При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Предположение о первоначальном размещении К. в. при входе из зап. Корсунской паперти в основное пространство храма имеет подтверждение в несовпадении совр. размера врат и проема между приделом в честь Рождества Пресв. Богородицы и Мартириевской папертью (придел с юж. стороны собора). Обнаруженная Г. М. Штендером притолока зап. портала позволила рассчитать его размер: 350×220/230 см ( Штендер. 1977. С. 39-40), что существенно больше размера совр. К. в. В связи с этим А. Н. Трифонова высказала гипотезу, что первоначально К. в. состояли из 20 филенок (5 - по вертикали, 4 - по горизонтали), а поля рамы были более узкими - ок. 10 см. Данная структура характерна для визант. дверей и совпадает с предполагаемыми размерами портала. Размещение парадных врат на входе из паперти имеет аналогию в соборе Св. Софии в К-поле ( Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации: О символической программе имп. врат Софии К-польской//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 44-75). При архиеп. Василии Калике размер и структура К. в. были изменены. Их уменьшили, они получили дополнительные крепления в виде гвоздей с фигурными шляпками в форме розеток и рукояти в виде львиных масок. Врата были перемещены в сев. или юж. портал. В пару им не позднее сер. XIV в. новгородскими мастерами были созданы Тверские врата (ныне в Успенском соборе александровского в честь Успения Божией Матери жен. мон-ря). Вероятно, это произошло в 1336 г., когда были созданы Васильевские врата придела Рождества Пресв. Богородицы и привезены Магдебургские врата ( Трифонова. 1995. С. 235-236). Т. о., архиеп. Василий Калика осуществил масштабный проект по украшению порталов собора Св. Софии в Вел. Новгороде: в западном были установлены Магдебургские врата (XII в.), в одном из боковых порталов - Тверские, в другом - К. в., на входе в придел Рождества Пресв. Богородицы - Васильевские (1336). После XIV в. К. в. дважды подвергались реконструкции: после 1692 г., когда их укоротили до 3 филенок в высоту, перенесли и установили в приделе в честь Рождества Пресв. Богородицы, и в XIX в., когда они получили новую деревянную основу (Там же. С. 238).

http://pravenc.ru/text/2458751.html

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю - Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя. Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834-1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833-1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре. Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837-1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю – Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя. Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834–1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833–1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре. Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837–1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

С 26 дек. 2002 по 7 мая 2003 г. временно управлял Ставропольской и Владикавказской епархией в связи с продолжительной болезнью Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) . 27 марта 2007 г. назначен ректором Екатеринодарской ДС. 26 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ избран председателем Церковного суда сроком на 4 года. С 27 июля 2009 г. является членом Межсоборного присутствия РПЦ. Тщаниями И. были восстановлены Свято-Троицкий и Свято-Ильинский храмы в Краснодаре, Вознесенский в Геленджике, Свято-Онуфриевский в Анапе, Свято-Троицкий в ст-це Старонижестеблиевской, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ст-це Ивановской. Символом возрождения церковной жизни в крае стали войсковой собор во имя вел. кн. Александра Невского (2006), возведенный на месте взорванного в 30-х гг. XX в. собора, и одноименный храм-часовня с приделом во имя Царственных мучеников. Построены новые храмы в Краснодаре: Рождества Христова, Покрова Пресв. Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при краевом онкологическом диспансере, а также церкви во имя арх. Михаила в г. Темрюке, во имя Иоанна Богослова в ст-це Кущёвской, Рождества Пресв. Богородицы в Выселках. Были основаны тимашёвский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь (1992), кореновский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1992), сочинский во имя Св. Троицы и вмч. Георгия жен. мон-рь (2000), Крестовая муж. пуст. в честь Воздвижения Креста Господня (2000), «Нерушимая Стена» иконы Божией Матери жен. мон-рь (2002), краснодарский в честь иконы Божией Матери «Всецарица» женский монастырь (2005); возобновилась монашеская жизнь в жен. мон-ре равноап. Марии Магдалины (1994). С 1990 г. выходит ежемесячная газ. «Православный голос Кубани», включающая приложение для детей и юношества «Подсолнушек». Ряд благочиний и мон-рей также издают газеты и журналы. Во мн. светских газетах, в т. ч. крупнейших в крае «Кубань сегодня» и «Вольная Кубань», ведутся правосл. рубрики. На краевом телевидении епархия выпускает программу «Отчий дом», совместно с Гос. научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» устраивает фестиваль правосл. фильмов. Выходят в эфир программы правосл. радиостанции епархии «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/Исидором ...

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Колокольня собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг. Из церковных построек А. В. на Украине наиболее известен сохранившийся собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с 4-ярусной колокольней (1752-1763) в Козельце, который вместе со зданием канцелярии Киевского полка образовал новый архитектурный центр города (совр. адрес: пос. Козелец, ул. Комсомольская, 9). А. В. руководил строительством этого храма и, вероятно, спроектировал его. Новое здание удачно вписано в сложившуюся застройку: собор находится на возвышенности, завершает перспективу ряда близлежащих улиц и доминирует в городской панораме. По планировке, композиции и художественным особенностям храм близок к постройкам с.-петербургской школы в европ. стиле барокко, но отличается планом, имеющим вид равноконечного креста с округленными окончаниями и близким к квадрифолию. К основному объему с 3 сторон примыкают полукруглые в плане крыльца с шатровыми верхами. Фасады рукавов креста завершены полуциркульными аттиками-«козырьками», которые имеют небольшой вынос вперед и напоминают кокошники древнерусских храмов. Двухэтажное сооружение увенчано традиц. пятиглавием, световые барабаны расположены над угловыми ячейками объема, а не над сводами рукавов креста по сторонам света, как чаще всего строились укр. храмы. Высокие барабаны подчеркивают стройность постройки, устремленность вверх. Полуциркульные очертания, характерные для барочной архитектуры, доминируют не только в плане, во внешних контурах собора, но и в формах его декоративных элементов - круглых окон, лучковых фронтонов, волют как элементов наличников окон. Широко распространенный мотив столичной архитектуры 1-й пол. XVIII в., часто использовавшийся А. В.,- рустованные пилястры (Там же. С. 18) - применен в оформлении 1-го этажа, служившего композиционным «цоколем», массивным основанием стройного и пластичного здания. По словам историка архитектуры Г. Н. Логвина, «сооружение воспринимается как гигантское творение утонченного ювелирного искусства благодаря архитектурным деталям - пилястрам, карнизам, наличникам, рустовке, капителям и лепным орнаментальным украшениям» ( Логвин. 1968. С. 144). В интерьере 4-столпного собора выделяются богатое рокайльное лепное убранство и резной позолоченный барочный иконостас высотой 27 м, по преданию выполненный по проекту Растрелли для одного из придворных столичных храмов (худож. Г. А. Стеценко, частично сохр.). В нижнем ярусе располагается теплая церковь - усыпальница во имя святых Адриана и Наталии - небесной покровительницы матери К. и А. Разумовских, здесь погребенной; в верхнем - храм с престолами в честь Рождества Пресв. Богородицы, апостолов Петра и Павла и праведных Захарии и Елисаветы. Собор был закрыт в 1934 г., после войны в здании размещалась заготконтора, с 1993 г.- действующий.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

В наст. время (2016) в М. м. действуют 223 приходских храма, 265 парекклисионов, 602 экзокклисиона, 230 кладбищенских церквей, 65 домашних церквей, 3 парекклисиона при орг-циях, 3 поклонных храма и 8 монастырских (Δπτυχα. 2016. S. 740), рядом с древней Мессеной расположен мужской мон-рь Вулкану с чтимой иконой Божией Матери Вулканиотиссы, открыты также 8 жен. мон-рей: равноапостольных Константина и Елены в Каламате, Успения Пресв. Богородицы (Димиовас), в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ( Веланидиас ), Успения Пресв. Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Эллиникон), прор. Иоиля, прор. Илии, Успения Пресв. Богородицы (Хрисокеллария), Рождества св. Иоанна Предтечи. В наст. время продолжает работать и большая часть ранее созданных социальных и медицинских учреждений. Филантропическая деятельность также ведется на основе благотворительных фондов, созданных под эгидой М. м. Организованы лагерь «Святая Екатерина» в горном массиве Тайгет, касса помощи бедным студентам, при М. м. имеются службы поддержки семьи и помощи больным. Открыты семинария, школа визант. музыки и певческого искусства, имеются визант. церковный хор, б-ки митрополичьего собора и храма Сретения Господня. Большую просветительскую работу ведут также центр правосл. молодежи «Сретение Господне» в Каламате и катехизаторские школы. Мессинский епископ Иосиф (1833-1844), кафедра вдовствует (1844-1852). Мессинийские архиепископы Прокопий (Георгиадис; 1852-1874, впосл. митрополит Афинский); Стефан (Аргириадис; 1874-1878); кафедра вдовствует (1878-1882); Панарет (Константинидис; 1882-1897); кафедра вдовствует (1897-1904); Мелетий (Сакелларопулос; 1904-1923). Мессинийские митрополиты Мелетий (Сакелларопулос; 1904-1933); Поликарп (Синадинос; 1933-1945); Хризостом (Даскалакис; 1945-1961); Хризостом (Фемелис; 1965-2007); Хризостом (Савватос, с 2007 по наст. время). Лит.: Γρ[ιτσπουλος] Τ. Α. Μεσσηνας, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1032-1036; Fedalto. Hierarchia. P. 487, 499-501, 509-510; Δημητροκλλης Γ. Αγνωστοι βυζαντινο ναο τς Ιερς Μητροπλεως Μεσσηνας. Αθνα, 1990, 1998. 2 t.; Χρυσστομος (Θμελης), μητρ. Η Ιερ Μητρπολις Μεσσηνας δι μσου τν ανων. Αθνα, 2003; Κακορος Ι. Βυζαντιν Μνημεα της Μεσσηνας//Μεσσηνα Συμβολς στην ιστορα και στον πολιτισμ της. Αθνα, 2012. Σ. 199-261; Δπτυχα. 2016. Σ. 739-748; Электронный ресурс: www.mmess.gr [офиц. сайт М. м.].

http://pravenc.ru/text/2563040.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010