191-229 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 229-280 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 280-320 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) 321-351 351-352 352-387 387-388 ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель 388-389 389-391 ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова 391-392 ГРЭМ Уильям (Билли) Франклин (род. 1918), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель 392-393 393-394 ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник 394-396 ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу 396-399 ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ 399-400 ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви 400-401 401-402 402-403 403-405 ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) 405-411 ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) 411-412 ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Агнелл не упоминает о Е. как о святом. Точное время возникновения почитания неизвестно, оно прослеживается лишь с XVI в. Е. был погребен в оратории св. Назария при базилике Сан-Витале. В 1581 г. после освидетельствования мощей над ними был воздвигнут алтарь. Останки Е. покоились в древнем саркофаге VI в. до 1731 г. (фрагменты саркофага вновь обретены в 1899-1900), когда их вместе с мощами свт. Урсицина поместили в саркофаг свт. Виктора, установленный в ц. Сан-Витале. В 1903 г., во время реставрации базилики, они были перенесены в резиденцию архиепископа. В 1953 г. мощи святых были возвращены в церковь, в наст. время они почивают в капелле «Святая святых». Ист.: BHL, N 2381; ActaSS. Iul. T. 6. P. 444-446; Agnellus. Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis. 57-61//MGH. Scr. Lang. P. 318-322; LP. P. 275-278; Anonymus Valesianus. 29 32/Ed. R. Cessi//Anonymus Valesianus: Fragmenta historica ab Henrico et Hadriano Valesio. Città di Castello, 1913. P. 20. (RIS; 24, 4). Лит.: Pfeilschifter G. Der Ostgotenkönig Theoderich der Grosse u. die katholische Kirche. Münster, 1896; Br é hier L. Justin et le rétablissemant de l " orthodoxie en Orient// Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 423-436; Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb. (Mass.), 1950. P. 214; Nordström C. O. Ravennastudien. Stockholm, 1953; Benz S. Ecclesius//DHGE. T. 14. Col. 1345-1349; Lucchesi G. Ecclesio Celio//BiblSS. Vol. 4. Col. 896-898; Бородин О. Р. Экономические противоречия в среде равеннского духовенства в VI-VIII вв.//ВВ. 1996. Вып. 56(81). С. 32-36. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/189651.html

После удаления св. Батхильды в мон-рь Кала и прихода к власти в Нейстрии и Бургундии кор. Теодориха III и майордома Эброина Г. оказался вовлечен в конфликт между Эброином и бургундской знатью во главе со св. Леодегарием, выступив на стороне последнего. В 675/6 г. увещевание Г. удержало Эброина от нападения на св. Леодегария (Passio Leodegarii. 17). Однако спустя нек-рое время сторонники Эброина, среди к-рых был Дидон, еп. г. Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон), вик. Г., подступили к Августодуну (совр. Отён) и захватили епископа этого города. Затем они направились к Лугдуну, намереваясь захватить Г.; однако на его защиту поднялась вся паства, и сторонники Эброина были вынуждены отступить (Ibid. 26). В последний раз имя Г. появляется в связи с Собором в Маласке (совр. Мале) 677/8 г., на к-ром был осужден Храмлин, еп. г. Эбредун (совр. Амбрён), за то, что занял кафедру без утверждения королем. В послании кор. Теодориха III, составленном в связи с Собором, Г. фигурирует на 1-м месте среди митрополитов Галлии, что указывает на его высокий авторитет и положение (Praeceptio. 7). Место захоронения Г. неизвестно. Согласно одной традиции, он был погребен в мон-ре Кала рядом со св. Батхильдой. Более поздняя средневек. традиция помещает его могилу в ц. св. Назария (Сен-Низье) в Лионе. Наконец, поздняя традиция, фиксируемая с XVI в., на основании упоминания в Житии св. Вандрегизиля делает Г. 2-м после Вандрегизиля настоятелем мон-ря Фонтинелла; эта традиция стала поводом для особого почитания Г. в аббатстве Сен-Вандрий-де-Фонтенель. Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 352-356; Vita S. Balthildis. 4, 7-9//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 486, 491-494; Passio S. Leodegarii. 17, 26//Ibid. T. 5. P. 229, 307; Vita S. Bertilae. 4//Ibid. T. 6. P. 105; Teodorici III ecclesiasticae et monasticae praeceptiones. 7//PL. 87. Col. 1326-1328. Лит.: Coville A. Recherches sur l " histoire de Lyon du Ve au IXe s. (450-800). P., 1928. P. 416-421; Aubert R. Genès (9)//DHGE. T. 20. Col. 413-414; Mathon G. Genesio di Lyon//BiblSS. T. 6. Col. 120.

http://pravenc.ru/text/162027.html

Церковь Богоматери претерпела ряд перестроек. Ок. 1267-1270 гг. был сооружен новый готический хор, от к-рого частично сохранились 2 капеллы. В 1688-1692 гг. вместо деревянной кровли был возведен ложноготический свод на нервюрах. После закрытия мон-ря храм быстро обветшал. В 1802 г. был взорван хор, остальное здание использовалось как каменоломня до 1824 г. Заботы о консервации руин проявила семья Лепель-Куанте, владевшая храмом с 1852 г. К кон. XIX в. Ж. становится знаменитым благодаря В. Гюго, назвавшему его «самой прекрасной руиной Франции». С 1947 г. Ж. принадлежит гос-ву. Помимо церквей в Ж. сохранились руины зала монастырской гостиницы (1-я пол. XII в.) с геометрическими фризами и масками на зап. фасаде, привратницкая с готическим сводом XIII-XIV вв., остатки клуатра, сооруженного в XVI в., и дом аббата XVIII в. Из скриптория Ж. происходит много рукописей X-XII вв. (в т. ч. ряд англосакс. манускриптов), хранящихся в наст. время в муниципальной б-ке Руана. Лит.: Anfray M. L " architecture normande, son influence dans le nord de la France aux XIe et XIIe siècles. P., 19394; Jumièges: Congrès scientifique du XIIIe centenaire. Rouen, 1955. 2 vol.; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800 to 1200. Baltimore, 1959. P. 278-280; Liess R. Der frühromanische Kirchenbau des 11. Jh. in der Normandie. Münch., 1967; Musset L. Normandie romane. St.-Léger Vauban, 1974. Vol. 2: La Haute-Normandie. P. 61-123; L " architecture normande au Moyen Âge. Condé-sur-Noireau, 1997. 2 vol.; Le Maho J. L " abbaye de Jumièges. P., 2001; L " architecture normande en Europe: Identités et échanges du XIe siècle а nos jours/Éd. M. Meade, W. Szambien. Marseille, 2002. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв.

http://pravenc.ru/text/182383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/115826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХАРД († 3.10.959, мон-рь Бронь), прп. (пам. зап. 3 окт.), аббат мон-ря Бронь (совр. Сен-Жерар-де-Бронь, пров. Намюр, Бельгия), реформатор католич. монашества. Согласно Житию XI в. (BHL, N 3422), род. в поместье Стапсуль (близ дер. Став в графстве Лом, совр. пров. Намюр). Происходил из знатной семьи, его отец Стаций был герцогом Н. Лотарингии, по матери Г., возможно, приходился племянником еп. Льежскому Стефану. В юности проходил воинскую службу при гр. Беренгарии. Однажды, сопровождая Беренгария на охоте, Г. зашел в церковь в поместье Бронь, где ему явились апостолы Петр и Павел, повелевшие основать на этом месте мон-рь и перенести сюда мощи мч. Евгения II , архиеп. Толедского. В 919 г. Г. основал при церкви в поместье Бронь мон-рь каноников. Вскоре Беренгарий отправил Г. в Париж для тайных переговоров с герц. Нейстрии Робертом (в 922-923 король зап. франков). Будучи в Париже, святой посетил аббатство Сен-Дени, где во время богослужения услышал песнопение в честь мч. Евгения и понял, что это тот самый мученик, о к-ром ему было сказано в видении. Попросив у монахов аббатства Сен-Дени частицы мощей св. Евгения, он перенес их в Бронь (29 июля 919), где со временем распространилось почитание этого святого как небесного покровителя мон-ря. Тогда же началось строительство мон-ря, в 921 г. кор. Карл III Простоватый даровал аббатству ряд привилегий. В 920 г. Г. оставил службу у Беренгария и стал монахом аббатства Сен-Дени. В 921 г. рукоположен во иподиакона, в 922 г.- во диакона. В том же году как представитель Гуго Великого, гр. Парижского и аббата парижских мон-рей Сен-Дени и Сен-Жермен-де-Пре, ездил в Тур, где получил мощи нек-рых святых, возможно и мощи прп. Венанция . В 927 г., после рукоположения во пресвитера, Г. вернулся в Бронь. Между 925 и 936 гг. аббатство Бронь было освящено Рохерием, еп. Льежским. В 30-х гг. герц. Гизельберт Лотарингский поручил Г. провести реформу мон-ря Сен-Гилен (совр. пров. Эно, Бельгия), разоренного норманнами. Г. прежде всего потребовал от герцога возвращения монастырских владений, присвоенных отцом Гизельберта Райнером I. После того как были возвращены земли, Г. ввел в мон-ре бенедиктинский устав и заменил регулярных каноников киновийным бенедиктинским монашеством, восстановил экономическую жизнь аббатства. Успех реформы в Сен-Гилене (936-938) привлек внимание гр. Фландрии Арнульфа, к-рый пригласил Г. восстановить мон-рь св. Петра на горе Бланден (Синт-Питерсабдей, в черте совр. г. Гента). Позднее Г. провел реформы мон-рей св. Бавона Гентского (Синт-Бафсабдей, также в черте совр. г. Гента), св. Бертина (Сен-Бертен), св. Рихария (Сен-Рикье), св. Аманда (Сент-Аман), Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель). В нек-рых обителях Г. становился на время настоятелем, в других ставил аббатом кого-либо из своих учеников. Незадолго до смерти преподобный вернулся в мон-рь Бронь, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/164889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ГУДУЛА († до 714), св. дева (пам. зап. 8 янв., местное почитание в Генте - 19 янв.; перенесение мощей 6 июля и 16 нояб.), покровительница Брюсселя

http://pravenc.ru/rubrics/122298_52.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЗИДЕРИЙ И РЕГИНФРИД [лат. Desiderius et Reginfridus] (кон. VII - нач. VIII в.), мученики в Альсегаудийском паге (сельском округе) (обл. Ажуа, нем. Эльсгау) в Юж. Эльзасе (пам. зап. 17 сент., перенесение мощей - 25 окт.). Житие Д. и Р. было составлено в кон. VIII в., приблизительно через 80 лет после их мученической кончины. Его главными источниками послужили предания о мучениках. Согласно Житию, Д. был епископом г. Редоны (совр. Рен, Франция). Вместе со своим архидиак. Р. и др. христианами он отправился в паломничество в Рим. Обратно паломники шли кратчайшим путем через горы Восег (совр. Вогезы). В местности Мортунаугия (совр. обл. Ортенау, Германия) у Д. возникло столкновение с неким местным епископом, к-рого мученик обличил в ереси. Дело разбирал алеманнский герц. Виллихарий, к-рый обвинил Д. в том, что он смущал народ. Епископ предложил решить спор с помощью ордалии (Божия суда). Д. и епископ-еретик бросили свои пастырские посохи в костер; посох еретика немедленно сгорел, а посох Д. остался невредимым. После этого герцог и весь народ признали правоту учения Д. Получив от герцога богатые дары, Д. и Р. отправились дальше. Перейдя через горы, они остановились у некой монахини, к-рая из-за засухи смогла предложить им лишь неполный сосуд воды. После молитвы епископа сосуд наполнился до краев. Отслужив литургию в местной ц. св. Мартина, Д. и Р. покинули селение. В глухой лесистой местности на них напали разбойники. Д. и Р. погибли, их слуге Виллиберту удалось бежать. Он вернулся в селение и рассказал о случившемся местному пресвитеру. Тот перенес тела мучеников в церковь и с честью похоронил. Вскоре возникло местное почитание Д. и Р., селение получило название в честь мучеников (совр. Сен-Дизье-л " Эвек). Впосл. некий герц. (дукс) Рибиак хотел перенести мощи мучеников в др. место, однако посланные им люди не смогли поднять гробницы. От мощей совершались исцеления. Время мученической кончины Д. и Р. точно неизвестно; базилика, в которой хранились их мощи, упоминается между 735 и 737 гг. В Житии гибель мучеников датирована годами правления кор. Австразии Хильдерика II (662-675). Однако герц. Виллихарий правил в Алеманнии в нач. VIII в. (упом. в 709-712), поэтому, вероятно, в Житии подразумевается кор. Хильдеберт III (694-711). Имя Д. отсутствует в диптихах Редонского еп-ства, но сохранились сведения, что некий еп. Дезидерий в 688/9 г. на Соборе в Ротомаге (совр. Руан) подписал привилегию в пользу мон-ря Фонтинелла (Фонтанелла, совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) (Vita S. Ansberti. 18//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 632).

http://pravenc.ru/text/171583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО [лат. Hugo; франц. Hugues] († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж). Сведения о жизни Г. содержатся в «Gesta abbatum Fontanellensium» (Деяниях аббатов Фонтинеллы), созданных в этом мон-ре в 20-х - 30-х гг. IX в. 2-м источником является Житие, составленное Бальдерихом, архиеп. г. Доль (1107-1130), по просьбе аббата Жюмьежа Урсина. Наряду с множеством недостоверных и легендарных сообщений в Житии рассказывается о том, что Г. изгнал из города проституток, боролся с азартными играми и пьянством, устраивал трапезы для бедных. «Деяния...» об этих фактах умалчивают, описывая лишь деятельность Г. на благо мон-ря. Г. был сыном Дрогона, старшего сына франк. майордома Пипина II Геристальского. После смерти отца (708) воспитанием мальчика занималась его бабка по матери Альфледа. По ее совету Г. жертвовал земельные владения из доставшейся ему доли наследства мон-рям, особенно Фонтинелле. По протекции родственника, майордома Карла Мартелла, Г. был рукоположен во пресвитера и получил должность примицерия собора апостолов Петра и Павла (впосл. св. Арнульфа) в г. Меттис (совр. Мец). Ок. 720 г., также благодаря дяде, был поставлен архиепископом Ротомагским и получил в управление кафедры городов Паризии (совр. Париж) и Байокассы (совр. Байё). Формально он не был епископом этих городов, а являлся только управляющим (rector) кафедрами, однако до его смерти епископы на эти кафедры не поставлялись. Г. руководил аббатствами Геметик и Фонтинелла (724). В «Деяниях...» сообщается о том, как много он сделал для материального благополучия Фонтинеллы: он побуждал представителей франк. знати следовать его примеру и делать вклады в этот мон-рь. Г. разделил монастырские владения на 12 частей, каждая должна была поставлять необходимые средства для обеспечения обители в определенный месяц года. Автор «Деяний...» подчеркивает, что за это экономическое новшество, введенное Г., «его память пребывает благословенной». По-видимому, подобные хозяйственные реформы были проведены и в Геметике. Впосл. в этом мон-ре он скончался в преклонном возрасте и был погребен в главной церкви аббатства Пресв. Девы Марии. Во 2-й пол. IX в., когда аббатство Геметик подверглось нападению норманнов, мощи Г. были укрыты в имении Аспр (между Камбре и Валансьеном), где находился приорат аббатства Жюмьеж. В 1070 г. мощи были перенесены в новую церковь. В 1555 г. частица мощей Г. была передана в одну из церквей Руана.

http://pravenc.ru/text/168243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУЛЬФРАМ [лат. Wulframus; франц. Vulfran, Wulfran] († до 704), свт. (пам. зап. 15 окт., в рим. мартирологе Цезаря Барония 20 марта), архиеп. г. Сеноны (совр. Санс, Франция). Происходил из знатной семьи, с ранних лет родители готовили его к священству. Церковное служение начал в придворном клире франк. королей Нейстрии Хлотаря III (657-673) и Теодориха III (675-691), к-рый назначил В. архиепископом Сенон после 683 г. В 690-691 гг. В. оставил кафедру и после неск. месяцев пребывания в мон-ре Фонтенель (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) отправился миссионером к фризам. Миссионерская деятельность В. продолжалась 5 лет, однако не увенчалась крупным успехом. В 696-697 гг. он вернулся в Фонтенель, отказался от епископского сана и вел жизнь простого монаха. 31 марта 704 г., вскоре после кончины В., состоялось открытие и перенесение его мощей. Сохранилось 2 жития В. Краткое (Vita prima, brevior) было написано по просьбе аббата Фонтенеля Байна монахом этого мон-ря Ионой после перенесения мощей В. Это произведение содержит немного исторических сведений о святом. Ок. 752-756 гг. неизвестным автором было составлено пространное житие (Vita largior), позднее оно было переработано и расширено, в частности, сведениями о миссионерской деятельности В. среди фризов. Проповедь В. сравнивается по успехам с миссией св. Виллиброрда . В тексте заметно влияние Жития Виллиброрда, написанного Алкуином, к-рым автор, по-видимому, пользовался при описании миссии В., в XI в. были созданы «Чудеса св. Вульфрама». Мощи В. хранились в аббатстве Фонтенель до 1058 г., когда Гульельмо ди Тальвас, граф Понтьё, перенес частицу мощей святого в Абвиль (принадлежал в то время диоцезу Аррас, ныне диоцез Амьен), где они были помещены в специальной часовне. В 1639 г. по просьбе кор. Франции Людовика XIII частицы мощей В. из Абвиля были переданы церкви мон-ря Валь-де-Грас в Париже и в кафедральный собор Санса. Память В. особо отмечается в диоцезах Аррас, Амьен и Санс (Франция), Гент (Бельгия), Утрехт (Нидерланды). В Абвиле есть ц. св. Вульфрама. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 143-165. Лит.: Legris A. Les Vies interpolées des saints de Fontenelle//AnBoll. 1898. Vol. 17. P. 287-295; Brouette É. Vulfranno di Sens//BiblSS. Vol. 12. Col. 1363-1365. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161021.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010