3. Совместное осуществление права на свободу вероисповедания и распространения православной христианской веры, а также попечение о религиозно-нравственном просвещении общества включает в себя: а) совершение обрядов, шествий и церемоний; б) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации (газеты, журналы, религиозная литература, теле- и радиопрограммы и иные формы публичного распространения массовой информации, в том числе и собственные); в) миссионерскую деятельность; г) дела милосердия и благотворительности; д) религиозное обучение и воспитание; е) подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее); ж) паломничество; з) иную деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви. II. Структура и управление Русской Православной Церкви 4. Русская Православная Церковь есть единое централизованное религиозное объединение, включающее в себя иерархически подчиненные структурные подразделения, в том числе Московскую Патриархию, синодальные учреждения, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, Духовные учебные заведения, братства, миссии, представительства и подвория, находящиеся на территории СССР и за границей. 5. Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом. 6. Поместный Собор, состоящий из архиереев, представителей священства, монашества и мирян, созывается Патриархом, Священным Синодом или Архиерейским Собором по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет. Нормы представительства и порядок избрания делегатов на Собор устанавливаются Священным Синодом. 7. Поместный Собор: а) принимает канонический Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения; б) утверждает гражданский Устав Русской Православной Церкви и возможные последующие его изменения и дополнения; в) решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Церкви, и обеспечивает ее единство; г) избирает Главу Русской Православной Церкви Патриарха;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1338...

Интересно, что несмотря на крайнюю антимосковскую направленность УАПЦ, ее «собор» послал обращение к проходившему почти в то же самое время Поместному Собору Русской Православной Церкви, избиравшему своего Предстоятеля. В обращении говорилось, что УАПЦ призвана ликвидировать пропасть, возникшую между Русской Церковью и украинским народом из-за якобы «русификаторской политики» Московского Патриархата с.425]. У Поместного Собора Русской Православной Церкви взгляд на раскольников из УАПЦ был совершенно другим. Еще накануне соборных заседаний митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), управляющий делами Московской Патриархии (ныне митрополит Киевский и всея Украины), дал развернутое интервью корреспонденту ТАСС с. 9]. В нем митрополит среди причин, побудивших Русскую Церковь безотлагательно приступить к выборам нового Предстоятеля еще до истечения сорока дней с момента кончины Патриарха Пимена, указал и церковную смуту на Украине. Одним из факторов, породивших ее, Владыка назвал наряду с униатским экстремизмом и «раскольническую деятельность так называемой Украинской автокефальной православной Церкви» с. 9]. Поместный Собор, проходивший в Троице-Сергиевой Лавре 7-8 июня и избравший новым Предстоятелем Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), в своих определениях коснулся и чрезвычайно осложнившейся религиозной ситуации на Украине. Собор отметил, что униатская проблема до крайности обострила взаимоотношения Русской Православной Церкви и Ватикана, подорвала надежду на успешное продолжение православно-католического диалога. Собор также осудил действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине. При этом еще раз были отмечены пагубные последствия отступничества бывшего епископа Иоанна (Боднарчука). Собор отмечал, что «справедливое стремление к самоуправлению Православной Церкви на Украине, вместо того, чтобы осуществляться в рамках церковных канонов с сохранением церковного единства, пошло по ложному пути разделения со всеми вытекающими из этого пагубными последствиями»

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Вскоре после митрополита Лавра прибывает и Его Святейшество. Зачитывается акт и на амвоне Патриарх Алексий и митрополит Лавр ставят свои подписи под документом. Все следят, затаив дыхание.   Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке. Как давно все ждали этих слов. «Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего», — сказал Патриарх, озвучивая то, что думали в этот момент сотни стоящих в храме людей. На подписании акта присутствовал Президент России Владимир Путин. Его появление на амвоне вызвало среди присутствующих радостное оживление, многие, особенно зарубежные гости вполголоса отмечали, что Президент и крестится правильно, и кланяется, когда положено. «В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом», — сказал Президент в своем обращении .   «Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера. Всюду — куда бы судьба ни забрасывала наших людей — первой их заботой было возведение храма.

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

Собор вынес постановление «иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви», ибо большинство епископата, клира и мирян Украинской Православной Церкви выступило в преддверии Собора против немедленного предоставления автокефалий. Архиерейский Собор был согласен в том, что митрополит Филарет как Предстоятель Украинской Православной Церкви не в состоянии уврачевать существующие разделения и нестроения в Церкви. Собор принял к сведению заявление митрополита Филарета о его готовности во имя церковного мира на Украине подать прошение об освобождении от обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви. При этом он сказал: «Я даю архипастырское слово, что такой Собор (имелся в виду Собор, которому предстояло избрать Предстоятеля Украинской Церкви) будет проведен, что никакого давления не будет ни с чьей стороны. То, что его не будет с гражданской стороны, я уверен, но его не будет и с моей... Вы будьте уверены, что я не буду Предстоятелем». Свое обещание оставить Киевскую кафедру митрополит Филарет дал перед Крестом и Евангелием. Постановления Архиерейского Собора встретили одобрение большинства духовенства и мирян Украины и открыли путь к преодолению разногласий и разделений, к созиданию церковного мира. Вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию в Украинформагентстве, на которой обвинил отцов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в оказании на него давления. Митрополит Филарет заявил, что дал отцам Собора неискреннее обещание оставить пост Предстоятеля Украинской Церкви, на деле же намеревается сохранить его за собой до конца жизни. В связи с этим 30 апреля с. г. в Житомире состоялось собрание архиереев, представителей духовенства, монашествующих, православных братств и мирян Украинской Православной Церкви, выразившее недоверие митрополиту Филарету ввиду «его преднамеренного обмана отцов Архиерейского Собора Матери-Церкви». Этот обман был квалифицирован собранием кик клятвопреступление. Собрание настаивало на безотлагательном созыве Архиерейского Собора Украинской Церкви для принятия отставки митрополита Филарета и избрания нового Предстоятеля.

http://bogoslov.ru/article/373534

Статья 2. Предназначение церковных судов. Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви. Статья 3. Делегированный характер церковного судопроизводства. 1. Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, именуемому в дальнейшем тексте настоящего Положения «Архиерейский Собор». Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется также  Священным Синодом Русской Православной Церкви,  именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Священный Синод»,   и Патриархом Московским и всея Руси.  Осуществляемая Общецерковным Судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Общецерковному суду. 2. Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям.  Епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по делам о совершении церковных правонарушений в случае, если данные дела не требуют исследования. Если дело требует исследования, епархиальный архиерей передает его в епархиальный суд. Осуществляемая в данном случае епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея, которую епархиальный архиерей делегирует епархиальному суду. Статья 4. Единство судебной системы Русской Православной Церкви. Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: Статья 5.  Язык церковного судопроизводства. Закрытый характер рассмотрения дел в церковном суде. 1. Церковное судопроизводство на Архиерейском Соборе и в Общецерковном суде  ведется  на русском языке. 2.  Рассмотрение  дел в церковном суде является закрытым. Статья 6. Правила наложения канонического прещения (наказания). Примирительная процедура урегулирования разногласий. 1. Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению.

http://e-vestnik.ru/docs/tserkovnyy_sud_...

Окончив магистерский курс в православном богословском Свято–Сергиевском институте в Париже (2001–2003), о. Иакинф два года жил в Петербурге, где защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете Санкт–Петербургского государственного университета. С 2005 года о. Иакинф является директором научно–церковного центра «Истина» в Париже, специализирующегося в православно–католическом диалоге, а также главным редактором одноименного журнала. Он преподает экклезиологию на богословском факультете Парижского университета и состоит в православно–католическом богословском комитете Франции. Священник Илья Соловьев   Вступительное слово Поместный Собор 1917–1918 годов является, без сомнения, важнейшим событием истории Русской Православной Церкви. По времени Собор совпал с одним из самых трагических периодов в истории России – с эпохой падения монархии и перехода власти в руки безбожников. Собор открылся 15(28) августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. У власти еще находилось Временное правительство, однако дни его были сочтены. После того, как в октябре 1917 года власть в России захватили большевики, Собор продолжал работу еще в течение десяти с половиной месяцев. Собор 1917–1918 годов был самым многочисленным, самым продолжительным и одним из самых плодотворных за всю историю Русской Церкви. В ходе Собора были приняты решения по многим ключевым вопросам церковной жизни. Первый церковный Собор после 1667 года, Поместный Собор 1917–1918 годов с удивительной смелостью затронул весь спектр вопросов, поставленных перед Церковью общественными переменами. Речь на Соборе шла и о реформе церковного управления, и о миссии, проповеди , литургии, и о проблемах монашеской и приходской жизни. Многие из рассмотренных на Соборе тем актуальны по сей день. Некоторые из соборных решений позволили Церкви выжить в трудные годы гонений и заложили основы ее нынешнего расцвета. Судьбоносным для Русской Церкви стало решение Собора о восстановлении патриаршества, упраздненного в ходе петровских реформ начала 18 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Его Святейшества, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления. Затем председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению новомучеников и исповедников ХХ века и других подвижников веры и благочестия. Во второй половине дня после обстоятельной дискуссии Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. К Собору новомучеников и исповедников ХХ века причислен и ряд местночтимых святых. Собором прославлены как страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников Российских Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Деяние Собора, в частности, гласит: " В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры " . Канонизированы и другие святые, послужившие Богу и Церкви в разные исторические периоды. Собор заслушал доклад председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 15 августа продолжил свою работу Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В первой половине дня был представлен доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Заслушав доклад и имев обстоятельную дискуссию, отцы Собора постановили одобрить Основы социальной концепции.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

Статья 3: " В своей жизни и деятельности  Украинская Православная Церковь  руководствуется Определением Архиерейского  Собора Русской Православной  Церкви 1990 года " Об Украинской  Православной Церкви " , Грамотой  Патриарха Московского и всея  Руси 1990 года и Уставом Украинской  Православной Церкви, который утверждается  ее Предстоятелем и одобряется  Патриархом Московским и всея  Руси " . Эта статья определяет те канонические источники, которыми в своей деятельности руководствуется Украинская Православная Церковь. Выражение " одобряется Патриархом Московским и всея Руси " взято из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 4: " Органами церковной власти  и управления Украинской Православной  Церкви являются её Собор и  Синод, возглавляемые её Предстоятелем, носящим титул " Блаженнейший  митрополит Киевский и всея  Украины " . Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве "  - этот пункт из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 5: " Предстоятель Украинской Православной  Церкви избирается епископатом  Украинской Православной Церкви  и благословляется Святейшим  Патриархом Московским и всея  Руси "  - из Определения 1990 года. Статья 6: " Имя Предстоятеля поминается  во всех храмах Украинской  Православной Церкви после имени  Патриарха Московского и всея  Руси "   - из действующего Устава Русской Православной Церкви. Статья 7: " Архиереи Украинской Православной  Церкви избираются ее Синодом "  - из Определения Собора 1990 года. Статья 8: " Решение об образовании или  упразднении епархий, входящих в  Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных  границ принимаются её Синодом  с последующим утверждением Архиерейским  Собором " . Эта статья взята из Определения Архиерейского Собора 1990 года и дополнена в соответствии с многолетней практикой указанием об утверждении таких решений Архиерейским Собором. Статья 9:   " Архиереи Украинской Православной  Церкви являются членами Поместного  и Архиерейских Соборов и участвуют  в их работе в соответствии  с разделами II и III настоящего Устава  и в заседаниях Священного  Синода "  - из действующего Устава Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

далее... Решением IV Всезарубежного Собора Церковь Русского Зарубежья и РПЦЗ воссоединятся   В принятой на четвертый день рабочих заседаний собора в Сан-Франциско резолюции говорится: " Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями во Отечестве и за рубежом " . далее... Восстановлено единство Русской Церкви   Четвертый Всезарубежный собор, который проходит с 6 по 14 мая в Сан-Франциско, принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. За принятие резолюции проголосовали почти единогласно, против высказались менее 5%. далее... Православные готовы преодолеть раскол   Русская православная церковь и Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) близятся к преодолению 80-летнего раскола. Делегаты IV Всезарубежного Собора Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) подавляющим большинством приняли решение о восстановлении связей с Московским Патриархатом. далее... В Госдуме приветствуют грядущее воссоединение Русской Православной Церкви   Вице-спикер Госдумы от фракции " Единая Россия " Вячеслав Володин назвал историческим решение Русской церкви за рубежом восстановить единство с Церковью в Отечестве. далее... Утвердит ли Собор архиепископов решение РПЦЗ?   IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) единодушно выразил решимость восстановить единство с Церковью в Отечестве. Решение принято, но оно неокончательное и даже необязательно к исполнению, это всего лишь рекомендация Собору архиепископов, который должен пройти в Сан-Франциско на следующей неделе. далее... Православная церковь: конец 80-летнему расколу   Четвертый Всезарубежный собор Русской православной церкви за границей принял решение восстановить единство с Церковью в России. в соборе приняли участие порядка 150 архиерее, клириков и мирян зарубежной церкви из разных стран. далее... Русская церковь воссоединяется после раскола в XX в.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Важность нового Закона состоит также, в том, что Русская Православная Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. От имени Полноты Русской Православной Церкви Архиерейский Собор выражает глубокую благодарность Верховному Совету СССР за труды по разработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и за его принятие. Архиерейский Собор с благодарностью свидетельствует об активном участии архиереев, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви в различных формах обсуждения проекта Закона и о ценных предложениях по его содержанию, какие направлялись ими в Верховный Совет СССР. Архиерейский Собор особо отмечает большой вклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принимавшего самое непосредственное участие в разработке законопроекта и в его принятии Верховным Советом СССР. В процессе обсуждения законопроекта Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод Русской Православной Церкви, епархиальные съезды принимали обращения и заявления в адрес государственных властей, высказывая свои замечания и предложения по поводу готовящегося Закона. Эти предложения внимательно рассматривались государственными инстанциями и, как правило, получали положительное решение. Высоко оценивая в целом содержание Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Архиерейский Собор вместе с тем отмечает несколько принципиальных, имеющих для жизни Русской Православной Церкви (и, полагаем, для других Церквей и религиозных объединений) весьма важное значение положений, к сожалению не получивших отражения в принятом Верховным Советом СССР тексте Закона, о насущной необходимости которых церковная сторона неоднократно заявляла в процессе обсуждения законопроекта: 1.       В главе II «Религиозные организации в СССР» отсутствует четкое определение и перечисление религиозных организаций по категориям, определяющимся их структурными и функциональными особенностями. Было бы естественно и закономерно прежде всего провозглашение юридического лица за Церковью в целом (или Духовным Управлением, или иной целостной религиозной организацией, состоящей из общин и других религиозных учреждений), а затем, по принципу канонической принадлежности к ней, за ее общинами, монастырями, духовно-учебными заведениями, за находящимися в ее ограде религиозными братствами, миссионерскими обществами и др. Из этого следует необходимость отражения в главе II Закона также и того обстоятельства, что выход из состава Церкви автоматически влечет за собой для данной составной части религиозного организма утрату юридического лица. В этом случае недвижимое и иное имущество общины или другого религиозного учреждения остается во владении или ведении Церкви независимо от ее (общины) дальнейшей судьбы. Последнее относится уже к главе III Закона «Имущественное положение религиозных организаций».

http://bogoslov.ru/article/373504

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010