Адревальд утверждал, что Айгульф был монахом во Флориаке (Флёри; ныне Сен-Бенуа-сюр-Луар) и доставил туда из Италии мощи св. Бенедикта (ср. сказание о перенесении мощей Бенедикта, также составленное Адревальдом (BHL, N 1117); в более раннем сказании (BHL, N 1116) нет упоминаний об Айгульфе). По просьбе насельников Леринского мон-ря франк. король назначил его аббатом, чтобы восстановить порядок в обители. Однако часть монахов во главе с Аркадием и Колумбом подняли мятеж. При поддержке Муммола, «принцепса» г. Ницерия, эти монахи взяли Лерин под контроль. Айгульф и его сторонники были заключены в темницу; их ослепили и вырезали им языки. Перед праздником Пасхи их отвезли на о-в Капразия, а затем убили на о-ве Аматуне, «расположенном между Корсикой и Сардинией». Узнав о гибели Айгульфа, его преемник Ригомир велел перенести мощи мучеников на Лерин. В перенесении мощей участвовала некая аббатиса Ангарисма, названная в Житии ученицей Айгульфа (ActaSS. Sept. T. 1. P. 747-755; сокращенное изложение см. в анонимном Житии Айгульфа (BHL, N 193), составленном, возможно, в XI в.). Предание о гибели Айгульфа могло быть вымышлено Адревальдом (в пользу этой версии говорят топонимы, которые трудно отождествить с реальными местами,- Ницерия (в рукописях также Узея и т. д.), Капразия (Капрассия), Эфес, Аматуна (Амаритина)). Однако в основе сказания, вероятно, лежат воспоминания о политическом конфликте, последовавшем за убийством Хильдерика II (кор. Нейстрии и Австразии в 673-675). На основании данных, приведенных в Житии, можно сделать вывод, что Айгульф пользовался покровительством франк. майордома Эброина († 680/1), его союзника св. Авдуина, еп. Ротомагского (Руанского), и его ставленника кор. Хлодвига III (675-676). Т. о., назначение Айгульфа могло быть связано с попытками нейстрийской аристократической группировки во главе с Эброином установить контроль над Леринским мон-рем. Вероятно, Айгульф был убит противниками майордома (к их числу принадлежал патриций Гектор, франк. наместник Прованса, убитый в 675 по инициативе Эброина,- см.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

[S. l.], 1702; Histoire des contestations sur la diplomatique. P., 1708; Ouvrages posthumes/Éd. V. Thuillier. P., 1724. 3 vol.; Correspondance inédite de Mabillon et de Montfaucon avec l " Italie/Éd. M. Valery. P., 1846. 3 vol.; Неизданные письма Мабильона/Публ.: Л. Г. Катушкина//СВ. 1966. Вып. 29. С. 276-288; Brèves réflexions sur quelques règles de l " histoire/Préface et notes par B. Barret-Kriegel. P., 1990; Œuvres choisies/Éd. D.-O. Hurel, H. Leclercq. P., 2007. Лит.: Jadart H. Dom Jean Mabillon (1632-1707): Étude suivie de documents inédits sur sa vie, ses œuvres, sa mémoire. Reims, 1879; Broglie E., de. Mabillon et la société de l " abbaye de Saint-Germain-des-Prés à la fin du XVIIe siècle, 1664-1707. P., 1888. 2 vol.; Mélanges et documents publiés à l " occasion du 2e centenaire de la mort de Mabillon. Ligugé; P., 1908; Denis P. Trois dissertations de Dom Mabillion. Ligugé, 1909; Bergkamp J. U. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Wash., 1928; D é ries L. Un moine et un savant: Dom Jean Mabillon, religieux bénédictin de la Congrégation de Saint-Maur (1632-1707). Ligugé, 1932; Heer G. Johannes Mabillon und die Schweizer Benediktiner: Ein Beitrag zur Geschichte der hist. Quellenforschung im 17. u. 18. Jh. St. Gallen, 1938; Leclercq H. Dom Mabillon. P., 1953-1957. 2 vol.; Fohlen J. Chifflet, d " Achery et Mabillon, une correspondance érudite dans la deuxième moitié du XVIIe siècle (1668-1675)//Bibl. de l " École des Chartes. P., 1968. Vol. 126. N 1. P. 135-186; Barret-Kriegel B. Jean Mabillon. P., 1988; eadem. La querelle Mabillon-Rancé. P., 1992; Fatouros G. Jean Mabillon//BBKL. Bd. 5. Sp. 511-514; Érudition et commerce épistolaire: Jean Mabillon et la tradition monastique/Éd. D.-O. Hurel. P., 2003; Stratford N. Jean Mabillon et Cluny//CRAI. 2007. Vol. 151. N 4. P. 1779-1791; Delumeau J. Dom Mabillon, le plus savant homme du royaume//Ibid. P. 1597-1604; Dom Jean Mabillon, figure majeure de l " Europe des lettres: Actes des 2 colloques du tricentenaire de la mort de Dom Mabillon: Abbaye de Solesmes, 18-19 mai 2007, Palais de l " Institut, 7-8 déc. 2007/Éd. J. Leclant, A. Vauchez, D.-O. Hurel. P., 2010; Aris R. Jean Mabillon (1632-1707)//Medieval Scholarship: Biogr. Stud. on the Formation of a Discipline/Ed. H. Damico, J. B. Zavadil. L.; N. Y., 20132. Vol. 1: History. P. 16-32. А. В. Русанов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561116.html

О. был датчанином по происхождению, его отец, до конца жизни остававшийся язычником, входил в один из отрядов викингов, вторгшихся в Британию в 70-х гг. IX в. Сам О. воспитывался в доме знатного и благочестивого англосакса Этельхельма, где принял крещение и затем был рукоположен во пресвитера. Сообщение Уильяма из Малмсбери о том, что О. до рукоположения был воином и участвовал в походах кор. Уэссекса Эдуарда Старшего (899-924), считается недостоверным. О. сопровождал Этельхельма в паломничестве в Рим, во время путешествия исцелил его от тяжелой болезни. По возвращении в Британию, в начале правления кор. Этельстана (до 928), О. был назначен на одну из епископских кафедр в Зап. Уэссексе (вероятнее всего, в Рамсбери). Согласно Рихеру Реймсскому ( Richer von Saint-Remi. Historiae/Ed. H. Hoffmann. Hanover, 2000. P. 100. (MGH. SS; 38)), О. по поручению Этельстана в 936 г. вел переговоры о возвращении во Францию и возведении на престол Людовика IV Заморского, сына кор. Карла III Простоватого (см. в ст. Каролинги ). По сообщению Эадмера ( Eadmer of Canterbury. 2006. P. 12-14), не подтверждаемому др. источниками, О. участвовал в походе кор. Этельстана, завершившемся разгромом скандинавско-шотл. коалиции в битве при Брунанбурге (937); во время битвы он чудесным образом вручил королю новый меч взамен сломанного. Влияние О. при дворе возросло при кор. Эдмунде. В 940 г. он вместе с архиеп. Йоркским Вульфстаном I вел переговоры о мире между Эдмундом и сканд. правителем Йорка Олафом Гутфритсоном, а в следующем году был назначен на освободившуюся архиепископскую кафедру Кентербери. О. ездил получать паллий в Рим и во время этого путешествия (либо в одной из предыдущих поездок на континент) принял монашеский постриг в аббатстве Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар), куда позднее отправил на обучение своего племянника св. Освальда (буд. епископа Вустерского и архиепископа Йоркского). О связях О. с континентальными монастырями свидетельствует включение его имени в поминальные книги (libri confraternitatis) аббатств Санкт-Галлен (как епископа Рамсбери) и Пфеффрс (как архиепископа Кентерберийского; см.: Keynes S. King Athelstan " s Books//Learning and Literature in Anglo-Saxon England: Studies presented to P. Clemoes on the Occasion of His 65th Birthday. Camb., 1985. P. 200-201).

http://pravenc.ru/text/2578217.html

Ист.: Gildae De excidio Britanniae. Fragmenta. Liber de paenitentia/Ed. H. Williams. L., 1899. P. 22-28; Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды/Пер., вступ. ст., примеч.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003. С. 177, 249-250; Beda. Chronica maiora//MGH. AA. T. 13. P. 295; idem. Hist. eccl. I 7// idem. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. Historia abbatum. Epistula ad Ecgberctum/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 21-22; ActaSS. Iul. T. 1. P. 17-18; MartRom. Comment. P. 264-265; Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина/Изд. подгот.: А. С. Бобович и др. М., 1984. С. 52. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. L., 1907. Vol. 1. P. 101-103; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 322; Levison W. St. Alban and St. Albans//Antiquity. Oxf., 1941. Vol. 15. P. 337-359; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954; Lucchesi G. Giulio, Aronne e compagni//BiblSS. Vol. 6. Col. 1235-1237; Thomas Ch. Christianity in Roman Britain to AD 500. Berkeley, 1981. P. 47-50, 133; Stephens G. R. Caerleon and the Martyrdom of SS. Aaron and Julius//Bull. of the Board of Celtic Studies. Cardiff, 1985. Vol. 32. P. 326-335; Knight J. K. Britain " s Other Martyrs: Julius, Aaron, and Alban at Caerleon//Alban and St. Albans: Roman and Medieval Architecture, Art and Archeology. 2001. P. 38-44; idem. Basilicas and Barrows: Christian Origins in Wales and Western Britain//The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe, AD 300-1300/Ed. M. Carver. Woodbridge; Rochester, 2003. P. 119-126; Sharpe R. Martyrs and Local Saints in Late Antique Britain//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. R. Sharpe, A. Thacker. Oxf., 2002. P. 75-154; Aubert R. Jules//DHGE. T. 28. Col. 471. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Les bénédictins de Saint-Maur. P., 1989-1991. 2 vol.; Hurel D.-O. L " histoire de la Congrégation de Saint-Maur: Quelques réflexions à propos d " un ouvrage recent//StMon. 1993. Vol. 35. P. 449-462; idem. The Benedictines of the Congregation of St.-Maur and the Church Fathers//The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolingians to the Maurists/Ed. I. Backus. Leiden, 1997. Vol. 2. P. 1009-1038; idem. Les mauristes, consommateurs et producteurs de livres aux XVIIe et XVIIIe siècles//Les religieux et leurs livres à l " époque moderne. Clermont-Ferrand, 2000. P. 177-194; idem. L " historiographie de la congrégation de Saint-Maur aux XIXe-XXe siècles: Bilan et perspectives de recherche//Revue Mabillon. N.S. 2002. T. 74. N 13. P. 7-24; idem. Les mauristes et les Lumières//RBen. 2004. Vol. 114. N 2. P. 382-394; idem. Les mauristes, historiens de la Congrégation de Saint-Maur aux XVIIe et XVIIIe siècles//Écrire son histoire: Les communautés régulières face à leur passé: Actes du 5e colloque intern., Saint-Étienne, 6-8 nov. 2002. Saint-Étienne, 2006. P. 257-274; idem. Mauristes et Bollandistes//AnBoll. 2008. Vol. 126. P. 337-369; L " érudition mauriste à Saint-Germain-des-Prés/Éd. P. Gasnault. P., 1999; Королев Г. И. Медиевистическая археография за рубежом: Тр. XVI-XVIII вв.: [Учеб. пособие]. М., 2001; Les mauristes à Saint-Germain-des-Prés: Actes/Éd. J.-C. Fredouille. Turnhout, 2001; Barbeau T. La spiritualité dans la congrégation de Saint-Maur: Bilan et perspectives d " étude//Revue Mabillon. N.S. 2002. Vol. 74. N 13. P. 35-51; Ch é dozeau B. La congrégation de Saint-Maur et le renouveau architectural du monachisme dans les abbayes du Bas-Languedoc//Ibid. P. 67-88; Leroy H. Les procédures juridiques et canoniques de réforme des monastères: L " exemple de la congrégation de Saint-Maur//Ibid. P. 25-34; Lenain Ph. Histoire littéraire des bénédictins de Saint-Maur. Louvain-la-Neuve, 2006-2014. 4 vol. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Сочинения Ж. отличаются критическим подходом к исследованию источников, использованием исторической методологии. Трактат, являющийся выдающимся памятником бенедиктинской муз. мысли, был популярен вплоть до ХХ в. Соч.: Règles communes et particulières pour la congrégation de Saint-Maur. S. l., 1663; La science et la pratique du plain-chant, où tout ce qui appartient à la pratique est étably par les principes de la science, et confirmé par le témoignage des anciens philosophes, des pères de l " Église, et des plus illustres musiciens. P., 1673; Idem/Enrichie de notes critiques et de tables par T. Nisard et A. Leclerc. P., 18472. Лит.: Tassin R. P. Histoire littéraire de la Congrégation de Saint-Maur. Brux., 1770; Fetis. BUM. T. 4. P. 457-458; Arbellot F., Boys A. Biographie des hommes illustres de l " ancienne province du Limousin. Limoges, 1854. Gen., 1971; Nisard T. Biographie de Dom Benoît de Jumilhac. P., 1865; Aubry P. Dom Jumilhac// Idem. La musicologie médiévale. P., 1900. P. 15-29; Brenet M. [De Bobillier Marie]. Additions inédites de Dom Jumilhac à son traité de «La science et la pratique du plain chant». P., 1902; Schneider H. Die französische Kompositionslehre in der ersten Hälfte des 17. Jh. Tutzing, 1972; Launay D. La musique religieuse en France du Concile de Trente à 1804. P., 1993; Vendrix P. Aux origines d " une disclipline historique: La musique et son histoire en France aux XVII et XVIII siècles. Gen., 1993; Duron J., é d. Plain-chant et liturgie en France au XVIIe siècle. P.; Klincksieck, 1997; Cohen A. Jumilhac P. B.//NGDMM. Vol. 13. P. 283; Davy-Rigaux C. Dom Pierre-Benoît de Jumilhac, promoteur et gardien de la science du chant de l " Église//Revue Mabillon. N. S. P., 2002. T. 13. P. 89-105. А. Ю. Вовк Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/182381.html

Затем каждому осужденному зачитывались протоколы следствия (частично или целиком) и приговор суда. Если осужденный раскаивался в совершенных грехах, ему читали отречение, к-рое он должен был повторить слово в слово и тем самым примириться с Церковью. После этого с раскаявшегося снимали отлучение и, как правило, смягчали наказание. Нераскаявшиеся же передавались в руки светской власти. Фактом передачи инквизиция провозглашала, что душу грешника спасти невозможно, остается покарать его тело, что входило в компетенцию светской власти. Такие приговоры обычно оканчивались пожеланием избегать кровопролития. На этом церемония собственно А. завершалась. Приговоренных к казни принимал гражданский чиновник, к-рый приказывал связать их и заключить в темницу. Неск. часов спустя (иногда на следующий день) их вели на место казни. Те, кто перед смертью все-таки просили о таинствах Покаяния и Причащения, сжигались предварительно умерщвленными, прочих же сжигали заживо, сожжению по приговору также подлежали изображения скрывшихся (т. н. казнь в изображении) и останки уже умерших еретиков. Самое большое число А. приходится на XVI-XVII вв., в т. ч. А. против протестантов на территории испан. Нидерландов при имп. Карле V , со 2-й пол. XVIII в. в связи с упразднением инквизиции их количество сокращается. Последнее А., завершившееся передачей осужденного в руки светской власти, прошло в Валенсии 29 сент. 1826 г. Ист.: Gui B. Manuel de l " inquisiteur/Éd. G. Mollat. P., 1927. T. 2. P. 55, 123-140; Sermões impressos dos autos da fé. Río de Janeiro, 1969. Лит.: Tanon L. Histoire des tribunaux de l " Inquisition en France. P., 1893. P. 423-431; Lea H. Ch. History of the Inquisition of the Spain. N. Y., 1907. T. 3. P. 209-227; Moeller Ch. Les bûchers et les autodafés de l " Inquisition depuis le Moyen Âge//RHE. 1913. Vol. 14. P. 720-751; Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914; Lambert A. Autodafé//DHGE. T. 5. Col. 815-823; Cassuto A. Bibliografia dos sermões de autos-da-fé impressos. Coimbra, 1955; Maisonneuve H. Études sur les origines de l " inquisition: L " Église et l " État au moyen âge. P., 1960; Guiraud J. L " Inquisition médievale. P., 1978; Llorente J. A. Hitoria crítica de la Inquisición en España. Madrid, 1980n; Hamilton B. The Medieval Inquisition. L., 1981; Maqueda Abreu C. El auto da fe . Madrid, 1992; см. также лит-ру в ст. Инквизиция. Г. А. Попова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/76820.html

1985. Bd. 13. S. 47-112; Becher M. Drogo und die Königserhebung Pippins//Frühmittelalterliche Studien. 1989. Bd. 23. S. 131-153; idem. Eine verschleierte Krise: Die Nachfolge Karl Martells 741 und die Anfänge der karolingischen Hofgeschichtsschreibung//Von Fakten und Fiktionen: Mittelalterliche Geschichtsdarstellungen und ihre kritische Aufarbeitung/Hrsg. J. Laudage. Köln, 2003. S. 95-133; Wolf G. G. Grifos Erbe, die Einsetzung König Childerichs III. und der Kampf um die Macht: Zugleich Bemerkungen zur karolingischen «Hofhistoriographie»//Archiv für Diplomatik. 1992. Bd. 38. S. 1-16; idem. Die Peripetie in des Bonifatius Wirksamkeit und die Resignation Karlmanns d. Ä. 745/47//Ibid. 1999. Bd. 45. S. 1-6; Rich é P. The Carolingians: A Family Who Forged Europe/Transl. M. I. Allen. Phil., 1993. P. 51-59; Wood I. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994. P. 287-292; Zeddies N. Bonifatius und zwei nützliche Rebellen: Die Häretiker Aldebert und Clemens//Ordnung und Aufruhr im Mittelalter: Historische und juristische Studien zur Rebellion. Fr./M., 1995. S. 217-263; Jong M., de. Monastic Prisoners or Opting Out?: Political Coercion and Honour in the Frankish Kingdoms//Topographies of Power in the Early Middle Ages/Ed. M. de Jong et al. Leiden; Boston, 2001. P. 291-328; Pohl W. History in Fragments: Montecassino " s Politics of Memory//Early Medieval Europe. Oxf., 2001. Vol. 10. P. 343-374; Geuenich D. «...noluerunt obtemperare ducibus Franchorum»: Zur bayerisch-alemannischen Opposition gegen die karolingischen Hausmeier//Der Dynastiewechsel von 751: Vorgeschichte, Legitimationsstrategien und Erinnerung/Hrsg. M. Becher, J. Jarnut. Münster, 2004. S. 129-143; Fouracre P. The Long Shadow of the Merovingians//Charlemagne: Empire and Society/Ed. J. Story. Manchester; N. Y., 2005. P. 5-21. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББОН ИЗ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар ( Флёри ), сторонник клюнийской реформы , ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда , архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp.//MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii//Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi//Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio/Ed. A. Van de Vyver// Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d " Abbo de Fleury//Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Орега inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis//PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement//Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДА [Ида Булонская, Арденнская; лат. Ida; франц. Ide] († 1113), блж. католич. Церкви (пам. зап. 13 апр.), мать Готфрида Бульонского , одного из предводителей 1-го крестового похода и основателя Иерусалимского королевства , и Балдуина I , кор. Иерусалима. Краткое анонимное Житие И. было составлено через 20 лет после ее смерти в мон-ре Сен-Мишель-дю-Ва (Ле-Ва, близ Булони, ныне Булонь-сюр-Мер). Вероятно, агиограф опирался на свидетельства тех, кто знали И. при жизни. Род. после 1040 г. Дочь герц. Н. Лотарингии Готфрида Бородатого, представителя Арденнского дома и потомка династии Каролингов, и Воды (Доды), принадлежавшей к местной лотарингской знати. Образование и воспитание получила в мон-ре Мюнстербилзен (ныне в черте г. Билзена, Бельгия). В 17 лет вышла замуж за гр. Булонского Евстахия II, от к-рого имела 3 сыновей - буд. гр. Евстахия III, Готфрида и Балдуина. Была известна как благодетельница ряда мон-рей во Фландрии, в т. ч. аббатства Сен-Бертен. После смерти супруга (1087) получив в распоряжение крупные материальные средства, И. основала мон-рь Сен-Вюльмер в Булони, приорат Ле-Ва и бенедиктинский мон-рь клюнийского типа Нотр-Дам-де-ла-Капель близ г. Кале. Состояла в дружеских отношениях с нек-рыми деятелями клюнийской реформы и видными богословами своего времени, переписывалась с архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Почиталась как святая еще при жизни. После кончины право захоронить И. в своих стенах оспаривали мон-рь Сен-Вюльмер и ц. Богоматери в Булони, восстановленная благодаря ее стараниям. В соответствии с предсмертным распоряжением похоронена в приорате Ле-Ва. В Житии содержатся сведения о чудесах у гробницы И., однако ее почитание долгое время оставалось локальным. В 1669 г. ее мощи были открыты и перенесены в Париж, в мон-рь бенедиктинской конгрегации Вечного поклонения Св. Дарам. В период Французской революции 1789-1799 гг. мощи И. хранились у частных лиц. В 1808 г. их почитание было возобновлено, святыня хранится в бенедиктинском мон-ре Св. Троицы в г. Байё. Ист.: BHL, N 4141-4142; ActaSS. Apr. T. 2. P. 139-105; Anselmus Cantuarinensis. Ep. 18, 56, 58//PL. 159. Col. 43-44, 90, 92. Лит.: Ducatel F. Vie de S. Ide de Lorraine, comtesse de Boulogne. [Arras], 1900; Van Doren R. Ida//BiblSS. Vol. 7. Col. 636-637; Aubert R. Ide de Boulogne//DHGE. T. 25. Col. 644-646; Ide de Lorraine, comtesse de Boulogne: Une Vie sainte en des temps difficiles (1040-1113). Bayeux, 1978; Dickès J.-P. S. Ide de Boulogne. Versailles, 2004. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/293535.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010