественно зло, так и человеку с юных лет пристает зло, как бы тоже естественно, только оно смешано и с добром. Общее жилище, стремление ко злу – вот что соединяет человека с падшим духом. Благодаря Богу, как результат падения наших прародителей, произошло огрубление всех чувств, потеря первоначальной способности действовать далеко за пределами видимого мира – чувствовать мир невидимый, его видеть, слышать, говорить с обитателями его. Если бы не огрубление наших чувств, что было бы с человеком? Он не мог бы устоять против всех искушений дьявольских, которые действуют на него чувственно. Он пал бы безвозвратно, как сам дьявол . Многие ли из всего христианства достигли такого совершенства очищения чувств? Только одни крайне строгие подвижники, которые, при помощи благодати Божьей, могли бороться с врагами истины. Мы немощны и бессильны, ограждены от наших врагов огрублением всех органов тела, так что мы чувственно не видим, не слышим, не ощущаем всей хитрости вражеской. Мы не видим его деятельности глазами, но зато он на нас действует невидимо: на ум – богопротивными помыслами, на волю – богопротивными желаниями. В согласии человека или несогласии с такими помыслами и желаниями и заключается союз и общение его или с падшими духами, или с ангелами добрыми. Для христианства – непрерывная борьба, постоянные падения и восстания... Борьба! – С кем? – С помыслами и желаниями. А великие подвижники вели борьбу чувственно со злыми духами. Опыт показывает, что и ныне бывают различные явления людям злых духов, это зависит от степени союза и общения с ними людей. Вообще о союзе и общении миров земного с загробным, живых с умершими Члены нравственного царства не разъединены так, чтобы совершенно не знали друг друга. Ап. Павел из загробной жизни приходит, беседует и научает св. Златоуста тайно, невидимо для последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Куша , крестьянин, начало XVI в., Новгород Куша – молот-рыба Кушелев Севастьян Семенович, гонец вел. кн. Ивана III во Псков, 1471 г.; Кушелевы, первая половина XV–XVI в., Дмитров [см. Чепец] Кушеня , крестьянин, 1530 г., Новгород Кушнерев Иван Андреевич , 1596 г., Карачев Кушнерь – скорняк Кушник, Кушников : Кушник Григорьевич Вердеревский [см. Вердеревские], 1562 г., Рязань; Кушник Иванович Коротнев [см. Коротень], казнен в опричнине в 1570 г.; Никита Кушников, дворцовый приказчик в Дмитрове, 1638 г.; Кушник Дмитриевич Головин [см. Голова], XVI в. Кушник – житель кущи, куреня, шалаша (Даль) Кушнирь Иванович Калитеевский [см. Калитеевские], середина XV в., Владимир Куянов Иван, крестьянин, 1526 г., Пошехонье Ср. куян – заяц, тушкан (татар.) Л Лабза, Лабзины : Лабза, крестьянин, 1564 г., Новгород Лабза – льстец, обманщик [Ср. Лабуня] Лабодинские Василий и Иван Федоровичи, убиты в 1580 г. в ливонском походе Лабудин Богдан, служилый человек, 1586 г., Ржева Лабуда – лебеда, сорная трава Лабуня , крестьянин, 1520 г., Переяславль Лабуня – от глагола «лабзить» (Даль) [Ср. Лабза] Лабутины : Василий Лабутин, казачий голова, 1612 г., Вологда; Василий Борисович, 1627 г., Дмитров Лабута – рохля, разиня; лабуты – лапти, поршни, грубая обувь Лавр – Лавровы; Лавруша – Лаврушины Лагирь, Лагиревы : Харя [см. Харя] Лагирь, холоп кн. Юрия Дмитриевича, середина XV в.; Лагиревы, крестьяне, 1564 г., Обонежье Лагирь – невежа, неуч Лаговчины Михаил и Семен Петровичи, 1587 г., Тула, позже в Тульском уезде Лаговка см. лагун Лагорев Трофим, крестьянин, 1564 г., Олонец Лагун, Лагуновы : Василий Лагун, крестьянин, 1473 г., Звенигород; Спиря [см. Спирин] Лагунов, крестьянин, 1564 г., Олонец Лагун, лагушка – 1) бочонок, кубышка для дегтя, 2) брюхо (Даль) Ладный , крестьянин, 1539 г., Новгород Ладога, Ладогины : Игнатий Матвеев Ладога, посадский человек, 1564 г., Переяславль; Денис Ладогин, посадский человек, 1585 г., Псков Лазовский Осип Евстафьевич, литвин, 1622 г., Углич Лазута , боярин, 1365 г., Новгород 54 ; Лазута, скотник кн. Голицыных, 1750 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он снял куртку, поставил фонарь на землю и, спрыгнув в недоконченную могилу, работал около часа с большим рвением. Но земля промерзла, и не очень-то легким делом было разбивать ее и выгребать из ямы; и хотя светил месяц, но он был совсем молодой и проливал мало света на могилу, которая находилась в тени церкви. Во всякое другое время эти препятствия привели бы Гебриела Граба в очень мрачное и горестное расположение духа, но, положив конец пению маленького мальчика, он был так доволен, что обращал мало внимания на ничтожные результаты, и, покончив на эту ночь со своей работой, заглянул в могилу с жестоким удовлетворением и чуть слышно затянул, собирая свои вещи: Славные дома, славные дома, Сырая земля да полная тьма. Камень в изголовье, камень в ногах: Жирное блюдо под ними в червях. Сорная трава да глина кругом, В освященной земле прекрасный дом! – Хо-хо! – засмеялся Гебриел Граб, присев на плоскую могильную плиту, которая была его излюбленным местом отдохновения, и достав плетеную фляжку. – Гроб на рождество! Подарок к празднику. Хо-хо-хо! – Хо-хо-хо! – повторил чей-то голос за его спиной. Гебриел замер от испуга в тот самый момент, когда подносил к губам плетеную фляжку, и оглянулся. Самая древняя могила была не более тиха и безмолвна, чем кладбище при бледном лунном свете. Холодный иней блестел на могильных плитах и сверкал, как драгоценные камни, на резьбе старой церкви. Снег, твердый и хрустящий, лежал на земле и расстилал по земляным холмикам, теснившимся друг к другу, такой белый и гладкий покров, что казалось, будто здесь лежат трупы, окутанные только своими саванами. Ни один шорох не врывался в глубокую тишину этой торжественной картины. Сами звуки словно замерзли, так все было холодно и неподвижно. – Это было эхо, – сказал Гебриел Граб, снова поднося бутылку к губам. – Это было не эхо, – послышался низкий голос. Гебриел вскочил и замер, словно пригвожденный к месту, от ужаса и изумления, ибо его глаза остановились на существе, при виде которого кровь застыла у него в жилах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Я знаю, что многие не делают разницы между остальным временем и постом. И пища и род жизни и все их привычки остаются и на время поста без изменения. Не к таким мое сегодняшнее слово. Сегодня я обращусь к тем, кто любит пост, любит его за то, что именно в это время можно, с Божьей помощью, научиться жить иначе, лучше, чище, более по христиански. Итак, выслушайте меня, любители поста! Выслушайте мое слово, любители чистоты душевной, любители покаяния! Наша душа, наше сердце есть поле, на котором Господь сеет доброе семя, а враг человека, диавол, сеет плевелы. Доброе семя – это наши добрые расположения: вера, кротость, воздержание, смиренномудрие, отзывчивость, милосердие, чистота души и тела, усердие в молитве, ревность ко всякому доброму делу. А плевелы – это себялюбие, гордость, самомнение, черствость, грубость, злопамятство, осуждение, зависть, нечистые пожелания, леность к молитве, страсть к развлечениям, вялость ко всему, что относится к пользе ближнего или к угождению Богу. Теперь спросим самих себя, отчего это доброе семя растет с таким трудом и так легко заглушается плевелами? Отчего это осудить человека так легко, а сказать о человеке хорошее так трудно? Отчего это обидеть легко, а просить прощения так трудно? Почему так трудно хранить чистоту? И в тоже время так легко ее потерять? Отчего это даже в дни поста тянет человека на чтение книг светских, в которых изображается та самая греховная жизнь, от которой нужно отстать, а не влечет к чтению святому, о вещах чистых, Божиих? Да потому же, други мои, почему на земле, на ваших огородах, сорная трава растет легко, сама собой, безо всяких забот с вашей стороны! После грехопадения Адамова, как на земле, так и в душе, скверное, грешное произрастает само собой. И наоборот, хорошее, доброе, святое нуждается, чтобы его возделывали. Если вы вашего огорода не удобрите, не вскопаете хорошенько, не посадите туда самых лучших, отборных семян, – что вы сможете получить? Ничего – бурьян. Земля любит труды, земля любит, чтобы ее возделывали в поте лица. Она любит, чтобы ее очищали от сорных трав, чтобы ее поливали. Одним словом, ухаживали за ней самым тщательным образом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010