Лаишево. Собор Софии, Премудрости Божией (Собор Троицы Живоначальной бывшего Троицкого монастыря). Троицкий собор бывшего Троицкого монастыря Собор. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1901 и 1912. Архитектор: Ф.Н. Малиновский Ссылки:     Адрес: Россия, Республика Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 24 Координаты: 55.401645, 49.54969 Проезд:Выезд из Казани по автодорога Р-239 Казань - Оренбург, На 41 км поворот направо на Лаишево (обозначен дорожным знаком). После въезда в Лаишево повернуть налево на светофоре. Дальше через 400 метров направо (во вторую улицу). Ехать 700 метров до перекрестка улиц Чернышевского и Космонавтов Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В 1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства - при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались... захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В 1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых. Монастырь был закрыт в 1923 году. Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, " городковый " карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты.

http://sobory.ru/article/?object=20636

Но и в этот период сравнительно возвышенного состояния религиозно-нравственных воззрений наших предков можно подметить некоторые черты их бытовой религиозной стороны. Так в городах, где заводились школы, где были кафедры епископов, резиденции князей, где – одним словом распространялось просвещение, там – устрояли храмы – преимущественно главные – соборные в честь СофииПремудрости Божией, разумея под Софиею то Самого Христа Спасителя – как подателя смысла и источника премудрости, то Пресв. Деву, удостоившуюся быть храмом высшей премудрости, Божественной Софии, Христа Спасителя. На первых порах школы были заведены в Киеве, Новгороде и в этих-то городах устроены храмы св. Софии; самое построение храмов Софии совпадало со временем заведения школ. Ярослав I-й мудрый быль ревнитель книжного учения, – он первый в России завел школу и был строитель первого Софийского храма в России; то же самое повторилось и в Новгороде – главном городе тогдашней северной России и – кафедральный собор, посвященный св. Софии, стал умственным центром для своих округов; в Вологде, Тобольске Пскове и других древних городах, бывших центрами для окрестн. населения, главные храмы посвящались св. Софии. Среди поселений на окраинах России, среди чужеземных племен, или в местностях, где приходилось из-за куска насущного хлеба переносить громадные труды и где, по видимому, всякая человеческая помощь оказывалась бессильною, там воссылались горячие молитвы к Всемилостивому Спасу; в подобных местах Его имени воздвигались первые храмы, лишь только человек в стране, лишенной всяких удобств, чувствовал под собою твердую почву и решался завести свою колонию. Такие храмы Всемилостивому Спасу появились по преимуществу на дальнем севере – в Холмогорах, Коле, на Соловецком острове... В начале распространения христианской веры в России (1096) были перенесены мощи св. Николая из Мир-Ликийских в Бар град. Это событие сопровождалось множеством чудес не только в Италии, но и в России, вследствие чего св. Николай в представлении русских явился величайшим святым, защитником во всех бедах и напастях; сказания о чудесах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Софийский собор имеет план классической базилики. Основание представляет собой прямоугольник 68 м в ширину и 75 м в длину. Высота здания составляет 55,6 м с центральным куполом, диаметром 31 м. У основания купола сделано 40 больших арочных окон. Благодаря этому создается ощущение, что купол будто парит в воздухе. Внутренние поверхности купола, сводов и арок были покрыты мозаичными орнаментами, иконами и картинами на темы Священного Писания на золотом и темно-лазоревом фоне. Мозаикой был украшен не только храм Софии, но и принадлежащие ему постройки. Среди дошедших до нас мозаик святой Софии – крупное мозаичное изображение Иисуса Христа, помещенное над царскими вратами. Сохранилось также изображение Богоматери с Младенцем Иисусом, которое находится на подпружной арке храма с западной стороны. По сторонам Богоматери два апостола – Петр и Павел. На южной стороне храма, в довольно глубоких нишах, находящихся внизу окон, уцелели изображения святителей, выполненные в строго византийском стиле, с греческими вертикальными надписями. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. Практически сразу со времени постройки Софию Константинопольскую стали называть великой. На протяжении 900 лет собор был резиденций Патриарха Константинопольского. Службы в храме поражали своей роскошью. При Юстиниане штат священнослужителей храма составлял более 500 человек. С начала 7 в. собор Святой Софии стал постоянным местом коронации византийский императоров. Согласно летописному преданию, красота богослужения, великолепие архитектуры и убранства собора, увиденные послами киевского князя Владимира Святославича, побудили его к принятию христианства. Пожары и землетрясения заставляли неоднократно восстанавливать здание, изменяя его первоначальный облик. Тем не менее собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи. Именно в нем в 1054 г. кардинал папы римского Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию грамоту о его отлучении от церкви. Это событие привело к разделению единой христианской церкви на православную и католическую.

http://sobory.ru/article/?object=12096

Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой СофииПремудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово Божие. Пресвятая Богородица – Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви – мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью. Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов – храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня. В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве – 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде – 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

http://pravoslavie.ru/3571.html

Язва прекратилась и патриарх 10 Февраля 1655 года, в городе Вязьме нынешней Смоленской губернии, передал Царю невредимым его семейство. Тогда Царь объявил Никону свою признательность особою грамотою, в которой называл его «великим Государем», по примеру того, как раньше таким именем называли деда Царского, патриарха Филарета. Икона Св. Софии Премудрости Божией в селе Вохме Слободского уезда В Софийской церкви села Вохмы, в 50 верстах от г. Слободского, имеется особенно чтимая икона Св. Софии Премудрости Божией. Икона эта давняя по происхождению и довольно редкая по своему изображению. На ней посредине изображен огневидный Ангел, с распростертыми пламенными крылами, сидящий на престоле, утвержденном на семи столбах, в царском облачении, с короною на главе и со скипетром в правой руке; на левом плече – орарь, а в левой руке свиток, под ногами восьмигранный шар. Изображение Ангела вмещается в круге, имеющем вид облака. С одной стороны от Ангела – Пресвятая Дева, держащая на руках Богомладенца Иисуса, с другой – Св. Иоанн Предтеча, правою рукою указывающий на сидящего на престоле Ангела, а в левой держащий развернутый свиток с словами: се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Под ногами Пресвятой Девы и Св. Иоанна Предтечи – книги, лежащие на облаках. Над Ангелом – лик благословляющего Христа Спасителя и надпись: Образ Софии Премудрости Божией. 21. Собор 1655 года, рассматривавший древние славянские и греческие книги До Никона образцы, с которых вновь печатались, равно как и эти, вновь печатаемые, книги, если и пересматривались, то окончательно пересматривались и одобрялись одним патриархом. О патриархе же Иосифе и того нельзя сказать решительно, пересматривал ли он таким образом книги, или по старости во всем доверял книжным справщикам. Патриарх Никон , готовясь печатать книги, приобрел множество книг древних, славянских и греческих, и передал их на рассмотрение целого собора. Собор этот был созван в 1658 году. Он выслушал сперва чтения из Евангелия и правил святых апостолов и вселенских соборов, потом определения Московского собора 1654 года и Константинопольского, подтвердившего Московский собор, те и другие определения одобрил и за тем приступил к рассмотрению древних, греческих и славянских книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Файл : Собор Софии Премудрости Божией (Великий Hobropoд)24.jpg Материал из Азбука паломники Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород) История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1024 × 768 (256 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Panasonic Модель камеры DMC-FZ7 Время экспозиции 1/30 с (0,033333333333333) Число диафрагмы f/2,8 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 17:26, 1 сентября 2015 Фокусное расстояние 6 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Ver.1.0 Дата и время изменения файла 17:26, 1 сентября 2015 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 17:26, 1 сентября 2015 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Вспышка Статус вспышки Сработала вспышка, автоматический режим, режим устранения эффекта красных глаз Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 36 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Собор_Соф...

Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 году. Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI—XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. Пышным украшением внутреннего обрамления храма были и являются мозаики, в частности, известнейшая из них Богматерь-Оранта, т. н. «Нерушимая стена» (в Киеве существует поверье — «пока стоит Оранта, до тех пор стоит и Киев»). Немного ниже, под «Нерушимой стеной» находятся мозаики «Евхаристия», «Святительский чин», главная купольная мозаика «Христос Пантократор», всего же мозаики собора занимали площадь около 640 кв. м. В намного худшем состоянии к нам дошли фрески Святой Софии, известнейшие из них «Встреча Марии и Елизаветы», «Жертвоприношение Авраама», «Дети Ярослава Мудрого», изображение апостола Павла, святого Григория Богослова и другие. Пол Софийского собора в Киеве выложен железными плитами с изображением мусульманской символики — полумесяца. Софийский собор стал местом захоронения киевских князей. Здесь погребены: Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа.

http://sobory.ru/article/?object=01028

В бывшем соборе Святой Софии в Стамбуле состоялась первая за 88 лет молитва «Таравих» Стамбул, 18 апреля 2022 г. Первая ночь месяца Рамадан в Большой мечети Айя-София в Стамбуле. 1 апреля 2022 г. Фото: DHA      В Большой мечети Айя-София в Стамбуле – в прошлом величайшей святыне православного мира - состоялась первая за 88 лет особая вечерняя молитва «Таравих-намаз», совершаемая в месяц обязательного мусульманского поста Рамадан, сообщает турецкий ежедневник «Daily Sabah». На Рамадан также запланированы другие мероприятия в Айя-Софии, которая была преобразована в музей в 1934 году и вернула себе статус мечети в июле 2020 года, когда была открыта для молитвы. Надпись «Нет Бога, кроме Аллаха» на Большой мечети Айя-София в Стамбуле. 1 апреля 2022 г. Фото: DHA      Однако в связи с ограничениями, связанными с эпидемией Covid-19, на протяжении почти двух лет мечеть было невозможно использовать по назначению из-за риска заражения. Но в связи с тем, что большая часть населения вакцинирована, число новых случаев заражения и смертей снижается, а количество выздоровевших ежедневно растет, турецкие власти решили вновь открыть мечеть на Рамадан - самый священный месяц в году для мусульман. Верующие совершают молитву «Таравих» в первую ночь месяца Рамадан в Большой мечети Айя-София в Стамбуле 1 апреля 2022 г. Фото: DHA      Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Константинополе был построен в 532-537 годы нашей эры при императоре Юстиниане. Он был превращен в мечеть в 1453 году после завоевания Константинополя турками-османами. Всего Святая София 916 лет использовалась как церковь и 86 лет – как музей. С 1453 по 1934 год, почти 500 лет, она была мечетью. Профессор Али Эрбаш. Большая мечеть Айя-София в Стамбуле 1 апреля 2022 г. Фото: DHA      В 1985 году собор Святой Софии был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Святая София также входит в число самых популярных туристических достопримечательностей Турции и остается открытой как для местных, так и иностранных посетителей. Источник: http://www.dailysabah.com/ Рейтинг: 3.6 Голосов: 120 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/145744.html

Тобольск. Кафедральный собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 году строители уже завершали главный барабан, но тут " падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь " . Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествующий ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский. Одновременно была закончена и каменная колокольня. Источник: С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Тобольский Кафедральный Софийский Успенский собор, летний, каменный, построен в 1683 году на казенный счет. Два престола: во имя Успения Божией Матери и Софии, Премудрости Божией, в приделе - во имя Святителя Иоанна Златоустого. Зимний Покровский храм также каменный, построен в 1746 году на казенный счет, в нем два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе - во имя преподобных Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев. Капитал церкви и причта 20 904 руб. находится в кредитном учреждении. Жалованье причту: настоятелю 588 руб., ключарю 441 руб., священникам по 366 р. 50 к., протодиакону 366 руб. 50 коп., диаконам по 264 руб., иподиаконам по 264 руб., псаломщикам по 205 руб. 80 коп. Для причта имеются три деревянных дома и три флигеля при них, приобретены покупкою на средства церковные и составляют собственность собора. Штат: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика; кроме того, открыты две штатные вакансии священников, 2 диаконов и 2 псаломщиков без права пользования жалованием и доходами. Попечительство при соборе есть, открыто 13 ноября 1898 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=00976

И вместе с тем стал символом царства, символом царственного достоинства и власти, — “мать нашего царства”, говорил о Софии уже Юстиниан… По примеру царствующего града Софийские храмы воздвигались во многих местах. И замечательно, почти всегда Софийскими оказываются великие, соборные или митрополичьи церкви. Исключение представляет только Софийская церковь в Иерусалиме. Достаточно припомнить: София в Солуни, в Никее, в Сердике (или в Софии), в Охриде, в Трапезунте, в Мистре, в Арте, в Сливене, в Визе… Может быть, и в Корсуни, или Херсонесе. Особо нужно отметить Софийский храм в Беневенте, конца VIII в. В Никосии на Кипре Софийский собор был построен уже при Лузиньянах, в конце XII в. Наконец, нужно назвать Софийские храмы в древней Руси: в Киеве, в Новгороде, в Полоцке… В известном смысле имя “Софии” становится как бы нарицательным для обозначения “великих” или главных церквей. Нужно думать, что часто Софийские храмы воздвигались скорее по национальным или политическим, нежели по собственно религиозным мотивам, — в свидетельство национальной или церковной независимости. При этом не изменялось богословское понимание имени: вплоть до XV в. под именем Премудрости разумели в Византии Христа, Слово Божие (ср., например, Патр. Филофей. Три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения Притчей: Премудрость созда себе дом… Изд. епископа Арсения. Новгород, 1898). С таким же пониманием мы встречаемся и у западных авторов, часто оставляющих без перевода греческое имя: Sophia. Новгородская икона Софии Премудрости Божией. II. В русских Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни: в Киеве в день Рождества Богородицы, в Новгороде в день Успения. Спрашивается, как и когда установился такой обычай. Трудно допустить, что в домонгольском Киеве или в Новгороде сознательно отступили от византийского примера. Напротив, здесь стремились к сохранению и воспроизведению богослужебных порядков Великой Церкви. И на Руси хорошо знали, что Константинопольская София есть храм Слова, — “иже есть Премудрость Присносущное Слово”, замечает Антоний Новгородский, бывший в Константинополе в начале XIII в.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010