Всякое время удобно для того, чтобы положить начало спасительному житию. Выражая это, великий Павел говорил: се время благоприятно, се день спасения: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света: яко во дни благообразно да ходим ( Рим. 13:11–13 ), обозначая, как благоприятный для спасения, не какой-либо известный час или день, но все время после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С восходом на земле чувственного солнца, наступает время телесного делания для людей, о чем говорит и Давид: возсия солнце.., и изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера ( Пс. 103:22–23 ); подобно этому, и после того, как явилось во плоти Солнце правды, все время по Его появлении удобно для духовных. Имя это в виду, тот же Пророк в другом месте, сказавши о явлении Владыки в словах: камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла ( Пс. 117:22–23 ), – прибавляет: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117:24 ). Но относительно чувственного солнца, поелику оно прерывается ночью, говорится: изыдет человек на дело свое до вечера; между тем как, наоборот, Солнце правды, поелику у Него нет вечера, и, по выражению Апостольскому, несть пременение, или преложение стень ( Иак. 1:17 ), дарует нам непрерывно благоприятное для духовного делания время. Если же, однако, бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения деревьев и время собирания плодов, всему свое время; и если ты ищешь начало особенно приличествующего для дел благотворения: то это есть время осеннее и, именно, тот месяц осени, который есть первый, по нашему, месяц и начало года, в каковой месяц получило начало и наше спасение, что ныне мы и празднуем. Ибо ныне у нас – первый праздник и торжество нашего воссоздания, – торжество, в котором место временного законоположения заступает постоянное, букву заменяет собою дух, вместо тени – истина. Ныне является новый мир и чудесный рай, в котором и из которого явился новый Адам, воссозидая древнего Адама и возобновляя весь мир: он не обольщается, но обольщает обольстителя и дарует свободу тем, которые были порабощены греху посредством коварного обмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу? 6 мин., 13.04.2020 Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками . Под вечер он уходил ночевать в пригород — на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево — ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады? Смоковница — плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы — Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (Быт. 3:7). В символике Ветхого Завета смоковница — образ мира и Божественного благорасположения. Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк: 13:6-9). В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы — Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

http://foma.ru/chudo-razrusheniya-za-cht...

Сентябрь 1 сентября 1. Церковное новолетие (начало индикта). Первый Вселенский Собор постановил, чтобы церковный год начинался 1 сентября. Сентябрь был у евреев началом нового гражданского года ( Исх. 23:16 ), месяцем собирания плодов и принесения благодарственных жертв Богу. Во время этого празднования Господь Иисус вошел в синагогу в Назарете, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал следующие слова: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение... проповедовать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ; Ис. 61:1–2 ). Кроме того, сентябрь в истории христианства знаменит еще и тем, что именно в этом месяце царь Константин Великий одержал победу над Максенцием, врагом Христовой веры, и вслед за этим военным успехом была провозглашена свобода христианского вероисповедания во всей Римской империи. В течение длительного времени и гражданский год в христианском подобно церковному, исчислялся с 1 сентября, а затем – сначала в Западной Европе, а впоследствии и в России, в правление Петра Великого, – [сей отсчет] был перенесен на 1 января. 2. Преп. Симеон Столпник . Родом сириец, из семьи крестьян. На 18-м году жизни оставил родительский дом и принял монашество. Предавал себя самым трудным подвигам, иногда проводя в посте 40 дней. После этого взял он на себя подвиг особый, дотоле неведомый, а именно: деннонощное стояние на столпе в непрестанной молитве. Сперва сие место молитвы было высотой в 6 локтей, затем ему построили столп в 12, а потом в 22, 36 и наконец в 40 локтей. Его мать Марфа дважды приходила, чтобы его увидеть, однако он не захотел ее принять, но сказал ей со столпа: «Не тревожь меня теперь, мать моя. Если удостоюсь [я того], увидимся на том свете». Святой Симеон претерпел бесчисленные напасти от бесов, но одолел все [искушения] молитвой к Богу. И сотворил великие и бессчетные чудеса, исцеляя словом и молитвой многих больных. К его столпу со всех сторон сходился народ: богатые и убогие, цари и рабы. И всем он помогал, одним возвращая здравие телесное, других утешая и назидая, а некоторых обличая в неправоверии и ересях. Так, отвратил он царицу Евдокию от ереси Евтихия и вернул ее к Православию. Подвизался он в правление царей Феодосия Младшего, Маркиана и Льва Великого . Сей первый столпник в истории христианства и великий чудотворец Симеон прожил на земле 103 года и упокоился в Господе 1 сентября 459 года. Его мощи были перенесены в Антиохию, в храм, [посвященный] его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Январь месяц 1-е число Новый год. Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Там вместе с другими праздниками учрежден был он Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим – церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре), – в месяце собирания плодов, а церковный праздновался весной, в месяце авиве, или низане (марте), – в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большем количестве, в храме и синагогах слушали чтение Священного писания и умилялись, вспоминая благодеяния Божии к Своему народу. Подобно сему и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год: гражданский, 1-го января, прежде был 1-го марта, и церковный, 1-го сентября. Сам Господь И. Христос освятил новолетие сентября, когда однажды, в этот праздник, вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю ( Лк.4:18–19 ), Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы, в 25-й день сего месяца. В нашем отечестве январь принят был началом гражданского года с 1-го января 1700 года, при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1-го сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года. Обрезание Господне. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, воплотившийся для спасения людей от Пресвятой девы Марии, по обычаю иудейской Церкви, в восьмой день по рождению был обрезан, причем наречено Ему имя «Иисус», что значит «Спаситель». Закон обрезания дан был Богом праотцу Аврааму. Обрезание, совершавшееся над младенцами мужеского пола в восьмой день по рождению, было видимым знаком принадлежности к народу Божию, или, что то же, к Церкви ветхозаветной. В Церкви новозаветной, христианской, обряд обрезания заменило таинство крещения. Св. Василий Великий жил в IV веке, родом каппадокиец, был сын богатых и благочестивых родителей, Василия и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сказать гордым фарисеям и книжникам в присутствии множества народа, что мытари и грешники раньше их войдут в Царствие Божие, значило поразить их, как громом. Теперь стоило Иисусу сказать народу еще одно слово, сказать прямо, что Он есть обетованный Мессия, что их вожди не стоят доверия, и судьба этих слепых вождей была бы решена: народ заставил бы силой уступить власть Иисусу Христу. Но Господь удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну, горькую для них притчу, в которой раскрыл всю историю Божия промышления о народе Иудейском и Божия долготерпения к вождям этого народа. ВЫСЛУШАЙТЕ ДРУГУЮ ПРИТЧУ , – сказал Он:  БЫЛ НЕКОТОРЫЙ ХОЗЯИН ДОМА , который любил заниматься хозяйством,  КОТОРЫЙ  сам, своими руками  НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК ,  ОБНЕС ЕГО ОГРАДОЮ  или из камня, или из живой изгороди: колючих растений, вроде терновника или алоэ, которые защищают виноградники от лисиц и вепрей лучше всякой каменной стены.  ВЫКОПАЛ В НЕМ ТОЧИЛО , выдолбил в камне или вырыл в земле яму, обложив ее камнем, чтобы в ней можно было выжимать сок из винограда,  ПОСТРОИЛ БАШНЮ , легкую, высокую башню для сторожей и для хранения собранного винограда. Так заботливый хозяин сделал все для благоустройства виноградника,  И , так как дела потребовали его присутствия в другом месте,  ОТДАВ ЕГО , свой виноградник,  ВИНОГРАДАРЯМ , заключив с ними договор о своевременном получении с них определенной части вина и плодов за это,  ОТЛУЧИЛСЯ  на долгое время.  КОГДА ЖЕ ПРИБЛИЗИЛОСЬ ВРЕМЯ собирания  ПЛОДОВ , а время это, по закону левитов, наступало не раньше пяти лет,  ОН ПОСЛАЛ СВОИХ СЛУГ , одного за другим,  К ВИНОГРАДАРЯМ ВЗЯТЬ СВОИ ПЛОДЫ , т.е. принадлежавшую ему часть плодов, какова бы она ни была;  ВИНОГРАДАРИ ,  СХВАТИВ СЛУГ ЕГО , ИНОГО ПРИБИЛИ  (много били и с безчестием прогнали назад, ни с чем), ИНОГО  же и совсем  УБИЛИ ,  А ИНОГО  со зверским озлоблением ПОБИЛИ КАМНЯМИ . Несмотря на такую возмутительную несправедливость и злобу,  ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ОН  (долготерпеливый хозяин виноградника)  ДРУГИХ СЛУГ ,  БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО; И С НИМИ ПОСТУПИЛИ ТАК ЖЕ .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слово при посещении паствы, сказанное в селе Трущевой Никитовке, Богодуховского уезда 27 июля 1844 г. Скоро, братие мои, наступит жатва; и каждый из вас пойдет на поле свое для собирания того, чем благословил Господь. Благодарение любви Его, ныне есть что собирать! Если к радости о собирании присовокупится благоразумное употребление собранного, то плодов единого нынешнего лета станет не на один год. Но, готовясь принять плоды от Господа, – ибо «ни насаждаяй, ни напаяяй есть что, но вся возращаяй Бог» ( 1Кор. 3:7 ), – надобно подумать, братие мои, и о плодах для Господа. Не напрасно слово Божие сравнивает души наши с нивами и вертоградами, а Самого Господа – с Вертоградарем и хозяином поля. Это знак, что Господь также ожидает плодов от всех нас, как мы ожидаем их от полей и садов наших. И да будет известно вам, братие мои, что и мы, если являемся к вам по временам, то для того именно, чтобы от лица Небесного Домовладыки, Которого есмы, хотя недостойные, посланники и слуги, напомнить вам о необходимости такого духовного плодоношения. Впрочем, вы сами можете судить об этой необходимости уже по одному простому сравнению того, что мы делаем для полей наших, и что Он сделал и делает для душ и сердец наших. Самый прилежный из вас что сделал для своего поля? Разодрал недра земли плугом, размягчил вспаханное и очистил от сора, разбросал по нему семена и потом заборонил посеянное землей. Вот наши труды. Много, если среди них упала с лица нашего на поле какая-либо капля пота. А Домовладыка Небесный, Спаситель наш? Он для соделания душ наших плодоносными для добродетели, кроме многих других естественных средств, сошел для этого Сам на землю, принял на Себя нашу плоть, провел тридесять три года в непрестанных трудах, нищете и озлоблении 15 , претерпел наконец ужасные мучения и смерть на Кресте. Каковы же мы на самом деле? Что можем представить ныне своему Господу? Известно, каких плодов ожидает Он от нас: веры живой и правой, дел чистых и благих, милосердия к бедным и покаяния во грехах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Вопрос: В книге Тима Даули " Жизнь в Библейские времена " в главе " Религия и праздники " , я прочитал, что у евреев были праздники благодарения за урожай ячменя, пшеницы и винограда, и на каждом из этих праздников евреи вспоминали великие события. Например: Пасха: жатва ячменя, Пятидесятница: жатва пшеницы, праздник Кущей: сбор винограда. Почему люди праздновали религиозные праздники совместно со светскими? Это сами люди там установили даты празднований великих событий своего народа совместно с благодарением за урожай, или Сам Господь попустил это как знамение? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Человек трудится, чтобы иметь всё необходимое для жизни, но результат зависит от Божьего благословения. После потопа Господь обещал через патриарха Ноя: впредь во все дни земли сеяние и жатва… не прекратятся (Быт.8:22). Пророки наставляли древних евреев почитать Бога, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы (Иер.5:24). Сам Господь напоминает Израилю, что плоды земли он будет иметь в изобилии, если будет хранить и исполнять уставы и заповеди: Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться (Вт.11:13-15). При сборе урожая первое  и самое высокое чувство, которое рождалось в душе земледельца библейских времен, было чувство благодарности к Богу Творцу. Поэтому все первородное посвящалось Господу и приносилось к святилищу.  Самым благоприятными днями   для этого были дни праздников. Установление это было дано Самим Господом: Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков… [наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою  (Исх.23:14-16).

http://pravoslavie.ru/6724.html

Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход ( Исх.23:14-16 ), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15й день 1го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки , Господа твоего ( Исх.23:17 ). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.16:9: Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве ), затем семь недель стали отсчитывать от Пасхи. Определение точного дня праздника вызывало разногласия среди иудеев: так, саддукеи отсчитывали семь недель от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы); фарисеи считали, что под «субботой» подразумевается первый день Пасхи, т. е. 15 нисана, и отсчитывали семь недель от следующего дня — 16 нисана. В I в. по Рождестве Христовом позиция фарисеев возобладала. Во II в. по Рождестве Христовом с праздником седмиц в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта. Эта ассоциация, возможно из иудейских источников, была известна церковным писателям (например, блаженному Иерониму, блаженному Августину 1 ). В раввинистической литературе праздник носит названия «седмиц», «завершающего собрания», «завершающего собрания Пасхи». Термин «Пятидесятница» в иудаизме не встречается, но известен по памятникам эллинистического иудаизма ( 2Мак.12:32 ; Тов.2:1 ; несколько раз упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности»). В позднем иудейском богослужении традиционно используются, в частности, чтения: Исх.19 и 20 (о даровании закона на горе Синай), Чис.28:26—31 (здесь отражается древнее значение этого дня как праздника жатвы) 2 . В сирийском Лекционарии по рукописи Британской библиотеки из фонда Additional (Add. 14528) в числе чтений на Пятидесятницу указывается Исх.19:1 - 20:17 (возможно, это говорит о влиянии практики иудейского богослужения).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Приближался один из трех величайших праздников иудейских – поставление кущей. Этот праздник установлен был в воспоминание странствования евреев по пустыне ( Лев. 23, 42–43 ), когда они жили в палатках и кущах: но вместе с тем, начинаясь в 15-й день седьмого месяца тисри и продолжаясь до 21 (по современному летоисчислению это конец сентября и начало октября), он был также праздником окончания жатвы и собирания плодов ( Исх. 23, 16 ; Лев. 23, 39 ; Втор. 16, 13 ). По заповеди Моисея в праздник кущей, так же, как в праздник пасхи и пятидесятницы, каждый совершеннолетний израильтянин обязан был явиться пред лицем Господа ( Втор. 16, 16 ), т. е. по построении храма – в Иерусалим, и не с пустыми руками, а с дарами, сообразно с достатком каждого. Окончание полевых работ и обильный сбор земных плодов делали этот праздник особенно радостным для народа, так что он слыл «святейшим и величайшим» и наблюдался особенно строго. Во время праздничной седмицы иудеи жили в кущах, которые делали из древесных ветвей и расставляли везде, где можно, на дворах, плоских крышах домов, улицах и площадях, а для ближайшего напоминания о торжестве, по заповеди закона ( Лев. 23, 40 ), празднующие носили в руке пучок из ветвей красивых и широколиственных дерев. Все возрастное население Палестины, пользуясь досугом, обыкновенно спешило к иерусалимскому храму, где в этот праздник совершались самые торжественные обряды. Кроме многочисленных ежедневных жертв всесожжения и хлебного приношения, подробно указанных в Моисеевом законе ( Чис. 29, 13–39 ), каждый день утром происходил обряд возлияния воды: священник выходил из храма к силоамско-му источнику и, почерпнув воды в золотой сосуд, приносил к жертвеннику и здесь, смешав ее с вином, при звуках музыки и пения псалмов выливал на жертвенник. С первого же дня, вечером, в притворах храма возжигали золотые светильники, которые, распространяя свет свой с вершины горы храма на весь город, немало служили к украшению праздника. На восьмой день праздник оканчивался, и все богомольцы возвращались в свои дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Вторая часть. Отделение II Внимай себе и учению и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебе (Тим. 4:16). Слово I. О посте I. О посте вообще Время поста ныне, Христоименитое собрание! Сего ради весьма прилично, думаю, о нем теперь беседовать с вами. Когда приходит весна и земледельцы начинают орать, сеять, о чем тогда говорят обыкновенно? О сих самых предметах. А при наступлении и продолжении лета? О жатве хлеба, собирании овощей, древесных плодов и о прочем сему подобном. Итак, в общежитии мирском чем когда занимаются на деле, о том бывают слова и разговоры. Следовательно, и в общежитии духовном, между верными, не иному прилично быть беседованию ныне, как о посте, потому что время настоит такое. Предприемля говорить о святом посте, мы раскроем: во-первых, что такое пост во всеобщем понятии; во-вторых, какие оного виды и по каким причинам тот, или другой вид поста соблюдать надлежит; в-третьих, с какими ограничениями или без оных. Пост, во всеобщем понятии, есть воздержание себя от всего того, что хотя по естеству и приятно нам, человекам, от первобытного, беспорочного состояния отпадшим, однако вредно и богопротивно как само в себе, так и ради худых последствий от того, ежели не воздержимся и не предостережем себя. Например: свойственно человеку гневаться, однако ж и вредно, и богопротивно, особенно ежели в сем случае из границ выходим. Следовательно, предостерегать себя от гнева, воздерживаться от душевного, вкупе же и телесного возмущения есть пост. Естественно и приятно наслаждаться пищею и питием, по вкусу приуготовленными, однако ж вредно и богопротивно, ежели в том меры знать не станем. Следовательно, воздерживаться от брашен есть так же пост. Отсюда видите, слушатели, что пост, во всеобщем значении, довольно пространное есть как бы поле, в котором заключаются многие нравственные предметы. Ибо не одно гневаться и яствами пресыщаться вредно и богопротивно, но сколько находится других помыслов, похотений, намерений, страстей и действий, которых источник хотя в природе нашей поврежденной, но за которыми, однако, последствия текут самые злые, с законом вечного несогласные и богопротивные.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010