Скромнее по декорации (наличие колоконок и тяг, фризов, карнизов, формы наличников) были новые каменные здания старинных храмов, напр. ц. свт. Николая Чудотворца (Николо-Ляпуновская, 1695, не сохр.). Композиционная схема храмов московского барокко предполагала бесстолпный интерьер, что позволяло сделать церкви более вместительными и прочными. Возводились небольшие приделы при старых церквах, как, напр., придел во имя прп. Сергия Радонежского (1698, разобран в 1873) при соборе в честь Воскресения Христова (освящен в 1734). В камне были построены церкви загородной резиденции Новый Иерусалим близ Казани: собор Воскресения Христова (1698, сохранился в перестроенном виде) - традиц. облика кубический храм с пряслами, окнами, фризами в окружении крытых галерей и с одной главой, с зап. стороны - 3-ярусная колокольня, богато декорированная и соединенная с собором переходами. Традиц. композиции использовались для каменных храмов Свияжска: перестроенной древней ц. во имя святых Константина и Елены (кон. XVII в.), с кубическим одноглавым бесстолпным двусветным храмом, одноэтажной трапезной и 2-ярусной колокольней с запада. Стены украшены просто: декоративный пояс ниш-закомар в верхней части фасадов, уступчатые кронштейны в верхних частях ярусов колокольни и под фризом на стенах храма. Но присутствуют элементы, характерные для петровского времени: 8-угольные окна в центре сев. и юж. фасадов, треугольные «гребни» в рисунке наличников ( Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 344, 349, 352). В этот же период, судя по рисунку наличников, декорировались окна в алтаре Никольской ц. свияжского Успенского мон-ря и симметричной ему пристройке с юга. В последнее десятилетие XVII в. был отстроен в камне Раифский монастырь. Его постройки, задуманные еще митр. Лаврентием, сгорели в 1689 г. Мон-рю грозило запустение и забвение, если бы не воля митр. Адриана, поручившего его восстановление иером. Герману из Новоиерусалимского мон-ря ( Малов. 1880. С. 12; Филарет (Златоустов). 2005. С. 6). Благодаря пожертвованиям и пожалованиям от царей Иоанна и Петра Алексеевичей к кон.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Г. Кинуровым). Изображение И. в рост представлено на сев. стене на стыке 4 житийных сцен: преподобный показан на пейзажном фоне с монастырскими постройками, на голове куколь, правая рука молитвенно прижата к груди, в согнутой в локте левой - развернутый свиток с надписью. Житийные сцены расположены в следующем порядке: закладка Успенского собора, монастырские труды (на сев. стене); кормление голодающих, И. встречает кн. Бориса Васильевича (на юж. стене). На юж. стене еще один ростовой образ преподобного открывает ряд святых, исторически связанных с личностью И. (прп. Пафнутий Боровский, свт. Гурий Казанский, преподобные Никон и Сергий Радонежские). И. представлен седовласым схимником с куколем на голове на фоне лесного пейзажа с монастырским прудом и 2 постройками с шатровыми завершениями, обеими руками перед грудью держит раскрытую книгу с текстом из «Просветителя»: «  (этот.- Авт. )        ()                                        ». На внешней стороне св. ворот (у въезда) было изображение И. со Спасителем и с Божией Матерью, на простенке между воротами на внутренней стороне помещалась икона апостолов Петра и Павла с И. и Сергием Радонежским ( Нектарий. 1887. С. 26). В 1902 г. была расписана каменная ц. Всех святых (1856-1860) Всехсвятского скита. Темой для настенной живописи этого храма, возведенного по преданию на месте, где И. жил во время постройки обители, стали сюжеты его Жития. Образ И. включался в росписи храмов. На юж. хорах Владимирского собора в Киеве (освящен в 1896), в приделе св. князей Бориса и Глеба, находятся изображения «угодников во весь рост» (проект росписи А. В. Прахова, худож. В. А. Котарбинский): прп. Пафнутия Боровского, свт. Филиппа, митр. Московского, И. и свт. Митрофана, еп. Воронежского (Собор св. кн. Владимира в Киеве. К., 1915. С. 40). В интерьере построенного по проекту Бенуа собора св. Александра Невского в Варшаве (1894-1912), на пилонах из фин. неполированного гранита, находились мозаичные ростовые фронтальные изображения святых (иконографическая программа разработана Н.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Известны благословенные грамоты свт. Митрофана, в к-рых определен внешний вид церквей, формы их завершений, размер и устройство алтарей, порядок местных икон в иконостасах (грамота 1700 на строительство Покровской ц. в Беломестной слободе Воронежа). К рубежу XVII-XVIII вв. сформировалась структура городских приходов в древней части Воронежа и пригородной слободе Чижовке, на высоких надпойменных холмах и у берега р. Воронеж. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Каменное строительство началось в посл. трети XVII в. прежде всего в Воронеже (за исключением нек-рых мон-рей, напр. Троицкого в Лебедяни (совр. Липецкая обл.)). Провинциальными мастерами из среднерус. земель первой была возведена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, Акатова мон-ря (1674, перестроена в 1746-1755 и 1796-1798, снесена в 1879) - небольшой бесстолпный храм с трапезной и шатровой колокольней, отличавшийся предельной простотой форм (4 арки звона вместо 8 традиц., низкий шатер с 4 «слухами») и декора. Из Москвы, владимиро-суздальских и костромских земель в В. е. могли приглашать артели каменщиков. При свт. Митрофане в крепости Воронежа был возведен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1684-1690) - 5-главый, вероятно, 4-столпный, с низкой 4-скатной кровлей (известен по схематичному изображению на плане Воронежа 1690 и панораме города, выполненной голл. путешественником К. де Брюином в 1703), рядом сформировался комплекс архиерейского двора с деревянными собором во имя апостолов Петра и Павла (вероятно, построен в связи с пребыванием в Воронеже имп. Петра I) и колокольней с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (не сохр.). Был возведен каменный храм Успенского мон-ря (1694, 1699 или, менее вероятно, 1703) - кубический, 2-столпный, с низким 3-частным алтарем, 4-скатной кровлей и 5 главами, с 5 пряслами на фасадах, разделенными лопатками и завершенными декоративными закомарами, килевидными наличниками простых очертаний.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Свт. Петр, митр. Московский, закладывает Успенский собор в Московском Кремле и устраивает себе место для погребения. Преставление свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 299) На годы святительства П. приходится период резкого обострения московско-тверских отношений. Московский князь женился в 1317 г. на сестре хана Узбека - Кончаке, к-рая приняла Православие c именем Агафия. В том же году Юрий Данилович получил ярлык на вел. княжение и в кон. 1317 г. выступил в поход на Тверь, но был разбит блгв. кн. Михаилом Ярославичем и бежал в Новгород; Агафия (Кончака) была взята в плен и вскоре умерла в Твери, что было поставлено в вину тверскому князю в Москве. Враждующие князья направились в Орду, и в 1318 г. блгв. кн. Михаил Ярославич по приговору Узбека был там казнен. В 1322 г. вел. князем стал тверской кн. Димитрий Михайлович Грозные Очи, из мести за своего отца убивший кн. Юрия Даниловича в Орде 21 нояб. 1325 г.; после казни Димитрия Михайловича 15 сент. 1326 г. ярлык на вел. княжение Владимирское получил брат последнего - блгв. кн. Александр Михайлович. Незадолго до кончины П. совершил одно из важнейших по своим последствиям для истории митрополии всея Руси деяние - переезд в Москву, притом что признанной на Руси (но все еще не в К-поле) митрополичьей резиденцией продолжал оставаться Владимир-на-Клязьме. По мнению Е. Е. Голубинского, св. митрополит часто гостил у Юрия Даниловича после того, как явно определилось отношение к П. вел. кн. Михаила Ярославича, т. е. уже с рубежа 1300-х гг. и 10-х гг. XIV в. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 141-142). Нельзя исключать, что переезд из Владимира в Москву произошел в вел. княжение Юрия Даниловича, возможно уже в 1317 г., благодаря тому что Москва не имела своего епископа, и П. мог пребывать в одном городе с вел. князем, что соответствовало каноническим установлениям ( Мусин. 2008. С. 359-361). По другим версиям, это произошло после получения ярлыка на вел. княжение Димитрием Михайловичем в 1322 г. ( Борисов. 1986. С. 45-46) или после убийства последним Юрия Даниловича в кон. 1325 г., когда П., не рискуя оставаться во Владимире, укрылся в Москве под защитой брата Юрия Даниловича, Иоанна I Даниловича Калиты ( Кучкин. 2014. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСТОЧНОПЕНСИЛЬВАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [англ. Diocese of Eastern Pennsylvania] Православной Церкви в Америке (ПЦА). В адм. отношении в В. е. входят штаты Пенсильвания и Делавэр. Кафедра В. е. расположена в Филадельфии, шт. Пенсильвания. Кафедральный собор - ап. первомч. и архидиак. Стефана. Временно управляющий епархией - Блаженнейший Герман (Свайко) , митр. всея Америки и Канады. Администратор - еп. Тихон (Моллард). В епархии имеется 3 благочиния: Фраквилл, Филадельфия и Уилкс-Барре. На территории благочиния Фраквилл 9 церквей, активное строительство храмов велось в нач. XX в. Старейший из них - Св. Троицы в Мак-Аду, построенный в 1901 г. В храме находится чтимая прихожанами икона Казанской Божией Матери, преподнесенная в качестве дара одним из первых настоятелей, свящ. Александром (Немоловским) , буд. епископом Североамериканской епархии. К 1915 г. было завершено строительство еще 6 церквей. В нач. 1950-х гг. приходским священником в храме Св. Троицы был Иоанн Бекиш, впосл. ставший первым Предстоятелем ПЦА (см. Ириней (Бекиш) ). 2 храма благочиния были возведены в 1960-1970 гг. Благочиние Филадельфия насчитывает 10 приходов. Первый храм Св. Троицы в Катасокуа строился в 1896-1899 гг., был освящен в 1903 г. свт. Тихоном (Белавиным) , архиеп. Североамериканским (впосл. св. Патриарх Московский и всея России); среди настоятелей храма был св. прот. Алексий Товт. Частица его мощей почивает в соборе Воскресения Христова (1892) в Уилкс-Барре. В благочинии Уилкс-Барре расположено наибольшее кол-во приходов - 16. В Олд-Фордже находится старейший храм епархии, освященный в 1891 г. во имя арх. Михаила. С 1902 по 1911 г. в благочинии было возведено 7 храмов. В храме св. апостолов Петра и Павла в Юнион-Дейле, строительство к-рого началось в 1920 г., в 60-х гг. служил свящ. Иосиф Свайко, ныне митр. Герман. В 1977 г. была образована правосл. миссия в Уильямспорте, сложившаяся на ее основе многочисленная община возвела большой деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освященный в 1988 г. В Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) расположен свт. Тихона Задонского мон-рь , первый правосл. мон-рь в Сев. Америке. Лит.: Orthodox Church in America, 2004: Sourcebook and Church Directory. N. Y., 2003. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/155370.html

На протяжении XVI-XVII вв. в А. С. м. велось интенсивное строительство. Древнейшая постройка мон-ря - каменная Покровская ц. с трапезной палатой - сооружена в 30-40-х гг. XVI в. московским мастером Игнатием. До 1918 г. под Покровской ц. находилось помещение, где хранились святыни обители: ручные жернова прп. Александра, 2 печи и место ночного отдыха святого. К 2000 г. сохранились только печи. Существующий в наст. время Троицкий собор (освящен в 1699) сменил находившиеся на его месте одноименные деревянную церковь, построенную прп. Александром в 1508 г., и каменную, построенную ок. 1526 г.; фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г., придел в диаконнике во имя апостолов Петра и Павла устроен в нач. XIX в. Под Троицким храмом находились захоронения Генатского митр. Евфимия и Олонецкого еп. Аркадия (Федотова; † 1870), ныне не сохранившиеся. Трехъярусная многопролетная колокольня между Троицким собором и Покровской ц. сооружена в 40-х гг. XVII в. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построен над Св. (юж.) вратами А. С. м. в 1676-1677 гг., упразднен в 1869 г. В 1716-1718 гг. к сев. корпусу жилых покоев мон-ря, где размещались больничные кельи, была пристроена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина. Спасо-Преображенская деревянная ц. в Преображенской пуст. была поставлена прп. Александром Свирским около своей кельи и монастырского кладбища, возобновлена в 1623 г., после польско-литов. разорения обители, с приделом во имя прп. Александра, где покоились мощи преподобного. В 1641-1644 гг. выстроен каменный собор с приделами прп. Александра Свирского и свт. Николая Чудотворца (упразднен в 1680). Храм во имя прор. Захарии с колокольней, сооруженный в 1660-1668 гг. иждивением московского дьяка Захария Богдана Силина, сев. фасадом примыкает к Преображенскому собору. Братские кельи, настоятельские покои, ограда строились на протяжении XVIII-XIX вв. Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря С сер. XVI в. А. С. м. стал крупным земельным вотчинником. Помимо земель, сопредельных мон-рю, к кон. XVII в. ему принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском оз. А. С. м. имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители 2 раза в год проводилась Троицкая ярмарка.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Вознесенский собор Смольного Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге. 1744–1764 гг. Вознесенский собор Смольного Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге. 1744–1764 гг. Уникален Вознесенский собор Смольного Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге (1744-1764, архит. Растрелли): 4-столпный с центрично-осевым планом завершен динамичным объемом пятиглавия, где центральный тамбурный К. с 2-ярусным барабаном слит с четырьмя 2-ярусными башнями, развернутыми по диагоналям. Нижний ярус башен световой, в верхнем размещены колокола. Фонарь главного К. и 4 башни завершены луковичными главами. К. Смольного собора был самым большим для своего времени (ок. 20 м). Купол ц. св. царевича Димитрия в Голицынской больнице в Москве. 1796–1801 гг. Купол ц. св. царевича Димитрия в Голицынской больнице в Москве. 1796–1801 гг. В провинции появились необычные архитектурные решения. Барочный Богоявленский собор в Костроме (1776-1791, архит. С. А. Воротилов; не сохр.) завершался крупным тамбурным К., увенчанным маковицей. В ротонде барабана, не освещавшего интерьер собора, была устроена б-ка, в к-рую попадали с крыши храма. Лишь в эпоху классицизма в России подошли вплотную к постройке больших К. по типу собора св. Петра в Ватикане. Первым был новый Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1774-1790; архит. И. Е. Старов; пролет К. 17 м). Но до конца века преобладали камерные купольные постройки. Широкое распространение получил тип купольных ротонд, особенно популярный в творчестве М. Ф. Казакова (ц. свт. Филиппа, митр. Московского, 1777-1778, и др.). Н. А. Львов проектировал храмы-ротонды в духе античных толосов (ц. Св. Троицы («Кулич и Пасха») в с. Александровском (ныне С.-Петербург), 1787; ц. св. Екатерины на Валдае Новгородской обл., 1793, строил архит. И. Е. Дмитриев; ц. Воскресения в усадьбе архит. Львова Никольское-Черенчицы Торжокского р-на Тверской обл., 1789). Необычна ротонда с двойным К. в ц. Вознесения в дер. Бельское Устье Порховского р-на Псковской обл. (1796), где пологий каменный внутренний К. на 8 столбах скрыт за высоким внешним деревянным К. с 4 тесно прижатыми к нему малыми К., наподобие собора Смольного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМН II [Домнин I], еп. Антиохийский (441/2-449). Племянник и преемник еп. Иоанна I (428-441/2). Воспитывался в Палестине под рук. знаменитого подвижника прп. Евфимия Великого в его лавре. В 429 г., во время посещения лавры свт. Ювеналием Иерусалимским, Д. был рукоположен им в сан диакона. 2 года спустя, как известно из Жития прп. Евфимия, Д. умолял своего наставника отпустить его в Антиохию, поскольку узнал, что его дядя вовлечен в несторианство и его нужно вернуть к истинной вере. Прп. Евфимий, зная слабость характера своего ученика, тщетно убеждал его остаться, предсказывая ему трагическую судьбу, но Д. не внял наставлениям подвижника и ушел, даже не попрощавшись. В Антиохии после смерти дяди Д. был избран его преемником на кафедре. Из-за напряженных отношений, существовавших со времени еп. Иоанна I между Антиохийской и Александрийской кафедрами, Д. был вынужден в церковно-политических и догматических вопросах противостоять Диоскору (444-451), преемнику свт. Кирилла Александрийского. Одним из важных церковно-адм. дел, решенных Д., было дело Афанасия, еп. Перрского, обвиненного клириками в расхищении священных сосудов. Сначала Д. приказал провести расследование Панолвию, митр. Иерапольскому, к-рый 3 раза приглашал Афанасия явиться в суд, однако последний скрывался близ г. Самосата и, согласно канонам, был низложен за неявку. Вскоре благодаря вмешательству святителей Кирилла Александрийского и Прокла К-польского (434-446) Афанасий был восстановлен, но на него были поданы новые жалобы, для рассмотрения к-рых Д. собрал в 445 г. в Антиохии Поместный Собор. Афанасию было приказано явиться на заседание, однако вместо этого он вновь покинул свою кафедру и уехал в К-поль, в результате чего был окончательно низложен и замещен Савинианом. Вскоре после этого скончался Эмесский еп. Помпиан. Неск. епископов пров. Финикия Вторая избрали новым епископом некоего Петра, другие же избрали Урания. Кандидатура Урания была одобрена Д. и Феодоритом , еп. Кирским.

http://pravenc.ru/text/178864.html

святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) прямоличная фигура П. помещена в 3-м регистре сверху, в ряду Казанских святых. Иконография святого необычна: густые короткие волосы с сединой и небольшая раздвоенная борода с острыми концами, на нем зеленое платье с розовым исподом (пола распахнулась, обнажив колено) и темно-розовый плащ, в правой руке - крест, левая развернута ладонью перед грудью. В композициях «Собор Казанских святых» его образ присутствует рядом с изображениями исповедников Иоанна и Стефана, образуя часть своего рода возрастной триады: Иоанн - юноша, П.- средовек, Стефан - старец. Таков состав святых на иконе нач. XX в. (Минея (МП). 1984. Март. Цв. вкладка). Согласно надписи на нижнем поле («Соборъ Казанскихъ Свтыхъ»), икона включает наиболее полное число святых разных чинов, почитаемых в Казани. Судя по фигурам святых на полях (Епифаний, архиеп. Иерусалимский, свт. Ефрем , митр. Казанский и Свияжский, преподобные Иона и Нектарий (Застолбские)), икона была создана в мастерской, обслуживавшей Преображенский мон-рь в Казанском кремле; в нижней части иконы вставка (мощевик?); возможно, икона служила реликварием для некой святыни, происходящей из этой обители. В нач. XX в. в мон-ре почитали святых, погребенных на территории собора в особой «пещёрке» (см. ст. Ефрем , митр. Казанский и Свияжский). На иконе П. стоит в 1-м ряду слева, по правую руку сщмч. Ермогена, патриарха Московского, к-рый ок. 1587-1589 гг. был архимандритом казанского Преображенского мон-ря. П. показан как средовек с короткими волнистыми темно-русыми волосами, такой же волнистой небольшой бородой, его татар. этнический тип во внешности не выражен (хотя при крещении он, вероятно, неслучайно получил имя Петр,- возможно, в честь прп. Петра, царевича ордынского). На П. длинная рубаха красноватого цвета с отложным белым воротником с «пуговкой» посередине, подпоясанная кушаком, концы к-рого свисают по сторонам; в левой руке - высокий черный 8-конечный крест мученика.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

В основе мн. совр. икон и прорисей (рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной) - образ письма Дионисия (мозаика св. ворот московского Данилова мон-ря). Образ П. включается в композиции кон. XX - нач. XXI в.: «Собор Московских святых» (2004, И. В. Ватагина, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве), «Собор Московских святителей» (мастерская Ватагиной), «Собор Волынских святых» (ок. 2007, А. В. Мельникова, ц. преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС). Его образ есть на иконах св. иконописцев (до 2007, мастерская В. Ю. Карповой, ПСТГУ). Ист.: Госкаталог РФ. 2014989, 3377830, 4188925, 4190285, 4448651, 4587783, 4587818, 6250501, 6250502, 6487493, 8107723, 8390043, 8795412, 9045525, 9105339, 9105356, 9327970, 10856420, 11195725, 11570195, 12471553, 12522288, 13059188, 13173047, 13175994, 13313123, 14502448, 15461007, 17051789, 17075360, 17814919, 17906314. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167, 219-220, 428; Большаков. Подлинник иконописный. С. 58-59, 130-131; Борин В. Две иконы новгородской школы XV в. святых Петра и Алексия митр. Московских//Светильник. М., 1914. 4. С. 23-32; Антонова, Мнева. Каталог; Данилова И. Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия из Успенского собора в Кремле в связи с рус. агиографией//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 199-216; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971. Табл. 5-6, 14, 26, 41; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 63, 136, 147, 151, 176, 181, 184, 200, 237, 329; Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 г.: Опыт исслед. комплекса по письменным источникам//Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 137-138; Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ. Л., 1987. С. 18, 57, 63. Кат. 3, 42, 48; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 58, 100, 112, 166, 214, 217. 74, 122, 137, 207, 298, 300; Красилин М. М. Памятники искусства XVII - нач. XX в. в немузейных собр. Москвы: Троицкая ц.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010