Прошло около пятидесяти лет после освящения первой церкви, и обитель начала обильно благоукрашаться. Этому во многом способствовал дьяк (секретарь, правитель канцелярии) царствовавшего в то время великого князя Василия Иоанновича - Мисюрь ( то есть Михаил) Мунехин. Господь расположил сердце этого человека к Пскове-Печерскому монастырю, и он проявил большое усердие в устроении обители. Его попечением в горе выкопали большую - " великую " церковь Успения Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который " стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность " . Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко). Пять темно-синих, с золотыми звездами куполов расположены не на гребне, а на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор - большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием. Церковь Успения Пресвятой Богородицы вторично (после перестройки) была освящена в августе 1523 года при игумене Дорофее. В то же время по заказу псковских купцов Василия и Феодора иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии. В 1521 году икону Успения Пресвятой Богородицы в житии принесли в Псково-Печерский монастырь и поставили в " великом " храме. " И восхотел Бог даровать милость Свою страждущим людям и Земле Псковской, - говорит летопись, - да не будет и она лишена Его Божественной благодати, как и многие грады Русской Земли... Земля же Псковская славна и украшена этим святым местом, как светило сияя во все концы, благодаря неизреченным чудесам Пречистой... Икона же эта творит бесчисленные чудеса и исцеления и по сей день " . Множество чудес было явлено от Псково-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы. Уже освящение первого храма обители при преподобном Ионе ознаменовалось чудом исцеления слепой женщины, которая получила зрение от иконы Успения Божией Матери, называемой " старая " . По преданию, эта икона чудесным образом была явлена в пещере в 1472 году. От иконы, написанной Алексием Малым, совершилось множество чудес, небольшая часть которых записана в летописи.

http://sobory.ru/article/?object=01991

В 1930-е годы храм закрыли и разграбили, впоследствии приспособили под кинотеатр. На месте иконостаса установили экран, вместо паникадила повесили большую модель самолета. Во время войны в храме было зернохранилище. Прихожане закрытого храма не пали духом, и по благословению архимандрита Ильи ходатайствовали об открытии храма. В 1947 году храм был передан прихожанам. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Малоярославец - один из крупнейших городов Калужской области. Предположительно, город-крепость был основан черниговскими или рязанскими князьями для обороны своих границ в 12-14 вв. Официально принятой датой первого упоминания о городе Малоярославце считается 1402 год. В конце 15 в. город стал крупным и богатым торговым и ремесленным центром, в котором стояло 6 деревянных церквей. Среди них был и храм Успения Пресвятой Богородицы. Дата основания храма не известна. Впервые Успенский храм упоминается в духовной грамоте верейского князя Михаила Андреевича. Есть сведения, что в конце 16 – начале 17 вв. в храме было два престола: основной Успения Богородицы и придельный мученицы Параскевы Пятницы. В «лихолетье» начала 17 века приход храма сильно пострадал, в 1702 году почти развалившийся деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы усилиями прихожан был заменен новым. В 1756 году также на средства прихожан был возведен каменный храм с основным престолом во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Иоанна Воина, который представлял собой типичную постройку в стиле городских и сельских церквей 18 столетия. В период Отечественной войны 1812 года храм, стоявший в эпицентре боевых действий, сильно пострадал. Главы и стены его были пробиты ядрами. Алтари храма были осквернены французами. В нем была устроена конюшня генерала Гийемино, о чем свидетельствовала надпись над входом. После войны храм был восстановлен, но 1896 году возник вопрос о его ремонте и расширении, так как Успенский приход увеличился за счет прихожан Спасской слободы, чья деревянная церковь Спаса Преображения сгорела и жители этой слободы были приписаны к Успенскому храму. Губернским архитектором А.Д. Скловским был разработан проект перестройки храма, но осуществить этот план в 19 в. так и не удалось. К 1903 году храм совсем пришел в ветхость, было принято решение полностью его разобрать и построить на этом месте новый трёхпрестольный храм по проектору того же архитектора Скловского. Разборка старой церкви и строительство новой были поручены земскому гражданскому архитектору А. Меньшову.

http://sobory.ru/article/?object=00362

В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: " служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы " . Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской, а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом, первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698-1712 и Герасим Степанов 1715-1729 , а после того были Антоний Волкевич 1733-1736; Автоном Захаржевский 1750-1760 г.г. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже. Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. Замечательны в нем: а) Икона Успения Пресвятой Богородицы, пожертвованная в 1759 г. иеромонахом Киевской лавры Иезекилем Шенным, урожденцем Богодуховским. В сей иконе хранятся частицы мощей пр. Марка Гробокопателя, пр. Игнатия арх. Печерского, пр. Григория чудотворца, пр. Моисея Угрина, пр. Агапита врача, пр. Зинона Постника. б) Икона св. Николая под серебрянною вызлащенною шатою - дар иеросхимонаха Тихона Андреенкова, бывшего пономаря Богодуховской Николаевской церкви. Пред сею иконою с 1848 г. по желанию прихожан собора отправляется в каждый четверток акафистное пение в память избавления от холеры. в) Книги: требник м. Петра Могилы, за утратою первого листа издания неизвестного, но кажется Киевской 1646 г., на нем надпись: " сия книга глоголемая - вел. требник, куплена до храму Успения Пресв. Богородицы соборныя в гор. Богодухов, за 10 р., а купил сотник Богодухова Иван Павлов, - 1744 г. " Евангелие М. п. 1722 г. с надписью: " отменили (дали по обету) житель Богодухова Иоаким Мартыненко и подружие его Ирина Ивановна Квашина, ко храму Успения " . Другое евангелие М. п. 1735 г., служебник Черниговской п. 1747 г. постная триодь Л. п. 1652 г. с предисловием Мих. Слозки.

http://sobory.ru/article/?object=45652

Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Насколько же грустно и горько было посещать это место в годы разрухи! Мне приходилось видеть Ксилургу на протяжении не одного десятка лет. Я видел, как затухает жизнь, как обваливаются кровли зданий, как проваливаются купола, как умирает обитель. Поэтому особые молитвы и особое внимание было обращено на то, чтобы в связи с празднованием 1000-летия русского монашества на Афоне в обязательном порядке был капитально отреставрирован, а, лучше сказать, спасен этот скит — скит Успения Пресвятой Богородицы. Кстати, неслучайно, наверное, здесь поселились русские, потому что древоделание было главным ремеслом русских, которые умели работать топором, создавать из дерева храмы, дома, города, крепости. Для них было привычно древоделание здесь, на Святой Горе, — само название передает нам очень важные сведения о тех послушаниях, которые несли здесь монахи. Они, несомненно, были древоделами, что еще раз косвенно подтверждает, что большинство из них были русскими людьми. Когда я говорю «русский», я употребляю это слово в его историческом смысле, так, как его понимали византийцы, называя нас россами. Они говорили о большом народе, который жил на просторах от Черного моря до моря Балтийского, по всему историческому пути из варяг в греки, и от греков, византийцев — в Скандинавию. Если говорить об истории этого места, нужно обязательно вспомнить еще о чем-то. Наверное, неслучайно главным храмом Киево-Печерской лавры стал, как и здесь, Успенский храм. Эту традицию почитания Успения Пресвятой Богородицы принесли на Русь именно афонские монахи. И вслед за Киево-Печерской лаврой кафедральные соборы наших городов — Владимира, Москвы, далее Смоленский кафедральный собор, страж Руси на северном порубежье, Почаевская и Святогорская лавры — все были неслучайно названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. Все это отсюда, от небольшого храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором мы только что совершили молитву и который по-прежнему остается главным храмом этого святого места. Вот так, войдя под своды этой обители, невольно соединяешь в своем сознании 1000-летнюю историю с современностью. И по милости Божией удел Пресвятой Богородицы скит Ксилургу восстал ныне в том благолепии, какого, может быть, никогда не имел за всю свою историю. Я хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в восстановлении этого святого места. Завтра я буду поименно называть этих людей и вручать им награды. Они сегодня здесь присутствуют. Хотел бы выразить сердечную благодарность вам, дорогие братья, за то, что вы сделали, внеся свои жертвы в восстановление этой святыни древней Византии, греческого мира и мира русского.

http://patriarchia.ru/db/text/4481127.ht...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности. Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей. Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет. Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство. 1968, 1975 стр. 86-88 Из писцовых книг Ново-Александровой слободы 1675 г.: «в городе ж в осыпи девичь монастырь Успения Пресвятые Богородицы, а на монастыре церковь Успения Пресвятые Богородицы каменная с трапезою да предел Марии Египецкие». Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Построенная в начале XVI в. (по другой версии, в 70-х г.г. XVI в.), она служила домовой великокняжеской церковью. Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный - Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя. Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 половине XVI в. были заложены кирпичом. Сейчас - это пятиглавый храм. Пристроенные позднее четыре главки были сделаны глухими, без окон, их барабаны перетянуты двумя валиками. Кресты на чешуйчатых главах завершаются украшениями в виде венцов. Облик церкви отчасти искажен его четырехскатным покрытием, сделанным, по всей видимости, в XVIII в. Колокольня храма приземиста, шатер ее поставлен на четверик, грани последнего прорезаны открытой аркадой.

http://sobory.ru/article/?object=02083

По описи 1741 года центральная глава пятиглавого собора «опаяна жестью, на ней крест железный золочен, четыре главы ошиты черепицею муравленою, кресты железные... На церкви крыша деревянная». В 1789 году тесовая кровля была заменена железной. Рядом с папертью выстроена колокольня, в которой находится усыпальница Иова. Успенский собор привлек к себе внимание историков архитектуры еще до революции, однако более полно он был исследован в 1920-х годах московским искусствоведом А.И. Некрасовым. После войны пострадавший в военное лихолетье храм вновь изучили и обмерили, а в 1960-х - 1970-х годах на основе этих материалов памятник был отреставрирован под руководством М.Б. Чернышева, и Успенскому собору в значительной мере были возвращены первоначальные формы. Описание храма в книге И. Крылова " Старица и её достопримечательности " 1914 года: Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, самый древний в монастыре, построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 году, по образцу храма, стоящаго на Синайской горе. Храм весь сооружен из белаго тесанаго камня с пятью большими Главами; внутри храма, трехъярусный, византийскаго стиля иконостас, писанный в позднейшее время. Внизу храма находится подвальное помещение, из котораго в древности существовалъ подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский Собор, стоявший против монастыря на старом городище. Ход этот в настоящее время засыпан. У алтаря Успенской церкви, с левой стороны храма, была гробница над могилою князя Василия Константиновича Пронскаго, которая находится под полом того же храма около свечного ящика. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Как писал, опираясь на хранившиеся в монастыре документы, в конце XIX столетия настоятель Успенской обители игумен Арсений (Завьялов): " В начале XII столетия, именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним " . Постепенно вокруг них собралась братия, явившаяся тем зерном, из которого выросла впоследствии обширная обитель. В 1160-х годах, когда обителью управлял инок Феодорит, в монастыре был построен храм, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. " Самая церковь, - отмечает отец Арсений, - без сомнения, была деревянная. Храм предположено было создать во имя Успения Пречистыя, т. е. в то самое наименование, которое носила и носит доныне соборная церковь Киево-Печёрской Лавры " . На освящении собора присутствовал почётный гость - князь Андрей Боголюбский. О нём знали, что он " любил церкви украшати, монастыри созидати, кормилец бе чернецем и черницам и убогим " . После постройки Успенского собора обитель начала стремительно возвышаться. Вскоре ею уже управляли не простые иноки, а игумены. Число братии во второй половине XIII века возросло до полутора сотен человек. Однако расцвет продолжался недолго.

http://sobory.ru/article/?object=05517

Описание Успенского собора в книге «Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель», изданной Ярославской экскурсионной комиссией в 1913 году: «Начнем с кафедрального собора, который, правда, в художественном отношении уступает многим ярославским церквам, но слишком связан с историей города, чтобы любознательный турист мог пройти мимо него совершенно равнодушно. Освященный еще при великом князе Константине Мудром в 1215 году, он, по времени своего основания, является одним из древнейших в Ярославле. Но дважды перестроенный, последний раз при царе Алексее Михайловиче в 1646 году, несколько раз горевший и, наконец, искаженный пристройкой теплого придела и входов, собор представляет собой довольно безвкусную смесь несходных стилей. Все-таки он не лишен торжественного величия, которое так типично для ярославского стиля, «соборного» по преимуществу, как определяет его историк русского искусства Игорь Грабарь». Успенский собор в Ярославле сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, но затем его отреставрировали. В 1922 году храм закрыли для богослужений, разобрали колокольню, предварительно сбросив с нее колокола. Церковь отдали под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в ней размещался склад зерна. В 1937 году городские власти приняли решение о сносе и самого храма. 26 августа 1937 года собор был взорван. На том месте, где стоял Успенский кафедральный собор, был разбит городской парк культуры и отдыха. http://www.moi-jaroslavl.ru/xrami/usp-sobor.html Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Главный ярославский храм во имя Успения Богоматери с южным приделом во имя князя Владимира был заложен при ростовском князе Константине Всеволодовиче в 1215 г. После опустошительного пожара 1501 г. собор был перестроен в 1501-1504 г.г. В 1646 г. на его месте был построен новый пятиглавый храм. Летом 1658 года пожар вновь истребил значительную часть Ярославля и повредил много церквей, в их числе и Успенский собор. Собор был наново отстроен к началу 1660-х г.г., снова горел в 1670 г. но был быстро восстановлен. В 1674 г. митрополитом ростовским Ионой Сысоевичем был устроен теплый придел во имя равноапостольного князя Владимира и холодный - во имя святых благоверных князей Василия и Константина; в том же году собор был расписан фресковой живописью, которая поновлялась в 1825 и 1852 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=45186

После 1605 в церкви Успения Пресвятой Богородицы начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы. В XVII веке Успенский собор в Ярославле уже обветшал. Храм пострадал во время пожара 1658 года. Да и маловат был собор для выросшего города. Поэтому по указу царя была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это было шестистолпное пятиглавое здание, без подклета, при северном, западном и южном входах были каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Рядом с собором возвели восьмигранную шатровую колокольню. В 1788 году город становится центром епархии. Теперь Успенский собор в Ярославле стал кафедральным. Начались новые перестройки храма. К южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1836 году по проекту архитектора А.И. Мельникова была построена новая колокольня. Ее высота составляла около 55 метров. В архитектуре колокольни соединились черты разных стилей. Четверик первого яруса, затем восьмерик второго и далее снова четверик третьего яруса. Довольно необычный прием, к тому же в XIX веке восьмерики уже почти не использовались в архитектуре. Первоначально внизу колокольни была устроена проездная арка. Колокольня была построена в традиционном для той эпохи стиле романтической эклектики. В 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом. Собор имел великолепный пятиярусный иконостас с ценными иконами. Современники Успенского собора в Ярославле XIX века писали о нем не очень восторженно. Так описывает его действительный член Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевский в «Историческом очерке города Ярославля» 1900 года: «Принадлежа к типу кубических церквей, заимствованных русскими из Византии, собор не представляет собою красивой постройки, к тому же еще искажен растескою окон и пристройками. Фасады его стен с юга и севера делятся лопатками на четыре, с запада на три части, с востока — четыре алтарные апсиды. Лопатки эти вверху соединены полукружиями. Между лопаток вокруг собора — два пояса из полуколонок, между которыми находятся окна; окна нижнего ряда растесаны. На соборе четырехскатная крыша и пять больших барабанов с золочеными луковичными главами, фриз собора расписан сюжетами из Священного Писания и фигурами святых. К входным его дверям с северной и западной стороны сделаны пристройки, не соответствующие по формам самому храму, с южной стороны пристроен теплый собор... Большая четырехъярусная колокольня собора выстроена в 1836 году на месте древней шатровой, высота ее 26 сажен, наибольший колокол весит 700 пудов. Он отлит в Москве на заводе Слизова в 1754 году и пожертвован собору фабрикантами Д. и И. Затрапезновыми».

http://sobory.ru/article/?object=45186

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010