Число членов общины, сложившейся под духовным рук. схиархим. Зосимы, постепенно увеличивалось. После учреждения Н. Ч. м. был построен сестринский корпус. Первой игуменией в 1998 г. стала мон. Феодора (Козачук). С 18 апр. 2008 г. Н. Ч. м. возглавляет игум. Анна (Морозова), в обители проживают 140 насельниц. В 2001 г. был зарегистрирован муж. мон-рь свт. Василия Великого. Священноархимандритом и настоятелем Николо-Васильевского монастырского комплекса является митр. Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) . Свято-Успенский Николо-Васильевкий монастырский комплекс. Фотография. 10-е гг. XXI в. Свято-Успенский Николо-Васильевкий монастырский комплекс. Фотография. 10-е гг. XXI в. На территории Н. Ч. м. расположены трапезный храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Успенский собор и надвратный храм с колокольней в честь Иверской иконы Божией Матери. Трапезный храм был построен к 2000-летию Рождества Христова, 1-я литургия в нем состоялась на Пасху 2002 г., по субботам совершается заупокойная служба. Только в этом храме обители сестры несут послушание церковниц и алтарниц. Успенский собор возведен согласно завещанию схиархим. Зосимы и является копией Успенского собора Московского Кремля. Главная святыня собора - икона Успения Пресв. Богородицы, написанная на плинфе, по подобию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение Пресв. Богородицы». Правый придел освящен во имя преподобных Антония и Феодосия и проч. чудотворцев Киево-Печерской лавры, левый - во имя преподобных Зосимы и Савватия и проч. чудотворцев и новомучеников Соловецких; нижний храм собора освящен во имя Всех святых, от века Богу угодивших. 31 июля 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетивший обитель с визитом, освятил главный престол собора. К мон-рю приписан храм во имя свт. Николая Чудотворца, к-рый находится на противоположном конце с. Никольского, на расстоянии 1 км от обители. Он был закрыт осенью 1932 г. и использовался под склад, мастерские, скотобойню, зернохранилище. В 40-х гг. XX в. в Никольской ц. были возобновлены богослужения, в 1959 г. храм был закрыт, в 1987 г.- открыт. В нем совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням в теплое время года, зимой богослужения проходят в домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», которая устроена в доме священника при Никольском храме. Также к обители приписаны часовня в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» (и во имя Параскевы Пятницы) (расположена в 3,5 км от обители, у св. источника, забившего, согласно преданию, на месте явления Пресв. Богородицы), Николаевская часовня на зап. въезде в с. Никольское и Васильевская часовня - на вост. въезде.

http://pravenc.ru/text/2566156.html

В Г. м. также проживали княгини И. И. Мстиславская (упом. в 1587), Е. Мосальская (упом. в 1619), А. Хилкова (1684-1685), мать царевича Касимовского Василия Ярославича царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна (в 1658 освобождена), неск. сестер из рода Черкасских, в т. ч. дочь кн. Якова Куденетовича Черкасского мон. Досифея († 12 июня 1689). Помимо вкладов после старицы Досифеи в мон-ре остался синодик, включавший весь род князей Черкасских с указанием даты кончины каждого. По указу от 29 мая 1728 г. в Г. м. была сослана и пострижена с именем Варсонофия свояченица кн. А. Д. Меншикова В. М. Арсеньева. По указу имп. Елизаветы Петровны от 19 дек. 1741 г. инокиня Варсонофия (Арсеньева) была освобождена и отправлена в Москву. В XIX в. в Г. м. проживали дочь губернатора г. Костромы схим. Александра (Шипова Александра Алексеевна) и сестра губернатора г. Курска инокиня Ангелина (Кожухова Александра Степановна), к-рая вела аскетическую жизнь: не топила келью, не имела теплой одежды, носила медные параман на цепи, пояс и крест, поверх них надевала власяницу. Спала на узкой скамье с деревянным возглавием и рогожей, постилась весь год, за исключением Пасхи и дней от Рождества Христова до Богоявления. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Иконы Г. м. были «замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству», многие являлись вкладами царей и князей, в т. ч. Старицких. Часть икон была украшена золотыми и серебряными окладами, жемчугом, яхонтом, финифтью. К 2006 г. сохранились иконы XVI в., среди них - Богородичные: «Владимирская», «Взыграние Младенца», «Покров Пресв. Богородицы» (ЧерМО), «Смоленская» «Неопалимая Купина» (КБМЗ), а также свт. Николая Чудотворца, вмч. Мины (ЧерМО), вмц. Екатерины с деяниями (КБМЗ), свт. Леонтия Ростовского (ГРМ). Местонахождение др. икон из Г. м. неизвестно. В Г. м. существовала золотошвейная мастерская, организованная еще инокиней Евдокией (Старицкой). Под ее рук. изготавливались произведения высочайшего мастерства. Известно ок. 30 предметов художественного шитья, внесенных вкладами в Троице-Сергиев, Иосифов Волоколамский и Кириллов Белозерский мон-ри. Часть их изготовлена в Г. м. К 2006 г. произведения хранятся в ГЭ, ГИМ, ГРМ, КБМЗ, СПГИАХМЗ, НГОМЗ. Шедевром древнерус. искусства считается плащаница 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, выполненная в мастерской Старицких. В 1812 г. она была вывезена из Москвы франц. войсками, но близ Смоленска отбита рус. казаками; ныне находится в кафедральном соборе г. Смоленска. В КБМЗ также хранятся выносная пелена «Спас Великий Архиерей», покровец «Распятие» и 6 фрагментов, сохранившихся на более поздних изделиях.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В кон. 50-х гг. XVIII в. обветшавший храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (XVI в.) был разобран, и в 1760-1764 гг. возведен одноименный 5-главый храм в стиле барокко. В 1756 г. были разобраны и 2 наиболее древние усыпальницы Годуновых, располагавшиеся у алтарей Богородице-Рождественской ц. Извлеченные при этом останки Годуновых перенесли в 3-ю усыпальницу, находившуюся в подклете Троицкого собора, и захоронили в месте, не отмеченном даже надгробной плитой. В 1808 г. в Новом городе была разобрана примыкающая к зданию консистории (бывш. вотчинной конторе) ц. свт. Иоанна Златоуста. Престол этой церкви перенесли в Рождественский храм: 11 дек. 1810 г. на паперти еп. Евгений (Романов) освятил Иоанно-Златоустовский придел. 15 мая 1767 г. И. м. посетила имп. Екатерина II. К ее приезду в средней части сев. стены Старого города, на месте прежних ворот, артель каменщиков из дер. Захарово Костромского у. «Яков Никитин сын Корытов с товарищи» возвела новые парадные ворота в стиле барокко, впосл. названные Екатерининскими (1766). Арку ворот украшал фронтон с лепным вензелем Екатерины II. По сторонам были установлены 2 небольшие часовни. 19-20 авг. 1817 г. И. м. посетил вел. кн. Михаил Павлович. Он оставил отзыв о скромных размерах палат и простоте интерьера, в к-рых пребывали царь Михаил Феодорович и его мать ( Вознесенский. 1859. С. 48-49). После посещения И. м. (7 окт. 1834) имп. Николай I распорядился привести мон-рь в состояние, достойное «колыбели Дома Романовых». В февр. 1835 г. в Кострому был направлен архит. К. А. Тон, разработавший масштабный проект переустройства мон-ря, к-рый царь утвердил в марте 1835 г., в день памяти сщмч. Ипатия. Решением Синода от 31 марта 1835 г. И. м. был преобразован в первоклассный общежительный мон-рь. В июне 1835 г. указом имп. Николая I мон-рь получил статус кафедрального (на правах московского Чудова мон-ря),- переведен «в лучшее и прочное положение, соответствующее знаменитости места, но с тем вместе сохранив остатки архитектуры и вкуса древнего времени, применяясь к ним и в новой отделке монастыря» (Костромские ГВ. 1840. Ч. неофиц. 25. С. 70). Костромской архиерей по-прежнему пребывал в И. м., но кафедра из монастырского собора была перенесена в городской Успенский собор бывшего Костромского кремля. В 40-х гг. XIX в. в числе служащих архиерейского дома упоминались: певчие (женатые и холостые), истопники, повара, водовоз, садовник, хлебопекари, различные служители. Большинство из них имели семьи и проживали в находившихся поблизости Богословской и Андреевской слободах. В 1851 г. в штате архиерейского дома находилось 68 чел., в т. ч. 9 монашествующих, 4 послушника, 10 певчих, 5 штатных служащих и 40 служителей (ГА Костромской обл. Ф. 132. Оп. 1. Ед. хр. 1039. Л. 35-47, 86-99).

http://pravenc.ru/text/673737.html

Каменное строительство началось с монастырских соборных храмов с повышенными подпружными арками в Белозерье, «самом северном регионе в ареале ростовской школы» ( Баталов. С. 152). Братом вел. кн. Иоанна III, кн. Андреем Меньшим, был сооружен первый монументальный храм - Преображенский собор Спасо-Каменного мон-ря (1481, не сохр.), 4-столпный, воспроизводивший характерный для среднерус. княжеств тип, восходивший к владимиро-суздальской традиции,- близкий к кубическому объем, поставленный на подклет, с 3 алтарными апсидами и одной главой. Ферапонтов мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) Ферапонтов мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) Собор Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (основан ок. 1398; до 1937 в границах Новгородской еп.; с 1924 - филиал КБМЗ), построенный в 1490 г. на месте прежней деревянной церкви,- древнейшее сохранившееся каменное сооружение Белозерья. Каменное строительство в обители начал игум. Иоасаф (Оболенский), впосл. еп. Ростовский, ученик прп. Мартиниана. Предполагают, что именно он пригласил для росписи собора Дионисия. Храм сочетает черты ростовской и раннемосковской архитектуры и является предшественником Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Крестово-купольный 3-апсидный одноглавый собор на подклете отличается стройными пропорциями и деталями, типичными для церквей Белозерья: двуглавием, завершением последовательно уменьшающимися кокошниками в 3 яруса (скрыты 4-скатной кровлей в 1794-1797), широкими орнаментальными поясами в верхних частях стен. Казенная палата в Ферапонтове (1-я пол. XVI в.) - древнейшая из сохранившихся на севере каменных гражданских построек. В 1997 г. Ферапонтов и Кириллов Белозерский мон-ри включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. С 2000 г. ансамбль Ферапонтова мон-ря с росписями Дионисия занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительством самого известного мон-ря В. е., обители прп. Кирилла Белозерского, до 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Список Е. А. и. упоминается среди святынь ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери ( Клоков, Найдёнов, Новосельцев. 2007. С. 236). По сведениям настоятеля Вознесенского собора прот. Василия Романова, полного извода икона живописного письма была найдена «в груде старых икон» в 2006 г. и помещена в Великокняжеской ц. Ельца. Появившиеся со 2-й пол. XIX в. в Ельце посвящения храмов и престолов в честь Елецкой иконы, очевидно, связаны с прославлением Е. А. и. В Вознесенском соборе Ельца, построенном по проекту К. А. Тона (1845-1889), в честь Елецкой иконы был освящен придел. К храму Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе (1789) было пристроено 2 придела, один из к-рых освящен в честь Елецкой иконы (1871-1875). В окт. 1890 г. в городскую думу ельчанами было подано прошение о возведении в преддверии 500-летия со дня явления в 1395 г. в Ельце Богородицы храма с главным престолом в честь Елецкой иконы. В 1892 г. архит. А. С. Каминским был создан проект храма. Его возведение в районе устья р. Лучок началось в 1893 г. и окончено только в 1913 г. (в 1929 закрыт, в 1989 передан РПЦ, в 1991 возобновились богослужения, в 1992 присвоен статус памятника регионального значения). Главный престол в расхождение с первоначальным замыслом был освящен 26 нояб. 1915 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а правый - в честь Елецкой иконы и прор. Осии. Тем не менее для ельчан храм, 2-й по величине в городе, до сего дня остается ц. в честь Елецкой иконы. В сер. 90-х гг. XX в., после возобновления богослужений в храме, главный престол был освящен иерейским чином в честь Елецкой иконы. Лит.: Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894; он же. Ист.-стат. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка//Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

http://pravenc.ru/text/189781.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Красноярске. 1849 г. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Красноярске. 1849 г. Фотография. Нач. ХХ в. Четвертая красноярская каменная церковь, Всехсвятская, заложена по проекту Бусыгина в апр. 1816 г. на месте сгоревшей в 1812 г. деревянной и построена артелью енисейских и красноярских ремесленников под рук. Огрыскова, красноярских каменщиков И. и П. Быкасовых. Церковь была освящена 22 мая 1820 г. В 1829-1830 гг. построен сев. придельный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, в нем был установлен резной иконостас работы Бусыгина, расписанный красноярским иконописцем Т. С. Ростовцевым. Архитектуру храма отличали формы раннего классицизма при сохранении нек-рых черт сибирского барокко. В связи с переносом городского кладбища за пределы города, на сопку Кум-Тигей, в 1836-1848 гг. по проекту П. А. Шарова и Д. А. Маковецкого была построена каменная 2-престольная Свято-Троицкая кладбищенская ц. 21 авг. 1842 г. еп. Томский и Енисейский Афанасий (Соколов ; впосл. архиепископ Казанский и Свияжский) освятил Иннокентиевский придел, главный храм был освящен 11 окт. 1848 г. красноярским благочинным иереем Александром Иноземцевым. Воскресенский собор с увеличением населения Красноярска стал тесен, и в 1843 г. в городе был заложен 5-главый 4-престольный Богородице-Рождественский собор по образцовому проекту К. А. Тона . Буд. кафедральный собор строился на средства золотопромышленников и купцов, после обрушения сводов в 1849 г. возведен заново купцом И. Щёголевым на собственные средства. 7 сент. 1861 г. еп. Томский и Семипалатинский Порфирий (Соколовский) освятил главный храм; 10, 21 и 22 сент. были освящены Крестовоздвиженский придел, придел во имя свт. Николая Чудотворца и нижний придел во имя св. мучеников Исидора и Татианы. Императорская семья пожертвовала престольную икону Рождества Пресв. Богородицы и полную ризницу. В 1914 г. в собор принесена частица мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Под сводами нижнего храма были похоронены благотворители собора И. Г. и Т. И. Щёголевы, а в 1913 г. в усыпальнице под устроенным 5-м приделом во имя прп. Евфимия Суздальского - еп. Енисейский и Красноярский Евфимий (Счастнев).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Ф. 224. Оп. 1. Д. 3243. Л. 177 об.- 179). Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1707–1719 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1707–1719 гг. Фотография. Кон. XIX в. Почти все деревянные постройки мон-ря были уничтожены пожарами 1707 и 1708 гг. На месте Успенского храма «в спешном порядке» (1709) была возведена брусчатая часовня над захоронением прп. Далмата: «Мерою внутрь оная часовня в длину четыре сажени, в широту две сажени и два аршина, крыта тесом на два ската» (Там же. Д. 157. Л. а). В часовне находились реликвии, по преданию, принадлежавшие основателю мон-ря,- шлем, кольчуга (в наст. время в Свердловском обл. краеведческом музее) и схимническое облачение. В 1871 г. в связи со строительством каменной Скорбященской ц. часовня была перенесена на монастырскую заимку. Сохранившийся комплекс построек был сформирован в основном в 1707-1760-х гг. Д. м. являлся первой по времени возведения каменной обителью на Урале и в Сибири и крупнейшим каменным ансамблем после тобольского кремля. В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси - ц. во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка - административно-хозяйственные и жилые сооружения. Успенский собор (верхний престол - в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - Рождества Христова) - одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике. Благословение на строительство собора было дано в 1704 г. В дек. 1705 г. был заключен подрядный договор с подмастерьем Иваном Борисовым Сорокой, ярославцем, работавшим в составе московской артели в Верхотурье, затем в Тюмени. Фундаменты каменного собора были заложены летом 1707 г. восточнее сгоревшего в январе того же года деревянного соборного храма. В 1708 г. при помощи приглашенной из Верхотурья артели соликамцев была возведена трапезная нижней ц. Рождества Христова (освящена 9 дек. 1711) с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого (освящен 19 марта 1710). Возведение верхней Успенской ц. началось в 1713 г. силами сформировавшейся на предыдущем этапе строительства местной артели каменщиков во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 авг. 1720). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Строительство велось не только на монастырские, но и на гос. средства. Архитектура храма дошла до наст. времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.

http://pravenc.ru/text/168668.html

В Киеве кафедральным являлся Софийский собор, есть свидетельства о софийском клиросе: киевские клирошане упоминаются в королевских привилеях сер. XVI в. В городе действовало значительное количество храмов, наиболее известными были церкви: Успения Пресв. Богородицы (Пирогощая) , Десятинная в честь Рождества Пресв. Богородицы, Афанасиевская (с кон. XVI в. Николая Доброго), Спаса на Берестове , Крестовоздвиженская, Успенская на Подоле, свт. Василия (Трехсвятительская), св. Никиты. Роль приходских выполняли также монастырские храмы. Сведения о мон-рях в этот период ограничиваются Киевом и его окрестностями. По сравнению с периодом Киевской Руси количество монастырей в Киеве уменьшилось. В кон. XV-XVI в. в Киеве функционировали: Киево-Печерская архимандрития, Киево-Печерский жен. мон-рь (Вознесенский), киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , Софийский (см. Софии Св. собор в Киеве ), киевский Выдубицкий Всеволож во имя арх. Михаила муж. мон-рь , Кирилловский Свято-Троицкий, Пустынно-Николаевский, киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) жен. мон-рь , Борисоглебский, киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , Феодоровский. За пределами Киева существовали обители: Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , Ржищевский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , Богородичный в Зарубе, Трехтемировский (Зарубский), Пивский (на Левобережье, на берегу Тясмина), Георгиевский в Любаре. Два киевских мон-ря, Златоверхий Михайловский (с 1523) и Печерский (по привилеям 1522, 1551 и 1570), были в существенной мере независимы от митрополита (братия Киево-Печерского мон-ря, как явствует из ее синодика, признавала в 70-х гг. XV в. митрополитом не сторонника унии Мисаила , а Галактиона-Григория Халецкого, правосл. кандидата на митрополию, выдвинутого слуцкими князьями Олельковичами). В соответствии с грамотами польск. королей эти обители имели право самостоятельно выбирать настоятелей при участии шляхты Киевской земли. Это установление нарушалось, но дворянство добивалось его осуществления. Так, по представлению дворянства настоятельство в Киево-Печерском мон-ре в 1574 г. получил Мелетий (Хребтович-Богуринский) . С ним связано изготовление фальсификатов - грамот кн. Андрея Боголюбского и К-польского патриарха Максима, согласно к-рым Печерский мон-рь издревле являлся патриаршей ставропигией. Преемником Мелетия стал Никифор (Тур) , избранный на должность настоятеля печерской братией в 1593 г. Архим. Никифор был одним из главных участников правосл. Брестского Собора 1596 г. как «архимандрит киевский», вступил в конфликт с принявшим унию митр. Михаилом (Рагозой), незадолго до того получившим от короля привилей на Киево-Печерскую архимандритию. Митрополит-униат отлучил архим. Никифора от Церкви. Несмотря на давление со стороны митрополита и польских властей, архим. Никифор сохранил Киево-Печерский мон-рь в Православии.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В храмах и монастырях К. и Г. е. находятся чудотворные иконы Божией Матери: Молченская (см. Иверская икона Божией Матери ) — в путивльском Рождество-Богородицком монастыре и в Софрониевой пустыни, Путивльская — в Преображенском соборе в Путивле, Дубовичская — в Преображенском храме в г. Кролевце, Воргольская в кафедральном Вознесенском соборе в Конотопе, Глинская «Рождества Пресв. Богородицы» икона (Пустынно-Глинская) и Нерукотворный образ Спасителя — в Глинской пуст. Ежегодно совершаются крестные ходы: из путивльского Преображенского собора — в Молченский монастырь с Молченской иконой Божией Матери (7 мая), из «Городка» (детинца летописного Путивля и места явления Путивльской иконы) — в городской собор (15 мая), из Глинской пуст.— в кафедральный Анастасиевский собор Глухова с Пустынно-Глинской иконой в память избавления Глухова от холеры в 1848 г. (1 авг.). Архиереи: еп. Пантелеимон (Романовский; 22 июня — 29 дек. 1993), архиеп. Ионафан (Елецких; 29 дек. 1993 —27 авг. 1995, с 1994 в сане архиепископа), еп. Анатолий (Гладкий; 27 авг. 1995 —30 марта 1999), еп. Иннокентий (Шестопаль; 30 марта 1999 — 8 мая 2008), архиеп. Лука (Коваленко; 8 мая 2008 —23 дек. 2010), еп. Иосиф (Масленников; 23 дек. 2010 — 20 июля 2012), еп. Роман (Кимович; с 22 июля 2012). Монастыри Действующие: Молченская Софрониева пуст. (мужская, в с. Нов. Слобода Путивльского р-на, основана в XV в. (?), впервые упом. в документах в 1591, закрыта в 1921, возобновлена в 2001), путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Путивле, основан в 1-й четв. XVII в. как мужской, закрыт в 1925, возобновлен в 1992 как мужской, с 1997 женский), Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (мужской, в с. Сосновка Глуховского р-на, основана в сер. XVII в., закрыта в 1922, возобновлена в 1942, вновь закрыта в 1961, вновь возрождена в 1994, с 1996 ставропигиальная). Упраздненные: путивльский в честь Преображения Господня (мужской, в Путивле, существовал в XIII в., упразднен в нач. XVII в.), путивльский Свято-Духов Новодевичий (женский, в Путивле, упом.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Темиртау. 2010 г. Фотография. 2012 г. Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Темиртау. 2010 г. Фотография. 2012 г. В 1934-1937 гг. в частных домах Караганды тайно служил свящ. Иаков Пеньков, бывш. узник Карлага (расстрелян 11 авг. 1937). В 1946 г. был открыт первый в Карагандинской обл. легально действовавший православный храм - во имя арх. Михаила в пос. Кировском (ныне Октябрьский р-н Караганды), настоятелем к-рого стал бывш. узник Карлага прот. Владимир Холодков (с 1947 благочинный Карагандинского окр. Петропавловской и Атбасарской епархии (см. Петропавловская и Булаевская епархия )). В 1947 г. был зарегистрирован храм в честь Казанской иконы Божией Матери в райцентре Осакаровка. Наряду с зарегистрированными приходами в Карагандинской обл. действовали 5 нелегальных правосл. общин. Одну из них - в честь Рождества Пресв. Богородицы в пос. Б. Михайловка - возглавлял прп. Севастиан (Фомин ; † 1966). В 1947-1951 гг. община размещалась в арендованном частном доме, где властями разрешалось только совершение треб. После закрытия молитвенного дома в 1951 г. члены общины посылали в Москву многочисленные жалобы на действия местных властей. Постановлением Совета по делам РПЦ при СМ СССР от 17 февр. 1955 г. община в пос. Б. Михайловка получила регистрацию; жилой дом, использовавшийся как молитвенное помещение, был перестроен в храм. 22 дек. 1957 г. Петропавловский и Кустанайский еп. Иосиф (Чернов) возвел прп. Севастиана в сан архимандрита (впосл. схиархимандрит). По благословению архим. Севастиана при Рождество-Богородицком храме был образован тайный жен. мон-рь, перешедший к открытому служению в 1998 г. (см. Карагандинский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). В кон. 80-х гг. XX в. церковная жизнь возродилась. В 1991-1998 гг. шло возведение Введенского собора в Караганде. В 1994 г. был освящен новопостроенный Покровский храм в Темиртау. В 1992 г. при Михаило-Архангельском храме в Караганде (с 1988 собор) была открыта 1-я в области воскресная школа. В 2010 г. воздвигнут Никольский собор в Темиртау. В 1997 г. схиархим. Севастиан (Фомин) был прославлен как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, общецерковная канонизация состоялась в 2000 г. 4 нояб. 1997 г. были обретены мощи прп. Севастиана, перенесенные в новый храм Рождества Пресв. Богородицы в Караганде. С 2001 г. в Караганде проводятся Севастиановские чтения.

http://pravenc.ru/text/1470383.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010