Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНДУРИ [лат. Banduri] Ансельм (ок. 1670, Рагуза, совр. Дубровник, Хорватия - 14.01.1743, Орлеан, Франция), ученый-патролог, филолог и историк, крупный представитель эрудитского направления в западноевроп. науке; занимался исследованием рукописей и публикацией источников по истории Византии. Потомок знатного рагузского рода; в молодости вступил в орден бенедиктинцев ; обучался в монастырской школе в Неаполе. После знакомства во Флоренции с Б. Монфоконом в 1701 г. Б. был отправлен в аббатство Сен-Жермен-де-Пре под Парижем для совершенствования своих знаний. Здесь на основе собрания греч. рукописей королевской б-ки Б. начал научную деятельность с патрологического исследования трудов свт. Никифора I , Патриарха К-польского, однако в дальнейшем его интересы все более смещались в сторону изучения источников по истории Византии. Среди рукописей королевской б-ки Б. впервые открыл текст «Патриа, или О происхождении города Константинополя» (Paris. gr. 3058) - средневек. путеводитель по св. местам и достопримечательностям визант. столицы. В 1711 г. это сочинение было опубликовано в составленном ученым двухтомном сборнике по археологии К-поля, в к-рый вошли ряд произведений визант. авторов, а также описания города путешественниками разных эпох, снабженные обширными комментариями Б.; в том же году он впервые опубликовал греч. текст «Сказания о крещении Руси», известного как «Бандуриева легенда» . В 1715 г. Б. был избран почетным членом франц. Академии надписей. С 1724 г. занимал должность библиотекаря при дворе герцога Орлеанского. Соч.: Imperium orientale sive antiquitates Constantinopolitanae. P., 1711. 2 vol.; Numismata imperatorum romanorum. P., 1712. 2 vol. Лит.: Br é hier L. Banduri//DHGE. T. 7. Col. 490-492; Duj ev I. Le testimonianze bizantine sui SS. Cirillo e Methodio// Duj ev I. Medioevo bizantino-slavo. R., 1968. T. 2. P. 39-41. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения ДЕ БООР Карл Готхард (1848 - 1923), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки

http://pravenc.ru/text/77482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Бриок. Икона. Кон. ХХ в. [лат. Briocus, Briocmaglus - почитаемый князь; франц. Brieuc] (V в.), св. (пам. зап. 1 мая, в Рене и Ване 11 мая, в Кемпере 13 мая), бриттский мон., родившийся в Кардигане (Юж. Уэльс). Достоверных сведений о жизни Б. не сохранилось. Согласно Житию, сложившемуся не ранее XI в., родители Б. Церпус и Эльдруда были язычниками, к-рым явился ангел, призвавший их отречься от язычества. Отец Б. отрекся, но тем не менее к христ. вере не обратился. Нек-рое время спустя ангел снова явился родителям с повелением поручить Б. св. еп. Герману Оксерскому, посланному в Англию для борьбы с ересью пелагианства , к-рый впосл. и стал его духовным наставником. Герман рукоположил Б. во священника, и тот отправился к своим родителям, чтобы убедить их принять христ. веру. Родственники отметили его приезд торжественным пиршеством, во время к-рого один из участников сломал бедро. Б. тут же исцелил его, произведя тем самым на всех большое впечатление. После явленного чуда родственники Б. обратились в христианство. В Житии также упоминается «чудо с кувшином»: в детстве Б. был наказан родителями за то, что подарил кувшин прокаженным, однако в ответ на его молитвы взамен утраченного чудесным образом появился дорогой медный. Большую часть жизни Б. провел в Уэльсе, согласно Житию, был назначен епископом, но уже в преклонном возрасте (ок. 480), спасаясь от набегов пиктов и саксов, вместе с др. бриттами бежал в Арморику (совр. Бретань, Зап. Франция). Морское чудовище, напавшее на корабль, на к-ром он плыл, исчезло сразу, как только святой начал читать молитвы. Согласно др. эпизоду Жития Б., один из вождей Корнуолла, Конан, принял христианство, став свидетелем того, как святой усмирил стаю волков, напавших на основанный Б. мон-рь Сен-Бриё, к-рый является предполагаемым местом его смерти. Ок. 850 г. мощи Б. были перенесены в Анжер, др. реликвии остались в кафедральном соборе мон-ря. Почитание Б. распространено в Уэльсе, Корнуолле и Бретани. Благодаря своим щедрости, великодушию и милосердию Б. стал покровителем тех, кто творит милостыню. В иконографической традиции он обычно изображается в виде старца, окруженного волками, с медным кувшином у ног. Ист.: Vita//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 162-188; ActaSS. Maii. T. 1. P. 99; Lobineau G. A. Les vies des saints de Bretagne. P., 1836. Vol. 1. P. 70. Лит.: Doble G.-H. S. Brieuc, sa vie et son culte. Saint-Brieuc, 1930; Bowen E. G. Saints, Seaways and Settlments in the Celtic Lands. Cardiff, 1977; Chardronnet J. Le livre d " or des saints de Bretagne. Coop Breizh, 1995, P. 40-43; Wallace M. A Little Book of Celtic Saints. L., 1995. P. 21-23; Rees E. Celtic Saints: Passionate Wanders. L., 2000. О. В. Казакова, К. Жуньеви Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР мч. Никомидийский (пам. зап. 16 марта). В Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) под 16 марта указана память Никомидийских мучеников К., Дионисия, Нонна, Серена, Кириаки, Милисы, Евгении, Иулиана, Асклипиодота. Из-за отсутствия в др. источниках сведений о К., пострадавшем в Никомидии, И. Делеэ предложил отождествить его с одноименным святым, претерпевшим мученическую кончину в Тарсе. Однако, по мнению совр. итал. исследователей, нельзя полностью исключать возможность того, что в Никомидии был мученик с таким же именем. Относительно др. мучеников из данного списка болландисты считают, что Дионисий - это мч. Дионисий, пострадавший в Фессалонике (см. ст. Дионисий , мч. Фессалоникийский); мч. Нонн, чье имя в форме жен. рода обозначено под 17 марта, пострадал в Римском Порте, он также упоминается 25 июля вместе с мч. Аконтием ; мч. Серен неизвестен по др. источникам. Вместо жен. имени Кириака (Ciriaca), к-рое повторяется в Иеронимовом Мартирологе 17 марта, по мнению И. Делеэ, должно быть муж. имя Кириак (Ciriacus); сведения об этом мученике содержатся в Мученичестве Маркелла, папы Римского (BHL, N 5234-5235; см. ст. Маркелл I , сщмч., еп. Римский, и др. мученики); однако совр. итал. исследователи считают, что Кириака является Никомидийской мученицей, память к-рой отмечена в Сирийском Мартирологе 411 г. под 1 марта и под 6 апр. Имя Милиса (Milisa) является искажением топографического указания «в Киликии» (in Cilicia) и имеет отношение к мч. Иулиану из списка Иеронимова Мартиролога, чья память в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) отмечена под 16 марта (SynCP. Col. 541; см. ст. Иулиан , мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня)). Асклипиодот, вероятно, является искажением имени матери мч. Иулиана Асклипиодоры; Евгения (Eugenia) в данном тексте не имя собственное, а определение «благородный», характеризующее мч. Иулиана, к-рый, согласно греч. источникам, был знатного происхождения. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 712; MartHieron. Р. 165, 212; MartRom. P. 115, 158. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 653; Ridolfini F. S. P. Castore//BiblSS. Vol. 3. Col. 941-943; Bardy G. Castor//DHGE. T. 11. Col. 1455. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1681321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [лат. Dionysius] († нач. IV в.), св. (пам. зап. 26 февр.), по легенде, 1-й еп. г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург, Германия). Вероятно, Д., управлявший христ. общиной г. Августа Винделиков, происходил с о-ва Кипр и был пресвитером. Д. упоминается как дядя мц. Афры в повести об обращении святой епископом г. Герунда (совр. Жерона, Испания) Нарциссом (Conuersio Afrae. 8). Нарцисс превратил дом матери Афры, св. Иларии, в церковь и рукоположил Д. во пресвитера. Д. похоронил мц. Афру, после чего был схвачен и принял мученическую смерть во время гонения при имп. Диоклетиане (303-304). После Миланского эдикта в Августе Винделиков была учреждена епископская кафедра. 1-м епископом стал Зосим, о к-ром ничего не известно. Впосл. его отождествили с Д. Это произошло после обретения мощей Д. в базилике святых Ульриха и Афры в Аугсбурге (нач. XII в.). В диптихах Аугсбургского еп-ства (XI в.) имя Д. предшествует перечню епископов с уточнением, что он был пресвитером, однако в списке Аугсбургских епископов (ок. 1167) сообщается, что Д. был 1-м епископом города и до обращения в христианство носил имя Зосим. Окончательное утверждение почитания Д. произошло в 1252 г., когда еп. Гартман фон Диллинген (1248-1286) с согласия Римского папы Александра IV положил мощи Д. под алтарем святых Д., Кириака и Иларии в базилике святых Ульриха и Афры. День освящения алтаря (26 февр.) стал днем памяти Д. (с нач. XVI в.). Ист.: Conversio et Passio Afrae//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 61; Catalogus episcoporum Augustensium et abbatum S. Afrae//MGH. SS. T. 13. P. 278-279; Series episcoporum et abbatum Germaniae: Ser. episcoporum Augustanorum//Ibid. P. 333-335; ActaSS. Febr. T. 3. P. 361-363. Лит.: BHL, N 112; Bigelmair A. Die Afra-Legende//Archiv für die Geschichte des Hochstifts Augsburg. Augsburg, 1911. Bd. 1. S. 139-221; Falkenstein L. Die heilige Afra//Lebensbilder aus dem bayerischen Schwaben. Weissenhorn, 1952. Bd. 1. S. 1-29; idem. Dionigi di Augusta//BiblSS. T. 4. Col. 637-638; Van Doren D. Denys d " Augsbourg//DHGE. Vol. 14. Col. 253. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/178347.html

20 окт. должна праздноваться во всех храмах города и в архидиаконии Сантарен. В 1586 г. память И. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог. В 1162 г. впервые упоминается ц. во имя св. Ирины в совр. фрегезии Санта-Ирия-да-Рибейра-ди-Сантарен, при которой в XIV в. существовал капитул каноников (упразднен в 1851). По местному преданию, храм был основан в вестгот. эпоху, однако сведения об этом отсутствуют. Наиболее ранние части существующего здания, выдержанного в формах провинциального португ. барокко кон. XVII-XVIII в., относятся к XV в. Ист.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 909-912; Antiphonarium mozarabicum de la catedral de León. León, 1928. P. XXXVII; Breviarium Bracarense: Pars Autumnalis. R., 1922. P. XXXVI, 815-819. Лит.: Fl ó rez H. España Sagrada. Madrid, 1758. T. 14. P. 193-196, 389-391; A[rmando] da S[ilva]. O romance de Santa Iria//Revista do Minho. Barcellos etc., 1912. Vol. 20. P. 79-83; MartRom. Comment. P. 464, 466; Gaiffier B., de. Le Bréviaire d " Évora de 1548 et l " hagiographie ibérique//AnBoll. 1942. T. 60. P. 131-139; idem. Hagiographie hispanique//Ibid. 1948. T. 66. P. 299-318; P é rez Vidal J. Sta Irene: Contribución al estudio de un romance tradicional//Revista de dialectologia y tradiciones populares. Madrid, 1948. Vol. 4. P. 518-569; Oliveira M., de. Santa Iria e Santarém// Idem. Lenda e história: Estudios hagiográficos. Lisboa, 1964. P. 5-55; Fern á ndez Alonso J. Irene di Portogallo//BiblSS. Vol. 7. Col. 889-890; Jesus da Costa A., de. Santa Iria e Santarém: Revisão de um problema hagiográfico e toponímico//Revista Portuguesa de História. Lisboa, 1972. Vol. 14. P. 9-63, 521-530; idem. Irène (Iria) de Santarem//DHGE. T. 25. Col. 1468-1472; Fernandes de Almeida A. Considerações acerca de Santa Iria: Identificação, lendas e toponímia//Caminiana. Caminha, 1985. Vol. 7. P. 159-225; Mata L. O «cais» de Santa Iria: Uma reflexão sobre uma velha questão//Revista Lusófona de Ciência das Religões. Lisboa, 2007. N 11. P. 271-293. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/673957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕТУЛИЙ, АМАНТИЙ, КЕРЕАЛ И ПРИМИТИВ [лат. Getulius, Amantius, Cerealis, Primitivus], мученики Римские (пам. зап. 10 июня), современники имп. Адриана (117-138). Согласно Житию (BHL. T. 1. N 3524-3525), Г. был знатным человеком из Тибура (ныне Тиволи, Италия), где находилась загородная резиденция имп. Адриана. Г. оставил жену и детей и отправился проповедовать веру во Христа в Габии (обл. Сабина; 50 км по Соляной дороге от Рима). Амантий, брат Г., трибун рим. армии, тайный христианин. По приказу имп. Адриана, знакомый Амантия трибун Кереал должен был арестовать Г., но сам обратился ко Христу и принял крещение. Император приказал арестовать всех троих вместе с их другом Примитивом. В тюрьме они не отказались от веры во Христа и были приговорены к сожжению, но огонь не коснулся Г., и он был обезглавлен. Мощи Г. покоились в одном из его имений в Сабине. Совр. исследователи считают Житие Г. легендарным; по стилистическим и композиционным признакам оно сближается со «Страстями св. Симфорозы» (BHL. T. 2. N 7971; VI-VIII вв.). У Жития Г. есть множество текстологических совпадений и с Житием св. Зотика (BHL. T. 2. N 9028); при этом остается неясным, какое из житий следует считать первичным, а какое - заимствованием. В рим. традиции поздней античности Г. и Амантий поминались в храмах на Лабиканской дороге 10 февр. вместе со св. Зотиком. Св. Примитив в Мартирологе блж. Иеронима упомянут под различными датами; сообщается, что его могила находилась на Пренестинской дороге. В эпоху поздней античности известен культ некоего святого в Сабине, но его имя нигде не упоминается. Ист.: MartHieron. P. 122, 311-312; MartRom. P. 232, 251, 252; ActaSS. Iun. T. 2. P. 261-264; Mara M. G. I martiri d. Via Salaria. R., 1964. Лит.: Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 542-543; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 278, 286, 288, 295; DHGE. T. 12. Col. 163; T. 20. Col. 1123-1124. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/164917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕРИЙ И РУФИН [лат. Valerius et Rufinus] († после 285), мученики Свессионские (пам. зап. 14 июня). В. и Р. были рим. чиновниками фиска в Галлии в округе г. Свессиона (совр. Суасон, Франция). Обратившись в христианство, проповедовали Евангелие среди местного населения. В 285 г. имп. (август) Максимиан после победы над багаудами у г. Паризии (совр. Париж) передал управление Галлией префекту претория Риктиовару, которому было поручено принять меры против христиан. Когда Риктиовар прибыл в Свессиону, ему донесли, что 2 имперских чиновника В. и Р. являются христианами. После приказа об их аресте В. и Р. попытались укрыться, но были схвачены и приведены к Риктиовару. На допросе святые открыто исповедовали себя христианами. Ни уговоры Риктиовара, ни пытки на дыбе не смогли поколебать их веры. В. и Р. были брошены в темницу, где им явился ангел Божий, исцеливший их раны и возвестивший об их скорой мученической кончине. Когда святые вновь предстали перед Риктиоваром, тот, увидев, что от их ран не осталось и следа, приписал это действию магии и приказал казнить В. и Р. как колдунов. Мученикам отрубили головы, а их тела были брошены в нечистоты. Впосл. христиане похоронили останки В. и Р. на месте их казни, где в ср. века возник замок Базош, а при базилике, посвященной В. и Р., существовала община каноников, из к-рой вышел ряд известных епископов. В период норманнских вторжений мощи В. и Р. неск. раз переносились в Суасон и Реймс, но были возвращены в Базош. В нач. XVII в. они находились в ц. св. Стефана (Сент-Этьен) в Суасоне, а в 1617 г. были перенесены в кафедральный собор этого города. Память В. и Р. по мартирологу Узуарда и по Римскому мартирологу приходится на 14 июня, однако в еп-стве Суасон она отмечается 15 июня. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 796-797. Лит.: Sauser E. Valerius und Rufinus//BBKL. Bd. 12. Sp. 1089-1090; Wasselynck R. Rufino e Valerio//BiblSS. Vol. 11. Col. 483. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУММАР Гуммар [Гунтмар; лат. Gummarus, Guntmarus] († ок. 775), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель общины каноников в Нивесдонке (совр. Лир, Бельгия). Помимо краткого упоминания в «Камбрейской хронике» Бальдериха из Камбре, еп. Нуайонского, сохранились 2 Жития, в стихах и прозе, составленные мон. Теобальдом в 1-й пол. XII в. Существует также сказание о чудесах, происшедших при открытии мощей Г. в 1475 г. Г. род. в поместье Эмблехем (ныне Эмблем, близ Лира) во Фландрии, принадлежал к франк. аристократии, с юности воспитывался при дворе майордома Пипина Короткого . По настоянию последнего Г. женился на Гриммаре, жадной и жестокой женщине. С 752 по 768 г. Г. сопровождал Пипина в военных походах. В это время жена, к-рая осталась управлять хозяйством в Эмблехеме, довела поместье до полного упадка, перессорилась со всеми родственниками мужа, жестоко обращалась с рабами и крестьянами. Когда Г. вернулся в имение, его встретил бывш. раб, избитый Гриммарой. Г. сдержал гнев, но, как сообщает Теобальд, решил покинуть Гриммару, избрав путь целомудрия. Он хотел отправиться в паломничество в Рим и уже тронулся в путь, однако во время первой же стоянки ему явился ангел и повелел основать ц. апостолов Петра и Павла. Г. построил небольшую деревянную церковь в мест. Нивесдонк, при к-рой подвизался, раздавая милостыню. Позднее он учредил здесь общину каноников. Ведя подвижнический образ жизни, Г. не принял монашеский обет. Святой был погребен в Эмблехеме, вскоре его тело было перенесено в Нивесдонк и погребено в основанной им церкви. Между 835 и 837 гг., когда территория Фландрии часто подвергалась нападениям норманнов, вожди Регинар и Реольф пытались сжечь церковь, где хранились мощи Г. Однако по заступничеству святого огонь погас. Впосл. церковь была разрушена и восстановлена в 891 г. гр. Фландрии Арнульфом. В XIV в., во время перестройки храма, мощи Г. были обнаружены нетленными. В 1475 г. их перенесли в новую коллегиальную церковь в Лире, где они хранились до 2-й пол. XVI в., когда были частично уничтожены кальвинистами. Почитание Г. было широко распространено в Нидерландах и Прирейнском регионе Германии уже к XIII в. Ист.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 682-697; BHL, N 3694-3699. Лит.: Paaps T. De heilige Gummarus in de literatur, de liturgie en de volksverening: Crit. studie. Antw, 1944; D " Haenens A. Gummaro//BiblSS. Vol. 7. Col. 521-524. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/168320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ И АММОНИЙ [Лат. Modestus et Ammonius ], мученики Александрийские (пам. зап. 12 февр.). В некоторых списках Иеронимова Мартиролога под 12 февр. упоминаются М. и А. (иногда вместе с мч. Дамианом и эпитетом - «младенцы» (infantes)), местом кончины к-рых названа Африка или Александрия (MartHieron. P. 89; MartHieron. Comment. P. 89-90). По мнению И. Делеэ , топографическое указание «в Александрии» относится лишь к А., т. к. мученик с именем М., пострадавший в Египте, не известен по к.-л. др. источникам (MartRom. Comment. P. 60). Под 9 февр. в Иеронимовом Мартирологе содержится память мучеников Александра и Аммония, пострадавших в г. Суэн (Suenus) на Кипре (MartHieron. P. 82). Поскольку ни город с таким названием, ни мученики с такими именами не упоминаются в др. агиографических текстах, имя Александр, возможно, является искажением названия Александрия, обозначающего место мученической кончины Аммония; в таком случае следует отождествить этого Аммония с А. (MartHieron. Comment. P. 83; MartRom. Comment. P. 55). В IX в. Флор Лионский составил на основе Иеронимова Мартиролога краткую заметку о М. и А. и поместил ее под 12 февр., указав, что мученики были младенцами и пострадали в Александрии (et apud Alexandriam Modesti et Ammonii infantum). Память святых под тем же числом перешла в более поздние зап. «исторические» Мартирологи ( Адона Вьеннского, Узуарда и др.) и в 80-х гг. XVI в. была внесена кард. Ц. Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. P. 59). В совр. редакции Римского Мартиролога память М. и А. под 12 февр. не зафиксирована. Ист.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 580-581; MartUsuard. 1965. P. 179; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 33; Ado V. Le martyrologe: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 84. Лит.: Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 328, 418, 481; Sauget J.-M. Modesto e Ammonio//BiblSS. Vol. 9. Col. 527-528. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2563924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла AD PETRI CATHEDRAM [лат.- К кафедре св. Петра], первая энциклика папы Иоанна XXIII от 29 июня 1959 г., в к-рой был представлен план основных церковных мероприятий его начинающегося понтификата: созыв Ватиканского II Собора, проведение Римского епископского синода, обновление Кодекса канонического права. Собор должен был стать средством обновления католич. Церкви, приближения ее к требованиям эпохи. Особое внимание в энциклике уделено обрядовому и доктринальному единству католич. Церкви, к-рое основывается прежде всего на Свящ. Писании, а также на устной и письменной традиции, подтвержденной документами пап и Вселенскими Соборами. Иоанн XXIII выразил беспокойство о судьбе людей, живущих в нищете. В его энциклике социальная справедливость объявляется христ. добродетелью, призванной смягчать отношения между различными социальными категориями: защита прав трудящихся связывается с нормами социальной доктрины католицизма, особенно с понятием о справедливом распределении богатств. Лит.: Титте le encicliche dei Sommi Pontifici/Rac. e annot. da E. Momigliano. Mil., 1959. p. 1509-1532; Markiewicz S. Polityka Jana XXIII i Pawa VI. Warsz., 1964. p. 75-78; Hebblethwaite P. Jean XXIII: Le pape du Concile. P., 1988. p. 365-368; Гергей E. История папства. М., 1996. с. 397; Knopp G. Vatican: Die Macht der Päpste: Pius XII - Johannes Paul II. Mainz, 1997; Fuhrmann H. Die Päpste: Von Petrus zu Johannes Paul II. Mainz, 1998. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63434.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010