е. на пять лет. «Кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» ( Втор.20:6 .). Разведение садов еще более обеспечивалось 4 законом, охраняющим собственность каждого от разных случаев. За выжженные поля и копны должен был заплатить тот, кто произвел пожар ( Исх.22:6 ). Строго запрещалось для собственной нужды жать на чужой ниве и набирать в сосуд виноград из чужого виноградника ( Втор.23:24,25 ). За исполнение Израильтянами предписанных законов, на всех произведениях земли почивало благословение Божие ( Втор.23:4 ). В благодарность за сие-то благословение Божие и непрерывные благодеяния Божии к народу израильскому ему вменялось в обязанность: пока плоды находились на дереве или на поле, не препятствовать никому брать, сколько можно взять в руку, и есть сколько душе угодно ( Втор.23:24,25 ). Ученики Спасителя, когда на пути их мучил голод, ели «восторгающе класы» ( Мф.12:1 ; Мк.2:23 ). При собрании плодов Израильтяне обязаны были законом оставлять их несколько на месте сбора в пользу бедных. «И пожинающим вам жатву земли вашея, да не скончаете жатвы вашея и падающих клас от жатвы твоея да не собереши: нищему и пришельцу да оставиши я ( Лев.19:9,10 ; Лев.23:22 ). Аще пожнеши ниву твою и забудеши сноп на ниве твоей, да не возвратишися взяти его: пришельцу и убогу и сиру и вдове да будет. Аще же масличие собиравши, да не возвратишися останков собрати, яже за тобою: пришельцу и сиру и вдове да будут. Аще же обираеши виноград твой, да не собиравши останков, яже за тобою: пришельцу, и сиру и вдове да будут» ( Втор.24:19–21 ; Ср. Ис.17:5,6 ; Ис.24:13 ). Тотчас по собрании плодов должно было посвящать Иегове «часть начатков» от всех произведений земных ( Исх.23:19 ; Лев.23:10 и др.), как в естественном виде (снопы, плоды древесные, виноградные грозди), так и в приготовленном к человеческому употреблению (новое вино, масло, мука, тесто). Наконец чрез каждые шесть лет в седьмой год Израильтяне обязывались прекращать земледелие, собирание плодов и обрезывание виноградников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Слово при посещении паствы, сказанное в селе Трущевой Никитовке, Богодуховского уезда 27 июля 1844 г. Скоро, братие мои, наступит жатва; и каждый из вас пойдет на поле свое для собирания того, чем благословил Господь. Благодарение любви Его, ныне есть что собирать! Если к радости о собирании присовокупится благоразумное употребление собранного, то плодов единого нынешнего лета станет не на один год. Но, готовясь принять плоды от Господа, – ибо «ни насаждаяй, ни напаяяй есть что, но вся возращаяй Бог» ( 1Кор. 3:7 ), – надобно подумать, братие мои, и о плодах для Господа. Не напрасно слово Божие сравнивает души наши с нивами и вертоградами, а Самого Господа – с Вертоградарем и хозяином поля. Это знак, что Господь также ожидает плодов от всех нас, как мы ожидаем их от полей и садов наших. И да будет известно вам, братие мои, что и мы, если являемся к вам по временам, то для того именно, чтобы от лица Небесного Домовладыки, Которого есмы, хотя недостойные, посланники и слуги, напомнить вам о необходимости такого духовного плодоношения. Впрочем, вы сами можете судить об этой необходимости уже по одному простому сравнению того, что мы делаем для полей наших, и что Он сделал и делает для душ и сердец наших. Самый прилежный из вас что сделал для своего поля? Разодрал недра земли плугом, размягчил вспаханное и очистил от сора, разбросал по нему семена и потом заборонил посеянное землей. Вот наши труды. Много, если среди них упала с лица нашего на поле какая-либо капля пота. А Домовладыка Небесный, Спаситель наш? Он для соделания душ наших плодоносными для добродетели, кроме многих других естественных средств, сошел для этого Сам на землю, принял на Себя нашу плоть, провел тридесять три года в непрестанных трудах, нищете и озлоблении 15 , претерпел наконец ужасные мучения и смерть на Кресте. Каковы же мы на самом деле? Что можем представить ныне своему Господу? Известно, каких плодов ожидает Он от нас: веры живой и правой, дел чистых и благих, милосердия к бедным и покаяния во грехах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Сказать гордым фарисеям и книжникам в присутствии множества народа, что мытари и грешники раньше их войдут в Царствие Божие, значило поразить их, как громом. Теперь стоило Иисусу сказать народу еще одно слово, сказать прямо, что Он есть обетованный Мессия, что их вожди не стоят доверия, и судьба этих слепых вождей была бы решена: народ заставил бы силой уступить власть Иисусу Христу. Но Господь удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну, горькую для них притчу, в которой раскрыл всю историю Божия промышления о народе Иудейском и Божия долготерпения к вождям этого народа. ВЫСЛУШАЙТЕ ДРУГУЮ ПРИТЧУ , – сказал Он:  БЫЛ НЕКОТОРЫЙ ХОЗЯИН ДОМА , который любил заниматься хозяйством,  КОТОРЫЙ  сам, своими руками  НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК ,  ОБНЕС ЕГО ОГРАДОЮ  или из камня, или из живой изгороди: колючих растений, вроде терновника или алоэ, которые защищают виноградники от лисиц и вепрей лучше всякой каменной стены.  ВЫКОПАЛ В НЕМ ТОЧИЛО , выдолбил в камне или вырыл в земле яму, обложив ее камнем, чтобы в ней можно было выжимать сок из винограда,  ПОСТРОИЛ БАШНЮ , легкую, высокую башню для сторожей и для хранения собранного винограда. Так заботливый хозяин сделал все для благоустройства виноградника,  И , так как дела потребовали его присутствия в другом месте,  ОТДАВ ЕГО , свой виноградник,  ВИНОГРАДАРЯМ , заключив с ними договор о своевременном получении с них определенной части вина и плодов за это,  ОТЛУЧИЛСЯ  на долгое время.  КОГДА ЖЕ ПРИБЛИЗИЛОСЬ ВРЕМЯ собирания  ПЛОДОВ , а время это, по закону левитов, наступало не раньше пяти лет,  ОН ПОСЛАЛ СВОИХ СЛУГ , одного за другим,  К ВИНОГРАДАРЯМ ВЗЯТЬ СВОИ ПЛОДЫ , т.е. принадлежавшую ему часть плодов, какова бы она ни была;  ВИНОГРАДАРИ ,  СХВАТИВ СЛУГ ЕГО , ИНОГО ПРИБИЛИ  (много били и с безчестием прогнали назад, ни с чем), ИНОГО  же и совсем  УБИЛИ ,  А ИНОГО  со зверским озлоблением ПОБИЛИ КАМНЯМИ . Несмотря на такую возмутительную несправедливость и злобу,  ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ОН  (долготерпеливый хозяин виноградника)  ДРУГИХ СЛУГ ,  БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО; И С НИМИ ПОСТУПИЛИ ТАК ЖЕ .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Бог мой услышит меня. Пророк оплакивает общество, в котором он живёт. Этому обществу грозит катастрофа, поскольку оно насквозь преступно, родственные и социальные связи в нём глубоко порочны, нравственные устои разрушены. Оно совершенно глухо к требованиям правосудия и милосердия, выраженным в Мих.6:8 . Горе мне! (или: увы мне! – ) – восклицает пророк и от собственного лица (ср. Мих.1:8 ), и от имени своего народа. Народу горе потому, что его нравственное состояние бедственно, пророку – потому, что он является частью этого народа, вынужден жить среди него и разделить его горькую участь. – междометие, возможно, звукоподражательное. В Танахе встречается лишь дважды – здесь и в Иов.10:15 322 . Со мной – как после сбора летних плодов, как после собиранья винограда: ни единой кисти для еды, ни единой смоквы, желанной для души. В этой унылой картине виноградная гроздь () и смоква () метафорически представляют добрых людей и их добродетели. Таковых совсем не осталось. Как в садах и виноградниках после сбора урожая не остаётся никаких плодов, так в современном пророку обществе не осталось благочестивых людей, способных к добрым делам. Следующий стих ( Мих.7:2 ) прямо будет говорить об этом социальном коллапсе. Возможно, что в Мих.7:1 содержится ещё и намёк на жадность землевладельцев: при сборе урожая они (в нарушение предписаний Торы – ср. Лев.19:9–10, 23:22 ; Втор.24:19–22 ) не оставляют в саду ни одного плода, который мог бы найти и съесть нищий или путник. В МТ к слову присоединён местоименный суффикс первого лица единственного числа: (моя душа). Как желанны голодному плоды смоковницы, и сколь велико разочарование, когда их не обнаруживается среди листвы! (ср. Мф.21:18–19 ; Мк.11:12–14 ; Лк.13:6–9 ). Проповедь Михи оказалась совершенно безрезультатной – народ не явил плодов покаяния, столь желанных YHWH и Его пророку. Сгинул добрый с земли, нет правого средь людей, все сидят в засаде для пролитья крови, каждый расставляет брату сеть. Общество, между членами которого не осталось честности и солидарности, в котором царит дух хищничества, наживы за счёт ближнего, и каждый преследует только свои частнособственнические интересы, не может долго существовать, оно стремится к саморазрушению. Логическим концом общества, насквозь пропитанного обманом и несправедливостью, живущего по обычаям Омри и Ахъава ( Мих.6:16 ) будет его гибель. Преступление содержит в себе наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Переходя к анализу самого события, мы прежде всего не можем не упомянуть, что для отрицательной критики 544 представляется со­вершенно непонятным, каким образом Христос мог проклясть смоковницу только за то, что она не имела плодов, когда она – вещь неодушевленная, которая сама по себе и не могла производить плодов, появлявшихся на ней, конечно, только в определенное время, а между тем тогда, как говорит евангелист Марк, еще и не наступило время собирания смокв ( Мар. 11:13 ). Это возражение отрицательной критики настолько важно, что на него нельзя не обра­тить серъёзного внимания. Событие это происходило действительно в такое время, когда ни одна смоковница не могла иметь плодов. Как известно, проклятие смоковницы случилось незадолго до еврейского праздника Пасхи, т. е. в конце марта или в начале апреля, тогда как, по свидетельству лучших знатоков Палестины, только самые ранние из смокв поспевают в средних числах июня. Нельзя не сознаться, что это обстоятельство есть одно из труднейших для объяснения в евангельской истории. Паулюс, а впоследствии даже и Штраус, вместе со своими последователями, объяс­няют это затруднение таким образом: „зимняя смоква“, говорят они, „распускает почки в позднюю осень, которые созревают в плод только весной“; таким образом, по их мнению, и около времени еврейского праздника Пасхи можно было то там, то здесь встретить плоды на зимней смоковнице. Как ни авторитетны лица, высказывающие это мнение, но мы имеем основание недоверять им, так как их мнение опровергается одним из лучших палестинских путешественников и знатоков восточной природы (Shaw), который прямо говорит, что „зимняя смоква“ созревает только осенью. Впрочем этот знаток Палестины делает и некоторую уступку, когда говорит, что если не бывает особенных бурь и если жители не снимают смокв, то плоды на зимней смоковнице могут оставаться даже и после того, как уже с дерева поспадают все листья, так что плоды этой смоковницы могут попа­даться на дереве случайно иногда даже и весной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не песнь новолетия, или праздника труб 1-го Тишри, по употреблению псалма в этот праздник у позднейших Евреев (см. Delitzschs Die Psalmen S 510 и предисл. в Толк. Эт. Пс. Иринея Псковского); так как днем праздника называется собственно полнолуние: «Трубите в новомесячие трубою, в полнолуние для дня праздника нашего» (ст. 4 с евр. по р. пер. Библ. Общ. и исправл. в Душ. Чт. 1868 г. Янв.); и не песнь праздника кущей, совершавшегося в полнолуние после праздника труб, т.е. 15 Тишри, коему усвояется этот псалом в Трагуме, Талмуде и других иудейских преданиях (см. там же); потому что между новомесячием и полнолунием месяца Тишра в 10-е число его праздновался великий день очищения, о котором однако в псалме, не смотря на сопоставление в 4 ст. новомесячья и полнолуния, ни слова не говорится. Притом же воспоминание об избавлении от рабства египетского (ст. 6–8) больше идет к празднику Пасхи ( Исх.12:3–27 , Втор.16:1, 3, 6 ), нежели – кущей, который первоначально является как праздник собрания осенних плодов ( Исх.23:16, 34:22 , Втор.16:13 ) и лишь впоследствии применяется к воспоминанию странствований в пустыне ( Лев.23:39–44 ); а что касается упоминания в ст.11 и 17 о богатом плодородии страны Иудейской, которое, по мнению защитников отношения псалма к празднику кущей, очень хорошо согласуется с этим последним, как праздником собирания плодов, то, надобно сказать, что оно не менее хорошо идет и к празднику Пасхи, ко времени которого в Палестине поспевала первая жатва и во врем которого законом Моисеевым установлено было приносить Господу первые начатки плодов ( Лев.23:5, 10–11 и дал). Выражение 4 ст.: «трубите в новомесячие трубою», не препятствует относить Пс. к празднику Пасхи, так как оно касается празднования первого дня пасхального месяца Низана, предвозвещавшего собою скорое наступление Пасхи и бывшего началом церковного года ( Исх.12:2 ), подобно как первое число Тишри – гражданского, а это празднование, так же как и новолетие, и вообще новолуние каждого месяца, совершалось по закону с трубным звуком ( Чис.10:10 ср. Лев.23:24 ). См Delitzsch s Die Psalmen S 511–512/В русск. пер. Синод. изд. во 2 половине 4 ст. вм. слова: в полнолуние, которым в приведенном нами переводе передается еврейское, подобно 70-ти и Вульгате, читаются слова: «в определенное время» (от = computare), – что, конечно, благоприятствует отношению псалма к новолетию и устраняет мысль об отношении его к Пасхе, как и вообще к какому-либо празднику полнолуния; но слово по употреблению в древнем сирском пер. (Keso в 3Цар.12:32 , 2Пар.7:10 ), Jat и Aq в Притч.7:20 , где соглашается с ними и русск. Синод. пер., обыкновенно означает полнолуние и вообще время второй половины месяца, как это, не смотря на разногласие мнений о самом псалме, согласно признают в своих переводах большинство новейших западных ученых: De Wette, Ewald, Hupfeld, Hitzig, Hengstenberg, Delitzsch, Moll и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Сменялись времена года, за пахотой следовал сбор урожая, за жатвой вновь приходила пахота. Так, размеренно и неторопливо, словно по кругу, циклами, протекала жизнь ромейского труженика-земледельца. Ее недвижимая история отбрасывала государство, политику и события. В позднюю античность самые крупные деревни в Египте могли иметь по 5000 обитателей, тогда как маленькие села насчитывали по несколько сот человек. Но чаще всего крестьяне жили в деревне, которая состояла из небольшого количества домов. Радолив, одно из крупных сел восточной Македонии, в начале XIV в. насчитывал население около 1000 человек, однако многие другие деревни были гораздо меньше. Постройки жались друг к другу, концентрируясь вокруг одного или нескольких общих колодцев, возле которых любили собираться женщины. Каждый дом имел свой внутренний двор с хозяйственными, подсобными помещениями, площадь которых превосходила жилую часть. Преуспевающие крестьяне жили в двухэтажных, крытых черепицей домах, куда поднимались с улицы по лестнице, но большинство удовлетворялось парой жилых комнат под кровлей из посеревшей старой соломы. Археологи называют такие постройки, выполненные их необработанного камня, двухкамерными. Они плохо освещались, и еще хуже обгревались. Наделы пахотной земли – хорафии, отдельные небольшие усадьбы, подсобные хозяйства – кафедры, приусадебные участки – эксофирии находились за пределами этого обжитого центра, на периферии, как и фруктовые сады, огороды, оливковые, инжирные, ореховые рощи и виноградники, часто огороженные кольями изгороди. Эти легкие ограждения носили временный харктер и после снятия плодов участки становились доступными для пастьбы скота. Он собирался в общем стаде-агеле, за которое отвечал пастух со сторожевыми собаками. Изобличенный в гибели, ранении или ослеплении животного по его вине и давши в этом ложную клятву, пастух жестоко карался отрезанием языка. Каждый платил пастуху пропорционально количеству собственных животных. За ними надо было бдительно приглядывать, ибо оставшись без надзора, они могли свалиться в ров, наткнуться на колья, потравить чужой виноградник, попасть в западню, поставленую во время сбора плодов, да и хищные звери, знакомые нам лишь по детским сказкам, – медведи, дикие быки-туры, олени, косули, кабаны, лисицы, а особенно волки, бродили даже в полях и лугах вблизи сел и городов. На них, как и на зайцев, бобров, ласок, хорьков, диких уток, дроф, ржанок, голубей охотились, но сама охота рассматривалась отнюдь не как популярное увлечение, а как способ пополнить запасы шкур, меха и особенно пищи, необходимой для выживания. Последней цели служило также собирание диких плодов, ягод, меда диких пчел. Нет сомнений, что человек деревни чувстовала себя гораздо менее защищенным, чем обитатель города. Разумеется, такие суровые условия существования тела не могли не способствовать огрублению человеческой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

        Слово при посещении паствы, сказанное в селе Трущевой Никитовке, Богодуховского уезда 27 июля 1844 г.   Скоро, братие мои, наступит жатва; и каждый из вас пойдет на поле свое для собирания того, чем благословил Господь. Благодарение любви Его, ныне есть что собирать! Если к радости о собирании присовокупится благоразумное употребление собранного, то плодов единого нынешнего лета станет не на один год. Но, готовясь принять плоды от Господа, - ибо ни насаждаяй, ни напаяяй есть что, но вся возращаяй Бог, - надобно подумать, братие мои, и о плодах для Господа. Не напрасно слово Божие сравнивает души наши с нивами и вертоградами, а Самого Господа - с Вертоградарем и хозяином поля. Это знак, что Господь также ожидает плодов от всех нас, как мы ожидаем их от полей и садов наших. И да будет известно вам, братие мои, что и мы, если являемся к вам по временам, то для того именно, чтобы от лица Небесного Домовладыки, Которого есмы, хотя недостойные, посланники и слуги, напомнить вам о необходимости такого духовного плодоношения. Впрочем, вы сами можете судить об этой необходимости уже по одному простому сравнению того, что мы делаем для полей наших, и что Он сделал и делает для душ и сердец наших. Самый прилежный из вас что сделал для своего поля? Разодрал недра земли плугом, размягчил вспаханное и очистил от сора, разбросал по нему семена и потом заборонил посеянное землей. Вот наши труды. Много, если среди них упала с лица нашего на поле какая-либо капля пота. А Домовладыка Небесный, Спаситель наш? Он для соделания душ наших плодоносными для добродетели, кроме многих других естественных средств, сошел для этого Сам на землю, принял на Себя нашу плоть, провел тридесять три года в непрестанных трудах, нищете и озлоблении (угнетении, бедствиях -ред.), претерпел наконец ужасные мучения и смерть на Кресте. Каковы же мы на самом деле? Что можем представить ныне своему Господу? Известно, каких плодов ожидает Он от нас: веры живой и правой, дел чистых и благих, милосердия к бедным и покаяния во грехах наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Рассматриваемое место Осии не только вообще указывает на множество постановлений писанного закона, единой Торы, но, понимаемое в контексте, указывает определенное содержание некоторой части писанного закона. Контекст разъясняет, что из обширного содержания писанного закона в данном случае имеются в виду заповеди, запрещающие идолопоклонство и требующие единства в культуре, одного специального места для богослужения 15 ; а об этом единстве говорится в центральной части Пятокнижия, напр. Ucx. XXIII, 17. 19 (трижды в год являться пред лице Владыки Господа, пред лице Его приносить начатки плодов). При том же чтении текста, который предлагается переводом Семидесяти, вместе с единством места для богослужения предполагаются и такие частные определения закона, как ядение мяса при жертвоприношениях. Тем же аще и пожрут ( διτι ν θσωσιν) жертву и снедят мыса, Господь не приимет их ( Oc. VIII, 13 ). Господу неугоден народ, несмотря на жертву и ядение мяс при ней, потому что все это совершается на чуждых жертвенниках. Пророк Осия действует среди Израиля; но исторически не известны особые от Иуды предписания для Израиля касательно единства места для богослужения и неугодности Богу многих жертвенников; эти предписания не могли возникнуть в Иудее после разделения царств и потом перейти к Израилю, потому что не были бы приняты им в виду существовавшей между царствами вражды: следовательно, еще до разделения царств существует писанный закон, который обнимает, рядом с чисто догматическими и нравственными предписаниями, и расположения внешне-культового характера. Во всяком случае, из всего предшествующего с достаточною ясностью устанавливается факт существования писанного закона ранее нахождения книги закона при царе Иосии. В это же сравнительно раннее время по дошедшим до нас памятникам священно-канонической литературы можно наблюдать отдельные случаи собирания и других произведений этого рода, помимо закона. Было уже упомянуто о возможности собирания священно-исторических памятников в пророческой школе Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

«Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия к бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно и частично уразуметь и познать Того, Кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо “по величию и красоте созданий познается размышлением и Создатель их”, Которого воспевают ангелы Трисвятым гласом…» (158: 152 со ссылкой на перевод О. А. Князевск ого из издания: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб: Наука, 2004). «Апостол наставляет: Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1: 20 ). Во все времена жизни человечества лучшие умы его, углубляясь в познание мира, с изумлением останавливались перед величием, гармонией, красотой, разумностью строения мира и возносились от него к благоговейной мысли о благости, величии и премудрости Создателя. Василий Великий в своих “Беседах на Шестотдев”, рассмотрев начальные слова книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1: 1 ), призывает слушателей: “Прославим наилучшего художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем заключение о Бесконечном, превысшем всякого величия и по множеству Своей силы превосходящем всякое разумение”» (протоприсвитер Михаил Помазанский ) (41: 121, 122). 150 Заметим, что в Деян. 1: 18, 19 о смерти Иуды сказано: «...и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима…». В «Учебной Библии» приводится следующее толкование данного текста: «Вероятно, дерево, на котором повесился Иуда ( Мф. 27: 5 ), стояло на скале. Могла порваться веревка или сломаться ветка, а также мог развязаться узел, и при падении его тело разбилось о камни» (156: 1620). 152 Приведем также и другие толкования рассказа о бесплодной смоковнице. «Почти все плодовые деревья сначала цветут и завязывают плоды, а потом уже распускают листья. Таковы и смоковницы Палестины; но между ними имеется разновидность, сохраняющая до весны как листья, так и поздно поспевающие Евангелист Марк хотя и говорит, что время собирания смокв еще не наступило, но он же свидетельствует, что смоковница, которую издали увидел Иисус, была покрыта листьями; следовательно, на этой смоковнице могли быть прошлогодние плоды, хотя время собирания смокв вообще еще не наступило и другие смоковницы стояли тогда без листьев и плодов. Словом, внешний вид этого дерева давал повод предполагать, что на нем могут быть плоды; а этого было достаточно, чтобы при виде его продолжить сказанную апостолам раньше притчу о смоковнице и как – бы привести в исполнение отсроченный тогда приговор... Не смоковницу осудил Он, а народ еврейский, который отныне выброшен из Божиего виноградника; смоковница же, как вещь, как бездушный предмет, служила лишь наглядным изображением избранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010