Праздничное богослужение во Всехсвятском храме города Паттайи возглавил настоятель протоиерей Даниил Ванна, председатель Комитета Фонда Православной Церкви в Таиланде. К постоянным прихожанам присоединились многочисленные туристы, отдыхающие на таиландском курорте. За богослужением присутствовали более 120 человек, многие из которых исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. В этот же день после вечернего богослужения дети прихожан представили рождественский спектакль, после которого всем были вручены подарки. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Паттайе всенощное бдение и Божественную литургию совершили настоятель храма иерей Иоанн Мороз и протоиерей Петр Кадомцев, заштатный клирик Томской епархии . За ночным праздничным богослужением молились около 80 человек, тридцать из которых приступили ко Святому Причастию. В Троицком храме на острове Пхукет праздничное всенощное бдение на Рождество Христово собрало несколько сотен человек, практически все они подошли ко Святому Причастию. За богослужением вместе с регентом пели православные тайцы: песнопения исполнялись на церковнославянском и на тайском языках. В учебном храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, на Пхукете ректор Духовного училища иеромонах Паисий (Ипате) совершил Божественную литургию в день праздника Рождества Христова. За богослужением пел хор студентов Духовного училища. Песнопения прозвучали на тайском и английском языках. Вознесенский храм на острове Самуи также был заполнен богомольцами. В день праздника был отслужен праздничный молебен. Воспитанники детской воскресной школы при Вознесенском храме представили рождественские представления и музыкальные номера. Затем состоялась благотворительная ярмарка рождественских поделок. В Сергиевском храме на острове Чанг (провинция Трат) в праздник Христова было совершено праздничное всенощное бдение, а затем — ночная Литургия. Утром 7 января и.о. настоятеля храма иерей Сергий Шапкин отслужил праздничный молебен. Затем прихожане исполнили рождественские колядки и песнопения; также было показано традиционное праздничное представление «Рождественский вертеп». Праздничное богослужение посетили около 60 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения. ТРОИЦКИЙ СОБОР Будние дни Воскресные и праздничные дни Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 Средняя Литургия – 06.30 Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30 Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30 В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00. Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00. Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00. На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34. Читайте также — Мой монастырь НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Будние дни Воскресные и праздничные дни Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00 Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30 ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Будние дни Воскресные и праздничные дни Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00 Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 Литургия – 06.20 По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения) Будние дни Воскресные и праздничные дни Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00

http://pravmir.ru/troice-sergieva-lavra/

Итак, поговорим о текстах, из которых состоит наше богослужение. МОЛИТВА Конечно, все богослужение постоянно перемежается молитвами в разных видах, начиная с общих ектений и заканчивая молитвами тематическими. Но кроме молитвы, важной частью богослужения является ЧТЕНИЕ Евангелие На первом месте чтения стоит Евангелие , отрывок из которого читается на любой праздничной утрене. Может за одно Богослужение читаться и несколько отрывков: например, в последовании утрени Великого Пятка, читаются 12 характерных отрывков из Евангелий. Кроме утрени, Евангелие может читаться и на вечерне (см.: вечерни в Великий Пяток или первого дня Пасхи ). Так же оно может читаться на часах (на Страстной седмице или в Сочельники Рождества и Крещения Христова ). Напомню, что про Литургию мы сейчас не говорим. Апостол Чтению Евангелия как правило предшествует чтение Апостола (т.е. послания и деяния Апостолов), а так же тексты из Ветхого Завета , хотя и не всегда. Паремии Тексты Ветхого Завета, звучащие за богослужением, называются паремиями , что в переводе означает “прообразы” (того, что произошло в новое евангельское время). Сегодня паремии чаще всего читаются на великой вечерне, образуя некие циклы. Свои паремии есть на Господские праздники. Есть паремии Богородичных праздников: вспомните Лествицу Иакова и притчу Соломона “ Премудрость созда себе дом… ”, вспомните “врата затворенные” из пророчества Иезекииля — все это удивительной красоты прообразования Ветхого Завета о Богоматери. Также есть паремии на памяти святых: преподобнические, святительские и т.д. Читаться зараз могут как один, так и два или даже три отрывка. Например, в будние дни Великого поста на вечерне читаются 2 паремии (из книги Бытия и книги Притчей), а на 6 часе 1 паремия. А в Великую Субботу на вечерне, Устав предписывает чтение 15 паремий. Кстати, почему, знаете? Потому что это чтение сформировалось в те времена, когда в этот день совершалось крещение особенно большого числа оглашенных и происходило это именно в этот момент службы, и чтобы заполнить время совершения Крещения для находящихся на службе читали отрывки из Ветхого Завета. Сегодня в этом (как правило) уже нет нужды, ибо никто не крестит в этот момент, но пока еще большинством эти паремии продолжают читаться во исполнения буквы Устава.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

В Типиконе указывается: «При часе 10-м дне клеплет в великое, и собравшеся в церковь, начинаем вечерню». Здесь следует заметить, что в Типиконе вынос Плащаницы описан в чине субботней утрени, к тому же там совсем нет речи о перезвоне, поэтому указания относительно звонов мы можем встретить только в чинопоследованиях более современных, где чин выноса Плащаницы совершается на вечерне. Например, в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского указывается: «Ударяют в каждый колокол особо по однажды… в Великую пятницу перед выносом Плащаницы, во время пения “Тебе одеющагося” и на утрене в Великую субботу при пении великого славословия перед несением Плащаницы около церкви». В Великую пятницу на вечернем богослужении (утреня Великой субботы), когда совершается чин погребения, завершающийся шествием с Плащаницей вокруг церкви, также звонят благовест перед началом службы в большой колокол и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы , то есть до благовеста к пасхальной службе – «Да молчит всяка плоть человеча…» Тем не менее, считаем целесообразным привести цитаты из Типикона относительно звонов. «Во святую и великую субботу . В 7-й час нощи ударяет параекклисиарх в тяжкая и великая, и собравшеся в церковь, поем утреню по обычаю. Во святую и великую субботу вечера. О часе 10-м дне клеплет в великое». Перед полунощницей (фактически – перед ночной пасхальной службой): «И взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». В настоящее время – редкий благовест в праздничный колокол. Краткий обзор Понедельник , вторник , среда (утром и днем): звоны те же, что и в Четыредесятницу. Среда : к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол. Четверг : к часам, вечерне и литургии – благовест в полиелейный колокол. К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12-го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель).

http://pravoslavie.ru/45909.html

Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца, чин которого установлен в первые века христианства. Начинается вечерня 103-м псалмом, называемым поэтому «предначинательным», прославляющим величие Творца; затем следует великая ектения (ряд прошений, произносимых диаконом либо священником), чтение очередной кафизмы Псалтири (150 псалмов которой разделены на двадцать кафизм, или групп), пение 140-го и 141-го псалмов («Господи, воззвах») с присовокуплением соответствующих стихир. Затем поется вечерняя песнь «Свете тихий», возглашается прокимен (стих из Псалтири, предшествующий чтению книги «Апостол» либо паримий – глав ветхозаветных книг, прообразующих либо непосредственно прорицающих то или иное событие новозаветной истории). Заканчивается вечерня сугубой ектенией (усиленной молитвой, прошением) и отпустом – отпустительной молитвой священника. От обычной вечерни отличается вечерня великая, которая, соединяясь с утреней в составе всенощного бдения, совершается накануне воскресных и праздничных дней. Вечерня малая – сокращение обыкновенной вечерни, без ектении и кафизмы – совершается только перед всенощным бдением. Всенощное бдение, или всенощная , – богослужение суточного круга, совершаемое в канун воскресных и праздничных дней. Название происходит от обычая древней Церкви совершать службу в течение целой ночи, до рассвета. Состоит из вечерни, утрени и 1-го часа (или из великого повечерия и утрени). На праздничном всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла) – в воспоминание о трапезах первых христиан в промежутках между долгими богослужениями. Вход – прохождение священнослужителей при отверстых царских вратах в предшествии свещеносца вокруг престола или от жертвенника через северные двери алтаря и затем через царские врата к престолу. Есть два входа: малый и великий. Малый вход также имеет два вида: вход с кадилом и вход с Евангелием; первый, как правило, совершается во все великие вечерни, второй – на литургиях Василия Великого или Иоанна Златоуста , после третьего антифона перед пением Трисвятого. Великий вход бывает только на литургии, его содержание – перенесение преждеосвященных или приготовленных в настоящий день Святых Даров с жертвенника на престол во время пения «Херувимской» песни (название ее – от начальных слов песни: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…») либо заменяющих ее песнопений. Вход с Евангелием символизирует явление Иисуса Христа на проповедь, вход со Святыми Дарами – Его крестный путь, смерть и погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением 232 ; колена преклоняются впервые после Пасхи 233 . Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани пас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...», сти ховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый (см. Служебник). 229 По Уставу, канон Пятидесятницы, как в Недели ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую...»). В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного «Обихода» (часть 2). 230 Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песнею: «Елицы во Христа крестистеся...», которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня: в Лазареву субботу и в Великую Субботу – всего 12 раз в году. 231 Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы ( Лев. 23, 10–17 ; Чис. 28, 26 ). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. Деревья и цветы – символ вечно обновляющейся природы – указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем ( Ин. 15 ). 232 В 3-й молитве встречается слово «вресноту», что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного «ресннота» или «реснота», означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность. Читать далее Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди/Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Главное место Евангельского чтения – на литургии. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование утрени Великого Пятка («чин Двенадцати Евангелий»; у нас он обычно совершается в четверг вечером). Таковы основные моменты чтения Евангелия за богослужением. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав. Есть еще более удивительный случай – чтение Евангелия на часах. Часы – это самая скромная служба, а такие часы, когда читается Евангелие, называются Царскими. Царские часы совершаются в Навечерия Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. На часах Евангелие читается в первые три дня Страстной седмицы. Чтение, указанное Уставом для этих дней, очень велико: должно быть прочитано практически все Четвероевангелие, кроме небольшого куска. Наши приходские силы не могут этого выдержать, поэтому в большинстве храмов чтение Евангелия начинается задолго: с 5-й, с 6-й, а то и со 2-й седмицы. Следующая часть новозаветного канона – это Апостольские деяния и послания. Чаще всего и в основном читаются они на литургии. Чтение Апостола предшествует чтению Евангелия. На Царских часах также читается Апостол. Евангельские тексты читаются не только подряд, по зачалам, они составляют некоторые неизменяемые части богослужения. На вечерне это молитва прав. Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, а на великой вечерне, входящей в состав бдения – Богородице Дево. Это песнопение не полностью взято из Евангелия, однако, его начальные слова – обращение Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве. На вечерне всегда читается Отче наш – молитва Господня. На утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов Слава в вышних Богу... ( Лк. 2:14 ). По 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» ( Лк. 2:46–55 ), – а 9-я песнь канона должна петься со стихами песни пророка Захарии ( Лк. 2:68–79 ). Эта последняя песнь, однако, звучит в нашем приходском богослужении только в будние дни Великого поста. На великопостной и будничной утрени в заключительной части также читается Отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перед началом Божественной литургии митрополит Кирилл обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. После чтения Евангелия ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю праздника Рождества Христова было оглашено по запричастном стихе. Вечером 7 января, в день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Согласно сложившейся традиции, на Великую вечерню было вынесено напрестольное Евангелие, которое обычно читал Святейший Патриарх Алексий. Это старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны было передано в дар Храму Христа Спасителя по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря «для особо торжественных праздничных богослужений». По благословению Святейшего Патриарха Алексия Евангелие используется только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на пасхальную Великую вечерню. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Патриаршего Местоблюстителя от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. В ответном слове митрополит Кирилл, поблагодарив митрополита Ювеналия за поздравления, отметил ту важную роль, которую сыграл Святейший Патриарх Алексий II в деле возрождения порушенных храмов и монастырей и, самое главное, в возрождении духовной жизни в нашей стране. Затем иерархи, представители Поместных Православных Церквей, настоятели московских храмов и монастырей поздравили Патриаршего Местоблюстителя с праздником Рождества Христова. 8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

Видимую сторону в Таинстве Причащения составляют вещества таинства, хлеб и вино, и священнодействие, во время которого оно совершается. Это священнодействие называется литургиею. Самое слово литургия означает общественное служение. Но в особенности название литургии присвоено тому богослужению, в котором совершается Таинство Причащения. Литургия иначе называется евхаристиею (благодарением), потому что совершается в благодарное воспоминание крестных страданий Иисуса Христа, и обеднею, потому что совершается в предобеденное время. Литургия составляет главную и существенную часть христианского богослужения, и все другие ежедневные церковные службы служат как бы приготовлением к ней. Всех служб церковных, кроме литургии, восемь: вечерня, навечерие, полунощница, утреня, часы первый, третий, шестый и девятый. Из них повечерие, полунощница и часы относятся к покаянным службам, а вечерня и утреня к торжественным. На последних двух службах в чтениях и песнопениях вспоминаются события из истории ветхозаветной и новозаветной – сотворение мира, грехопадение людей, пророчества о Спасителе, рождение Его и воскресение Его из мертвых, и пр., а также прославляются святые угодники. В древности день начинался с вечера, посему и первое по порядку из церковных богослужений есть вечерня. Литургиею же круг ежедневных церковных служб оканчивается. Под воскресные и праздничные дни вечерня и утреня соединяются вместе и составляют так называемое всенощное бдение. В древности у первых христиан оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до утреннего рассвета. Отсюда произошло и самое название. Желающие приступить к Таинству Причащения за литургией должны, по уставу Церкви, прослушать и все ежедневные церковные службы. Литургия должна быть совершаема непременно в храме, которого трапеза, или по крайней мере вместо трапезы антиминс, (шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и частицею св. мощей) на котором совершается таинство, должен быть освящен архиереем. Обыкновенно храм называется церковью, а трапеза престолом. Храм называется церковью, потому что в нем для молитвы и таинств собираются верующие, которые составляют Церковь . Трапеза же называется престолом потому, что на ней Иисус Христос, как Царь, таинственно присутствует. Совершать литургию могут только священник и епископ. Ни священник, ни епископ не может совершить в один день больше одной литургии. Точно также не может быть совершено более одной литургии в один день на одном престоле и антиминсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Благословиться (благословляться) — Получить благословение. Блаженны (мн.) — Молитвы, состоящие из евангельских стихов, содержащих «Заповеди блаженства» и читаемые во время литургии в воскресные и некоторые праздничные дни. Блаженства (мн.) блаженство (ед.) (ср.) — Сформулированные в заповедях блаженств высшие радости, обещанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди как награда за соблюдение нравственных предписаний. Богородичны (мн.) — Церковные песнопения в честь Богородицы, входящие в состав всех служб. Богослужебные книги — Церковная литература, содержащая правила и порядок богослужения и соответствующие тексты. Богослужебный круг — Повторяющаяся последовательность богослужений. Богослужение (ср.) — Совокупность культовых обрядов, воспринимаемых как непосредственное общение с Богом; церковная служба. Богоявление, (ср.) — Другое название праздника Крещения Господня. Богоявленская вода — см.Агиасма Братия (ж.) — Собир. Монахи одного монастыря. А Б В Г Д Е ЖЗ И К Л М Н О П Р С Т УФ ХЦ ХЦ В начало Великая вечерняВечерня, совершаемая в составе всенощного бдения в воскресные и праздничные дни. Великая ектения — Ектения наиболее полная, содержащая множество прошений. Великая панагия — Икона Божией Матери: Ее изображение в рост с воздетыми руками и Богомладенцем в центре на груди (как на иконе Знамение). Великое славословие — Богослужебное молитвословие, прославляющее Святую Троицу и завершающееся трисвятым. Венцы (мн.) венец (ед.)(м.) — Короны, которые держат над головами жениха и невесты при венчании. После третьей молитвы священника наступает центральное место в бракосочетании — венчание. Священник берет венцы и благословляет ими жениха и невесту. Венчание (ср.) — Богослужение, во время которого совершается таинство брака; церковный обряд бракосочетания. Венчать — Совершить обряд венчания. Венчаться — Вступать в церковный брак; проходить обряд венчания. Венчик (м.) — Бумажная (реже атласная) лента с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Богослова, надеваемая на лоб умершего при погребении.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010