Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты 25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он " повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение " . 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками - И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года. На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов - наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ. Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь , которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.

http://sobory.ru/article/?object=00331

Торжок. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К середине XVIII в. древняя Борисоглебская церковь сильно обветшала и по решению Священного Синода в 1784 г. была разобрана. Императрица Екатерина II выдала разрешение и выделила деньги на постройку нового храма. 9 июня 1785 года во время высочайшего проезда императрицы из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок она заложила первые кирпичи в его основание. Для этого специально были изготовлены медные посеребренные молоточек и лопатка, которые потом хранились в соборе как реликвия. Собор строился в течение 11 лет. Руководил строительством новоторжский архитектор Франц Иванович Буци. 11 июня 1796 г. собор был торжественно освящен. Автором проекта нового Борисоглебского собора был уроженец Новоторжского уезда Н.А. Львов. Борисоглебский собор – один из лучших образцов строгого классицизма, где Львов предстает перед нами как последователь Андреа Палладио, итальянского архитектора XVI в. Проектируя Борисоглебский собор, Львов разработал тип церковного здания, который стал господствующим на следующем этапе развития классицизма. Применив в соборе схему крестово-купольного храма, Львов при этом смог добиться почти идеальной внешней кубовидности, создав композицию с практически равными фасадами: длина и ширина наружных стен - 14 сажень и 2 аршина (около 30 м), высота от поверхности земли до основания главы – 12 сажень (около 25,5 м), высота главы с крестом – 7,5 аршин (около 5,4 м). Храм увенчан пятью главами. Центральный восьмигранный купол покоится на неравностороннем барабане. Его большие грани прорезаны полуциркульными трехчастными («палладиевыми») окнами. Угловые купола - полусферические, с круглыми окнами, характерными для творчества Львова. Завершение всех глав тоже типично львовское – золоченый шар с ажурным крестом. Храм гармонично вписывается в ансамбль монастыря. Удачно выбрано место – с разных сторон он воспринимается по-новому. Собор поставлен так, что мы можем обозревать сразу два фасада, создающие эффект монументальности. Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный - шестиколонными. Благодаря такой планировке собор величественно смотрится со стороны города. Интерьер собора отличался строгой выдержанностью стиля, исключительно красивой отделкой. Алтарь был сооружен внутри собора в форме ротонды. 37 икон для соборного иконостаса были написаны знаменитым русским художником XVIII в. Владимиром Боровиковским. Надо заметить, что тогда это был малоизвестный живописец, которому покровительствовал Львов.

http://sobory.ru/article/?object=05513

поиск:   разделы   рассылка Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Ответить на наиболее частые из этих вопросов мы попросили руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову. Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода – вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского Кафедрального собора включал в себя Зимний дворе и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать – знак того, что Комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля.

http://religare.ru/2_107177.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы хотим помочь власти вернуть Исаакиевский собор Церкви Сергей Егоров о своем намерении обратиться в суд в связи с решением городских властей не передавать собор верующим 22.03.2016 786 Председатель фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия», председатель Северо-Западного отделения «Византийского клуба» Сергей Егоров на следующей неделе подаст иск в общегражданский суд в связи с отказом губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко передать Исаакиевский собор Русской Православной Церкви, передает Фонтанка.ru. В интервью журналистам он рассказал, что вопрос долгое время обсуждался с городскими властями, однако чиновники к консенсусу не пришли, из-за чего приходится обращаться в суд. Также Сергей Егоров и его сторонники говорят о необходимости провести референдум по вопросу возвращения храма Церкви. Инициативу Сергея Егорова поддержал заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директор Центра этнорелигиозных исследований, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин. «Русская народная линия» попросила прокомментировать ситуацию инициатора подачи судебного иска против Смольного Сергея Викторовича Егорова : Исаакиевский собор должен принадлежать Церкви. Думаю, это понимают не только верующие, но и любой честный гражданин. Храм строился нашими предками для молитвы, а не для размещения музейных экспозиций. Мы считаем, что власть должна увидеть и услышать, что есть четкая гражданская позиция общественности по этому вопросу и предпринять меры, чтобы исполнить федеральный закон. Мы планируем идти двумя путями. Первый: сбор подписей под обращением к Президенту России и губернатору Санкт-Петербурга с просьбой исполнить федеральный закон - передать Исаакиевский собор Церкви. Мы хотим обратиться к представителям православных общественных организаций города поддержать нашу инициативу и начать уже теперь сбор подписей.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/22/my...

Закрыть Три дня в Петербурге Заметки игумена Кирилла (Сахарова) по итогам поездки в Северную столицу 04.12.2017 704 Время на чтение 7 минут Желание побывать в северной столице в кругу друзей на заговенье в канун начала Петрова поста переросло в трёхдневное крайне напряжённое, насыщенное службами, встречами и мероприятиями действо. Всю дорогу в «Сапсане» читал томик И.Р.Шафаревича. Особенно запомнились из книги два момента: об обществе «Память» и о личности академика А.Д.Сахарова. По поводу «Памяти»: «Моё объяснение этого феномена таково: мы имеем дело со стремлением искусственно создать своего рода «образ врага», разбудить страх по отношению к пробуждающимся русским национальным тенденциям, желание создать образ какого-то колоссального чудовища, которого должны бояться все». Об академике Сахарове: «Это был очень русский человек. У Андрея Дмитриевича было какое-то больное сердце, оно реагировало, прежде всего, на то, что ему казалось насилием над человеком. Он мог в этом не разобраться, его могли неправильно ориентировать, он мог защищать тех, кто страдал гораздо меньше, забывая о тех, кто больше. Но в основе было, что несправедливость касается лично его. В то время было очень мало людей, которые так поступали». Сразу с вокзала поехали в Казанский собор. Мощная колоннада справа и слева при входе в собор, да и сам собор, по замыслу императора Павла Первого, должен был напоминать собор Святого Петра – главный храм католического мира. Конечно же, он был и символом имперского величия - в те времена, когда, по слову архимандрита Константина (Зайцева), идея Великой России стала заслонять идею Святой Руси. В плане собор напоминает форму латинского креста. Всего колон на площади 95, внутри собора - 56 (они из розового гранита). По обе стороны от входных дверей бронзовые фигуры апостола Андрея Первозванного, св. Иоанна Крестителя, святых князей Владимира и Александра Невского. В красивом серебряном иконостасе (архитектор Тон) слева от Царских врат чтимый список иконы Казанской Богородицы. Освящен был собор в 1811 году. Небольшое число молящихся расположилось вокруг металлического ограждения в середине храма. Множество людей, в том числе женщин в брюках и без платков бродят по огромному храму, сидят с гаджетами у подножия колон. Богослужение совершалось в течение полутора часов - примерно в три раза меньше, чем если бы оно совершалось бы по полному уставу. В трапезной части храма порадовали глаз несколько современных икон двунадесятых праздников, написанных в каноническом стиле. Они явно диссонировали с изображениями, написанными при постройке собора: святителя Василия Великого, стоящего на коленях с воздетыми руками, святителя Григория Богослова в мантии 19-го века и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/04/tr...

Санкт-Петербург. Собор Исаакия Далматского. Исаакиевский собор Карта и ближайшие объекты Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание. По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 м) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне. Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных. Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого. В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г., в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части. Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение. В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г., была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник. Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго. Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать.

http://sobory.ru/article/?object=01555

Санкт-Петербург. Собор Николая Чудотворца и Богоявления Господня. Никольский морской собор Карта и ближайшие объекты Действующий двухэтажный пятиглавый православный храм, сооружен в 1753-1762 г. по проекту С.И. Чевакинского в стиле русского барокко. Назван в честь Николы Морского (Святого Николая), которого церковь считает спасителем моряков. Это собор стал своеобразным мемориалом в память погибших моряков. На его стенах укреплены доски с именами погибших моряков (есть имена погибших на подводной лодке " Курск " ). 16 июля 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви новой каменной. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. По преданию, инициаторами постройки были тогдашний президент Адмиралтейств-коллегии М.М. Голицин (младший) и сам Петр Великий. Архивариус А.И. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» 1749-1751 г. указывает, что храм построен «по образцу Астраханского собора о пяти главах, о чем от Петра 1 в 1721 году в бытность в Астрахани с означенным генерал-адмиралом рассуждение чинено». Сходство между Астраханским и Петербургским соборами отсутствует, за исключением разве что пятиглавия, однако само «рассуждение» могло произойти. В 1722 году там же в Астрахани Петр распорядился о постройке морской Богоявленской церкви в Кронштадте, но как в Кронштадте, так и в Петербурге петровский указ был выполнен не скоро. Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что в столице в середине 18 века было ещё редкостью. Всю первую половину столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как возвращение к русской православной традиции. После наводнения осенью 1752 года, когда вода затопила место, где предполагалось строительство, проект был изменен и собор стал выше на 2,13 м.

http://sobory.ru/article/?object=00105

Санкт-Петербург. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Собор был возведен по указу императрицы Елизаветы в знак благодарности господу и лейб-гвардии Преображенскому полку. Первоначально здание церкви было построено в 1743-1745 годах по проекту П.-А. Трезини и М.Г. Земцова во внутреннем дворе Преображенского гренадерского полка. 5 августа 1754 года, накануне праздника Преображения, храм был освящен в присутствии Государыни императрицы. В создании внутреннего убранства принимал участие архитектор Растрелли. В 1825 году собор полностью сгорел и на том же месте в 1829 году был восстановлен под руководством архитектора Стасова. 5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора. Главный алтарь был освящен в честь праздника Преображения Господня, правый предел в честь Преподобного Сергия Радонежского, покровителя русского Царствовавшего Дома, а левый в честь Священномученика Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается Церковью 25 ноября. Спасо-Преображенский собор – пятиглавый храм, выделяющийся среди окружающей застройки своими размерами, формой пластикой. Несмотря на традиционное композиционное построение, во внешней его архитектуре много нового. Стасов, представитель классического направления в русском зодчестве, руководствовался теми декоративными формами, которые были характерны для позднего периода развития этого стиля. Полуциркульные высокие окна, закомпонованные в ниши с балюстрадамии орнаментальными архивольтами, панно с воинскими атрибутами на полях стен, барельефы аттика центрального барабана с головками херувимов, двенадцатиметровый портик из четырех ионических колонн, примкнувший с западной стороны к собору, - элементы классической ордерной системы, использованные в архитектуре собора. Иконостас центрального престола – деревянный четырехъярусный в виде триумфальной арки с полусферическим сводом над царскими вратами, украшенный золоченой резьбой по белому фону. Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам – восемь ангелов, в центре – большая звезда с расходящимися лучами. В кольце купола золотыми буквами надпись: " Господи, Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на небеси горе и на зимли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем, и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им " .

http://sobory.ru/article/?object=01539

Белосток. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Sobór w. Mikoaja Карта и ближайшие объекты Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II. Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест. В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям. Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI–XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году. Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842–1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской. В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843–1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

http://sobory.ru/article/?object=30480

Гатчина. Кафедральный собор Павла апостола. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1852 г. архитектором Р. Кузьминым. Приделы: святых Константина и Елены, св. Александра Невского, Божьей Матери " Утоли моя печали " . Действует. За Госпитальной площадью перспектива проспекта Императора Павла I размыкается Соборной улицей. Первоначальное название улица получила после постройки в 1846-1852 годах по проекту Р. И. Кузьмина городского собора во имя апостола Павла. Монументальный пятиглавый собор дал еще один высотный акцент, разнообразив живописными очертаниями трехъярусных колоколен и куполов силуэт Гатчины. В декоре собора использованы переработанные мотивы древнерусского и отчасти византийского зодчества. Исключительным мастерством отмечены орнаменты, капители и барельефы, исполненные известным скульптором-модельщиком И. Дылевым. Три придела собора - апостола Павла, Марии Магдалины и Константина - были украшены иконами и росписями кисти академиков живописи П.М. Шамшина, Ф.А. Бруни, А.Ф. Перница, М.И. Скотти, А.А. Зеленского, В.А. Серебрякова, Ф.С. Завьялова. Пятиглавый четырехстолпный собор святого апостола Павла - одно из лучших церковных сооружений всей С. Петербургской губернии. Место для соборного храма во имя апостола Павла, тезоименитого основателя Гатчины указано было лично самим государем. Величественная постройка освящена в 1852 году. К собору принадлежат две каменные часовни. Композиционным центром Гатчины стал собор во имя св. ап. Павла, с приделами Марии Магдалины и Константина и Елены. Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Ивановичу Кузьмину (1810-1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца. Собор, заложенный 17 октября 1846 г. был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства. Гатчинский Павловский собор представляет собой ценный памятник эпохи заката классификации и возрождения композиционных приемов и архитектурных форм древнерусского зодчества. Поиски национальной выразительности церковной архитектуры привели к выработке в 1830-х гг. " русско-византийского " типа храма.

http://sobory.ru/article/?object=00533

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010