Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Князь-Владимирский собор Князь-Владимирский собор построен в 1766-1789, памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Находится на Петроградской стороне. Собор занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве. Официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I. Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

Боровичи. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина) находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки. С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=11655

Ульяновск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Симбирский собор Троицы Живоначальной традиционно считается самой большой исторической утратой города Симбирска-Ульяновска. Благодаря своей незаурядной архитектуре и грандиозным масштабам он считался одним из наиболее ценных памятников храмовой архитектуры на Нижней Волге, а в комплексе с более старым зимним собором он составлял стержень всего архитектурного ансамбля старого губернского центра. Место для закладки будущего собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года было выбрано на соборной площади, в самом центре исторической части города. На закладке храма 7 сентября 1824 года присутствовал лично император Александр I. Строительство велось на деньги, оставшиеся от Симбирского ополчения, на пожертвования граждан и ссуды приказа общественного призрения. Проект собора был выполнен архитектором Михаилом Петровичем Коринфским, автором собора в Арзамасе и главного корпуса Казанского университета. На окончательный замысел Коринфского оказал влияние неосуществленный проект Казанского собора в Петербурге его учителя, Андрея Воронихина, но Коринфский переработал его для придания будущему собору более совершенных классических форм. Собор был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Освященный 15 сентября 1841 года, новый кафедральный Троицкий летний собор стал самым значительным творением М. Коринфского и первым из трех грандиозных храмов-памятников в честь победы в Отечественной войне. Два других, Казанский собор в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве были завершены соответственно спустя 17 лет и 42 года, при этом Троицкий собор в Симбирске однозначно превосходил каждый из них по совершенству своей архитектуры. Троицкий собор общей площадью 1388 квадратных метров имел три престола: в честь Святой Троицы, в честь Александра Невского и в честь Иоанна Крестителя (после пожара 1864 года - в честь Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи). Среди святынь, хранившихся в соборе, особое место занимал образ Спаса Нерукотворного, располагавшийся еще на воротах деревянной крепости Симбирска. В 1894 году при посещении Симбирска в соборе служил литургию Иоанн Кронштадтский. Троицкий летний собор, общепризнанный шедевр архитектуры классицизма, был закрыт в 1930 году, после чего был приспособлен под архив и передан на сохранение как памятник архитектуры Ульяновска 1 категории.

http://sobory.ru/article/?object=24336

Каунас. Собор Петра и Павла. Собор Карта и ближайшие объекты Эта церковь в неовизантийском стиле была построена в 1891-1893 гг русскими архитекторами для каунасского военного гарнизона. Её иногда называют " soboras " от русского слова " собор " . В советские времена церковь превращена в художественную галерею. В 1990 году передана верующим (католикам). Сейчас - католический собор Михаила Архангела. По материалам путеводителя " Литва " Т. Кука и информационным материалам каунасского туристского бюро C 1843 года г. Ковно (Каунас) стал губернским центром России. В середине 1850-х годов Указом российского императора был утвержден разработанный в Санкт-Петербурге генеральный план застройки Нового городского центра Ковно, градостроительной осью которого стал респектабельный Николаевский проспект (ныне Лайсвес аллея). В 1873 году г. Ковно был превращен в мощную крепость. Усиленная в конце 19 века, она имела девять фортов и девять артиллерийских батарей, окружавших город. На площади, разделявшей Николаевский проспект на две части, в 1891-1895 годах был построен монументальный военный православный собор Ковенской крепости, замкнувший перспективу главной улицы города. Собор был освящен в честь св. апостолов Петра и Павла. Во время Первой мировой войны, после взятия крепости немцами (1915-1919), собор был приспособлен для лютеранских богослужений. В 1919 году власти Литовской Республики не отдали собор православным, он стал Окружным костелом Литовской армии и был освящен в честь Архангела Михаила. В 1929 году, после передачи Вильнюса Польше, Каунас стал столицей Литовской Республики. Византийский стиль собора не отвечал католической традиции, как монументальная градостроительная доминанта он вызывал неприятие местных патриотов. В 1931 году развернулась пропагандистская кампания за снос собора, приостановленная только как противостояние событиям массового разрушения храмов в Советской России. Католический собор просуществовал до 1962 года. После закрытия, в 1965 году в нем разместили Галерею витража и скульптуры. С обретением независимости Литвы здание было возвращено католикам как Окружной собор Литовской армии. В 1994 году храм внесен в республиканский перечень памятников архитектуры, охраняемых государством.

http://sobory.ru/article/?object=12567

Старочеркасская. Собор Воскресения Христова. Войсковой (Воскресенский) собор Карта и ближайшие объекты Воскресенский войсковой собор - главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского. В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор на площади, возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров собор два раза сгорал. Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами. Сохранилась информация,подтверждённая современными исследованиями фундамента собора, что храм построен на болоте: гасили трясину бутом и дубовым лесом. Воскресенский войсковой собор - девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня. С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей-гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска. Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком. Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах войскового атамана Кирилла Яковлева, который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству. Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.

http://sobory.ru/article/?object=07182

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Карта и ближайшие объекты Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Александр Тетердинко: Должен ли Исаакиевский собор быть передан Церкви? Юлия Медведева Источник: Невские новости      Глава фракции «Единая Россия» в петербургском парламенте Александр Тетердинко развернуто озвучил свою позицию по вопросу передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви. На встрече со студентами в рамках проекта «Гражданский университет» он ясно дал понять – те, кто против передачи, идут и против закона. И это только одна сторона медали – защитники музея, по мнению парламентария, к тому же попирают мораль и нравственность. Депутат постарался для молодежи «разложить все по полочкам», грамотно разделив свои аргументы на блоки. Что-то прозвучало убедительно, что-то, на взгляд иных слушателей, несколько искажало действительность. По мнению Александра Тетердинко, у вопроса передачи Исаакиевского собора церкви есть два аспекта – юридический и морально-нравственный. Юридический аспект А. Тетердинко: «Когда оппозиция кричит о том, что собор не надо передавать, она использует два мифа. Первый – собор никогда Церкви не принадлежал, соответственно, его сейчас в силу закона нет необходимости передавать. Это ложь: если почитать федеральный закон, который устанавливает порядок передачи культовых сооружений в собственность религиозным организациям, он говорит о том, что передается из государственной собственности во владение либо собственность соответствующей религиозной организации имущество, которое строилось в целях осуществления культовой деятельности, в том числе, богослужения. Ничего не говорится о том, что это имущество раньше должно было Церкви принадлежать. Мы все знаем, что формально Исаакиевский собор никогда Синоду не принадлежал. Он принадлежал либо Министерству путей сообщения либо Министерству двора его Императорского величества. Но строился-то он с целью проведения богослужения! Он строился как культовое сооружение, а не как музей. С юридической точки зрения, Исаакиевский собор под этот закон попадает. Второй миф: государство не обязано в случае обращения религиозной организации передавать собор. Якобы есть выбор, но выбора нет. Закон обязывает государство передать собор, если о его возврате просит Церковь, если для отказа нет строго установленных в законе оснований. Правительство города в силу федерального закона обязано собор отдать Церкви. И когда оппозиция выходит на площадь и начинает требовать не отдавать собор, оппозиция лицемерит, потому что она, с одной стороны выискивает, где власть нарушила закон, а с другой стороны, в ситуации с Исаакиевским собором, она требует, чтобы правительство города нарушило прямое предписание федерального закона.

http://pravoslavie.ru/100505.html

Чистополь. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский городской собор – главное украшение и доминанта центра Чистополя. Он стоит на высоком берегу Камы прямо над рекой – подобно тому, как очень похожий на него Спасо-Преображенский собор Рыбинска – на берегу Волги. Неслучайна такая параллель между этими двумя шедеврами классической архитектуры русской провинции: их даже построили-то одновременно – в 1838 г. был освящен собор в Чистополе, и в том же году начато возведение собора в Рыбинске. С рыбинским шедевром мы уже сравнивали собор в Елабуге. Чистопольский еще более похож на него. Но если и было заимствование, то разве что обратное: и елабужский, и чистопольский соборы построены все-таки чуть раньше. «Одним из лучших церковных сооружений классицистической эпохи на территории нашего региона» назван величественный чистопольский храм в академическом справочнике РТ. Но подробно описывать его здесь нет особого смысла: достаточно вновь открыть главу про елабужский собор… Только здешний храм по пропорциям чуть более приземист, а обилие коринфских колонн на барабане центрального купола отличает его навершие. Автор проекта Никольского собора – Пятницкий: зодчий, навсегда прославивший свое имя возведением главного здания Казанского Императорского Университета. А ограду и ворота строил не менее известный в Казанской губернии архитектор Петонди, тоже уже не раз упоминавшийся в нашем путеводителе. Вообще целое созвездие имен мастеров связано с историей сооружения и благоукрашения собора. При его обновлении в 1870-е годы, великолепный иконостас сработал мастер Тюфилин (см. о нем в главах про Петропавловский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и др.). Сами иконы написал известный петербургский художник Пошехонцев, а стенной живописью украсил интерьер храма Померанцев. Много средств пожертвовали на собор купцы Григорий и Дмитрий Поляковы – из самой знаменитой династии местных предпринимателей: в 1880-х годах сын второго из них Иван Дмитриевич основал чистопольский чугунолитейный завод.

http://sobory.ru/article/?object=07901

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова ( " Смольный " ). Смольный собор; Собор всех учебных заведений Карта и ближайшие объекты В 1748 г. на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны началось возведение по проекту Б. Растрелли комплекса зданий Воскресенского женского монастыря. Центральное сооружение - собор во имя Воскресения Спасителя. Освящен 20 июля 1835 г. Получил наименование " собор всех учебных заведений " . Высота 92 м. В 1931 г. он был закрыт, внутреннее убранство расхищено, разграблено. Долгое время здание использовалось как склад, в 1974 г. передано музею истории Ленинграда. С 1990 г. собор используется как концертно-выставочный комплекс. Реставрация собора заканчивается. Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748-1762 годах. Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось. В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.

http://sobory.ru/article/?object=02579

Пять вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви июля 2015 - Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? - Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед - Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор преподобного Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода - вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского кафедрального собора включал в себя Зимний дворец  и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать - знак того, что комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля. Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010