IV-V века (окончание) Церковный год в IV-V вв Сделавши столько для выработки чина суточных церковных служб, IV-V века не менее сделали в установлении праздничного ритуала. В этом отношении: а) поднять взгляд на святость праздника, б) увеличено не менее чем вдвое число праздников и постов, в) положено начало общецерковному чествованию святых, т.е. годичному месяцеслову. Но очень мало сделано теперь для образования специально-праздничного богослужения; праздник отличился только более продолжительным, частым богослужением, но содержание и состав праздничного богослужения мало еще отличались от обычного. Создать особое праздничное богослужение осталось сделать VI-VIII векам. Воскресенье В основе праздников, как и ранее, лежал воскресный день, и если праздник теперь стал более чтиться, чем ранее, то это произошло прежде всего с воскресением. Здесь Церковь многим обязана была светскому правительству, гарантировавшему покой и святость воскресенья законодательным путем. Начало положил Константин Великий . По свидетельству Евсевия, он «предназначил для молитвы день Господень, посему всем римским подданным внушал расположение во дни, соименные Спасителю (Господни, т.е. воскресные), оставлять свои занятия и подобным образом чтить пятки 1199 , – кажется в воспоминание тех событий, которые в эти дни совершены общим Спасителем. Что касается до дня воскресного, (с. 262) иногда называвшегося также днем света и солнца, то к ревностному хранению его он располагал и всех своих воинов, и тем из них, которых соделались причастниками божественной веры, давал в тот день свободу от службы, чтобы они беспрепятственно бодрствовали в Божией церкви и чтобы никто не мешал им тогда совершать свои молитвы. А другим воинам, еще не принявшим божественного закона, предписал он особым законом в воскресные дни собираться на открытых площадях в предместии города и там по данному знаку и всем вместе возносить к Богу выученную предварительно молитву» 1200 . В 321г. Константин Великий издал эдикт: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца пусть покоятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ректор Российского православного института намерен совершать регулярные молебны у храма св. ап. Иоанна Богослова 8 октября, 2010. Редакция " Правмира " Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) намерен, начиная с 9 октября 2010 года, совершать регулярные молебны у Иоанно-Богословского храма, который патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно своим указом передал общине вуза. Молебны Иоанну Богослову будут служиться во дворе храма на Новой площади все воскресные и праздничные дни до того момента, пока один из приделов храма не будет освобожден Музеем Москвы для совершения общиной вуза регулярных богослужений. Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) намерен, начиная с 9 октября 2010 года, совершать регулярные молебны у Иоанно-Богословского храма, который патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно своим указом передал общине вуза. Молебны Иоанну Богослову будут служиться во дворе храма на Новой площади все воскресные и праздничные дни до того момента, пока один из приделов храма не будет освобожден Музеем Москвы для совершения общиной вуза регулярных богослужений. «Как настоятель храма и ректор института я искренне рассчитываю на Вашу помощь в предоставлении для богослужений соответствующего помещения, что позволит придать этим массовым богослужебным собраниям православной интеллигенции и учащейся молодежи Москвы организованный характер», — говорится в письме, которое игумен Петр направил главе департамента культуры Москвы Сергею Худякову и директору Музея Москвы Галине Ведерниковой. Ректор РПИ выражает уверенность, что положительное решение данного вопроса «позволит начать плодотворный и обоюдополезный диалог Музея и Патриаршего подворья о дальнейшем использовании церковных помещений». Кроме того, игумен Петр предложил создать совместную рабочую группу для координации вывода из церковных строений экспозиции, фондов и дирекции Музея Москвы в другие здания, с целью «улучшения деятельности данного учреждения культуры». «Члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты нашего института разделяют общую любовь москвичей к главному музею столицы и глубоко озабочены существующими тяжелыми и стесненными условиями выставочной деятельности и фондохранения музея в неприспособленных храмовых помещениях», — отмечает ректор Российского православного института.

http://pravmir.ru/rektor-rossijskogo-pra...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

НОВОСТИ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ Владимир Путин взял у Патриарха благословение на управление страной ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ На 5 января намечен Собор Предстоятелей Церквей в Иерусалимской Патриархии. 6 января в Троицком соборе Иерусалима состоится Всенощное бдение. Утром 7 января будет совершено совместное праздничное Рождественское богослужение Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей в Вифлеемской базилике, воздвигнутой над местом Рождения Спасителя мира. На богослужении, как было объявлено ранее, будет присутствовать президент России Борис Ельцин. В этот же день делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием возвратится в Москву. В ночь на 8 января патриаршим чином будет совершено праздничное Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 9 января в 9.30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 28-29 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Акмолинской, Воронежской, Казанской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Омской, Пермской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Таллинской, Симферопольской, Тобольской, Ярославской епархиями. Одобрены проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора новопрославляемых святых на предстоящем Архиерейском Соборе. Священный Синод одобрил также план внешней деятельности Русской Православной Церкви на 2000 год, выразил удовлетворение фактом проведения 6-7 декабря в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, счел важным состоявшийся на Соборе диалог между лидерами и представителями ряда крупнейших избирательных объединений, созданных в преддверии выборов в Государственную Думу.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

V. Внутренняя монастырская жизнь Главный характер её – общежительность. – Разные роды и степени монастырского послушания. – Участие всех братий в трудах по удовлетворению вещественным нуждам монастыря. – Старший между трудящимися. – Время, посвящаемое на труды. – Молитва , сопровождающая их. – О богослужении в обители. – О господствующем напеве при богослужении. – Торжественность праздничных служений. – О праздничных днях в монастыре, скитах и часовнях. – О крестных ходах на Валааме. – О постах. – О совершаемых в обители поминовениях. – Общность в содержании иноков. – О трапезовании иноков. – О нестяжательности братий. – О жизни св. „советом”. – Жизнь инока от вступления в обитель до смерти. Главный характер жизни монастырской есть строгое соблюдение общежительного устава. Этим уставом для всего братства определяются общие труды, общая молитва , общая трапеза, одинаковая для всех одежда и все прочее. Основанием общежития остается тот же устав, введенный старцем Назарием, текст которого изложен выше в подробностях. Составляя многочисленное общество и собственными руками удовлетворяя большей части своих нужд, братия заняты многоразличными трудами. Труды их называются „послушаниями”. Первое из них – послушание о. настоятеля. Оно возлагается на него всем братством и в нём утверждается он св. Синодом. В общежительном монастыре все малейшие предметы должны необходимо доходить до его сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой чтобы освободить должностных от греха самочиния (самовольства), тяготящего совесть послушника и производящего смущение в братстве. В жизни монастырской, в жизни духовного подвижничества, встречаются Христовым воинам многие вопросы совести, разрешение которых они спешат узнать от их духовного водителя – отца игумена, и его опытным словом прекращают волнение своей мысли. Все это необходимо требует от настоятеля совершенного самоотвержения, постоянной готовности выслушивать всякого, обращающегося к нему за решением по должности, или за советом в деле духовном. Вместе с тем настоятель принимает посетителей, сам непосредственно следит за правильностию действий лиц должностных, часто посещает места общих послушаний, посещает и скитских братий и проводит в духовных беседах с ними по нескольку часов; таким образом из краткого исчисления обязанностей игумена, видно, как тяжек труд его и как важно для всего общества его многостороннее послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рождество в храмах стало другим. Как православные Европы встречают праздник в карантин Рассказывают священники из Германии и прихожане из Литвы и Англии 7 января, 2021 Рассказывают священники из Германии и прихожане из Литвы и Англии Светлый праздник Рождества православные христиане в разных странах мира встречают во времена ограничений, связанных с пандемией, а в некоторых случаях — полного локдауна. Как проходят праздничные богослужения «Правмиру» рассказали священники Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата, а также прихожане православных храмов в Литве и Англии. В Оксфорде церкви открыты для прихожан Доктор Нина Кругликова (Оксфордский университет), гид в Оксфорде и прихожанка храма свт. Николая Чудотворца: — В Англии с полуночи 6 января объявлен третий национальный локдаун, когда выходить из дома можно только в аптеку, магазин, к врачу, на прогулку и для занятий спортом. Церкви на этот раз остаются открытыми, но с соблюдением определенных правил. Введены бесплатные билеты, которые позволяют контролировать поток прихожан, а также предусмотрены санитайзеры на входе, маски и необходимая дистанция между прихожанами.  На Рождественской службе мне предстоит быть дежурной, поэтому вся ответственность за надлежащим исполнением правил лежит в том числе и на мне. Городской совет строго следит за тем, чтобы все церкви соблюдали меры предосторожности, поэтому на каждую службу могут прийти с проверкой.  С наступлением новой ковидной эпохи, большинство приходов стали проводить онлайн службы, доступные для всех желающих. По возможности могут совершать несколько литургий, как это было в румынском приходе — была вечерняя литургия накануне Рождества и две службы на сам праздник. Некоторые смотрят службу в виртуальном режиме (дома или из машины), а на причастие подходят уже после окончания богослужения, с благословения священника. Праздничные трапезы, конечно, отменены, однако приходская жизнь продолжается посредством встреч в зуме после воскресных и праздничных литургий. Известный во всем православном мире митрополит Каллист недавно провел зум-утренник для детей из православных приходов по случаю разрезания рождественского хлеба «Василопита» — традиции, распространенной в Греции и в некоторых других православных странах. 

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-hramah-st...

Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу Четыредесятница заканчивается к субботе 6-й седмицы , именуемой Лазаревой. Лазарева суббота примыкает к Вербному воскресению , или Неделе ваий. В эти дни служится литургия святителя Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней. В Лазареву субботу к утрене и литургии – благовест в будничный колокол. К Вербному воскресению – звоны для двунадесятых праздников, то есть благовесты и трезвоны праздничные. Начиная с Великого понедельника , заметно меняется устав богослужений. Первые три дня – в понедельник, вторник и среду – совершается литургия Преждеосвященных даров, а в четверг и субботу – литургия Василия Великого (в пятницу литургии не положено). На 3-м, 6-м и 9-м часе с понедельника по среду читается Тетроевангелие. В эти дни изменения в уставах служб не влекут за собой изменения в порядке совершаемых звонов. В Великий понедельник о часовых звонах в Типиконе есть указание: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, яко же есть обычай (выделено мной. – Н.З.), и собравшеся в церковь, поем 3-й час с кафисмою и поклоны». По такому же образцу совершаются часы во вторник и среду. Звоны здесь остаются такими же, как и в период Четыредесятницы, то есть совершается часовой звон и звон в двои перед вечерней ради литургии Преждеосвященных даров. В Великую среду по окончании чтения Тетроевангелия как завершающего этапа великой Четыредесятницы совершается чин прощения, после которого служится в последний раз в этом году литургия Преждеосвященных даров, и с этого момента в храме уже не совершается земных поклонов. Не будет более и постных звонов, так как со следующей утрени начинаются звоны в колокола праздничные. К утрене Великого четверга «в 7-й час нощи клеплет параекклисиарх». В Уставе Московского Кремля к этой службе предписано было совершать звон в «Реут» (в тот период он был воскресным и полиелейным колоколом), а в Чиновнике новгородского Софийского собора – в большой колокол. В современной практике это благовест в полиелейный колокол.

http://pravoslavie.ru/45909.html

Патриарх Константинопольский Варфоломей ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Патриарх Варфоломей посетил Россию В конце мая Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Россию и познакомился с жизнью Русской Православной Церкви. Этот визит стал важным свидетельством динамичного и плодотворного развития отношений между двумя Поместными Церквами. Состоявшийся визит стал ответом на посещение Фанара (резиденции Константинопольского Патриарха в Стамбуле) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом прошлым летом. Предстоятеля Константинопольской Церкви сопровождала делегация, в которую входили митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил, генеральный секретарь Священного Синода архимандрит Элпидофор (Ламбриниадис), архимандрит Виссарион (Комзиас), архидиакон Максим (Вгенопулос) и другие представители Константинопольского Патриархата. 22 мая, в канун празднования Святой Пятидесятницы, делегация Константинопольского Патриархата прибыла в Москву, и на следующий день Предстоятели двух Церквей совершили первую совместную Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. После богослужения два Патриарха прошли в Патриаршую резиденцию, с балкона которой обратились к множеству паломников, прибывших на праздник Святой Троицы в обитель Преподобного Сергия. Святейший Патриарх Варфоломей преподал верующим благословение, подчеркнув, что был очень рад совместной молитве в этот день. Святейший Патриарх Варфоломей и сопровождающие его лица посетили крипту Успенского собора с храмом во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и пропели «Вечную память» погребенным в ней Патриархам Московским и всея Руси Алексию I и Пимену. На следующий день Предстоятели двух Церквей совершили праздничное богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. 24 мая отмечается день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла. По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл возглавили многотысячное праздничное шествие к Васильевскому спуску, где состоялось торжественное открытие Дней славянской письменности и культуры.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_varf...

12. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . При совершении богослужения следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу сыропустную» . Примечание. Рядовая служба Минеи (свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 9 февраля) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по 1-м стихословии; седален Богородицы по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление...». Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

12 января 2011 г. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль, +04.01.2011) 9 января 2011 года православная паства Вятской земли простилась со своим архипастырем — Высокопреосвященнейшим Хрисанфом, митрополитом Вятским и Слободским. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мне было поручено возглавить отпевание почившего святителя. 8 января, на второй день праздника Рождества Христова, в Серафимовском соборе города Вятки, в котором владыка Хрисанф много лет совершал богослужения, состоялась Божественная литургия, за которой молилось большое количество священнослужителей, несущих свое служение не только в пределах Вятской земли, но и в других епархиях, которых в разные годы рукоположил в священный сан приснопамятный святитель. После панихиды состоялся крестный ход, в котором мне довелось принять участие. Огромное количество людей пришли проводить владыку в главный храм города Кирова и всей Вятской земли — Успенский собор Свято-Трифонова монастыря. Гроб с телом почившего владыки священнослужители пронесли на руках от Серафимовской церкви до Успенского собора. Здесь процессию встретил Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, на которого было возложено временное управление Вятской епархией. Мы совершили с владыкой панихиду по новопреставленному святителю, после чего гроб был установлен в храме для последнего прощания. После вечернего богослужения, а также в субботу утром тремя епископами — мной, архиепископом Йошкар-Олинским Иоанном и архиепископом Верейским Евгением, ректором московских духовных школ, была отслужена панихида. В воскресенье, 9 января по завершении Божественной литургии состоялось отпевание нашего дорогого владыки. С владыкой Хрисанфом мне довелось быть знакомым с 1975 года. В тот год, когда будущий святитель, молодой архимандрит Хрисанф, получил от приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) назначение быть благочинным Карельского церковного округа (тогда это благочиние было частью Ленинградской митрополии). Митрополит Никодим в те годы часто присылал для совершения праздничных богослужений в Карелию своего викария — архиепископа Тихвинского Мелитона. Как старшему иподиакону владыки Мелитона мне часто приходилось бывать вместе с ним на праздничных богослужениях в Петрозаводске. В лице архимандрита Хрисанфа я увидел человека, который болеет за судьбу Церкви, очень любит богослужения, прекрасно знает Устав и разбирается в церковном пении. Архимандрит Хрисанф с большим почтением относился к архиепископу Мелитону и его спутникам, в том числе и к нам, иподиаконам. Постепенно у нас сложились добрые человеческие отношения. Когда архимандрит Хрисанф бывал в Питере, где я в то время учился в Духовной семинарии и затем в академии, мы с ним встречались и много разговаривали. Я рассказывал ему о своей родине — Вятке, древнем благословенном крае, где почитаются великие угодники Божии преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий Христа ради юродивый, вятский чудотворец.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitr_hris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010