15) 10-е Евангелие — Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

Митр. Иларион (Алфеев), рассматривая в своей книге «Христос — Победитель ада» сотериологическое значение сошествия Христа во ад, принимает ставшее сейчас традиционным название иконы «Анастасис» — «Сошествие во ад», — но косвенно отмечает несоответствие между ним и содержанием образа: «изображается " сошествие во ад " , или, точнее, исшествие Христа из ада». Нельзя не заметить, что смысл употребленных отглагольных существительных противоположен, они отнюдь не синонимы и не уточняют друг друга, а означают разнонаправленное движение. Если мы обратимся к истории проблемы, то убедимся, что она возникла не в наше время и даже не в XIX веке, а гораздо раньше. Так, живший еще на рубеже XVIII-XIX вв. афонский старец св. Никодим Святогорец (ум. 1809) в составленной им «Кормчей» называет истинной иконой Пасхи изображение Христа, выходящего из гроба. Однако православное богословие с самого начала отвергало этот образ на основании целого ряда деталей, противоречащих прямому и контекстуально-историческому смыслу евангельских текстов. Так, на этих изображениях могут присутствовать стражники, спящие — и тогда это визуализация их обмана (сон на посту карался смертью); или же наблюдающие Воскресение — и тогда они оказываются, вопреки Евангелию, первыми людьми, которым явился воскресший Христос, до Марии Магдалины и апостолов. Изображение отваленного от гроба камня (или гробовой доски) также не соответствует евангельскому рассказу, согласно которому Христос воскрес из закрытого гроба, пройдя сквозь запечатанные двери . В контексте христологических споров первых веков христианства и определений новых свойств воскресшей плоти Христа эти детали чрезвычайно важны. В западном христианстве образ Христа, выходящего из гроба, получил распространение начиная с XIV века С XVII века этот образ стал появляться в России, иногда в составе сложных композиций Воскресения, где в нижнем изображении представлен «Анастасис», а в верхнем — «Исшествие из гроба».   Канон образа «Анастасис» В зависимости от расположения Христа по отношению к Адаму выделены четыре основных композиционных варианта этого образа: первые три из них рассмотрены Ж. Милле еще один был исследован К. Вайтцманном и С. Дер-Нерсесян Обзор и анализ этой классификационной схемы сделан Анной Картсонис.

http://bogoslov.ru/article/730084

Печать Печать ( III Цap. XXI, 8 ). Печать у евреев обыкновенно употреблялась для удостоверения общественных и частных бумаг ( Uep. XXXII, 10 ). Если нужно было запечатать дверь или ящик, то оные сначала обвязывались вервию, посередине которой полагалась сырая глина или воск, и затем уже она запечатывалась печатью. Часто вместо печати употреблялось кольцо или перстень с какой-либо надписью. Передача перстня с царской руки считалась высочайшей почестью в восточных странах ( Быm. XLI, 42 , Ecф. III, 10 ). Вероятно, что при запечатании гроба Спасителя ( Mф. XXVII, 66 ) на камень, приваленный к гробу, была наложена мягкая глина или воск и затем уже на оных была положена печать, так что легко можно было сразу открыть всякое покушение сломать ее. По свидетельству новейших путешественников, печати к письмам, употребляемые в настоящее время на Востоке, делаются из агата, с именем или титулом отправителя или каким-либо вырезанным стихом из Корана ( II Tuм. II, 19 ). Печать обыкновенно укреплялась в перстне и носилась на руке ( Nech. VIII, 6 ). Иезавель воспользовалась печатью Ахава для запечатания писем ( III Цap. XXI, 8 ). Затем о печатях упоминают пророки: Исаия, Иеремия, Даниил, Иезииль, Аггей и др. ( Uc. VIII, 16 , Uep. XXII, 24 , Дah. VI, 17 , Arr. II, 23 , Ueз. XXVIII, 12 ). Впрочем, в означенных цитатах более говорится о запечатании писем, нежели о самих печатях. Действительное употребление печати упоминается в Новом Завете только однажды, именно в Евангелии от Матфея ( Mф.XXVII, 66 ) и приложили к камню печать. Выражение: «сим запечатлел, что Бог истинен» ( Uh. III, 33 ) означает, что Христос Спаситель есть тот, которого послал Господь, говорит слова Божии. Бог положил Свою печать на Искупителе – означает, что Бог засвидетельствовал о Нем ( Uh. VI, 27 ). Обрезание есть печать праведности чрез веру ( Puм. IV, 11 ). Верующие запечатлены обетованным Святым Духом ( Eф. I, 13 ). И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления, говорит св. ап. Павел ( Eф. IV, 30 ). Обращенные суть, по слову апостола – печать апостольства в Господе, или засвидетельствование оного ( I Kop. IX, 2 ). В книге Откровения неоднократно упоминается о печатях и запечатании. Так, напр., запечатанная книга означает такую книгу, содержание которой тайно и неизвестно, а снятие печати на оной относится к открытию и обнародованию содержания оной. Равным образом запечатление ста сорока четырех тысяч Израиля означает, что на них положена печать Божия, по которой их можно принять за истинных последователей Господа; точно так же как печать звериная означает тех лиц, которые исполняют дела диавола ( ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

7). В армянском Евангелии той же библиотеки 1688 г. (in 16°) миниатюры поставлены также в начале рукописи; выбор их и композиции близко подходят к миниатюрам предыдущего кодекса, но склонение к западным формам обнаруживается яснее: в благовещении архангел с ветвью в руке, а возле Богоматери золотая амфора с красными цветами; в преображении Моисей с рогами; в распятии Спасителя – обе ноги пригвождены одним гвоздем; в воскресении – обнаженный Спаситель со знаменем в руке вылетает из гроба. Остальные миниатюры вполне согласны с византийскими прототипами. Б) Лицевой сборник библейских повествований XVII в. (in 4°), принадлежащий библиотеке И.А. Вахрамеева, и лицевые списки Страстей Господних дополняют собой ряд лицевых Евангелий. Обширный сборник содержит в себе рассказы из Ветхого и Нового заветов от создания мира до сошествия Св. Духа на апостолов. Обычные повествования по местам прерываются вставками отдельных статей, приписываемых известным лицам, как Слово Тимофея пресвитера иерусалимского о воскрешении Лазаря (л. 775), Слово Кирилла Александрийского на св. праздник Вербной Недели (л. 797), также Слово во св. и Великий Пяток на погребение Христово и на плач Богородицы (л. 904), синаксарь в неделю Пасхи (л. 915), Слово св. женам-мироносицам и похвала Иосифу (л. 958). Повествования евангельские изложены в хронологическом порядке, но этот порядок не везде выдержан строго: преображение Господне помещено после входа в Иерусалим, запечатание гроба Иисуса Христа – после воскресения. Миниатюрные изображения сборника весьма многочисленны; в частности, изображения евангельские (нач. с л. 623 об.) подробно передают все содержание Евангелия, иногда с второстепенными подробностями событий, например, в чуде исцеления слепца (л. 754–761), в рассказе о Тайной вечере (л. 835–846), и даже допускают неоднократные повторения одного и того же (мироносицы у гроба Господня, л. 930, 936 и 957). Иконографические композиции, следуя в целом и общем старинному преданию, местами представляют любопытные отклонения, таковы миниатюры взятия Иисуса Христа в саду Гефсиманском (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 27:62, 28:10. Запечатание гроба служит непререкаемым доказательством воскресения. – Ученики не могли ни украсть тела, ни вымыслить воскресения. – Почему воскресение должно было совершиться в пределах трех дней. – Обстоятельства, сопровождавшие воскресение. – Явление Воскресшего женам. – Увещания подражать мироносицам. – Против пристрастия к дорогим одеждам и украшениям. – Украшения – повод к бесчестию и скорбям. – Должно избегать ношения украшений, особенно в церкви. – Любовь к украшениям отвращает от милостыни и бывает причиной распутства мужей. БЕСЕДА ДЕВЯНОСТАЯ. Изъяснение 28:11–20. Невероятность похищения тела Христа доказывается присутствием стражи при гробе, боязливостью учеников и оставшимся в гробе платом. – Истина воскресения подтверждается свидетельством врагов о пустом гробе. – Явление Воскресшего в Галилее. – Смысл данного Христом обетования. – Легкоисполнимость заповедей Христовых. – Распространенность и тяжесть недуга сребролюбия. – Богатство не дает безопасности. – Бедность не есть зло. – Превосходство бедности над богатством. – Не чудеса, а презрение богатства доставляют славу. Отрывок из беседы IV. Решается вопрос, почему св. Матфей считает от Давида до плена вавилонского и от плена до Христа по четырнадцати родов, тогда как их было в первом случае семнадцать, во втором – двенадцать. Содержание VIII тома Толкование на Евангелие от Иоанна БЕСЕДА 1 (вступительная). 1. Похвала Евангелию от Иоанна. Его превосходство и польза. – Кто может понимать его. – 2. Возвышенность Иоанна. – Как нужно слушать Евангелие. – Необходимость известного расположения к Слову Божию. – 3. Не нужно бросать святыни псам. – 4. Описание настроений, которые требуются для слушания Евангелия. – Нужно избегать театральных зрелищ и твердо стоять в единении с Богом и церковью. – Должно иметь внимательный слух. БЕСЕДА 2 на Иоан.1:1. 1 . Внешние философы в сравнении с евангелистом Иоанном. – Бедность и неученость его и в то же время несравненное превосходство его над первыми. – 2. Варварские народы, восприяв христианство , научились любомудрствовать. – 3. Против учений философов и особенно против учения о переселении душ. – 4. Почему Иоанн говорит о Боге-Сыне, не касаясь Бога-Отца. – В чем истинное любомудрие? – 5. Ум не может одновременно размышлять о нескольких предметах. – С каким вниманием следует читать Евангелие св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В раскрытии своего предмета она довольно заметно распадается на несколько отделов, которые отчасти напоминают строение античной трагедии, отчасти могут быть сближаемы с принятыми делениями в современной драматической литературе 1787 . Начинается она прологом, в котором автор делает замечания относительно цели, значения и состава своего труда, а затем следуют пять действий. Первое действие происходит вблизи Иерусалима, где-нибудь на пути к Голгофе и состоит в прерываемом рыданиями Богородицы и выражениями участия со стороны хора разсказе четырех, последовательно прибывающих вестников об осуждении Христа на смерть. Второе переносит читателя на Голгофу и делает его зрителем смерти Господа; третье изображает погребение Христа и состоит из речей, произнесенных при гробе. Четвертое происходит в доме Иоанна Богослова и слагается из беседы между Богородицей, хором и вестником, разсказывающим о запечатании и охранении гроба особой стражей; по ходу событий оно обнимает собой субботу до разсвета следующего дня и заканчивается речами Марии Магдалины и Богородицы, выражающими их желание поспешить ко гробу. Последнее действие развертывает пред зрителем весьма искусно составленную картину того, как весть о воскресении Господа постепенно доходила до учеников Его и галилейских жен, и заключается явлением воскресшего Христа, повелевающего им проповедывать евангелие по всей земле. В качестве эпилога к трагедии присоединяется молитва от лица автора к Искупителю о помощи в борьбе с врагом спасения и о вечной милости к нему ради пролитой на кресте крови. – Из этого краткого обзора содержания драмы уже достаточно можно видеть, что она представляет собой явление, довольно своеобразное в области древне-церковной письменности. Наглядно, самым действием изображая величайшие моменты в земной жизни Богочеловека, она проникнута глубоким чувством смирения и благоговения и, как литературно-назидательное сочинение, высоко ценилась в средневековой греческой церкви. Об этом последнем свидетельствуют как та каллиграфическая тщательность, с какою ее манускрипты изготовлялись переписчиками 1788 , так в особенности то, что в продолжении многих столетий она признавалась произведением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ничто так ясно не иллюстрирует единство Божественного Лица, соединяющего в Себе свойства двух природ, как тайна смерти и воскресения Христа: Тот, «Кто, как мертвый, сошел во ад, Тот, как Бог, освободил мертвых» ( Hesych. Hieros. Hom. fest. 4. 3. 7-8// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 114). Здесь И. И. затрагивает еще одну тему, столь часто обсуждаемую в его время,- тему состояния Христа после смерти и до воскресения. По мнению И. И., для Слова после воплощения невозможно быть отделенным от тела. Христос как Воплотившийся Бог Слово не только освободил мертвых из ада, но и Сам спустился в это место «как мертвый человек» с человеческой душой. И. И. с особой настойчивостью подчеркивает, что Христос воскрес без помощи ангелов, Собственной силой, что камень от гроба был отвален ангелом уже после Его воскресения. Учение о Божией Матери 4 гомилии И. И. посвящены восхвалению Пресв. Богородицы. Все они были произнесены в дни праздников, так или иначе связанных с Рождеством Христовым, поэтому учение И. И. о Божией Матери следует рассматривать в христологическом ключе. Божию Матерь И. И. обычно именует Девой (Παρθνος), это слово у него приобретает значение имени собственного; имя Мария использует довольно редко. Термин θεοτκος (Богородица) встречается в гомилиях только 7 раз, причем чаще всего в «Первом слове в честь Божией Матери», произнесенном после III Вселенского Собора. (Hom. fest. 1. 2. 21; 8. 15; 5. 1. 2; 1. 14; 2. 6; 3. 19; 4. 11// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 26, 40, 158, 160, 164). Основное содержание проповедей, посвященных Божией Матери,- это восхваление Ее девства и роли в Боговоплощении. Мария именуется Приснодевой (ειπρθενος - Hom. fest. 5. 4. 13// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 164). Она была Девой до рождения Христа, Иосиф не был Его отцом по плоти (Hom. fest. 1. 2. 2-3; 2. 22// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 26, 28). По выражению И. И., этот «невозделанный (γεργητος) сад» был возделан только Св. Духом (Hom. fest. 5. 2. 31-35// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 162). Однако и после рождения Сына Мария не перестает быть Девой: Христос вышел из чрева Матери, «оставив закрытыми двери Девы» (Hom. fest. 1. 3. 6-7// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 28). И. И. использует ряд традиц. библейских метафор, выражающих непорочное рождение Спасителя: Дева уподобляется неопалимой купине (Исх 3. 2), восточным вратам святилища (Иез 44. 1-2), запечатанному источнику (Песн 4. 12). Рождаясь от Нее, Христос «открывал рай и оставлял неповрежденной печать девства», Он воплотился «божественным действием» (Hom. fest. 5. 1. 28-29; 4. 23-25// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 160, 166). С восхвалением чистоты Пресв. Богородицы связаны наиболее характерные рассуждения И. И. о монашеской жизни (Hom. fest. 5. 5. 15-22// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 166-167).

http://pravenc.ru/text/674956.html

Интересно, что в древних актах 1719 года монастырь называется Покровским, а в документе 1723 года - Троицким. Князья Черкасские выделяли на содержание монастыря 29 рублей и 50 четвертей хлеба в год. В XVIII веке монастырь пришёл в упадок и число монашествующих было невелико. В 1748 году игумен Феоктист писал, что " в Покровском монастыре в прошедшие годы имелся иеромонах, а ныне ... не имеется и священнодействие исправляю токмо я... А в моём отъезде церковь Божия стоит праздно, без пения " . Жилые и хозяйственные постройки в этот период были " все ветхи и за тем ни к какому употреблению, кроме топления печей, на дрова, не годны " . В соответствии с указом Екатерины II " Об учреждении монастырских штатов " 19 июня 1764 года монастырь был закрыт. Трёх живших здесь монахов переселили в Спасокукоцкий монастырь в селе Сербилово (ныне Гаврило-Посадский район). Новый владелец села граф П.Б.Шереметев хлопотал в Консистории и в Синоде о восстановлении монастыря: " Означенный Покровский монастырь построен и содержан был иждивением покойного тестя моего князя Алексея Михайловича, также и впредь содержан будет моим иждивением и на довольной руге " . Однако эти просьбы не удовлетворили и после закрытия монастыря храмы были приписаны вначале к Крестовоздвиженской церкви, а с 1768 года организовали самостоятельный приход. В начале XIX века на средства фабрикантов Ямановских к Покровскому храму пристроили четыре паперти, оформленные колоннами в традициях классицизма. В 1822 году установили новые иконостасы - семиярусный в главном храме и четырёхъярусные в приделах. Через четыре года художники из Тейкова братья Т.А. и Е.А.Медведевы выполнили настенную живопись. В Покровской церкви хранилась главная святыня Иванова - икона Казанской Божьей Матери в позолочённом окладе, украшенном жемчугом, рубинами и алмазными звездами. День памяти её - 8 июля - широко отмечался в Иваново-Вознесенске и сопровождался грандиозным крестным ходом к Казанской часовне на Лежневской улице. В 1815 году по разрешению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта братья Гандурины перенесли Троицкую деревянную церковь на старое Успенское кладбище (улица Смирнова). Вместо неё начали строительство нового кирпичного Троицкого храма на средства И.В.Гандурина. Он долгое время жил в Астрахани, где занимался торговлей ситцем, а под старость вернулся в Иваново. Не имея наследников, Иосиф Васильевич решил все свои капиталы использовать на постройку храма. Однако он умер в 1813 году так и не увидев выстроенного здания. Строительство продолжили его братья Иван и Ермолай.

http://sobory.ru/article/?object=04583

О Пресвятой Деве Марии, Которая по Божественному определению должна была послужить таинству воплощения Сына Божия, св. Ефрем говорит: а) что Она как действительно есть, так и должна быть почитаема Материю Бога. Эту истину св. Ефрем высказывает когда говорит, что Мария родила Бога 112 , что Бог Слово сошёл во чрево Девы Марии, что Мария, зачав Сына соделалась небом, носящим Бога, чертогом в котором обитал Царь царей, ветвью, износящей гроздь, источником, из которого истекла вода живая для жаждущих... «Того, Которого носят Херувимы, носят длани Марии; Бога, Который ни чем не объемлется, объемлет и носит Мариам; Царь, пред Котором трепещут Ангелы, лежит на персях Девы и она объемлет Его и лобызает, как младенца. Небеса – престол Его славы, и Он покоится на коленах Марии» 113 , В молитвах к Пресвятой Деве св. Ефрем везде называет Её Богородицею, Богородительнецею, Матерью Божиею 114 . б) Учит, что рождение Сына Божия Пресвятою Девою преестественно; ибо Она зачала бессеменно, пребыла Девою в зачатии, безболезненно родила и по рождестве пребыла Девою. «Зачала неразтленно Дева, – говорит св. Ефрем, – и родила безболезненно... Сын родился не от семени плотского, и чрево плодоносило отроча без мужа, который бы содействовал деторождению... Едина жена родила без мужа, потому что Раждаемый был чужд повреждения. Родила Дева, ибо Рождаемый Ею есть источник чистоты; не познавшая сласти служила рождению Сына, ибо родила победителя страстей... Не страдала Мария, как жена, и не имела болезней рождения; как Дева... не человек требовал рождения от Девы, но Бог» В другом месте св. Ефрем говорит, что как Иисус Христос восстал из гроба, не разрушив печати гроба, так вошёл во чрево Девы и исшёл из него не нарушив девства. «Воскресением Своим Ты уверяешь не верующих о рождестве Твоём; потому что пребыло заключённым чрево Матери Твоей, как запечатан остался гроб. Чист во чреве и жив во гробе... Преестественно чрево родило Тебя и гроб отдал Тебя. Гроб, в котором положили Тебя мёртвого, запечатан был, чтобы стеречь; девственно было чрево, которое не познало мужа» 115 , подобным образом и в других местах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ne...

О Пресвятой Деве Марии, Которая по Божественному определению должна была послужить таинству воплощения Сына Божия, св. Ефрем говорит: а) что Она как действительно есть, так и должна быть почитаема Материю Бога. Эту истину св. Ефрем высказывает, когда говорит, что Мария родила Бога 113 , что Бог Слово сошёл во чрево Девы Марии, что Мария, зачав Сына соделалась небом, носящим Бога, чертогом в котором обитал Царь царей, ветвью, износящею грозд, источником, из которого истекла вода живая для жаждущих... «Того, Которого носят херувимы, носят длани Марии; Бога, Который ничем не объемлется, объемлет и носить Мариам; Царь, пред Котором трепещут Ангелы, лежит на персях Девы и она объемлет Его и лобызает, как младенца. Небеса – престол Его славы, и Он покоится на коленах Марии» 114 . В молитвах к Пресвятой Деве св. Ефрем везде называет. Её Богородицею, Богородительницею, Материю Божиею 115 . б) Учит, что рождение Сына Божия Пресвятою Девою преестественно; ибо Она зачала безсеменно, пребыла Девою в зачатия, безболезненно родила и по рождестве пребыла Девою. «Зачала неразтленно Дева, говорит св. Ефрем, и родила безболезненно... Сын родился не от семени плотского, и чрево плодоносило Отроча без мужа, который бы содействовал деторождению... Едина Жена родила без мужа, потому что Рождаемый был чужд повреждения. Родила Дева, ибо Рождаемый Ею есть источник чистоты; не познавшая сласти служила рождению Сына, ибо родила победителя страстей... Не страдала Мария, как жена, и не имела болезней рождения; как Дева... не человек требовал рождения от Девы, но Бог». В другом месте св. Ефрем говорит, что как Иисус Христос восстал из гроба, не разрушив печати гроба, так вошёл во чрево Девы и исшёл из него, не нарушив девства. – «Воскресением Своим Ты уверяешь не верующих о рождестве Твоём; потому что пребыло заключённым чрево Матери Твоей, как запечатан остался гроб. Чист во чреве и жив во гробе... Преестественно чрево родило Тебя и гроб отдал Тебя. Гроб, в котором положили Тебя мёртвого, запечатан был, чтобы стеречь; девственно было чрево, которое не познало мужа» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010