Я вспоминаю страдания Твои, заушения, биения и язвы Твои; вспоминаю крест Твой, как Ты за меня был умерщвлен, как погребен, также вспоминаю чудное воскресение и вознесение Твое.    Сладчайший, пресветлейший Иисусе! Чудный, неоцененный, несравненный! Кто возвестит возлюбленному, что я от любви изнемогаю?     «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс.72:25). Тебя желаю, Тебя ожидаю, Тебя ищу; «сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:8).    Человеколюбец благоутробнейший! Тебе оставлен нищий; «сироте Ты помощник» (Пс.9:35). Ходатай мой надежнейший! Помилуй меня сирого оставленного: я стал сиротою без Отца; душа моя как вдова. Призри на слезы сиротства и вдовства моего, которые приношу Тебе, пока возвратишься.    Явись мне, Господи, и я утешусь; яви лицо Твое, и получу желание мое. «Жаждет душа моя» к Тебе, Богу моему, источнику живому: «когда приду и явлюсь пред лице Божие» (Пс.41:3).    Когда придешь, Утешитель мой? Кого ожидать буду? О, когда увижу радость мою, которую желаю! Если бы Ты напоил меня потоком сладости Твоей, которого жажду! Между тем да будут мне слезы мои хлебом день и ночь, — пока скажут мне: вот Бог твой, пока услышит душа моя: вот Жених твой! Питай меня между тем воздыханиями моими, возбуждай болезнями моими.    Придет, наконец, Искупитель мой: «потому что Он благ, и не замедлит, потому что Он справедлив. Ему слава во веки веков. Аминь. Беседы души с Богом (в сокращении) 1. Тебя ищу, Жизнь моя: «без Тебя умираю» (О сладости познания Бога)    О, дай мне познать Тебя, Господь; дай мне познать Тебя, Сила души моей! Явись мне, Утешитель мой, — чтобы мне увидеть Тебя, Свет очей моих. Приди, Веселие души моей, чтобы мне увидеть Тебя, Радость сердца моего. Дай мне любить Тебя, Жизнь души моей. Явись мне, Наслаждение мое, сладостное Утешение мое, Господи Боже мой, Податель жизни, Слава души моей. Дай мне обрести Тебя, Желание сердца моего; дай мне удержать Тебя, Любовь души моей. Дай мне постигнуть Тебя, Жених небесный, величайшая Радость и Утешение мое! Дай мне обладать Тобою, Блаженство вечное; дай мне обладать Тобою в сердце моем, Жизнь блаженная, высочайшая Сладость души моей. Дай мне возлюбить Тебя, Господи, Крепость моя, Прибежище мое, Избавитель мой! Дай мне возлюбить Тебя, Боже мой, Помощник мой, Опора твердости моей, сладостная Надежда во всякой скорби моей. Дай мне объять Тебя Благого, без Которого нет никакого блага; дай насладиться Тобою Преблагим. Слух мой изостри словом, острейшим всякого обоюдоострого меча, чтобы мне услышать голос Твой. Загреми, Господи, с высоты голосом громким и сильным! Пусть взволнуется море и живущее в нем. Пусть поколеблется земля и все существующее на ней!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Κα πβαλλε τν χερα σου, εδς, οτι τοιαυτα σε δε παρασκεασα:. Ε δε απλησττερος ε, μ ιθμε: των δεσματων αυτο ταυγαρ χεται ζως ψευδς. В русской библии: Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что пред тобою. И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми явствами его; это — обманчивая пища. Вульгата: Quando sederis ut comedas cum principe, diligenter attende, quae apposita sunt ante faciem tuam; et statue cultrum in gutture tuo, si tamen habes in potestate animam tuam, ne desideres de cibus ejus in quo est panis mendacii.    Текст св. Амвросия несколько сокращен по сравнению с текстом греческим и Вульгатой, именно пропущено слово «нагнетенною (мерою)».    Mignë memoravit; Krab. memorabat.    В греческом евангелии: να, ποι т θλημα το πεμψαντς με, κα τελεισω ατο τ ργον. Вульгата: Meus cibus est, ut faciam voluntatem ejus, qui misit me, ut perficiam opus ejus.    Krab.: in verbo dei; Mignë verbo dei.    В русской: Ждали меня как дождя и, как дождю позднему, открывали уста свои. Вульгата: Expectabant me si cut pluviam, et os suum aperiebant quasi ad imbrem serotinum. Греческий: «Ωσπερ γη διψωσα προσοεχομνη τον υετν, οτως οτοι τν μν λαλαν. ГЛАВА XXXII. Предпославши (наставление о том), как должно бл... 165. Похвально нам напаяться словами божественных писаний; как роса, пусть нисходят на нас слова Божии. Итак, когда ты сядешь за вышеупомянутый (illam) стол властелина, поразмысли, кто этот властелин; и находясь в раю наслаждения и на пиршестве мудрости, хорошенько пораздумай о предлагаемых тебе (кушаньях). Божественное писание есть пиршество мудрости; отдельныя книги — это разныя кушанья. Сначала ты разсуди, какия кушанья ценнее, и тогда (уже) протягивай (к ним) руку. Тому же, что ты вычитаешь или примешь от Господа Бога твоего, ты последуй (самым) делом и данную тебе благодать немедленно прояви (в рачительном исполнении своих) обязанностей, подобно Петру и Павлу, которые благовествованием евангелия возблагодарили своего Щедротодателя, так что каждый из них мог сказать о себе: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился» (I Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  25. БЕСЕДА НА СЛОВА АПОСТОЛА: «НО, ИМЕЯ ТОТ ЖЕ ДУХ ВЕРЫ, КАК НАПИСАНО» (2 КОР. 4:13), И ПРОТИВ МАНИХЕЕВ И ВСЕХ, ПОРИЦАЮЩИХ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ОТДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ОТ НОВОГО, И О МИЛОСТЫНЕ. Сокращенное изложение предшествующей беседы. Ветхий и новый законы суть одного и того же Законодателя, одного и того же Бога. — Эти два закона различны между собой, но не противоположны. — Пророк Иеремия ясно показывает, что и в ветхом, и в новом завете один и тот же Бог. — Решительные свидетельства против иудеев и последователей Павла Самосатского. — Объяснение текста: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». — Значение этого текста в опровержение манихеев. — Две жены Авраама прообразуют два завета. — Они имеют одного только мужа; равным образом и два завета имеют одного и того же Бога. — Увещание к совершению милостыни. 26. БЕСЕДА ЕЩЕ НА ТЕ ЖЕ СЛОВА: «ИМЕЯ ТОТ ЖЕ ДУХ ВЕРЫ, КАК НАПИСАНО» (2 КОР. 4:13), И ПОЧЕМУ ВСЕ ВООБЩЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ БЛАГАМИ, И О МИЛОСТЫНЕ. Краткое повторение предшествующей беседы. — Ап. Павел говорит: «имея тот же дух веры» не для того только, чтобы показать нам согласие двух заветов, но и по другой причине, которая составляет предмета настоящей беседы. — Состояние мира в первые времена христианской проповеди. — Страдания ап. Павла. — Польза страданий вообще. — И в ветхом завете встречаются праведники, награда которым отложена была до другой жизни. — Вот второе основание, по которому ап. Павел говорит: «имея тот же дух веры» — Он хотел ободрить верных своего времени. — Бог в ветхом завет относился не так же к массе народной, как к избранным праведникам. — Увещание к совершению милостыни.   27. БЕСЕДА НА СЛОВА АПОСТОЛА: «О, ЕСЛИ БЫ ВЫ НЕСКОЛЬКО БЫЛИ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ К МОЕМУ НЕРАЗУМИЮ!» (2 КОР. 11:1). Различие между любовью плотской и любовью духовной. — Если мы не видим ап. Павла телесными очами, то все–таки должны не менее любить его; если его нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. — Что означают слова: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» — Они объясняются сами собою, если обратить внимание на обстоятельство, при котором были сказаны. — Многоразличные предосторожности, которые принимает ап. Павел прежде чем сделать себе самому похвалу. — Смирение св. Павла, который говорит, что если он спасен был, то это для того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. — Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих заслугах. — Праведные умеют молчать, когда нет надобности говорить, и нарушать молчание, когда их заставляет необходимость. — Пример Самуила. — Заключение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  I.4. Календарь и православная Пасхалия   I.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской Для точного определения дня празднования христианской Пасхи желательным является знание точной даты воскресения Господа. Однако дата эта, по мнению профессора В.В. Болотова «осталась и вероятно навсегда останется для истории неизвестной» 20 , поскольку документально подтвержденных данных о времени голгофских событий не сохранилось. Попытка же установить датировку распятия и Воскресения Христова, ссылаясь на косвенные данные, содержащиеся в Евангелиях, «покоится на положениях, которые исторически обосновать очень трудно» 21 . Опираясь на Евангелия, можно только со всей достоверностью утверждать, что Христос воскрес 16 нисана (авива) по иудейскому исчислению, то есть в первый день недели, следующий за ветхозаветной пасхальной субботой. Именно поэтому ранние христианские общины в вопросе определения дня Пасхи строго придерживались иудейской пасхалии.   I.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция Постановление о праздновании иудейской Пасхи содержится в текстах Моисеева Пятикнижия. «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью […]. Месяц сей да будет у вас началом месяцев […]. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца […] и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца […]. В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу» ( Втор. 16, 1–6 ; Исх. 12, 2–6 ; Лев. 23, 5–6 ). Таким образом, иудейская Пасха празднуется в ночь с 14 на 15 нисана (авива) по еврейскому лунному календарю. Календарь этот состоит из 12 синодических (лунных) месяцев, определяемых как промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны 22 . Синодический месяц составляет 29,530588 солнечных суток, что делает лунный год короче солнечного на 11,25 суток. Для удобства исчислений, месяца в иудейском календаре чередовались количеством дней от 29 до 30. Во время Вавилонского пленения (586–539 гг. до Р.Х.) евреи заимствовали у вавилонян лунно-солнечный календарь. Поскольку лунный год короче солнечного на 11 дней, каждый третий год у вавилонян был високосным и насчитывал 13 месяцев. Такой календарь согласовывал лунные циклы с годичным движением Солнца 23 . В 432 г. до Р.Х. греческий астроном Метон разработал 19-летний календарный лунный цикл, получивший название «Метоновский цикл», который, внес значительное усовершенствование в иудейскую календарную и пасхалическую систему. В Метоновом цикле вставки дополнительного месяца производятся в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах, что делает его цикличным в сочетании с солнечным календарем. Это значит, что по истечении цикла все фазы Луны повторяются в те же самые числа 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 -А сейчас я слушаю вопрос.  -Добрый вечер, отец Леонид.  -Добрый вечер.  -Вот я хотела спросить: раньше древние люди, например Моисей, он не одну сотню лет жил?  -Да.  -Вот. А как же молитва Моисея в псалме 89 читается: Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.  -Матушка, Моисей жил не 900 лет. Моисей не был праотцом, он был пророком. Он жил после Потопа. Это большая разница. Если мы говорим о Ное, то Ной является пограничным человеком. Вот он прожил 635 лет. А Моисей жил уже после Потопа. Он уже не являлся праотцем, он являлся пророком. Да, он принес с Синая скрижали, да, он был боговидцем, да, он был величайшим пророком, благодаря которому еврейский народ мог сбежать от фараона через Красное море, когда расступилась вода, произошло величайшее чудо. Манна выпала в пустыне. Потрясающие источники там открылись по его молитве. Конечно, это один из величайших людей, когда -либо живших на земле. Но это ваша первая ошибка. А вторая- вы говорите о псалме Давида, а не Моисея. Моисей не имел никакого отношения к псалмам. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Так пишет псалмопевец Давид. О чем он говорит? О реальном уже положении вещей послепотопного человечества, которое не жило так долго.  Хотя врачи говорят: в 90 и более лет начинают вновь расти коренные зубы. Это действительно так, я знаю точно. Потому что у моего одного родственника в 90 лет действительно начали расти коренные зубы. Это не шутка. То есть в программе какой-то, конечно я в кавычках говорю, «программе» было заложено вот это долгоденствие, когда народа ыло очень мало. До потопа было мало. После потопа как начали плодиться, всю землю населили. Сейчас вот Билл Гейтс и всякие масонские лидеры думают, как бы им удалось истребить 2-3 миллиарда, все силы брошены на это. Вот жена Билла Гейтса сказала, когда ее спросили, чем же она занимается, она ответила: больше всего проблемы с сокращением населения земли. Но очень успешна эта борьба, смотрите, началась активная борьба с табакокурением -так всем этим фирмам дали другой кусок. Им дали ГМО. И сейчас практически все фирмы, которые занимались табачным производством и высевали табак, культивировали его, превращали в ту или иную форму табачной продукции, сейчас они на этих же полях занимаются культивированием генно-модифицированных растений.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

§75. Нравственное приложение догмата Нравственное приложение догмата о шестидневном творении Божием показал сам Моисей, когда заповедал Израильтянам: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:8—11). В этой заповеди заключаются две другие, более конкретные. 1. Сам Бог делал в продолжение шести дней, и дела Свои, которые Он делал (Быт. 2:2), хотя и мог бы произвести мир в один миг: так и мы должны, по высокому примеру нашего Создателя, делать и трудиться в продолжение шести дней каждой недели, должны развивать и укреплять дарованные нам от Него силы и способности, употреблять во благо свое и ближних даруемое от Него время, и таким образом совершать в шесть дней все дела свои. 2. Сам Всевышний в день седьмой почил от дел своего творения, И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт. 2:3); так и мы, после шестидневного труда, должны успокаиваться от трудов своих, и святить, т.е. посвящать исключительно на служение нашему Господу, день седьмой каждой седмицы, каковым в Ветхом Завете была суббота, а ныне, по воссоздании уже мира воскресшим Жизнедателем, сделалось воскресенье; должны с тем вместе, по этому примеру, святить и посвящать на служение Богу и все другие дни, какие Он же Сам освятил особенными своими благодеяниями человеческому роду, и которые, по власти, от Него данной, отделила от прочих дней святая Церковь и посвятила на служение Ему и святым Его. 3. О мире малом — человеке §76. Связь с предыдущим. Учение Церкви и состав этого учения Произведя из ничтожества мир духовный и затем мир вещественный, Господь Бог, в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение двух миров, и справедливо называется малым миром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

А ведь какая польза душе от воздержания в пище, какую свободу чувствует человек от всяких плотских пожеланий! Но ведь пост по христианскому учению не в одной пище и кто только отказывает себе в пище, а ведет такую же жизнь, как всегда, тот пусть не думает, что он постился: истинно постящийся христианин должен посвящать это время на обсуждение своих поступков, на чтение свящ. книг, на безмолвие и сосредоточенность, а паче всего – на молитву: пост без молитвы – и не пост. Так вот теперь иные говорят, что И. Христос велел молиться не помногу, потому что не в многословии спасение. Правда, Он говорил: «Молясь, не говорите лишнего как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Что значит, братья, не говорите лишнего? А то, что не следует повторять слов молитвы, не молясь в сердце. Вот язычники думают, что им довольно языком проболтать побольше слов или даже написать молитву на ремень, а потом намотать на катушку и потом развертывать его, не читая – так для их богов, это все равно, что молиться. Вот такую-то молитву и осуждает Господь, а о том, что следует постоянно молиться,  Он ясно указал в притчах. Вот, говорил Он, придет кто-нибудь к другу своему в полночь и начнет будить его, просить хлеба взаймы, чтобы угостить гостя ( Лк.9:7 ).  А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе. 8. Если же, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Из этой притчи мы видим, что Господь учит нас молиться неотступно, умолять Бога о помощи неустанно, пока не получим просимого. Не Богу, а тебе для размягчения сердца сие нужно – и святая молитва , соединенная с постом, т. е. с воздержанием на лишние слова, на пищу и питье, далеко отгонит от тебя злые страсти и пороки. Но вот иной скажет: я бы рад молиться и поститься, но для чего непременно поститься всем вместе в определенные дни года – не лучше ли предоставить каждому молиться и поститься тогда, когда у него расположение явится, а не поневоле –  ведь И. Христос не установил, в какие именно дни надобно поститься. Дней-то Он,  разумеется, не установил, скажем мы, потому что один пост устроен в память Его смерти, другой – в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий в честь подвигов Св. Апостолов; стало быть, все события, в память которых устроены посты, были после земной жизни Спасителя. Поэтому Он, конечно, и не мог установить в память их постов – их установила св. Церковь , о которой Спаситель сказал, что ослушавшийся ее будет как язычник и мытарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

А из этого следует другая цель, притом высшая, а именно, слава Божия, которую Бог принимает то от нашей веры, как об Аврааме говорится, что он, веруя, воздал славу Богу ( Рим.4:20 ), то от добрых дел: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Глава II. О разделении Богословия § 8. Разделение Богословия также становится очевидным из его определения, а именно, поскольку Богословие – учение о Боге, Которого следует познавать и почитать, оно непременно должно учить о вере, которая является познанием Бога, и о добрых делах, в которых заключено почитание Бога и служение Ему. Итак, все Богословие будет разделено на две части, из которых первая будет исследовать то, во что следует верить, последующая – то, что нужно делать. § 9. Что поистине именно такое разделение является подходящим и достаточным, обнаружится из Священного Писания . I. Павел, когда излагает смысл своего Богословия, говорит так: Я верую всему написанному, имею надежду на Бога и стараюсь подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть без преткновений 2 . II. Тот же Апостол так наставляет Тимофея к служению: Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью ( 2Тим.1:13 ). И он же тому же Тимофею говорит в другом месте: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ( 1Тим.1:18–19 ). III. Он же другого своего ученика, Тита, так приуготовляет к преподаванию Богословия: Я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам ( Тит.3:8 ). IV. Его же послание к Римлянам, которое считается сводом или сокращением всего Богословия, заключает в себе две темы, о вере и о добрых делах, что очевидно читающему. V. Мало того, Сам Христос, когда посылает Апостолов на проповедь , говорит: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Это относится к вере. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам (ст. 20). Это обращено к добрым делам. Также в Ветхом Завете сущность всего Богословия сводится к тому, чтобы веровать и делать добро: Уповай на Господа и делай добро ( Пс.36:3 ). Наконец, поскольку все совершенство человеческой жизни состоит в этих двух вещах, когда мы правильно мыслим о Боге и хорошо действуем (ведь что может быть сверх этого?), а Богословие стремится совершенствовать человеческую жизнь, то и отсюда открывается. двойственность занятий Богословием, а именно, его стремление научить тому, как правильно мыслить и хорошо поступать, а также, что его следует разделить на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется. Не удовольствовался указанием на Осию, но приводит во свидетели и Исаию, который провозглашает, то есть смело и безбоязненно, что спасутся не все израильтяне, но достойные спасения (ибо это значит остаток, то есть избранные), которых Бог оставил и отделил, то есть как достойных. Говоря: как песок морской, напоминает им о ветхозаветном обетовании, которого они сделались недостойными. Итак, не тревожьтесь, будто обетование нарушено. Все пророки предвозвещают, что не все достойны спасения. Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. Теперь показывает, как спасется остаток, и говорит, что не нужно трудиться, далеко ходить и утомлять себя делами законными. Бог, говорит, приводящий к концу и коротким способом совершающий слово веры по всей земле, сделает это по правде, то есть чтобы оправдать принявших оное. Если устами своими будешь исповедывать Иисуса Господом, и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим.10:9). Вот сокращенное слово, то есть краткие речения веры. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Сказав, что спасется остаток, теперь объясняет, что это значит, и говорит, что Бог оставил нам избранное семя и хлеб, ибо слово оставил употребил вместо " избрал " , так что если бы Бог не сохранил оного, то мы подверглись бы истреблению, подобно содомлянам и гоморрянам, как осужденные за грехи свои. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Здесь дает самое ясное решение, показывая, почему язычники приняты, а израильтяне отвергнуты. Язычники, говорит, держась праведности от веры, действительно оправдались, а израильтяне непрестанно ища закона праведности, то есть закона дел, не достигли до праведности; потому что закон, состоявший из дел, не в состоянии был оправдать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

а) Нечестивые и коварные замыслы Никанора напасть на Иуду в день субботний (ст. 1–6). б) Воодушевляющая речь Иуды Маккавея и замечательный сон его о первосвященнике Онии, молящемся за народ, и о пророке Иеремии, вручающем золотой меч на поражение врагов (ст. 7–16). в) Решимость иудеев напасть на врагов, и молитва Иуды Маккавея (ст. 17–25). г) Поражение Никанора, отсечение головы его и руки с плачем, и принесение их в Иерусалим (ст. 26–30). д) Всеобщая благодарственная молитва и ежегодный праздник в память победы над Никанором (ст. 31–39). Ст. 12. …Видение же его (Иуды Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника,... что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский... Это видение Иуды Маккавея, о котором рассказывает писатель 2-й книги Маккавейской, выражает веру церкви Иудейской в ходатайство святых, пред Богом, за людей, живущих на земле. Приметить это нужно, в особенности, для обличения лютеран, которые не хотят признать церковной древности в православно-христианском обычае прибегать к ходатайству святых и к молитвам их пред Богом. Ст. 38. …Если я изложил свою историю хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим... В этом признании можно видеть один из признаков неканоничности 2-й книги Маккавейской; ибо писатель, водимый Духом Божиим, едва ли бы так стал говорить о слабости и посредственности своего произведения. К сим мыслям приводят и заключительные слова писателя 2-й книги Маккавейской, где он сравнивает свое произведение с вином, разведенным водою 1196 , а также и предыдущее его заявление, что труд его не имеет самостоятельности, а есть лишь сокращение чужого труда 1197 . Последовательный порядок событий, совместно изложенных в первой и второй книгах Маккавейских Для приведения к единству и согласию первых двух книг Маккавейских, взаимно пополняющих себя, весьма важно дать надлежащее место каждому изложенному в них событию, так, чтобы составилось цельное и последовательное повествование, удобное для изучения и усвоения. Это повествование может быть изложено в следующем виде 1198 :

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010