Таже: Ныне отпущаеши:  Трисвятое. И по Отче наш: Тропарь, глас 7: Запечатану гробу,/Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/и дверем заключенным,/учеником предстал еси,/всех Воскресение,/дух правый теми обновляя нам,/по велицей Твоей милости.  трижды. Тропарь, глас 7 Хотя гроб был запечатан,/Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже;/и, когда двери были заперты,/Ты, всех Воскресение,/предстал ученикам,/через них Дух Правый обновляя в нас/по великой Твоей милости.  (3) И благословение хлебов. И чтение Деяний святых апостол. Чтутся же Деяния от начала: или беседы Златоустаго от начала. [Аще несть бдения, по Ныне отпущаеши:  и по Отче наш:  Тропарь: Запечатану гробу:  И отпуст. Во утрии же поем Полунощницу воскресную, на нейже поем канон Троичный, Октоиха 1го гласа, певаемый по Полунощнице. По каноне же Достойно есть:  Троичное. И прочее. Трисвятое. По Отче наш:  Тропарь: Запечатану гробу: Господи помилуй.  40. Слава и ныне: Честнейшую херувим:  Стих: Боже ущедри ны:  И молитва: Всемогущая и животворящая:  И отпуст.] НА УТРЕНИ По скончании же чтения, глаголем шестопсалмие. И по исполнении сих ектениа великая и Бог Господь: НА УТРЕНИ После шестопсалмия Великая ектения и Бог Господь:  на глас 7. Тропарь праздника, глас 7: Тропарь, глас 7 Запечатану гробу,/Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/и дверем заключенным,/учеником предстал еси,/всех Воскресение,/дух правый теми обновляя нам,/по велицей Твоей милости.  трижды. Хотя гроб был запечатан,/Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже;/и, когда двери были заперты,/Ты, всех Воскресение,/предстал ученикам,/через них Дух Правый обновляя в нас/по великой Твоей милости.  (3) По 1м стихословии седален, глас 1. Подобен: Камени запечатану: После 1го стихословия седален, глас 1 Страха ради иудейска, сокровенным учеником,/и в Сионе собранным,/вшел еси к ним Блаже,/и стал еси посреде их, дверем заключенным/радостотворяй и показал еси им руце,/и пречистых Твоих ребр язвы,/глаголя неверующему ученику:/принеси руку твою и испытай,/яко Сам Аз есмь, тебе ради пострадавый.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-a...

Господи! хотя беззаконники и запечатали место Твоего погребения, но Ты вышел из гроба так, как родился от Богородицы. Твои бесплотные Ангелы не уразумели, как Ты воплотился, и охранявшие Тебя воины не заметили, когда воскрес Ты! То и другое чудо запечатлено для пытливых, но открыто для поклоняющихся с верою этому таинству, которое воспевающим нам даруй радость и великую милость. Господи, вереи вечныя сокрушив, и узы растерзав, от гроба воскресл еси, оставль Твоя погребальная, во свидетельство истиннаго тридневнаго Твоего погребения: и предварил еси в Галилеи, в пещере стрегомый. Велия Твоя милость, Непостижиме Спасе, помилуй и спаси нас. Господи! уничтожив вечные запоры и разорвав оковы, Ты воскрес из гроба, в подтверждение истины Своего тридневного погребения оставив (во гробе) Свои погребальные пелены, и предварил (учеников) в Галилее, между тем как Тебя охраняли в пещере. Великая милость Твоя, непостижимый Спаситель! Помилуй и спаси нас. ( Ин. 20:5–7 . Мф. 28:7 .) Господи, жены текоша на гроб, видети Тя Христа нас ради пострадавшаго, и пришедшя, обретоша ангела на камени седяща, страхом отвальшемся, и к ним возопи глаголя: воскресе Господь, рцыте учеником, яко воскресе от мертвых, спасаяй душы нашя. Господи! жёны прибыли к Твоему гробу, чтобы посмотреть на Тебя, ради нас пострадавшего Христа, но пришедши нашли Ангела, сидевшего на камне, вследствие колебания отвалившемся (от гроба). Обратившись к ним с речью, (Ангел) сказал: восстал Господь; возвестите ученикам, что воскрес из мертвых Спасающий души наши. Господи, якоже изшел еси от запечатаннаго гроба, тако вшел еси и дверем заключеным ко учеником Твоим, показуя им телесная страдания, яже подъял еси, Спасе Долготерпеливый: яко от семене Давидова язвы претерпел еси: яко Сын же Божий, мир свободил еси. Велия Твоя милость, Непостижиме Спасе, помилуй и спаси нас. Господи! Ты как вышел из гроба, когда он был запечатан, так и вошел к ученикам Своим, когда двери (дома) были заперты, и показал им свои телесные раны, которые претерпел Ты, долготерпеливый Спаситель. Как происшедший от семени Давида, Ты претерпел язвы, а как Сын Божий, Ты освободил мир. Велика милость Твоя, непостижимый Спаситель! помилуй и спаси нас. ( Лк. 24:39 . Ин. 20:19 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7. Чтобы и неверные уверились в воскресении Твоем из гроба, ко гробу приложена была печать и приставлены стражи. Для Тебя, Сын Присноживущего, сделано было это, что запечатали гроб Твой и приставили стражей. Если бы после того, как предан Ты был погребению, не обратили внимания, оставили дело и разошлись, то оставалось бы место обману, можно было бы сказать, что Тебя, Дарующий жизнь всему, украли воры. Когда же с лукавством запечатали Твой гроб, тогда усугубили тем славу Твою. Тебя прообразовали Даниил и Лазарь: один – во рве, запечатанном язычниками, другой – во гробе, отверстом иудеями. Собственные их знамения и печати низложили их. Незагражденными остались бы уста их, если бы отверстым оставили гроб Твой и ушли. Но поскольку заключили они гроб Твой, положили на нем печать и знамения, то заградили тем уста свои. Не чувствовали все клеветники, что, закрывая гроб Твой, позором покрывают глаза свои. Воскресением Своим уверяешь Ты неверующих в рождестве Твоем, потому что чрево Матери Твоей пребыло заключенным, как запечатан был гроб. Чистым пребыл Ты во чреве и живым во гробе. О Тебе свидетельствуют и заключенное Материнское чрево, и запечатанный гроб. Материнское чрево и гроб вещают о рождении и воскресении Твоем. В заключенном чреве Ты зачат, запечатанный гроб родил Тебя. Преестественно и Материнское чрево родило Тебя, и гроб возвратил. Запечатан был гроб, в котором положили и стерегли Мертвого; девственно было чрево, не познавшее мужа. Девственное чрево и запечатанный гроб, подобно трубам, оглашают слух глухих Иудеев. Заключенное чрево Матери и запечатанный камень гроба обличают клеветников, которые зачатие производят от мужа и в воскресении видят похищение тела. Печать девства и печать гроба уверяют, что пришел Ты с неба. Иудеям заграждаются уста и рождением, и воскресением Твоим. Когда клевещут на рождение Твое, осуждает их смерть Твоя; когда отрицают воскресение Твое, низлагает рождение Твое. И рождение и воскресение, как два борца, принуждают умолкнуть клеветнические уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Какая матерь носимому во чреве её могла говорить то же, что Мария? Какая матерь дерзала сына своего именовать Сыном Творца, Сыном Создателя, Сыном Всевышнего? Какая матерь дерзала сыну своему говорить молитвенно: «Ты как Бог — упование Матери Своей, как человек — возлюбленный Ее и Сын, со страхом и любовью должна предстоять Тебе Матерь Твоя».   7 Чтобы и неверные уверились в воскресении Твоем из гроба, ко гробу приложена была печать и приставлены стражи. Для Тебя, Сын Присноживущего, сделало было сие: запечатали гроб Твой и приставили стражей. Если бы после того, как предан Ты был погребению, не обратили внимания, оставили дело и разошлись, то оставалось бы место обману. Можно было бы сказать, что Тебя, Дарующий жизнь всему, украли тати. Когда же с лукавством запечатали Твой гроб, тогда усугубили тем славу Твою. Тебя прообразовали Даниил и Лазарь, один — во рве, запечатанном язычниками, другой — во гробе, отверстом Иудеями. Собственные их знамения и печати низложили их. Незагражденными остались бы уста их, если бы отверстым оставили гроб Твой и ушли. Но поскольку заключили они гроб Твой, положили на нем печать и знамения, то заградили тем уста свои. Не чувствовали все клеветники, что, закрывая гроб Твой, позором покрывают глаза свои. Воскресением Своим уверяешь Ты неверующих в рождество Твое, потому что чрево Матери Твоей пребыло заключенным, как запечатан был гроб. Чистым пребыл Ты во чреве и живым — во гробе. О Тебе свидетельствуют и заключенное Матернее чрево и запечатанный гроб. Матернее чрево и гроб вещают о рождении и воскресении Твоем. В заключенном чреве Ты зачат, запечатанный гроб родил Тебя. Преестественно (чудесно) и Матернее чрево родило Тебя и гроб возвратил. Запечатан был гроб, в котором положили и стерегли Мертвого, девственно было чрево, не познавшее мужа. Девственное чрево и запечатанный гроб, подобно трубам, оглушают слух глухих Иудеев. Заключенное чрево Матери и запечатанный камень гроба обличают клеветников, которые зачатие производят от мужа и в воскресении видят похищение тела. Печать девства и печать гроба уверяют, что пришел Ты с неба. Иудеям заграждаются уста и рождением, и воскресением Твоим. Когда клевещут на рождение Твое, осуждает их смерть Твоя. Когда отрицают воскресение Твое, низлагает рождение Твое. И рождение, и воскресение, как два борца, принуждают умолкнуть клеветнические уста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Извел Тело Свое из запечатанного гроба, – тайноводствует св. Ефрем Сирин , – и печать гроба стала свидетелем печати чрева, которое запечатал. Когда запечатано было девство утробы и гроба, Сын Бога живаго исшел оттуда и в обоих случаях оказался перворожденным. Камень положен был к вратам гроба, камень к камню, чтобы камень охранял тот Камень, который отвергли строители. Камень, который взят был руками, положен был для ограждения Камня, который иссечен был без рук. Камень на котором сидел ангел, приложен был ограждать Камень, который Иаков положил под свою голову. Утвержденный печатью камень был положен охранять Камень, печатью коего охраняются верующие. Итак, из врат смерти исшли врата жизни» 59 . Песнь 6. Кондак Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся 60 и Твоим апостолом мир 61 даруяй, падшим подаяй воскресение. Икос Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы. И друга ко друзей вопияху: О другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго 62 падшаго Адама, лежащую 63 во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. Христос, Солнце прежде солнца, сошел во гроб... Солнце закатилось – Солнце взойдет. Но мироносицы девы, как бы отыскивая День, предварили восход своего Солнца. Они пришли ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ). И по дороге говорят друг другу: «О подруги, пойдем умастим ароматами Его Тело, живоносное – и погребенное. Умастим Его Плоть, которая восставляет падшего Адама, лежащего в гробнице. Пойдем, поспешим, как волхвы, чтобы поклониться и принести дары, – теперь не пеленами, а плащаницею повитому. И, плача, возопием к Нему: О Владыка, восстань, чтобы и нам, падшим во Адаме, даровать воскресение». Песнь 7-я Ирмос Отроки от пещи избавивый,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Пусть зовет страж и скажет: паде Вавилон, и вси кумиры его, и вся рукотворенная его сокрушишася на земли ( Ис. 21:5–9 ). Ныне ложные фарисеи передали деньги, которые возвратил им Иуда предатель, стражам гроба. Позавчера Иуда похитил, ныне стражи ужаснулись; противники истины переполняли их мешки с деньгами, однако же не сумели уничтожить истину. Сильный Муж отдал Сам Себя им в руки, и они слабо пригвоздили Его, а после сего охраняли Его, дабы Он не освободился и не бросился на них: ибо из–за чего они сторожили возле гроба, как не из страха от Сильного, Который, хотя и был закрыт, однако же внушал страх Своим неприятелям? Темнота сторожила над утром, дабы Он не появился, но когда воссиял день, его лучи победили неприятеля. Стражи видели поднимающуюся светлость, небесную славу, объятую лучами, величественный и ясный шум ангелов слышали снизу, ясное сияние простиралось от гроба до самого неба, которое явилось еще Иакову в Вефиле ( Быт. 28:12 ); только здесь Господь не сидел на верху (небе), но под ним, поднимаясь к верху. Стражи видели все это и испугались: они дрожали всеми членами и омертвели от страха; перепуганные, они прибежали ко гробу, но печать на нем оказалась целой. Иудеи запечатали гроб и положили камень, как учит нас об этом Писание, и Пилат согласился приставить стражей возле гроба, как они испрашивали этого. Но когда стражи увидели славу Спасителя, как Он поднялся в сиянии, как Святый возбудился из бессознательного состояния умершего, как ангелы, поднимаясь и опускаясь, прославляют и с радостию молятся Господу, возвращающемуся от победоносного сражения с неприятелем, то чрез сие видение они были твердо убеждены в воскресении: они видели Спасителя лицом к лицу. Когда они видели запечатанный гроб и увидели, что печать на гробе не была уничтожена, они удивились так, что были твердо убеждены в воскресении, которое они узрели своими очами. С удивлением они смотрели на печать, оставшуюся целой, хотя и сильный Муж вышел из гроба; с величайшим удивлением они побежали к старейшинам церковным и сказали им: «идемте, и вы увидите, что печать еще – в целости, и положенный вами камень стоит нетронут.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Когда в гробнице плотию/Ты добровольно заключен был, Христе,/по природе Божественной оставаясь вездесущим,/и, неопределимый, внутренние покои смерти затворил/и опустошил все царские чертоги ада,/тогда и эту субботу/Божественным благословением, и славой,/и Твоим сиянием Ты почтил. Стих:  Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Стих:  Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни.     Пс 92:5Б Егда силы зряху Тя, Христе,/яко прелестника от беззаконных оклеветаема,/ужасахуся неизглаголанному долготерпению Твоему,/и камень гроба руками запечатанный,/имиже Твоя нетленная ребра прободоша./Обаче нашему спасению/радующеся вопияху Ти:/слава снизхождению Твоему,/Человеколюбче. Когда Силы небесные/созерцали Тебя, Христе,/как обманщика беззаконными ложно обвиняемым,/и камень гроба, запечатанный руками,/которые Твои нетленные ребра пронзили копьем,/трепетали они пред неслыханным долготерпением Твоим;/но вместе и спасению нашему радуясь, взывали Тебе:/“Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!” Слава, и ныне, глас 5:  Тебе одеющагося светом, яко ризою,/снем Иосиф с древа с Никодимом/и, видев мертва нага непогребена,/благосердный плач восприим,/рыдая, глаголаше:/увы мне, Сладчайший Иисусе!/Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее/мраком облагашеся,/и земля страхом колебашеся,/и раздирашеся церковная завеса,/но се ныне вижу Тя,/мене ради волею подъемша смерть./Како погребу Тя, Боже мой,/или какою плащаницею обвию?/Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу?/Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре?/Величаю Страсти Твоя,/песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый:/Господи, слава Тебе. Слава, и ныне, глас 5:  Тебя, одевающегося светом, как одеждою,/Иосиф, сняв с Древа с Никодимом,/и видя мертвым, нагим, не погребенным,/начав в глубоком сострадании погребальный плач,/с рыданиями возглашал:/“Увы мне, Сладчайший Иисусе!/Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте,/солнце мраком облекалось,/и земля от страха колебалась,/и разрывалась завеса храма./Но вот, я ныне вижу Тебя/ради меня добровольно принявшим смерть./Как я буду погребать Тебя, Боже мой,/или как полотном обовью?/И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу?/Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный?/Прославляю страдания Твои,/воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая:/Господи, слава Тебе!” [Во время пения последней стихиры открываются Царские врата и совершается троекратное каждение вокруг Престола, на котором лежит св.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Господи, вереи вечныя сокрушивый и узы растерзавый,/от гроба воскресл еси,/оставль Твоя погребальная/во свидетельство истиннаго тридневнаго Твоего погребения,/и предварил еси в Галилеи, в пещере стрегомый:/великая Твоя милость,/Непостижиме Спасе,//помилуй и спаси нас. Стих: Хвалите Его на Силах Его,/хвалите Его по множеству величествия Его. Господи, жены текоша на гроб/видети Тя, Христа, нас ради пострадавшаго,/и, пришедше, обретоша Ангела, на камени седяща,/страхом отвальшемся,/и к ним возопи глаголя:/воскресе Господь, рцыте учеником,/яко воскресе от мертвых//Спасаяй души наша. Стих: Хвалите Его во гласе трубнем,/хвалите Его во псалтири и гуслех. Господи, якоже изшел еси от запечатаннаго гроба,/тако вшел еси и дверем заключенным ко учеником Твоим,/показуя им телесная страдания,/яже подъял еси, Спасе Долготерпевый./Яко от семене Давидова, язвы претерпел еси,/яко Сын же Божий, мир свободил еси:/великая Твоя милость,/Непостижиме Спасе,//помилуй и спаси нас. Ины стихиры, анатолиевы. Стих: Хвалите Его в тимпане и лице,/хвалите Его во струнах и органе. Господи, Царю веков и Творче всех,/нас ради распятие и погребение Плотию приемый,/да нас от ада свободиши всех./Ты еси Бог наш,//разве Тебе иного не вемы. Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Егов кимвалех восклицания./Всякое дыхание да хвалит Господа. Господи, пресияющая Твоя чудеса кто исповесть?/Или кто возвестит страшная Твоя таинства?/Вочеловечивыйся бо нас ради, яко Сам восхотел еси,/державу явил еси силы Твоея./Крестом бо Твоим разбойнику рай отверзл еси/и погребением Твоим вереи адовы сокрушил еси,/Воскресением же Твоим всяческая обогатил еси://Благоутробне Господи, слава Тебе. Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Мироносицы жены, гроба Твоего достигше,/зело рано искаху Тебе миры помазати,/Безсмертнаго Слова и Бога,/и, Ангела глаголы огласившеся,/возвращахуся радостию,/апостолом возвестити яве:/яко воскресл еси, Животе всех,//и подал еси мирови очищение и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В неделю вторую по Пасхе [св. Ап. Фомы]. Тропарь, гл. 7: Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам 186 , по велицей Твоей милости. Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба восстал, Христе Боже. И, хотя двери были на запоре, Ты, общее Воскресение, предстал ученикам и через них сообщил нам Духа Правого по великой Твоей милости. Кондак, гл. 8: Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой. Любопытною рукою исследовал Фома Твои источающие жизнь ребра, Христе Боже. А когда Ты вошел, несмотря на запертые двери, он с прочими Апостолами воскликнул Тебе: «Ты – Господь и Бог мой»! В неделю третью по Пасхе [св. Жен-мироносиц] Тропарь, гл. 2: Егда снизшел еси к смерти, животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе Кондак, гл. 2: Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси Воскреснием Твоим Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба. В неделю четвертую по Пасхе [Расслабленного]. Кондак, гл. 3: Душу мою, Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти, спасаемь: Щедрый, слава Христе, державе Твоей. В середу Преполовения Пятидесятницы Тропарь, гл. 8: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе. Кондак, гл. 4: Празднику законному преполовляющуся, всех Творче Владыко, к предстоящым глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Итак, корень ляк -// лук - и в книжном церковнославянском, и в разговорном русском языках выражает обширный круг понятий - от конкретного согнуться, сгорбиться до духовно-нравственного определения главного порока и источника всякого зла , - лукавства. Дух Правый Лукавство духов злобы всецело побеждается Духом Святым, который во множестве богослужебных текстов именуется Духом Правым . « Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух Прав обнови во утробе моей », - молит Бога псалмопевец Давид в покаянном пятидесятом псалме. Святые отцы так толкуют этот стих: «Дух Правый - Дух Святый, Дух смирения, выводящий на правый путь» . Соответствующее славянскому « обновити » греческое слово εγκαινζω означает заново прокладывать или открывать (путь) или впервые (заново) вводить, освящать . По святоотеческому толкованию, « Обнови , или восстанови , сказано вместо вдуни или вдохни в меня снова Дух Правый, т. е. даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы » . Этот псаломский стих повторяется в нашем православном богослужении множество раз, причем не только в составе пятидесятого псалма, но и отдельно, например, в Каноне ко Святому Причащению и особенно в службе святой Пятидесятницы. По востании, Христе, еже от гроба, и еже к высоте небесной божественном Вознесении, боговидцем славу Твою низпослал еси, щедре, Духа Праваго обновивый учеником (Седален по полиелеи на утрени). Вспомним также и тропарь Фоминой Недели, т.е. первого воскресного дня по Пасхе: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости. Христе Боже, несмотря на то, что гроб Твой был запечатан, Ты, - Сама Жизнь, - воссиял из гроба, и хотя двери были затворены, Ты, - Воскресение всех, - предстал пред учениками, и через них по Твоей великой милости впервые даровал нам благодать Праваго, т.е. Святаго Духа. Каково же основное, первичное значение лексемы « правый »? Сейчас нам скажут: правое - это то, что находится справа, по правую сторону, например, правая рука в отличие от левой. Но скажут это только у нас, в России, да и то люди городские. А вот в южнославянских странах, - в Болгарии, в Сербии, если вам укажут путь направо , то нужно направиться ... прямо. По-сербски: прав, прави - прямой, прямолинейный, а право - прямо ; то же и в болгарском: прав - прямой, ровный , прав път - прямая дорога . Но не только в южнославянских языках, но и в русском языке мы встретим у слова правый сходные значения . Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: Правый - прямой. Правая дорога - прямая . Править, правлять - прямить, выпрямлять, исправлять, делать правильнее, исправнее (заметим, что эти слова даже невозможно объяснить без употребления того же корня!)

http://pravoslavie.ru/38227.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010