Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой СофииПремудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово Божие. Пресвятая Богородица – Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви – мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью. Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов – храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня. В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве – 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде – 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

http://pravoslavie.ru/3571.html

Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописца, таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена, в честь святой равноапостольной Елены. И удалилась святая Ольга из Константинополя к себе домой с великой радостью. Вернувшись из Константинополя в Киев, новая Елена — княгиня Ольга — начала христианскую проповедь. Многое зависело от того, обратится ли ко Христу ее сын Святослав, который должен был вот-вот принять бразды правления государством. Но никак не могла она привести его в истинный разум, к познанию Бога. Всецело отдавшийся военным предприятиям, не хотел Святослав и слышать о святом крещении, но креститься никому не возбранял, а только смеялся над новокрещеными. Ольга теплой верой молилась день и ночь о сыне и о народе, чтобы просветил их Господь, какими ведает судьбами. А между тем, будучи не в силах умягчить сердце Святослава, она старалась посеять семена христианства в трех своих малолетних внуках — Ярополке, Олеге и Владимире, которых оставлял ей отец-воитель. Святое семя сие в свое время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира. Несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, св. Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства. Для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова великая княгиня воздвигла Никольский храм над могилой Аскольда и заложила деревянный собор над могилой Дира во имя Святой Софии Премудрости Божией, освященный 11 мая 960 года. Недаром русская княгиня Ольга получила в крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал святой восьмиконечный крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Крест и другие христианские святыни благодатью, от них исходящей, содействовали просвещению Русской земли. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча. Купола Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. Голубь на кресте На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя. Фреска Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный. Магдебургские врата В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде. Придел в честь  Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

http://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto...

3 Одну из самых древних и больших обителей Русского Севера основал на Вологодчине ученик Сергия Радонежского Спасо-Прилуцкий монастырь. Фото Сергея Гармашова Местные жители стали принимать христианство еще в XII-XV веках. В это время на Вологодчине создаются православные обители — Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский монастыри в Великом Устюге, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский — вокруг Вологды, Кириллов и Ферапонтов — в Белозерье, Дионисиев Глушицкий, Спасо-Каменный — в Кубеноозерье, Спасо-Суморин, Агапитов Маркушевский Николаевский — в Тотемских землях. В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков. Другие ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского — преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Белозерский, святые Павел Обнорский, Сергей Нуромский, Афанасий и Феодосий Череповецкие, Сильвестр Обнорский — также основали на Вологодчине, по благословению учителя, свои обители. Преподобный Дионисий Глушицкий основал несколько монастырей, два из них — Сосновецкий и Покровский — возрождаются сейчас. 78 вологодских святых были связаны с Сергием Радонежским и вошли в собор Вологодских святых. 4 Иван Грозный мог перенести в Вологду столицу Опричник. Художник Сергей Ефошкин Он даже начал там грандиозное строительство — возведение каменного детинца (кремля). Этот проект чуть было не перетянул на себя основные и на тот момент не слишком великие ресурсы Московского государства. Вологодский кремль в новом по сути городе должен был быть в два раза больше московского. Главный храм — Успенский собор, позднее освященный в честь Софии Премудрости Божией, — был выстроен по велению царя. Роспись западной стены Софийского собора музейные экскурсоводы в советское время называли «самым большим Страшным Судом в Советском Союзе». Могло случиться, что столица перешла бы из Москвы в Вологду, но по разным причином этого не произошло. Удобно расположенная на торговом пути, ведущем из Европы (Англии) через Архангельск в Сибирь, Вологда в XV–XVI веке была важным торговым перевалочным пунктом для европейских и русских купцов и промысловиков. Иван Грозный включил несколько городов Вологодчины в свою опричнину. Из самой Вологды царь хотел сделать себе новую опричную резиденцию, видя город «воротами» на пути к Белому морю и оттуда — в Европу (куда рассчитывал эмигрировать в случае успешного боярского заговора). Но когда строительство было уже почти закончено, царь передумал и уехал из Вологды в Москву.

http://sever.foma.ru/pochemu-zdes-takoe-...

Благотворительный концерт. Детский Пасхальный фестиваль «Русь Певчая» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 18.30. Петропавловский собор (Петропавловская крепость, 3) Пасхальный звон САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 19.00. Концертный зал Мариинского театра (Декабристов, 37) Н.Каретников «Мистерия апостола Павла» (премьера) 15 апреля 14.00. Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Б.Серпуховская, 24) Хоровая капелла «Светилен» (Сургут) 15.15. Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Б.Серпуховская, 24) Пасхальный звон АЛЕКСАНДРОВ. 17.00. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александровская слобода» (Музейный пр., 20) Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 18.30. Петропавловский собор (Петропавловская крепость, 3) Пасхальный звон САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 20.00. Мариинский театр (Театральная пл., 1) Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер – Валерий Гергиев. В программе: Р.Щедрин «Анна Каренина» (премьера) 16 апреля 15.00. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская наб., 32) Пасхальный звон ВОСКРЕСЕНСК. 15.00. Школа-интернат для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (Московская обл., г. Воскресенск, К.Маркса, 12) Благотворительный концерт. Хоровая капелла «Светилен» (Сургут) 16.00. Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское». Выставочно-концертный зал «Атриум» (просп. Андропова, 39) Благотворительный концерт. Детский Пасхальный фестиваль «Русь Певчая» 20.00. Римско-Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (М.Грузинская, 27/13) Благотворительный концерт. Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва) 17 апреля ЗАРАЙСК. 17.00. Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля (пл. Революции, 2) Хоровая капелла «Светилен» (Сургут) 14.00. Храм Живоначальной Троицы в Серебряниках (Серебрянический пер., 1-а) Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва) 15.00. Колокольня храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе (Покровка, 50/2, стр. 8)

http://e-vestnik.ru/culture/programma_mo...

Торжественное освящение Успенского собора состоялось в августе 1479 года. На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Его пять мощных глав, символизирующих Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, примечательны своей шлемовидной формой. Маковица, то есть верхушка храмовой главы, символизирует пламя – горящую свечу и огненные небесные силы. В период татарского ига маковица становится похожей на воинский шлем. Это лишь несколько иной образ огня, поскольку русские воины почитали своими покровителями воинство небесное – ангельские силы под предводительством архистратига Михаила. Шлем воина, на котором часто помещался образ архистратига Михаила, и шлем-маковица русского храма сливались в единый образ. В древности на православных храмах устанавливали греческие четырехконечные кресты: соединение четырех концов в едином центре символизировало, что высота, глубина, долгота и широта мира содержатся Божией силой. Затем появился русский восьмиконечный крест, имевший прообразом Крест Господень. По легенде, первый восьмиконечный крест Иван Грозный водрузил на центральной главе Успенского собора. С тех пор этот вид креста был принят Церковью повсеместно для установления на храмовых главах. После Божественной литургии 20 мая 2007 г. Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада, обращенного к звоннице, с фресками в нишах. На центральном месте изображена Новозаветная Троица, а в правой нише – Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком. По версии современного исследователя кремлевских храмов И.Л. Бусевой-Давыдовой, так собирательно представлен образ Премудрости Божией: огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток – Божественные тайны. Семь столпов трона иллюстрируют строфу из Священного Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9: 1). По сторонам Софии изображены крылатые Богоматерь и Иоанн Предтеча, их крылья символизируют непорочность и ангельское житие. Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляющий Святую Софию. Над его вратами – огромный Владимирской образ Божией Матери – в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.

http://pravoslavie.ru/3571.html

М. Постникова (ГРМ; см.: Святые земли русской: [Прил. к альбому]: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 343-344. Кат. 300) и на повторяющей ее зеркально прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619). На чтимой некогда иконе такого извода с образом Софии, Премудрости Божией, находившейся «в ризнице Черниговской кафедры», К. был написан также в 5-м ряду ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). На образе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» («…которые обретаются в великом Новеграде и во области Новгородския») 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) его погрудный образ расположен слева в 4-м ряду. Иконография образа «Новгородские чудотворцы» свящ. Георгия Алексеева (1728, ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст./ВНИИР. М., 1984. 9(39). С. 91-95) включает полуфигуру К. в одном из цветков древа. Седовласым старцем с вьющимися волосами на прямой пробор и раздвоенной внизу бородой (куколь на плечах, в руке свиток; надпись: «пр(д): енефонтъ пстын:» (пустынник»)) К. предстает на иконе «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX г. (НГОМЗ). Крайним справа над фигурами святителей на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX - нач. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде) К. изображен с раскрытой ладонью правой руки, в левой держит свиток; немного иначе святой представлен на близкой к ней по рисунку хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902). В правой части композиции образ К. помещен на 2 иконах кон. XIX в. (с поновлениями, в т. ч. имен святых, 2-й пол. XX в.) и на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда иконостаса нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Святой изображен в группе подвижников XIII в. в одной из настенных композиций в галерее русских святых, ведущей в пещерную ц.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

29 февраля – 2 июня Новости Православный собор, построенный по образу Софии Константинопольской, освятили в Варшаве 16.05.2023 12:50 Фomo: ormhodox.pl Варшава, 16 мая. Чин великого освящения нового кафедрального собора Святой Софии Премудрости Божией совершил 14 мая в польской столице митрополит Варшавский Савва. Это первый более чем за сто лет построенный в Варшаве православный храм, реплика всемирно известного константинопольского собора Святой Софии, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на orthodox.pl. Величественный собор создавался как памятник и дань уважения жертвам депортаций и концлагерей: Катыни, Медного, Талергофа, Освенцима, Дахау, Гросс-Розена, Равенсбрюка, Маутхаузена; разрушения православных церквей на Холмщине и Подляшье, Сентябрьской кампании (вторжения нацистской Германии в Польшу в сентябре 1939 года), Варшавского восстания, операции " Висла " (выселения украинского населения из юго-восточных регионов Польши на северные и западные территории, ранее входившие в состав Германии, в 1947 году), а также замученных в 1944 году детей из православного приюта в варшавском районе Воля. «Стены этого храма навсегда останутся свидетелями тех, кто не раз проливал кровь за верность православию и любовь к родному краю», − отмечается на сайте. Торжественные службы в стенах собора Святой Софии возглавил митрополит Савва в сослужении всех архиереев и духовенства из всех епархий Польской Православной Церкви. «Возрадуемся и будем благодарны Богу за этот день», − сказал в своем приветственном слове митрополит Савва, отметивший, что «двери этого храма открыты для каждого, кто переступает его порог с верой, надеждой и любовью, ища у Бога поддержки и утешения в каждодневном несении жизненного креста». Затем был совершен чин великого освящения собора Святой Софии. Песнопения торжественных богослужений исполнили шесть варшавских хоров, а также хор проживающих в Польше верующих дохалкидонской Эфиопской Церкви. Песнопения прозвучали на церковнославянском, польском, греческом, грузинском, амхарском, арамейском и английском языках.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подпишитесь на наш Телеграм Собор Святой СофииПремудрости Божией (532–537 гг.). Стамбул В Европе христианские храмы пачками переделывают в казино и фитнес-центры. В одном из ранних сезонов моего любимого сериала Midsomer Murders английский чудак-миллионер превращает местный храм в ночной клуб и сталкивается с сопротивлением всей деревни. В последнем сезоне того же сериала сельские хипстеры занимаются йогой прямо перед алтарем деревенского собора, и это никого не смущает, кроме настоятеля, которого сценаристы явно высмеивают. В общем, то, что двадцать лет назад еще было в диковинку, сейчас рутина низовой секуляризации. Десятки и даже сотни церквей — многие из них представляют художественную ценность — по всей России ветшают и разрушаются просто потому, что умирают близлежащие деревни. В чем прок восстановления храма, если вокруг него отсутствует инфраструктура, если в него никто не будет ходить, а значит, не на что будет его содержать. Нет денег даже на дорогу к храму, что уж говорить о самом храме. Часовня во имя Великомученицы Анастасии Узорешительницы (1911 г.). Псков Впрочем, и «открыточные» церкви не всегда получают должный уход. Например, часовня святой Анастасии Узорешительницы в Пскове, построенная Алексеем Щусевым и расписанная Николаем Рерихом, находится, по словам сотрудников Псковского музея-заповедника, «в катастрофическом состоянии» и «может быть навсегда утрачена для России». Множество храмов перестают быть храмами и просто исчезают с лица земли, но волнует нас Святая София, в которой уже 567 лет не совершалась Литургия, которая находится на территории полусветской-полумусульманской Республики Турция. Этот факт религиозного сознания не является предосудительным — его нужно просто признать. Для христианского мироощущения существует какой-то храм, который в ценностной иерархии занимает более высокое место, чем Спас на Крови или храм Илии Пророка в деревне Малые Бобыльки Костромской области. Есть храмы, а есть Храм, ХРАМ. Храм Соломона в Иерусалиме (950–586 гг. до н. э.). Возможная реконструкция

http://blog.predanie.ru/article/chto-dem...

Святейший Патриарх Кирилл: В этот день мы особенно чувствуем прикосновение к нам, через освящение воды, Божественной благодати 19.01.2024 12:12:27 МОСКВА 18 января 2024 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления — Крещения Господня. Этот праздник тесно связан с Рождеством Христовым и в глубокой древности был соединен с ним в единый праздник, почему и называется праздник Крещения также словом «Богоявление». Господь пришел в мир в Вифлеемской пещере, но явил Себя миру через Крещение на Иордане, когда голос Бога Отца и сошествие Святого Духа свидетельствовали всем, кто был способен это увидеть и понять, что Бог воплотился и Сын Божий стал Сыном Человеческим, для того чтобы спасти мир. И мы знаем, какой огромный переворот в сознании людей произвела эта Божественная весть. Была создана огромная христианская цивилизация, и людям казалось, что ничто не может поколебать основы христианского мироустройства. Эта цивилизация достигла своего особого расцвета в Византии, и действительно казалось, что благодать Божия сошла на мир. В знак присутствия Бога в мире, промышления Бога о мире в Константинополе был построен величественный кафедральный собор Святой Софии, Премудрости Божией. Он напоминал собой вселенную — огромный купол, совершенно феноменальное по тем временам, да и не только по тем временам инженерное сооружение, был без всяких поддержек распростерт над огромной площадью храма, чтобы тем самым свидетельствовать, что Бог пришел в мир, что высочайшей ценностью человеческой жизни является вера в Бога Творца, а величайшим действием, которым должна быть наполнена наша жизнь, — установление связи человека с Богом.

http://radonezh.ru/2024/01/19/svyateyshi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010