Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВОЛЬД Гервольд [лат. Gervoldus] († 806), свт. (пам. зап. 18 авг.), еп. г. Эврё (Франция). Сведения о жизни Г. содержатся в «Деяниях аббатов Фонтанеллы». Дядя св. Ансегиза, аббата Флавиньи, духовник Бертранды, дочери имп. Карла Великого , благодаря покровительству к-рой и получил епископскую кафедру г. Эврё. Г. отказался от епископства в 787 г. в пользу своего племянника Герольда и стал аббатом мон-ря Фонтанелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель). Заботился о благоустройстве аббатства, в частности основал при нем школу, пожертвовал множество драгоценных литургических предметов, ввел богослужение по рим. образцу. Г. также приписывается сочинение новых церковных напевов. В 806 г. во время посещения одного из имений аббатства - Пьерпон (совр. Сен-Совёр-де-Пьерпон) - Г. тяжело заболел и умер. Память Г. отмечалась в аббатстве Фонтенель до 1720 г., в Эврё до 1737 г. совместно с др. епископами этого города. Ист.: Gesta abbatum Fontanellensium//MGH. SS. T. 2. P. 291-293. Лит.: Vissone D. Gervold//DHGE. Vol. 20. Col. 1100-1101; Van Doren R. Gervoldo//BiblSS. Vol. 6. Col. 306. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ († 611), свт. (пам. зап. 6 окт.), архиеп. Битуригский (совр. Бурж, Центр. Франция). Согласно древним диптихам, занимал епископскую кафедру в течение 9 лет. Мощи находились в Сент-Утрий-дю-Шато в Бурже. В 1562 г. они были уничтожены гугенотами. Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 413-416. Лит.: Aigrain R. Apollinaire (11)//DHGE. T. 3. Col. 993; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 22, 25. Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/75616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ [древневерхненем. Adalgar, Adalger - благородный воин] († 909), свт. (пам. зап. 9 мая). Монах мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Германия); с 888 г. архиепископ Бременский и Гамбургский. Добился независимости своего архиеп-ства от Кёльнской кафедры. Лит.: May O. H. Regesten der Erzb. von Bremen. Hannover, 1928-1937. А. С. Н. Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/63446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ [Амброзий; лат. Ambrosius от греч. μβρσιος - принадлежащий бессмертным, божественный] († ок. 455), свт. (пам. зап.3 сент.), 12-й архиеп. г. Санс (Центр. Франция), преемник Сиклина; имя его значится только в поздних мартирологах. Мощи А. из ц. святых Гервасия и Протасия в 876 г. были перенесены в мон-рь св. Петра Живого. Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 660. Лит.: Couillault C. Ambroise (8)//DHGE. T. 2. Col. 1108. А. И. М. Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/114344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗИН Базúн [лат. Basinus] († 4.03.705), свт. (пам. зап. 4 марта), архиеп. Трирский. Представитель знатного франк. рода. До возведения на кафедру был монахом, затем настоятелем мон-ря св. Максимина в Трире (Германия). Преемником Б. на кафедре г. Трира стал его племянник св. Лиутвин . Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 313. Лит.: LNH. S. 159; Allemang G. Basin//DHGE. Vol. 6. Col. 1244. Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/77370.html

школах. Это решение было негативно встречено как франк. знатью, так и монашеством (мн. мон-ри получали плату за обучение). Вероятно, после 817 г. в нек-рых крупных мон-рях появились раздельные школы для мирян и буд. монахов, напр. в Санкт-Галлене: в монастырской хронике Ратберта ( Ratpert. St. Galler Klostergeschichte (Casus sancti Galli)/Ed. H. Steiner//MGH. Script. Rer. Germ. T. 75. P. 136-239) упоминается о монастырской школе (schola claustri) и сторонних учениках (canonici), проходивших обучение в аббатстве, а на плане «идеального» мон-ря (ок. 825), к-рый сохранился в б-ке аббатства Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 1092), но был создан, по-видимому, в Райхенау, обозначена школа, отделенная от квартала новициев. Очевидно, что решение Ахенского Собора выполнялось не везде, поскольку даже в крупном имперском мон-ре Сен-Рикье по-прежнему действовала общая школа. Псалтирь имп. Карла Великого. 795–800 гг. (Paris. lat. 13159. Fol. 118v — 119) Псалтирь имп. Карла Великого. 795–800 гг. (Paris. lat. 13159. Fol. 118v — 119) С 20-х гг. IX в. двор перестает быть средоточием образования и культуры во Франкской империи. Интеллектуальными и духовными центрами становятся мон-ри (Сен-Дени, Сен-Рикье, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Корби, Сен-Мартен в Туре, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Ферьер, Лорш, Фульда, Райхенау, Санкт-Галлен) и епископские города (Реймс, Лион, Санс, Безансон, Кёльн и Трир). Известность получили епископские школы в Орлеане, Меце, Реймсе, Лане, Льеже и Утрехте. С нач. IX в. наблюдается культурный подъем в Италии - в Павии, Вероне, Милане, Риме. Реформы Каролингов в сфере образования сначала имели скорее количественный, нежели качественный характер. Предполагалось увеличить число школ, ученики к-рых получали начальное образование: основы лат. грамматики, элементарные правила чтения и письма, счета и песнопения, знание нек-рых священных текстов и молитв. Определяющей была ориентация на тексты Свящ. Писания. Едва научившись читать, ученик приступал к изучению Псалтири; следовало заучить все 150 псалмов, для чего использовались самые разные методы: копирование отдельных стихов на таблички, постоянное цитирование вслух, пение.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

(помимо нескольких не вполне достоверных) практически не сохранилось; в настоящее время они известны в составе различных сборников, первые из них датируются уже нач. IX в. Первыми стали собирать К., вероятно, гос. посланники (или их окружение), среди к-рых нередко были графы или епископы. Так, ок. 806 г. Гербольд, еп. Льежский (785 или 787-810), собрал 6 К., изданных Карлом Великим, ряд статей из «Салической правды» и «Рипуарской правды», неск. писем и 3 собственных епископских К. Др. раннее собрание К. (анонимное) было создано в нач. IX в. в окружении одного из государевых посланцев в Аквитании. Оно сохранилось в рукописи кон. IX в. (Voss. lat. Q.119), куда включены также тексты по римскому праву и «варварские правды». Наиболее важное и авторитетное собрание К. составил в 827 г. Ансегиз, аббат мон-ря Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель). Его сборник включает 26 К., разделенных на 4 книги: «церковные» и «светские» К., изданные Карлом Великим и Людовиком Благочестивым (MGH. Capit. N. S. T. 1). Создание этого сборника было, вероятно, инициативой Ансегиза, совпавшей с попытками Людовика Благочестивого и его окружения упорядочить распространение К. и создать их архив в придворной канцелярии. Собрание Ансегиза вскоре стало своего рода «официальным» сборником К., оно неоднократно копировалось придворными писцами. Тексты из него часто цитировались (с указанием книги и главы) в К., изданных Карлом Лысым между 853 и 873 гг. Второе наиболее известное собрание К., дополнявшее сборник Ансегиза, было составлено в 50-х гг. IX в. автором, скрывшимся под псевдонимом Бенедикт Левита (диак. Бенедикт) (возможно, связанным с Реймсским архиеп-ством). Оно включает большое число поддельных или переработанных подлинных К. (MGH. Leg. Const. T. 2. Pars 2. P. 39-158). Сохранились др. сборники К. (как правило, анонимных) IX-XI вв., во многих из них присутствуют также рим. правовые тексты и «варварские правды», напр. «Книга законов» (Liber legum) Лупа Ферьерского, датируемая 30-ми гг. IX в. Отдельные К., а также сборники Ансегиза и Бенедикта Левиты стали важными источниками католич.

http://pravenc.ru/text/1470341.html

VIII в. в монастыре Сент-Авольд и впоследствии хранилась в кафедральном соборе в Меце. Самые поздние местные добавления в основном тексте М. относятся к 791-792 гг. (Bern. Burgerbibl. 289; см.: Tribout de Morembert H. Manuscrits de l " abbaye de Saint-Avold (VIIIe-IXe siècle)//Saint Chrodegang. Metz, 1967. P. 185-187). Эта же версия Иеронимова М. представлена фрагментом из Лорша (IX в.- Vat. Palat. lat. 238. Fol. 75r - 77v). Третья полная рукопись М. была создана между 756 и 772 гг., вероятно, в аббатстве Фонтенель (Сен-Вандрий) и впоследствии хранилась в аббатстве Вайсенбург (Висамбур) (Wolfenbüttel. Herzog August Bibl. Guelf. 81 Weiss.). Известен также ряд сокращенных редакций Иеронимова М. Текст нейстрийской редакции сохранился в рукописи, созданной в X в. в Сансе (фрагменты: Vat. Reg. lat. 567, с 27 июля по 5 сент.; Paris. Nouv. acq. lat. 1604, с 25 дек. по 8 июня), и в рукописи XI в. из аббатства Корби (Paris. lat. 12410; на ней основано изд.: PL. 30. Col. 435-486). В М. из Тамлахты (Таллахта), составленном ок. 800 г. или, согласно П. О Риану, ок. 830 г., к сильно сокращенному тексту Иеронимова М. добавлены дни памяти многочисленных ирландских святых. Текст М. из Тамлахты сохранился в «Лейнстерской книге», выполненной во 2-й пол. XII в. (Dublin. Trinity College. 1339 (H.2.18); листы с текстом М.: Dublin. Univ. College. A 3; изд.: The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931; см.: Ó Riain. 1990). В большинстве рукописей Иеронимова М. содержатся более поздние дополнения: имена местных святых, заметки об исторических событиях и т. д. (о рукописях см.: MartHieron. P. IV-XXXVIII; MartHieron. Comment. P. X-XV; Aigrain. 2000. P. 40-44). Ранние дополнения, внесенные в VII-VIII вв. в текст М., позволяют определить происхождение версий, представленных в сохранившихся манускриптах. Так, текст бернской рукописи скорее всего происходил из г. Битуриги (ныне Бурж) (см.: Reumont H. Le plus ancien martyrologe de la cathédrale de Metz//Revue ecclésiastique de Metz.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Луп Ферьерский восхищался б-кой Эйнгарда, созданной еще до того, как тот стал аббатом мон-ря Зелигенштадт. Графы Вильгельм и Ротхарий, основавшие аббатства Желлон и Шарру соответственно, передали в библиотечные собрания свои книжные коллекции. Личными экземплярами Евангелий, гомилиариев, антифонариев, Псалтирей, сборниками проповедей, агиографическими сочинениями, пенитенциалиями, постановлениями церковных синодов часто владели и простые клирики. Орнаментальный инициал перед началом чтений в Евангелии имп. Карла Великого (Евангелие Годескалька). 781–783 гг. (Paris. Nouv. acq. lat. 1203. Fol. 4) Орнаментальный инициал перед началом чтений в Евангелии имп. Карла Великого (Евангелие Годескалька). 781–783 гг. (Paris. Nouv. acq. lat. 1203. Fol. 4) Одним из главных способов пополнения книжных собраний было получение в дар. Вручение книги (как правило, Библии) королю монахами той или иной обители стало в IX в. частым сюжетом каролингской книжной миниатюры. Правители в свою очередь нередко жаловали аббатствам дорогие и роскошно украшенные кодексы, выделяли мон-рям материальную помощь для поддержания рукописных фондов в надлежащем состоянии. Аббаты мон-ря Сен-Вандрий-де-Фонтенель передали в собрание обители десятки рукописей. Так же поступали аббаты и монахи Санкт-Галлена, Боббио и Санкт-Эммерама. Архиеп. Гинкмар Реймсский даровал кафедральной б-ке Реймса свое книжное собрание; хореп. Мадальвин завещал книги еп-ству Пассау, диакон Ландон - мон-рю Санта-Мария-ди-Альбането, а некий пресв. Вальгарий - мон-рю Сизуэн. Большое значение имел обмен рукописями между скрипториями при различных церквах и мон-рях. Нередко собрания пополнялись личными фондами монахов и ученых. В составе б-ки мон-ря Райхенау хранились десятки томов, переписанных для собственных нужд мон. Регинбертом. Луп Ферьерский переписал множество рукописей для себя и своих учеников. В случае опасности коллекции крупных мон-рей нередко укрывали в др. обителях. Так, монахи Санкт-Галлена временно передали свои книги в Райхенау, а братия мон-ря Сен-Ва в Аррасе перевезла книжное собрание в Бове. Обычно книги хранились в т. н. армариях - сундуках или шкафах, запиравшихся на замок; для обширных книжных собраний нередко отводились целые комнаты. Не все манускрипты находились в одном месте: книги, используемые в богослужении, как правило, держали отдельно - в церкви, вместе с литургическими одеяниями и утварью. Учебные книги почти не выносились из монастырских или соборных школ. Рост потребности в книжной продукции способствовал формированию практики передачи книг во временное пользование частным лицам - клирикам и мирянам. Эта практика была характерна прежде всего для церковных б-к и зафиксирована в книжных инвентарях. Монастырские собрания, напротив, оставались в целом закрытыми; некоторые книги иногда могли на время выдаваться епископам, пресвитерам или настоятелям других обителей, и лишь в исключительных случаях заимствовать книгу из монастырской б-ки могли миряне.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛ МАРТЕЛЛ [лат. Carolus (Karolus) Martellus] (ок. 688 - 22.10. 741, Каризиак (ныне Кьерзи)), майордом Австразии (с 717) и Нейстрии (с 718/9), правитель королевства франков из рода Пипинидов ( Каролингов ) при королях из династии Меровингов . Внебрачный сын Пипина II Геристальского († 714), майордома Австразии. Дети К. М.: Карломан († 754) и Пипин Короткий (король франков в 751-768) и несколько дочерей от 1-го брака с Хротрудой († 725), сын Грифон († 753) от 2-го брака с Суннихильдой (Сванахильдой), а также незаконнорожденные сыновья - Бернард, Иероним и св. Ремигий, еп. Ротомагский (Руанский) (755-771). В кон. 80-х гг. VII в. майордом Пипин II Геристальский, глава знатного рода в Австразии, стал фактическим правителем Австразии и Нейстрии. После его смерти не осталось прямых наследников, и его вдова Плектруда велела заключить К. М. под стражу, чтобы обеспечить переход власти к внуку Пипина Теодоальду. Знать Нейстрии отвергла Теодоальда и избрала майордомом некоего Рагамфреда, который возвел на престол кор. Хильперика II (715/6-721). Он сместил сторонников Пипина Геристальского из числа церковных и светских должностных лиц, в т. ч. настоятелей крупных мон-рей Фонтанелла (Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Корбея (см. Корби ). В союзе с фризами и саксами войска Хильперика II вторглись в Австразию, осадили Колонию (ныне Кёльн), где укрылась Плектруда, и вынудили ее отдать королевскую казну. Сопротивление королю и майордому Нейстрии оказал К. М., бежавший из заключения и собравший военный отряд. В 717 г. он одержал победу над нейстрийцами при Винциаке (Венши, близ г. Камбре), вступил в Колонию и возвел на престол Австразии кор. Хлотаря IV (717-719). О поддержке, оказанной К. М. церковными иерархами Австразии, свидетельствует тот факт, что св. Виллиброрд , ранее пользовавшийся покровительством Плектруды, крестил одного из сыновей майордома - Пипина Короткого ( Alcuinus. Vita Willibrordi. 23//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 133). Вероятно, при участии К. М. было установлено почитание св. Ламберта , еп. Моза-Траектского (Маастрихтского) († ок. 705), который некогда выступал против связи Пипина II с Альпаидой, матерью К. М., и был убит ее сторонниками (Vita Landiberti episcopi Traiectensis vetustissima. 25-27//Ibid. T. 6. P. 378-382; см.: Gerberding. 1987. P. 129; Wood. 1994. P. 271).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

   001    002   003     004    005