születésnapjára. Bdpst., 2004. P. 101-110; idem. Le rivelazioni di S. Elisabetta d " Ungheria//Annuario, 2002-2004: Conf. e convegni/Acad. d " Ungheria in Roma. R., 2005. P. 248-263; Gecser O. S. Elizabetta d " Ungheria e il miracolo delle rose//Ibid. P. 240-247; Эксле О. Г. Бедность и призрение бедных ок. 1200 г.: К вопр. о понимании добровольной бедности Елизаветы Тюрингской//Диалог со временем: Альм. интеллектуальной истории. М., 2006. Вып. 16. С. 159-202; Назаренко А. В. Св. Елизавета Тюрингенская и прмц. Елисавета (вел. кн. Елизавета Фёдоровна)//Вел. кн. Сергий Александрович (1875-1905) в истории рус. гос-ва и культуры: Мат-лы церк.-науч. конф., 17-18 февр. 2005 г. М., 2007. С. 110-119. Э. Небольсин Иконография Св. Елизавета Тюрингская помогает страждующему. 1493 г. Мастерская Йорга Сирлина (капелла св. Лаврентия в Роттвайле) Св. Елизавета Тюрингская помогает страждующему. 1493 г. Мастерская Йорга Сирлина (капелла св. Лаврентия в Роттвайле) Почитание Е., первоначально связанное с местами ее подвижнической жизни и погребения, вскоре распространилось на всю Европу: ок. 1240 г. в Граве (совр. пров. Сев. Брабант, Нидерланды) стараниями Юлиуса фон Нассау основана церковь, посвященная Е., в 1251 г. во имя Е. освящен храм в Словень-Градеце (Словения), с XIV в. Е. почитаема в Торуне (Польша), где в это время выстроили здание конвента ордена, к которому принадлежала Е. Храмы, освященные во имя Е., возводились в XVII-XVIII вв. в Ахене, Граце, Клагенфурте, Линце, Люксембурге, позже - в Нойбурге-ан-дер-Донау, Вене, Праге, Брно, Братиславе, Будапеште, Гумбольдте (пров. Саскачеван, Канада) и т. д. Единоличные образы Е. встречаются с XIII в. Ее изображают: как княжну в полосатом платье (фреска Симоне Мартини, ок. 1325, Нижняя ц. Сан-Франческо, Ассизи; картина последователя Луки Синьорелли, нач. XV в., Городской музей, Читта-ди-Кастелло); как замужнюю даму или вдову в однотонном платье и плаще, с покрытой головой (картина Липпо Мемми, 1-я пол. XIV в., Палаццо Веккьо, Флоренция) или в мантии, отороченной мехом (т.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Климат морской тропический. Среднемесячная температура на юж. островах - 27°C, на северных - 30°C, осадков соответственно 500-600 и 1000-1200 мм в год. Для сев. островов с июля по окт. характерны ураганы. Население Население Н. составляет 17 082 тыс. чел. (оценка 2017 г.). Из них ок. 77,9% - «лица нидерландского происхождения» (у к-рых оба родителя родились в Н.), остальные - «лица иностранного происхождения» (у которых один или оба родителя род. за рубежом). По оценочным данным на 2012 г., более 2/3 коренных жителей составляют голландцы (преобладают в 10 из 12 провинций), ок. 1/10 - фламандцы (гл. обр. в юж. провинциях Сев. Брабант и Лимбург), 2,7% - фризы (в основном на севере, в пров. Фрисландия и частично в пров. Гронинген). Среди проживающих в Н. иностранцев доля иммигрантов из др. стран Запада (к ним офиц. статистика относит страны Европы (исключая Турцию) и Сев. Америки, Японию, Индонезию и бывш. нидерланд. колонии в Океании) составляет 44,1%, из Турции - 10,6, из Марокко - 10,3, из Суринама - 9,3, из бывш. нидерланд. Антильских о-вов и Арубы - 4% (офиц. данные за 2016). По офиц. данным, годовой прирост населения в Н.- 0,46% (2015), уровень рождаемости - 10,1 на 1 тыс. жителей (2016), уровень смертности - 8,7 на 1 тыс. жителей (2016), уровень фертильности - 1,8 ребенка на 1 женщину (2016). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 81,4 года (мужчины - 79,2 года, женщины - 83,6 года) (2016). В возрастной структуре: лица моложе 20 лет - 22,5%, лица в возрасте от 20 до 65 лет - 59,3, лица 65 лет и старше - 18,2% (2016). Плотность населения - 502 чел. на кв. км (2015). Доля городского населения - 91,5% (2016). Население Арубы составляет 110,9 тыс. чел. (оценка 2017 г.), Кюрасао - 160,3 тыс. чел. (оценка 2017 г.), Синт-Мартена - 39,4 тыс. чел. (оценка 2016 г.). Государственное устройство Королевство Н.- суверенное гос-во, состоящее из 4 самоуправляющихся гос. образований: Н., Арубы, Кюрасао и Синт-Мартена. Все составные части имеют широкую автономию, но не могут выступать в качестве субъекта международного права.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Экзархат Нидерландов и Люксембурга Константинопольской Православной Церкви имеет на территории Н. 8 приходов: свт. Николая Чудотворца в Роттердаме, св. Екатерины Александрийской в Зандаме, Благовещения Пресв. Богородицы в Утрехте, св. Нектария Эгинского в Эйндховене, св. Порфирия Кавсокаливита в Тилбурге, св. Максима Исповедника в Горинхеме, св. Феофано в Неймегене, Богоматери Фанеромени в Венло, а также женский монастырь Рождества Пресв. Богородицы близ Астена (пров. Сев. Брабант). Правящим архиереем является митрополит Бельгийский (кафедра в Брюсселе). Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата имеет на территории Н. 5 приходов: св. Жен-мироносиц в Бреде, св. первоверховных апостолов Петра и Павла в Девентере, вмч. Пантелеимона в Коллюмерпомпе (Фрисландия), св. Иоанна Златоуста и св. Серватия в Маастрихте, св. Бонифация и блж. Ксении Петербургской в Гааге (в процессе создания, своего храма нет), а также монастырь прор. Илии в Синт-Хуберте (Сев. Брабант). По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 17 тыс. православных верующих К-польского Патриархата (включая верующих Кипрской Православной Церкви ). Греческая правосл. ц. свт. Николая Чудотворца в Роттердаме. 1957 г. Архитекторы Т. Никс, Дж. Антониадис Греческая правосл. ц. свт. Николая Чудотворца в Роттердаме. 1957 г. Архитекторы Т. Никс, Дж. Антониадис С 2015 г. в Амерсфорте действует приход Пресв. Богородицы в юрисдикции митрополии Германии и Центральной Европы Антиохийской Православной Церкви. Для окормления верующих (гл. обр. беженцы из Сирии) был создан приход и направлен священник из Дамаска. Правящим архиереем является митрополит Германский и Центральноевропейский (кафедра в Берлине). Часовня в Неймегене (ныне используется приходами Сербской Православной Церкви и РПЦ). 1952 г. Архит. К. Паудеройен. Часовня в Неймегене (ныне используется приходами Сербской Православной Церкви и РПЦ). 1952 г. Архит. К. Паудеройен. Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 6 приходов в юрисдикции Западноевропейской епархии : св. Нектария Эгинского в Бреде, Рождества Пресв. Богородицы в Эммер-Компаскюме (пров. Дренте; службы проводят священники из приходов в Роттердаме и Утрехте), свт. Саввы Сербского в Неймегене, Св. Троицы в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Зандаме, прп. Симеона Мироточивого в Утрехте. По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 38 тыс. верующих Сербской Православной Церкви. Правящим архиереем является епископ Западноевропейский (кафедра в Париже). Большая часть серб. мигрантов переехала в Н. в 60-х гг. XX в. В 90-х гг. в Н. прибыли беженцы из бывш. Югославии. В 1969 г. для окормления общины из Сербии прислан прот. Иоанн Станич. В 1994 г. он стал 1-м настоятелем Свято-Никольского прихода в Амстердаме, созданного сербами, русскими и голландцами.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

городах. В 1987 г. нидерланд. мон. Мария (Хусклер), постриженная в гаагском мон-ре в 1965 г. и проживавшая с 1973 по 1986 г. в мон-рях Югославии и Греции, вернулась в Н. и после 3 лет пребывания в скиту прор. Илии в 1989 г. основала мон-рь Рождества Пресв. Богородицы в Астене. В монастыре на основании греческих подлинников редактировались богослужебные переводы, сделанные в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Гааге. В 2013 г. мон-рь Рождества Пресв. Богородицы участвовал в разработке нового совместного перевода литургии на нидерланд. язык, получившего благословение в К-польском Патриархате, Московском Патриархате и Западноевропейском Экзархате рус. приходов К-польского Патриархата. В 1988 г. духовный сын архим. Софрония (Сахарова), прот. Силуан Оссейл, создал в г. Эйндховене приход свт. Нектария Эгинского. С 2014 г. действует приход К-польского Патриархата в Тилбурге, с 2016 г.- в Зандаме и Венло, с 2017 г.- в Гааге. В настоящее время также действуют приходы в Горинхеме и Неймегене (годы основания неизв.). В 1972 г. прот. Иоанн Хавеман, бывш. настоятель ц. в честь Преображения Господня в Гронингене, основал общину святых Иоанна Златоуста и Серватия в Маастрихте. В 1974 г. она перешла из юрисдикции Московского Патриархата в Западноевропейский Экзархат русских приходов К-польского Патриархата (далее - Экзархат). В 1972 г. Пахом ван Неервен, бывш. католик, перешедший в Православие и проведший неск. лет в гаагском мон-ре св. Иоанна Крестителя, приобрел небольшой сельский дом в Синт-Хюберте (пров. Сев. Брабант). Он поселился в доме и обустроил в нем церковь, основав по благословению еп. Роттердамского Дионисия (Лукина) скит в честь св. прор. Илии. В том же году в обустроенной им церкви 1-ю службу провел прот. Иоанн Хавеман. В 1974 г. Пахом был пострижен в монахи и рукоположен во иерея архиеп. Георгием (Тарасовым) в соборе св. Александра Невского в Париже; т. о. скит св. прор. Илии перешел в юрисдикцию Экзархата. Благодаря проповедническому таланту иером. Пахома вокруг скита возник небольшой приход, официально признанный архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛЬГИЯ [Королевство Бельгия; франц. Royaume de Belgique, фламанд. Koninkrijk België], гос-во в Зап. Европе. Территория: 32,5 тыс. кв. км. Столица: Брюссель (с пригородами 964 тыс. чел.- 2001), здесь находится штаб-квартира НАТО и заседает парламент ЕС. Крупнейшие города: Антверпен (470 тыс.), Гент (231 тыс.), Шарлеруа (207 тыс.), Льеж (195 тыс.). Офиц. языки: франц., нидерланд. (фламанд.) и нем. Район распространения нидерланд. языка - север страны, насчитывает 5,95 млн жителей (58%), франц. (Валлония) - 3,35 млн (32,2%). На востоке Валлонии район распространения нем. языка, где проживает ок. 71 тыс. чел. География. Граничит на севере с Нидерландами, на востоке с Германией и Люксембургом, на юге и юго-западе с Францией. На северо-западе омывается Северным м. Выделяются 3 географических региона: прибрежная равнина (исторически вост. часть графства Фландрия), центральное плато (исторически юж. часть герц-ства Брабант) и возвышенность Арденны (исторически часть герц-ства Люксембург). Прибрежная равнина находится на северо-западе и состоит из песчаных дюн и польдеров (участков земли, отвоеванных у моря путем строительства дамб). Ширина полосы этого региона от 16 до 48 км, средняя высота над уровнем моря ок. 10 м. Центральное плато - невысокий участок, состоящий из плодородных равнин. Возвышенность Арденны - покрытое лесами плато, средняя высота к-рого ок. 460 м. Арденны расположены на юго-востоке Б. и частично на северо-востоке Франции. Самая высокая точка - Ботранж (694 м). Главные реки - Шельда и Маас, берущие начало во Франции. Почвы бурые и подзолистые. Широколиственные леса (ок. 19,7% территории). Преобладают культурные ландшафты. Многочисленные резерваты и природные парки (От-Фань, Калмтхаут и др.). Население: ок. 10263 тыс. чел. (2001), средняя плотность населения одна из самых высоких в Европе (ок. 330 чел. на кв. км). Этнические группы: фламандцы (58%), валлоны (32,5%), французы и немцы.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Поэтому, больше, чем на архивные акты, Хейзинга, в своей реконструкции эпохи, опирается на религиозную и рыцарскую поэзию, на «Хронику» певца турниров Фруассара, на мемуары дю Клерка и Шателена, на живопись Ван Эйка. При этом, он пишет, все-таки, не искусствоведческую или этнографическую монографию, но большую историю позднего средневековья, и свой специфический материал выбирает не ради читательского успеха, а потому, что чрез него ему удается воссоздать ментальность человека средневековья, в которой – ключ к наиболее глубокому пониманию этой эпохи. Свою задачу историк формулирует уже в подзаголовке этого труда – «Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV века во Франции и Нидерландах». В этом отношении Й. Хейзинга идет по стопам Буркхардта, но, в отличие от предшественника, который с восторженным интересом погружался в мир Ренессансной Европы, Хейзинга, выбравший предметом исследования 14 и 15 столетия, в которых другие историки, либо искали корни Ренессанса, либо обнаруживали его уже сложившимся культурным феноменом, и не только в Италии, но и в Нидерландах, находит самоценной культуру позднего средневековья. Сам он пишет об этом так: «здесь делается попытка увидеть в XIV и XV вв. не возвещение Ренессанса, но завершение средневековья, попытка увидеть средневековую культуру в ее последней жизненной фазе, как дерево, плоды которого полностью завершили свое развитие, налились соком и уже перезрели» (Й. Хейзинга. Осень средневековья. М., 1988, с. 5). Географически, предмет его исследований – Бургундия, в которую во времена Филиппа Доброго и Карла Смелого входили также и нидерландские провинции: Фландрия, Голландия, Брабант – своего рода, эпицентр средневековой Европы, или Европа, в виде миниатюрного прототипа, поскольку на этой земле не просто соприкасались, но образовывали сложное сплетение два больших Европейских этноса – германский и романский – французский. Открытие Хейзинга, которое вышло за границы его частной исторической темы, – это огромное значение игры, как источника художественной деятельности, как, отнюдь, не периферийного, а, скорее, центрального феномена культуры. Игре Хейзинга посвятил еще один свой шедевр – написанный через два десятилетия после «Осени средневековья» философский трактат «Homo ludens» («Человек играющий»). Конечно, с точки зрения справедливой и придирчивой критики, требующей строгого соблюдения пропорций, запрещающей искажать исследуемый объект, Хейзинга преувеличивал значимость игры в культуре и ментальности общества, в том числе, и позднесредневекового, но его гипербола, его парадокс оказались плодотворными, для философии, истории и такой новой дисциплины, как культурология, у истоков которой стоит «позднее средневековье».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Провал планов преобразовать Н. в курфюршество Свящ. Римской империи, невозможность после Варфоломеевской ночи рассчитывать на помощь франц. протестантов и успехи восстания на севере страны побудили Вильгельма Оранского перейти на сторону фактически отделившихся провинций. В окт. 1572 г. он прибыл в Голландию и возглавил борьбу против испанцев. Он полагался на поддержку кальвинист. консисторий и защищал идеи веротерпимости. В Голландии и Зеландии была признана свобода вероисповедания, однако вскоре проведение католич. служб, в т. ч. в частных домах, было запрещено. В 1572 г. в Горкуме и Алкмаре были убиты неск. католич. монахов и священников, отказавшихся перейти в кальвинизм (19 горкумских мучеников были канонизированы Римско-католической Церковью в 1867). При этом нидерланд. протестанты были весьма терпимы по отношению к приезжавшим из др. стран религ. меньшинствам (протестант. беженцам, иудеям, мусульманам, православным, представителям Древних Восточных Церквей и др.). В 1573 г., оставаясь сторонником веротерпимости, Вильгельм Оранский перешел в кальвинизм. Альба бросил все силы на подавление восстания на севере, однако после блестящей победы голландцев в сражении за Лейден (окт. 1574) военные действия были приостановлены. Провал политики герц. Альбы стал очевиден, он был отозван в Испанию. Тактика испан. властей в Н. изменилась. Новый наместник Л. де Рекесенс-и-Суньига в февр. 1575 г. в Бреде начал с восставшими провинциями переговоры, которые не увенчались успехом. После смерти Рекесенса-и-Суньиги в марте 1576 г. власть перешла к Государственному совету, к-рый уже с трудом удерживал под контролем Н. Летом 1576 г. в испан. армии, давно не получавшей жалованья и продовольствия, начался бунт: испан. отряды двинулись на юг Н., захватывая и разоряя города. В этих условиях Фландрия и Брабант также выступили против испанцев. 4 сент. 1576 г. в Брюсселе восставшие арестовали членов Государственного совета, ликвидировав последний орган испан. власти в стране. Генеральные штаты стали руководить Н.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Рост городов и развитие товарно-денежных отношений создали основу для объединения мелких феодальных владений в более крупные (в частности, в 1299 графство Голландия объединилось с графством Геннегау, в 1323 присоединило Зеландию). В то же время Голландия и Утрехт вступили в борьбу за фризские земли: в кон. XIII в. Юж. Фрисландия была захвачена Утрехтом, Западная и частично Центр. Фрисландия, а также область р. Амстел - Голландией, которая в нач. XIV в. заняла ведущие позиции в регионе и вышла на международную политическую арену. Опираясь на возросшее экономическое и политическое значение городов, графы Голландии, Зеландии и Гелдерна, епископы Утрехтские проводили в своих владениях политику централизации, что вызывало противодействие и внутренние конфликты (в XIV-XV вв. борьба «крючков» и «трески» в Голландии, династические конфликты в Утрехте и Гелдерне). В тот период в Голландии (1315), затем в Зеландии, Гелдерне, Оверэйсселе и Утрехте возникли сословно-представительные учреждения - т. н. собрания штатов. Позднее они превратились в провинциальные штаты - собрания представителей дворянства, духовенства и городов, во Фрисландии - также свободных крестьян. Монахи у аналоя с большой певческой книгой. Миниатюра часослова. Мастер В. Врелант. 1460–1670 гг. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, ABM h 18, Утрехт) Монахи у аналоя с большой певческой книгой. Миниатюра часослова. Мастер В. Врелант. 1460–1670 гг. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, ABM h 18, Утрехт) Во 2-й пол. XIV в. в регионе усилилось влияние Бургундского герцогства. В 1384 г. герцоги Бургундские присоединили к своим владениям Фландрию, в 1421 г.- Намюр, в 1430 г.- Брабант и Лимбург, в 1433 г.- Зеландию, Голландию и Геннегау, 1443 г.- Люксембург, 1473 г.- Гелдерн и Зютфен. Фрисландия, формально остававшаяся частью Свящ. Римской империи, но испытывавшая сильное бургундское влияние, так и не вошла в состав Бургундского гос-ва. Влияние герцогов Бургундских распространилось также и на церковные владения - Турне, Камбре, Льеж и Утрехт. Впервые после Карла Великого герцогам Бургундии удалось объединить почти всю территорию Исторических Н. в рамках одного гос-ва. Их политика в Н. заложила основы централизации, укрепила местные органы власти, упорядочила управление финансами: в 1464 г. были созданы Генеральные штаты и в 1473 г.- суд высшей инстанции. В «бургундский» период Н. превратились в один из самых богатых и процветающих европ. регионов, началось формирование ренессансной культуры.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В 1482 г., после смерти Марии Бургундской, верховная власть в Н. перешла к Габсбургам. Максимилиану Габсбургу, правившему в Н. в качестве регента при сыне Филиппе до 1493 г., удалось заметно укрепить центральную власть. Он преодолел оппозицию городов, в 1492 г. подавил мощное антиналоговое восстание крестьян и городского плебса в Сев. Голландии и Зап. Фрисландии, получившее название «война хлеба и сыра», положил конец борьбе «крючков» и «трески». Его политику продолжили Бургундский герц. Филипп Габсбург (1493-1506), при котором была отменена бóльшая часть положений «Великой привилегии», и его сын, герц. Карл II (1515-1555; впосл. император Свящ. Римской империи Карл V). На рубеже столетий важнейшим политическим фактором в Северных Н. оставалась начатая в 1492 г. герцогом Гелдернским Карлом Эгмонтом (1492-1538) и длившаяся более 40 лет борьба за независимость Гелдерна от власти Габсбургов. Нидерланды в XV-XVI вв. Нидерланды в XV-XVI вв. В 1512 г. все нидерландские владения Габсбургов были объединены в т. н. Бургундский округ империи. В 1524 г. к этому округу имп. Карл V присоединил Фрисландию. В том же году по рекомендации архиепископа Кёльнского капитулы и горожане Утрехта избрали своим епископом Генриха Баварского, оказавшегося между 2 противоборствующими сторонами - Карлом V и герцогом Гелдернским Карлом Эгмонтом. Под угрозой аннексии Утрехтского еп-ства герц-ством Гелдерн Генрих Баварский был вынужден обратиться за помощью к Габсбургам. В 1528 г. он поклялся в верности имп. Карлу V и передал ему все светские владения и права Утрехтских епископов, к-рыми они обладали с XI в. Т. о., Утрехтское еп-ство было секуляризировано и присоединено к Бургундскому округу. Западная часть епископских земель (Nedersticht) была преобразована в сеньорию Утрехт, восточная (Oversticht) - в сеньорию Оверэйссел. С того времени епископ Утрехта осуществлял только духовное попечение в пределах своего еп-ства и потерял политическое влияние в регионе. Карл V получил право номинировать кандидатов в епископы. В 1529 г. епископом Утрехта был поставлен кардинал нидерланд. происхождения Виллем ван Энкевойрт, к-рый, активно участвуя в политике Папского престола, редко посещал Н. Льеж сохранил статус епископства-княжества, в церковном отношении подчинялся Кёльнскому архиеп-ству, в адм. отношении входил в Нижнерейнский-Вестфальский округ империи. В 1536 г. Карлу V удалось присоединить к своим владениям также Гронинген и Дренте. В 1543 г., после долгого противостояния Карла V с Карлом Эгмонтом и смерти последнего (1538), не оставившего законных наследников, Карл V захватил Гелдерн. Т. о., в состав Бургундского округа вошли 17 провинций Н.: герц-ства Брабант, Лимбург, Люксембург, Гелдерн; графства Фландрия, Артуа, Геннегау (Эно), Голландия, Зеландия, Намюр; сеньории Фрисландия, Мехелен, Утрехт, Оверэйссел, Дренте, Гронинген, Лилль (с Дуэ и Орши). Согласно Прагматической санкции (1549), Бургундский округ мог быть передан в наследство только как единое целое.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

К кон. XI в. на территории Исторических Н. оформились наиболее значительные светские владения: на юге - графства Фландрия, Лувен (Лёвен; с кон. XII в. герц-ство Брабант), Геннегау (Эно), Намюр, Лимбург (герцогство предположительно с 1165) и Люксембург (с 1354 герцогство); на севере - графства Голландия, Гелдерн (с 1339 герцогство) и ряд сеньорий и более мелких владений, формально зависимых от Свящ. Римской империи. Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Старые епископские города и бенедиктинские мон-ри наравне с новыми обителями в Н. имели широкие связи с культурными центрами Франции, Италии, Византии. Льежский еп. Эраклий (959-971) в своих сочинениях цитировал Теренция, Цицерона, Персия, Ювенала, и, возможно, Саллюстия. Льежский еп. Ратхер Веронский (953-955) комментировал «Анналы» Тита Ливия; Ноткер, также занимавший Льежскую кафедру (972-1008), был хорошо знаком с Гербертом Орийакским (папа Сильвестр II в 999-1003). В XI в. в мон-рях и кафедральных капитулах Н., особенно в Утрехте, преподавали свободные искусства (см. Artes liberales ) и глоссировали сочинения лат. классиков. В Утрехте, Тиле, Льеже, Ставло-Мальмеди, Жамблу и др. центрах Н. продолжали развиваться заложенные в каролингскую эпоху традиции изучения музыки, истории, книжной миниатюры. В развитии историописания в Н. особая роль принадлежит Альперту Мецскому, монаху, работавшему в мон-ре св. Вальбурги в Тиле. В своем историческом трактате «О различии времен» (De diversitate temporum) он описал мн. исторические реалии Н. X-XI вв. Большую популярность при дворах светских сеньоров получил такой жанр историописания, как yeeste (от лат. gesta), повествовавший о деяниях правителей. Среди наиболее известных авторов, работавших в этом жанре, были Фолкуин - составитель хроники аббатов Лоба с кон. X по сер. XI в., Сигеберт из Жамблу, Ламберт-младший из мон-ря св. Губерта, Рауль из Синт-Трёйдена, Херигер Лобский, Ансельм из кафедрального капитула во Льеже и др. Среди памятников книжной иллюстрации Н. того периода следует отметить Евангелиарий Юдифи Фландрской и Евангелиарий аббатства Эгмонд.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

  001     002    003    004    005