Празднование 7 янв. установлено на следующий день после Богоявления, или Крещения Господня. В визант. календарях оно называется Собор (σναξις) Иоанна Предтечи, в сирийских - память или «похвала» И. П. ( Болотов В. В. Следы древних месяцесловов. 1893. С. 187; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 31, 37. (PO; T. 10. Fasc. 1)). Армянская Церковь отмечала этот праздник в 1-ю пятницу после Крещения, Сиро-яковитская - в воскресенье за 2 недели до Рождества Христова. В некоторых визант. календарях к 7 янв. приурочено празднование перенесения десницы И. П. из Антиохии в К-поль в 956 г. (SynCP. Col. 375-376). В новогреч. сб. «Новый Лимонарион» в этот же день помещено чудо И. П. на Хиосе в 1740 г. (см. выше, в разд. «Агиографические сочинения, посвященные И. П.»). 24 февр. отмечаются 1-е и 2-е Обретение честной главы И. П. (в IV в. на Елеонской горе 2 монахами-паломниками и 24 февр. 452 в Эмесе архим. Маркеллом). Некоторые византийские календари приурочивают к 24 февр. и 3-е Обретение главы И. П. при свт. Игнатии, патриархе К-польском, напр., Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 325). Рака с десницей св. Иоанна Предтечи в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Цетинском мон-ре, Черногория Рака с десницей св. Иоанна Предтечи в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Цетинском мон-ре, Черногория В ряде визант., груз. и сир. календарей также встречается память Обретения и «положения» главы И. П. в ц. Иоанна Предтечи в Эмесе 27(26) окт. 452 г. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 201; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 333; Кекелидзе. Канонарь. С. 140; Он же. Литургические груз. памятники. С. 381; Un Martyrologe. 1912. P. 35, 47; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 1. P. 47; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 100). РПЦ учредила празднование 12 окт. перенесения в Гатчину с Мальты десницы И. П. Согласно Типикону Великой ц. и Синаксарю К-польской ц., праздничные службы 23 сент., 7 янв., 24 февр., 24 июня и 29 авг. (последние 3 с литией от Св. Софии) совершались в ц. св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Сфоракий ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 42, 188, 238, 318, 386). В соч. «О церемониях византийского двора» Константина VII Багрянородного указано, что торжественная служба в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершалась в Студийском монастыре, где в то время хранилась его честная глава ( Constantini Porphyrogeniti De Ceremoniis Aulae Byzantinae/Ed. J. J. Reiske. Bonn, 1829. Vol. 1. Р. 562-563. (CSHB; 9)).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Москва. Церковь Михаила и Феодора Черниговских под Бором. Церковь Михаила князя и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Известно, что на этом месте находился деревянный храм (упоминается в 1625 г.), нынешний же построен в 1675 году как придельный к соседней церкви Иоанна Предтечи, и до 1920-х годов оставался приписным к ней. Теперь, напротив, церковь Иоанна Предтечи числится приписной к этому храму. Оба имеют статус Патриаршего подворья. Храм освящен в честь князя Михаила Черниговского и его ближнего боярина Феодора, умерщвленных в 1246 году в ставке Батыя за отказ пройти языческий обряд. В документах XVII века храм значился в честь Сретения Михаила; это дает основания предполагать, что именно тут в 1578 году были встречены мощи св. князя Михаила, перенесенные в Москву по желанию царя Иоанна IV Грозного. Позднее мощи были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. В 1740 году к храму был пристроен южный придел св. Екатерины, разобранный в 1830 году. К XIX веку была утрачена шатровая колокольня, а основной четверик подведен под четырехскатную крышу. Был закрыт в 1924 году и передан баптистам, позже использовался как склад. В 1977 году вместе с соседним храмом Иоанна Предтечи церковь стали реставрировать. К 1982 году были восстановлены главы, крытые зеленой глазурованной черепицей, четырехскатное покрытие четверика расшито с восстановлением ярусов кокошников. Возвращен верующим в 1991 году, освящен 3 октября 1993 года, в день памяти Михаила и Феодора Черниговских. Михаила, благоверного князя, и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев церковь По преданию, на этом месте 14 февраля 1578 г. москвичи встретили святые мощи мучеников князя Михаила и боярина его Феодора, перенесенные из Чернигова в Москву. До конца XVII века храм именовался в честь Сретения святых мощей Черниговских чудотворцев, с престольным праздником, приходившимся на 14 февраля. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Каменный храм освятили 25 октября 1675 г. Сохранился его двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который венчает два яруса кокошников и глухое пятиглавие. Окна обрамлены пышными наличниками, вход – торжественным порталом. Не сохранилась примыкавшая с запада к трапезной шатровая колокольня, разобранная в середине XIX века. В 1695 г. храм перестраивался на средства купчихи И.И. Малютиной. В 1740 г. был проведен ремонт храмов Черниговских чудотворцев и стоявшего рядом Усекновения главы Иоанна Предтечи, после чего в облике обоих зданий появились элементы стиля барокко. Тогда же к трапезной пристроили придел во имя великомученицы Екатерины, разобранный в 1830 г. В 1812 г. храм сильно пострадал и около двадцати лет стоял упраздненным. В начале 1830-х годов его отремонтировали, были устроены новые иконостасы в стиле ампир.

http://sobory.ru/article/?object=02171

Позднее на основе данной схемы сложился 3-й вариант композиции 3-го обретения - «Богослужение над честной главой св. Иоанна Предтечи», как на иконе (ок. 1552) из Большого Метеорского монастыря: глава (истинных размеров) лежит на св. престоле, ее окружают певчие, диаконы и священники, справа патриарх кадит святыню, за ним стоит император. Подобная композиция запечатлена в клеймах русских икон «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Балахны (XVI в., НГХМ) и «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (глава лежит на престоле, ей предстоят царь и епископы; кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ). На 2-сторонней новгородской таблетке (1-я пол. XVI в. (?), ГЭ) помещен следующий извод «Богослужения над честной главой св. Иоанна Предтечи»: в центре клейма стоит драгоценная чаша на высокой точеной ножке, в к-рой лежит глава; ей предстоят, почтительно склонившись, клирики в белых ризах (справа) и император в алых одеждах и золотом венце в сопровождении группы «бояр» (слева); действие происходит внутри белого 3-главого храма. В эпоху позднего средневековья на Руси сложилась еще одна композиция 3-го обретения - «Перенесение честной главы св. Иоанна Предтечи в Константинополь». Патриарх в сопровождении императора и клириков направляется к Царьграду, неся блюдо со святыней на своей голове и поддерживая его руками. Навстречу процессии из столицы выходят священники и люди разных сословий с крестами и иконами. На сложение данной композиции повлияла иконографическая схема «Сретения Владимирской иконы Богоматери»; ношение реликвии на голове патриарха, возможно, является репликой кремлевского чина омовения св. мощей в Великий пяток, во время которого «властем ковчежцы с мощьми и священником блюда на главы» переносились из Благовещенского в Успенский собор (Требник. М., 1894. Ч. 1. Л. 156). Подобный вариант 3-го обретения запечатлен на майской иконе-минее из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 80); на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах» из ЦАК МДА (XVII в. (?); Михайлова А. Русские иконы из собр. ЦАК МДА: Набор открыток. М., 1998. 11); в клейме на чаше «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи в чаше, с клеймами жития» из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Бабурина Даниловского р-на Ярославской обл. (XVIII в.; Клокова. 2003. С. 194). Описание данной композиции встречается также в сводном иконописном подлиннике строгановских мастеров XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/471450.html

В каких храмах Москвы можно поклониться мощам и чтимым иконам Иоанна Крестителя 8 марта 2020 года Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день мы решили напомнить нашим читателям, в каких храмах Москвы можно поклониться мощам и чтимым иконам святого. Где помолиться Иоанну Предтече? Иоанно-Предтеческий женский монастырь, собор усекновения главы Иоанна Предтечи, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Храм в Виноградово На севере Москвы за Московской кольцевой автодорогой стоит храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово. История церкви интересна сама по себе: построена в 1777 году, никогда не закрывалась, во время Великой Отечественной войны здесь хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Но сегодня для нас особенно важна другая святыня — частицы мощей Иоанна Предтечи. Доехать до храма можно от метро Петровско-Разумовская на маршрутке или автобусе, либо пешком от станции Долгопрудная по Долгопрудной аллее и далее — через Дмитровское шоссе. Храм в Виноградово Храм святителя Николая в Пыжах В центре Москвы, на Большой Ордынке стоит храм святителя Николая в Пыжах. В нем находится крест-мощевик с частицами мощей 72-х святых, среди которых и мощи Иоанна Предтечи. Также в храме пребывают другие уникальные святыни: молочный зуб одного из царских детей-страстотерпцев и мироточащая икона святого страстотерпца государя Николая II. Добираться до храма удобнее всего пешком от станций метро Новокузнецкая и Третьяковская. Храм святителя Николая в Пыжах Иоанно-Предтеченский женский монастырь В Иоанно-Предтеченском монастыре (недалеко от станции метро Китай-город) находятся несколько святынь, связанных с именем пророка Иоанна Предтечи. В соборе монастыря также есть древняя икона святого с частицей мощей, а список с нее — в часовне Иоанна Предтечи. Рядом со списком — веками почитаемая святыня: металлический обруч — мера главы Предтечи. Происхождение его неизвестно. Образ Пророка и Предтечи Иоанна с обручем

http://pravmir.ru/ioann-predtecha-gde-po...

Благословение Святейшего Патриарха Кирилла собравшимся передал митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. После открытия гости и участники торжества ознакомились с экспозицией, размещенной в Архангельском соборе, Архиерейском доме и храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, сообщает сайт Рязанской епархии . Весной 2006 года Рязанской епархией было принято решение о возрождении епархиального «Древлехранилища» в Архиерейском доме, где музей размещался прежде. 11 октября 2006 года Некоммерческое учреждение культуры «Церковный историко-археологический музей Рязанской епархии» было зарегистрировано в качестве юридического лица. В 2009 году Министерством культуры РФ была сформирована комиссия по подготовке передачи движимого имущества религиозного назначения из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии. Представители Рязанской епархии, работая в фондах РИАМЗ, выявили 1339 единиц хранения церковных ценностей, изъятых в годы гонений на Церковь из рязанских храмов и монастырей. Среди этого церковного имущества находятся и особо чтимые святыни из кафедральных соборов Рязанского кремля и Рязанского епархиального музея «Древлехранилище». После сверки наличия этих предметов по благословению владыки Павла был сформирован первоочередной список, в который вошли 66 икон — чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии. По договору из государственного музейного фонда эти иконы были переданы «в пользование» для экспонирования в «Древлехранилище» и в богослужебных целях. Одновременно с этим велись реставрационные и подготовительные работы на втором и третьем этажах западной части Архиерейского дома, переданной Рязанской епархии, в которой на третьем этаже был возрожден домовый архиерейский храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 12 мая 2011 года Рязанской епархии был возвращен Архангельский собор — усыпальница Рязанских владык. Этот храм, включенный в состав епархиального музея, также специально готовился к принятию икон — разрабатывались застекленные киоты и витрины с целью размещения в них передаваемых икон. Это было сделано с целью возможности совершения богослужений в соборе и проведения экскурсий во внебогослужебное время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1679109...

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

29. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный. Служба в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи бденная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. «Ведомо же буди, яко аще случится праздник сий в Неделю, предваряет вся служба воскресна на вечерни и на утрени, и на Литургии» (Типикон, 29 августа, «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Предтечи, глас 6-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Рождеству сотворяему…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1-й и глас 4-й. «Слава» – Предтечи, глас 5-й: «Беззаконнаго деяния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Воспойте, людие…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Предтечи, глас 8-й: «Предтече Спасов…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Предтечи, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Предтечи: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение», и избранный псалом . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 5-й: «Ходатая согласно закона…», ин седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 4-й: «Светлую твою память...»; седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 5-й: «Иже от ложесн пророка…», ин седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 4-й: «Ныне явися...». «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Предтеча, вернии...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее…» . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-11/

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия. В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь. После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря. Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

http://sobory.ru/article/?object=46086

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕНЗЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской епархии Пензенской митрополии), находится в г. Пенза. Кон. 80-х гг. XVII в.- 1794 г. Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 2016 г. Фото: А. П. Пятнов Пензенский Преображенский монастырь. Фотография. 2016 г. Фото: А. П. Пятнов Основан в 1688/89 г. по грамоте царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича и царевны Софии Алексеевны (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 521. Л. 2) на склоне горы, между вост. стеной пензенской крепости и р. Пензой. У подножия крутого склона были построены деревянные кельи, 2 апр. 1691 г. выдан антиминс для освящения деревянной ц. в честь Преображения Господня «на посаде, на Пензу, в монастырь», 12 окт. 1707 г. иером. Варлаам получил антиминс для монастырской деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери ( Хохряков. 1904. С. 10-11; Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 37). В 1724 г., при игум. Ионе, из упраздненного 4 февр. 1723 г. пензенского Иоанно-Предтеченского монастыря в П. П. м. перенесли разобранную деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также всю утварь, «ризную казну»; в Преображенскую обитель перешла и братия упраздненного мон-ря (ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 1008. Стб. 269-272). При настоятеле (1731-1739) игум. Никоне (Волоском, Воложском), в 1735 г. было получено разрешение разобрать ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и построить новую с тем же посвящением. К июню 1738 г. новая деревянная церковь была сооружена, 4 июля 1738 г. для ее освящения выдан антиминс ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 38); в том же году старую церковь разобрали и передали жителям Стародрагунской слободы Пензы для строительства там храма вместо сгоревшего. Одновременно в 1735 г. в П. П. м. начато возведение каменного собора Преображения Господня вместо ветхих Преображенской и Казанской церквей. 2-этажный собор в архаичных формах XVII в. был завершен к 1750 г.: главный престол находился на 2-м этаже, нижний храм был посвящен Казанской иконе Божией Матери, приделы в трапезной: правый - св. Иоанну Предтече, левый - свт. Иоанну Златоусту. На остававшейся деревянной соборной колокольне имелись «железные боевые часы». В 1756-1760 гг. на Троицкой ул., выше по склону над П. П. м., была построена каменная надвратная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (разобрана в 1796).

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Т екст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Архитектурный стиль: древнерусский. Монастырь основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии (1633 -1696 гг.), изначально территория, на которой находится монастырь, располагалась за городом. Во время так называемого «свадебного» бунта – известного Астраханского восстания стрельцов и горожан, весной 1706 года, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым. В конце 19 века в монастыре была проведена реконструкция, и почти все старые постройки были заменены новыми, были выстроены каменные: настоятельский корпус, кухонный корпус, келейный корпус и здание бани. В настоящее время все эти здания являются памятниками архитектуры. К началу 20 века на территории монастыря располагалось три храма: монастырский собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 г.), по своему внешнему облику этот храм был похож на астраханский Ново-Иерусалимский храм; церковь в честь Сретения Господня (освящена в 1899 г.); церковь в честь св. мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.); церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (не сохранившаяся), бывшая монастырским собором, была богато декорирована из различных элементов: городка, арочек и колонн. Центральная часть имела квадратную форму, на которой покоился восьмигранный барабан с шестью прямоугольными окнами и двумя глухими. На барабане находился главк - фонарь вытянутой формы, закругленный. Фонарь был покрыт шлемообразным куполом с яблоком и четырехконечным крестом. Алтарь, прямоугольной формы, с тремя небольшими полукружиями. С запада к центральной части храма примыкала обширная трапезная, покрытая скатной шатровой крышей. Внутри она была расписана по всему пространству священными изображениями. К ней с запада в 1906 году был пристроен притвор. При северном и южном входах в храм также существовали небольшие притворы. Под храмом в полуподвальном этаже располагались различные выходы и кладовые. В храме был резной пятиярусный иконостас, вызолоченный на полимент с 53-мя иконами академического письма. 

http://sobory.ru/article/?object=01043

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010