Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Какой силой освящен Крест Священник Федор Людоговский: Чтобы верующий не погиб Слова и размышления: Протоиерей Александр Шмеман: Воздвижение Креста Господня – где победа? священник Филипп Парфенов: Крест как безумие Сергей Аверинцев: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы я уже не взял на Себя» Священник Константин Кравцов: Возьми крест свой Воздвижение Креста: Кто жаждет – иди ко Мне и пей Христианство – это весть о смертном Боге Протоиертей Александр Авдюгин: Сила крестная священник Феодор Людоговский: Несение креста Протоиерей Алексий Уминский: Жизнь без Креста – жизнь без надежды Неридуманные истории: священник сергий Круглов: Родинка священник Александр Дьяченко: Краеугольный камень Священник Димитрий Шишкин: Слово о Кресте Чин Воздвижения Креста Чин Воздвижения Креста  совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя… , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени. Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-is...

В этом храме отправлялась всенощная по уставу «обновления храма». Самый Чин освящения антиминсов почти во всем сходен с чином полного (архиерейского) освящения храмов. Опущены в нем только те священнодействия, которые касаются утверждения, омовения и облачения престола 163 . В силу этого, в особом изложении чин освящения антиминсов XVI и XII вв. не нуждается. Чин освящения антиминсов, как он изложен в русских памятниках XVI и первой половины XVII в., не имеет для себя греческого оригинала в полном смысле этого слова, но весьма близко подходит к греческим чинам освящения антиминсов, изложенным, как в Евхологионе Гоара 164 и в некоторых Евхологиях, описанных проф. А.А. Дмитриевским 165 , так и в творениях бл. Симеона Солунского 166 . Вообще же, нужно сказать, что наш древнерусский чин освящения антиминсов гораздо ближе стоит к чину полного освящения храмов, чем, как относятся к тому же чину греческие чины освящения антиминсов. В южнорусской православной церкви, в первой половине XVII в., практиковался несколько иной, сравнительно с описанным, чин освящения антиминсов 167 . Этот южнорусский Чин отличается от подобного северорусского, своей краткостью. Освящение антиминсов в южнорусской церкви приурочивалось к великому четвергу и совершалось в этот день перед литургией. По обычном начале и по псалме 50-м, по рассматриваемому чину, пели тропарь и кондак Пятидесятницы с Богородичным: «Взбранной воеводе«. Далее следовало помазание, лежащих на престоле, антиминсов св. миром, при пении псалма 132 и при возглашении диакона: «вонмем, аллилуиа». Помазывая каждый антиминс св. миром, архиерей произносил: «Освящается сей антиминс во имя Отца и Сына и Св. Духа...». Следовало вложение в каждый антиминс св. мощей, при пении иереями псалма 25-го. Окропив затем антиминсы св. водою, и умывши руки, архиерей кадил «седмижды« вокруг престола, при пении священниками псалма 45-го. По каждении – положены две молитвы: «Господи, Боже небесе и земли, иже святую Свою церковь неизреченною мудростию основавый» (эта молитва читалась архиереем при возложении рук на антиминсы), и на главопреклонение: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, яко излиял еси благодать на святыя Твоя ученики...». Этой молитвой и заканчивается данный чин. По своем освящении, антиминсы лежали на престоле 7 дней, в течение которых над ними «литургия Божественная отправоватися мает».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Западнорусская православная церковь в указанное время, подобно церкви северорусской, знала и практиковала два чина освящения храмов: а) «Чин и устав, бываемый на освящение храма и иже в том святыя трапезы», совершавшийся только епископом, и б) Чин «благословения» новосозданного храма, с положением в нем, освященного уже архиереем, антиминса, каковой чин предназначался, для совершения его лицами в пресвитерском сане: архимандритами, протопопами и, вообще, заслуженными и «искусными» иереями. Первое чинопоследование нам приходилось встречать только в некоторых рукописных памятниках показанного времени, второе было напечатано м. Петром Могилою в его Евхологионе 1646 г., и в рукописях, наоборот, нам не встречалось. Насколько позволяют судить дошедшие до нас южнорусские рукописи XVII в., заключающие в себе чин архиерейского освящения храмов, этот чин в указанный период времени существовал в юго-западной Руси в двух редакциях – более краткой и пространной. Первая редакция очень близко подходит к северорусской редакции того же чина и того же времени, вторая – заключает множество особенностей, трудно объяснимых на основании практики Московской Руси и практики православного востока. Южнорусский чин освящения храмов, интересующего нас времени, в редакции, близкой к северорусской редакции того же чинопоследования, нам пришлось встретить в двух южнорусских рукописных памятннках XVII в.: в рукописном архиерейском чиновнике библиотеки Киево-Соф. собора, 77 (по описанию рукописей этой библ., составл. проф. Н. И. Петровым , 65) и в рукописном архиерейском служебнике (скорее, Требнике) Синодальной библ., 271, л. 151–174, (по описанию Горского и Невоструева, 370) 123 . В обеих рукописях данный чин одинаков до мельчайших подробностей. Начинается он, как и однородные ему чинопоследования Северорусских требников, руководственными наставлениями о необходимых приготовлениях к освящению храма. В этих наставлениях, изложенных с большей обстоятельностью, чем подобные наставления Северорусских требников того же времени, замечаются следующие, несущественные, впрочем, отличия южнорусской практики освящения храмов от таковой же практики северно-восточной Руси. – Посланный от святителя в новосозданный храм «старейший и разумный» священник, между прочим, должен был озаботиться о том, чтобы «написати в той (т. е., освящаемой) церкви осмь крестов: в олтари д кресты и на церкви д кресты, по стенам алтарным и по стенам церковным» 124 . Как увидим, на местах изображения этих крестов совершалось, при освящении церкви, помазание ее стен св. миром. В обеих рукописях, среди необходимых для освящения храма предметов, указываются «Евангелисты д, на папери или на платне написаны«. Как мы уже знаем, из северорусских рукописных памятников, эту подробность отмечают только весьма немногие требники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Чин «како подобает дати причастие больным», как он излагается в «Вопрошании Кирика», не представляет отличия от настоящего. 284 Таков же и чин освящения воды св. Богоявления. 285 Наконец, в числе чинов, существовавших в рассматриваемое нами время, замечателен вышедший из употребления «чин омовения св. трапезы в великий четверток», существовавший так же и в церкви Греческой, и без всякого сомнения от неё перешедший к её духовной дочери – церкви Русской. Чин это состоял в том, что в великий четверток, после третьего и шестого часов, по каждении св. трапезы и чтении известной молитвы, святителем разоблачался св. престол и омывался. После этого следовало облачение престола и чтение второй молитвы, чем и заканчивался чин. 286 Таким образом этот чин тот же самый, который издан Гоаром в его Евхологионе, с тем, впрочем, отличием от этого последнего, что в нем после первой молитвы, пред разоблачением престола, не пелись псалмы 50, 25 и 83, пение которых положено в чине омовения св. трапезы, изданном Гоаром. 287 Кроме этих более или менее выдающихся чинов в конце XI и в XII веках в России существовали еще молитвы на разные случаи; так например была молитва, которую положено было читать над оскверненным сосудом; эта же молитва читалась и в той комнате, где родилось дитя, спустя три дня после его рождения; 288 были также молитвы: на изгнание бесов, в пост идущим, и др. 289 Несомненно также можно полагать, что кроме этих молитв, на которые мы находим указания в памятниках рассматриваемого нами времени, существовали еще другие молитвы, потребные на другие случаи жизни христианина, тем более, что в церкви Греческой они существовали, а оттуда им уже не трудно было перейти в церковь Русскую. VI. Последование вседневного богослужения и таинств в XIII веке Век XIII в истории богослужебного порядка на Руси не представляет ничего особенно выдающегося и нельзя сказать, чтоб он был богаче предыдущего богослужебными памятниками, особенно относительно совершения таинств. Но при недостатке свидетельств относительно особенностей совершения таинств (кроме евхаристии, впрочем), XIII век представляет нам более данных чем век предшествовавший для определения особенностей порядка вседневного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Брак воспрещался им и не признавался действительным. По 19 правилу первого вселенского собора, уже существовавшая в начале четвертого века практика допускала для диаконисс посвящение, хотя переходного характера. Следующие соборы говорят о посвящении (хиротесии) диаконисс, совершаемом епископами: епископ возлагает на диакониссу руки и произносит особую, сочиненную для того молитву. Чин не ранее IV века. В последующую эпоху чин осложнился, и после второй молитвы епископ возлагал на шею диакониссы, под мафорием, диаконский орарь, перенося оба конца (рис. 53) его наперед. После преподания ей тела и крови Христовых, епископ вручал диакониссе св. потир, который она ставила на престол. По указанию Дидаскалий (памятник сирийского происхождения), диакониссы появились всего ранее в Сирии, также в Палестине и Месопотамии. Епифаний Кипрский стремился распространять этот чин и в других странах, и не без его влияния чин появился во второй половине IV века в Константинополе. В Кипрской церкви чин существовал издавна и долго. Но в Александрии чин приходских диаконисс не привился, и там были лишь диакониссы-игуменьи. Карфагенская же и Римская церкви никогда не знали у себя этого чина. Правда, в восьмом веке, под влиянием главенства сирийского и греческого элемента в эту эпоху в Римской церкви, упоминаются не раз диакониссы и на Западе, но это были частные случаи. 54. Надгробная плита в музее Алаци, в Тунисе Из представленного краткого обзора выясняется само собой отношение чина диаконисс к устанавливавшемуся в первых веках почитанию Богоматери: это отношение не только постоянное и всестороннее, но и внутреннее, церковное, бытовое или общественное, и затем церковно-литературное и художественное. Но так как наша специальная задача касается только последней стороны, выясняемой на основании всех прочих, то мы можем ограничиться этим обзором, добавив к нему, что, помимо множества апокрифических сказаний о Приснодеве Марии, посвятившей себя служению в храме Иерусалимском и непрестанной молитве, надо иметь в виду, что при посвящении диакониссы, в особой молитве, поминалось «освящение женского пола через рождение от Девы», «дарование благодати Святого Духа женщинам, отдающим себя на служение святым Божьим домам», «испрашивалось благословение Всемогущего Бога, по заступничеству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Чин 12 Евангелий. Служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Чин 12 Евангелий. Служит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Русская практика XVI – сер. XVII в. отражена в рукописных и старопечатных Уставах и Триодях, а также в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В сравнении с позднейшей рус. практикой она имела неск. отличий. Во-первых, в отношении царских часов сохранялась традиция, отраженная в периферийных (южноитал. греч., груз., ранних слав.) студийских памятниках: царские часы образуют не одно, а 2 отдельных последования (1-й и 3-й часы; 6-й и 9-й часы), и на часах возглашаются ектении (мирная перед пением 3 тропарей из 12, малая - после тропарей, просительная - после Евангелия). Во-вторых, в конце часов В. п. совершался особый чин омовения св. мощей . (в соборах Московского Кремля он продолжал совершаться вплоть до революции 1917). Чин, вероятно, восходит к древней иерусалимской практике омывать в В. п. Честное Древо Креста Господня, а, возможно, также и к к-польской традиции в В. п. мыть и готовить храм к Пасхе. Чин омовения св. мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или мон-ре св. мощи; освящалась вода, и мощи отирались ею (погружение Креста и св. мощей в воду и было знаком ее освящения); совершалось окропление св. водой. В остальном богослужение В. п. было уже очень близко к тому чину, какой наблюдается в РПЦ в наст. время, в т. ч. уже существовала практика (появившаяся ок. XVI в. и с XVII в. ставшая общепринятой, но не описанная даже в совр. Типиконе) износить вечером в В. п. плащаницу и полагать ее на особом возвышении (т. н. гроб Господень) в середине храма; в отличие от совр. традиции плащаница износилась перед вечерней. Современная русская практика руководствуется указаниями принятого ныне Типикона (см. выше); главные отличия от изложенного там порядка: во-первых, совершение утрени В. п., как правило, не в продолжение всей ночи, а вечером в четверг и совершение вечерни В. п. обычно среди дня; во-вторых, чтение 12 Евангелий не в алтаре (как по Типикону), а в середине храма (и соответственно замена каждений алтаря малыми каждениями храма; еще одна, не отраженная в Типиконе особенность делать удары в колокол перед каждым из Евангелий, соответственно номеру Евангелия и трезвон после 12-го); в-третьих, совершение на каждом из царских часов каждения (по аналогии с царскими часами Рождества и Богоявления); в-четвертых, совершение в конце вечерни в В. п. торжественного обряда изнесения из алтаря св. плащаницы, положения ее на специальном столе-гробнице посреди храма и лобызания ее, что символизирует погребение тела Христова праведными Иосифом и Никодимом.

http://pravenc.ru/text/150067.html

В различных редакциях Студийского устава, который имел широкое распространение в X-XII вв., службы Великого Четверга принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и Иерусалимском уставе, сделавшемся после XIII-XIV вв. общепринятым в правосл. Церкви. При этом памятники студийской традиции различаются между собой значительно существеннее, чем редакции Иерусалимского устава, так что изложение службы Великого Четверга в совр. печатных изданиях мало отличается от описанного в древних рукописях порядка. Об освящении мира, которое является прерогативой Патриархов, монастырские Студийский и Иерусалимский уставы, умалчивают (поэтому, напр., в совр. практике РПЦ чин освящения мира не содержится в общераспространенных книгах, а служится по особой книжечке). Согласно этим уставам, в Великий Четверг бывает одна трапеза, за которой разрешаются елей и вино. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. студийских памятников отражающему первоначальную редакцию студийского Синаксаря, накануне Великого Четверга совершается великое повечерие. На утрене поется " Аллилуия " , но место троичнов занимает тропарь " Егда славнии ученицы " ; стихословятся 2 кафизмы (с " ипакои " по 1-й и " тропарем " по 2-й - совр. тропарь пророчества); канон (полный) прп. Космы Маюмского; по 3-й песни канона поется седален, по 6-й - кондак; по 9-й песни - светилен (8-го гласа " Чертог твой " ); стихир на хвалитех нет, есть только на стиховне. Все часы - со стихословием Псалтири (как в обычные дни Великого поста). Перед Литургией совершается включенный в состав службы изобразительных чин умовения ног. Студийские памятники разделяются на 2 группы в зависимости от положения этого чина в кругу служб в Великий Четверг: Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы следуют константинопольской практике: чин умовения совершается до Литургии (как в Типиконе Великой церкви, хотя в нем чин происходит между вечерней и Литургией, а в студийских памятниках - до вечерни и Литургии); прочие, неконстантинопольские, Типиконы - иерусалимской: чин умовения бывает после Литургии (то же - и в Иерусалимском уставе) (см.: Пентковский. Типикон. 131-132).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Гораздо ценнее проницательная, на наш взгляд, догадка М. Лисицына , что чин омовения святых мощей в Великую Пятницу может стоять в связи с обычаем поклонения святому копию в Софии Константинопольской. Автор предполагает, что этот чин возникает после исчезновения в XIV в. службы тритоекти – великопостных часов, характерных для Устава Великой Церкви 999 . Возможно, чин омовения мощей действительно в некотором смысле восполнил образовавшуюся литургическую лакуну, будучи сознательно приурочен к часам Великого Пятка, как это явствует из известных на Руси соборных чиновников эпохи позднего средневековья. Однако это верно лишь для соборного устава в Древней Руси и совершенно не объясняет появления частного богослужения со схожим содержанием, тем более что сравнительный анализ частного и соборного последований не позволяет говорить о непосредственном заимствовании. Небольшой раздел чину омовения мощей в своей монографии о частном богослужении Русской Церкви в XVI – первой половине XVII в. посвятил священник В. Прилуцкий , который в целом следует за ходом мысли протоиерея К. Никольского 1000 . Его основным тезисом становится положение, что этот чин являл собой простое освящение воды посредством креста, заключавшего в себе святые мощи. В своем старании доказать, что чин омовения мощей был заимствован из Греческой церкви, В. Прилуцкий , вслед за К. Никольским , пишет об обыденности упоминания такого освящения у Павла Аллепского. При этом автор сам себе противоречит, указывая, что «хотя восточная церковь и знала обычай освящения воды св. мощами, однако в богослужебных памятниках этой церкви какого либо особого чинопоследования на этот случай мы не встречаем». Отметим, что В. Прилуцкий , вновь вслед за К. Никольским , неверно отождествляет чин омовения мощей «потребы ради» с чином соборного омовения мощей в Великий пяток. К несомненным заслугам В. Прилуцкого стоит отнести его мнение о самостоятельности чина освящения воды «вкратце», не являющегося сокращением чина «иже мощи омыти».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памятник святителю и чудотворцу Николаю освящен в Нижегородской епархии 24 апреля 2023 г. 14:11 23 апреля 2023 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, в Воскресенском благочинии Нижегородской епархии рядом со строящимся храмом в честь святителя и чудотворца Николая освящен памятник этому святому. Чин освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Ему сослужили настоятель Никольского храма иерей Андрей Сидоров и другие клирики благочиния. На освящении молились викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий , благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Долбунов, воспитанники и педагоги православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, прихожане храмов Воскресенского благочиния. На богослужении присутствовал первый заместитель главы администрации городского округа Глеб Андреев. В организации богослужения помогали волонтеры Нижегородской епархии. Обратившись к собравшимся перед освящением, митрополит Георгий сказал: «Поздравляю вас с Пасхой Христовой и окончанием Светлой седмицы. Сегодня, в этот радостный день, мы освящаем памятник одному из величайших христианских святых — святителю Николаю, Мир Ликийских чудотворцу. Этот угодник Божий жил в IV веке от Рождества Христова, был ревностным защитником веры Христовой и на протяжении многих столетий остается одним из любимейших святых, великим молитвенником и заступником для всех нас. Православное Черноречье украшает церковь в честь этого великого святого. Рядом с ней мы освящаем памятник ему. Даст Бог, этот храм будет освящен в октябре текущего года. Пусть ваш город и дальше продолжает благоукрашаться золотыми куполами и образами святых угодников. Храни вас всех Господь». После освящения памятника правящий архиерей осмотрел храм. Памятник высотой 2,5 метра и весом около 800 килограммов выполнен из бронзы и установлен на гранитном постаменте. Автором памятника, созданного на предприятии «Артконт», является ивановский скульптор Владимир Острижнов. Памятник установлен по инициативе попечителя Никольского храма и по благословению митрополита Георгия.  Закладка Никольской церкви  состоялась  17 сентября 2017 года. Чин закладки совершил митрополит Георгий. Возведение храма идет около проспекта Циолковского. Проект церкви и рабочая документация разработаны архитектурной мастерской Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Согласно проекту, общая вместимость нового храма составит около 250 человек, высота с крестом — около 27 метров. Территория возле храма благоустроена. В настоящее время ведутся работы по внутреннему убранству церкви. Храм является действующим . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

После объявления диктора о том, что в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Москве освящается памятник его духовному сыну благоверному великому князю Димитрию Донскому, с монумента было снято покрывало и Святейший Патриарх совершил чин освящения памятника. 9 мая. ПРАВМИР. 8 мая 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения памятника благоверному князю Димитрию Донскому. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов и мэр Москвы С.С. Собянин также приняли участие в церемонии открытия монумента святому благоверному князю Димитрию Донскому в Москве, на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . После объявления диктора о том, что в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Москве освящается памятник его духовному сыну благоверному великому князю Димитрию Донскому, с монумента было снято покрывало и Святейший Патриарх совершил чин освящения памятника. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Кирилл. «По преданию, именно в этом районе и собиралось ополчение, которое двинулось навстречу грозному врагу, чтобы на Куликовом поле принести нашему народу такую чаемую победу. Князь Димитрий Донской был еще молодым человеком. И, может быть, ему не хватало жизненного опыта, не хватало решимости. Он нуждался, несомненно, в сильной поддержке. И эту поддержку оказал ему тот человек, которого мы сегодня называем самым известным русским святым — преподобный Сергий Радонежский, который был его духовным водителем, был тем, кто вдохновлял и помогал ему обрести уверенность в победе, несмотря на столь грозный вызов, который в то время орда бросила Московскому княжеству и всей Руси», — сказал Предстоятель Русской Церкви. «Мы знаем, что Дмитрий Донской одержал эту удивительную победу. Это была не окончательная победа, но стало ясно всем — и врагам, и самой Руси — что народ наш, несмотря на тягчайшие внешние обстоятельства, в определенный момент может сконцентрировать свою волю, свои силы, свои чувства, обрести уверенность в непременной победе, реализовать эту уверенность и обрести победу», — отметил Патриарх Кирилл.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010