Малый Часослов Сокращение рассмотренного Часослова составляет Малый Часослов, по отношению к которому тот называется «Великим». Опыт показывает, что Малый Часослов употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении во храме божественных служб: повечерия, полунощницы, часов, для коих нет молитвословий в Служебнике, также при совершении богослужения вне церкви, на домах – утрени, вечерни, часов и тому подобного. Потому в Малом Часослове находится вкратце устав, что и как отправлять в дни, например, поста и другие. Изменяемые молитвословия для божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах 234 . В одних книгах находятся молитвословия для подвижных дней богослужения круга седмичного, в других книгах – для подвижных дней круга годичного, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит: Октоих; ко вторым – Триодь Постная и Цветная; к третьим – Минея Месячная, Праздничная, Общая; к четвертым – Ирмологион. Октоих Октоих (Ο=κτηχος Осмогласник), заключает в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга седмичного. Каждое последование содержит в себе для седмичных дней (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы, субботы) молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресений) кроме того содержит молитвословия малой вечерни и полунощницы. Семь таких последований, кои принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы на один голос, в Октоихе называются «гласом, напевом, мелодией». Гласов в нем восемь. Отсюда он получил свое название «Осмогласник» 235 «Октоих», «Охтай» (ο=χτ – восемь, η="" txt " > Молитвословия Октоиха обозначаются в богослужебных книгах, по своему содержанию, например: «стихиры бесплотным», «канон умилительный». Часто же молитвословия Октоиха обозначаются в Типиконе и словом «дне». Например: «тропарь дне», «стиховна дне». При подобных указаниях Типикона должно разуметь песнь Октоиха. Впрочем, так следует понимать только те указания, которые говорят не о времени пения Триодей; ибо тогда выражения: «на стиховне дне», «тропарь дне», как увидим ниже, указывают на песнопения не Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отметим только некоторые обряды праздника Кущей. В этот праздник весь жертвенник украшался зеленью, и происходил обряд почерпания воды. Храм не запирался вечером, как всегда, а в нем оставался на целую ночь народ, и под музыку левитов с пением и с горящими факелами в руках 4 человека совершали священные пляски. При чем двор храма иллюминовался высоко поставленными лампочками в таком количестве, что они будто бы освещали и все дворы Иерусалима 38 . Мы изложили чин ветхозаветного храмового богослужения с обращением внимания на те части его, которые по нашему мнению могли оказать влияние на наше богослужение. Из представленного изложения достаточно очевидна степень этого влияния. По рассеянии христиан из Иерусалима и по разрушении храма, слишком долго должны были звучать в ушах верующих величественная священная музыка храма и левитские хоры, чтобы это не сказалось на выработке христианского богослужения. Синагогальное богослужение Не могло не оказать некоторого влияния на развитие христианского богослужения и синагогальное богослужение. Синагогальное богослужение было близко к храмовому. В самом храме на внешнем дворе его была синагога, в которой совершавшееся в храме богослужение только дополнялось. Лишенное кровавых жертв и всей сложной обрядности Моисеева закона, синагогальное богослужение более храмового отличалось характером духовным, словесным, а потому стояло ближе в христианскому 39 . Богослужение в синагоге, как и теперь совершалось не ежедневно, а только по субботам, в великие праздники (как Пасха, Пятидесятница, Кущи и Пурим), в день очищения и другие посты. Очень рано к этим дням были присоединены понедельник и четверг 40 , просто, может быть, как дни базарные в древнем Иерусалиме. Кроме утреннего и вечернего богослужения, соответствовавшего утренней и вечерней жертве, синагога рано ввела у себя еще и дневное, полуденное богослужение. При этом могли иметь ввиду древний обычай у евреев молиться три раза в день, упоминаемый Давидом и соблюдавшийся Даниилом и его друзьями в плену 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вед. 1905, 6). – В Волынской епархии местным Е.Н. было сделано распоряжение, по которому служба в св. Четыредесятницу везде должна быть ежедневно и при этом еженедельно должно быть по две полных литургии и по две или более (когда это положено Уставом, напр., на 5-й нед.) преждеосвященных; на Страстной седмице первые три дня должна быть литургия преждеосвященных Даров, а в четверток и субботу св. Василия Великого (Ц.Вед. 1904, 15). Согласно этому указу Св. Синода, епархиальными преосвященными в том же году были даны по сему предмету соответствующие распоряжения местному духовенству (см. Всепод. Отч. Обер-Прокурора Св. Син. за 1886 г., 63 стр.). И в последующее время в некоторых епархиях местным Е.Н. были издаваемы особые распоряжения по епархии по тому же предмету. Так, в 1892 г. распоряжением Ставропольского Е.Н. духовенству епархии было вменено в обязанность по праздничным и воскресным дням служит торжественные вечерни и акафисты, а после вести беседы, не стесняясь малым числом прихожан, в рассуждении, что Господь Бог заботится о всякой душе христианской; душеспасительные беседы вести с прихожанами после вечерен, не стесняясь тем, что такие беседы бывают между утреней и литургией; последние не мешает вести, но следует служить и вечерни, а после них вести беседы, ибо сие установлено для отвлечения народа от несвойственных воскресным и праздничным дням развлечений, – что при опущении причтами совершенно не достигается; почему последние должны всемерно бороться с равнодушием народа и даже с уклонением его от посещения церкви на вечерни и беседы в летнее, страдное время (Ставроп. Е.В. 1892, 5). Точно такое же распоряжение было сделано и Оренбургским Е.Н. (см. Ц.Вед. 1894, 7). Равным образом и Новгородским Е.Н. в 1891 г. было строжайше предписано духовенству, чтобы оно не уклонялось под теми или другими предлогами от вне-богослужебного собеседничества с прихожанами и служения по воскресным дням торжественных великих вечерен с акафистами, под опасением перевода на другие худшие места и даже удаления вовсе от должностей, в виду того, что объяснения лиц, не исполняющих доселе сделанных на этот предмет распоряжений, вообще не основательны и указывают только на одно нерадение и холодность их к тому делу, к которому призваны, как это усматривается из того, что имеются же в виду пастыри, которые, состоя в приходах с большим народонаселением, находят время и возможность и отправить богослужение своевременно, и исполнить необходимые требы, и побеседовать с прихожанами, а затем и отслужить вечерню с акафистом, – и не думают отказываться несовместимостью того и другого, как делают иные, состоящие в приходах с населением гораздо меньшим. В 1892 г. то же Е.Н. нашло необходимым ещё предписать духовенству епархии, чтобы:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ведь в таком случае совсем необязательно «все вычитывать». Отец Глеб так говорит об этой «свободе выбора»:«На основании имеющихся… книг следует создавать личные или семейные богослужебные пособия». И еще: «Что читать – зависит от имеющихся дома книг, времени (дети крутятся под ногами и т.д.), сил и настроения молящегося». Мне самой кажется, что минимальное и всегда подъемное включение элементов очередного праздничного богослужения в домашнюю молитву, в жизнь семьи – это пение тропаря, кондака и величания после обычных вечерних молитв. О том, как это легко и просто организовать, как подготовить все это для детей – об этом я не раз писала. Немного более «длинное» дело, но тоже простое – это чтение канона празднику. У меня припасен когда-то подаренный мамой сборник канонов к двунадесятым праздникам, и мы часто накануне церковных праздников вместе с мужем, иногда и вместе с детьми читаем такой канон после вечерних молитв, или же вместо вечерних молитв, даже если были на всенощной. Можно читать и больше: как раз открыть текст службы и читать – либо на что хватит сил, либо просто хоть что-то. Но это «хоть что-то» всегда – все-таки часть церковного богослужения. И все-таки это – в сторону праздника, его содержания и смысла. …И в каких условиях Молиться можно когда и где угодно. Для того чтобы у себя дома, вместе с родным мужем, женой и детьми встать на молитву, не обязательно устраивать что-то особенное. И тем не менее: «Любое богослужение – это встреча с Богом, поэтому помещение, в котором предполагается его совершать, следует прибрать, как к приему дорогого гостя. Если нет сил прибрать всю комнату, надо прибрать хотя бы угол, в котором предполагается править службу», – советует отец Глеб. Мне кажется, в этом случае стоит условно разделить понятия «ежедневная домашняя молитва» и «домашнее богослужение». Для ежедневной домашней молитвы, которая по утрам, может быть, просто «спеть начальные молитвы» вместе с детьми, устраивать уборку? На практике в таком случае общая молитва может не состояться вообще. Поэтому, на мой взгляд, сверхзадача для ежедневной общесемейной молитвы – чтобы эта молитва вообще была, и была регулярно, и не особенно важно убираться или особенно одеваться для нее.

http://azbyka.ru/deti/domashnee-bogosluz...

Новости Святейший Патриарх Кирилл Патриарх Кирилл: Во время Литургии исповедь может проводиться только в качестве исключения Таинство исповеди необходимо совершать вечером во время или после вечернего богослужения. Особенно это касается воскресных и праздничных дней. Необходимо освободить Литургию для полноценного участия в этом Таинстве как прихожан, так и священнослужителей. Во время Литургии исповедь проводится в качестве исключения только для желающих причаститься детей, престарелых, немощных и других прихожан, по уважительной причине не бывших на вечерней службе Святейший Патриарх Кирилл Патриарх Кирилл: Духовенство столицы должно являть образец для подражания не только в вопросах духовной жизни, но и во внешнем виде Поведение священнослужителя, его манера служить, держать себя и вести беседу, его внешний, в том числе и внебогослужебный вид, наконец, то, что он ест и пьет и где и как это делает, то, на чем он передвигается по городу, подвергается оценке других людей. Все это может как вызывать симпатию, так и раздражать, соблазнять людей, как еще больше привлекать к пастырю, так и отталкивать от него. Святейший Патриарх Кирилл Патриарх Кирилл: Миссия в Facebook - показательный пример выстраивания интерактивного диалога с верующими В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов. Эти методы, характерные для информационных войн, подчас используются и против Церкви. Патриарх Кирилл: Во время Литургии исповедь может проводиться только в качестве исключения Таинство исповеди необходимо совершать вечером во время или после вечернего богослужения. Особенно это касается воскресных и праздничных дней. Необходимо освободить Литургию для полноценного участия в этом Таинстве как прихожан, так и священнослужителей. Во время Литургии исповедь проводится в качестве исключения только для желающих причаститься детей, престарелых, немощных и других прихожан, по уважительной причине не бывших на вечерней службе Святейший Патриарх Кирилл

http://pravmir.ru/category/news/analitik...

И, наконец, последнее, самое важное изменение в службе, которому и посвящена большая часть данной главы. В праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целыеслужбы, такие, которых в будничном не было вообще. Они вставляются в определенные места и расширяют службу, увеличивают ее, она становится более праздничной и торжественной. Части праздничного богослужения необходимо хорошо знать. Их четыре: малая вечерня, лития, полиелей и праздничное окончание. Это целые службы или части служб, которые как бы вставлены в будничную основу. Малая вечерня. Как известно, каждая служба дневного круга существует в нескольких вариантах. Какой вариант службы совершать, определяется в основном службой годового круга, то есть тем, какой это день: будничный или праздничный. Например, вечерни существуют малая, будничная и великая. Великая вечерня совершается при полиелейной и бденной службе, то есть при великих и средних праздниках. Будничная вечерня совершается при малых праздниках месяцеслова. А малая вечерня совершается только в те дни, когда служится бдение, будь то великий праздник или средний. Изучая праздничное богослужение, мы в основном говорим о месяцеслове, о неподвижных праздниках годового круга. Конечно, праздничное богослужение существует и в системе Октоиха (например, день воскресный), и в системе Триоди. Но проще всего разбирать его на примере неподвижных праздников; так мы и поступим. Итак, малая вечерня совершается в тот день, когда Типиконом назначено служить бдение (Впрочем, в некоторых случаях бдение начинается не великой вечерней, а великим повечерием – например, под Рождество и Богоявление. В этом случае малой вечерни не бывает). Очень интересно, что при бдении совершаются две вечерни. Если взглянуть на состав служб при тех или иных знаках праздников месяцеслова, то мы увидим, что при бдении совершаются и малая и великая вечерни. Малая вечерня является службой достаточно поздней, она могла возникнуть тогда, когда ритуал праздничного богослужения был уже подробно разработан. Обычно считается, что малая вечерня появилась в XII-XIII вв., а к XIV веку приобрела тот вид, который нам знаком, то есть это служба достаточно поздняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не могло не оказать некоторого влияния на развитие христианского богослужения и синагогальное богослужение. Синагогальное богослужение было близко к храмовому. В самом храме на внешнем дворе его была синагога, в которой совершавшееся в храме богослужение только дополнялось. Лишенное кровавых жертв и всей сложной обрядности Моисеева закона, синагогальное богослужение более храмового отличалось характером духовным, словесным, а потому стояло ближе в христианскому [ 39 ]. Богослужение в синагоге, как и теперь, совершалось не ежедневно, а только по субботам, в великие праздники (как Пасха, Пятидесятница, Кущи и Пурим), в день очищения и другие посты. Очень рано к этим дням были присоединены понедельник и четверг [ 40 ], просто, может быть, как дни базарные в древнем Иерусалиме. Кроме утреннего и вечернего богослужения, соответствовавшего утренней и вечерней жертве, синагога рано ввела у себя еще и дневное, полуденное богослужение. При этом могли иметь в виду древний обычай у евреев молиться три раза в день, упоминаемый Давидом и соблюдавшийся Даниилом и его друзьями в плену [ 41 ]. Синагога первоначально и по идее своей была скорее религиозно-учебным учреждением, чем богослужебным. Но так как она в отдаленных от Иерусалима городах (и в плену вавилонском, где можно искать ее зародыша) была единственным местом, где можно было получить религиозное утешение, то едва не с самого возникновения ее в ней к чтению и объяснению Писания стала присоединяться и молитва, и уже во времена Маккавеев синагога имеет очень сложный богослужебный ритуал [ 42 ]. При жизни же Спасителя и апостолов этот ритуал должен был иметь довольно близкий к нынешнему синагогальному богослужению вид. На основании исследований по этому вопросу (начиная от раввина XII b. Маймонида) [ 43 ] в древнем и теперешнем синагогальном богослужении можно наметить приблизительно те части, которые должны восходить к I b. по Р. Х. Синагогальное богослужение состоит из 1)  вступительных стихов, псалмов и 2 молитв; 2) чтения Шемы (исповедания) с окружающими ее молитвами; 3) ряда (от 7 до 18) «Благословений» или молитв Шемонеесре; 4) чтения закона (за исключением дневного богослужения); 5) чтения пророков (на утреннем субботнем и праздничном богослужении); 6) заключительного благословения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Однако богослужение в новом центре (Никее), как и богослужение в Малой Азии в целом, не воспроизводило константинопольское богослужение предшествующего периода, несмотря на преемственность византийских государственных и церковно-административных традиций. Например, при венчании на царство основателя Никейской империи было впервые совершено миропомазание императора и был возобновлен обычай поднятия императора на щите, что во многом было обусловлено влиянием коронации Балдуина Фландрского, совершенной в 1204 году в Константинополе по латинскому обряду Основным же богослужебным уставом в Малой Азии в первой половине XIII века, в том числе и в Никее, был Иерусалимский типикон, известный также под поздним названием Устав лавры Саввы Освященного. Появление Иерусалимского типикона в Палестине Впервые об Иерусалимском типиконе как о нормативном тексте, регламентировавшем богослужение и различные аспекты устроения монашеской жизни, упоминает в последней трети XI века Никон Черногорец в LVII слове «Пандекта» и в I слове Тактикона Однако сильное константинопольское влияние на иерусалимское богослужение отмечено уже в X столетии, о чем свидетельствует, например, Святогробский типикон 1122 года, отражающий богослужение середины X века а также унциальный лекционарий X века палестинского происхождения Sin. gr. 211, структура и состав которого следуют новой константинопольской лекционарной системе, однако евангельские чтения Страстной седмицы следует древней иерусалимской лекционарной системе Появление Иерусалимского типикона в Палестине было обусловлено именно этим влиянием, так как с формальной точки зрения Иерусалимский типикон обладает базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) константинопольского происхождения и представляет собой адаптацию первой редакции Студийского синаксаря к обычаям палестинских киновий Отличительной чертой богослужения, определявшегося Иерусалимским типиконом, было совершение всенощных бдений (агрипний) в канун воскресных и праздничных дней, которые представляли собой соединение великой вечерни и воскресной/праздничной утрени.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Это день, принадлежащий не времени, а вечности, так же как и Евхаристия. Мы спешим к службе к 7 или к 10 часам утра, зная, что она будет продолжаться где-то 2,5 или 3,5 часа, но это как бы внешнее знание. Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии. В нашем Типиконе и в той его редакции, которой мы сейчас пытаемся пользоваться, это учение отражено в полной мере, но оно не излагается в каких-нибудь красивых словах или законченных формулировках, а заключается в целом собрании правил, которые по внешности являются формальными предписаниями, а по сути своей – именно тем хранилищем, тем сосудом, в котором мы черпаем учение о воскресном дне. Это учение существует не само по себе, оно существует только для нас, только для того, чтобы войти в наш разум, в наше сердце, в распорядок нашей жизни и стать частью нашего существования, очень важной частью. Итак, в первой главе Типикона описывается малая вечерня, во второй главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). Третья глава – это воскресное бдение в соединении со службой бденному святому; четвертая глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, пятая – в соединении со службой шестеричному святому и святому со славословием, шестая говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года; очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. Седьмая глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскресная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Все материалы - Православное богослужение - Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум. 12.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени Кто-то торопится уехать домой, кто-то по другим причинам спешит поскорее подойти к елеопомазанию. И часто за суетой и толкучкой совершенно выпадает из внимания то, что поется и читается. До прихожан, занятых подходом к иконе и помазанием, доносятся отрывки читаемых фраз и красивые мелодии хора. А зря. Потому что во время елеопомазания совершается одна из важнейших частей утрени 03.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 4. О шестопсалмии и чтении Евангелия Как ни торжественен полиелей, но кульминацией всей праздничной утрени является не он, а чтение Евангелия. 29.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. 22.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах В первые века первого тысячелетия, Всенощное бдение совершалось не так, как сегодня. В нашем виде Всенощная появляются только около XI века, и веку к XIV по тексту (но не вполне по обрядам) стало напоминать современное нам богослужение. Впрочем, одна особенность ночной молитвы объединяет все христианские бдения всех времен и народов. Это – пение псалмов. 15.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 1. «Востаните!» Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великой вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). 08.12.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnoe-bogosl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010