Вера, рождая свыше, открывает духовные очи для зрения Царства Божия, делает это, доселе скрытое Царство видимым и созерцаемым; рождение водой Крещения и Духом Святым вводит в Царство Божне, делает обладателем богатства этого Царства. «Покайтесь, и да креститеся каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2:38 ). Богатство Царства – дары Святого Духа; «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Царство Божие – стяжание Христа, жизнь со Христом, в благодати Духа и в дарах Духа. Царство Божие – Царство Троицы в сердце человека. «Кто любит Меня,– сказал Господь,– тот соблюдет Слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у пего сотворим» ( Ин. 14:23 ). Таково блаженное Божие Царство, пребывающее внутри человеческого сердца. Это благодатное, но странное для обычного человеческого представления Царство-Царство не земное и не от мира сего – может быть приемлемо только буйством веры в силу детской доверчивости к возвестившему это Царство Царю его – Сыну Божию. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). Кто умалится, как дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Полная вера словам Христовым, такая полная вера, какая бывает у дитяти к своему отцу и матери, и такое смиренное сознание о себе, какое бывает у дитяти по отношению к взрослым,– вот что дает право входа в Царство Небесное. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Фарисейская горделивая праведность чужда этому Царству, а мытари и грешники через смирение и покаяние удобно входят в него. Так со стороны человека требуется подвиг, чтобы войтп в Царство Небесное, подвиг веры, смирения и покаяния. Поэтому вход в Небесное Царство, сравнительно с широким путем греховной человеческой жизни, узок и труден. Жизнь в Царстве Божием требует борьбы с греховностью человеческого существа. Она неизбежно есть жизнь земной скорби, и требуется много терпения в скорбях для стяжания Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Вместе с тем в этом проявляется истинное выражение любви к Богу и людям. Голько при таком понимании и исполнении своей задачи христианин становится достойным сотрудником и другом Божиим. Крест нельзя понять вне жертвы, Христос Искупитель страдает за людей, но не отдельно от них, а вместе с ними. Его страдание было состраданием, и Сам Он не только Страдалец, но и Сострадалец. Другими словами, путь Спасения только один: путь Креста Животворящего. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк. 8:34 ). И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк. 14:27 ). Таким образом, путь Спасения – участие в искупительном подвиге Христа, ибо этот подвиг Богочеловеческий значит и человеческий, то есть дело Христово продолжается на земле верными Его учениками. Без этого соучастия в Жертве Христа невозможно преображение человеческого естества творческим воздействием Божественной благодати. Об этом свидетельствуют слова апостола Павла, относящиеся к Евхаристии. От приобщающегося Телу и Крови Христа требуется самоиспытание; приобщающийся недостойно, не рассуждая о Теле Христовом, – ест и пьет осуждение себе ( 1Кор. 11:29 ). Евхаристия возвещает смерть Господню ( 1Кор. 11:26 ), почему для участия в Воскресении Христа требуется и соучастие в Его страданиях и смерти ( Флп. 3:10 ). Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас ( 2Тим. 2:11–12 ). Все учение апостола Павла о Спасении исполненно призывом к человеческой свободе и активности. Лишь при условии этого свободного самоопределения и соучастия в Жертве Христовой совершается над человеком заключительное творческое действие Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которую Он действует и покоряет Себе всё ( Флп. 3:21 ). Сознание греховности – путь к Покаянию Христианин – это человек, сознающий свою греховность, свое соучастие во зле, борющийся с грехом в себе и взыскующий Божественной благодати ради победы в этой духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вмъ твоя дла, яко ни студенъ еси ни теплъ: не да студенъ бы былъ ни теплъ (о, дабы студенъ былъ еси или горящь). Тако, яко обуморенъ еси, и ни теплъ ни студенъ, изблевати тя от устъ Моихъ имамъ (тако, понеже теплъ еси, и ни студенъ еси ниже горящь, имамъ тя изблевати изъ устъ Моихъ). Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Холодный человек, не познавший веры, скорее может уверовать и стать горячо верующим, чем охладевший, сделавшийся равнодушным к вере христианин. Даже явный грешник лучше теплохладного фарисея, довольного своим нравственным состоянием. Поэтому Господь Иисус Христос и порицал фарисеев, предпочитая им кающихся мытарей и блудниц. Явные и открытые грешники легче могут прийти к сознанию своей греховности и искреннему раскаянию, чем люди с тепловатой совестью, не сознающие своих нравственных недугов. Откр. 3:17–18. Зане глаголеши, яко богатъ есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не вси, яко ты еси окаяненъ и бденъ, и нищь и слпъ и нагъ. Совщаю теб купити от Мене злато разжжено огнемъ, да обогатишися, и oдяhie бло, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и koллypieмъ помажи очи твои, да видиши. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. «Золото, очищенное огнем, одеяние белое и глазная мазь (коллурий)», которые Господь советует купить у Него лаодикийцам, означает любовь и благоволение Божие, приобретаемые покаянием, добрые дела, чистое и непорочное поведение и высшая небесная премудрость, дающая духовное зрение. «Если желаешь обогатиться, то советую тебе пламенным желанием и горящим сердцем приобрести у Меня, Обогатителя золото переплавленное, то есть очищенное огнем искушений. И от него будешь иметь с своем сердце сокровище некрадомое, облечешься в пресветлую одежду добродетелей, которою и покроешь происшедшую наготу греховную» (св. Андрей, гл.9).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вопреки этому сектанты-рационалисты учат, что спасение есть только «невменение грехов человеку чрез веру во Христа, ради Его голгофской жертвы, избавление от вечных мук и дарование уверовавшему вечной блаженной жизни, без внутреннего перерождения, нравственного обновления. Бог, говорят они, провозглашает человека праведным, тогда как в душе он остается тем же грешником. Освобождение человека от греха представляется у них «в виде сверхъестественного, помимо воли и сознания человека, превращения, совершаемого в душе его силой Божией». Когда человек, замечают они, услышит евангельскую проповедь о спасении людей, сознает свою греховность и виновность пред Богом и твердо уверует, что он примирен с Богом искупительными заслугами И. Христа, то по этой вере ему подается божественная благодать, которая усвояет ему плоды искупительных заслуг Христовых, прощает грехи, оправдывает пред Богом, делает святым и совершает в нем добрые дела, во свидетсльство его веры, без всякого с его стороны усилия и старания, по причине его полной нравственной неспособности к чему-либо доброму. Таким образом спасение человека совершается всецело Богом, по одной личной вере в искупительпые заслуги Христа. 521 В оправдание такого учения сектанты-рационалисты ссылаются, во-первых, на слова Спасителя, что Сыну Человеческому должно быть вознесену на крест, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:15, 16, 36 ) и еще: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:47 ). –Но эти слова не оправдывают их. Как видно из контекста речи, Спаситель говорит здесь об условиях возрождения и спасения человека, причем замечает, что для спасения прежде всего необходима вера в Него, как Сына Божия, и в Его искупительные заслуги, потому что «без веры, как свидетельствует и св. ап. Павел, угодить Богу не возможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» ( Евр. 11:6 ). Но из того, что нужна вера, еще не следует, что кроме нее для спасения ничего не нужно. Напротив, Сам Спаситель и Его св. апостолы учили, что кроме веры нужны для спасения еще добрые дела и исполнение заповедей Божиих ( Мф. 7:19–23 ; Ин. 14:21–23 ; 1Ин.2:4, 5, 9–11 ; Иак. 2 гл.; Гал. 5: 6 и др.), так как чрез нее дается нам только право быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). 522

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Воспитание без святости, без просвещения в Святом Духе выдумала Европа и исказила замысел о личности. Уклонение европейских народов в идолослужение под различными личинами разве не является результатом их ошибочного воспитания? Когда замысленный «по образу и подобию» человеческий характер искажают системами материализма и символами образа перстного человека, а не небесного, то разве не дезориентируют его? Ибо «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:21—23). Подлинное воспитание, воспитание богочеловеческое и евангельское, просвещает человека Божественным светом благодати и ведет его ко всему бессмертному и вечному. Оно отвращается всякого греха, всякой греховности, побеждает смерть и соделывает человека беспредельным и бессмертным.    От своих учителей и педагогов народ требует прежде всего святости. Где она отсутствует, там нет и воспитания. Это восприятие и ощущение подлинного воспитания как образца святости и просвещения светом Христовым было в сознании православного народа. С этим ощущением он пережил трудные дни рабства, но не предал своих идеалов. Эти идеалы, хранимые нацией, были отражением святости наших просвещенных предков, у которых вера во Христа являлась главной заботой. Все остальное было уже во вторую очередь. Посему и их воспитание, и нравы, и идеалы были по Богу и ради Бога. Все у них было направлено на исполнение воли Божией, а девизом стали слова: «Господь просвещение мое и Спаситель мой,... Господь защититель живота моего» (ср.: Пс. 26:1). Первой и главной их целью являлось спасение от греха, смерти и диавола.    Именно это и стало результатом подлинного воспитания, переданного нам Богочеловеком Господом через апостолов и святых подвижников. Первая фраза при начале нашей молитвы — это призывание наших святых отцов, наших подлинных просветителей: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

Воспринимая на Себя немощи человеческие, Спаситель мира пользуется ими, чтобы не видеть во всей наготе их преступления возлюбленного Им создания Своего. Он глух и слеп к грехам тех, „которых Он не стыдился называть братиями“ 1414 и детьми своими 1415 , дабы любовью и всепрощением спасти тех, которые, веруя в Него, приходят с покаянным сердцем к Нему, Целителю душ и телес, и вопиют к Нему о прощении. „Не судить, а спасти мир, пришел Я“, глаголал Еммануил. ( Ин. 12:47 ). 20 . Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал. Этот стих лучший комментарий на предыдущий 19-й стих. 21 . Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон. В стихе 21-м пророческим духом видит Исаия, что великое милосердие Божие есть не отменение ветхозаветного закона, а прославление его. „Не думайте глаголал Господь, Иисус Христос, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить“ 1416 . Божие милосердие утверждает и прославляет закон, одухотворяя его, указывая на бесконечную любовь Божию, дарующую все средства грешнику спастися, но этим самым нераскаянный грешник становится безответным пред судом Божиим. Если, говоря словами Апостола Павла ( Рим. 7:8–13 ), заповедь причиною смерти грешника, то однако милосердие Божие спасает отдельного человека, ибо „закон духа жизни во Христе Иисусе освобождает его от закона греха и смерти“ ( Рим. 8:2 ). Правда Божия непреложна; закон есть выражение этой правды, и человек грешник погиб бы, но он спасен, если он верует, во-первых, в то, что он сам спастись не может, во-вторых, что жертву за него принес Сам воплотившийся Сын Божий, и что вера в Спасителя нашего Иисуса Христа освобождает его от закона греха и смерти. „Верующий в Меня не будет осужден“, сказал Он, Господь наш 1417 . Сознание своей греховности и вера в принесенную великую жертву искупления есть удовлетворение нарушенной правды Божией; после чего милость Божия приемлет человека в вечную радость. Сим победиши! Крест-знамя наше. Таково, по нашему взгляду, христианское значение пророческих -стихов 18–21 1418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вот почему сегодня Церковь предлагает каждому из нас просить прощения у другого, и непременно у тех, с кем мы пребываем во вражде. Да обретем мы «сердце милующее», о котором говорит преподобный Исаак Сирин . Это есть обязательное условие нашего вступления на поприще Великого поста. И если нынче нам не хватит сил переломить себя и прийти с миром к нашему врагу, то можно быть вполне уверенными в том, что нам недостанет сил и ни на какое иное свершение — ни в продолжение Великого поста, ни после Пасхи. Нашим уделом останется только погибельное возрастание во взаимной злобе, в остервенении и конфликтах. Итак, через веру в Бога, через сознание своей собственной греховности, через испрашивание прощения пред Господом и ближними своими каждый из нас начинает свой путь духовного восхождения. У этого пути нет конца, он простирается в вечность, однако тот его отрезок, который именуется Святой Четыредесятницей, является очень важным. И да поможет нам Господь спасительно пройти предлежащее нам великопостное поприще, дабы освободить свою душу от греха, укрепиться верой и содействовать тому, чтобы наши отношения с другими людьми и миром Божиим стали лучше, чище, светлее, чтобы больше добра и правды было в нашей жизни и в жизни окружающих нас! Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31–32). И еще одно краткое слово в завершение. Как священнослужитель, который входит в общение со множеством духовенства и верующих, я мог кому-то вольно или невольно причинить обиду, кого-то огорчить, кому-то досадить, уязвить чье-то сердце. Понимаю также и то, что в силу многих послушаний, возложенных на меня, а также, может быть, и по причине простой человеческой слабости я не всегда имею возможность самолично удовлетворить все ваши духовные просьбы и обращения ко мне, не всегда способен обратить к вам слово, которое в полной мере несло бы вам утешение и помогало в духовной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Все видящие меня ругаются надо мной, говорят устами, кивая главою: он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему... Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно бы перечесть все кости мои. А они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собой, и об одежде моей бросают жребий» 429 . Вообще, Давид оставил потомству образ совершеннейшего человека и царя: с ним сравнивали, им измеряли достоинство других царей. Его могущество, его правосудие и сердечная доброта поражали потомков, не видавших более такого царя, так что Давид стал для них, как и был на самом деле, образом Мессии, будущего совершеннейшего царя – Избавителя, который сядет на престоле Давида, чтобы царствовать вечно. Как человек, Давид тоже заблуждался, грешил. Дееписатель не скрыл от нас его слабостей и нравственных падений, и мы, не осуждая его с высокомерием современного саддукейства и не ослабляя значения указанных дееписателем фактов, подобно раввинам и другим ревнителям славы ветхозаветных праведников, видим, до какой степени все-таки много было и в Давиде ветхого человека, как еще преобладала по временам в нем материально-телесная сторона над нравственно-духовной. Если сравнить его с новозаветным подвижником, который и в мыслях не был повинен в тех грехах, какие Давид учинил делом, каким великим грешником он представляется! И, однако, он, бесспорно, был великим праведником, потому что он высоко поднимался над уровнем нравственной жизни обыкновенных ветхозаветных людей. Его нравственные совершенства справедливо поразили современников и потомство и заслонили его слабости, потому что первые коренились в самой его природе, были постоянной стихией его жизни, последние же – имели характер случайности, как бы внешнего приражения к его природе. Отсюда сила, глубина и искренность его раскаяний, извлекавших его из бездны греховности, в которую он иногда впадал. Саул не был праведником, хотя и был тоже героем. Это был рядовой ветхозаветный человек, в котором плотское, низменное, почти всецело преобладало над духовным. Если в нем и было нечто возвышенное, то это тоже более плотское – возвышенное, более языческое, чем христианское. А Давид напоминал уже собой христианина: духовное сильно боролось с плотским и брало над ним верх, по крайней мере, настолько, насколько это возможно было в ветхом Завете, без благодати искупления. Вот почему он был одним из наиболее отличенных Богом праотцов Христа, Его прообразом. Своим лицом и царствованием он ожил и прояснил в сознании ветхозаветного человека образ Семени жены, имевшего стереть главу змия, образ того благословения, которое имело снизойти на землю, через одного из потомков Авраама, того великого Пророка, подобного Моисею, Которого имел воздвигнуть Бог из среды еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Вспомним, как на празднике кущей многие из народа уверовали в Него, а фарисеи, услышав об этом, послали своих служителей, чтобы схватить Его ( Ин. 7, 32 ). Но никто не смог наложить на него рук. И когда служители возвратились к первосвященникам и фарисеям и те спросили: Для чего вы не привели Его? – то служители (их было несколько, и, видимо, среди них были простые и совестливые стражники) отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7, 46 ). Их сердцам, стало быть, Бог открылся в слове. Благодать Божия проникла в сердца этих стражников именно через слово. Они узнали Бога в Его слове. Души, созданные по образу Божию, обрели первообраз, услышав слово Господне. Наверное, то же испытала одна из учениц Христовых, когда Господь воскресший назвал ее по имени: Мария! ( Ин. 20, 16 ). То же, наверное, испытал и Матфей, сидевший на мытнице у сбора пошлин, когда услышал Его слова: следуй за Мною ( Мф. 9, 9 ). И многие, и многие другие. Это значит, что слово Божие созвучно человеческой душе. Душа узнает это слово как единственное, неповторимое, неподражаемое. Душа понимает, что это слово обращено к ней, что это именно то слово, которого она ждала, которое ей нужно. О чем и апостол Петр сказал: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, – а по-славянски еще весомее: Глаголы живота вечнаго имаши ( Ин. 6, 68 ). Стало быть, христианский проповедник, сознавая всю свою ограниченность, и более того, греховность, должен быть немного душеведцем. Он должен в глубинах сердца сам задаваться вопросом: а что им нужно? Что я могу им принести, даровать, открыть? 2. 1. Слово о спасении души Часто, когда мы слышим лекции на духовную тематику, мы и по собственной косности, и по общей всем нам ограниченности не узнаем слова Божия. Оно едва-едва касается нашего сознания, иногда, может быть, и сердца. Остается какой-то зазор. Почему так? Потому что и лекции, и книжки на духовную тему часто совсем не ставят перед собой цели спасения души слушателя или читателя. Автор, может быть, хочет продемонстрировать ведение или приобщить к ведению многосложных церковных и околоцерковных знаний из истории Церкви, церковного обряда, пытается осмыслить ту или иную часть богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вся наша жизнь на земли должна быть не чем иным, как самой тщательной подготовкой к этому великому и славному «дню Господню»  (Деян. 2:21). Знает это враг вселукавый, враг человеческого спасения, и всячески старается погасить в нас это спасительное помышление. Каких-каких только доводов и благовидных предлогов и соображений не приводить он, лишь бы отклонить современных христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом. И успевает в этом. Многие ныне говорят об этом — страшно сказать! — с усмешкой, и даже духовные лица нередко избегают разговоров на эту тему. Да! крепко приковал враг мысли и чувства современных людей к земле, и не хотят они думать о вечности. Не самый ли верный это признак близости Второго Пришествия? Вспомним только слова Христовы: «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого»  (Матф. 24: 37—39).    Да бежит далеко от нас такое пагубное настроение легкомыслия и безпечности! Светло и радостно празднуя Первое Пришествие Христово в мip, будем так же светло и радостно ожидать Его Второго Пришествия, жить этим ожиданием, как жили им христиане первых веков. А для того, чтобы оно было для нас воистину радостным и открыло бы нам вход к блаженной вечности, посвятим все остающееся время нашей земной жизни трудам покаяния и усиленному приготовлению себя к тому, чтобы достойно«предстать пред Сына Человеческого»  (Лук. 21:36) и дать «добрый ответ на Страшном Судищи Христовом»  (просит. ект.). Без покаяния нет спасения.    Все ли мы в достаточной мере уразумеваем значение и силу этого знаменательного изречения, давно ставшего поговоркой? Все ли мы, в наше время, продолжаем оставаться способными к такому, подлинно спасительному покаянию, как были некогда способны к нему даже самые тяжкие грешники? И есть ли вообще у нас сознание своей греховности и желание каяться?    Эти и подобные им вопросы естественно должны приходить нам в голову, особенно теперь, перед наступлением Великого Поста, поскольку, живя заграницей, не утратили мы окончательно чувства церковности, поскольку не сделалась нам еще вполне чуждой наша Святая Церковь и Ее спасительные установления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010