Третий коридор: с востока на запад. Он соединяет болгарский порт Бургас (расположенный также на Черном море, и конкурирующий с Констанцой) со Скопье (Македония) и албанским портом Дуррес. Отсюда потоки направляются в итальянские порты Барри и Бриндизи. США поддерживает этот проект, представленный АМБО (Албано-Македонско-нефтяной корпорацией), в которой американцам принадлежат основные капиталы. Именно таким образом Вашингтон хотел бы контролировать поставки нефти на Запад. Вместе с тем, этот путь в значительной степени снижает эффективность немецкого пути через Дунай. Но, США предпочли болгарский путь очень дорогому турецкому нефтепроводу Баку - Джейхан. Однако у них возникли проблемы в отношениях с Турцией. Коридор четвертый. Соединяется с третьим коридором в Скопье, пересекает Косово, проходит через Белград, Загреб, Любляну и заканчивается в Германии. Одной из причин развала Югославии было стремление США и Запада взять под свой контроль этот коридор. Проект Nabucco , оцениваемый в млрд., предполагает транспортировку природного газа в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он станет продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и рассчитан на ежегодную транспортировку 20-30 млрд. кубометров газа. Две трети газопровода протяженностью 3300 км будут проложены через турецкую территорию. Потенциально Nabucco может поставлять до 5-10% необходимого ЕС газа. Начало строительства газопровода намечено на 2011 год. Первые поставки начнутся в 2014 году. Мы перечислили несколько коридоров из множеств. За эти, а также за не перечисленные нами коридоры ведется нешуточная борьба великих держав. Каждый из этих стран пытается сохранить и расширить свое влияние на коридоры. Ради этого создаются новые экономические, военные и политические союзы и блоки и разрушаются старые. Вчерашние союзники становятся врагами и, наоборот, вчерашние враги - союзниками. Последние пять лет наблюдается тесное сотрудничество между Россией и Турцией. И эти взаимные любезности, естественно, раздражают США. Чтобы понять, чем обусловлен новый поворот турецкой внешней политики в сторону Москвы, нужно понять, какие внутренние и внешние факторы заставили Анкару пойти на такой шаг.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/26/...

Рис. 285. Амвон константинопольского типа в цандрипшской базилике. Реконструкция (по Л. Г. Хрушковой ) Вероятно, к отделке амвона и церковного интерьера, попорченного в эпоху иконоборства из религиозно-политических соображений, относились обнаруженные при раскопках в храме и к востоку от него, в соседнем квартале, 11 фрагментов тонких, изящных ранневизантийских резных мраморных панелей для облицовки стен, выполненные в технике «выемчатого» фона, на которых сохранились изображения отшельника, св. Герасима из Ликии, и служившего ему льва, двух рыб в круге, гранатового и сливового или вишневого дерева с обильными плодами, раскрашенными красной мастикой (стуком) (рис. 287) 772 . Такие деревья с плодами символизировали Рай , достигаемый после смерти 773 . Обращает внимание также мраморная капитель 0,24 м вышины, «снизу круглая, сверху многогранная, грубого исполнения, украшенная 24-мя круглыми сверленными углублениями», которая обнаруживает полную аналогию с такой же капителью из Западной базилики, возведенной в конце VI в. 774 . Разумеется, и серебряный реликварий, и мраморные детали, возможно, сполии, могли попасть в храм позже, но вовсе не обязательно, чтобы этот срок превзошел пять-шесть столетий 775 . Территории заброшенных античных театров редко оставались пустовать долгое время, разобранные камни шли на сооружение городских стен и других построек. Так, уже в VI в. орхестра театра в Приене была использована как строительный материал для возведения здесь епископского кафоликона, в Сиде в театре еще раньше устроили две молельни, а в Диррахии (Дуррес в Албании) приспособили один из пародов под часовню 776 . Возможно, в таком строительстве сказывался не только чисто прагматический, но и идеологический момент: в представлении христиан идеология цирка связывалась с идеей вечности, о чем свидетельствует серия источников, в том числе и византийских 777 . Рис. 286. Мраморная доска балкона амвона из храма Чертеж М. И. Скубетова В пользу раннего происхождения херсонесского сакрального памятника, близкого датировке серебряного реликвария из-под его престола и амвону константинопольского типа, говорит изучение стратиграфии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не считая немногочисленных колонистов италиков, а также еврейской диаспоры, особенно многочисленной в Коринфе, насе­ление Ахайи было монолитно эллинским. Ко времени принципата македонцы, которые и изначально были близко родственным эл­линам народом, давно уже перестали быть самостоятельным этно­сом и совершенно эллинизировались, сохраняя однако некоторые диалектные особенности и отличаясь от жителей Аттики и Пелопонесса более крепким сложением и более суровым нравом, ве­роятно, также своеобразием бытового и хозяйственного уклада. Островки фракийского и иллирийского населения в Македонии в основном также растворились в грекоязычной массе. Италий­ское присутствие в Македонии, против царей которой Рим дол­го воевал и где в начальный период своего господства он должен был держать сильные гарнизоны, оставившие след в виде коло­ний ветеранов, было более плотным, чем в Ахайе, и его послед­ствием остаются сохранившееся там поныне в дисперсном виде румынское население. Еврейские общины существовали в столич­ной Верее, в торговых Фессалониках и в Филиппах. В Эпире гре­ческий элемент доминировал лишь на юге провинции, в то время как ее север оставался по премуществсу иллироязычным. Илли­рийцы составляли существенную часть населения такого страте­гически важного порта как Диррахий (Дуррес), расположенного на территории Македонской провинции. Причем глубокой или поверхностной эллинизации и романизации подверглись илли­рийцы Эпира и Македонии, населявшие Ионическое побережье, а примыкавшая к ней гористая глубинка сохраняла свое исконное этническое лицо, в противном случае не существовало бы и со­хранившегося до наших дней албанского народа. Нерон в благодарность за свой артистический успех на Истмийских играх в Коринфе объявил о даровании грекам свобо­ды. Полный суверенитет под этой свободой ввиду особенностей политико-дипломатической терминологии Рима, не подразуме­вался, но греки, подобно обладавшим правами римских граж­дан италикам, этим актом освобождались от налогообложения и от подчинения римским наместникам. Поскольку однако гре­ки, приняв эту декларацию sine grani salis, слишком всерьез, с го­рячим энтузиазмом принялись сколачивать союзы и блоки поли­сов, враждующие между собой и готовые вцепиться друг другу в горло для разрешения бесчисленных территориальных споров, Веспасиан в самом начале своего правления благоразумно отме­нил легкомысленный жест опьяненного овациями предшествен­ника, и восстановил провинциальное устройство, «сухо заметив при этом, – как пишет Моммзен, – что греки разучились быть свободными» (Моммзен, цит. изд., т. 5, кн. 8, с. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 520-е годы Римская империя пострадала от нескольких землетрясений, разрушивших крупные города, и среди них Диррахий (Дуррес), Коринф, Аназарб в Киликии, но самым пагубным по своим последствиям стало землетрясение, постигшее мегаполис Антиохию, насчитывавший около миллиона жителей. Как пишет Феофан Исповедник , 20 мая 526 г. «в 7-м часу дня, во время консульства в Риме Оливрия, Великая Антиохия Сирийская по гневу Божию претерпела несказанное бедствие... Почти весь город обрушился и стал гробом для жителей. Некоторые, находясь под развалинами, сделались еще заживо жертвой огня, выходившего из-под земли; другой огонь ниспадал с воздуха в виде искр и как молния сжигал кого только встречал; при этом земля тряслась в продолжение целого года» 34 . Жертвой стихийного бедствия пали до 250 тысяч антиохийцев во главе со своим патриархом Евфрасием. На восстановление Антиохии понадобились огромные расходы, и продолжалось оно десятилетиями. С самого начала своего правления Юстин опирался на помощь племянника. 4 апреля 527 г. глубоко состарившийся и тяжело больной император назначил Юстиниана своим соправителем с титулом августа. Император Юстин скончался 1 августа 527 г. Перед кончиной он испытывал мучительные боли от застарелой раны в ноге, которая в одном из сражений была пронзена вражеской стрелой. Некоторые историки задним числом ставят ему иной диагноз – рак. В свои лучшие годы Юстин, хотя и был малограмотен, отличался изрядными способностями – иначе бы он не сделал карьеры военачальника и тем более не стал бы императором. «В Юстине, – по словам Ф. И. Успенского, – следует видеть человека, вполне подготовленного для политической деятельности, который вносил в управление определенный опыт и хорошо обдуманный план. Главный факт деятельности Юстина – это окончание продолжительного церковного спора с Западом» 35 , что другими словами можно обозначить как восстановление православия на востоке империи после длительного засилия монофизитства. 3. Юстиниан и Феодора После кончины Юстина его племянник и соправитель Юстиниан, в ту пору носивший титул августа, стал автократором или, что то же, императором. Начало его единоличного и в этом смысле монархического правления не вызвало замешательства ни во дворце, ни в столице, ни в провинциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нынешний премьер-министр Косова Хашим Тачи, в прошлом политический лидер АОК, заявил BBC, что ему ничего неизвестно о подобных лагерях, в которых содержались бы гражданские лица. По его словам, имели место отдельные случаи злоупотребления посторонними лицами униформой АОК, однако эти злоупотребления были минимальны. Бывший премьер Косова и начальник штаба АОК Агим Чеку также категорически отрицал существование лагерей и заявлял, что АОК вела «чистую» войну. Однако Хосе Пабло Барайбар, пять лет возглавлявший Офис по делам о пропавших людях в составе ооновской миссии UNMIK в Косове, заявил, что ему лично известны показания очевидцев, наблюдавших в тюремном лагере в Кукеше лидеров АОК, с указанием конкретных имен. Барайбар назвал это установленным фактом. По его словам, заключенными в лагере были как этнические албанцы, так и неалбанцы. Журналистам BBC и BIRN удалось собрать показания свидетелей — как бывших заключенных, так и рядовых членов АОК, которые подтверждают, что в период и после конфликта 1998-1999 гг. косовские сепаратисты имели не менее шести тюрем-лагерей на своих тайных базах в Албании и Косове. Заключенные в этих лагерях гражданские лица подвергались пыткам, избиениям, морились голодом. Все это производилось под контролем офицеров АОК. По показаниям свидетелей-албанцев, большинство заключенных в Кукеше были косовскими албанцами, которые подозревались в том, что были агентами сербских властей, засланными в расположение АОК вместе с толпами беженцев из Косова. Свидетели подтверждают, что многих заключенных увозили из тюрьмы на желтом «Мерседесе» без номеров, и после этого больше их никто не видел. Данные о бессудных убийствах заключенных в лагере в Кукеше подтверждаются документами о захоронениях на местном кладбище и материалами расследования миссии ООН, заявляют журналисты BBC и BIRN. Также авторам расследования удалось выяснить, что расположенная в Кукеше часть регулярной армии Албании оказывала содействие АОК в организации работы ее собственной контрразведки и военной полиции, которые и содержали фильтрационный пункт в данном городе, где арестовывались и подвергались пыткам предполагаемые сербские шпионы и коллаборационисты. Есть и подтверждения тому, что подобные лагеря-тюрьмы находились также в городах Дуррес и Буррел в Албании и, после окончания войны, в Призрене в самом Косове. Также, по показаниям одного бывшего члена АОК, около 30 сербов и цыган содержались в лагере в селении Бабалок близ Дечана в Косове. Они подвергались пыткам, а когда поблизости проходили военные НАТО — их прятали. По словам бывшего бойца АОК, он предполагает, что эта группа заключенных была тайно вывезена в Албанию и убита. (BalkanInsight. 09.04.2009. Политика. Данас. Вечернье новости. Глас jabhocmu. 10.04.2009).

http://patriarchia.ru/db/text/616834.htm...

В 520-е годы Римская империя пострадала от нескольких землетрясений, разрушивших крупные города в разных концах государства и среди них Диррахий (Дуррес), Коринф, Аназарб в Киликии, но самым пагубным по своим последствиям стало землетрясение, постигшее насчитывавший около 1 миллиона жителей мегаполис Антиохию. Как пишет Феофан Исповедник, 20 мая 526 года, «в 7-м часу дня, во время консульства в Риме Оливрия, великая Антиохия Сирийская, по гневу Божию, претерпела несказанное бедствие… Почти весь город обрушился и стал гробом для жителей. Некоторые, находясь под развалинами, сделались еще заживо жертвой огня, выходившего из-под земли; другой огонь ниспадал с воздуха в виде искр и, как молния, сжигал кого только встречал; при этом земля тряслась в продолжение целого года» . Жертвой стихийного бедствия пали до 250 тысяч антиохийцев во главе со своим патриархом Евфрасием. На восстановление Антиохии понадобились огромные расходы, и продолжалось оно десятилетиями. С самого начала своего правления Юстин опирался на помощь племянника. 4 апреля 527 года глубоко состарившийся и тяжело больной император назначил Юстиниана своим соправителем с титулом августа. Император Юстин скончался 1 августа 527 года. Перед кончиной он испытывал мучительные боли от застарелой раны в ноге, которая в одном из сражений была пронзена вражеской стрелой. Некоторые историки задним числом ставят ему иной диагноз – рак . В свои лучшие годы Юстин, хотя и был малограмотен, отличался изрядными способностями – иначе бы он не сделал карьеры военачальника и тем более не стал бы императором. «В Юстине, – по словам Ф.И. Успенского, – следует видеть человека, вполне подготовленного для политической деятельности, который вносил в управление определенный опыт и хорошо обдуманный план… Главный факт деятельности Юстина – это окончание продолжительного церковного спора с Западом» , что другими словами можно обозначить как восстановление Православия на востоке империи после длительного засилья монофизитства. Юстиниан и Феодора

http://pravoslavie.ru/59910.html

Святые Гвидфарх и Тизилио Мелангелла продолжала подвиги отшельнической жизни в районе Пеннант еще более 37 лет. Дикие зайцы дружили с ней на протяжении всей ее жизни, и с того времени их всегда называли «агнцами святой Мелангеллы» (Wyn Melangell). Рядом селились и другие чистые девы (возможно, приехавшие вместе со святой Мелангеллой из Ирландии) и жили общинной жизнью, состоявшей в молитве, любви и служении Богу. После смерти прославленного принца Брихвела княжеством Поуис стал владеть его сын Тизилио ; затем этим районом владели Кинан (брат Тизилио), Тамбрид, Курмилк и Дуррес Хромой. Каждый из этих правителей неуклонно подтверждал указ принца Брихвела о том, что место Пеннант-Мелангелл должно оставаться постоянным прибежищем для посвятивших себя Богу людей и нуждающихся. Однажды – это случилось после того, как преподобная Мелангелла преставилась ко Господу , – в Пеннант-Мелангелл пришел некий аристократ по имени Елисе, желавший похитить и осквернить живших там дев, но вскоре был сражен внезапной смертью. С тех пор почти каждого, кто осмеливался нарушать свободу или порядок этого святого места, незамедлительно постигало Божественное возмездие. И по сей день никто не желает охотиться за зайцами на территории прихода Сун-Пеннант. Настолько сильно влияние этой святой в данном округе, что и по сей день никто не желает охотиться за зайцами на территории прихода Сун-Пеннант! На протяжении столетий существовало поверье, что если во время собачьей охоты за зайцем в этой области кто-нибудь крикнет: «Duw A Melangell A’th Gadwo» – то есть: «Бог и святая Мелангелла да хранят тебя!» – то заяц обязательно спасется. Память святой Мелангеллы празднуется 27 мая (9 июня по новому стилю). Следующий короткий стих, связанный с именем святой, считался древним еще в 1723 году, когда его впервые записали на валлийском языке в приходской церковный реестр: Мелангелла с тысячью ангелов побеждает все силы зла. (Mil engyl a Melangell Trechant lu fyddin у fall). Служение Богу в Пеннант-Мелангелл Матушка Эвелин Дэвис прожила в Пеннант-Мелангелл много лет: сначала со своим мужем, отцом Полом Дэвисом – англиканским священником, который служил там настоятелем. После преставления мужа Эвелин сама приняла сан и служила настоятельницей прихода в Пеннант-Мелангелл до 2000 года. Затем она стала служить в церкви святого Хивина – еще одной древней святыне в местечке Абердарон, где корреспондент журнала «Road to Emmaus» и встретился с ней, чтобы взять у нее интервью. Сейчас она руководит созданным в этом месте центром для больных и умирающих.

http://pravoslavie.ru/71351.html

755 Неаполь расположен в Кампании, южнее Рима (Ptol. Geogr. III. 1). Страбон называет Неаполь городом кумейцев (V. 4.7). 756 Путиолы (совр. Поццуоли) – основной римский порт для торговли с Грецией и Востоком (Ptol. Geogr. III. 1; Strabo V. 4. 6). 757 Мессена (совр. город Мессина) лежал на берегу залива мыса Пелориады в Сицилии (Strabo VI. 2. 3). 758 Энос расположен на берегу Евксинского моря в устье реки Гебра. Прежнее его название Полтиобрия (Strabo. VII. 6. 1). 759 Филиппополь (современный город Пловдив в Болгарии) расположен в верхнем течении реки Гебр. О нем упоминает географ Клавдий Птолемей (Geogr. III. 11). 762 Абдеры находились за рекой Нест к востоку (Strabo VII. Fr. 46; Ptol. Geogr. III. 11). Город основан Тимесием из Клазомен (Her. Hist. I. 168). 763 Остров Проконнес в Мраморном море знаменит мраморными каменоломнями. Птолемей указывает его местонахождение в точных цифрах (Geogr. III. 11). 765 Вероятно, Херсонес Фракийский, один из мысов Европы. Страбон писал, что Херсонес Фракийский образует три моря: на севере Пропонтиду, Геллеспонт – на востоке и на юге – Меланский залив, куда впадает одноименная заливу река Мелан (Strabo VII. Fr. 52). 768 Диррахий (совр. город Дуррес) находился на побережье Ионийского залива. Город получил название по имени полуострова, на котором был расположен. Прежнее название города Эпидамн (Strabo VII. 5. 8; Ptol. Geogr. III. 12). 772 Едесса (совр. город Водена) стоит также на Эгнатневой дороге (Strabo VII. 7. 4). Птолемей упоминает этот город (Ptol. Geogr. III. 12). 774 Македонский царь Филипп основал гор. Филиппы в районе золотых и серебряных пангейских рудников после захвата Амфиполя в 356 г. до н. э. (Strabo VII. Fr. 34). 775 Кассандрия (прежнее название Потидея) расположена на перешейке полуострова Паллена (Strabo VII. Fr. 25). Кассандрия упоминается у Птолемея (Ptol. Geogr. III. 12). 776 Ларисса (Лариса) (совр. город Лариса в Греции) расположена на реке Пеней. Страбон называет ее Ларисой Кремастой (или Пеласгической) (Strabo IX. 5. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Дочь орлов Юлия Кокошари Юлия Кокошари – Юлия, расскажите о себе… – Я родилась в городе Дуррес, чуть больше часа пути от Тираны, столицы Албании. Чего-нибудь особенного про свою жизнь до крещения рассказать не могу. Мы жили при коммунистическом режиме, и вполне понятно, что это значило для нас — духовность в людях искоренялась всеми имевшимися средствами. – Хотя Вы считаете, что в это время не происходило ничего, о чем следует рассказать, было ли что-нибудь в Вашем детстве или юности, оставившее глубокое впечатление? – Самое важное — это то, как Бог явил Себя мне. Часто я слышу: «люди в этих коммунистических странах атеисты и ни во что не верят». Меня шокирует такая точка зрения, потому что у меня совершенно другой опыт в этой сфере, моя вера всегда была со мной. Все началось тогда, когда в 1980 году умерла моя бабушка. Мне было около шести лет. Бабушка любила петь мне детские песни, и я помню, что у нее была фарфоровая китайская кукла, а в те времена это считалось у нас настоящей роскошью. Я очень любила бабушку, и, когда она умерла, не поняла, что с ней случилось, ведь никто не рассказывал мне, что такое смерть. Я была удивлена, когда увидела ее лежащей так тихо с закрытыми глазами, и спросила: «Что здесь происходит?» Мне сказали, что бабушка умерла и уже никогда не вернется к нам. Я посмотрела на моих плачущих родственников и подумала: «Почему я ничего не чувствую? Почему я не могу заплакать?» Только позже я поняла, что смерть — это физическое разобщение людей. Однажды друзья нашей семьи зашли навестить нас и поговорить о бабушке. Для них, как для многих людей в коммунистических странах, смерть означала конец; жизнь существовала только от рождения до смерти, потом — ничего. Я была настолько расстроена, услышав это от них, что торжественно объявила: «Я не собираюсь умирать». Они засмеялись: «Юлия, что ты говоришь?» «Нет, я не собираюсь умирать. Вот увидите!» Моя твердая уверенность удивила их. Отец сказал: «Мы увидим что? Что ты не умрешь?» Я ответила: «Да, да! Увидите!»

http://pravoslavie.ru/40815.html

Драва – река, правый приток Дуная 113 Древляне – см. Вервианы Дреговичи – см. Другувиты Дрекон – см. Дрикон Дризипера (Буюк-Караштыран) – город во Фракии 103 Дрикон (Дрекон, Дрикка) – река, отождествление которой затруднительно 43 Дрипия – пригород Константинополя 111 Дристра – см. Доростол Другувиты (дреговичи) – племенной союз, находившийся между Припятью и Западной Двиной 167 Дунай – см. Истр Дунайский лимес – укрепленная граница Византийской империи по р. Дунай 68 Дуррес – см. Эпидамн Дымбовица – река в Румынии, левый приток реки Арджиш 258 Евреи (иудеи) – народ, населявший древнюю Палестину и расселившийся по многим странам мира 16, 116, 218 Европа – часть света 16,17, 22, 24–26, 28, 42, 58, 61, 68, 78, 86, 88, 90, 93,149,165, 193, 194, 196, 198, 199, 252, 267, 269, 301 Евфрат – река в Западной Азии 94, 141 Евфратисия – область и провинция на северо-востоке Сирии 25 Евхаиты – город в римской и византийской провинции Еленопонт в Малой Азии 109, 192 Евхания (Феодорополь) – город в Малой Азии неподалеку от Евхаит 232 Египет – страна на северо-востоке Африки 21, 97 Египтяне – жители Египта 17, 43 Ергене – см. Регина Задунавье – область к западу от Дуная 116 Закавказье – часть Кавказа к югу от Главного хребта Большого Кавказа 153 Залдапы (Абтаат?) – город во Фракии 104 Западная Двина – река на севере Восточной Европы, протекающая по территории совр. России, Белоруссии и Латвии 160, 167 Звонкий порог (Звонец) – см. Геландри Зевгмин (Землин) – крепость у слияния рек Савы и Дуная 260, 266, 270, 273 Землин – см. Зевгмин Зихи (джихи) – северокавказское племя 80, 155 Зихия (Зинхия) – политическое объединение группы адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и Никопсисом 125, 150, 155 Злокучане – см. Скопис Иавдиертим (Иавдиирти) – см. Иртим Иверия – Восточная Грузия 122 Иверы (грузины) – жители Грузии 150, 186, 235 Ивирийские ворота (Аланский проход, Дарьял) – Дарьяльское ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа 116 Иеракокорифит – крепость неподалеку от Атталии 253

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008