Появление подпочвенной воды в южной части подвального помещения собора вызвано тем, что при советской власти была нарушена (вольно или невольно) дренажная система, отводящая подпочвенные воды от собора в сторону ж/д вокзала по бывшему Крещенскому (ныне Красному) спуску. Потому-то в 70-80-е годы новочеркасцы часто удивлялись тому, что асфальт на Красном спуске " плывет " вниз к вокзалу, что нередко на спуске появляются глубокие обвалы и промоины. Раз подземная дренажная система нарушена, то подпочвенной воде некуда идти и она пробивает себе возможное русло, в том числе под асфальтом, который не имея положенной по технологии многослойной " подушки " , поднимается водой и " плывет " по течению, в данном случае вниз к железной дороге. В начале 90-х годов группа ученых во главе с профессором, доктором технических наук Ю.Мурзенко в составе кооператива " Изыскатель " провела всестороннее обследование состояния Вознесенского собора, на основе чего был создан научно-технический паспорт здания. В нем отражены результаты исследований и рекомендации к тому, как надо осуществлять контроль за его дальнейшей ситуацией. Исследования показали, что собор стоит сегодня на " глиняном плывуне " , обезвоживание которого может привести к осадке фундамента и нарушению общего стабильного положения собора. С осени 1990 года понемногу стали ремонтировать и реставрировать нижний подвал собора (гл. реставратор Н.Д.Бурдина), где находится усыпальница великих людей Дона. При осмотре полов с разрушившимся бетоном над 24 саркофагами было решено проверить много лет ходившие слухи о том , что эти захоронения раскрыты в первые годы советской власти и осквернены. 1 марта 1992 года комиссия, сформированная по указанию Донского Атамана С.А.Мещерякова из представителей казачества, после совершения литии, вскрыла древние захоронения. Открытые саркофаги представляли ужасное зрелище. Здесь находились черепа, кости, строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона.

http://sobory.ru/article/?object=01849

В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. Как же можно было войти в коммунизм, объявленный Н.С.Хрущевым, при работающих церквях и в частности, действующем соборе? Но жизнь брала свое. Каждая такая идеологическая компания приходила и в скором времени уходила. Собор выстоял. Он продолжал действовать, несмотря ни на внешние причины, ни на внутренние раздоры. В среде церковнослужителей собора не раз возникали в 70 и 80-е годы различного рода жалобы на неправильные действия отдельных священников, дьяконов, старост собора. А последних сменилось немало. Городские власти, куда попадали эти жалобы, пытались их рассматривать, но в большинстве случаев от них отмахивались, считая их внутренним делом общины собора, надеясь на то, что чем больше раздора, тем ближе к закрытию собора. В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только " лицевую " часть западного фасада. Работы проводились " шабаями " , а не реставрационными мастерскими, которые за свою качественную работу требовали больших средств, т.е. подвернувшимися с улицы " мастерами " . " Шабаи " брали меньше, чем реставраторы, но и делали значительно хуже них. Попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись, в частности, на хорах, также давала печальные результаты. Средства уходили, а живопись продолжала осыпаться. Немало оказалось проблем и с водой, которая постоянно затапливала южную часть подвала собора и подземный ход в бывший Архиерейский дом (ныне Дом офицеров). Многие попытки ее откачки серьезных результатов не давали, да и по мнению авторитетных ученых сложившийся водный баланс лучше не трогать, а воду не откачивать, так как при ее отсутствии разрушительные процессы в нижней части собора могут стать необратимыми и губительными.

http://sobory.ru/article/?object=01849

В эти два года в соборе восстановили строительные леса, которые были сметены обрушившимся куполом и устроена временная деревянная крыша. Убрали мусор и работы ... остановились. Стали разрабатывать новую смету достройки. 15 января 1866 г. объявили торги на достройку здания собора. Но на торги никто не явился. Вторые торги, назначенные на 16 мая, не объявлялись. Только в 1868 г. при Войсковом Наказном Атамане А.Л.Потапове положение несколько изменилось, и была выработана смета, которая устроила Императора. Он подписал ее 1 августа 1868 г. Согласно новой смете вялые работы по достройке собора начались в 1869 г. при новом Войсковом Наказном Атамане М.И.Черткове. Атаман доложил в Военный Совет, что некоторые работы ведутся только на колокольне (так как нет средств). Он же предложил упразднить комиссию по достройке собора, которую учредили еще в 1844 г. Члены комиссии, не смотря на то, что во многие годы после обрушения первого и второго собора строительные работы не велись, тем не менее ежегодно получали вознаграждение в сумме 6723 руб. Атаман предложил функции упраздненной комиссии передать вновь учрежденному Комитету по устройству города. Он же предложил уволить архитектора Вальпреда и дать возможность достроить собор другому архитектору. Военный Совет принял эти предложения Атамана. Весной 1872 г. М.И.Чертков назначил комиссию по осмотру собора. Комиссия в целом признала состояние собора хорошим и сочла возможным возобновить его достройку. Но члены комиссии Гавронский, генерал-майоры Ульянов и Боков не согласились с выводом комиссии и выразили особое мнение, которое гласило о том, что качество материалов, использованных при постройке собора низкое, а значит, это может привести к новому несчастью. Выводы комиссии и особое мнение послали в Военный Совет в 1873 г., который только через два года (в 1875г.) решил послать на Дон специальную комиссию от инженерного управления и одного архитектора, которым стал А.А.Ященко. В состав приехавшей в Новочеркасск комиссии включили: профессора архитектуры Бернгардта, его ученика по Академии художеств Гау и инженер-капитана Лимантова.

http://sobory.ru/article/?object=01849

В память об освящении и открытии Новочеркасского войскового собора еще 24 октября 1903 г. начали дело по изготовлению соответствующих медалей. 19 февраля 1904 г. Комиссия по сооружению соборного храма направила начальнику Монетного двора в Санкт-Петербурге прошение об изготовлении медалей в память освящения Новочеркасского Вознесенского собора диаметром в 1,75 вершка, т.е. около 8 см. Медалей заказали: 2 шт. золотых, 100 шт. серебряных, 500 шт. бронзовых, а к ним 102 футляра и 500 коробок. Эскиз медалей прилагался к прошению, подписанному председателем соборостроительной комиссии генерал-лейтенантом Грековым, строителем собора инженер-полковником Лимаренко и непременным членом войсковым старшиной Дюбиным (ГАРО, Ф.354, оп.1, д.782, с.15). Подлинные медали есть в некоторых семейных архивах новочеркасцев. Так, серебряная медаль имеется в домашнем архиве Л.С.Лариной (правнучка протоиерея Тита Климентова, ключаря Вознесенского собора), а бронзовая - в семье К.К.Куликова (сына известного архитектора К.И. Куликова). В память об этом же бывшая Соборостроительная комиссия, согласно постановления Военного Совета от 3 октября 1904г., заказала 500 экземпляров иллюстрированного описания Новочеркасского собора, подготовленного в виде отчета о строительстве храма инженер-полковником К.Х.Лимаренко. Из этого числа 2 экземпляра готовились для царской семьи, 28 экземпляров " золотообрезных в кожаных переплетах " , 70 экземпляров на толстой бумаге в красных тисненных переплетах и 400 экземпляров на обыкновенной бумаге, также в тисненных, но синих переплетах. 10 экземпляров отправили в Цензурный Комитет, 2 экземпляра - царской семье и т.д. Основная часть книг хранилась в Донском музее. Имелись предложения направить по одному экземпляру (130 шт.) во все станицы Области войска Донского, в частности, в библиотеки при школах и училищах. 100 экземпляров направили в свободную продажу по 7 руб. за книгу (ГАРО, Ф.354, оп.1, д.782, с. 63). По итогам работы 12 художников и один декоратор были Высочайше награждены орденами: В.М.Лопатин, архитектор-художник - орденом св.

http://sobory.ru/article/?object=01849

Новочеркасска, назвав их по фамилиям наиболее отличившихся генералов " ( " Донская Церковная Старина " , вып. 1V, 1915г., отд. 11, стр. 108). В частности, переименовали бывший Троицкий проспект в Баклановский в 1909 г. Предлагалось также устроить памятник в честь героев Отечественной войны 1812г., но " ни денег, ни охоты собирать эти деньги у нас не имеется " (там же, стр.111). Первый пункт был выполнен и на углу нынешних улиц Троицкой и Б.Хмельницкого построили " Инвалидный дом " с колоннами, принадлежащий ныне НГТУ, на фасаде которого до сих пор просматриваются цифры " 1812 " и " 1912 " . Память героев Дона стала будоражить не только умы общественности, но и Войскового начальства. В частности, от Войскового Атамана барона фон Ф.Ф.Таубе в Главное управление казачьих войск при Военном министерстве еще 23 июня 1909 г. поступила просьба разъяснить Войсковому правительству - имеет или не имеет оно право " по своему усмотрению помещать в имеющуюся при войсковом соборе усыпальницу прах героев Донского войска? " Проблема возникла в связи с тем, что на первую попытку Войскового правительства (еще весной 1907 г.) принять решение о помещении в эту усыпальницу праха героя Отечественной войны 1812 г. генерала Ефремова, Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир отвечал отказом. Возражение мотивировалось тем, что при строительстве под Вознесенским собором в нижнем подвале 24-х мраморных саркофагов, планировалось хоронить в них не прошлых героев Дона, а нынешних и будущих. Епархиальным начальством особо подчеркивалось то, что если разрешить перезахоронить в усыпальницу собора из хутора Старо-Баклановского Баклановской станицы прах героя Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Ефремова, как героя прошлых лет, то таковых героев на Дону найдется немало и усыпальница быстро заполниться, а тогда некуда будет хоронить героев нынешних и тем более будущих. Переписка по данному вопросу постепенно перекочевала из Военного министерства к Обер-Прокурору Святейшего Синода, а затем и в сам Святейший Синод.

http://sobory.ru/article/?object=01849

31 августа Наказной Атаман генерал от кавалерии М.Г. Власов доносил Императору Николаю I: " Строющийся в Новочеркасске большой соборный храм, сооружение которого войско Донское ожидало с таким нетерпением и так скоро надеялось приносить в нем моления Всевышнему, 29 числа, сего месяца, в 9 часов вечера, внезапно обрушился; окруженный моими соотчичами с достойнейшим и неутешным сотрудником моим генерал-лейтенантом Хомутовым, я предаюсь глубокой скорби, видя наши надежды и многолетние труды и издержки по неисповедимым судьбам Всевышняго вместе с сим зданием в одну минуту поверженными в прах " . ( " Донские Епархиальные Ведомости " , 15 от 21 мая 1905 г., стр.332-333). Примерно об этом же доложили Военному Министру с одновременной просьбой поскорее прислать на Дон начальника V Округа Инженеров Военных поселений полковника Рерберга с архитектором " для осмотра обрушившегося храма, дабы после оного можно было приступить к очистке обвалившегося леса и камней и до прибытия комиссии, открыть путь к самому зданию, в коем должны быть изследованы причины разрушения без чего комиссия должна была бы долгое время в бездействии ожидать окончания сих весьма значительных работ... " (Военно-исторический музей, ф.1., оп.1, д.162227, л.6., копия из архива В.К. Куинджи). В этот же день послали извещение об обрушении Новочеркасского собора Святейшему Синоду за подписью секретаря Донской духовной консистории Платона Дубровного. Получив донесение об обрушении строящегося каменного собора, Государь Император повелел назначить комиссию для изучения причин обрушения и разрешил создать новый проект собора. В состав комиссии включили академика архитектуры И.О.Вальпреда, генерал-майоров Лаврова и Орлова-Денисова. Для окончательного принятия решения на месте решили послать в Новочеркасск Вице-Директора Инженерного Департамента генерал-адьютанта Фельдмана. Причинами обрушения собора признали: возможную осадку фундамента и нерасчитанную до конца тяжесть собора, нарушившую северные подпорные арки. Используемый для удешевления строительства пористый местный известняк ( " грушевский " ) при сильном давлении общей массы возведенного собора, разрушился, сжался и породил обрушение купола.

http://sobory.ru/article/?object=01849

Неудивительно, что желчь своей горечью может согнать с очей бельмо и исцелить их. Удивительно то, как может дым рыбьего сердца, возложенного на горящие уголья, отогнать от человека демонов? Демон, закоптевший и зачерненный дымом страшного адского огня, может ли испугаться рыбьего дыма? Он привык находиться в огне и смрадном дыме, и как может прогнать его дым горящего рыбьего сердца? Некоторые из толкователей Божественного Писания объясняют это так, что Господь Бог, смиряя вознесенную демонскую гордыню, покорил его не только Своим рабам, дав им власть наступать за змию, на скорпиона и на всю силу вражию, но и некоторым бездушным вещам, как, например, некоторым травам, кореньям, цветам, листьям и иным вещам, как и рыбьему сердцу, так что демоны боятся этих вещей и бегают от их воскурения. Подобным образом Бог покорил демона игранию гуслей Давидовых, ибо, когда он мучил царя Саула, а Давид, взяв гусли, пел, играя на них, демон отступал от Саула ( 1Цар. 16:23 ). Другие же говорят, что сердце и желчь той рыбы были только образом врачевства, а под этим образом действовала ангельская сила. Она отогнала беса от девицы Сарры, она же просветила очи старого Товии. Это истолкование кажется нам более верным, чем первое, ибо, поистине, святые Ангелы и бесов от нас отгоняют, и творят всякие исцеления. Однако и сердце, и желчь рыбы не лишены некоторого таинственного значения. Некоторые из богомудрых людей видят в них, в сердце и желчи, преобразования страданий Господа нашего, напоенного желчью и пронзенного копьем в сердце, пылавшее любовью к роду человеческому, подобно горящим углям. Сила же страданий Христовых сокрушила и бесовскую силу, пленив ад и просветив светом веры мысленные очи народов. Мы же, беседуя о прилежном ангельском попечении о нас, должны отсюда заключить, что святые Ангелы, хранители наши, хотят видеть в нас не что-либо иное, как только Господа нашего «Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Предлагая Товии под образом рыбьего сердца и желчи таинственное преобразование Господнего страдания, Ангел предсказал силу самого страдания Господа, то есть предсказал, что оно сокрушит демонов и просветит вселенную и что, если кто-либо помыслит своим умом о страданиях Господних, то он будет страшен для бесов. Сораспинаясь же Христу и вкушая желчь скорбной жизни, он узрит свет славы Христовой в небесном царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Его возведение связано с начавшимся формированием застройки четной стороны современной улицы Горького за счет пространства Базарной площади. План переустройства этой площади, составленный в 1914 г., предусматривал частичную замену деревянных торговых помещений каменными и вносил некоторую регулярность в их расположение. Однако и он не учитывал архитектурной целостности ансамбля. В частности, предполагалось построить каменные лавки между двумя корпусами (колокольным и торговым) и Вознесенской церковью. Проект этот остался неосуществленным. Как культовые учреждения. Георгиевская и Вознесенская церкви перестали существовать в советское время. Они были закрыты, соответственно, в 1930 и 1933 г.г., в первой размещался музей, склад стройматериалов, вторую приспособили под водонапорную башню. Церковные интерьеры оказались утрачены. Если княжеская усадьба сохранилась лишь частично, то практически все строения ансамбля Вознесенской церкви дошли до наших дней. Лишь северо-западная башня и колокольный корпус находятся в руинированном состоянии. Ансамбль в Лыскове – один из немногих ансамблей торговых площадей эпохи классицизма начала XIX в., сохранившихся на территории Нижегородской области. Постановлением Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 г. он был взят на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского (по современной терминологии – федерального) значения. Вместе с тем, градостроительное значение ансамбля так и не было в полной мере оценено и в советское, и постсоветское время. Возобладала вышеуказанная тенденция, направленная на ликвидацию огромной Базарной площади. Южная часть ее застраивается комплексом пожарной части, появляется кинотеатр, разбивается небольшой парк. Все это перекрыло вид на ансамбль Вознесенской церкви с дальних точек при въезде в центр города. Некоторое время пожарная часть была отделена от ансамбля сквером. В настоящее время он ликвидирован за счет расширения служб МЧС и появления здесь строений мясокомбината, которые вплотную подступили к зданию Георгиевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02580

(Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] Голова нараду з питань збереження об " спадщини Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] рада з культури провела нараду та культури У продовжиться ансамблю Донського монастиря Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] з дня народження : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко з ключовими словами життя – – Миколай Чудотворець – – та – нагороди   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирил з ректором О.Г. Кирил з членом Бюро союзу А.Р. Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у " робоча Кирила заступниками голови руського народного собору Кирила заступником мера Москви в Москви з питань житлово-комунального господарства, Департаменту ремонту м. Москви та виконавчим директором Фонду Храму Христа Спасителя Кирил прийняв митрополита Будапештського Угорського   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4301216...

И пророк Аввакум, земной и облеченный плотию, легко был перенесен бесплотным ангелом из пределов Иерусалима в Вавилон, когда нес пищу пророку Даниилу, содержавшемуся во рве львином: он вошел туда и вышел невредимым, сохранивши печати над рвом в целости, в предзнаменование гроба Христа. Как Христос от смерти ада, и пророк восстал, избавившись от кровожадных зверей и отправивши в ад тех, которые его самого (раньше) в ад низвели. И как в отношении халдеев, так и здесь совершился нелицеприятный суд определения Господа, «творящаго ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный» ( Пс.103:4 ): так называются в Священном Писании блаженные ангелы потому, думаю я, что они очищают людей от страстей, сжигают и наказывают врагов Божиих и сообщают свет непросвещенным людям. 8 . Далее, ангелы являются в образе коней, как говорит Захария, потому, что все божественное быстроходно. Являются и в образе колесниц, потому что обходят небесные сферы и там обитают. Ибо говорит Писание: «глас грома Твоего в колеси» ( Пс.76:19 ). Посему и Илия Фесвитянин на огненной колеснице был вознесен от земли. Этот прообраз понятен: он означает запряженную четверней, т.е. из четырех стихий составленную, колесницу нашей природы, с которой вознесся на небо Бог Слово, носивший ее и управлявший ею, по Своему желанию. Кони же царских колесниц являются образом святых ангелов. «Колесница Божия тмами тем тысяща гобзующих» и празднующих ( Пс.67:18 ). И Даниил видел в видении мужа человекообразного, сидящего на престоле, Бога, «Ветхаго денми. И тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» ( Дан.7:9–10 ). Но все это и подобное этому изображено в Ветхом Завете, как бы в видениях и откровениях, ибо ни существа Божия, ни формы Его, ни образа, ни вида, ни красоты Его никто из облеченных плотию никогда не видел, и видеть не может, как Священное Писание нас научает. Но и существа ангелов также никто не видел и не может видеть. 9 . Но перейдем от сени (ветхозаветной) к Новому Завету и рассмотрим яснее служение ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010