5. Пункт 25 главы V Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «В обязанности Священного Синода входит: о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Митрополичьих округов и Экзархатов; р) утверждение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов». 6. Пункт 6 главы VI Устава Русской Православной Церкви исключить. 7. Пункт 7 главы VI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: а) Управление делами, действующее в составе Московской Патриархии на правах Синодального учреждения; б) Отдел внешних церковных связей; в) Издательский совет; г) Учебный комитет; д) Финансово-хозяйственное управление; е) Отдел религиозного образования и катехизации; ж) Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; з) Миссионерский отдел; и) Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; к) Отдел по делам молодежи; л) Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества; м) Информационный отдел; н) Отдел по тюремному служению; о) Комитет по взаимодействию с казачеством». 8. Пункт 8 главы VIII Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Самоуправляемую Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Самоуправляемой Церкви c последующим утверждением Архиерейским Собором». 9. Добавить главу VII.I в Устав Русской Православной Церкви и изложить ее в следующей редакции: «VII.I. Автономные Церкви. 1. Автономные Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. 2. Решение об образовании или упразднении Автономной Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Архиерейским Собором. 3. Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, в патриархатах церковная власть осуществлялась в единении предстоятеля с собором епископов. Но поскольку регулярные собрания епископов таких обширных областей, какими являются патриархаты, связаны с большими затруднениями и неудобствами, уже в период Вселенских Соборов при патриарших кафедрах образовались постоянные соборы, или синоды епископов. Слово «синод» (греч. σνοδος) означает «собор», но в русском языке оно стало употребляться в значении «малый постоянно действующий собор». В Русской Церкви, входившей с начала канонического устроения в Константинопольский патриархат, высшая власть изначально принадлежала митрополиту с собором епископов. Митрополит созывал епископов на собор и председательствовал на нём. Отпадение Константинопольского патриарха Иосифа II и присланного им на Русь митрополита Исидора в унию послужило, в соответствии с 15-м правилом Двукратного Собора, основанием к исторически назревшему событию — отделению Русской Церкви от Константинопольского патриархата. Преемник Исидора, святой Иона, поставлен был митрополитом в 1448 г. собором русских епископов без утверждения со стороны Константинопольского патриарха. С тех пор, даже после падения унии на греческом Востоке, собор русских епископов самостоятельно избирал Предстоятеля Русской Церкви. Так положено было начало автокефалии Русской Церкви. Порядок управления в автокефальной Русской Церкви строился в соответствии с канонами: Ап. 34, 37; Антиох. 9; I Всел. 4, 5; II Всел. 2; IV Всел. 9, 17, 19. Митрополиты созывали епископов на соборы и председательствовали на них. Принято было за правило, чтобы архиереи собирались в Москву для совещаний не реже одного раза в год. При необходимости епископы собирались чаще. Случалось, что, съехавшись в Москву по требованию обстоятельств, архиереи надолго задерживались в столице, составляя с малыми промежутками времени целый ряд соборов. Иногда собор созывался «из прилучившихся в Москве епископов», подобно Константинопольскому «синоду эндимуса». Для этого почти все архиереи имели в Москве свои постоянные подворья. Соборы Московской эпохи традиционно именовались Освященными Соборами. В их деяниях принимали участие не только архиереи, но также архимандриты и игумены «степенных», то есть наиболее важных монастырей, настоятели кремлёвских церквей и некоторые другие московские пресвитеры, а также носители светской власти — великие князья, впоследствии цари, бояре, но канонически установленными властными полномочиями обладали на них только архиереи.

http://bogoslov.ru/article/6174896

Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года. Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал 96). — Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора? — Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора. Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года ( журнал 104 ) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола. — Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор? С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208784...

Евангелие – дня, и новомучеников (Лк., зач. 105–106). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и новомучеников: «Радуйтеся, праведнии…». Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.). 1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских». Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011) сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 13 марта, во вторник 2й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

д) утверждает постановления Архиерейского Собора; е) создает или упраздняет органы церковного управления; ж) определяет характер отношений с государственными органами, а также религиозными организациями (объединениями) иных юрисдикций и вероисповеданий; з) утверждает порядок владения, распоряжения и пользования имуществом Русской Православной Церкви. 8. Архиерейский Собор состоит из архиереев Русской Православной Церкви и созывается Патриархом или Священным Синодом по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года. По предложению Патриарха, Священного Синода или 1/3 членов Собора может быть созвано внеочередное заседание Собора. 9. Архиерейский Собор: а) создает и упраздняет епархии, синодальные учреждения, Духовные учебные заведения общецерковного значения и утверждает положения, регулирующие их деятельность; б) утверждает решения Священного Синода; в) рассматривает и одобряет расходы общецерковного бюджета. 10. Священный Синод: а) осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в период между Поместными и Архиерейскими Соборами; б) принимает Гражданский устав Русской Православной Церкви, а также вносит в него изменения и дополнения; в) организует внутреннюю и внешнюю деятельность Русской Православной Церкви; г) осуществляет взаимоотношения с государственными организациями и иными религиозными объединениями; д) решает вопросы, связанные с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду подразделений Русской Православной Церкви (синодальных учреждений, экзархатов, епархий, миссий, подворий, представительств и т.д.), и утверждает Положения (Уставы) об их деятельности; е) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви. 11. Постановления, принимаемые Поместным Собором, Архиерейским Собором, и определения Священного Синода вступают в силу с момента их принятия. 12. Патриарх (официальный титул: " Святейший Патриарх Московский и всея Руси " ): а) возглавляет Священный Синод и председательствует на его заседаниях;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1338...

После этого он, по меньшей мере, дважды был отстранен от управления Украинской Церковью. Впервые – на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 6-7 мая 1992 года, когда ему было запрещено «в период до Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля». Тогда же были признаны недействительными все прещения, которые налагались бывшим митрополитом Киевским на сторонников единства с Русской Православной Церковью. Второй же раз Филарет Денисенко был отстранен от управления Украинской Церковью на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 мая 1992 года, после того, как проигнорировал первое прещение. Именно тогда, 21 мая, при участии архиереев Украинской Православной Церкви, Синод и поручил митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму как старейшему иерарху Украинской Церкви созвать и провести Архиерейский Собор Украинской Церкви для избрания нового Предстоятеля. Тем же заседанием Синода было определено, что до выборов Предстоятеля Украинской Православной Церкви временное управление ею передается митрополиту Никодиму. Несмотря на то, что бывший Первоиерарх Украинской Церкви проигнорировал решение Синода от 6 мая, а решения расширенного Синода от 21 мая объявил «необоснованными и недееспособными», он не мог опровергнуть по существу их каноническую правомочность. По состоянию на май 1992 года, и в соответствии с Уставами как Украинской, так и Русской Церкви, Украинская Православная Церковь обладала широкими правами самоуправления в рамках кириархальной Церкви. Ее Предстоятель, будучи постоянным членом Священного Синода Русской Церкви, и ее архиереи принимали участие в заседаниях Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви наравне с другими иерархами Московского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/53874.html

Слово «экуменизм» не упомянуто ни в резолюции, ни в послании Всезарубежного Собора . Тем более вопрос о нем не выдвинут условием для единения. Сам термин расплывчат и легко вызывает распри. Собор мог, конечно, употреблять любые угодные ему термины, но посмотрим, как он сказал об этом. В резолюции указано на внутрисоборные обсуждения и на смущение паствы, т. е. на пастырский аспект и желательность устранить то, что вызывает смущение. Вот что сказано Собором: «Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна». Собор мог выдвинуть условием любых дальнейших шагов в вопросе единения скорейшее прекращение членства Московского Патриархата в ВСЦ. Несомненно, выход Московского Патриархата из ВСЦ будет приветствоваться всей Русской Зарубежной Церковью – она ведь не отказывается от своих принципиальных позиций в отношении экуменической деятельности даже при наличии, в данном случае, мягкой формулировки. Однако, на фоне того, что могло быть сказано и сказано все же не было, ярче всего видно, что Собор ни этого вопроса, ни других не выдвигал каким-то условием для дальнейших решительных канонических шагов. Говорить о том, что данная просьба один из примеров требований и принципиальных разногласий, без предварительного устранения которых все можно заморозить, – не соответствует соборному согласию и духу. В том же смысле Собор сказал и про все остальные неразрешенные и возможные вопросы: «Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы». Сознание того, что некоторые вопросы вообще смогут быть полноценно поставлены и верно разрешены только после восстановления единства Русской Церкви, на Соборе сопутствовало сознанию того, что не следует в идущей работе выдвигать новых претензий и требований. Именно поэтому упование на Поместный Собор выражено в резолюции Всезарубежного Собора так, а не как-то иначе.

http://pravoslavie.ru/524.html

Статья Соборная деятельность Русской Православной Церкви в СССР представляет собой чрезвычайно важную и малоизученную проблему. Известно, что со времен Поместного Собора 1917–1918 гг. Русская Церковь, оказавшись в условиях несвободы и почти не прекращающихся гонений со стороны советской безбожной власти, практически была лишена возможности свободно реализовывать свое соборное начало и открыто выражать суждение по всем волнующим ее членов вопросам государственной, общественной и церковной жизни. Однако соборная жизнь Русской Православной Церкви в советском государстве не прекратилась. Она была возобновлена в годы Великой Отечественной войны и ознаменовала собой возрождение русского православия в рамках, дозволенных правительством СССР и лично главой советского государства И. В. Сталиным. Известно, что все Поместные и Архиерейские Соборы советской эпохи, проходившие в период с 1943 по 1988 гг., вели свою работу под строгим контролем государственного органа — Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совета по делам религий) при СМ СССР и, в сущности, не предусматривали свободного выражения мнений и волеизъявления их участников. Все решения этих Соборов были заранее проработаны и согласованы с гражданской властью. Однако среди всех соборных деяний советской эпохи были и такие, которые едва ли вписываются не только в канонические рамки, но и в рамки приличия, свойственного дипломатическому взаимодействию между Церковью и государством. Одним из таких событий в жизни Русской Православной Церкви стал Архиерейский Собор 1961 г., состоявшийся 18 июля в Троице-Сергиевой лавре. Формально Собор был приурочен к дню памяти прп. Сергия Радонежского. Причиной его созыва стала необходимость церковной легитимизации приходской реформы, проводимой руководством Московской Патриархии под давлением гражданской власти. 18 апреля 1961 г. Священный Синод принял журнальное постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Оно требовало от священников, занимавших должности настоятелей, передать административные полномочия исполнительным органам приходов, состоящим из мирян. В результате священнослужители оказались полностью отстранены от финансово-хозяйственной деятельности религиозных объединений. Однако данное требование соответствовало только действующему государственному законодательству — постановлению ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» 1929 г. С церковно-канонической точки зрения оно выглядело совершенно незаконным, так как главенствующее положение священника в приходе было прописано в paздeлe IV «O приходах» важнейшего документа — «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятого в 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Таким образом, задачей Собора 1961 г. стало устранение этого формального противоречия путем внесения поправок в «Положение об управлении».

http://bogoslov.ru/article/6176448

Перед отбытием из России члены делегации выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Нас ободрило то, что в епархиях, которые мы посетили, вместо прений и отвлеченных рассуждений идет целеустремленная работа по просвещению верующих, работа с детьми и молодежью, помощь нуждающимся и издательская деятельность... На фоне всего этого особенно болезненно воспринималась рана разделения на Теле Русской Церкви... Равнодушие к оздоровлению церковной жизни в России невозможно... Мы ощутили рост взаимного доверия и ко всему приступали с молитвой. Члены нашей делегации единодушны в своих наблюдениях, оценках, радостях и переживаниях». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его милость, явленную в существенном улучшении отношений Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью. 2. Выразить удовлетворение по поводу состоявшегося официального посещения Русской Православной Церкви Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром и надежду, что этот визит послужит осуществлению богоугодной цели восстановления канонического церковного единства. ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Сообщение СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА о состоявшемся возвращении в Россию из США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, в 1383 г. принесенная на русскую землю и находившаяся в Тихвинском Успенском монастыре, в 1944 году была вывезена в США и пребывала в Чикаго. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию (См. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 1 от 25 марта 2004 года). 21 июня 2004 года в сопровождении делегации Русской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Тихвинская икона Божией Матери специальным авиарейсом была доставлена из Чикаго в Ригу, где чудотворный образ находился в Христорождественском соборе до 23 июня. Накануне дня отправления иконы в Москву собор посетила Президент Латвии госпожа Вайра Вике-Фрейберг и поклонилась православной святыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

Собор Равеннский в 967 году при папе Иоанне, состоявший из епископов Италии, Германии и Галлии происходил в присутствии бесчисленного множества клира и народа. Таким образом, поместный собор в цветущее время вселенской церкви был всецерковным собранием, какие бы темы ни были предметом его рассуждений и определений. Это был светлый праздник поместной церкви, участия в котором не был лишен ни один полноправный (т. е. не отлученный от общения) член церкви, но прибавим – каждый в своем чине. Состав вселенских соборов Канонические кодексы обыкновенно состав каждого из вселенских соборов определяют в цифрах, напр. I-й вселенский собор есть «собор 318 св. отец», II-й «собор 150 св. отец», IV-й – «собор 630 св. отец» и т. д. Напротив исторические источники, а также и самые деяния этих соборов несомненно свидетельствуют о том, что в действительности на каждом из этих соборов кроме «отцов» его было и еще так много других лиц, принимавших деятельное участие в соборных совещаниях и рассуждениях, что каждую из цифр кодекса должно увеличить по крайней мере втрое (предполагая, что при каждом епископе было на соборе по два лица – пресвитерской степени), чтобы получить исторически верное представление о численном составе каждого из вселенских соборов. Это в особенности должно сказать о первом вселенском соборе. Кроме 318-ти «отцов» здесь присутствовало очень много лиц, являвшихся на собор как для рассуждения и состязания о вере и вообще для выяснения своих догматических мнений, так и по церковно-тяжебным делам между собою. Не говоря о клире и верных (т. е. полноправных членах – мирянах) здесь были даже язычники – философы, вступавшие в философско-богословские дебаты с отцами собора. В русском переводе Деяний I вселенского собора приведена довольно обширная беседа одного из философов с отцами собора, результатом которой было его обращение к православной церкви. На IV вселенском соборе кроме 630 «отцов» собора – епископов присутствовали представители высшей государственной аристократии, всех ведомств государственного управления, в малом виде все византийское государство. Как много собралось из разных стран клириков и монахов для присутствования на соборе, об этом можно судить из указа Императрицы Пульхерии к военачальнику Вифинии, уполномочивавшего «с полною властью всячески изгонять из города (Никеи, где первоначально предназначался IV вселенский собор) и из самых этих областей как клириков, проживающих там без нашего приглашения или без дозволения своих епископов, так и монахов и мирских, которых никакая причина не призывала на собор».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010