Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ († 678), св. (пам. зап. в ср. века - 1 нояб., в Лионе и аббатстве Сен-Вандрий в кон. XVIII в.- 3 нояб., в аббатстве Шель - 4 нояб., в диоцезе Мо - 5 нояб.), еп. г. Лугдун (совр. Лион, Франция). Житие Г. не сохранилось; вероятная аллюзия на него имеется в Житии св. Вандрегизиля , основателя мон-ря Фонтинелла (совр. Сент-Вандрий) (Vita Wandregisili. 23). Сведения о жизни Г. сохранились в древних житиях его современников, восходящих к меровингской эпохе. К ним относятся Житие св. Батхильды (Vita Balthildis), Житие св. Бертилы (Vita Bertilae), настоятельницы мон-ря Кала (совр. Шель, Франция), Мученичество св. Леодегара (Passio Leodegarii), еп. Августодунского. Кроме того, имя Г. упоминается в указах франк. королей Нейстрии Хлотаря III и Теодориха III. О происхождении Г. доподлинно ничего не известно. Он был аббатом (в то время этот титул носили не только настоятели мон-рей, но и представители высшего придворного духовенства) при франк. кор. Хлодвиге II, помогал его жене св. Батхильде в делах благотворительности и в попечении о мон-рях (Vita Balthildis. 4). Когда в 658 г., во время беспорядков, последовавших за смертью Хлодвига II, в Лугдуне, являвшемся одной из главных епископских кафедр Франкского королевства, был убит еп. Аннемунд, кор. Батхильда, фактическая правительница Нейстрии и Бургундии при малолетнем сыне Хлотаре III, назначила на овдовевшую кафедру Г. Став епископом, он продолжал содействовать королеве в обустройстве основанных ею мон-рей. В 659 г. он перевел в восстановленный королевой мон-рь Кала неск. монахинь из Йотренского (Йовис Ара) мон-ря (совр. Жуар, Франция) во главе со св. Бертилой (Vita Bertilae. 4). Подпись Г. стоит в 2 дипломах 662 г., изданных от имени кор. Хлотаря III в пользу мон-ря Ст. Корбей (совр. Корби), основанного св. Батхильдой, и в дипломе в пользу того же мон-ря еп. Бертефрида Амбианского (Амьенского), а также в привилегии в пользу мон-ря Девы Марии в Свессионе (совр. Суасон), изданном еп. этого города св. Драусием в 666 г. (исследователи подлинность нек-рых из этих дипломов подвергают сомнению).

http://pravenc.ru/text/162027.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТИЛА [Bertila] († ок. 705), св. (пам. зап. 5 нояб.), настоятельница Кальского мон-ря (совр. Шель, близ Парижа, Франция). Род. в 1-й пол. VII в. в р-не г. Свессиона (совр. Суасон), в юности решила посвятить себя монашеской жизни, что вызвало сопротивление родителей. Б. обратилась за помощью к референдарию кор. Дагоберта I Дадону (впосл. Авдуен, еп. Ротомагский (Руанский)), к-рый добился для нее права вступить в Йотренский мон-рь (совр. Жуар). Этот мон-рь был основан незадолго до 640 г. братом Дадона Адоном и управлялся настоятельницей Теодлехильдой по уставу св. Колумбана. В 658 или 659 г. св. Батхильда перестроила и расширила Кальский жен. мон-рь и, желая дать ему достойную настоятельницу, обратилась к Теодлехильде с просьбой прислать туда Б. Аббат Генесий (с 660 еп. Лионский) посвятил Б. в настоятельницы этого мон-ря, в к-ром также был принят устав св. Колумбана. Б. управляла мон-рем в течение 46 лет. При ней в мон-ре подвизались монахини из Британии, где к этому времени институт жен. монашества еще недостаточно сформировался. Почитание Б. началось сразу после ее смерти, в VIII в. анонимным автором было составлено ее житие. Ист.: Vita Bertilae abbatissae Calensis//MGH. Scr. Mer. T. 6. Р. 101-109. Лит.: Лебек С. Происхождение франков. М., 1993. С. 185-186. Van der Essen L. Bertila//DHGE. T. 7. Col. 1004-1005. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/78202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРЕСВИТА Гересвита [Хересвинда; англосакс. Heresuid, Hereswith] († после 646), прп. (пам. зап. в мартирологах XVI-XVII вв. 3, 20, 23 сент.; 1, 30 дек.). Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» упоминает, что когда св. Хильда, буд. настоятельница мон-ря Стренескальк (Уитби) в Англии, в начале своих монашеских подвигов направилась в Галлию (королевство франков) и поселилась в мон-ре Кала (совр. Шель), то встретила там свою сестру Г.- мать кор. вост. англов Элдвулфа, к-рая, «подчинившись послушанию монашеских правил, в это время ожидала вечного венца». Согласно Беде, Г. была дочерью Герериха и Брегусвиты. После гибели своего брата Анны (654), на непродолжительное время ставшего королем вост. англов, Г., будучи женой Этелериха, родила от него сына Элдвулфа. Пребывание св. Хильды в мон-ре Кала относится к 646-648 гг., а Этелерих погиб в битве при р. Винвед только в 655 г. Т. о., Г., видимо, добровольно рассталась с мужем, чтобы вести монашескую жизнь, и удалилась для этого в Галлию. Известно также, что Этелерих имел еще и др. сына - Алфволда, в то время как Беда Достопочтенный называет Г. матерью только Элдвулфа. Вероятно, Алфволд был рожден второй женой Этелериха, уже после удаления Г. в мон-рь. По мнению Ж. Мабильона, Г. подвизалась и скончалась не в Кале, а в соседнем Йотренском (Йовис Ара) мон-ре (совр. Жуар, Франция), т. к. Кала была восстановлена св. Батхильдой , кор. франков, только в 659 г., а св. Хильда прибыла в Галлию и встретила Г. 20 годами раньше. Ист.: Beda. Hist. Angl.//PL. 95. Col. 208; ActaSS. Sept. T. 6. P. 106; ActaSS. Bened. T. 2. P. 744. Лит.: Burchi P. Eresvida//BiblSS. Vol. 4. Col. 1313-1315. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/164685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУАР [Йотренский мон-рь; франц. Jouarre; лат. monasterium Jotrense], бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла в еп-стве Мо (деп. Сена и Марна, Франция); основан в VII в. В Житии св. Агила, 1-го настоятеля (с 636) мон-ря Ресбак (ныне Ребе, близ Парижа), сообщается, что прп. Колумбан из-за вражды франкского кор. Бургундии Теодориха II и его бабки Брунгильды был вынужден покинуть мон-рь Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен), найдя убежище в имении некоего франка Аутария на правом берегу р. Матроны (ныне Марна), недалеко от г. Мельды (ныне Мо) (ActaSS. Aug. Т. 6. P. 577). В благодарность Колумбан благословил хозяина и 2 его сыновей Дадона и Адона, призывая юношей посвятить жизнь служению Богу. Впосл. оба достигли видного положения при дворе франк. кор. Дагоберта I , но, помня о совете прп. Колумбана, оставили королевскую службу. Дадон (известный как Авдуен) основал мон-рь Ресбак, где 1-м настоятелем стал ученик Колумбана Агил, а Адон в др. фамильном имении основал Ж. (ок. 630-634). Ж. был двойным, т. е. муж. и жен., мон-рем. От построенной Адоном ц. св. Павла Фивейского сохранилась крипта, в к-рой впосл. были захоронены он (каменный саркофаг VII в., простой в исполнении, без изображений) и др. святые, подвизавшиеся в Ж.: св. Теодехильда, 1-я настоятельница жен. общины, ее преемницы св. Агильберта и св. Бальда, мать кор. вост. англов Эальдвульфа прп. Гересвита (почитается в Ж. под именем св. Озанны, впосл. монахиня в Ж.), а также свт. Агильберт, родной брат Теодехильды и двоюродный брат Адона, епископ г. Паризии (ныне Париж). Самые ранние сведения о монастырской жизни в Ж. встречаются в сочинении Ионы из Боббио (Vita S. Columbani//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 100), а также в Житиях св. Бертилы (Vita Bertilae abbatissae Calensis//Ibid. T. 6. P. 101-109) и св. Бальтхильды (Vita S. Balthildis//Ibid. T. 2. P. 482-508). Расцвет мон-ря пришелся на 2-ю пол. VII в. При Теодехильде († ок. 668) община в Ж. стала одним из центров жен. монашества в Нейстрии. После восстановления в 657-659 гг. мон-ря Кала (ныне Шель) по приглашению кор. св. Бальтхильды туда прибыли монахини из Ж. во главе с Бертилой. Монахинь принял в основанный им мон-рь Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон) майордом Нейстрии Эброин. Беда Достопочтенный сообщает о посещении «в Кале» прп. Гересвиты ее сестрой св. Хильдой, основательницей мон-ря Стренескальк (ныне Уитби, Англия) ( Beda. Hist. eccl. IV 23). Вероятно, Беда спутал мон-рь Кала с Ж., поскольку в это время Калы еще не существовало, а захоронение Гересвиты находится в Ж. В кон. VII в. в Ж. скончался свт. Эбрегизил, епископ г. Мельды, брат св. Агильберты. Для его захоронения к крипте св. Павла была сделана пристройка, получившая имя Эбрегизила (VIII в.).

http://pravenc.ru/text/182343.html

В 1792 г. 50 монахинь, находившихся в Ж., по распоряжению революционного правительства были вынуждены покинуть мон-рь. С 1821 г. предпринимались попытки восстановить аббатство. В 1837 г. силами монахинь, прибывших из аббатства Прадин (деп. Луара), Ж. был восстановлен. 6 окт. 1837 г. была назначена 1-я после реставрации мон-ря аббатиса Тереза де Баво. Новая монастырская церковь была освящена 13 окт. 1863 г., в праздник перенесения мощей святых Теодехильды и Агильберты. В 1903 г., после принятия франц. правительством 3-й Республики антиклерикальных законов, монахини Ж. эмигрировали в Бельгию, где обосновались в Лозанже в еп-стве Намюр. В июне 1910 г. монастырская община перебралась в Ти-ле-Шато, а в 1912 г.- в Нидерланды, где в Херларе монахинь приняли местные цистерианцы. С изменением религ. политики во Франции после первой мировой войны в Ж. было направлено 80 монахинь. В 1933 г. Ж. имел свой приорат в Уши-ле-Шато. После второй мировой войны были учреждены дочерние общины Ж. во Фле (деп. Сарта, Франция), в Бетлехеме (шт. Коннектикут, США). С 1953 г. Ж. входит в бенедиктинскую конгрегацию Пречистого Сердца Марии. Лит.: Le Blant E. F. Inscriptions chrétiennes de la Gaule. P., 1856. T. 1. P. 226. N 140, 199; Leclercq H. Jouarre//DACL. 1927. Vol. 7. Pt. 2. Col. 2689-2706; Schmitz Ph. Histoire de l " Ordre de S. Benoît. [Maredsous], 1956. Vol. 7; L " Abbaye royale Notre-Dame de Jouarre/Éd. Y. Chaussy e. a. P., 1961; Montessus T., de. Jouarre, ses cryptes, son église, son abbaye. S.-Léger-Vauban, Catalogus monasteriorum Ordinis S. Benedicti. R., 199518. P. 458; Colinon M. Guide des monastères: France, Belgique, Luxembourg. P., 199814. P. 149-150. Д. В. Зайцев Архитектура и искусство От комплекса первоначальных монастырских зданий сохранились т. н. меровингские крипты. В сер. VII в. за алтарем погребальной ц. св. Павла Фивейского (частично раскрыта раскопками в 1867) находилась часовня, вероятно усыпальница св. Теодехильды. Позже часовня стала криптой и туда был сделан проход под полом нового храма. Это 3-нефное сооружение с 3 колоннами в каждом ряду, имеющими вид античных сполий; композитные беломраморные капители VII в. были привезены из Комменжа (деп. В. Гаронна). Сейчас крипта перекрыта крестовыми сводами, но раньше они могли быть цилиндрическими. Предположительные фрагменты каменных архитравов сохранились во 2-й крипте, пристроенной к первой с юга в VIII в. для останков св. Эбрегизила.

http://pravenc.ru/text/182343.html

Прибор этот чрезвычайно прост. Он состоит из небольшой подставки, на которой лежит циферблат, разделенный на 360 градусов. В центре циферблата прикреплен стержень, на котором помещена длинная соломенная игла, лежащая на металлическом острие. Циферблат этот, находящийся на два сантиметра выше подставки, покрыт стеклянным колпаком, который защищает иглу от движения воздуха. Чтобы воспользоваться прибором Жуара, кладут руку на одном уровне с иглой, как это показывает рисунок, причем пальцы не должны касаться колпака, и находиться перпендикулярно к острию иглы. По истечении нескольких минут в игле наблюдается резкое движение в сторону пальцев. Это движение бывает иногда настолько сильно, что игла пробегает от 15 до 50 градусов. Иногда же сила этого движения изменяется, смотря по приложенной руке и по субъекту так, что, вместо притяжения, получается отталкивание. Это движение всегда бывает очень характерно. Оно или медленно и прогрессивно или же быстро и энергично, но никогда не похоже на колебание или на движение от толчка. Как мы сказали выше, у некоторых индивидуумов прикосновение руки к стенометру вызывает, вместо притяжения, отталкивание; но на стенометре Жуара наблюдаются и такие факты, что некоторые лица могли по собственному желанию или отталкивать, или притягивать иглу. Рисунок 87 Рисунок 88 Так об одном из своих опытов такого характера Жуар передает следующее: «Соломенная игла с одной стороны имела насаженный мною клочок ваты, а с другой, для противовеса, был подвешен кусочек картона. Когда субъект становился против аппарата, не протягивая к нему руки, приблизительно на 60 сантиметров от колпака и начинал пристально смотреть на клочок ваты, то замечалось, что игла, каково бы не было ее первоначальное положение, повертывается так, чтобы остановиться перпендикулярно к наблюдателю тем своим концом, на котором клочок ваты; так что получалось впечатление, – как будто бы, клочок ваты был притянут им». «Этот опыт, говорит Жуар: довольно легко произвести и даже не необходимо, чтобы игла находилась под стеклянным колпаком. Достаточно лишь избегать движения окружающего воздуха». Так как доктор Жуар проверял свои опыты с разными больными, то он свидетельствует, что у истеричных субъектов стенометр показывает поразительную пропорциональность в движении при воздействии на него нервных больных, неврастеников и страдающих другими формами нервных заболеваний, и свидетельствует о таких фактах, что когда человек отчаянно болен, тогда он почти не реагирует на стенометр. По мере же того, как у него восстанавливаются силы, он дает все более и более яркие феномены возвращения этой силы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Наиболее яркой формой доказательства этого обмена служит симметрическое строение человеческого тела. Некоторые доказательства этого можно видеть между прочим и в том, что мы добрую треть нашего существования находимся в лежачем состоянии во время сна, после которого получаем новую силу, – этот факт, как будто свидетельствует о том, что лежачее положение во время сна почти всех животных мира имеет целью равномерное восприятие из земли потребного этим сущностям космического тока или флюидов для того, чтобы во время бодрственной деятельности передать этот флюид другим особям. Не даром древние философы: Демокрит и Гераклит говорили, что основные принципы мира притяжение и отталкивание, восприятие и отдача. Таким образом указанные выше приборы и опыты поименованных лиц категорически свидетельствуют о том, что в человеке существует какая-то психофизиологическая сила. Что эта сила имеет свойство постоянного выделения из человеческого тела; и она может оказывать влияние на другие предметы. Теперь перейдем к экспериментальным и научным исследованиям, свидетельствующим о других свойствах этой человеческой земной силы. Доктор Жуар председатель универсального общества психических исследований с помощью своего прибора «стенометра» сумел доказать, что каждый из нас может заставить предметы двигаться без прикосновения к ним. Факт, давно установленный в спиритизме Круксом, де-Роша, Ришэ, Фламмарионом, Ломброзо и друг…, с той только разницей, что в спиритизме это явление приписывается духам. Жуар же исходил из несколько иного соображения. Если существует у людей способность выделять из себя какую-то силу, которая заставляет приходить в движение чрезвычайно легкие предметы, то есть полное основание предполагать, что можно найти некоторых людей, единичная сила которых при известных условиях или при совокупности нескольких таких единичных сил, способна передвигать очень тяжелые предметы. Ведь было время, когда финикияне, желая определить подлинность янтаря, натирали его шерстяной материей и благодаря процессу трения, последний привлекал к себе мелкие разнородные частицы, – эта впервые обнаруженная электрическая энергия еще, так сказать, в зародыше через несколько столетий выявила ту страшную силу, которая теперь передвигает целые поезда, переносит огромные дредноуты, двигает страшные машины и т. д., и т. д. И вот, по пути к возможно большему знакомству с этой силой, Жуар изобретает свой стенометр (рис. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

мон-ри (Фармутье, Жуар, Шель, Ремирмон, Нотр-Дам в Суасоне), многие из к-рых были преобразованы в каноникаты. Лит.: Lesne E. Les ordonnances monastiques de Louis le Pieux et la Notitia de servitio monasteriorum//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1920. Vol. 6. N 31. P. 161-175; N 32. P. 321-338; N 33. P. 449-493; Semmler J. Reichsidee und kirchliche Gesetzgebung bei Ludwig dem Frommen//ZKG. 1960. Bd. 71. S. 37-65; idem. Die Beschlüsse des Aachener Konzils im Jahre 816//Ibid. 1963. Bd. 74. S. 15-82; idem. Karl der Grosse und das fränkische mönchtum//Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben/Hrsg. W. Braunfels. Düsseldorf, 1965. Bd. 2. S. 255-289; idem. Benedictus II: Una regula - una consuetudo//Benedictine Culture: 750-1050/Ed. W. Lourdaux, D. Verhelst. Louvain, 1983. S. 1-49; idem. Benediktinische Reform und kaiserliches Privileg: Zur Frage des institutionellen Zusammenschlusses der Klöster um Benedikt von Aniane//Institutionen und Geschichte: Theoretische Aspekte und mittelalterliche Befunde/Hrsg. G. Melville. Köln, 1992. S. 259-293; Geuenich D. Gebetsgedenken und anianische Reform: Beobachtungen zu den Verbruderungsbeziehungen der Abte im Reich Ludwigs des Frommen//Monastische Reformen im 9. und 10. Jh./Hrsg. R. Kottje, H. Maurer. Sigmaringen, 1989. S. 79-106; idem. Kritische Anmerkungen zur sogenannten «anianischen Reform»//Mönchtum - Kirche - Herrschaft (750-1000): [FS für J. Semmler]/Hrsg. D. R. Bauer et al. Sigmaringen, 1998. S. 99-112; Engelbert P. Benedikt von Aniane und die karolingische Reichsidee//Cultura e spiritualità nella tradizione monastica/A cura di G. Penco. R., 1990. S. 67-103. (StAnselm; 103); Helv é tius A.-M. Abbayes, évêques et laïques, une politique du pouvoir en Hainaut au Moyen Âge (VIIe-XIe siècle). Brux., 1994; Jong M., de. Carolingian Monasticism: The Power of Prayer//The New Cambridge Medieval History. Camb., 1995. Vol. 2. P. 622-659; Kettemann W. Subsidia Anianensia: Überlieferungs- und textgeschichtliche Untersuchungen zur Geschichte Witiza-Benedikts, seines Klosters Aniane und zur sogenannten «anianischen Reform»: Mit kommentierten Editionen der «Vita Benedicti Anianensis», «Notitia de servitio monasteriorum», des «Chronicon Moissiacense/Anianense» sowie zweier Lokaltraditionen aus Aniane: Diss. Duisburg, 1999; Gaillard M. D " une réforme à l " autre (816-934): Les communautés religieuses en Lorraine à l " époque carolingienne. P., 2006.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

2-9. Самыми ранними примерами такой сцены можно считать саркофаг еп. Агильберта (ок. 685) из крипты в аббатстве Жуар во Франции с овальной М. и фронтиспис к НЗ в «Амиатинском кодексе» (Laurent. Amiat. 1. Fol. 796v, 692-716 гг.) с медальоном. К сер. VIII в. в сцене «Маэста» в медальонах могут изображаться и Иисус Христос, и 4 апокалиптических животных (Кодекс Гвиндохина - Autun. Bibl. municip. Cod. 3. Fol. 12v, 754-755 гг.). Более частный вариант формирования композиции - вписывание в раму медальона с сидящим на престоле Христом и малых медальонов с символами евангелистов (Лоршское Евангелие - Budve. Bibliot. Nat. Roman. Ms. R II 1. Fol. 36, 810-814). Подобный мотив встречается в медальоне, обрамляющем заставку таблицы канонов в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея - Rossano. Museo Diocesano. Cod. 042. Fol. 9, VI в.). В дальнейшем животные Апокалипсиса могут изображаться в медальонах вне этой сцены («Поклонение Агнцу» в Суассонском Евангелии - Paris. lat. 8850. Fol. 4, 90-е гг. VIII в.). В эпоху Каролингского возрождения происходит трансформация традиционных типов М. в более сложную форму путем комбинирования неск. схем. Так, в Трирском Евангелиарии (титульный лист - Trier. Stadtbibliothek. Cod. lat. 23, нач. IX в.) раннехрист. рим. тип изображения Христа, восседающего на космической сфере и опирающегося ногами на малую сферу, комбинируется с небольшим медальоном, а на окладе Золотого кодекса св. Эммерама (Monac. Clm. 14000, ок. 870) этот медальон, чуть более вытянутый, перемещается за верхнюю часть фигуры ( Rapp. 1952. S. 128-129). Тот же тип М. присутствовал, насколько можно судить после многочисленных поновлений и реставрации 1871 г., в мозаике купола Ахенской капеллы и сохранился до XII в. в живописи каталон. антепендиев ( Cook. 1923). Др. тип комбинирования - заключение в овальную М. фигуры Христа, восседающего на космической сфере,- наблюдается уже ок. 835 г. в изображении «Majestas Domini» (Христос во славе) в Библии Мутье-Грандваль (Lond. Brit. Lib.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Но, прежде всего, существуют ли такие энергии и выделяются ли они человеческим организмом? Полагаю, в настоящее время, после всяческих экспериментов над этою группою истекающих из тела энергий, после фотографирования их, исследования глазом чрез светофильтры, притяжений и отталкиваний ими весомых масс и т.п., не может быть отрицательного ответа на поставленные вопросы. Чтобы не распространяться слишком, вспомним лишь об опытах Поля Жуара с прибором, названным им стенометром и состоящим из стрелки, легко вращающейся на острие или на коконовой нити под стеклянным колпаком, причем градуированный лимб позволяет определять число градусов, на которые отклонилась стрелка стенометра. Величина этих отклонений индивидуальна и зависит от наличного состояния испытуемого носителя нервной силы, причем у здорового человека правая рука всегда несколько действеннее левой, тогда как неврастеники левою рукою способны отклонять стрелку стенометра больше, нежели правой, а у истериков после кризиса отклоняющая сила совсем пропадает.  Жуар доказал, — еще лишний раз, — возможность передачи нервной энергии и хранения ее различным веществам, причем одни запасают энергию хорошо, а другие — худо. Размеры силы, исследованной Жуаром, очень ничтожны, но дело не в величине, а в принципиальном признании самой силы. Если в опытах описываемых она была ничтожна, то нет сомнения, что выделение силы может быть теми или иными способами поднято, и запасы ее теми или иными приемами сделаны неограниченными. Выбор надлежащих носителей силы, приведение их в особо благоприятные для выделения условия — наркозом, гипнозом, музыкой, курениями, цветами и т.п., образование цепей из таких выделителей и т.п. и т.п., все это, действуя на нервную систему или, точнее, на связанные с нею органы одического выделения, тем самым будет изменять и выделение ода. Раз только признана хотя бы самая малая степень выхождения человека из пределов своих, то открылись пути и для признания воздействий какого угодно размера; пример явлений медиумических, где идет речь уже не о повороте на десятка два градусов легкой стрелки стенометра, а о передвижениях и даже поднятиях на несколько метров высоты концертных роялей и тяжелых столов, пояснит мою мысль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

  001     002