Можно сказать, что многообразие символики храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково было объединено одной главной темой – темой симфонии государственной и церковной власти, о которой мечтал святитель Макарий, и которая могла бы подготовить русское государство – последнее православное государство в мире к переходу в Царствие Небесное, Небесный Иерусалим. Борисоглебский собор в Старице (по всей вероятности, возведенный Владимиром Андреевичем Старицким «в противовес» дьяковской церкви), храм Воскресения в селе Городня и Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря во многом наследовали архитектурные особенности предтеченской церкви, что побудило некоторых исследователей относить их к творчеству одного мастера (руководившего и строительством собора Покрова на Рву) Это вряд ли возможно, но вполне допустимо существование нескольких артелей внутри одной школы, а так же наличие помощников у ведущих мастеров. Что же касается символической программы и особенностей посвящений престолов каждого храма, то эта тема выходит за рамки данного исследования. Насыщенному символическому содержанию архитектуры храма Усекновения главы Иоанна Предтечи отвечала совершенная конструкция его столпов. Устройство центрального столпа потребовало очень сложного инженерного решения. Он состоит из четырех восьмериков, и восьмигранного барабана. Нижний восьмерик по высоте составляет почти половину столпа. Северную, южную и западную грани прорезают длинные узкие окна с закругленным верхом. Они составляют нижний ряд освещения. Далее, при помощи последовательного напуска в рядах кладки, архитектор смог осуществить плавный переход к трем восьмигранным ярусам небольшой высоты Такой прием позволил достичь эффекта идеально гармоничного и устойчивого основания для массивного барабана, грани которого украшены полукруглыми экседрами. Загадка их происхождения и назначения не решена до настоящего времени. Возможно, этот декор до некоторой степени повторял первоначальное решение центрального столпа собора Покрова на Рву и имел дополнительную символическую нагрузку (если только выявленные следы восьми ложных главок у основания шатра являются достаточно достоверными) Тем не менее, домыслы о изначально якобы «шатровом» завершении представляются надуманными.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Три года в И. П. с. провели прп. Афанасий Метеорский (1340-1343) и его наставник старец Григорий. Здесь прп. Афанасий познакомился с Иаковом, учеником прп. Григория Синаита , ставшим митрополитом г. Сервия. Др. ученик Григория Синаита - прп. Феодосий Тырновский - также побывал в И. П. с. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. В 1433 г., когда Веррия была завоевана турками, И. П. с. был разграблен. Считается, что в 1522 г., перед тем как основать Анастасии святой Узорешительницы мужской ставропигиальный монастырь на п-ове Халкидики, в одной из пещер близ И. П. с. жил свт. Феона , архиеп. Фессалоникийский. В 1523 г. в И. П. с. пришел со Св. Горы игумен монастыря Филофея прп. Дионисий Олимпийский с неск. учениками. Он преобразовал И. П. с. в общежительный монастырь и обновил монастырский собор. Жители Веррии хотели, чтобы он стал митрополитом. Не желая этого, прп. Дионисий покинул И. П. с. и удалился в местность Сулпата близ с. Сикья, а затем на склоны горного массива Олимп, где основал мон-рь Св. Троицы. Духовная дружба связывала прп. Дионисия Олимпийского с др. знаменитым подвижником - прп. Никанором Завордским , нек-рое время подвизавшимся в И. П. с. После 1570 г. в И. П. с. прибыл прп. Феофан , бывший в 1560-1567 гг. игуменом афонского мон-ря Дохиар . Он построил в окрестностях И. П. с. мон-рь Пресв. Богородицы «Скитиотиссы», где собралось большое братство, и жен. мон-рь Бесплотных сил вне Веррии, а в 1593 г. на склоне хребта Вермион близ г. Науса - монастырь св. Таксиархов (или арх. Михаила, ныне мон-рь прп. Феофана). Точная дата получения И. П. с. статуса ставропигиального мон-ря неизвестна. Эта привилегия подтверждалась сигиллиями К-польских патриархов Кирилла I Лукариса, Паисия I, Дионисия IV, Каллиника II, Паисия II, Кирилла V и Кирилла VI. В 1680 г. И. П. с. пострадал от пожара. В 1750 г. он был полностью обновлен. Иером. Паисий из И. П. с. основал в Колиндросе тайную школу. Ок. 1776 г. в И. П. с. останавливался во время 3-го миссионерского путешествия равноап. Косма Этолийский , когда он проповедовал в селениях Пиерии. В эти годы в И. П. с. побывал и прп. Афанасий Паросский (Парийский), который, используя службу равноап. Клименту Охридскому, написанную Димитрием Хоматианом, составил новую, изданную в 1784 г. в Венеции.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре 11 сентября 2016 г. 22:16 11 сентября 2016 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием. Мы сегодня освятили Малый Донской собор, который был заложен ровно 425 лет назад. Мы сегодня прославляем имя Божие, мы вспоминаем чудеса, которые были явлены от образа Царицы Небесной, именуемого Донским, и мы также присовокупляем к этому торжеству воспоминания о Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне, о его мученической кончине. Если вдуматься в то, что нам известно о Пророке, Предтече и Крестителе Господа, то перед нами предстает величественная и трагическая личность. Не так уж много о нем известно, но мы знаем, что Иоанн, который проповедовал покаяние на берегу реки Иордан, был совершенно особым человеком. Первое, что мы читаем в Евангелии от Марка, — это то, что Иоанн был гласом вопиющего в пустыне: уготовайте пути Господу (см. Мк. 1:3). Неся людям слово о смысле покаяния и совершая омовение от грехов в водах иорданских, Иоанн говорил, что после него грядет Некто, Кто спасет народ Израилев и весь мир. А затем мы читаем в Евангелии, что Пророк именуется другом жениха (см. Ин. 3:29). Что такое друг жениха? По древней традиции, это близкий человек, это настоящий друг жениха, который брал на себя особую заботу о бракосочетании, которому нужно было все организовать, все продумать, позвать гостей, следить за порядком, заботиться о том, чтобы было достаточно яств и пития. Друга жениха как бы не существует, потому что есть жених и невеста, а он в тени, он в стороне, он только служит счастью других людей. В этом есть нечто очень значительное: человек отдает себя, чтобы другие в этот особый момент жизни почувствовали радость, счастье, пребывали в славе и почете, окруженные гостями…

http://patriarchia.ru/db/text/4612083.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции 5 мин., 05.07.2019 7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника. Рождество Иоанна Крестителя — дата Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю). 10 фактов об Иоанне Крестителе 1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). 2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви. 3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане. 4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий. 5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину. 6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии. 7.

http://foma.ru/rozhdestvo-ioanna-2014.ht...

Касимов. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В центре Соборной площади возвышается громадный Вознесенский собор, возведенный в 1854-1862 годах по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах XX века. Собор построен в стиле архитектуры второй половины XIX века с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских фасадов, но и татарских. Сегодняшний Вознесенский собор был возведен на месте каменного Вознесенского собора 1748 года, который в свою очередь был построен на месте деревянной церкви Вознесения. В 1571 году Касимов описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором упоминается деревянная соборная церковь Вознесения Христова с приделом в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь. Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство нового собора к  XVII столетию. Но вначале XVII века и этот храм сгорел. Построение каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной, было начато по благословению преосвященного Алексия Титова. Строительство шло на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина и началось 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал Василий Андреевич Губарев. В 1876-1878 годах в храме произошли ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. 8 августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым. К 1790 году в храме, усердием В.А. Губарева, вместо одного было устроено два придела. На правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Василия Великого, а на левой - во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца и святой Екатерины великомученицы. Храм был освящен в 1790 г., на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора. В 1837 году этот храм посетил наследник престола цесаревич  Александр  Николаевич, который проезжал по Рязанской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=00860

Храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи восстановлен по старинным чертежам и расписан в соответствии с сохранившимися фотографиями дореволюционного времени к 300-летию Саровской Успенской пустыни. Храм Иоанна Предтечи и пророка Илии По первоначальному замыслу строителя Иоанна, первый храм в будущем монастыре должен был быть поставлен у источника под горой, но по непонятным причинам решение изменилось. И все же, позже храм был построен над источником рядом с входом в пещерный комплекс и в 1752 году освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь была однопрестольной с одной главой. В 1820 году Кирилл Федорович Федоров (известный в то время астраханский рыбопромышленник) пожертвовал большую сумму денег на расширение храма. По желанию Федорова церковь была сделана 3-х престольной. Главный престол - во имя Иоанна Предтечи. Левый придел - во имя Иакова Алфеева. Правый придел - во имя Кирилла Иерусалимского. Новая церковь имела пять глав. Автор проекта - архитектор М.П. Коринфский, построивший знаменитый Воскресенский собор в Арзамасе. Источник под церковью использовался для монастырского водопровода. А так же к бассейну, в который был заключен источник, по праздникам совершался крестный ход, и служились молебны с водосвятием. В 1893 году своды над колодцем под церковью были отделаны и расписаны, арки закрыты застекленными решетками. В советское время храм был разорен и переделан под административное трехэтажное здание. Источник был забит и замурован. В 1999 году 9 апреля здание было передано православному приходу г. Саров. А в 2000 году 25 марта митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил престол в подклетной части храма Иоанна Предтечи во имя Пророка Божьего Илии. Вечером 30 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился святыням Сарова. Святейшего Патриарха Алексия сопровождали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович Коновалов, губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев, а также члены церковной делегации и гости торжеств, посвященных 300- летию Саровской Успенской пустыни.

http://pravoslavie.ru/18176.html

Алатырь. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Древнейший, вероятно самый первый храм города Алатыря, заложенный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем. Каменный теплый собор был сооружен на месте деревянной церкви в 1703 году. Храм расположен в историческом центре города на высоком левом берегу реки Сура, на так называемом Венце. Кирпичная церковь, построенная как зимний храм соборного комплекса. Бесстолпный четверик с полукруглой апсидой и трапезной. Завершен поясом мелких декоративных кокошников и декоративным пятиглавием. Западный портик пристроен в нач. XIX в. Закрыта в 1932, занята под склад. В 1970-х отреставрирована, после чего передана под музей, открытый в 1977. В 2000 возвращена верующим. Здание собора представляет собой однопрестольный, бесстолпный, пятиглавый храм. К высокому двухъяростному четверику примыкают пониженные объемы алтарной апсиды и трапезной. В первой половине XIX в. к западному фасаду трапезной пристроен притвор с 4-х колонным портиком. Декор здания характерен для архитектуры в стиле барокко. Окна оформлены килевидными сандриками, плоскости стен декоративными поясами поребриков и городков. Фасады четверика украшены архивольтами ложных закомар. На северном фасаде четверика видны следы арочного входного проема, заложенного в XIX веке. На западном фасаде трапезной сохранились фрагменты декоративного валика обрамляющего портал. Вплоть до 1929 года в соборе продолжалась служба. После революции дважды производилось изъятие церковных ценностей из собора - в 1918 и в 1921 годах. С 1929 года церковные службы были прекращены и собор закрылся. Илюшкина Анна Ильинична (1911 года рождения, жительница города Алатыря) вспоминает следующие события, связанные с закрытием храма: «Собор Иоанна Предтечи действовал до 1933 года. А потом из этого храма забрали и расстреляли последнего епископа Владимира (Юденича) и протоиерея Константина (Соловьева). Они жили под горой в небольшом доме у Романовых». Такая судьба была у многих храмов и священников в годы Советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=04993

Ярославская школа архитектурный стиль - все храмы (27 всего, 27 на карте) Костромская область Нерехтский район. Нерехта. Владимирской иконы Божией Матери, церковь Тверская область Сонковский район. Кой. Троицы Живоначальной, церковь Ярославская область Ростовский район. Никольское. Спаса Преображения, церковь Борисоглебский район. Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сергия Радонежского Ярославль, город. Ярославль. Михаила Архангела ( " Гарнизонная " ), церковь Ярославль, город. Ярославль. Богоявления Господня, церковь Угличский район. Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Некрасовский район. Троицкое (Берсенево). Троицы Живоначальной, церковь Угличский район. Углич. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова Ярославль, город. Ярославль. Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенского прихода), церковь Пошехонский район. Пошехонье. Троицы Живоначальной, собор Некрасовский район. Бурмакино, село. Воскресения Христова, церковь Некрасовский район. Левашово. Воскресения Христова, церковь Ярославль, город. Ярославль. Вознесения Господня (Вознесенского прихода), церковь Ярославль, город. Ярославль. Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Ярославль, город. Ярославль. Петра и Павла на Волге (в Петровской слободе), церковь Ярославль, город. Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках Ярославль, город. Ярославль. Михаила Архангела (Никитского прихода), церковь Ярославль, город. Ярославль. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках, церковь Ярославль, город. Ярославль. Церковь Иоанна Богослова Ярославль, город. Ярославль. Илии Пророка, церковь Ярославль, город. Ярославль. Николая Чудотворца (Николы Мокрого), церковь Ярославль, город. Ярославль. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь Большесельский район. Ильинское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь Рыбинский район. Хопылёво. Богоявления Господня на Острову, церковь Ярославль, город. Ярославль. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ярославль, город. Ярославль. Феодоровской иконы Божией Матери, собор --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?style=11

Во Всехсвятском храме предусмотрены три придела. Северный нижний - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи - завершен первым, Северный верхний - в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали». И главный - в честь Всех Святых, в нём идут внутренние строительные работы. 19 декабря 2010 года Митрополит Филарет совершил чин освящения нижнего бокового придела в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Теперь дважды в неделю в этом храме будет служиться Божественная Литургия. По окончании Богослужения за усердные труды во славу Церкви Божией Владыка удостоил высоких наград – медали святителя Кирилла Туровского и медали святой Евфросинии Полоцкой руководителя и главного художника иконописной мастерской «Палехский иконостас» - Анатолий и Татьяна Влезько, под руководством которых в течение 4-х месяцев велись работы по внутреннему убранству храма. В благодарность чета Влезько преподнесла митрополиту Филарету икону Иоанна Крестителя. Владыка поблагодарил настоятеля прихода протоиерея отца Фёдора Повного и всех сослуживших иереев за восстановление и благоукрашение храмов Божиих и призвал их помогать тем, «кто полагает свои таланты к ногам Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа», а к самим благоукрасителям обратился так: «Да умножит Господь ваши таланты и ваши физические и духовные силы, чтобы наши храмы и впредь так блистали, как этот храм». Оформление придела основано на исконных православных традициях, позволяющих выразить всю глубину, трагизм и величие христианской веры. Интерьер придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи выполнен в соответствии с назначением помещения, что предполагает определенные цветовые и тематические решения. Все его составляющие, каждый элемент работают на общее впечатление, которое создается молитвой и ради молитвы, для Божественной Литургии, что в переводе с греческого означает «общее дело». На стенах придела изображены сцены из земной жизни Иоанна Крестителя. Всего изображено 9 житийных сцен (по стенам, начиная от иконостаса с южной, двигаясь слева направо по кругу). Стенопись, иконостас и киоты предела Иоанна Предтечи выполнены художниками иконописной мастерской «Палехский Иконостас». Иконы, написанные в традициях палехской живописи XV–XVII веков, деревянные киоты и различная резная утварь выполнены в едином тябловом стиле, то есть украшены плоской резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=08471

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010