89. Неверие Фомы. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV-haч. XVI в. Христос пробыл на земле после воскресения еще сорок дней, являясь иногда ученикам. Однажды он сказал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом... Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон». Во второй главе автор «Деяний» добавляет: «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и принял от Отца обетование Святого Духа». Деятели раннего христианства ( Иоанн Златоуст , Епифаний Кипрский , Августин) называют праздник Вознесения древнейшим и повсеместным. Уже в IV веке на горе Елеон был построен храм, следовательно, праздник возник раньше, т. е. во II–III веках. Первое изображение мы находим на дверях церкви Сабины в Риме (422–432). Здесь юный Христос стоит в венке из лавра, вокруг символы евангелистов, в его левой руке свиток. В нижнем регистре женская фигура (Мария) и по сторонам две мужские фигуры в тогах, держащие над ее головой крест. Однако в раннехристианском искусстве часто применяли символическую замену – «Вознесение Илии». На дверях церкви Сабины обе эти композиции помещены рядом. На рельефах Бамбергского авория V века представлен еще не сформировавшийся повествовательно-реальный вариант: по облаку вверх идет Христос, в левой руке у него свиток, десница протянута в сторону сегмента с изображением Бога-Отца. Рядом в облаках два мужа (апостолы) – один разводит руками, другой закрывает лицо. Репрезентативная композиция, соответствующая догматике темы и ставшая затем типичной, появляется в миниатюрах евангелия Рабулы: сцена разделена на два регистра – вверху Христос в славе, которую поддерживают два ангела, по сторонам еще два ангела подносят венки, по углам изображения солнца и луны. Мандорла покоится на тетраморфе. Внизу на фоне гор – две симметричные группы удивленных апостолов, в центре – Богоматерь в образе Оранты и по сторонам от нее два ангела в белых одеждах, указующие на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Данная трактовка, как и любая другая, должна была опираться на соответству­ющие богослужебные тексты, прежде всего на ветхозаветные чтения Святой Пяти­десятницы, ранее не рассматривавшиеся в литературе по данной теме. Действитель­но, особая характеристика Бога Отца включена в паремии из книги пророка Исаии, которые принято было читать в навечерие, накануне праздника Преполовения Пятидесятницы: Послушайте Меня... и вкушайте благо. ...и дам вам завет вечный... (Ис. 55, 2-3) и далее: слово Мое, которое исходит из уст Моих,– оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал е го (Ис. 55, 10-11). Именно эти пророчества, вероятнее всего, послужили основой для наделения фигуры Бога Отца учительным свитком, символизировавшим Завет и в то же время пророчество о воплощении, а также крестчатым нимбом в знак Отече­ского замысла об искупительной жертве Сына. Особенно наглядно данная тема проиллюстрирована на золоченых клеймах (около 1230 года), украшающих врата собора Рождества Богоматери в Суздале. Ес­ли на южных вратах изображена традиционная композиция «филоксении», то на западных вратах представлен совершенно иной иконографический извод Святой Троицы без Авраама и Сарры. Среди особенностей последнего нам впервые уда­лось выявить наличие свитка в левой руке не только у центрального, но и у пра­вого ангела, а главное – в чаше вместо Агнца помещены пробитые гвоздями кисти рук( илл. 2). В состав Паремийника, древнейший список которого датируется XII веком (РГБ, собр. Григ., 2/М 1685), входят паремии в Неделю Пятидесятницы, кото­рые относятся к истолкованию данного сюжета: И будет после того, излию от Ду­ха Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). В службе Пятидесятницы этому посвящен тропарь 7-й песни 2-го кано­на: «…возгремел имевший видения Иоиль, сказав: Я им, как Слово, Богоначальнейшего изолью Духа Моего, – совзывающим: Естество тривещанное светлое, благо­словенно Ты». В связи с данным толкованием глубоко закономерным оказывает­ся помещение данного сюжета именно на западные врата храма, символизирую­щие в чинопоследовании пасхального крестного хода затворенный вход Гроба Господня.

http://bogoslov.ru/article/2602946

Другое афонское предание, опубликованное Иоанном Комниным в 1701 г., гласит, что не Архангел научил безмолвника петь перед иконою Богоматери «Достойно есть…», а сама икона возгласила: «Пусть поют “Достойно есть…”». Надо заметить, что в «Истории Афона» еп. Порфирий указывает: песня «Достойно есть» была известна в IX b. и употреблялась во время церковных служб в Константинополе «На колокольне были размещены 20 колоколов, самый большой из которых (333 пуда и 33 фунта) был преподнесён в дар обители императрицей Марией Александровной. Колокол был отлит в г. Слободском Вятской губ. — в том самом городе, где впервые явила чудотворения главная скитская икона Божией Матери. По убеждению многих, равного этому колоколу по чистоте и силе звука не было на всей Святой Горе. Андреевский колокол был пожертвован обители в 1888 г., а уже в 1894 г. на Афон в русский Пантелеймонов монастырь прибыл святогорский Царь-колокол в 818 пудов» (из книги П. Троицкого «Свято-Андреевский скит и русские келии на Афоне») Автор не совсем прав. Собор, построенный по проекту акад. архитектуры М.А. Шурупова, вмещает 5 тыс. человек и является самым большим на Афоне и втором по величине в Греции (после собора в Патрах). Правильный текст в поэме С. Есенина «Чёрный человек»: Я один у окошка. Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой извёсткой, И деревья, как всадники. Съехались в нашем саду. Кацея — кадило в виде открытой или закрытой продолговатой чашки, укреплённой на деревянной рукоятке. Видимо, автор отсылает читателя к Евангелию от Матфея (12: 43–45). «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит: тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришел, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Действительно, избавившись от духа коммунизма, мы впустили в себя духов куда более злейших. Отец (греч.).

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисея; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). Почитание костей умерших праведников и мест их погребения, поклонение нетленным телам святых угодников непосредственно связано с идеей воскресения. Их сохранение и их «несокрушимость» служили залогом воскресения из мертвых. Евангелист Иоанн акцентирует внимание на нераздробленной голени распятого Христа: «ибо сие произошло, да сбудется Писание: Кость его да не сокрушится» ( Ин.19:36 ). Он соотносит это с ветхозаветным установлением Пасхи: «... и костей ее не сокрушайте» ( Исх.12:46 ). Мощи святых не только служат предзнаменованием грядущего воскресения при Втором Пришествии Христа, но и хранят в себе силу целительной благодати, что и объясняет появление ряда редких «документированных» изображений самих реликвий. Историческое изображение реальной христианской святыни представляется образом победы над тлением, совершенного Христом чуда воскрешения Лазаря, исполнения обетования праведникам у пророка Исайи: «и кости ваши расцветут, как молодая зелень» (66:14). В собрании Третьяковской галереи находятся две небольшие, миниатюрного письма, композиционно близкие иконы начала XVII в., одна – из коллекции И. С. Остроухова 1791 , другая – Е. Е. Егорова 1792 . На иконах Галереи монастырь изображен со стороны бухты Благополучия, со стороны Святых ворот, с надвратной церковью Благовещения 1600 г. В центре монастырских построек – многоглавый (в действительности семиглавый, на иконах показаны пять их них) Преображенский собор, строительство которого было начато в 1558 г. игуменом Филиппом (Колычевым), будущим митрополитом Московским, и освящение которого состоялось в 1566 г. Справа от этого собора – Никольская церковь , завершенная в камне в 1584 г., слева – Успенская, каменное строительство которой велось в 1552–1557 гг. Между храмами высокие звонницы. Архитектурные строения отмечены иконописными изображениями «Преображения» (выделено размером), «Николы» и «Богоматери Умиление», свидетельствующими о посвящении храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем последующие события указали, что как раз полного то разорения и не предвиделось, и, если бы С., не зная предсказанного ему ясновидящей, встречал эти же самые события, как обычное явление жизни, вне всякого сомнения он бы не подошел к такому ужасному концу. Таких примеров мы можем насчитать тысячи. Много таких примеров, дорогой читатель, знаете и вы сами. Но…будем идти дальше в исследовании Божественного Слова. Пророчество Осии, гл. 4, ст. 6, 12 говорит: «Истреблен будет народ мой…, который вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение и, блудодействуя, они отступили от Бога своего». Слышите, господа, вопрошающие столы, ожидающие стук от мертвых предметов? Кощунственно определяющее по получаемым ударам в столешнице стола незримое пришествие в вашу среду Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Святых угодников! Слепо доверяющие планшетке, блюдечку, непосредственным писаниям карандашей! Перед вами определенный выбор или следовать ха этим, продолжать блудодействовать с захватившим вашу душу спиритизмом и ожидать проклятия, истребления, или покинуть все это, возвратиться к Господу Своему и получить он Него могущее возродить вашу душу благословение… В IV книге Царств в гл. 17, в описании царствования Осии, сына Илы говорится о том, что израильтяне «проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его.». И далее говорится: «и прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого , кроме одного колдуна Иудина». (4 Царства 17,18). То же самое говорится относительно царствования Манасии, что последний «провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников». И за это Господь обещался навести такое «зло на Иерусалим и на Иуду, о котором, кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того». (4 Царств. 21,6,12.) В той же книге Царств (4 Царств23,24) говорится об исполнении грозного наказания невнимающих вышеуказанному призыву Божественного слова:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

(обратно) 135 «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» (Чис. 21:9). (обратно) 136 «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:7-10) (обратно) 137 На Афоне расстояния измеряются не километрами, а временем. Говорят, что до такого-то места столько-то часов. (обратно) 138 Пантократор (Вседержитель). Расположен на северо-востоке полуо-ва Афон, рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха — командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде). О дате начала строительства монастыря ничего не известно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена Патриархом Каллистом L На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев — икона Христа Пантократора (Вседержителя) — хранится сегодня в Эрмитаже. Иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне, а святая икона Богородицы «Геронтисса» (Покровительница монастыря) — одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон. В монастырской библиотеке хранится редкое Евангелие, принадлежащее св. Иоанну Кущнику, много в ней и других древних рукописей. Пантократору принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, св. Архангел Гавриил воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Богоматери. В обители находится много святынь, среди них: часть Животворящего Древа Господня: частицы руки и ноги апостола Андрея; глава Иоанна Милостивого; часть руки Иоанна Златоуста: частица руки Афанасия Константинопольского и сщмц. Харалампия; глава прп. Иоанна Великого; глава мч. Феодора Стратилата; рука мч. Трифона; частицы мощей мчч. Меркурия и Артемия: часть руки мч. Евстафия Плакиды; части рук мч. Кирика и Иулитты: частицы прп. отцов, в Синае и Раифе избиенных; мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии; глава бесср. Космы; щит св. вмч. Меркурия.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Скажет ли кто-нибудь, что времена переменились и ереси теперь не такия злостныя н разрушительныя, как в дни Вселенских Соборов? – Но разве отрицающие почитание Богоматери и святых, не признающие благодатной иерархии протестанты или изобретшие новыя заблуждения римо-католики, – ближе к Церкви, чем ариане или полуариане? Но пусть современные исповедники ересей не столь воинственны по отношению к Православной Церкви как древние; это не потому, что их взгляды ближе к ней, а потому что протестантство и экуменизм воспитали в них убеждение, что на земле нет единой истинной Церкви, нет одного истинного исповедания, а есть только общины людей, в разной степени заблуждающияся. Это учение само по себе упраздняет ревност в исповедании того, что признается истиной и потому современные еретики имеют вид менее ожесточенный, чем у древних. Однако, само это равнодушие к истине во многих отношениях хуже, чем способность ревностно защищать заблуждения, принимаемое за истину. Сказавший «что есть истина» Пилат не мог обратиться к вере, но гонитель Христианства Савл – стал апостолом Павлом. Потому мы и читаем в Апокалипсисе грозныя слова Ангелу Лаодикийской Церкви: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден, или горяч. Но поскольку ты тепл, а не горяч и не холоден; то Я извергну тебя из уст Моих» ( Апок. 8, 15–16 ). Экуменизм делает Совет Церквей таким обществом, в котором, с лаодикийским равнодушием к истине, каждый член признает заблуждающимся и себя и других, заботясь о том только чтобы найти приемлемыя для всех формулы. Место ли там в качестве органического члена Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, всегда исповедовавшей, что она не имеет ни пятна, ни порока, ибо Глава ея Сам Христос? ( Ефес. 5, 27 ). 57 (68) правило Карфагенского Собора говорит о Церкви что она «есть голубица (Песнь Песней 2, 10), единственная матерь христиан и в которой спасительно приемлются все таинства вечныя и животворящия, впрочем, пребывающих в ереси подвергающия всякому осуждению и казни».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

«Сказание об иконе Богоматери Римляныни» и «Повесть о неседальном» в русских рукописях XV в. § 3. Новые символические мотивы в иконографии клейм τ и φ на иконе Успенского собора § 4. Русская историческая «Повесть о Темир-Аксаке» и ее источники § 5. «Повесть о Темир-Аксаке» и последовательность клейм Акафиста первого верхнего ряда на иконе Успенского собора 5.1. Клеймо φ. Мария – свеча «сущим во тьме» – обращение к Богоматери с мольбой о заступничестве 5.2. Клеймо μ. Сретение – принесение иконы Владимирской в Москву 5.3. Клеймо τ. Покров – спасение города от вражеского нашествия 5.4. Клеймо ψ. Поклонение изображению Богоматери на храме – Прославление совершившегося чуда 5.5. Клеймо χ «Сошествие во Ад» – похвала божественной милости § 6. Прием симметричного композиционного уподобления сюжетов § 7. Время создания иконы Успенского собора Глава 5. Похвала Богоматери – Премудрости Божия Приятелищу § 1. Особенности иконографии пророков и гимнографов на иконе Успенского собора § 2. Образ Богоматери и тема Софии-Премудрости § 3. Появление новой системы символических уподоблений понятия «София» в палеологовском искусстве § 4. Толкование патриарха Филофея Коккина на текст Притчи «Премудрость созда себе дом...» и изобразительная символика XIV в § 5. Иконографическая схема средника иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» в свете толкования Филофея Коккина § 6. Проявления сходной иконографической традиции изображения понятия «София» в древнерусском искусстве § 7. Развитие темы «Премудрость созда себе дом...» в клеймах иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» 7.1. Акцентирование догматических понятий в клеймах σ и ν 7.2. Актуализация реалий сюжетов в клеймах ξ и υ § 8. Интерпретация основных догматических понятий Символа Веры в изображениях клейм ο и ρ § 9. Особенности иконографической редакции клейм исторической части Акафиста Заключение. Продолжение константинопольской традиции изображения акафиста в московском искусстве рубежа XIV–XV вв. Особое место иконы «Похвала Богоматери с Акафитом» I.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Власти Франции пообещали восстановить сгоревший собор Парижской Богоматери 16 апреля, 2019. Новостная служба Российский Минкультуры предложил организовать сбор добровольных пожертвований на восстановление собора 16 апреля. ПРАВМИР. Президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал, что собор Парижской Богоматери будет восстановлен. По его словам, в восстановлении собора примут участие «лучшие таланты современности». Президент Франции посетил место пожара, передает Интерфакс. Он подчеркнул, что благодаря усилиям пожарных удалось избежать наихудшего сценария развития событий и спасти фасад собора и его башни. Глава государства объявил кампанию по сбору средств на восстановление собора Парижской Богоматери. В ЮНЕСКО уже заявили, что попытаются помочь сохранить и восстановить Нотр-Дам де Пари. Российский Минкультуры также предложил организовать сбор добровольных пожертвований на восстановление собора. Директор департамента музеев министерства Владислав Кононов заявил, что музеям и всем неравнодушным гражданам предложат организовать сбор средств на реставрацию Нотр-Дам де Пари. Собор Парижской Богоматери загорелся накануне вечером. Пожар продолжался несколько часов, его удалось потушить около 03:30 по местному времени (04:30 мск). В результате пожара обрушился шпиль собора и частично обвалилась крыша. По предварительным данным, несущие конструкции собора не пострадали, также удалось спасти часть святынь, в том числе, Терновый венец Христа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 28 марта, 2024 14 ноября, 2015 15 апреля, 2019 15 апреля, 2019 30 апреля, 2024 23 апреля, 2024 16 апреля, 2024 13 апреля, 2024 7 апреля, 2024 28 марта, 2024 14 ноября, 2015 15 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vlasti-frantsii-poobes...

Издание Fox News анализирует хронику реставрации собора Парижской Богоматери после пожара в апреле 2019 года Работы должны завершиться к декабрю текущего года ПАРИЖ. Издание Fox News анализирует хронику реставрации собора Парижской Богоматери после пожара в апреле 2019 года – все восстановительные работы в нем должны по плану завершиться к декабрю текущего года, заверяет издание от имени реставраторов. Историю работ по восстановлению собора Парижской Богоматери после трагического пожара в апреле 2019 года украшают многие примеры самоотверженности, инженерной смекалки и искусства и, конечно, упорного труда. Грандиозное средневековое сооружение, увековеченное в истории страны, киноискусстве и литературе, постепенно восстанавливают шаг за шагом уже пять лет, преодолевая многие трудности, в числе которых особо отмечают карантин во время пандемии, на время прервавший работы, а также внезапную смену руководства проекта. Тем не менее, работы планируют завершить к концу 2024 года. Хронология главных событий этих работ следующая. Апрель 2019 года: страшный пожар охватывает собор Парижской Богоматери, уничтожает его своды, купол и шпиль, испепеляет бесценное внутреннее убранство. Катастрофа вызывает всемирную волну сочувствия и солидарности. Власти провозглашают начало грандиозных работ по восстановлению собора во всем прежнем величии и великолепии. Президент Франции Эммануэль Макрон обещает, что проект реставрации собора завершится в течение пяти лет. Июнь 2020 года: в работах возникает перерыв на карантин во время пандемии, и все же рабочим и инженерам удается полностью очистить здание от обгорелых лесов, оставшихся от прежних реставрационных работ, и оценить ущерб, что посчитали значительным шагом вперед. Август 2020 года: начинаются работы по восстановлению органа – самого большого музыкального инструмента Франции. В инструменте насчитывается более 8 тысяч труб, и в целом он пережил пожар без невосполнимых повреждений, хотя и сплошь покрылся ядовитой свинцовой пылью. Его демонтировали, провели полную очистку труб и деталей, тщательно подготовили к монтажу, а полная сборка и настройка должны завершиться в этом году.

http://sedmitza.ru/text/10376229.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010