Собор расписан клеевыми красками в 1740-х гг. в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция " Сошествие Святого Духа " : фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью. Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 гг. украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это - выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего - овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше - скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А. Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740 гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше. Двухступенный синтрон сооружен, вероятно, на рубеже XVIII-XIX вв. В его ступенях устроены многочисленные выдвижные ящики для хранения церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Собор окружен профилированным цоколем. Высоко поднятые нерегулярно поставленные арочные окна на боковых фасадах помещены в глубоких амбразурах. В храм ведут три килевидных перспективных портала, из них лишь северный выходит на фасад здания, а два других скрыты западной папертью и Паисиевским приделом. Над окнами апсид, разделенных лопатками и завершенных карнизом с поясом поребрика, помещены маленькие прямоугольные киоты в валиковых рамках с треугольным фронтончиком. На центральной апсиде правее основного помещено второе окно, значительно меньшего размера. В основании цилиндрических барабанов глав, центральная из которых декорирована аркатурно-колончатым поясом, помещены полуциркульные кокошники. Декор колокольни ограничен огибающими лопатками, несложными карнизами на углах (при переходе от основной четырехгранной части к восьмерику звона) и вдавленными обводами полуциркульных перемычек арок звона. Диагональные грани шатра украшены маленькими слуховыми оконцами в наличниках с треугольными фронтончиками. Фасадное убранство Паисиевского придела типично для позднего классицизма: профилированный цоколь, крупные окна с подоконниками и полуциркульными перемычками, подчеркнутыми кладкой, гладкие лопатки в широких простенках, несложный трехчастный антаблемент. Внутри центральный световой барабан опирается на подпружные арки, переброшенные от пары мощных крещатых столбов, стоящих по оси боковых входов, к предалтарной стене. Для опоры западной пары глав в угловых ячейках возведены дополнительные арочки, примыкающие к поперечным подпружным аркам, центральный западный компартимент перекрыт крестовым сводом. Идущий вдоль предалтарной стены поперечный коробовый свод повышен относительно подпружных арок. Своеобразно сочетание перекрытий в алтарной части: для опоры восточной пары глав малые арочки переброшены в продольном направлении между предалтарной и наружной стенами, центральный компартимент завершен узким поперечным коробовым сводом, при этом образуется значительный перепад высот между этими перекрытиями и конхами апсид. Паисиевский придел имеет плоское перекрытие. Стены храма в настоящее время побелены. На южной стене находится аркосолий над мощами Паисия Галичского. Южный столб подтесан — здесь находилось позолоченное игуменское место с четырьмя витыми колонками, поддерживающими конусовидное завершение, увенчанное митрой. Частично сохранившийся барочный лепной декор, украшающий стены и состоящий из профилированных рамок, наличников и цветочных гирлянд, относится к кон. 18 в. Возможно, к этому же времени относятся деревянные двустворчатые двери с изображениями Паисия и Иакова Галичских (живопись поновлена). http://svodokn.ru/object/107745378?open=true Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05169

Храм является своеобразным трехапсидным, шестистолпным, крестовокупольным сооружением в однокупольном варианте с тремя большими крытыми папертями - с запада, севера и юга. В правом углу притвора находится крещальня, а над ней, на втором ярусе, - капелла игумена. Разбивка храма в плане отличается большой точностью: все углы прямые, стены одной толщины, а кладка поражает высоким мастерством. Отметим, что с точки зрения строительного искусства Успенский собор принадлежит к лучшим произведениям архитектуры XII в., так безупречно осуществлены все его конструкции и архитектурно-художественные детали. Полуколонны, порталы, окна, подпружные арки, барабан купола выполнены рукой зрелого мастера. Крестовокупольность храма выявлена весьма последовательно: закомары центрального нефа и трансепта были несколько выше боковых. Это создавало подъем масс к центральной оси здания, к куполу. Нарастание их к центру усиливалось и наличием трех папертей, достигавших когда-то только пят закомар. Чтобы не нарушить ритма движения объемов, не разрушить ступенчатость силуэта, боковые апсиды также были резко понижены по отношению к центральной. Таким образом, в пространственном восприятии он имел отчетливую пирамидальную композицию. Единственная глава - 5-я стояла не строго посередине, а была сдвинута немного на восток. Но ввиду того, что здесь имеются объемы апсид, асимметричное расположение главы было малозаметным. В Успенском соборе впечатляют какая-то особая торжественность и строгость, создаваемые, вероятно, тем, что в арсенале средств выразительности использованы лишь простые архитектурные массы, расчлененные мощными полуколоннами, наложенными на плоские пилястры на северном и южном фасадах и двухступенчатыми пилястрами - на западном. Ничто не нарушает внушительного движения вверх вертикалей полуколонн и пилястр, а простенькая строчка аркатуры, расположенная ниже пят боковых закомар, контрастом своих легких форм только усиливает это впечатление. Плавные кривые закомар удачно завершали плоскости фасадов. Так же логичен ритм вертикалей барабана купола, венчание которого украшала изящная аркатура с поясочком поребрика. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их спокойной торжественности составляют главное художественное достоинство этого здания.

http://sobory.ru/article/?object=05567

1951-1954 гг. – на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления. 1950-е, 1970-е гг. - П.А. Некрасов занимался реставрацией живописи. 1951 г. – реконструировались каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было. 1917-1960 гг. – в соборе было проведено 5 крупных реставрационных работ по отдельным объектам живописи и прикладного искусства. Сотрудниками Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской были проведены широкие комплексные исследования по состоянию фресковой живописи и иконостаса. Было расчищено, укреплено и воссоздано свыше 1300 кв.м. настенной живописи, полностью дополнены утраты в резьбе, проведено укрепление позолоты и подведение левкаса на иконостасе Андреевского придела, внутренние земляные работы по прокладке теплотрасс, вентиляционной системы и электрокабелей. Отремонтированы северный и центральный нефы собора. Работы проводились под контролем специальной государственной комиссии Министерства культуры РСФСР. Под руководством А.П. Некрасова реставрировали фрески И.И. Федотов, В.С. Степанова, В.Н. Лыткина. Были обнаружены фрагменты орнаментальной и сюжетной фресковой живописи 1161 и 1189 годов. Почти половина фресок Рублева была «погребена» под последующими обновлениями собора. По старым документам были определены места рублевских фресок, освобождены от наслоений веков «Сошествие святого духа», «Преображение», «Введение во храм», фрагмент «Отвержение даров», они занимают своды собора. Несмотря на огромный опыт реставраторов, происходят огромные ошибки. Они связаны с вмешательством в авторскую живопись и в конечном счете с ее искажением. Примером может послужить реставрация в знаменитой композиции «Страшный суд» Андрея Рублева, проводимая в 1981-1982 гг. 1958 г. – реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Под нынешней 4-скатной кровлей из железа, сменившей тесовое покрытие по сводам, сохранились кокошники в основании центрального барабана на гранёном трибуне и широкий антаблемент по стенам на уровне сводов, включающий профилированные блоки из белого камня. Фасады четверика разделены сдвоенными узкими колонками на три прясла по западному и восточному фасадам и на четыре по северному и южному; причём, фусты колонок выложены в кладке. Дважды опоясанные колонки на постаментах как бы составлены из трёх частей, что в целом соответствует трёхъярусному членению фасадов собора. Причём в самом верхнем ярусе, где перепад толщины стены заставляет её делать уступ, колонки повторяют его. Вверху стилизованные капители, упираются в карниз с длинными белокаменными язычками. Вертикализму прясел и колонок вторят белокаменные обрамления крупных арочных окон, соединённых в подобие лент, идущих сверху донизу. Пышное убранство наличников и порталов – вершина камнерезного искусства русских мастеров. Вверх от яруса к ярусу орнаментика обрамлений становится более лаконичной. При этом более выразительным становится силуэт. Нижние окна фланкированы колоннами с коринфской капителью над стволом, испещрённым сочным растительным орнаментом, в который вплетены короны и иные геральдические атрибуты. Подобный узор покрывает фигурные кронштейны колонн и подоконные вставки с акантом, виноградными гроздьями и другими растительными мотивами, вазонами, драпировками, бусами, птичьими головами на чешуйчатых шеях, ионическими волютами и т.д. Под окном средней апсиды – трансформированное подобие рыцарского шлема с решётчатым забралом. Над нижними наличниками тимпан, ограниченный семью дугами (на апсидах пятью), имеет в центре медальон, окружённый изощрённым узорочьем. Сходным образом, но сложнее оформлены порталы. В них антаблемент с тимпаном несут колонки, витые в верхней части, а фланкирующие колонны с импостами как бы приставлены к основному обрамлению. Фриз над входным проёмом украшен резными розетками и прямоугольной вставкой.

http://sobory.ru/article/?object=00868

Утраченные кованые металлические кресты церковных глав имели сложный рисунок. Сохранившийся крупный фрагмент креста одной из храмовых глав дает возможность полностью воссоздать этот элемент венчания. Крест, возвышавшийся ранее над главкой шпиля, сохранился полностью, и хранится в Успенской церкви. Специфической особенностью декоративного убранства фасадов Успенской церкви являются эффектные оконные обрамления, в формах которых явственно угадываются мотивы позднего барокко. Прихотливый рисунок обрамлений окон первого этажа набран из кирпичных деталей с использованием S-oбpaзhoro и омегообразного мотива. В отличие от своих нанесенных краской или лепных прототипов, они являются частью кладки стены. Несколько иной характер декоративного оформления оконных наличников имеет двухэтажный объем северных придельных храмов Успенской церкви. Несмотря на то, что придельные храмы были выстроены с участием архитекторов-классицистов П.Ф. Воцкого и А.П. Шарова, их декоративное убранство демонстрирует скорее приемы эпохи стилизаторства, нежели постулаты классицизма. Почти с археологической точностью, хотя и в более упрощенном виде, убранство оконных наличников придельных храмов повторяет рокайльные элементы наличников окон Петропавловского храма. Дополнением служат надоконные сандрики: в виде мотива «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем и в виде накладной плоской филенки с профилированной горизонтальной тягой. Полным контрастом вычурным оконным обрамлениям Успенской церкви выглядит скупое декоративное оформление стеновых поверхностей здания, состоящее лишь из карнизов, составленных из горизонтальных полочек. Углы архитектурных объемов здания оформлены раскрепованными по карнизам плоскими лопатками, лишенными каких либо декоративных украшений. В характерных традициях енисейского зодчества предшествующего времени храмовый четверик Успенской церкви не имеет промежуточных вертикальных членений, а его этажность правдиво выявлена на фасаде горизонтальной линией карниза. По силе художественного контраста между «пустыми» фоновыми участками стен и вычурными обрамлениями оконных проемов фасады Успенской церкви разительно отличаются от экстерьеров енисейских построек предшествующего времени и более всего приближаются к храмам знаменитой тотемской архитектурной школы.

http://sobory.ru/article/?object=15125

В осажденном городе случился большой голод: «… и есть притча и к сего дне: беда аки в Родине». Исследователи считают, что Роден погиб от нашествия монголо-татар. В 1240 г. орда завоевателей захватила Киевское княжество, разрушив ряд южнорусских городов, в том числе и городище на Княжеской горе. Канев был одним из наибольших городов на южной границе Давней Руси. О происхождении названия города существует огромное количество легенд и гипотез: название города происходит от птицы канюка, или же основатель города носил имя этой птицы; от реки Каневки, что протекала в этом месте. Патриотическая легенда: название города происходит от тюркской слова, что в переводе означает «место крови», то есть на этом месте проходили кровопролитные бои с завоевателями. Древний Канев размещался на горе Московка. Мимо города по Днепру шли на юг и на север торговые суда. Здесь проходил большой путь из варяг в греки, который был важной торговой артерией Русского государства. Канев был не только крепостью, которая возвышалась на горе Московка, но и цепью поселений, культовых сооружений, укреплений, которые тянулись вдоль побережья Днепра. Первым летописным упоминанием о Каневе был «Киево-печерский патерик», который сообщает, что в Канев, направляясь в Киев, приплыли «на лодиях константинопольские иконописцы». В 1240 г. Канев захватили и разрушили монголо-татары, но, в отличие от соседнего Родена, жизнь в городе постепенно возобновляется. Чтобы держать население в повиновении ордынские ханы назначали в завоеванные русские земли баскаков (наместников) с войсками. Канев был одной из резиденций ханских ставленников. Около 1362 г. великое княжество Литовское завладело Подольем, Киевщиной и Переяславщиной. Литовский князь Ольгерд сместил из киевского престола князя Федора и отдал Киевское княжество в удел своему сыну Владимиру. Со временем Канев превращается в заметный торговый центр. С 1471 г. Литва ликвидировала удельное княжество и превратила его в свою провинцию - Киевское воеводство, в состав которого входил Каневский уезд.

http://sobory.ru/article/?object=19462

В целом в облике Успенского собора сочетаются строгое соблюдение русских церковных традиций (вплоть до крестообразности в плане) и програмные требования классицизма, такие как чёткая геометрия форм и монументальность сооружения. Ротонда и боковые барабаны сделаны соразмерными, равно как и главы над ними; центральный барабан богато остеклённый, угловые - глухие. Эти последние как бы " вырастают " из дополнительных цилиндрических объёмов по углам четверика - пример осмысленного творчества зодчего в заранее задуманных архитектурной стилистикой рамках. Центральная глава храма фигурная: почти идеальная сфера с перемычкой внизу увенчана подобием " ярославской вазы " под яблоком креста. В отличие от многих классических проектов, стремившихся к минимизации главки, проект Манфрини изначально предполагал крупную " луковицу " . Барабан заниженный, уплощённый, пропорциями перекликающийся с большой ротондой. Окна трапезной как бы " мирят между собой " тройные окна ротонды и ординарные, с циркульным вторым светом, - основного объёма. В нижнем ярусе - вариация на тему тройного проёма, центральное окно - широкое, как у основного объёма (и даже подчёркнутое собственным фронтончиком!), боковые уже и ниже; в верхнем ярусе - полуциркульное окно, характерное для зрелого классицизма, также трёхчастное. Интересна сама по себе и апсида собора. Она здесь подчёркнуто развитая, как бы вырастает из дополнительных " цилиндров " северо-восточного и юго-восточного углов, что в целом усложняет восточный фасад. В алтаре многочисленные широкие прямоугольные окна, над ними вторым ярусом идут циркульные - причём сквозные чередуются с ложными. В межоконных проёмах размещены пилястры, дополняющие рисунок колонн северного и южного фасадов. В интерьере собора всё подчинено развитию главного замысла архитектора - максимальному конструктивному и зрительному увеличению пространства внутри грандиозной ротонды. На достижение этого эффекта работают и относительно небольшая, как бы " сокращённая " трапезная, а в антитезу ей - развитая апсида с обширной конкой, как бы дополняющей подкупольное пространство.

http://sobory.ru/article/?object=00488

По вертикали модульная сетка совпала с основными строительными уровнями: один модуль от пола - уровень укладки среднего связевого каркаса; два модуля пяты сводов рукавов креста; три модуля - начало барабана; четыре модуля - пята купола и четыре с половиной модуля - шелыга скуфьи. Данное построение оказалось близким анализу пропорций Успенского собора Московского Кремля, проведенному В. И. Федоровым. Найденный им в плане модуль укладывается по высоте четыре раза: два модуля до верха столбов (в перемышльском соборе до пят сводов), четыре модуля - до пяты купола центрального барабана (так же как в перемышльском соборе). Для подтверждения неслучайности этих совпадений было проведено сравнение основных размеров перемышльского храма (П) с уменьшенными вдвое размерами кремлевского собора (К). Получилось следующее (размеры в сантиметрах): длина по наружным стенам: П - 1920, К - 1951; ширина по наружным стенам: П - 1350, К - 1359. и от уровня первоначальных полов: до шелыг подпружных арок: П - 987, К - 987; до валика под барабаном: П - 1179, К - 1175; до пяты купола барабана: П - 1605, К - 1630. Такое совпадение размеров позволяет говорить о том, что при строительстве Успенского собора в Перемышле была использована ровно половина «меры» Успенского собора Кремля. При графическом совмещении разрезов перемышльского собора (М 1:50) и кремлевского собора (М 1:100) совпали не только эти параметры, но и высоты центральных барабанов. Последнее обстоятельство может свидетельствовать о том, что в состав «меры» канонизированного образца входила и высота барабана. Рассмотренный нами памятник изначально представлял собою довольно сложное, а местами и противоречивое произведение. C одной стороны, он обладал необыкновенно развитой структурой, щедро наделенной, пожалуй, всеми известными в то время частями и составляющими устройства храмового здания. С другой стороны, храм отличал весьма скромный декор фасадов. В этом смысле показателен поясок из двух валиков, отделяющий закомары от четверика.

http://sobory.ru/article/?object=01462

Особенно пышно декорированы узорочьем боковые откосы главного западного портала. В наличниках 2-го яруса сплошной резной узор покрывает только низ колонок и подоконную вставку. Тимпан наличника, с розеткой в центре, имеет здесь сложный контур в форме разорванного «гребешка» с тремя французскими лилиями в разрывах. Наиболее скромны наличники окон 3-го света. Колонки, витые на две трети от верха, несут тимпан со двумя волютами, закрученными к кольцу в его центре. На вершине тимпана и над колонками выделяются небольшие раковины.Декоративной обработке фасадов вторят стены световых барабанов, расчлененные колонками и зрительно облегчённые белёными филёнками в простенках между узкими арочными окнами. Внутри шестистолпный храм воспринимается как высокий трёхнефный зал. Из шести столпов четыре круглые опоры находятся в помещении для молящихся, а две включены в единую стену, скрытую за иконостасом. Пологие сомкнутые своды между арками, которые сходятся к низким широким кубоватым капителям, чередуются с пятью барабанами на тромпах (под восточными барабанами – жертвенник и дьяконник). В основном помещении храма стена имеет уступы, пересечённые отливами окон. Их огромные ниши, почти касаясь друг друга по вертикали, уходят к сводам, где завершаются лёгкой распалубкой. С каждым новым уровнем окон стена в храме становится тоньше. В срезанном с.-з. углу храма сделан вход на лестницу, ведущую на крышу. Лестница освещена маленькими квадратными окнами во внешних стенах. Коробовые перемычки внутристенного хода высоко подняты над белокаменными ступенями. Стены в алтаре разгружены системой арочных проёмов и ниш, расположенных в пяти ярусах по вертикали. В алтарном пространстве особенно заметны следы неравномерной осадки здания: стены не параллельны друг другу. Нынешняя белизна стен в храме, которая отличается от первоначальной тем, что на сводах и отчасти на столбах сохранились остатки академической росписи кон. 19 века, подчёркивает великолепие грандиозного первоначального иконостаса, трудно обозримого целиком.

http://sobory.ru/article/?object=00868

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010