Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человече ского и пить Крови Его " (Ин. 6, 53), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим. III Вселенский Собор (113, 520). Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших. Бескровную Жертву, совершающу юся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостро ительства Его, не называл " образом " Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: " если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6, 53; 56); и еще: " приимите, ядите: сие есть Тело Мое " (Мф. 26, 26), но Он не сказал: " приимите, ядите образ Тела Моего " Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, " образом " , но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде чем совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть хлеб и вино " вместообразными " , но по освящении они становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем. Деяния VII Вселенского Собора (113, 521).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Возник этот вопрос, и церковь его решила: мы о приехавших заботимся так же, как о наших местных. Сегодня мы тоже начинаем иногда это осознавать. Есть люди, которые постоянно проявляют заботу. Вот сейчас мы с вами находимся в помещении, где собираются разные благотворительные организации, в том числе те, которые занимаются помощью беженцам, бездомным, людям, которые приехали в столицу. У первых христиан это не было одноразовой акцией, по-видимому, они просто так жили. Иерусалимский Собор — это действительно попытка сохранить единство между христианами из иудеев и язычников. Да, может быть, она в долгосрочном периоде не сработала. Но разница между христианами из иудеев и христианами из язычников была гораздо больше, чем сегодня разница между католиками и православными, например. Потому, что у них все было другое. У них и жертвы были, и ритуальная чистота, и праздники своеобразные, и обрезание даже. И вместе с тем, они как-то старались находить общий язык. Может быть, не всегда получалось, но они к этому стремились. Откроем Послание апостола Павла к Ефесянам, которое посвящено как раз теме христианского единства. Видим: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». То есть Павел ищет единство. Сегодня откройте учебники по сравнительному богословию, и вы увидите, что нас разделяет с католиками. Во-первых, разговор о том, откуда и как исходит Дух Святой. Во-вторых, чистилище. В-третьих, Вознесение Божьей Матери. В-четвертых, учение о Папе. В-пятых, это индульгенция. В-шестых, непрочное зачатие. Но как изменилось наше мышление: вместо того чтобы, как Павел призывает, искать общее, мы начинаем искать то, что нас разделяет. И это ведь не только у православных так. То же самое мы можем увидеть у таких ревнителей абсолютно во всех христианских конфессиях. Это не значит, что такая разница не важна. Но это говорит о том, к чему мы стремимся, на чем мы делаем акценты.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Есть в Священном Писании и множество других явных свидетельств почитания дня воскресного. Коринфским христианам апостол Павел пишет: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели пусть каждый из вас отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор. 16, 1–2 ). У евреев было доброе постановление в законе – во дни постов и праздников помогать сиротам, вдовам, бедным и вообще жить, как сказано, «по усердию руки своей» ( Втор. 16, 10 ). Христос отменил обрядовый закон, не отменяя при этом важнейшие заповеди закона о любви к Богу и ближним. Поэтому святой Павел устанавливает днем сбора новозаветный праздник Воскресения Христова. Апостолы, следуя учению Христа, различали в ветхозаветном законе вечное и проходящее. Когда язычник Корнилий сотник обратился в первый раз к Церкви Христовой, его не принуждали исполнять закон Моисеев, и он был крещен, не принимая обрезания ( Деян. 10, 1 – 18 ). Когда делу миссионерства среди язычников посвятил себя апостол Павел, то он не заставлял их исполнять обрядовый закон Моисеев. Напротив, он учил, что христиане призваны к свободе от рабства закону ( Гал. 5, 13 ). Эта свобода от соблюдения обрядового закона коренилась в уверенности Апостола в том, что соблюдение обрядов Ветхого Завета не принесет никакой пользы для оправдания человека ( Гал. 5, 2 ). Так, Иерусалимский собор постановил: «Не возлагать на них (язычников. – И.Е.) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян. 15, 28 – 29 ). Не было также предписано и соблюдение субботы! Очевидно, последнее, как и весь обрядовый закон, было отнесено к числу не обязательного для исполнения. Ко времени написания евангелистом Иоанном Богословом книги Откровения празднование первого дня недели столь утвердилось в Церкви, что уже тогда первый день недели получил свое собственное название «день Господень» ( κυριακη ημορα ), что в русской Библии было переведено как «день воскресный» ( Откр. 1, 10 ). Непосредственно в первые десятилетия по вознесении Господнем день воскресения называли «первый день недели». К концу первого столетия этот день получил свое собственное название, что собственно наблюдалось и в Ветхом Завете. Четвертая заповедь «десятисловия» гласит: «Помни день субботний, чтобысвятить его», однако этот день в обрядовом законе Моисея именуется «суббота», что значит «покой».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

«И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою… И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:17-20 ). Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии . Причащение верующих специально приготовленными хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Поэтому Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению. С древнейших времен в ритуалах многих народов существовало тождество понятия «вина и крови», которые были тесно связаны с мифологическими представлениями о смерти и возрождающейся жизнью. Чаша также всегда была носителем благодати и священного начала. Эта традиция воплотилась и в Новом Завете, данном Господом. В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, будет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало. В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавшаяся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохождения всех процессий по городу. При строительстве новой городской стены гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Шедше убо научите вся языки, все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, наставляя их соблюдать все, что Я заповедывал вам. И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. И так кому в этот раз явился воскресший Господь пред самым вознесением своим? Кроме единонадесяти апостолов, явился более нежели пятистам братий, мужей же и жен; явился всему собранию верующих своих учеников. Что Он заповедал им? Чтоб они шли в мир весь, распространяясь по всем краям земли, и проповедали евангелие всякой живой твари; чтоб они, всею совокупностью церкви, учили все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, наставляя их соблюдать все, что Иисус Христос заповедал. Что всем им при этом обетовано? Обещано то, что Иисус Христос, Сын Божий, и по вознесении на небеса, и по отшествии апостолов в горния обители, пребывает и будет пребывать со своими верными учениками, с неложными проповедниками евангелия по всему миру до скончания века. Ясно, что проповедать евангелие призваны и обязаны не одни только апостолы, не одни только прямые преемники апостольской власти, духовные пастыри, но и весь собор церкви, все верные ученики Христовы, все миряне и исповедники Христова имени. Вы слышите, вот в начале литургии пред лицом священнодействующего архиерея всегда читается: тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, иже на небесех. А слыша это постоянно, верно думаете, что архиерею так и следует, он будет гореть и светить, а вы будете только смотреть и судить. Нет, гореть пред Богом и людьми чистым светом, как свечка из чистого ярого воску, должен всякий христианин. Эти слова сказаны Христом Пастыреначальником к архиерею, конечно, прежде всех, как предстоятелю церкви, а затем к лицу и всех верных. Так ли это, посмотрим. Эти слова изречены Господом в так называемой нагорной беседе. А к кому именно изречены, извольте прислушать. Однажды взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ибо грехопадения кто уразумеет (Пс.18:13). И кто похвалится, что он имеет чистую душу? В скорби бывает живущий в Господе, ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7:14), а противоположный путь иного свойства. Когда же придет конец подвигов, тогда вы узнаете, невесты Христовы, что доставила вам такая жизнь. Вы в неизреченной радости будете вознесены добрыми Ангелами и войдете в нерукотворенную храмину, в небесный брачный чертог, чтобы постоянно, вовеки пребывать с Господом. Можно было бы и еще больше сказать, но так как, думаю, я превзошел меру письма, то на этом закончу мою речь, за которую воздайте мне, грешному, вашими святыми молитвами. Послание 20(79). К Макарию, игумену Что ты делаешь, божественный отец, унижая самого себя, высокого добродетелью и возвышая в почтенных словах своих меня, униженного пороком, ежедневно осаждаемого множеством страстей? Я - твой раб и сын, желающий более поучаться, чем способный учить. Впрочем, добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе (Лк.6:45). Таков ты и тогда, когда видят тебя, и тогда, когда читают твои письма. О димитриевском настоятеле и учениках скажу, что они погибли; по плодам познавай дерево. Молись об их раскаянии, и обо мне, несчастном для утверждения против врагов невидимых и видимых, чтобы мне удостоиться идти по следам всех нынешних исповедников Христовых, ибо всякий, кто противодействует врагам Церкви, есть исповедник. О других же двух предметах я думаю следующее: пресвитер, подписавшийся под нечестием, должен каяться и горячо плакать, чтобы простилось ему преступление, но служить, хотя бы без поминовения нечестивца, такому никак нельзя. Его следует отлучить от священнослужения, пока призрит Господь и сделает возможным православный Собор, на котором каждый будет принят по достоинству судом божественным. Я же советую ему, если он участвовал в нечестивом общении, воздерживаться и от Причащения Святынь в течение одного года или двух лет. Ибо написано: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в Трапезе Господней и в трапезе бесовской (1Кор.10:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

«К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь. Я пресыщен все сожжениями овнов и туком откормленного скота, крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу» (Бис. 4, 11). Чрез пророка Иеремию (6, 20) говорит Бог евреям, не слушавшим его слов и отвергшим закон Его: Всесожжения ваши неугодны и жертвы ваши неприятны Мне». То же самое можно читать у Амоса (5, 21,22), у Михея (6, 7) и у Сираха (34, 19). Христианская Церковь скоро установила свое совершенно определенное отношение к ветхозаветному обрядовому закону и к его кровавым жертвоприношениям. Уже в первое десятилетие после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, когда в Церковь Христову стали вступать, в качестве ее действительных членов, и язычники, некоторые христиане из иудеев, и в частности принадлежавшие раньше к фарисейской секте (Делян. 15, 5), потребовали соблюдения закона Моисеева и в христианстве, так как, по их мнению, христианство существует будто бы только ради иудейства, как его дальнейшее раскрытие: не будь-де иудейства, не было бы и христианства. С другой точки зрения смотрели на этот вопрос христиане из язычников: по их пониманию, наоборот – иудейство существовало ради христианства, как приготовление к нему, а потому, с учреждением Церкви Христовой, оно утратило свое значение, стало излишним и ненужным. Возникшие по этому вопросу споры произвели в Церкви соблазн для устранения которого Апостолы, по заповеди Спасителя, созвали собор в Иерусалиме. На этом то соборе и было постановлено, что для Церкви Христовой обрядовый закон Моисея, с его постановлениями об обрезании и жертвах, уже не имеет более значения и потому ни для кого из христиан необязателен. В полном согласии с таким постановлением Иерусалимского собора учили и Апостолы как устно, так и в своих посланиях. Богодухновенный Апостол Павел, редкий знаток ветхозаветного закона и писаний, бывший ученик знаменитого раввина Гамалиила, «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей» ( Филип. 3, 5 ), учил, что «конец закона – Христос» ( Рим. 10, 4 ), что «обрезание то, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим. 2, 29 ), что христиане для закона умерли ( Рим. 7, 4, 6 ), что Бог благоугождается только жертвами духовными ( Евр. 13, 16 ). И Апостол Петр писал христианам: «Сами как живые камни, устройте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Петр. 25 ). Церковь Христова с этого времени уже не знает более кровавых жертвоприношений; у нее есть только одна бескровная жертва, установленная не Моисеем, а Христом...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

но, впрочем, вы не знаете, какую я имею надежду и куда я иду»... И затем, без малейшего смущения взойдя на костер, принял мученическую смерть... Все они пострадали в Кесарии Каппадокийской в гонение Вале­риана (253–259 гг.). Воспоминание Святого Великого Вселенского Собора первого, в Никее бывшего Собор 318 отцов происходил в Никее в 325 году против Ария, отвергавшего вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом От­цом. На сем соборе составлен и Символ веры , обязательный для всех верующих. Праздники переходящие День Пресвятой Троицы Основание праздников в 50-й день по Пасхе Пресвятой Троице указано в Писании, и начало этого празднования относится к началу христианства. Сам Иисус Христос, предрекая апостолам о радостней­шем событии новозаветной Пятидесятницы, исполнение его припи­сал Троице Единосущной и Нераздельной; о сошествии Святого Духа Господь сказал: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свиде­тельствовать обо Мне ( Ин. 15, 26 ). Притом явление Святого Духа, сходящего от Бога Отца и посланного Богом Сыном, распространило в мире благодатное познание о таинстве Святой Троицы (см. Ин. 16, 8–15; 14, 26 ). Посему со времени сошествия Святого Духа на апостолов постоянно воздается в Церкви Православной, в день Пятидесятницы, богопоклонение и прославление Святой Троице. Апостол Петр в пропо­веди Слова Божиего к многочисленному народу в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите ( Деян. 2, 32–33 ). В самый же день Святой Троицы 3000 из слушателей апостола Петра приняли Слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.: Деян. 2, 41 ). Так и сотворение, и искупление, и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего людей, и наитием Святого Духа, освящающего верующих (см.: Деян. 2, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но как радость Господня может вселиться в нас, в то время как мы жертвы, а иногда и пособники стольких страданий и несправедливости в этом мире? Радость Спасителя — в том, что Он берет на Себя все несчастья мира. В час Своего Креста и Своего Воскресения Он принял их, сделал их Своими, чтобы избавить нас от них. Потому что Его радость — это мы, это то, что Он любит нас, каждого единственным образом, и это Его власть давать нам жизнь. Его радость — радость Милосердного Самарянина, Который возвращает жизнь смертельно раненому людьми человеку. Если мы веруем в Его любовь, нам дается Его радость, и она может преобразить то, от чего мы страдаем. Всякое страдание бессмысленно, но если мы переносим его со Христом — ибо оно в самом деле Его, — Его любовь охватывает нас и Его радость становится нашей: с Ним мы можем давать жизнь, любить других людей, как Он возлюбил нас. Чтобы мы так могли разделить с Ним Его радость, надо было, чтобы Он пострадал за нас и вкусил нашу смерть (Евр. 2, 8—9). Но если бы Христос не был человеком, Он не мог бы нас спасти от греха и от смерти. Только Бог Живой может победить смерть, только любовь преодолеть разрыв, созданный грехом между нами и Богом. Радостная новизна Христа — в том, что Сын Божий стал человеком, чтобы человек мог стать «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Эту в основе всей нашей жизни лежащую веру апостолов, утвердил и провозгласил I Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 325 году: Христос — Сын Божий. Он имеет ту же Божественную природу, что и Отец Небесный. После Своего Вознесения Христос не оставил нас, но пребывая всегда с нами, Он дает нам жизнь, которую воспринимает от Отца. Мы идем путем веры, ибо «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 3). Соединяясь с Ним, будем непрестанно просить нашего Отца Небесного об излиянии на нас (и на всех еще не познавших истины или отступивших от нее) Своего Духа, жизни Подателя. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна», — говорит Христос (Ин. 16, 24).

http://moral.ru/doveril/

Плоть и дух по своим свойствам и потребностям совершенно противоположны друг другу – как два противоположные полюса или как две чаши на весах. Если одна чаша тяжелеет, перевешивает и понижается, то другая необходимо поднимается. Так и плоть, если досыта питается, тучнеет, дебелеет, чувственные наклонности усиливаются, а дух в той же мере слабеет, подавляется, порабощается страстям, ум помрачается от мглы страстей, сердце грубеет, становится нечувствительным к благодатным впечатлениям, тогда происходит нерадение, раз- ленение, нежелание духовных подвигов, беспечность о спасении. Об этом и предупреждает святой апостол Лука, говоря: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк 21,34 ]. И наоборот, если плоть утончается постом, то вместе с тем страсти укрощаются и слабеют, а дух, освобождаясь из-под влияния страстей, укрепляется и возвышается, сердце же умягчается и становится способнее к сокрушению, умилению, а ум очищается. О такой противоположности духа и плоти говорит и апостол: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал 5,17 ]. Потому подвижники благочестия во все времена признавали пост весьма полезным, даже необходимым средством для того, чтобы подчинить плоть духу, страсти укротить, а дух укрепить, сделать более способным к молитве, созерцанию небесных предметов и к другим духовным действиям; особенно же пост необходим для сохранения целомудрия. Именно для лучшего успеха в духовных подвигах Церковь и устанавливает для своих чад Великий пост святой Четыредесятницы. Большое дело, если кто примет на себя этот подвиг, – тем величественнее и радостнее для него будет «Праздник из праздников и Торжество из торжеств» – Святая Христова Пасха! Наш Поместный Московский Собор текущего года наряду с другими призывами призвал верующих к тому, что пора им наконец прекратить пренебрежительно относиться к постам. Если бы у нас не было такого Великого поста, то у нас не было бы и такой Пасхи...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010