Слово в неделю Сыропустную Сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати. ( Рим. 13:11 ). В приведенном изречении Св. Апостол именует сном обыкновенный, греховный образ нашей жизни, потому что, как сонный человек, погруженный в беспорядочные грезы души своей, не думает о действительном положении своем в мире; так и мы, увлекаясь мнимыми удовольствиями века сего, помышляя только о наслаждении земными благами, не думаем о цели бытия нашего, не стремимся к вечному блаженству, для приобретения коего дана нам жизнь настоящая! И подлинно; если так называемые удовольствия, забавы, утехи, игры, и наслаждения мира сего не только не приносят нам ни малейшей существенной пользы, но даже повергают душу нашу в состояние несравненно пагубнее, чем бред страждущего неизлечимой болезнью: то обыкновенный образ жизни нашей не есть ли пагубный сон над бездной вечной гибели? Сколько же спасительно увещание Св. Апостола, что пора нам пробудиться от сна греховного: сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати! С сей целью Св. Церковь , вводя нас во святые дни Четыредесятницы, усугубляет материнскую свою заботливость о душевном нашем спасении, стараясь и чтениями, и песнопениями, и особенного вида Богослужением пробудить нас от сна греховного и привести в чувство покаяния. В чем же состоит пробуждение от сего пагубного сна? В сознании своей греховности и раскаянии. Живое чувство греховного состояния нашего составляя, так сказать, первую степень покаяния, к которому приглашает нас Св. Церковь . Одно из опаснейших состояний души нашей есть нравственное усыпление, по которому мы не сознаем своей греховности. Человек, обратив тщательное внимание на свои поступки, на легкомысленное свое поведение, легко может очувствоваться, невольно станет помышлять: какие принесут для него плоды поступки его в будущем, что за цель бытия его на земле, какая участь ожидает его за гробом? По сему губитель рода человеческого употребляет все средства, чтобы отвлечь человека от самопознания, не допустив его к сознанию своего греховного состояния. И лукавый мир, неутомимо придумывает беспрестанные забавы, увеселения, игры, чтобы, привлекая к ним людей, постоянно держать их в развлечении, самозабвении, рассеянности, не допуская нас вникнуть в самих себя: а без сего условия, очевидно, что грешник столько же будет помышлять о покаянии, об исправлении жизни своей, сколько помышляет кто о необходимости умыть лицо свое, не зная, что оно чем-нибудь замарано.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Слово в первую неделю Великого Поста Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса. ( Ин. 1:45 ). Целые тысячелетия ожидал род человеческий жертвы, которая, удовлетворив за грехи его правосудию Божию, вполне убеждала бы разум, что она соразмерна оскорблению величия Божия. Но тщетно проливалась повсеместно кровь животных, повсюду дымились на алтарях всесожжения: ни одна жертва не имела силы успокоить человеческую совесть разумным убеждением, что ей удовлетворено правосудие Божие; никто не дерзал ни об одной жертве сказать с такой уверенностью, с какой Иоан Креститель, указав на Иисуса Христа, изрек: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 )! Посему-то, едва услышали сие свидетельство упоминаемые в нынешних чтении Евангелия ученики Иоанновы, немедленно в сокрушении сердца не только сами последовали за Спасителем, но и ближним своим сообщают утешительное известие: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса! Вместе с сим Апостолы прилепились к Иисусу Христу с такой решимостью, что в последствии могли говорит Ему: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом ( Мф. 19:27 ). Такую же решимость производит в сердце искренно кающегося глубокое чувство бедственного состояния души в греховной неволе. Посему, если бы и у нас первейшим предметом наших желаний было единое на потребу – душевное: тο и мы приступали бы к таинству покаяния, во-первых, с истинным сокрушением сердца о нашей греховности, и, во-вторых, с неизменным предположением жить целомудренно, праведно и благочестиво. Сокрушение, свойственное истинному покаянию, есть внутренняя, болезненная скорбь сердца, которой томится кающийся при взгляде на протекшую жизнь, от сознания, что она была сцеплением самых безрассудных желаний, намерений, поступков, что она протекла в суете и легкомыслии. И в помышляющих о вечной участи своей, живое сознание своей греховности превосходит всякую душевную скорбь об утрате временных благ, превосходит ощущение всякого рода несчастий и бедствий, какие только постигают человека в течении настоящей жизни: потому что если грех есть величайшее зло, ненавистное премудрости, благости и правде Божией; если грех доводить до потери высочайшего блага – самого Бога, то естественно гораздо более сокрушаться о том, что мы поработили себя греху, нежели о всех бедствиях, постигающих человека в сей жизни? Ибо можно ли вообразить бедствие более того, как когда обличает меня совесть, что я оскорбил Бога, Господа, Благодетеля, Отца моего, который в течении моей жизни ежеминутно изливал и не перестает изливать на меня бесчисленные благодеяния ; что я перегорчил благость Божию, потерял милость Отца небесного, лишился Его благодати, попрал своими беззакониями заветную кровь Спасителя моего, отпал от завета с Ним, преогорчил благость Утешителя Духа Святого, помрачил в себе образ и подобие Божие, осквернил одежду оправдания заслугами Христовыми, данную мне во Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

СПАСЕНИЕ Начало спасения состоит в осознании своей греховности …Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). И при этом надобно иметь самоотвержение, т. е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы… (II, 106,158). Приноси покаяние в исповедуемых тобою согрешениях и полагай начало исправления. Начало же всего добра есть смирение и самоукорение, которому научаться из одних слов нельзя; а надобно, во-первых, читать отеческие книги, научающие монашеской жизни и борьбе со страстями и прилогами вражиими, и, читая, подвизаться посильно на делание заповедей Божиих с самоукорением, прося помощи Божией (II, 100,152). Путь ко спасению – исполнение заповедей Божиих Для всех, ищущих спасения, Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во святом Евангелии нам преданных, а оные суть любовь к Богу и ближнему: любяй Мя заповеди Моя соблюдает, – сказал Господь ( Ин. 14, 21 и далее). Святые отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как и нам идти путем сим, и показали нам различные образы против каждого устроения нашего, могущие нам способствовать ко спасению. И как гордость виновна всех наших грехопадений, зол и смущений, так, напротив, смирение губительно всех страстей и грехов и подает спокойствие, по слову Господню: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ) (II, 5, 9). На всяком месте и во всяком звании можно и спастись, и погибнуть …Святой Петр Дамаскин в 1-й своей книге… в начале оной пишет, что он, ища начала спасения или погибели человеческой, прочитав книги Ветхого и Нового Завета и все учения святых великих отцов, нашел, что во всяком звании, человеками проходимом, и месте, и упражнении обретаются спасаемые и погибающие; и что начало всякого блага есть даемый человеку разум, а по разуме, человеческое произволение. Оно есть начало спасения: «сиречь, да оставит человек своя хотения, сотворит же Божия хотения и разумения; и аще возможет сия сотворити, не обрящется во всей твари вещь или начинание, или место, могущее воспятити ему быти, якоже Бог от начала восхоте, по образу и по подобию». Далее он много рассуждает об оставлении своих хотений и разумений, и даже показывает признак, в каком случае мы должны оставлять оные и как познавать сие. И св. Симеон Новый Богослов (12 Слов) в 6 Слове пишет: «от произволения кийждо, или умилителен и смирен, или жестокосерд и горд бывает», – и приводит в пример двух братий, одного исправившегося, а другого еще более расстроившегося (II, 5,9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Мы входим в стадию демографической ямы» Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом 5 мая 2005 г. 19:28 — Ваше Высокопреосвященство, при взгляде на систему ценностей, утвердившуюся в наши дни, верующих людей охватывает настоящая паника: многие уже впрямую говорят о том, что современная цивилизация неотвратимо катится к гибели, деморализация общества достигает всеохватных размеров. Что, по Вашему мнению, сегодня происходит с человеком, с его душой, с его ценностными ориентирами? Как Вы можете охарактеризовать духовное состояние нынешнего поколения? — Да, в наши дни материальные потребности людей активно культивируются в ущерб их духовных запросов. Особенно наглядно это видно по современной молодежи. Ведь те, кому сегодня двадцать лет, выросли во время «демократических преобразований», когда вместе с прежней идеологией предавались забвению все нравственные принципы. В результате современные молодые люди имеют сознание, в корне отличное от предыдущих поколений. Они крайне гедонистичны и живут по принципу «Бери от жизни все»; думают, что свободны от «комплексов и предрассудков», но на самом деле оказываются заложниками собственной раскрепощенной греховности и страдают от вседозволенности. Они не способны справиться со своим «хочу», их раздутое эго постоянно мучается в самоизоляции. Свои таланты они используют на самоутверждение через асоциальную деятельность или уходят в саморазрушение через употребление наркотиков, алкоголя и нравственную распущенность. Но в природе человека заложено духовное начало, которое неудержимо влечет его к Богу и не позволяет ему удовлетвориться ни материальными благами, ни чувственными удовольствиям. Современный человек обрекается на духовный голод и томление духа, поскольку с детства ему внушается потребительское сознание, формируется культ удовольствий и прагматическое отношение к жизни. В его сознании утверждается мысль, что деньги решают все. Но рано или поздно любой человек начинает понимать, что любовь, сострадание, верность ни за какие деньги не приобретаются. Зачастую это происходит, когда человек уже растратил свои душевные силы, способности и драгоценное время жизни на суету и, даже несмотря на достигнутое материальное благополучие и положение в обществе, оказывается у «разбитого корыта»: семья развалилась, сотрудники не уважают, друзья оставили. Церковь со своей стороны делает все, чтобы все люди и особенно наша молодежь обрели правильные духовные ориентиры и систему ценностей.

http://patriarchia.ru/db/text/4215.html

Начало сказания Хотя ты и заверяешь себя и окружающих, что душа твоя еще молодая, но по закону естества ты уже пережил меру возраста ( Пс.89:10 ). Настало время, когда надо все пережитое и пройденное на своем жизненном пути проверить, проанализировать и подытожить. Наступила пора, приостановившись на жизненном пути своем, оглянуться назад, на прожитый наибольший отрезок жизни, и решить – можно ли жить так, как ты жил до сего дня. Ты ныне переступаешь уже на малый конец жития своего, на новые начала исправления и преодоления тех препятствий, которые мешали в прошедшие годы идти по начертанному тобою постоянному пути. Ты должен совершить великий плач, подобно египетскому и вавилонскому еврейским плачам. Есть что оплакивать, есть о чем воздыхать горестно, есть о чем вспоминать со стыдом и презрением к себе. Что поддерживало меня в минуты мрачной тоски, что предохраняло меня от уныния, ропота и отчаяния? Сознание своей духовной и физической ничтожности, своей неполноценности, своих недостатков, своей греховности, а главное – сознание, что я еще не искупил своих грехов, что я не достоин никакой милости Твоей, Господи! Но Ты, создавший мя, сжалься надо мною. Ныне Ты видишь, как оживший из мертвых, я предаю себя всецело воле Твоей ( Рим.6:13 ). А ты, Смерть, бодрствуй надо мною, и меня утверждай ( Откр.3:2 ) в близости твоей ко мне и исходу моему. Снова я слышу голос Твой, Господи: «В минуты суетной и шумной жизни чаще вспоминай и размышляй о жизни праведного Панфалона Дамасского. Не горюй безутешно о, быть может, навсегда потерянной возможности великого и славного святительского служения твоего в Церкви Христовой. Не горюй и о потерянных тобою и рассеянных твоих чадах духовных. Придет час воле Моей свершиться над тобою, и все восполнится, и вновь предстанешь пред Престолом Славы Моей». Я пришел требовать от тебя уплаты и ответа Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв ( Откр.3:1 ) Ты забыл, какие подвиги исповедничества своего носили св. мученики Виктор и Мануил, в честь которых тебя дважды крестили. А ты кому уподобился в своих беззакониях и мерзостях пред очами Моими?

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва . Святые отцы называли молитву дыханием жизни и главой добродетелей. Без молитвы духовная жизнь православного христианина невозможна. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души» 1 . «Путь к Богу – молитва, – научает святитель Игнатий (Брянчанинов) . – Измерение совершаемого пути – различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно» 2 . Этот святоотеческий призыв к правильной молитве обращен ко всем поколениям верующих во Христа. В наше время распространения различных лжемудрствований очень важно обратиться к наследию святых отцов, их учению о правильной молитве. Святитель Игнатий Кавказский так определяет молитву: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» 3 . Итак, первым условием правильной молитвы наш отечественный подвижник ставит покаянный плач сердца, отвержение своей гордыни, осознание себя великим грешником. Из этого осознания и рождается покаянное чувство, без которого молитва превращается в дерзкий вызов Творцу. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит к ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50:19 )» 4 . Известный подвижник благочестия и исповедник ХХ века, глубокий почитатель святителя Игнатия (Брянчанинова) игумен Никон Воробьев писал: «Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства… Если человек не считает себя от всего сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути, тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духовной, как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и чудеса творил» 5 .

http://azbyka.ru/osnovnye-usloviya-pravi...

1892 Поучение в Неделю о мытаре и фарисее 86 Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ) С настоящего воскресного дня, братья, Святая Церковь наша, как чадолюбивая матерь наша, начинает приготовлять нас к Великому посту как времени нашего покаяния. Своими песнопениями она напоминает нам о приближающемся времени нашего покаяния; своими молитвословиями она располагает нас к принесению Господу Богу усердного чистосердечного покаяния и к предварительной молитве Господу Богу о прощении нам множества содеянных нами лютых прегрешений, которыми мы в мимошедшее время пашей жизни прогневали своего Творца, Промыслителя, Спасителя и Судию. В своем Евангельском чтении она показывает нам, какова должна быть наша молитва и с каким чувством она должна быть нами совершаема: «Два человека, вещает нам в сегодняшнем Евангельском чтении Сам Спаситель наш, вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ). Из этой притчи ясно видно, что молитвы наши как в настоящие дни приготовления к Великому посту, так и во дни самого поста должны быть смиренными и усердными, соединенными с полным сознанием нашей греховности, своего недостоинства пред Господом Богом и с сокрушением сердечным о грехах. Боже, милостив буди мне грешнику! Вот, братья, та молитва , которую мы должны из глубины своего сердца воссылать к Богу в сознании своей виновности пред Ним и необходимости получить от Него прощение своих грехов. И если когда либо, то не тем ли более теперь нам необходимо чаще и чаще повторять эту молитву кающегося грешника с полным сокрушением сердечным? Ибо теперь нас постигла великая година испытания: в числе многих губерний и нашу Тульскую Господь посетил великим бедствием, постигшим большую и притом самую лучшую часть ее уездов. Совершеннейший неурожай хлеба большую часть ее жителей поставил в самое печальное положение: нет у них ни хлеба своего собственного, ни семян для посевов, ни корма для скота, ни даже топлива, нет и обычных заработков от сельскохозяйственных занятий. Но и мы все, живущие вне пределов неурожайной полосы, не терпим ли теперь некоторую долю бедствия от дороговизны хлеба и всех жизненных потребностей? Общая беда отчасти коснулась и нас всех и тяжело отражается на бедных людях, снискивающих себе пропитание трудом рук своих. Где же причина столь великого бедствия, постигшего целых 17 губерний нашего отечества? В бездождии и ужасной от того засухе? Конечно. А бездождие отчего произошло? Вот это вопрос весьма важный и не всеми правильно решаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

248. Наши скорби – крест от руки Христовой Многи скорби праведным, многи раны грешным, говорит слово Божие ( Пс. 33:20; 31:10 ). От скорбей никто никуда не может укрыться. Потому и земная наша жизнь нередко называется юдолию плачевной. И много книг написано в утешение скорбящим, и все же сии скорбящие просят утешения и будут просить дотоле, пока придет Сам Утешитель – Христос Спаситель и отрет слезы всех, кто призывает Его в скорбях своих, – придет и позовет всех таковых в царство Отца Своего Небесного, уготованное им от сложения мира. Блажени плачущий, яко тии утешатся утешением радости нескончаемой – вечной. Нередко получаю я письма от скорбящих, – а их так много в наши многоскорбные дни, – и из сих писем видно, что многие люди, верующие, ищущие Бога, в то же время младенчествующим умом своим, пускаются в суждения, которые выше меры их разумения, а в деле духовной жизни даже излишни... Вместо того, чтобы в простоте сердца предавать себя в волю Божию, упокоившись на твердом убеждении, что Бог выше сил скорбей нам не посылает, что если посылает, попускает, то лишь по безмерной любви Своей к нам грешным, что Он же и силы подает к перенесению сих скорбей, – вместо сего дают волю своему смышлению и начинают ставить себе вопросы: что, как и почему?.. Вот одно из таких писем. “Как надо переносить скорби, особенно духовные? – Надо терпеть и даже благодарить Бога за них. Но благодарить разве может за них грешник? Не будет ли это дерзостью с его стороны? Благодарить Бога за скорби – не удел ли святых?» Казалось бы, если Церковь учит благодарить Бога за скорби, если это заповедуют все подвижники, то к чему этот вопрос? Сказано, благодари – и нечего рассуждать, нечего ставить вопросы, значит вовсе не “дерзость», если так учат люди духовно опытные. Нет ни одного праведника, который считал бы себя святым, а они благодарили Бога за скорби и нас тому же учат: значит, это – не грешно, а должно. Ведь это только сектанты, штундисты, баптисты да лютеровы последователи называют себя “святыми», а все праведники считали себя искреннейшим образом самыми последними грешниками. Вспомните Апостола Павла, что он говорит о себе: от нихже, то есть из грешников, первый есмь аз. А если бы кто дерзнул помыслить о себе, что он праведник, то он-то и оказался бы самым грешным человеком, как зараженный гордынею и самооправданием. Итак: благодарить Бога за скорби должен всякий христианин, – нужно только, чтобы он делал это в сознании своей греховности: “поделом мне, Господи, еще не того стою, Боже мой!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Беседа в четвертую неделю св. Великого поста 68 . О покаянии Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Очевидно, что беседа моя будет опять о покаянии. Да! Сей предмет стоит немалого размышления. Недовольно внушить грешнику спасительную потребность покаяния; надобно объяснить ему и то, в чём состоит истинное покаяние. Объясним же. Покаяние не есть одно внутреннее чувствование греховности. Как богодарованное средство очищения души от грехов, как благодатное таинство, оно слагается из сознания грехов своих грешником и сокрушения о них, из исповедания грехов пред служителем олтаря, отпущающего грехи по власти, данной ему от Господа, и из твёрдой решимости грешника исправить свою жизнь. Вот главные черты покаяния! Хочешь ли знать, откуда взяты они, и на чём основаны? Сознанию грехов и самоиспытанию учит ап. Павел: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). О сокрушении говорит царь-пророк: жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ); и чрез другого пророка так взывает к нам Сам Господь: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи, и в рыдании ( Иоил.2:12 ). Об исповеди вещает нам возлюбленный ученик Христов: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды ( 1Ин.1:9 ). Власть разрешать от грехов дана от Самого Господа Иисуса: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Твёрдую решимость – не возвращаться к исповеданным грехам, потрясающим словом внушает св. ап. Пётр: аще отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину; и, свиния омывшися, в кал тинный ( 2Пет.2:20–22 ). Видишь ли, сколь твердо основание существенных принадлежностей покаяния? Видишь, сколь чист и свят весь состав его? Вникай же в каждую черту отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Бог привел мне быть свидетелем и участником чудной беседы, которую вел наш великий пастырь – молитвенник отец Иоанн Кронштадтский с другими пастырями Церкви Христовой. – Это было 21-го июня 1904 года в г. Сарапуле, куда батюшка прибыл по приглашению преосвященного Сарапульского – епископа Михея. – В зале местного Духовного Училища собралось окрестное духовенство в ожидании приглашённого туда батюшки. Когда он появился в дверях зала, все присутствующее встретили дорогого гостя пением: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»... Батюшка сначала прошел в храм училищный, приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола. Началась его дивная беседа с собравшимися. Я очень рад сказал батюшка, видеть вас и беседовать с вами; благодарю вас, что собрались вы сюда, а тех, кто сегодня сослужил мне при совершении литургии, благодарю за общую молитву. Ничто так не одушевляет человека в каком угодно деле, как сознание общения, общности в дружной работе. И в Божьем деле, в служении ближнему особенно тяжело переживать чувство одиночества. Правда, мы все живем в святой Церкви, со всеми отшедшими из мира праведниками Божьими, но и на земле необходима нам помощь от братий наших и духовная, молитвенная, и в самой жизни. – Поэтому особенно и благодарю вас за ваше сочувствие: оно говорит, что все мы делаем одно дело. У вас, братие мои сослужители, несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение так ездить по всей России, молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть может, кто-нибудь назовет это дерзостью... Но я не решился бы, братие, на такое великое дело, если бы не был зван к тому свыше.... Дело было так. Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда была уже такая привычка никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божьи, прося у Господа исполнения над болящим Его св. воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (родом костромичка), которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божьем кончавшая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался; «как я могу, думал я, иметь такое дерзновение?» Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я, исповедав пред Господом все свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божью во всем этом деле и сталь просить для болящего исцеления... И Господь послал ему милость Свою, он выздоровел. – Я же возблагодарил Господа за эту милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010