И вот мы уже видим ответ на наш вопрос о Книге Деяний. В пасхальные дни эта Книга читается потому, что начавшиеся в ней события продолжаются и сейчас. Вознесение Господне, которым заканчивается Евангелие и начинаются Деяния, полагает конец евангельской истории и дает начало истории церковной. Деяния – это, условно говоря, неоконченная Книга. В конце ее нет слова «аминь». Все мы являемся ее участниками, продолжающими Христово дело. И подобно тому, как дверца Ноева ковчега перед концом первого мира была закрыта Богом, так и «аминь» нынешней мировой истории скажет Сам Христос. Святой Лука продолжает свою мысль: «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:2–3). Христос являлся ученикам сорок дней не только для беседы, но и чтобы удостоверить их в Своем Воскресении, ибо некоторые из них сомневались (см. Мф. 28:17). Так же Он будет являться в эти дни и нам, братья и сестры, в Таинстве Тела и Крови Его; будет являться каждый день после Пасхи, ибо в это время уже начинается обычное ежедневное служение Литургии. После будних дней Великого поста, в которые Таинство Евхаристии не совершалось, Церковь как бы спешит насытить нас этой небесной пищей, чтобы мы в полной мере почувствовали присутствие Воскресшего Господа. Часто спрашивают: как подольше сохранить в душе ощущение праздника, как не растерять пасхальную радость в мирской суете? Вот самый лучший путь: по возможности частое участие в Литургии на Пасхальной седмице. Церковь зовет уставшего от постных подвигов христианина насладиться благодатной Трапезой, не утруждая его на богослужении земными поклонами и чтением покаянных молитв. И чем строже постился человек в Святую Четыредесятницу, тем более наполнится этот очищенный сосуд радостной благодатью Пасхи. Не будем же, христиане, разменивать уникальное время Светлой седмицы на застолья, безделье и болтовню. Христос ждет нас в храме, чтобы явиться нам и говорить о Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/112077.html

(ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел ( Римл. 16,4 ). Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства – ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” ( Деян. 2,46 ) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” ( Деян. 3,1 ). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся 1 . Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана ( Деян. 8,1 ). Но и после этого слово благовестия о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора. Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” ( Исх. 30,8 ). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” ( Лев. 24,1–4 ). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

О том, что в Церкви во время богослужения присутствуют Богородица и ангелы, имеется множество свидетельств в Священном Предании. Так, например, святой Андрей Юродивый, живший в Константинополе в X веке, однажды во время службы видел Божию Матерь, покрывающую народ Своим омофором. Преподобному Сергию Радонежскому ангел сослужил во время Литургии. Существует и такое древнее сказание: епископ с диаконом, путешествуя, набрели на полуразрушенную церковь , находившуюся вдалеке от населенных мест, и захотели совершить там Литургию. И когда они в пустом храме начали службу и диакон произнес: «Миром Господу помолимся», они вдруг услышали невидимый хор, который ответил: «Господи, помилуй». Пение ангелов сопровождало всю службу... Случается и в наши дни, что священник в силу каких-то обстоятельств вынужден совершать службу один, без прихожан: есть ведь такие приходы, где людей так мало, что иногда на службе присутствуют два-три человека, а иногда и ни одного. И, хотя чин Литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Свойства Церкви Слова Никео-Цареградского Символа «Верую... во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь » определяют свойства Церкви как богочеловеческого организма. Церковь едина, ибо создана по образу Святой Троицы и являет собой тайну сущностного единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных личностей-ипостасей, скрепленных единством веры и таинств. По слову апостола Павла, «одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Об этом единстве всех христиан молился Иисус на Тайной вечери: «Отче святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их – да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11–21 ). Любовь трех Лиц Святой Троицы отображена в единстве Церкви. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное; такое единство нашлось только на небе, – пишет архиепископ Иларион (Троицкий) . – На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица в единое Существо, так что уже не три Бога, но один Бог, живущий триединой жизнью... Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы». 144

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Патриарх писал, что на Литургии нужно молить Господа повергнуть русских к ногам турок» «Мы готовы, пусть нас утопят» – как старец Иларион Ивериец не позволил монахам идти против совести 29 октября, 2018 «Мы готовы, пусть нас утопят» – как старец Иларион Ивериец не позволил монахам идти против совести Во время Крымской войны, когда Британская и Турецкая империи, республики Франция и Сардиния напали на православную Россию, Константинопольский Патриарх издал указ о том, чтобы православные подданные молились о победе турецкого оружия. Конечно, указ был вынужденным, потому что Патриарх, находившийся под властью турецкого султана, прекрасно понимал, что с ним будет в случае неповиновения. Без сомнения, Патриарх сознавал, что идет против своей совести, он сознавал также, что он не в силах в своей жизни явить идеал, к которому призывает всех христиан апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Отец Савва, ученик Илариона Грузина Но всегда в истории Церкви были и есть святые подвижники, готовые идти на смерть за то, что они почитали святыней своей совести. Об этом повествует рассказ, записанный свидетелем и участником излагаемых событий иеромонахом Саввой. «В 1853 году во время царствования в России благочестивейшего Императора Николая I Павловича — да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном со всеми святыми, где сияет свет лика Господа нашего Иисуса Христа, где все пребывают в радости — жил я в п у стыни с моим блаженным старцем иеросхимонахом Иларионом Иверийцем на холме, неподалеку от монастыря Дионисиат и совершал богослужения в святом храме св. апостола Иакова, брата Господня.

http://pravmir.ru/patriarh-pisal-chto-na...

Патриаршее слово за Божественной литургией в Великий Четверг 24 апреля 2008 г. 15:15 В Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Поздравляю всех вас, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом , когда Церковь вспоминает установление великого и спасительного Таинства Евхаристии. Сегодня во время Божественной литургии неоднократно пелось песнопение: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Вот уже почти 2 тысячи лет чада Церкви Христовой с благоговением принимают Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя во исцеление души и тела. Желаю всем, принявшим Святые Тайны Христовы в день установления этого величайшего Таинства, хранить единство с Господом и Спасителем. Сегодня — день установления этого великого Таинства Церкви, которое соединяет нас с Господом и Спасителем. Причащаться же нужно достойно. Как говорит апостол Павел: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29) Чтобы принять Святые Тайны Христовы — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего, мы должны подготовиться. Достоинство к причащению достигается лишь после раскаяния в согрешениях вольных и невольных и участия в Таинстве покаяния. Дай Бог, чтобы для каждого из нас принятие Святых Христовых Таин всегда было событием огромной важности, ведь, причащаясь, мы соединяемся со Спасителем, принимая Его распятое Тело и Кровь, излиянную за жизнь мира. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Молитвенно желаю, чтобы два дня, оставшиеся до Светлого Христова Воскресения не омрачились для каждого из нас грехами: осуждением, неприязнью, злобой, отсутствием любви к ближнему. Радость светлого праздника Пасхи Христовой дается тем, кто достойно и с чистым сердцем выходит навстречу Воскресшему Господу и Спасителю. Дай Бог всем нам в мире душевном и молитвенном подвиге встретить Светлое Воскресение Христово! Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396564.htm...

Поскольку важнейшим способом личностной, осознанной коммуникации является слово, то вполне понятно, что в христианстве слово благовествия (откровение Бога) и слово молитвы (ответ человека) являются существенными богослужебными элементами. Однако слово служит здесь не просто для передачи информации. Оно действительно есть со-общение, то есть глубинная причастность: Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения. Мы встречаемся со Христом не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова – в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле – это не служебник, типикон или минея, но Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа. В свою очередь, ответ Церкви, большинство наших молитвенных текстов либо взято из Библии (прежде всего это псалмы), либо вдохновлено ей. Неудивительно, что изначальное место формирования канона Нового Завета – это христианское богослужебное собрание. Хотя Христос, живое Слово Божие, не оставляет нам записанного слова, человеческое свидетельство о Нем – евангельские повествования и апостольские послания, возникающие для научения и наставления в вере христианских общин – изначально читались именно в их среде. Тем самым весь Новый Завет по своей сути представляет собой литургическую, богослужебную книгу. Однако слово Писания, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, проникающее до разделения души и духа» (Евр. 4,12) обращается и к каждому члену общины, нередко кардинальным образом изменяя жизнь людей. Характерен пример преподобного Антония Великого, который услышал в храме евангельское чтение «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21), ушел в пустыню и стал родоначальником отшельнического образа жизни. Евхаристия Слова Между Литургией Слова и Литургией Евхаристии существует теснейшая связь, неизвестная ни иудаизму, ни языческим религиям.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика? Анафора (в пер. с греческого «возношение») Главная часть Божественной литургии, сохранившаяся в общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном или Анафорой. В ее центральном моменте совершается возношение Святых Даров и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Анафора начинается после пения Символа веры , когда диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Раньше все было понятно Чрезвычайно простой была церковная жизнь в апостольскую эпоху. Христиане собиралась «по домам… хваля Бога» ( Деян.2:46-47 ), то есть в небольших помещениях, пространство которых подчеркивало общинный характер христианского богослужения. Поэтому все произносимые молитвы были слышны и понятны присутствующим. Единственная упоминаемая в Новом Завете проблема т. н. глоссолалии, или «говорения на языках», заключалась в том, что верующие слышали, но не понимали слова молитв на непонятном языке: «…если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор.14:9,16 ). Короткое слово «аминь» (евр. «истинно», «да будет так»), до сих пор сохранившееся в нашем богослужении, видимым образом объединяло молитву всех присутствующих. Записанных богослужебных текстов еще не было, поэтому предстоятель читал молитвы в свободной форме, а своим заключительным «аминь» община подтверждала согласие с произнесенным и тем самым выражала свое литургическое единство. Продолжением и высшей точкой единства в молитве логически становилось причащение от одного Хлеба и одной Чаши, когда все христиане глубочайшим образом соединялись со своим Спасителем и друг с другом.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-evxarist...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Евгений Горячев Всматриваясь в бытие Святого Духа " loading="" decoding="" title=""/> Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день Святого Духа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Духов день, дорогие братья и сестры, посвящен тому, чтобы Церковь всмотрелась в лице своих верных чад в одно из самых таинственных, непостижимых и необъяснимых явлений во внутренней жизни Пресвятой Троицы. Сын воплотился, и видевший Сына видел Отца, поэтому, когда Бог Отец изображается на иконах в антропоморфном виде, это хотя бы объясняется логически. А Дух Святой, кто Он? Как Он выглядит? В виде ангела, в виде огненного языка, в виде голубя? Всякий раз мы задаем себе этот вопрос и понимаем, что бытие Святого Духа не только невидимо, но недоведомо и непостижимо больше чем бытие Лиц Пресвятой Троицы в Первой и Второй Ипостаси. И вместе с тем Церковь посвящает духовному переживанию жизни одно из самых больших мест. «Святым Духом всяка душа живится» . Когда мы смотрим и думаем об основах мироздания, мы понимаем, что у истоков стоит Дух Святой: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:1-2 ). Бытие человека духовно по преимуществу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Наконец, все, что сотворено, в своем бытии создается, поддерживается и низводится на другую степень бытия Духом Святым: «Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:29 ). И вот, наконец, жизнь Церкви. Пятидесятница, получившая название дня рождения Церкви. Церковь, которая получает силу свыше в день пятидесятый, но на все времена, и это преодоление исторического, метафизического Вавилона связано с бытием Духа Святого. Поэтому Церковь настраивает нас на то, чтобы всмотреться в Дух Святой особым образом. И мы всматриваемся и понимаем, что те слова, которые обращены к личной жизни каждого христианина, они говорят нам о том, что Дух Святой должен касаться и нас. Вы духовны, Духом и водитесь (ср. Гал.5:25 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Плод же Духа есть «любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал.5:22 ) и так далее. И мы спрашиваем сами себя: чувствуем мы это? Да, пожалуй, чувствуем, когда участвуем в сакраментальной жизни Церкви: исповедуемся, причащаемся, ожидаем Пасхи и встречаем ее как ничто на этом свете. Мы чувствуем веяние Духа Святого, но Бог ждет, чтобы наши переживания носили не эпизодический характер. Он ждет, чтобы мы обновились всецело и необратимо. «Но обнови нас молящих Ти ся» , – взываем мы на каждой Божественной Литургии. И вот в связи с этим мы спрашиваем сами себя: а это всецелое и необратимое обновление мы видим в себе и в Церкви?

http://azbyka.ru/propovedi/vsmatrivajas-...

Свернуть Третья паремия — это тоже отрывок из Книги пророка Исаии, в котором содержится пророчество о посещении Христом Египта. На 9-й песни канона утрени поются особые припевы, прославляющие участников Сретения — Богородицу, праведного Симеона и Анну пророчицу. Припевы раскрывают духовные смыслы и образы праздника, содержат прошения, обращенные ко Христу: Богородице Дево,/упование христианом,/покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Богородице Дево,/миру благая помощнице,/покрый и соблюди от всякия нужды и печали. Богоносе Симеоне,/прииди, подыми Христа,/Егоже роди Дева Чистая Мария. Объемлет руками старец Симеон/Содетеля закона/и Владыку всяческих. Не старец Мене держит,/но Аз держу его:/той бо от Мене отпущения просит. Клеще таинственная,/како угль носиши?/како питаеши питающаго вся? О дщи Фануилева!/Прииди, стани с нами/и благодари Христа Спаса, Сына Божия. Анна целомудренная/провещает страшная,/исповедающи Христа, Творца небу и земли. Непостижимо есть содеянное о Тебе/Ангелом и человеком,/Мати Дево Чистая. Чистая Голубица,/нескверная Агница,/Агнца и Пастыря приносит в церковь. О Христе, всех Царю!/Победы на враги/верным людем Твоим даруй. О Христе, всех Царю!/Подаждь ми слезы теплы,/да плачу мою душу, юже зле погубих. Вместо Славы поется: Трисиятельное/и Триипостасное Божество/благочестно да похвалим . Вместо И ныне звучит: О Девице Марие!/Просвети мою душу,/помраченную люте житейскими сластьми. На литургии во время малого хода после традиционного возгласа «Премудрость прости» звучит входной стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою» . «Приидите, поклонимся…» (кроме архиерейского богослужения) не поется. Вместо этого сразу исполняются тропарь и кондак праздника. После литургии может совершаться освящение свечей. К освященным сретенским свечам относятся благоговейно, их зажигают во время домашней молитвы. Подробнее об этой традиции читайте в нашем материале . Чтение Евангелия: Евангелие от Луки, глава 2, стихи 22 — 40 22  А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,  23  как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,  24  и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

http://foma.ru/sreda-15-fevralja-2023-go...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010