После ектении о верных поется Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с «предложенными» Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас «Возлюбим друг друга», означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все стоящие в храме в это время приветствовали друг друга «лобзанием святым». В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова. «Если ... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф.5,23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошел в него, а молящиеся в нем стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поется Символ веры , в котором верующие открыто исповедуют догматы христи­анской веры. В то же время они выражают и любовь к Богу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия. По окончании Символа веры произносится призыв к молящимся «Станем добре», потому что начинается самый ответственный момент, то есть Евхаристический канон. Это самая важная, центральная часть, ядро Божественной литургии. И замечательно то, что эта часть сохранилась до наших дней такой, какой она была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. Возгласом «Станем добре» священнослужитель призывает молящихся стоять в храме с особым вниманием и благоговением, в совершенном мире и единодушии с ближними. После пения «Милость мира, Жертву хваления» священнослужитель, обращаясь к народу, возглашает апостольские слова: «Благодать Господа». Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Сына Божия – благодать, от Бога Отца – любовь, от Святого Духа – причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

18 июня, да и во все следующие дни отец Иоанн сам служил Литургию, а на утрене читал и пел на клиросе. Господи, что за дорогие и незабвенные были для меня эти дни! Я только и дожи­далась, когда отец Иоанн пойдет в церковь : как увидишь его сто­ящего на клиросе или служащего перед престолом, все земное забудешь, точно он тебя оторвет от земли и, слившись своей пла­мен­ной молитвой с твоей слабой и немощной, унесет тебя куда-то выше всего земного. Истину говорю: во всю мою жизнь я не пролила столько слез истинной радости, сколько за эти три дня в этом дивном храме. 19 июня, после обедни, отец Иоанн совершил панихи­ду в только что устроенной часовне над могилой своего отца и литию на могиле своего деда – священника отца Михаила. Весь этот день в школе шла кипучая работа: учитель и вновь прибывшая учительница разбирали и приводили в порядок книги и учебные пособия, писали, принимали и записывали мальчиков и девочек, которых в первый же день поступило, как мне сказали, 60 человек. Не могла я налюбоваться на эту школу: комнаты большие, высокие, светлые, и вся она так просто, удобно и практично устроена, что сделала бы честь любому городу. После обедни многочисленные иконы торжественно были перенесены в школу, там отец Иоанн сам указывал, куда и какой образ поместить. Последнюю ночь в Суре мы почти и не спали; все мы – его спутники – готовились к принятию Святых Таин. В 5 часов утра все поднялись. За Литургией отец Иоанн сделал нас всех причастниками Святых Тела и Крови Христовых. Как я горячо благодарила Бога, что Он сподобил меня опять исповедаться у отца Иоанна и причаститься в дорогом для меня сурском храме. В конце обедни отец Иоанн сказал поучение на слова Евангелия: оставьте детей приходить ко Мне 300 . «Когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле во плоти, тогда приносили к Нему родители и сродники детей, чтобы он при­коснулся к ним, а ученики Его иногда не допускали приносящих. Увидев это, Господь вознегодовал и сказал: оставьте детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное. Видите, как приятны Ему дети по их невинности, просто­сердечию, незлобию и послушанию. Господь поставлял иногда детей в пример взрослым и говорил: если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное 301 , то есть если не сделаетесь смиренными, простыми, незлобивыми, послушными, добрыми в глубине души, то не войдете в Царство Небесное. Поэтому я радуюсь, что при моем служении подносят детей к причащению Святых Таин, ибо приносящие исполняют волю и желание Самого Спасителя. Приносите же, отцы и матери, и впредь ваших детей к Причастию! Через причащение ваши дети освящаются, просвеща­ются Божиим светом, приближаются и присвояются Богу, огражда­ются от греха, укрепляются и делаются причастниками Царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Святой великомученик Георгий! Неужели до Бога и до тебя не дошли воздыхания отца моего? Неужели ты презришь слёзы его, которые он проливает в храме, посвященном твоему имени, умоляя тебя за меня, дабы ты спас меня от этого плена и избавил меня от этого рабства? Сказав это, я пошел в баню. Господин мой, увидав слёзы на моих глазах, начал бранить меня и с гневом сказал мне: — Налей мне напитка этого. Я налил напитка в сосуд. Потом господин сказал мне: — Прибавь еще немного. Когда я взял сосуд, чтобы из него налить напитка, мне показалось, что я начинаю плохо видеть своего господина. Я воскликнул: — Господин, я не вижу! В это время меня восхитила от земли какая-то сила и потому я уже не слыхал, что говорил мне господин мой, но услышал пение сих слов: «Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Тотчас я увидел себя в алтаре, увидел также и отца моего, державшего в руках своих святой потир и говорившего церковным служителям: — Дайте напитка. Стоя около отца, я хотел было влить напиток, который был у меня в руках, во святой потир, потому что в то самое мгновение, когда я был в бане и стоял около сарацына, держа в руке своей сосуд с напитком, — в это же мгновение я внезапно оказался в алтаре вблизи своего отца, совершавшего литургию. Отец мой, посмотрев на меня, спросил сослужащих: — Кто сей юноша? Те же отвечали с удивлением: — Не знаем, кто таков и откуда он пришел сюда, — так как я был острижен и имел на себе сарацынскую одежду. Я же сказал отцу: — Отец! Неужели ты не узнаешь меня? Я Филофей — сын твой. Тогда отец мой сказал мне: — А для чего этот сосуд в руках твоих, и что в нем находится? Я сказал: — Это напиток сарацынский. Я находился сию минуту с своим господином в бане, близ Иерусалима, и в тот момент, как я хотел ему подать это питье, внезапно оказался около тебя в этом храме. Услышав это, отец мой весьма ужаснулся и едва не выпустил из рук святого потира. А я в этот момент выпустил из рук своих сосуд с напитком и, поддержав руки отца, сказал ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Авода («служение») — это ритуал, совершавшийся в Йом Кипур, основанный на книге Левит (гл. 16), который описан в Мишне в трактате «Йома». После разрушения Второго Храма описание этого служения стало частью литургии Мусаф (праздничная молитва) на Йом Кипур. В День Искупления первосвященник приносил в Храме жертвы. Во–первых, за себя, свой дом и за всех сынов Аароновых. После этих жертв первосвященник приносил жертву за весь еврейский народ. Для последней жертвы предназначалось два козла. В книге Левит в шестнадцатой главе написано: «И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и пред крышкою…» (Лев. 16:15). Для жертвенной службы в Храме предназначались два козла: «И бросит Аарон жребий об обоих козлах: один жребий для Господа (ла–Адонай), другой жребий для отпущения (леазазель)» (Лев. 16:8). Слово азазель, обозначающее в Гемаре (Йома 67 б) и у РаШИ обрывистую скалу, с которой этого козла сбрасывали вниз на верную гибель, ассоциируется с тем, «от чего полностью избавляются, что отбрасывается, прочь, с чем расстаются навеки». Талмуд пишет: «Необходимо, чтобы два козла для Йом Кипура были совершенно одинаковы по виду, по размеру и по цене, и чтобы куплены они были в одно и тоже время» (Мишна, Йома 5:1; Гемара 62 а). И вот, хотя они во всех отношениях одинаковы как два близнеца, судьбы их совершенно противоположны: один был предназначен для Господа (ла–Адонай) и приносился в жертву на алтаре, а второго отправляли в пустыню или сбрасывали со скалы. Каким способом определялась их судьба? Церемония бросания жребия описана у РаШИ: «… Ставит одного козла справа от себя, а другого — слева. Опускает обе руки в урну и вынимает один жребий правой рукой, а другой — левой. И эти жребии возлагает на них (по одному на каждого)» (РаШИ к Лев. 16:8). Козла с надписью «для Господа» священник убивал и его кровью окроплял крышку ковчега завета (Лев. 16:15), а на другого козла — козла отпущения (азазель) — возлагал руки, исповедовал над ним все грехи израильтян и отпус- кал его в пустыню:«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным в пустыню» (Лев. 16:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

В прошлый раз мы с вами рассмотрели диаконское прошение о святом храме и о тех, кто входит в него с верой, благоговением и страхом Божиим. А сегодня рассмотрим следующее прошение: «О архиепископе нашем (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся» . Иными словами, «давайте обратимся ко Господу с мольбой о нашем архиепископе, о почтенных священниках, о диаконах нашей Церкви, обо всем клире и народе». Почему так важно, даже необходимо и обязательно, молиться о епископе за каждой литургией? Прежде всего, это важно по священно-каноническим причинам. Ведь как раз возношение имени правящего архиерея свидетельствует о том, что в этом храме совершаются истинные таинства. Мы знаем, что первым совершителем Божественной Евхаристии был Господь наш Иисус Христос. В горнице во время Тайной Вечери Он совершил первую Евхаристию и дал нам заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), совершайте это для того, чтобы помнить обо Мне. С того времени для Церкви главнейшим воспоминанием о Христе стала Божественная Евхаристия, причастники которой приобщаются таинству спасения, жизни вечной. Преемниками Христа стали святые апостолы. Вначале именно они были совершителями Евхаристии, о чем мы читаем в Деяниях (ср. Деян. 2, 42). Апостолы собирали верующих, наставляли их в вере, молились и совершали таинство Евхаристии, после чего все причащались Тела и Крови Господней. Число христиан неуклонно росло, апостолы физически не могли быть повсюду, поэтому для совершения Евхаристии они рукоположили епископов и пресвитеров. В первые годы Церкви Христовой Евхаристию совершали одни епископы, пресвитеры были их помощниками. Со временем епископы дали благословение совершать это таинство и пресвитерам. До сих пор никакой иерей не имеет права совершать Евхаристию или любое другое священнодействие без благословения правящего архиерея. Как видите, прямое апостольское преемство православных епископов составляет одну из существенных сторон истинной Церкви.

http://pravoslavie.ru/146962.html

В свою очередь мне приятно передать Вам и всем здесь присутствующим любовь нашего Антиохийского Патриарха Блаженнейшего Иоанна X . Прославляя ныне Архангела Гавриила, мы живем благовестием — таинством чрезвычайной любви Божией. Бог нас любит, и хочет, чтобы мы подражали Ему в любви ко всем людям, дабы слава Его воссияла во всем мире. Суть служения Архангела Гавриила — исполнение воли Божией. Так же и мы призваны исполнять волю Божию — в этом есть наша свобода, радость, мир и победа над злом. Мы молились, чтобы заступничеством Архангела Гавриила Господь избавил нас от бед и, в частности, от эпидемии, которая во многом изменила нашу привычную жизнь. В этом мире много тьмы, но мы веруем, что " свет во тьме светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1:5). Еще раз благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за сегодняшнее богослужение, где мы свидетельствовали вместе о единстве наших Церквей в духе любви и мира». В память о совместном богослужении владыка Нифон вручил митрополиту Илариону и епископу Антонию святые панагии, а архимандриту Филиппу (Васильцеву) — памятный крест. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Иларион передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель Отдела внешних церковных связей подчеркнул: «Каждый год мы собираемся здесь, на Антиохийском подворье, чтобы прославить небесного покровителя этого храма — святого Архистратига Божия Гавриила. Я хорошо помню, как еще в далекие советские времена, когда я был школьником и приходил в этот святой храм, здесь уже нес свое служение архимандрит, а потом епископ Нифон. Все это выглядело по тем советским временам довольно необычно, потому что в храме стояли скамеечки, присутствовали какие-то дипломаты, часть богослужения совершалась на незнакомых языках… Но уже тогда владыка Нифон нес свое служение не только как представитель Антиохийской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле, но и как пастырь. В условиях, когда Церковь была гонимой, владыке удавалось многое из того, что не было доступно простым московским священникам, потому что он был иностранцем, имел почти дипломатический статус, ему пожимали руку сильные мира сего. И не то чтобы он пользовался какой-то неприкосновенностью, но атеистические власти на многое закрывали глаза: и на то, что здесь осуществлялась пастырская работа, и на то, что здесь занимались миссионерской и благотворительной деятельностью, и на то, что здесь многократно совершалось таинство святого Крещения, и на то, что владыка спасал иконы и иконостасы, которые подлежали уничтожению или изъятию у Церкви. Никому ни о чем не говоря и ничего не анонсируя, он сам узнавал о таких случаях, и теперь многие спасенные тогда иконы присутствуют в иконостасах наших храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5832075.ht...

Восхвалять – глагол, указывающий на одну из форм молитвы. Призыв «Хвалите Господа…», опять же, многократно встречается в Псалтири ( Пс.116:1; 134:3; 146:1; 148:1, 7 ). О том, что хвала Богу была неотъемлемой частью евхаристических собраний первых христиан с самого начала, говорят слова из книги Деяний, описывающие первые месяцы существования христианской общины после вознесения Иисуса Христа на небо: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян.3:46–47 ). Глагол «благодарить» выражает основное настроение Евхаристии как благодарения Богу за сотворение мира и человека; за благодеяния, которыми Бог осыпал человека, несмотря на его греховность; за дарование Его Единородного Сына, Его страдания и крестную смерть; за то, что Он на Тайной вечере установил Таинство Евхаристии, заповедав совершать это Таинство в Его воспоминание ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24, 25 ). Наконец, в анафоре использован глагол «поклоняться», о смысле которого мы подробно говорили в разделе, посвященном Литургии оглашенных 871 . В дополнение к тому, что было сказано там, мы можем напомнить о том, что Сам Иисус Христос выражал суть созданной Им религии при помощи глагола «поклоняться». Отвечая на вопрос самарянки, следует ли поклоняться Богу в Иерусалиме или на горе Гаризим, Он говорил: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин.4:21, 23 ). Евхаристия является наивысшей доступной человеку на земле формой поклонения Отцу в духе и истине. И начальные строки анафоры об этом напоминают. Поклонение Богу возможно «на всяком месте владычествия» Его. Но особым образом оно воздается Ему в храме, куда верующие собираются, чтобы предстать перед Ним, вознести Ему молитвы и принять внутрь себя Тело и Кровь Его Единородного Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Встречая Богомладенца Иисуса и Его Мать в Иерусалимском храме, праведный Симеон произносит слова, которые не посмел бы отнести на свой счет ни один великий человек, рассчитывающий на поддержку людей: «Се, лежит Сей Младенец на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Можно ли представить политика, который, выдвигая свою кандидатуру, попросил, чтобы о нем было сказано нечто подобное, — что он будет на падение и на восстание многих и окажется предметом пререканий? Уверен: за такого кандидата никто бы не проголосовал. Так почему же слова старца Симеона мы повторяем всякий раз, когда совершается богослужение в праздник Сретения Господня? Потому что в этих словах — величайшее Божественное откровение, а не стремление заручиться поддержкой со стороны. Господь не обещает, что такая поддержка последует автоматически. Никто не может быть уверен, что, став христианином, он непременно будет иметь поддержку. И Господь открывает нам величайшую правду об отношении Бога к человеку. Бог всех нас любит, потому что Он наш Отец. Как отец не может не любить свое дитя, так и Бог не может не любить все Свое творение, особенно человека. Мы знаем, как жестко родители воспитывают порой своих детей и как дети от этого страдают. Но Господь ничего не делает насильно — Он просто протягивает нам Свою руку, и это не подъемный кран, а рука любящего Отца, которая касается нас на трудных путях нашей жизни. Бог не нарушает нашу свободу и не вторгается в нашу жизнь так, как это свойственно некоторым людям. Бог постоянно пребывает рядом с нами, и если мы верим в Его присутствие, открываем свое сердце Господу, то Он совершает с нами то, чего не может совершить ни один, даже самый сильный, человек, ни один выдающийся правитель, ни один великий мудрец, — Он нас спасает. У большинства людей, которые ходят в храм, причащаются Святых Христовых Таин, есть опыт прикосновения к Божественной благодати. Мы знаем, что происходит в наших сердцах, надломленных духовными или физическими болезнями, тяжелыми жизненными обстоятельствами, когда словно нет ни просвета, ни сил. И когда мы касаемся этой Божественной руки, принимая Святые Христовы Тайны, вознося искреннюю сердечную молитву, — сколь многое нам открывается! И это необязательно особые мысли, хотя и такое нередко случается. Главное, вдруг успокаивается душа, и мы начинаем смотреть на стесненные жизненные обстоятельства как бы с высоты птичьего полета, оставляя где-то далеко внизу каждодневные скорби.

http://patriarchia.ru/db/text/4803746.ht...

" Земное и небесное " мая 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Вознесенском храме Колпина В канун праздника  Вознесения Господня , 16 мая,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил Всенощное бдение в  Вознесенском храме Колпина .  Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Серафим Сологуб - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, иерей Алексий Рудометов - наперсным крестом, клирик храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре диакон Вячеслав Семенов - камилавкой. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " В течение сорока дней наши жаждущие души наслаждались духовным благодатным общением с воскресшим Господом, - сказал владыка. - Пришло время, и Господь должен был покинуть землю. Накануне Своих страданий Он говорил ученикам: " Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Ученикам, конечно, хотелось, чтобы Господь с ними оставался всегда, но это не входило в божественный план спасения людей. Они хотели, чтобы Господь стал царем земным, но Господь - Царь Небесный. Ученики не представляли себе Небесное Царствие. Но когда поняли, что Господь не станет земным царем, стали задумываться о том, что же это за Царство, и сорок дней по Воскресении Господь учил их тайнам Царствия Божия. До последней минуты Своего пребывания на земле Он продолжал их учить. И перед самым Вознесением сказал: теперь ожидайте - скоро придет Утешитель, все вам расскажет, вы вспомните, о чем Я вам говорил, облечетесь в силу, которая поможет вам благовествовать о Царствии Божием. Ученики не могли бы выйти на проповедь, если бы не были наделены свыше благодатной силой Святого Духа. Этой благодати они ожидали в Сионской горнице " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Суть христианского учения в том, что человек должен уподобиться Богу и так же как Он, стать любовью. Конечно же, вершину человеческой любви мы видим в Пресвятой Богородице. При Сретении-Встрече старец Симеон пророчествовал Деве Марии: Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:35 ). И действительно, Ей пришлось испытать страшную сердечную боль, когда Она стояла у Креста, на котором мучительной смертью умирал Ее Сын. Но боль эта была далека от отчаяния. Божия Матерь знала, что страдания Ее Сына добровольны, что Он умирает за грехи других. По сей день сбываются в разных странах нашего мира пророческие слова Симеона о том, что Приснодеве будут открываться помышления многих сердец. Именно Ей множество людей возносило и возносит свои горячие молитвы. В каждом храме много икон Пресвятой Богородицы. В каждом православном доме есть Ее образ. Каждый день утром и вечером верующие люди открывают свои сердца Пречистой Деве Марии. Да и самое первое из описанных в Евангелии чудес было совершено Иисусом Христом в Кане Галилейской по просьбе Его Матери. В храме ветхозаветном лучшие представители народа Божия встретились со Христом. Каждый день в православных храмах верующие души обретают свою встречу с Богочеловеком. Встречаемся мы с Ним во время молитвы, во время чтения Святого Евангелия, и творя дела милосердия во исполнение заповедей Его, принимая Его святую волю о себе. Самая полная и благодатная встреча со Христом, завершающаяся нашим соединением с Богочеловеком во время Святого Причащения, происходит на Божественной литургии. Старец Симеон исполнился радости, приняв на руки и прижав к сердцу Младенца Христа, мы же принимаем Спасителя и в тело свое, и в свою душу, чтобы Он наполнил нашу жизнь Своею благодатью. Как важны для нас эти встречи, как тщательно нужно готовиться к ним! Пусть каждый из нас обретет свою встречу-сретение и сохранит ее до конца жизни своей, за пределами которой начинается Вечная Жизнь со Христом.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010