Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio ) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107). Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94). Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

В 1813 г. на месте братской могилы воинов, павших в бою 1552 г. при взятии Казани, по проекту архитектора Н.Ф. Алферова был заложен памятник, замысленный в виде массивной усеченной пирамиды, с четырьмя широкими лестницами вокруг. Своими монументальными формами памятник рельефно выделяется на водном просторе и выгодно просматривается издалека. Это центрально-купольное сооружение, квадратное в плане, имеющее вид двадцатиметровой усеченной пирамиды с дорическими порталами. Установленными со всех четырех сторон и являющимися входами во внутреннее церковное помещение. По углам пирамиды размещались кельи. Под центральной частью памятника был расположен склеп. В него попадали с южного портала по каменной лестницы через сводчатый подземный ход. Церковь в памятнике была приписана к Зилантову монастырю. Памятник культово-монументальной архитектуры 19 в. построен в стиле классицизма. В настоящее время ведутся реставрационные работы, в храме проходят церковные службы. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан В 1924 г. памятник павшим воинам было решено переименовать в памятник Содружества народов (в честь 4-летия существования республики). Был объявлен конкурс на реконструкцию памятника с использованием помещения под хозяйственные нужды. Из трех предложенных проектов ни один не был утвержден. В ходе подготовительных работ к реконструкции с памятника был снят крест и разрушена стоящая рядом часовня с небольшой колокольней. В 1930 г. под руководством архитектора Бикчентаева проводится реставрация памятника. Со стен были сбиты барельефы и стерты надписи, изменен внутренний интерьер. Из Информационного сборника «Культурное наследие в Казани – сохраненное, в опасности, утраченное». Выпуск 6 Министерство культуры РТ Казань, 2006 г. Чин освящения построенного храма-памятника в торжественной обстановке совершил архиепископ Амвросий 23 июня 1823 года. Венчал храм необычный крест, а изображение военного ордена – солдатского Георгиевского креста. Вокруг кованая ограда на каменных столбах.

http://sobory.ru/article/?object=06599

По окончании 83 псалма, певцы пели тропарь святому храма 18 . Вслед за этим пением, священник читал молитву «Основание Церкве» – «Господи, Боже наш, восхотевый на сем камене создатися Тебе церкви». Зта молитва прочитывалась на четырех местах: на месте будущего престола, на месте западных дверей будущего храма, и на южной и северной его сторонах. По прочтении молитвы, в тех же самых местах священник делал удары секирою с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, основывается церковь в честь и славу имярек« (назывались «имя и титло» святого или события, в честь коего строился храм). Следовало, затем, чтение второй молитвы: «Господи Боже наш, иже Свою святую кровь положи основание святей Своей церкви«. Некоторые памятники к указанным двум молитвам добавляют еще и третью: «На всяком месте владычествия Твоего, хвалим Тя, Господи» 19 . К числу молитв «на основание церкви и потчение кресту» следует отнести и еще, встречающуюся в некоторых рукописных требниках, молитву: «Господи, Боже Вседержителю, прообразивый палицею Моисеевою честного и животворящого креста образ«. Эта молитва находится по рукописным требникам иногда и в ряду молитв «на разныя потребы» с надписанием: «молитва на водружение креста», – «на водружение креста на церковь или инде» 20 . Последнему назначению данной молитвы вполне соответствует и содержание ее: в ней, в общих выражениях, испрашивается освящение всякого места, на коем имеет быть водружен крест. Все перечисленные молитвы «на основание церкве«, за исключением предпоследней, имеют для себя греческие оригиналы; из греческой же богослужебной практики заимствованы и обряды, предшествовавшие и сопровождавшие чтение указанных молитв 21 . Со введением у нас книгопечатания, и с распространением печатных требников, в первой половине XVII в., рассматриваемое чинопоследование, во-первых, получило более широкую литургическую обработку, а, во-вторых, большую устойчивость и однообразие. Последнее подтверждается тем, что во всех известных нам старопечатных требниках первой половины XVII в., «Чин, бываемый основанию церкви и потчение креста» – один и тот же по своему составу и по содержанию, входящих в него, молитв и песнопений 22 . Сравнительно с рукописными памятниками XVI в., чин основания храма по старопечатным требникам имеет следующие особенности. Здесь этот чин предваряется указаниями о различии в обрядах и действиях при закладке каменных и деревянных храмов. Так, при построении каменной церкви, по смыслу этих указаний, требовалось прежде самого торжества закладки, ископать ров, «якоже быти основанию« и приготовить камни. Если же предполагалась постройка деревянной церкви, то ее план обозначался бревнами, для чего предписывалось «обложить по берну в стену церкви». Эта, чисто техническая, разница в приемах закладки каменных и деревянных храмов, обусловливала, как увидим ниже, и различие обрядовых действий ири совершении самого чина закладки этих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В городском парке культуры и отдыха, на территории которого развёрнуты работы, находится ещё один примечательный архитектурный объект. По иронии судьбы железобетонное изваяние Ленина после достройки соборов будет указывать прямо на их кресты. Памятник " вождю мирового пролетариата " в 1928 году установили на постамент заложенного полутора десятками лет ранее мемориала 300-летию царствования дома Романовых (который так и не успели смонтировать до революции из-за разразившейся Первой мировой войны). Очевидная абсурдность расположения (и буквально анекдотическая в новом градостроительном обрамлении пространственная ориентация) скульптуры просто не оставляет городским властям иного выхода, как озаботиться вопросом столь своеобычного соседства. Из журнала: " Журнал Московской Патриархии " . - Выпуск январь 2020 г./Строительство новых кафедральных соборов Глава Русской Православной церкви 24 сентября 2023 года совершил чин Великого освящения Богоявленского собора и возглавил Божественную литургию. Ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил территорию костромского кремля и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. Возрождение храмового комплекса Костромского кремля, уничтоженного в 1934 году, началось в 2015 году. Проект реализуется в рамках соглашения, заключенного между администрацией Костромской области, Костромской епархией и ООО «Корпорация «ВИТ» при личной поддержке губернатора Сергея Ситникова. Костромской кремль – уникальный пример воссоздания исторического наследия, архитектурного облика Костромы конца XIX — начала XX веков. Этот проект является масштабным не только в архитектурном плане, но и по своему культурному значению. Костромской кремль — историческое сердце областного центра. Первое упоминание о нем датировано 1238-1246 годами. С начала 15 века по 1929 год здесь пребывала главная святыня костромского края, одна из главных святынь России – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Проект по возрождению кремля реализовала профессиональная команда архитекторов и строителей. Они восстанавливали комплекс с точным соблюдением ранее существовавших архитектурных форм. Выполнена подсветка колокольни, благодаря чему 64-метровую звонницу видно практически со всех концов города. Нижний храм Богоявленского собора посвящен воинам-костромичам, в разное время защищавшим своё Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и участники военно-исторического общества.

http://sobory.ru/article/?object=49764

Перед началом круглого стола на одном из таких домов, где ныне располагается воскресная школа Преображенского собора, была установлена памятная мемориальная доска. Чин освящения совершил епископ Вениамин. С докладом также выступила краевед Наталья Растопчина, много лет работающая над расшифровкой дневника отца Родиона. Основным содержанием дневника являются проповеди и подготовка к ним, а также благочиннические отчеты, расчеты Пасхалий, адреса книжных магазинов, где продавались его книги, имена архиереев, с которыми протоиерей Родион состоял в переписке. Стилистике проповедей протоиерея Родиона Путятина был посвящен доклад иерея Сергия Карамышева. Отец Сергий обратил внимание слушателей на ритмическую организацию проповедей и привел слова самого протоиерея Родиона: «Я хочу писать, чтобы писание мое было как песня…Чем больше поучение походит на песнь, тем чаще оно будет повторяться». Опытом издания рукописных текстов — жития преподобных Никиты Столпника и Корнилия Переславского, а также писем преподобного Макария Оптинского — поделились главный палеограф отдела рукописей Российской государственной библиотеки Марина Крутова и доцент кафедры классической филологии Петрозаводского государственного университета Светлана Захарченко. Об изданиях Рыбинской епархии к 150-летию кончины протоиерея Родиона Путятина рассказала редактор журнала «Рыбная слобода», ведущая круглого стола Анна Романова. Некоторые из этих изданий — специальный выпуск «Рыбной слободы» и книгу протоиерея Родиона Путятина «Избранные поучения рыбинским прихожанам» — получили в дар все участники встречи. Были высказаны пожелания о создании образовательной программы, знакомящей с наследием протоиерея Родиона, о публикации его расшифрованных дневников, а также о том, чтобы на карте Рыбинска появились улица или площадь, носящие имя Родиона Путятина. По окончании работы круглого стола все участники посетили место захоронения протоиерея Родиона рядом с Преображенским собором. Епископ Вениамин совершил чин освящения нового памятника знаменитому проповеднику.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

По материалам сайта: http://www.patriarchia.ru/db/text/750176.html Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших Всехсвятский храм расположен на пересечении улиц Калиновского и Всехсвятской, которая до этого была безымянной улицей. И лишь в конце 2007 года безымянная улица, пересекающаяся с улицей Калиновского, получила название Всехсвятская – она соединяет кольцевую дорогу с храмом. Решение о строительстве в городе Минске храма во имя Всех святых было принято на заседании Синода Белорусской Православной Церкви 29 апреля 1990 года. 4 июня 1991 году состоялось освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в Минске, которое совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего первого Патриаршего визита в Республику Беларусь. В 1996 году при участии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси была заложена капсула с памятной грамотой с воззванием к потомкам в основание храма-памятника. Место строительства выбрано не случайно: с восточной стороны к нему непосредственно примыкает Московское (Восточное) кладбище, где покоятся многие соотечественники, составившие честь и славу Беларуси. В 2005 году был утверждён проект " Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем " , а летом 2006 года началось его строительство. 26 сентября 2006 года на территории Всехсвятского храмового комплекса состоялся чин освящения деревянного Троицкого храма. В этот же день состоялись освящение и подъем на звонницу храма-памятника трех больших колоколов от имени Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Минского и Слуцкого Филарета. 21 ноября 2006 года на храме был установлен главный купол. 25 октября 2008 года, в свой последний Первосвятительский визит в Беларусь, Святейший Патриарх Алексий утвердил иное название храма, наиболее полно отвечающее замыслу мемориала: " Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших " . Новое название было утверждено Синодом Белорусской Православной Церкви 30 марта 2012 года.

http://sobory.ru/article/?object=08471

В Восточной же Церкви, ни в литургических чинах, ни в письменных памятниках, ни в словесных преданиях, ни в исторических фактах, нет ни единого даже намека на то, чтобы право освящать елей, когда-либо до V века, или в V веке, или после V века, исключительно принадлежало епископам, и чтобы акт елеопомазания совершался пресвитерами отдельно от акта елеосвящения. Напротив, на Востоке право освящать елей, во все времена, неотъемлемо, кроме епископов, принадлежало и пресвитерам. Так, в «Постановлениях Апостольских», относящихся, по содержанию, к первым четырем векам христианства, говорится: «в отсутствие епископа, елей пусть благословляет пресвитер, в предстоянии диакона» 439 . Феодор Кантербурийский, VII в., свидетельствует, что «у греков дозволено. святить елей для больных (sacere infirmis chrisma) пресвитеру, если это необходимо, а у римлян это дозволено одному только епископу 440 . В каноне елея архиепископа Арсения IX в. совершителями всех обрядов Елеосвящения изображаются одни пресвитеры 441 . Блаж. Симеон Фессалоникийский, описывая чин совершения Елеопомазания, показывает, что его совершали пресвитеры в полном составе, освящали елей и непосредственно за сим помазывали больного 442 , а о совершении Елеосвящения епископами даже нигде в своих писаниях не упоминает. Петр Аркудий и Лев Алляций, в XVII в. свидетельствуют также, что в Восточной Церкви право освящать елей находится у пресвитеров 443 .  Таким образом, в Православной Церкви, вследствие сохранения за пресвитерами апостольского права освящать елей, акт елеопомазания всегда находился и ныне остается в неразрывной связи с актом елеосвящения. Совершает ли таинство епископ с пресвитерами, или одни пресвитеры без епископа, в обоих случаях, елей освящается всякий раз тогда, когда требуется совершение елеопомазания болящему, и наоборот. Посему, в «Последовании» нашей Церкви, елеосвящение и елеопомазание соединены безраздельно в один богослужебный чин. III) О помазании болящего освященным елеем  Помазание болящего св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Митрополит Георгий особо поблагодарил за поддержку и взаимодействие губернатора и правительство Нижегородской области и всех участников общего дела возрождения святынь. Роман Стронгин поздравил владыку Георгия с присвоением почетного звания. Он отметил огромный вклад главы митрополии в развитие соработничества между ректорами нижегородских вузов: «Православная Церковь — важнейший фактор в возрождении исторической памяти и православной культуры, так необходимых для единения народа и решения трудных задач, которые выдвигает новая эпоха. Примером служения этому великому делу является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. 18 лет назад с его приходом в нашу епархию ускорилось возрождение храмов, монастырей, памятников, получили развитие православные гимназии, стало больше священнослужителей. Митрополит Георгий — наш соработник, ректор старейшей семинарии. В этом здании он проводил наш Совет ректоров. У владыки Георгия есть дар Божий — привлекать людей. Звание почетного члена Академии художеств России мы все рассматриваем как высокую награду за достойное служение в духовном обновлении. От Совета ректоров, от Общественной палаты и от себя лично имею честь поздравить владыку, пожелать ему здоровья и новых успехов. Мы гордимся Вами и навсегда с Вами!» Затем состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между правительством Нижегородской области и РААСН. От правительства региона соглашение подписал Глеб Никитин, от РААСН — Дмитрий Швидковский. В ходе мероприятия был показан фильм «Дорога к храму» о большом вкладе Нижегородской епархии в развитие российской культуры. За годы служения правящий архиерей освятил более 200 храмов на Нижегородчине — это и вновь отстроенные церкви, и восстановленные. Эта работа продолжается. Так, в 2021 году управляющий Нижегородской епархией возглавил чин освящения 11 храмов и пяти приделов. В декабре планируется освящение еще нескольких храмов. Только на текущей неделе правящий архиерей совершит чин великого освящения еще двух церквей: 10 декабря — храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Ломовка Арзамасского района, 11 декабря — храма в честь апостола Андрея Первозванного в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода.

http://patriarchia.ru/db/text/5870666.ht...

После техникума Димитрий поступил в Саратовскую православную духовную семинарию. Во время учебы определился его жизненный путь – в храме он встретил Марину, свою будущую супругу. Через полтора года они обвенчались, в 2008-м году Димитрий стал пастырем: «Началась новая насыщенная жизнь. Мог ли я – мальчишка из обычной семьи – предположить, что стану когда-то священником? Конечно, нет. Но мой путь к вере показал, что на Бога надо положиться. С Ним надежно». Отец для своих прихожан Сегодня отец Димитрий – настоятель трех приходов. Живет он в селе Малое Перекопное, совсем рядом со старинным Свято-Троицким храмом. К 1903 году храм этот представлял собой внушительное каменное строение, с росписью, теплыми полами, колокольней и тремя престолами. Через 30 лет от этого великолепия не осталось и следа: колокола отправили на переплавку, церковную утварь растащили, а сам храм превратили в зернохранилище. В 1997-м году усилиями местных жителей началась реконструкция. В 2003-м году был совершен чин положения антиминса, а в 2010-м – чин великого освящения храма, являющегося памятником архитектуры областного значения. Б о льшая часть современной истории храма и б о льшая часть пастырского пути отца Димитрия связаны неразрывно. «Когда первый раз зашел, у меня руки опустились – ни иконостаса, ни электричества, стены и полы в негодном состоянии. Начали ремонт, плитку положили, оштукатурили», – вспоминает священник. «Трудно строить храм, но еще труднее построить храм сердца человеческого и развить на приходе духовную жизнь», – размышляет батюшка. И вспоминает – 4 декабря 2009 года, на его первую службу в храме пришли аж 22 человека, что немало по сельским меркам. Но радоваться было рано: это просто на нового батюшку пришли посмотреть, к частым богослужениям сельчане не привыкли. Но не такой человек отец Димитрий, чтобы унывать: «Как же так? Ведь каждое богослужение – это встреча с Богом! Потихоньку отношение стало меняться. И сейчас на всех трех приходах и утренние, и вечерние службы раз в неделю обязательно проходят».

http://pravoslavie.ru/144194.html

Храму в Сосновом бору - 100 лет В престольный праздник храма святого Александра Невского, 12 сентября, в нем состоялось праздничное богослужение. Возглавил его архимандрит Викентий (Кузьмин), первый настоятель сосновоборского храма после его возвращения Русской Православной Церкви в 1992 году. Ему сослужил нынешний настоятель храма иерей Игорь Аладьин. Храм является памятником архитектуры федерального значения и активно восстанавливается. Епархия выпустила DVD о лечении алкоголизма и наркомании Диск под названием «Деструктивные семейные отношения как причины зависимостей» подготовлен по материалам семинара, прошедшего 12 сентября в Школе трезвения при епархиальном Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму. Семинар проводили руководитель Школы трезвения Владимир Цыганков и автор многих книг по семейным отношениям и преодолению зависимостей священник Алексий Мороз. На Дороге Жизни заложена часовня В годовщину открытия водной Дороги Жизни, 12 сентября, в поселке Осиновец Всеволожского района была освящена закладная плита на месте строительства часовни в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Чин освящения совершил благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов. Он также отслужил заупокойную литию на осиновецком братском кладбище - месте погребения жителей блокадного Ленинграда, умерших по дороге на Большую землю. Религиозное образование: опыт Евросоюза - Петербургу В Государственном музее истории религии 14 сентября состоялась презентация европейского научного проекта «Религия в образовании». В проекте участвуют профессора европейских университетов. По словам участника проекта, профессора Пилле Валк (Тартуский университет, Эстония), целью встречи было показать, что «даже самый закоренелый атеист обязан знать историю религии как часть мировой истории. Религиозное образование в школе необходимо, - утверждает она, - но оценки должны ставиться не за мировоззрение, а за знание». В Пулково освятили часовню Чин освящения часовни во имя святого Антония Великого 18 сентября совершил архиепископ Тихвинский Константин в сослужении клириков епархии. Представители общественной организации «Прерванный полет» установили у входа в часовню траурные доски с именами петербуржцев, погибших 22 августа 2006 года под Донецком. Часовня расположена на третьем этаже аэропорта, рядом с кинозалом. Она будет открыта с утра до вечера, а летом, когда возобновятся ночные рейсы - и круглосуточно. Богослужения будут совершаться еженедельно, по особому графику.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010