35 Th. Frommann. “Kritishe Beitrage zur Geschichte des Florentiner Kircheneinigung”. Halle 1872 p. 69–82, 46 sq. 39 Gill op. cit. Первый том посвящен истории источников и Собору в Ферраре, а второй – Собору во Флоренции. Прекрасное издание, представляющее сохранившийся материал в более полном и обработанном виде, чем это у Манси и Хардуина. 41 История эта сопровождается достаточно свободным переводом на латинский язык, сделанным английским богословом Робертом Крейтоном, который посвятил свой труд Королю Карлу II; перед тем как передать текст, труд имеет обширное предисловие. Сама история Сиропула (ошибочно именуемого Крейтоном «Сгуропулом»), конечно, драгоценный источник по своей детальности и обширности. К сему Крейтон присовокупил примечания и алфавитный указатель. 48 Укажем главнейшую литературу о Флорентийской Унии. Augustino Patracio. “Summa Concilii Florentini” (1480) ap. Mansi et Harduin. op. cit. Leo Allatius. “De Ecclesiæ occidentalis atque orientalis perpetua consensione”, lib. III. Giustiniani. Acta Concilii Florentini. Roma 1638. Cecconi. “Studi storici sul Concilio di Firenze”. C. J. Hefele. op. et tom. cit. Th. Frommann. op. cit. Горский: «История Флорентийского Собора». Москва 1847 г. (книгу эту нигде невозможно достать теперь). N. Kalogeras. « Μρκος Εγενικς κα Βησσαρων καρδινλις». Athenas. 1893. Diamantopoulos. « Μρκος Ε γενικς κα ν Φλωρεντα ονοδος». Athenas 1899. Callistos Blastos. « Βιογραφα... το Μρκου ρχιεπισκπου φ– σου το Ευγενικο». Athenas 1887. Dräseke. “Zur Kircheneinigungs- versuch des Jahres 1439” in “Byzantinische Zeitschrift” V. (1896) et ‘‘Marcos Evugenikos und Kardinal Bessarion» in «Neue kirchl. Zeitschrift” 184. Zhischmann. “Die Unions verhandlungen zwischen der orientalischen und der romischen Kirche”. Wiene 1852. Gotlob. “Aus den Rechnungsbüchern Eugens IV zum Geschichte der Florentinums” in “Histo- risches Jahrbuch” t. 14 1893. Vannutelli “II Concillio di Fi- renze”. Roma 1899. Theineer et Miklosich. “Monumenta spectantia ad unionem ecclesiarum Graece et Romanæ”. 1872. L. Brehier. “Attempts at Reunion of the Greek and Latin Churches” in “Cambridge Medieval History”. Pierling. “La Russie et le Saint Siège” 2-me edit. 1906. G. H. Hofmann. “Die Konzilsarbeit in Ferrara”, in “Orientalia Christiana Periodica”. Roma 1937. “Die Konzilsarbeit in Florenz” ibid. 1938. A. Vogt in “Dictionnaire de Theologie Catholique” t. 6c. 24 sq. Van der Essen in “The Catholic Encyclopædia” t. 6. p. 111 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

41 Известно, что титул этот составляет аллюзию к словам Спасителя: «кто хочет быть у вас первым, пусть будет всем слуга». 42 Т. е. не останавливаясь на главе (V) «О патриаршем синоде и ближайших помощниках патриарха по управлению» – по той простой причине, что эта глава, сопоставленная с сочинением Чижмана Die Synoden und die Episcopal-Ämter in der morgenländ, Kirche (Wien, 1867 г.), производит впечатление дурной копии с мастерского оригинала. 43 В пример того, как автор обращается с труднейшими вопросами первоначальной русской церковной истории, укажем на следующее разрешение вопроса о знаменитых «корсунских попах» новокрещенного Владимира. Сославшись на польских историков (Длугоша, Меховита и Старыйковского), которые видят в этих «попах» весь клир корсунской церкви вместе с тамошним епископом, крестившим русского князя, г. Барсов объявляет: «это свидетельство особенно нравится нам, так как оно совершенно просто и ясно решает вопрос о заимствовании русскими первой своей иерархии» (стр. 355 – 356). О личных вкусах принято не спорить, но принято также не давать им места в решении вопрсоов научных. 45 С особенной полнотой развита эта теория двумя греческими канонистами – Вальсамоном и Димитрием Хоматинов (см. Picher Geschichte d. kirchl. Nrennung zw. Orient und Occident. D. I. s. 415 – 515). Ср. также приведенный далее в тексте отрывок из грамоты патриарха Антония. 46 См. Parthey, Hieroclis Synecdemus et notitiae, по указателю под словом ‘Ρωσα. Не вдаваясь, подобно г. Барсову, в расследования или, точнее говоря, в повторение чужих расследований по вопросу, когда именно русская митрополия внесена в список митрополий, подчиненных константинопольскому патриарху, заметим только, что автор неверно утверждает, будто в списке, составленном Нилом Доксопатром (ок. полов. XII в.) «не поименовано русской митрополии» (стр. 368, примеч. 1); напротив, Доксопатр прямо говорит: λλ κα ες τν μεγλην ‘Ρωσαν π το πατριρχου Κωνσταντινουπλεως στλλεται μητροπολτης (Parthey, op. cit. p. 297) и дает понять, что эта митрополия, как юннейшая и наиболее отдаленная от Константинополя, занимала в официальном списке последнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Для Греческой и Римской церкви проблема канона закрыта несмотря на то, что в строгом смысле слова она не решалась вселенским собором, с участием представителей всей церкви. Протестанты же говорят о свободе доникейской эпохи и о праве на возобновление исследований в отношении происхождения и истории каждой книги Библии. Не имея такой свободы, экзегетическое богословие не может по–настоящему развиваться. §139. Католическое предание Ириней: Adv. Haer. Lib. I, с. 9, §5; I. 10, 1; III. 3, 1, 2; III. 4, 2; IV. 33, 7. Тертуллиан : De Praescriptionibus Haereticorum; особенно с. 13, 14, 17–19, 21, 35, 36, 40, 41; De Virgin, veland., c. 1; Adv. Prax., c. 2; с другой стороны, Adv. Hermog., с. 22; De Carne Christi, с. 7; De Ressurr. Carnis, с. 3. Новациан: De Trinitate 3; De Regula Fidei. Киприан: De Unitate EccL; с другой стороны, Epist. 74. Ориген: De Princip. Lib. I. Praef. §4 – 6. Кирилл Иерусалимский: Κατηχσεις (написан в 348). J. A. Daniel: Theol. Controversen (учение Писания как источник знания). Halle 1843. J. J. Jacobi: Die kirchl. Lehre von d. Tradition u. heil. Schrift in ihrer Entwickelung dargestellt. Berl. I. 1847. Ph. Schaff: Creeds of Christendom, vol. I, p. 12 sqq.; II. 11–44. См. также список литературы к следующему разделу. Отцы церкви, особенно Ириней и Тертуллиан , опирались не только на Писание, но, с не меньшей уверенностью, и на «правила веры» 990 , то есть на общее предание веры в церкви, которое возвещалось устно по непрерывной цепи епископов, от Христа и Его апостолов до наших дней, и до сих пор живо прежде всего в изначально апостольских церквях, таких как церкви Иерусалима, Антиохии, Ефеса и Рима. Тем самым предание неразрывно увязывалось с первоначальным епископатом. Последний был средством сохранения первого, и оба они считались оплотами защиты от ереси. Ириней противопоставляет тайные предания гностиков открытой и неискаженной традиции католической церкви и указывает на все церкви, но особенно на римскую, как на зримое средоточие единства учения. Все, кто хочет узнать истину, говорит он, могут видеть во всей церкви предание апостолов. Мы можем проследить цепь епископов, рукоположенных апостолами, и их преемников вплоть до нынешнего времени, и они никогда не учили таким ересям и не знали о них. Затем, в качестве примера, он перечисляет двенадцать первых епископов Рима от Лина до Элевтера как свидетелей чистого апостольского учения. Он мог бы представить себе христианство без Писания, но не может представить себе христианства без живого предания; для подтверждения своего мнения он ссылается на варварские племена, у которых есть Евангелие «sine Charta et atramento», запечатленное в их сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

163 В сущности новациане Востока суть ни кто другие, как монтанисты, отложившие бредни Монтана и оставшиеся при некоторых ригористических воззрениях первоначальных монтанистов. Новациан IV и V века на востоке следовало бы точнее называть: новомонтанистами. 166 Если верить Сократу, то и императоры Константин и Феодосий I относились с уважением к новацианскону обществу (I, 13; V, 10), хотя, конечно, считали его неправославным. 171 Лучшую оценку известий Филиппа в указанном случае делает. Redepenniug, в статье: Alexandrinische Katechetenschule (Herzog-Hauck. Encyklopädie. В. I, S. 291 – 292). 173 De-Boor. Neue Fragmente in bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Harnack. В. V. Heft 2, s. 167 – 184. Leipz. 1888). 174 Нейман, издатель некоторых сочинений Юлиана, сообщает, что в одном Венском рукописном кодексе находятся тоже некоторые фрагменты из Филиппа, доселе никем неизданные. Harnack. Die Griechischen Apolog. S. 179. Anmerk. 176 Sokrates in Vergleichung mit den beiden andern, insbesonders dem Sozomenus, gerühmt werden kann, dass er über die Häresen billiger und unbefangener urtheilt in dem Interesse für Orthodoxie und Hierarchie gemssigter und mit Lobsprüchen gegen die Häupten der Kirche und des Staats weniger verschwenderisch ist, überhaupt ein reineres Bewusstsein der Aufgabe des Geschichtschreibers an den Tag legt. – Die Epochen der kirchl. Geschichtsschreibung. S. 27. 179 Конечно, вопрос о Манесе и манихействе не так прост, как представляет его Сократ; это открылось в особенности после наследований Кесслера (Kessler – в Энциклопедии Герцога – Гаука и в отдельном сочинении, коего вышел, впрочем, кажется, лишь один том). 181 Исчисление и недостаток церковной истории Сократа можно нахо­дить у Гарнака в прежде цитированной его статье (S. 412 – 413) и в книжке Ieep " a. 182 См. по вопросу о неполноте истории Созомена выше, стр. 113. – Впрочем в церковной истории Созомена встречаются рассказы и о таких событиях, которые произошли позднее 423 года. Так в IX кн. (гл. 2) Созомен повествует о событии открытия частиц от мощей св. сорока мучеников, но это случилось около 438 года, в патриаршество св. Прокла (см. арх. Серия. «Полный месяцеслов Востока», т. II, часть II, стр. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

28 Жизнь этого мистика заключала в себе много интересного, загадочного и, что особенно важно, не мало представляла в себе нравственных мотивов. Бём, напр., жаловался на бедственное состояние церкви, на раздоры между богословами, на ханжество в богослужении, на упадок школ, университетов и т. п. С другой стороны, он в своем мистическом учении одухотворял мир физический и овеществлял мир духовный; реальное и идеальное он, без различия, сводил к единству в абсолютном и, в свою очередь снова выводил все из божественного Существа. Все это вместе, а также и самый язык сочинений Бёма, темный и загадочный, казались слишком занимательными для тогдашнего суеверного и склонного ко всему таинственному общества; а потому, слишком многие увлекались Бёмом. 29 О лабадистах мы скажем несколько подробнее, когда у вас будет речь о Шпенеровых collegiis piemamis,–uлu благочестивых собраниях. 30 Мистик Яков Бём учил, будто бы праотец Адам соединял в себе и мужское и женское половые отправления. Однажды Адам, по словам Бема, от действия на него духа мира, устал и заснул. Бог, во время этого сна Адама, взял одну из частей его тела (имепно veneris matricem) и из нее создал жену Адаму. Тогда произошло взаимное влечение полов и т. д. (См. Hossbach. 1, 52). 31 «Были и тогда, говорит Толюк, люди, которые все воскресные дни проводили в церкви... Таинство евхаристии, обыкновенно совершавшееся (у лютеран) однажды в год, совершалось некоторыми гораздо чаще, напр., пред браком, при вступлении в должность, при отправлении в путь и т. п. Молитва пред вкушением пищи, а также: – утром и вечером, была делом обыкновенным в семействах. Чтение книг нравственного содержания и Библии занимались, конечно, только в высших сословиях, потому что тогда многие – даже члены магистрата (Ratsherrn) не умели ни читать, ни писать. В высших же слоях общества усердно читали Библию». Так, например, о Георгие II Гессенском известно, что он, в продолжение всей своей жизни, перечитал Библию 28 раз. Маркграф же Баденский Дурлах (Durlach) перечитал ее всего пятьдесят восемь раз. Кроме этого, весьма многие усердно читали разные сборники проповедей и разные назидательные книги, начинавшие появляться после первого в этом роде сочинение Арнда под заглавием: „Wahre Christenthum.» (См. Tholuck, das Kirchl. Leben des XVII Jahrhunderts. VI. Das religios – sittliche Leben. Vgl. Bei H. Schmid’s, Gesch. des Fietismus. s. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

По назначению Франке, в Ост-Индию отравились в качестве миссионеров два лица: Плютшау и Цигенбалг. В тоже время, в Галле был учрежден миссионерский институт, поставленный под управление миссионерского общества в Копенгагене и сделавшийся потом источным пунктом миссионерской деятельности пиетистов в разных странах отдаленного севера. Из числа миссионеров, выходивших из этого заведения, многие с ревностью проходили свое проповедническое служение. Таков был норвежский миссионер Ганс Эгеде, трудившийся в пользу распространения Евангелия с полным самоотвержением. Он проповедовал Евангелие в Норвегии такому языческому народу, который отделен быль от христианских государств обширным пространством и страшными льдами. Жена и дети Эгеде сопровождали его в далекие снежные пустыни, где они построили для себя шалаши и учили туземных язычников истинам христианской веры, по протестантскому исповеданию. Самоотверженное семейство должно было переносить тяжелые труды и бороться с вопиющими нуждами. После 15-летнего миссионерского труда, Эгеде возвратился в Копенгаген. Место отца занял сын, продолжавший свое миссионерское дело до своей смерти (1758 г.). См. I. W. Т. Bauer, Kurzer Abriss der christl. Kirchengesch. Leipzig. 1866. s. 253 и след. 63 Лучшие источники для истории вюртембергского пиетизма: Gruneisen, Geschichte der religiosen Gemeinschaften in Würtemberg in Allgen’s Zeitschrift 1841. – Historisch-topographische Notizen über den Pietismus in W. Ev. Kzt. 1828 г. 10. – Steudel, der Pietismus in Ev. Ezt 1835. 70. – Nanz, der Pietismus in W. Eine bistorische Skitze. 1841. – Römer Kirchl. Gesch. W’s 1843. 64 Шнеперу в приобритении хорошей репутации в Вюртеыберге много помогло, между прочим, его родство с фамилиею знаменитого канцлера Фаренбюлер (см. Herzog, К. Enz. „Pietismiis». s. 660). 66 В доме Петерсена жила и Розамунда ассебургская. См. Haudbuch der Kirchesgesch. v. Engelhardt. 1853. В. III. S. 537 – 8. Подробные же сведения о бреднях Петерсена можно находить у Генр. Шмида, в его Geschichte des Pietismus.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

T. IV. Казань. 1865. Стр. 399. 301 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. VII. Казань. 1873. Стр. 266–268. 302 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. I. Изд. 2. Казань. 1887. Стр. 269. По первому изданию стр. 678. 305 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. IV. Казань. 1865. Стр. 512. 306 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. VII. 1873. Стр. 667. 309 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. I. Изд. 2-е. Казань. 1887. Стр. 149. По 1-му изд. стр. 370. 310 О церкви. Berlin. 1888. Стр. 47 примечание третье. Чтобы убедить читателя в точности своего перевода, автор приводит латинский текст в таком виде: nostra sedes auctoritate adseito, nostraque vice et loco potestate usus. Этот образчик латинской бессмыслицы показывает, с какою небрежностью издаются заграницей русские книги. На корректуру не обращено внимания даже там, где требуется величайшая пунктуальность. 313 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. I. Изд. 2. Казань. 1887. Стр. 147. 316 Там же. Стр. 72 примечание первое. На стр. 78 автор опять обращает внимание читателей, что послание Анатолия «в русских изданиях не полагается». 317 У Миня оно издано в Patrolog. lat. Tom. LIV. Col. 975–984 . Ученые, у которых встречаются выдержки из рассматриваемого послания Анатолия, цитируют какое либо издание творений папы Льва I. См. напр. А. Иннокентия «Обличительное Богословие» T. I. Стр. 463 и Pichler. Kirchl. Trennung. I, 126. Пихлер в своем труде широко пользовался изданием Манси. Цитирование им послания Анатолия по другим изданиям, заставляет предполагать, что у Манси оно опущено также, как у Гардуина и Либбея. 319 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. VII. Казань. 1873. Стр. 46 примечание третье. 320 О церкви. Berlin. 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Строгая римско–католическая догма, впервые ясно определенная святым Августином (хотя неохотно и в самой мягкой форме), гласит, что все некрещеные дети попадают в ад по причине греха Адама и обязательности крещения для спасения. Dogma horribile, sed falsum 478 . Христос, Который есть Истина, благословил некрещеных детей, объявив, что «таковых есть Царствие Небесное». Аугсбургское исповедание (Art. IX) продолжает учить, возражая анабаптистам, «quod baptismus sit necessarius ad salutem», но ведущие лютеранские богословы сводят абсолютную необходимость крещения к относительной или требуемой по уставу; реформатские церкви, под влиянием учения Кальвина, пошли дальше и объявили спасение зависящим от божественного избрания, а не от таинства, и теперь обычно утверждают, что все дети, умершие во младенчестве, спасены. Во Втором Шотландском вероисповедании (1580 г. по P. X.) впервые было выражено неприятие «жестокого осуждения [папистами] младенцев, умерших без таинства», и учения об «абсолютной необходимости крещения». §72. Обучение новообращенных и конфирмация I. Кирилл (Κριλλος) Иерусалимский (315 – 386): 18 Catechetical Lectures, адресованных к новообращенным (Κατηχσεις φωτιζμενων) и 5 Mystagogical Lectures, адресованных только что крещеным. Лучшее издание: Touttée, Par. 1720, репринт: Migne, Patrol. Gr. vol. 33. Августин (умер в 430): De Catechizandis Rudibus. II. Bingham: Antiquities, Χ. 2. Zezschwitz (лютеранин): System der christl. kirchl. Katechetik. Leipzig, vol. I. 1863; vol. II. in 2 Parts, 1869 and 1872. Joh. Mayer (католик): Geschichte des Katechumenats, and der Katechese in den ersten sechs Jahrh. Kempten 1866. A. Weiss (католик): Die altkirchliche Pädagogik dargestellt in Katechumenat und Katechese der ersten sechs Jahrh. Freiburg 1869. Fr. X. Funk (католик): Die Katechumenatsclassen des christl. Alterthums, «Theol. Quartalschrift», Tüb. 1883, p. 41–77. 1 . Катехуменат (институт готовящихся к крещению, новообращенных) играл очень важную роль в ранней церкви. Он, по сути, возник еще в апостольские времена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Более выгодные для католиков результаты дают цифры, определяющие число студентов – богословов в немецких университетах В 21 университетах Германии в летний семестр 1906 года богословие изучали 4686 студентов, из них – 2329 евангеликов и 2357 католиков. Таким образом число католиков уже превышает число протестантов, тогда как в отношении к численности населения первое должно бы составлять не более 2/3 последнего. Если же мы к католикам – университантам прибавим ещё до 500 учащихся в епископских школах и 50 немецких студентов – католиков в Инсбруке, Фрейбурге и Риме, то разница будет доходить до 600 человек. Это обстоятельство тем более важно, что представляет собою далеко не случайное явление. Уже с конца 80-х годов, прошлого столетия замечается постоянное уменьшение числа студентов – богословов в протестантстве и соответствующее увеличение в католичестве; так в 1888 году первых было 4799, последних только 142 690 . Протестанты опасаются, что, если охлаждение к изучению богословия —577— будет продолжаться и далее, то скоро может наступить недостаток в образованных кандидатах на места пасторов 691 . Что касается распределения студентов-богословов по университетам, то мы можем указать интересную статистику проф. I. Conrad’a относительно протестантских студентов, начинающуюся с 1831 года 692 . Для примера сравним 1906 год с 1886-м. В 1906 г. первое место по числу изучающих богословие занимал Тюбинген – 324 (в 1886 г. – 367), далее следуют: Галле – 318 (538), Лейпциг – 312 (656), Берлин – 286 (547), Эрланген – 148 (351), Марбург – 144 (137), Гёттинген – 115 (191), Грейфсвальд – 102 (216), Бонн – 83 (96), Кёнисберг – 74 (186), Гиссен – 73 (83), Гейдельберг – 71 (53), Страссбург – 63 (81) Бреславль – 61 (143), Росток – 60 (53), Иена – 57 (127), Киль – 38 (60). Таким образом за двадцать лет положение университетов в отношении студенческих симпатий значительно изменилось. Evang. Kirchl. Anzeiger объясняет первенствующее положение Тюбингена, Галле и Лейпцига в настоящее время притягательною силою тамошних знаменитостей – профессоров позитивного направления 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем и в сане пресвитера, по сказанию св. Григория Назианзина , он уже занимался составлением чина литургии, следовательно, надобно было бы допустить три периода деятельности его по этому предмету, три отдельные литургии или, по крайней мере, три редакции литургии. 204 Ренодот, между прочим, говорит, что свт. Василий, как и другие отцы, трудившиеся над устройством литургии, не составил и не мог составить новой формы ее (multo minus Basilius et Chrysostomus novas offerendi sacrificii eucharistici formas instituere poterant. Op.cit. T. I, p. XIV); между тем сам изображает литургические его труды в сущности так же, как выше сказано, что составляет новую форму, как думают и Augusti – в указ. сочинении Bd. IV, р. 334. (war er Urheber neuer Gebetsformulare und gottesdienstlichen Verrichtungen), и A.J. Binterim. Op.cit. Bd. IV. S. 225 (neue Gebetsformeln verfertiget, und neue Ordnungen getroffen hat), и Bunsen в Hippol. Bd. II. S. 400–433. Во времена свт. Василия также сначала не все ясно понимали сущность труда его; упреки неокесарийцев и переписка с ними свт. Василия по этому предмету показывают, что они не вдруг поняли, как искусно он умел в своей литургии сочетать древнее с новым (Epist. 207 и 210. Творения свт. Василия в русском переводе, 1846. Т. 7. С. 76–79). 206 Изложенное мнение утверждали: Renaudot в указ. соч. (Т. I, р. IX и XXXII), Binghaus в Origin. Christ. (Т. V, р. 116 etc.), Rheinwald в Kirchl. Archäol. (S. 353), Bohmer в Christlich. Alterthüm. (Bd. II/S. 202). Против них писали: Assemani в Bibliot. Orient. (T IV, p. 137), A.J. Binterim в Denkwürd. (Bd. IV, S. 241) и другие. Daniel в Cod. liturg. (В. IV, p. 25–30) излагает доказательства pro et contra и старается сделать примирительный вывод. Такое мнение могло проистекать отчасти и из упомянутого, известного под именем св. Амфилохия, жизнеописания свт. Василия Великого (См. выше). 207 Bunsen говорит, что, допустив такое удивительное мнение (wunderliche Behauptung) о неписании важнейших частей литургии до 370 г., невозможно было бы объяснить удивительное согласие и отчасти действительно буквальное сходство между разными литургиями древнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010