Деян.13:2 .  Когда они служили Го­с­по­ду и по­стились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я при­звал их. «Когда они служили Господу» – λειτουργοντων δ αυτν τ Κυρω. Греческое выражение означает общественное богослужение, в данном случае, вероятно, евхаристию (служили «Господу», т.е. Иисусу); следовательно, приведенные слова относятся не к 5 только поименованным лицам, а ко всей церкви Антиохийской. «Дух Святый сказал» – вероятно, через пророка или пророков (Златоуст), которые пред всем собранием и изъяснили повеление Св. Духа. «Отделите», т.е. из среды своей – в смысле избрания и посвящения избранных на особенное служение. «На дело, к которому Я призвал их». Самое дело не называется прямо. Но оно, без сомнения, было известно Церкви Антиохийской (ср. Деян.9:15 ), как видно и из выражения «отпустили их», зная то дело, на которое отпускали, т.е. что они идут с проповедью Евангелия в мир языческий. Деян.13:3 .  Тогда они, совершив по­ст и молитву и воз­ложив на них руки, отпустили их. «Совершив пост и молитву и возложив на них руки». Как дело особенной важности, требующее особенного напутствования, исполнение повеления Божия относительно избранных предваряется постом и молитвою. Затем уже совершается посвящение их на новое и особенное святое служение через «возложение рук», само собою разумеется – не всего общества, а его предстоятелей. Так будущий великий апостол языков приял второе рукоположение на дело высшего апостольского служения. «Что значит: «отделите Мне... на дело»? – На апостольство. Таким образом Павел рукополагается на апостольство, чтобы проповедовать со властью...» (Златоуст, ср. Феофил.). Деян.13:4 .  Сии, быв по­сланы Духом Святым, при­шли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; «Сии, быв посланы Духом Святым» – новым, особым откровением, отличным от только что упомянутого. С этою оговоркою следует описание 1-го великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, что составляет содержание двух глав Деян.13–14 . Путь или порядок и направление этого путешествия указывается ясно и точно, начинаясь и кончаясь Антиохиею (как и все другие, за исключением последнего – в узах, начавшегося в Иерусалиме и кончившегося в Риме мученическою смертью апостола).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дорога вдоль Средиземного моря  ведёт в город Кейсарию - столицу римской провинции Сирия. Там жили прокураторы Иудеи, в Иерусалиме они бывали лишь несколько раз в году во время трёх больших иудейских праздников. Кейсария была построена Иродом Великим и названа в честь римского кесаря. Сейчас  в этом собрании римских, византийских и средневековых развалин трудно увидеть то великолепие, которым когда - то поражал этот эллинистический город. Ирод Великий строил  много и красиво и был умелым политиком и хорошим администратором, хотя народ его не любил за жестокость и союз с римлянами. Одержимый властолюбием, он не щадил не только младенцев в Вифлееме и окрестностях, но и своих жён и детей. Когда в Риме услышали об убийстве Иродом своего сына, то император, зная, что иудеи не едят свинину, заметил, что безопаснее быть свиньёй Ирода, чем его сыном. Напрашивается историческая аналогия с одним правителем нашего недавнего прошлого, он тоже обладал безупречным архитектурным вкусом, был прекрасным администратором и восточным деспотом, наполнившим страну доносами и лагерями. На берегу моря стоял дворец Ирода, в котором находилась тюрьма, где два года провёл апостол Павел. Сейчас трудно сказать наверняка, где именно было это помещение, здания разрушились, береговая линия изменилась, хорошо сохранился лишь огромный амфитеатр тех времён.     Из Кейсарии мы оправились на гору Кармель, туда, где подвизался пророк Илия, дальше в Хайфу, крупный промышленный центр страны, а потом через Канну Галилейскую в Назарет, где жила Дева Мария с Иосифом обручником, и наш Господь до Своего выхода на проповедь Евангелия как пишет об этом евангелист Матфей:   Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф. 2: 22-23).                  Назарет - самый христианский город Израиля. Христиан там 31% , а выходной день – воскресенье.

http://radonezh.ru/analytics/zemlya-gde-...

Значимым этапом в строительстве было освящение и поднятие на тридцатиметровую высоту колоколов. Для Покровского храма были отлиты 12 колоколов большие из которых весят: 4 500 кг, 2 150 кг, 1 280 кг, 700 кг, 270 кг. С давних времен на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи или тексты молитв. И на покровских колоколах также в верхней части выбиты молитвы: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его» (Пс. 150:1); «Егда услышите глас Мой, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:7–8); «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». Среднюю часть колоколов украшают изображения Господа, Богородицы и святых, а в нижней части расположены памятные надписи. Следующим этапом стал уникальный по технологии процесс золочения главного купола сусальным золотом, воздвижение крестов на малые и центральный купола. 12 июля 2012 года в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла в верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы настоятелем храма игуменом Мелхиседеком (Артюхиным) в сослужении с иереем Евгением Марковым и диаконом Романом Смирновым был отслужен благодарственный молебен на открытие и освящение убранства главного купола. Особую тему внешнего облика храма составляют белокаменные орнаменты и резные кресты, которые вмонтированы в кладку стен в нижней части храма. Девять памятных закладных крестов были вручную вырезаны лучшими мастерами из Владимира. Эти кресты заложены в память погибших воинов и славных побед, отмеченных сугубым покровительством Пресвятой Богородицы и Сил Небесных. Характер резьбы крестов выдержан в традициях времени отмеченных событий. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в цокольном этаже Покровского храма создан уникальный архитектурный проект «Икона Святой Земли». В одном месте собраны точные копии пяти величайших святынь христианства: Вифлеемской звезды, Голгофского креста, Камня Помазания, Гроба Господня, Гробницы Богородицы, а также копии Колонны Благодатного огня и каменного водоноса из Каны Галилейской. В основание каждой из святынь торжественным чином заложены памятные капсулы с именами свыше полумиллиона жертвователей, принявших участие в проекте. И столько, сколько храм будет стоять, будут возноситься святые молитвы за строителей и благоукрасителей храма сего. Благодаря архитектурному решению проекта «Икона Святой Земли» праздничные богослужения в Покровском храме совершаются по иерусалимскому чину.

http://sobory.ru/article/?object=08859

– л. 160 об. (Иоанна Вышенского): «Благодатию Христовою мир бе в конец доселе от вохода турков и еничерскаго, и в благочестии святая гора по древнему никакоже оскудевает». – л. 165: «Труп гласа папежскаго неверия и гордости. Як брани пекельные (жестокие) веру грецкую премогли... сей есть труп рапсака папежскаго гласа, нагло здохлый лежит»... л. 166: «обшедши глас того трупа плачучи те слова молвите, ох, ох окаянный гласе». – л. 166 об. – 167: «Положивших память словес его пред собою в повести, яко брани пекельные (жестокия) веру грецкую премогли, веру же папежскую не премогли, и премочи не могут; и рцыте сами в себе дивуючися тому: окаянный глас, отколе тот дух еси почерп, отколе ту силу отрыгнути (произнести) еси принял, от котораго учителя те слова еси навык... от κοтораго окаянный гласе слышал, яко веру грецкую врат адова одолели, а римское не одолели». б) Тоже можно читать в «Актах, относящ. к истории Южной и Западной России» т. 2, стр. 208: «И рцете сами в собе, дивуючися тому: О, окаянный гласе, отколя тот дух иси почерпл? отколя тую силу отрыгнути еси приял? от котораго учителя тое слово еси навык?.. от котораго ты, окаянный гласе, слышал, яко веру грецкую врата адова одолели, а Римской не одолели»? в) Кн. о Вере, л. 10 об., гл. 1: «Сей Дух Св. Господь и Бог есть: сей Дух Св. закон благодати во Иерусалиме подаде; сей научив, апостолов из Иерусалима на вселенную учение истины испустити; сей и ныне в церкви сионстей иерусалимской Господем есть... и по Господню обещанию, се Аз с вами есть во вся дни до скончания века»... – л. 11 об.: Сияже вся Св. Дух действует, понеже тамо есть, и пребывает всегда в церкви сионстей и иерусалимстей, иже есть мати всех церквей». – л. 27 об, – 28: «Сего ради святая восточная во грецех обретенная церковь , правым царским путем, аще и вельми тесным но обаче, от Иисуса Христа Бога и Спаса нашего, и истинных Его наследников утлаченным, ни на право, ни на лево с пути не совращаяся, к горнему Иерусалиму сыны своя препровождает, и ни в чесом установления Спасителя своего, и блаженных его ученик, и святых отец предания, и седьми вселенских соборов, Духом Св. собраных устав, не нарушает, ни отменяет, и в малейшей части не отступает, ни прибавливая, ни отъимая что, но яко солнце единакою лучею правды всегда, аще и в неволи пребывая, светится правою верою... аще телесную чувственную от телеснаго и чувственнаго врага неволю терпит, но веру истинную, и совесть свою чисту и нескверну, Царю над всеми цари и Богу сохраняет, ничесоже бо турци от веры, и от церковных чинов отъимают, точию дань грошовую от греков приемлют, а о делех духовных, и о благоговеинстве, нимало належат, и не вступают в то»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Наличие в церковном календаре множества памятей различных категорий с однородным уставом в рамках одной категории и привело к практике обозначать типовые категории празднований с помощью З. п. м. Первое свидетельство такой практики приводит в кон. XI в. прп. Никон Черногорец . Он описывает систему из 3 чинов праздников - великих, средних и малых (см.: Пандекты. Слово 57. Почаев, 1795. Л. 489 об.; Тактикон. Слово 1. Почаев, 1795. Л. 17). Термин «великие» он связывает с теми днями, которые впосл. получили название двунадесятые праздники , а также с памятью апостолов Петра и Павла и 2 памятями св. Иоанна Крестителя - Рождеством Иоанна Предтечи и Усекновением главы Иоанна Предтечи (по выражению Тактикона, они имеют «собрания людей», чтения на вечерне, «Всякое дыхание» и Евангелие на утрене, «по чину Владычних (т. е. Господских.- А. Л.) праздников»). Об остальных праздниках прп. Никон пишет: «Среднему же чину и малому учимы есмы от Типика Студиискаго и Святыя горы, како тамо различия имать». С 3 чинами праздников, во-первых, связан устав о поклонах и о пощении (изложенный в тех же главах) и, во-вторых, это касается богослужебных особенностей. Для наглядности в этих же книгах приводится и система из 3 знаков, впосл. получившая значительное распространение в слав. рукописях: великим праздникам соответствует знак , средним - , малым - . Глава о 3 чинах праздников входит в различные редакции Иерусалимского устава, включая печатные дониконовские издания (М., 1610. Гл. 57; М., 1633. Гл. 44; М., 1641. Гл. 60). В отредактированном послениконовском издании 1682 г. эта глава была полностью переработана (гл. 47) и в таком виде помещена в издании 1695 г. и затем во всех последующих, включая опубликованные ныне. 47-я гл. рус. Типикона является основным документом, регулирующим употребление З. п. м. в совр. рус. богослужебной практике. З. п. м. в редакции Никона Черногорца встречаются в слав. рукописях с XIV в., но регулярно употребляться они начали лишь в XVI в., в основном в месяцеслове, т.

http://pravenc.ru/text/199923.html

Настоящему времени особенно приличны слова апостола: «Дети, последняя година есть, и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть» ( 1Ин. 2:18 ). В настоящее время некоторые уже добровольно принимают печать антихриста на челе и на десной руке, потому что, ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением и сперва поступают так в обществе, ради стыда человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестного знамения и дома пред вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи неограждены силою Креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем. Седьмое число в церковной численности имеет великое значение. Срок времени числится седмодневными неделями, Православная Церковь содержится и руководствуется правилами седми Вселенских Соборов. Седмь Таинств и седмь дарований Святаго Духа в нашей Церкви. Откровение Божие явлено было седми Азийским Церквам. Книга судеб Божиих, виденная в Откровении Иоанном Богословом, запечатана седмью печатями. Седмь фиал гнева Божьяго, изливаемого на нечестивых и проч. Все это седмеричное исчисление относится к настоящему веку и с окончанием оного должно кончиться. Век же будущий в Церкви означается осьмым числом. Шестой псалом надписание имеет такое: «Псалом Давида в конец песнех, о осьмом», — по толкованию — о осьмом дне, то есть о всеобщем дне воскресения и грядущего Страшного Суда Божия, которого боясь, Пророк молит Бога во умилении сердца о оставлении грехов: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» и проч. Неделя Антипасхи, или св. Фомы, в Цветной Триоди называется неделею о осьмом, то есть вечном дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотою ночей. «Нощи не будет тамо», то есть в небесном Иерусалиме, говорится в Откровении (22, 5). Блажен, кто сподобится наслаждаться блаженством блаженного и нескончаемого дня сего, еже буди всем нам получити благостию и милосердием и человеколюбием Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Подлинный текст настоящего слова с которого сделан нами перевод находится в R. Graffin – F. Nav. – “Patrologia Orientalis”, tomos XIX. tol. 375–402. «Успение Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Списанное Иоанном, Архиепископом Фессалоникийским 1. Дивной и преславной и всего мира великой Владычице, Приснодеве, Матери Спасителя нашего и Бога Иисуса Христа, и воистину Богородице, непрестанно долженствует быть пение и честь и слава от всякой находящейся под небом (твари), ради бывшего чрез Нея благодеяния для всей твари, в домостроительстве 2 пришествия Воплотившегося Единородного Сына и Слова Бога и Отца. После вольной по-плоти Страсти и Воскресении из мертвых и на небеса Вознесения Воплотившегося от Нея нас ради, воистину вочеловечшегося, Бога Слова, Она оставалась со Святыми Апостолами, пребывая не малое время в окрестностях Иудейской страны и Иерусалима, в доме 3 девственника и Апостола и возлюбленного Господом, и проживала (там) долго, как открывает Божественное слово 4 . Когда же каждый из них, по заповеди Святого Духа, был послан на проповедь Евангелия во всем мире, то, после некоторого времени, Преславная эта и Богородица Дева оставила землю естественною кончиною. Вот, и писанием передавались некия бывшия дивные вещи в то время касательно Ея, и почти все находящееся под небесами празднественно торжествует годовую память Ея Успения, кроме немногих мест, из которых особенно (надо отметить) – этот богохранимый град Фессалоникийский. Почему же (это так)? Будем ли осуждать в равнодушии или небрежности наших предшественников? – Да не будет у нас этого ни в словах, ни даже в мыслях, ибо они одни из всех, как закон, преподали своему отечеству такое изрядное дело, имею ввиду то, чтобы не только местных святых, но и всех вообще подвизавшихся на земле за Христа, духовно праздновать памяти, собраниями и молитвами пребывая в Боге. Итак, они не отнеслись с равнодушием и не проявили небрежность, но (получилось это) по любви к истине. Ибо дошло до нас, что те, которые тогда присутствовали, написали об Ея Успении, но некоторые из более поздних нечестивых еретиков, внесли свои плевелы, и испортили написанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Посланничество в мир Духа Святого Утешителя делает христианство единственной в мире религией, дающей человеку опытную проверку его упования 1 . С того дня, когда Иерусалимская горница с находившимися в ней апостолами осветилась огнями сошедшего Духа, таинственно и незримо совершается в жизни Церкви нескончаемая Пятидесятница, и это Чудо Божие на земле должно быть ведомо нашей вере через Церковь . Церковь есть величайшее явление во всемирной истории. Церковь – сердце мира, сердце Вселенной, поскольку Господь Церкви – Господь и этого мира. Церковь – это не только общество верующих, собранных во имя Божие. Определение Катехизиса, как бы оно ни было точно, не исчерпывает тайны Церкви, как никакое определение тайны не может исчерпать ее. Познание Церкви, как отмечает профессор Н.Н. Глубоковский , должно быть необходимой и обязательной задачей человеческого ведения 2 . Сегодня можно со всей определенностью констатировать тот факт, что учение о Церкви является центральной догматической темой современности. По утверждению выдающегося богослова В. Лосского , «основная догматическая тема нашего времени – учение о Церкви» 3 . Рассматриваемый труд не является в подлинном смысле слова книгой о Церкви. Он был задуман как опыт раскрытия и синтеза отечественной религиозной мысли в области православной экклезиологии. Замысел темы «Экклезиология в отечественном богословии» родился не сразу. Однако с самого начала было совершенно очевидно, что в общем каталоге современных богословских проблем один вопрос, по крайней мере, предполагается всеми другими – это вопрос о том, в каком смысле богословие оправданно в жизни Церкви, каковы истоки богословствования, в чем заключаются этиология богословия и его сущность. В единственном и исключительном смысле богословие есть функция Церкви. Богословие оправданно и богословие существует, поскольку существует Церковь . Рассматривать богословие нужно поэтому в контексте свидетельства Церкви о самой себе и этим свидетельством поверять богословие, а не наоборот. Следовательно, выбор темы о Церкви не был случайным, не явился своего рода богословской неожиданностью, но осуществился с большой внутренней необходимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Принесите Господеви славу и честь Принесите, говорит, Богу славу исповеданием устным, честь, страхом и хранением заповедей Божиих. Ибо если, по словам Апостола, чрез преступление закона бесчестят Бога; то явно, что, напротив того, сохраняющий заповеди Божии почитает Бога дающего заповеди(1). (1) Василий Великий говорит: Славу приносят Господу в добрых делах, по сказанному: чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного; честь – когда чтят Бога, по притче, от праведных своих трудов. И всякий, удачно говорящей о Боге, приносит Господу славу и честь; также и тот, кто может изложить причины, по которым создано все и по которым содержится и будет приведено на суд, и кто ведет жизнь сообразную с таковым разумением. Афанасий Великий : Здесь деятельность есть напутствие в будущую жизнь. И кто приносит Господу в добрых делах славу и честь здесь, тот приготовляет себе славу и честь в день праведного воздаяния от судии. Пс.28:2 .  Принесите Господеви славу имени Его Принесите, говорит, славу имени Его похвальными и богоугодными делами. Потому, что грешникам сказано: по причине вас имя Мое злословится язычниками ( Ис.52:5 ). Язычник и неверный, видя жизнь христианина, когда она хороша, хвалит и прославляет Христа (говоря), что Он учитель добродетели; а когда жизнь христианина порочна, обвиняет и злословит еще более Христа, как учителя зла. Посему-то говорит: принесите Господу похвалу имени Его, или Ему самому, принимая сие за описание. Поклонитеся Господеви во дворе святым Его До пришествия Христова святой двор был – иудейский, то есть Иерусалимская синагога, по изъяснению Василия Великого , а по пришествии Христовом и причинении Христу иудеями крестной смерти, двор их опустел. В последствии времени святым двором сделался двор Христов – христианская церковь и вера. В сей то церкви Давид побуждает христиан покланяться, запрещая незаконные собрания еретические, и избирая одну только преданную Христом веру. Можно под двором разуметь и небесный (двор). Посему те, которые насаждены здесь – в дому Господнем долу, то есть в церкви верующих, процветут и там – в горнем, в небесных дворах Божиих(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Пришел я сюда тем же путем, каким некогда пришел сюда же и святой отец наш Исайя, здешний Ростовский чудотворец. Он принес на это место благословение от благодати, излиянной свыше на новый Афон или, лучше сказать, на новый Иерусалим, на Киево-Печерские святые горы. И я, грешный, придя по следам сего святого Исайи из Киева, говорю: да будет на этом месте благословение Божие, Богородицы, преподобных отцов наших Антония, Феодосия и прочих Печерских чудотворцев, почивающих в нетлении и озаряющих чудесами всю вселенную. Радуюсь духом, придя в этот город, в этот дом, который освятили здешние чудотворцы стопами святых ног своих, оградили молитвами, украсили богоугодным житием, возвеличили трудами и подвигами и прославили премногой святостью. Радуюсь духом, видя такое собрание, такое изрядное стадо словесных овец Христовых, которое пасет Сам Пастыреначальник Христос, соблюдает Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Христа Бога нашего, за которым надзирают древнейшие пастыри, Божии архиереи и великие светильники: Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков и прочие здешней епархии угодники Божии, предстоящие Престолу Божию и всегда молящиеся о нас Господу. Радуюсь духом, видя сей виноградник, который насадила десница Всевышнего, напоила благодать Духа Святого, возрастили труды прежде бывших архиереев и посещает Сам Христос с Пречистой Своей Матерью, источая вино духовного веселия. Молю я Пастыреначальника, Владыку Христа, как и должен молить, да сохранит Он сие стадо Свое от волков видимых и невидимых целым и невредимым, чтобы ни одна овца не вышла из сей Христовой Богородичной ограды к заблуждению и погибели, чтобы ни одна овца не была похищена адским зверем, чтобы ни одна овца не превратилась в козлище, но чтобы из козлищ превратились в овец и все сподобились с благословенными овцами во время пришествия Господня стояния по правую руку Его. Великий Архиерей, прошедший небеса, поставил меня, недостойного, вашим пастырем и вверил мне ваше спасение, которое я принимаю со страхом и трепетом, так как должен буду дать ответ о вас. Итак, я буду хранить и помнить мои обязанности по отношению к вам, вы же да помните и да храните ваши обязанности по отношению ко мне. Я должен, с Божией помощью, по наставлению апостольскому, «сносить немощи бессильных и не себе угождать, но каждому из вас во благо, к назиданию» ( Рим. 15:1–2 ), ибо и Христос не Себе угождал. Я должен вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных, заступаться за немощных и быть долготерпеливым ко всем. Я должен любить добрых, злых же милостиво наказывать, заботиться об общей пользе, всем тщательно искать спасения и обо всех молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010